1. Софроний (Подгоричанин) 1710 -1711 2. Викентий (Попович) 1711 -1725 3. Моисей (Петрович) 1725 -1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731 -1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739 -1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749 -1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769 -1774 9. Викентий (Иоаннович-Видак) 1774-1780 10. Моисей (Путник) 1781 -1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790-1837 12. Стефан (Станкович) 1837 -1842 13. Иосиф (Райячич) 1842 -1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848 -1861 2. Самуил (Маширевич) 1864 -1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874 -1879 4. Герман (Ангелич) . 1881 -1888 5. Георгий (Бранкович) 1890 -1908 6. Лукиан (Богданович) 1908 -1913 III. Черногорская Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697 -1735 2. Савва 1735 -1766 -1781 3. Св. Петр I 1781 -1830 4. Петр II 1833-1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863 -1882 7. Виссарион 1882 -1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920 -1930 2. (40) Варнава 1930 -1937 3. (41) Гавриил 1937 -1950 4. (42) Викентай 1950 -1958 6. (43) Герман 1958 -1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) IV. Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958 -1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор-ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого).

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

3. Моисей (Петрович) 1725–1730 4. Викентий (Иоаннович) 1731–1737 5. Патриарх Печский Арсений (Шакабенда)1739–1748 6. Исайя (Иоаннович), 1749 7. Павел (Ненадович) 1749–1768 8. Иоанн (Георгиевич) 1769–1774 9. Викентий (Иоаннович–Видак) 1774–1780 10. Моисей (Путник) 1781–1790 11. Стефан (Стратимирович) 1790–1837 12. Стефан (Станкович) 1837–1842 13. Иосиф (Райячич) 1842–1848 Карловацкие Патриархи 1. Иосиф (Райячич) 1848–1861 2. Самуил (Маширевич) 1864–1870 3. Прокопий (Ивачкович) 1874–1879 4. Герман (Ангелич) . 1881–1888 5. Георгий (Бранкович) 1890–1908 6. Лукиан (Богданович) 1908–1913 III. Чephoropckaя Митрополия Митрополиты 1. Даниил 1697–1735 2. Савва 1735–1766–1781 3. Cb. Nemp I 1781–1830 4. Nemp II 1833–1851 5. Никанор 1852(1858) -1860 6. Иларион 1863–1882 7. Виссарион 1882–1884 8. Митрофан 1884(1888) -1920 После восстановления Патриаршества 1. (39) Димитрий 1920–1930 2. (40) Варнава 1930–1937 3. (41) Гавриил 1937–1950 4. (42) Викентай 1950–1958 6. (43) Герман 1958–1990 7. (44) Павел со 2 декабря 1991 г. (интронизация) Предстоятели Македонской Правосланой Церкви Архиепископы 1. Досифей 1958–1981 2. Ангеларий 1981 Библиография к главе II «Сербская Православная Церковь» На русском языке Александров А. И. (еп. Анастасий). Политическая и церковная жизнь славянства в XIX веке. Казань, 1911. Арсений, шум. Архиепископы и патриархи Сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия//«Правосл. Обоэрен.». М., 1868. 8, т. 26. Архимандрит Симеон, новый сербский подвижник//ЖМП. 1974. 10. Березкин Л. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви в Хорватии, Славонии и Далмации//«Хр. Чт.». 1873. Т. II. БудиловичА. С., проф. Очерки из Сербской истории//«Славянский сбор–ник». 1877. Т. II. Буткевич Т. И. Высшее управление в православных автокефальных Церквах. Харьков, 1913. Варнава Китросский, митроп. Основные положения об управлении Православных Патриархатов с историческими обозрениями. — Афины, 1972. (Машинопись, перевод с греческого). Василий (Пронин), архим. Сербский подвижник иеросхимонах Феок–ТИСТ//ЖМП. 1975. 11.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Высшая церковная власть принадлежала собору епископов (сербский собор церквей) во главе с митрополитом; последнему была на некоторое время предоставлена даже гражданская власть по отношению к переселившимся сербам. Это положение и утверждено было целым рядом императорских грамот или «привилегий». Но это было лишь на первых порах; с течением времени политика правительства постепенно наклонялась к тому, чтобы высшее управление делами церкви сербской захватить в свои руки. С особенною энергиею это стремление выразилось в 1770 году, когда правительство выработало для этой цели так называемый Regulamentum privilegiorum. Но вследствие заявленного открыто недовольства этим регламентом со стороны народа, он был в 1771 году переработан и представлен на собор епископов, нарочно для этого созванный, а затем и обнародован от имени собора. Отклоняя от себя таким образом гнев народа, правительство думало обрушить его на голову сербской иерархии. Но митрополит Винценц Видак в своем представлении правительству неопровержимо доказал, что регламент не мог принадлежать собору. Тогда правительство увидело себя вынужденным пересмотреть регламент и в дополнение к нему издать (в 1779 г.) Benignum Rescriptum declaratorium Illiricae nationis. Этот законодательный акт содержал определения, касающиеся окружного управления Сербскою церковью, как то: об избрании митрополита, о его доходах, о неприкосновенном церковном фонде, об императорском праве наименования администратора митрополии и епархии, об избрании епископа и прочих церковных должностных лиц и т. п. В связи с ним был издан и еще законодательный акт, содержавший устав епархиальных консисторий и митрополитского апеллятория, называвшийся Systema consistoriale. Наряду с этим законодательным ограничением сербской церковной автономии появлялись и особые учреждения в качестве специальных органов по делам управления сербскою церковью. Памятниками деятельности этих учреждений служат многочисленные декреты и интиматы, влияние которых еще доселе можно усматривать в устройстве сербской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович, † 1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

«Впереди нас был только Бог!» В советские времена лучшим подарком из-за границы считался видеомагнитофон, «видак», как тогда говорили. Предприимчивые товарищи, «толкнув» его в комиссионном, могли на эти деньги в СССР купить кооперативную квартиру. Однако мало кто, и тогда и сегодня, знал, что изобретателем этого удивительного аппарата был в США русский инженер-эмигрант Александр Понятов. Родился Александр Матвеевич в селе Русская Айша Казанской губернии. В детстве, проявив склонность к технике, поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Потом подал документы в Санкт-Петербургский университет, но, в конце концов, увлекшись авиацией, учебу продолжил в Москве. Познакомился с «отцом русской авиации» Жуковским, который рекомендовал ему поехать на учебу в Германию. Оттуда Понятов вернулся только, когда началась война. Окончив школу летчиков, некоторое время служил в береговой артиллерии Балтийского флота, пилотом военного гидросамолета, но был ранен во время аварии. Революцию не принял и оказался в Белой армии. Проделал легендарный «Ледяной поход», добираясь в 30 градусный мороз из Сибири в Маньчжурию. Оказавшись потом в Китае, работал переводчиком, инженером-электриком в Харбине, дожидаясь визы в США. Америка была тогда на вершине бурного технического подъема, инженеры требовались повсюду. Но сначала русский эмигрант работал гражданским пилотом гидросамолетов, а в свободное время мастерил приборы в старом сарае. Вскоре он создал собственную фирму «Ампекс». Первые три буквы аббревиатуры расшифровывались просто: Александр Матвеевич Понятов. Аббревиатура «Екс» была производной от английского слова «Experimental» – «Опытный». В годы Второй мировой войны фирма, по соглашению с военно-морским ведомством США, поставляла на флот комплектующие для радарных установок. Вскоре в руки Понятова попал немецкий трофей: «Регистратор звуков на магнитную ленту», магнитофон, разработанный германской фирмой АЕГ. Талантливый изобретатель сразу задумался: а почему бы не создать аппарат, который бы записывал на пленку изображение?

http://pravoslavie.ru/66336.html

И это самое настроение «дает» массам самый популярный учитель – телевизор, он же «видак». Пойдет дело и дальше так – нас в этом ящике и в могилу зароют. Ибо телевидение наглядно и образно учит, что и как «надобно» хапать от жизни. Не напрасно запрещал Господь вкушать «яблоко познания добра и зла» прародителю Адаму. Жаль, не помогло. Змий, подобно телевизору, нашептал Еве - таки попробовать запретный плод. И нам до сих пор: увидел, понравились – расплачивайся! Телевидению нужен рейтинг, дабы дороже платили за рекламу. Иначе худую продукцию покупать не будут (хорошее - и так разберут). Ради одурачивающего рейтинга жадные теле-киношники гнусно эксплуатируют самые низменные инстинкты. «С младых ногтей» уродуют сексуальный инстинкт. Провоцируют жестокую агрессивность. Наглядно демонстрируют, как «смачно мошенничать, убивать, грабить – и кутить до упаду». Наглядно убеждают, что для наслаждение жизнью вовсе не обязательно зарабатывать кропотливым трудом. Вроде все это знают, а действенный коллективный протест организовать не могут. Гнуть хребет задаром вменяется «лохам»: рядовым учителям, врачам, инженерам и прочим «работягам», которые не умеют воровать. (Даже не умеют объединиться для защиты своего человеческого достоинства). Достаточно им пообещать чуть увеличить нищенскую зарплату – и они будут ждать, ибо «родине» трудно, пока узурпаторы за кордон воруют, а хороший президент (такой лапочка!) бессилен. Узаконили это депутаты, приняло правительство, президент «терпит». Это вовсю пользуют прочие «воры в законе» для собственного величия и углубления чувства полной безысходности «народных масс». Всякий негатив и беспредел вменяется показывать по телевидению, чтоб побольше гвоздей забить в гроб последней «праведной» надежды обездоленных родителей. Важно, чтоб не видели и не слышали разумных лидеров, чтобы «групповщина не тусовалась», чтоб не писали коллективные протесты, не мешали фальсифицировать выборы. Тогда и дети знать не будут, что может быть по-другому. Мол «ум и честь вообще - гроша ломанного не стоят; рви под себя, грабь брата, сестру и мать свою».

http://zavet.ru/deti/vishnevsky.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. Моисей (Путник), митр. Карловацкий. Портрет. Худож. Дж. Даниель Донат. 1782 г. (Путник Василий; 25.03. 1728, Петроварадински-Шанац (ныне Нови-Сад) - 28.06.1790, Вена), митр. Карловацкий Сербской Православной Церкви. Род. в семье Алекса и Мили, принадлежавшей к древнему сербскому роду, получившему в 1621 г. венг. дворянство. Учился в г. Сремски-Карловци при патриархе Арсении IV († 1748) и митрополитах Исаии (Антоновиче) и Павле (Ненадовиче) . Считался одним из самых образованных сербов своего времени. Принял монашество в мон-ре Раковац 1 нояб. 1749 г. 11 апр. 1753 г. митр. Павел (Ненадович) назначил его протосинкеллом, в следующем году поставил архимандритом кафедральной ц. свт. Николая Чудотворца в Сремски-Карловци. Был митрополичьим экзархом в Арадской епархии в составе комиссии, боровшейся с распространением унии. Важное значение придавал образованию священства и народа, финансировал богословскую школу. Добился от магистрата Сремски-Карловци выделения участка возле Соборной церкви со зданием семинарии, строительного материала, денежной дотации в тысячу форинтов и выдачи кредита в Народном банке для строительства здания школы. Он хотел, чтобы в новой школе обучались ученики независимо от их вероисповедания, но при этом часть здания была отведена только для правосл. учеников, однако власти назначили в школу немецкоязычных учителей, а серб. учитель П. Полянац был вынужден уйти. В 1757 г. был избран епископом Бачским (см. ст. Бачская епархия ) после смерти еп. Виссариона (Павловича) . В 1774 г. попросил перевести его на Темишварскую епархию , т. к. ее глава Викентий (Йованович Видак) стал Карловацким митрополитом. После смерти митр. Викентия (1780) был администратором Карловацкой митрополии, а 21 июня 1781 г. избран ее главой. В ежегодных посланиях к верующим в честь Рождества Христова и Пасхи М.

http://pravenc.ru/text/2564000.html

Когда я докладывал об этом собранию новгородцев, одна дама просто подскочила и сказала: «Боже мой, моя бабушка всегда ругалась словом «посадский», уже ныне покойная. Она говорила: “Что ты бродишь, как посадский?”» Оказалось, в конкретной деревне в Новгородской области, Холмский район, было такое подкрепление. Не говорю о том, что словарь говоров еще сохранил слово посадничать. Мы как раз знаем слово посадничать — это быть посадником. Ан нет, посадничать — совершенно нет, это означает бродяжничать и заниматься воровством. И это в том же самом Невеле, в котором засвидетельствовано посак на посаку. Это, в частности, пример абсолютно убийственный, закрывший проблему. Это подарок. Пример я вам прочту, там написано так: «Идет в посаки, а сам грамотный. Что, работы нет? Посадничать пошел!» Всё, в одном и том же диалекте — посак и посадничать это одно и то же. Тогда сразу прояснилось, что совсем не корень пос, а механизм хорошо известный: используется усечение. Например, Ермолай, в просторечии Ермак. Не знаю, знакома ли вам такая идея, что знаменитый Ермак на самом деле Ермолай. Ермак — так его фамильярно называли в ближнем кругу. Пожалуйста, какой-нибудь мастак, это вы хорошо знаете, как оно сделано? Из мастер. Ровно таким же способом — берется слово исходное, но для того чтобы сделать его экспрессивным, вульгарным, фамильярным, от него берется начало, остальное усекается и добавляется экспрессивный суффикс, вот вам получается мастак. Не знаю, сейчас, видимо, видеомагнитофоны совершенно вышли из употребления, они уже стали стариной, но, тем не менее, еще сравнительно недавно это было такое бойкое слово видак, которое ровно так же было построено, как Ермак от Ермолая. И совсем древнее лошак так же построено — этот механизм, как видите, есть. — Маклак и маклер. — Да, конечно, таким же образом. Примеров можно много назвать, все они будут обязательно экспрессивными, просторечными, фамильярными и так далее. Дело в том, что язык весь окрашен таким образом. Смотрите, кто у нас с этим суффиксом: дурак, простак, босяк, пошляк, ведьмак, лешак. А если нет, то оно обязательно будет окрашено не столько отрицательно, сколько фамильярно — это будет мастак, это будет левак какой-то. Человек может не считать, что это плохо, но, тем не менее, называет экспрессивным образом: медяк, пятак. Великолепнейшим образом передает оттенок фамильярности.

http://pravmir.ru/22-novyie-gramotyi-nad...

" Слово пацана " , которое обманет 24.12.2023 20:14:18 Сергей Комаров   Посмотрел сериал " Слово пацана " . Что ж, неплохая работа. Новый Балабанов, можно сказать. Показан важный срез нашей истории. Все это было. Может, где-то чуть драматизировали, ради законов жанра. Но в целом - верно. Отголоски этих " понятий " и разборок я и сам застал в юности. Все эти деления на " районы " , действия в каждом молодежных группировок с сопутствующим букетом преступлений, околоблатная этика, специфический сленг и тд. Вроде бы все это уже в прошлом. Районы уже никто не «держит», молодежные банды по улицам не бродят и друг на друга не нападают. Шапки с людей не срывают, из-за «видака» разборок не устраивают. Кстати, о " видаке " - в фильме прекрасно показана его роль в разложении русской молодежи той эпохи. " Видак " как символ второсортного голливудского мусора, который обрушился на нас в те годы ливнем насилия и порнографии.... Да, то время ушло. Но модель отношений и подобный образ решения вопросов в какой-то мере остается - даже на государственном и международном уровне. Пацаны выросли, заняли важные должности - а закваска осталась. Зачастую все работает в режиме тех же понятий. Есть внешний слой политики, а есть внутренний - те же «расклады», «предъявы», свой «беспредел» и тд. То, что эти два мира - уличный и политикум - могут работать по одним и тем же правилам, показано в последней серии фильма: Марат сдает милиции банду, в ответ партийное начальство находит его обидчика и отдает ему на расправу. Баш на баш, как говорится. «Блатные - не люди» - написал некогда Шаламов, который в теме разбирался. И подробно обосновал свою мысль. Рассказал, на что способен человек там, в этом мире. Нет там никакой справедливости, там волчьи законы. Правят бал страсти человеческие, гордыня и произвол. Сериал также показывает диавольский обман всех этих «справедливых законов» улицы, являет подлинную цену " слова пацана " . К чему приводит следование этим законам, нарисовано ясно. Нормальная жизнь разрушается.

http://radonezh.ru/2023/12/24/slovo-paca...

Я замер, прижимая удивительный подарок к груди. Ну что… Надо вернуться? Или нет… Или вернуться? Блин! Да детдомовцам и так привезли кучу подарков! Там был даже видеомагнитофон «Электроника ВМ-12» и много видеокассет с разными фильмами, и с Брюсом Ли тоже, и мультики, я видел! И игр всяких тоже куча! И это все будут смотреть они, а не я! Вообще непонятно, почему я должен был вернуть им эту приставку. Ведь у меня никогда не будет такой, и видеомагнитофона тоже не будет, играть я никогда не буду, смотреть удивительные волшебные фильмы тоже! Да верну я ее, верну! Но потом! Они все равно сейчас ничего не заметят, будут видак смотреть! Я зашел домой, крепко прижимая приставку к груди. Родителям сказал, что мне дал на лето поиграть Саша Долгов. Да, я хорошо играл на гитаре. Сам он уезжает в Сочи, а я за это его на гитаре буду учить играть, прямо с сентября. Ну, осенью, да – верну. Приставка, игры, картриджи… это загадочное волшебство полностью поглотило меня в этот вечер, залило, как нефтью, и даже в голову не приходило, что я делаю неправильный выбор, иду не по той дороге. Я даже не думал, что если верну приставку, то меня, может быть, даже пригласят с ними поиграть, и будет намного интереснее, чем играть одному у себя дома в краденый подарок. Даже мысли не появилось, как огорчатся ребята, когда узнают, что у них никогда не будет такой приставки. Не хотел знать, что наверняка будет какое-то расследование и кого-то накажут, может быть и Сашу Монаха. Не хотел выбирать, не хотел никакой свободы. Хотел играть – и ничего больше. Что-то черное, липкое и очень приятное охватило меня с ног до головы, и я чувствовал, как во мне пульсирует эта радость, оттого что теперь у меня будет чужое счастье, оттого теперь будет хорошо. Я даже вспомнил свой разговор с Монахом и улыбнулся. Ведь этот подарок прилетел совершенно волшебным образом! Может, вот оно и есть, то самое счастье, о котором он говорил! Может, это и есть та самая любовь, пусть немного черная, ну и что! Папа был в командировке, мама принимала экзамены у заочников, ей было совсем не до меня, а бабушка сразу поверила, что приставку дал Саша Долгов, она знала, что я хорошо играю на гитаре. Сестре тоже было не до меня, все время она проводила со своими женихами и даже порадовалась моей предприимчивости – мы вместе играли в приставку с ней и ее тогдашним парнем Игорем.

http://pravmir.ru/monah-iz-detskogo-doma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010