Вероятно, первоначально школа располагалась в доме, подаренном братству Галшкой Гулевичевной. Однако местоположение этого здания точно не установлено. Нек-рые исследователи отождествляли его со зданием, использовавшимся впоследствии как поварня Братской обители. Но археологические исследования показали, что это строение было возведено лишь на рубеже XVII и XVIII вв. В 30-х гг. XVII в., после объединения 2 школ, в Братском монастыре была построена ц. во имя св. князей Бориса и Глеба с трапезной. Возможно, в том же здании располагались и учебные аудитории. Среди прочего, митр. Петр завещал Братскому мон-рю неск. сел, вотчин, домов и дворов, серебряную посуду, принадлежавшую его семье, митрополичье облачение и митру, украшенные фамильными драгоценностями, серебряный крест, саккос и свою б-ку, состоявшую из 2131 книги. Коллегию он называл единственным подлинным приобретением за всю свою жизнь и просил исполнителей своего завещания сохранить ее на вечные времена. Вскоре после смерти митр. Петра (Могилы) началась казацкая война под предводительством Б. М. Хмельницкого . Военные события отразились и на состоянии Киево-Могилянской коллегии. Так, летом 1651 г., во время вступления в Киев войск литов. гетмана Я. Радзивилла, Братский мон-рь и Киево-Могилянская коллегия были разграблены. В результате подписания Переяславского договора (1654) Киев стал пограничным городом и в течение неск. последующих десятилетий находился под постоянной угрозой разорения. В 1658 г. здания коллегии пострадали от пожара. В результате конфискаций земель, принадлежавших Братской обители на территории Речи Посполитой, материальное обеспечение коллегии еще ухудшилось. Возрождению коллегии способствовало назначение ее ректором в 1658 г. игум. Иоанникия (Галятовского (Голятовского)) , к-рое состоялось при содействии еп. Черниговского Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Ф. Дворецкого. Бывший выпускник Киево-Могилянской коллегии, в 1657-1658 г. преподававший в ней риторику, игум. Иоанникий занялся ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

262 Местечко Ксаверов – под именем города Саворова, как имение Киево-Братского Богоявленского монастыря – упоминается в акте от 1659 года 31 декабря в жалованной грамоте царя и великого князя Александра Михайловича, данной на имя игумена Киево-Братского монастыря и ректора Киевских школ Иоанникия Голятовского с братиею. Грамота эта читается так: «Божиею милостию Мы, Великий Государь, Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Астраханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий князь Литовский, Смоленский, Тверской, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Нова-города Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея северныя страны повелитель и Государь Иверския земли Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли Черкасских и Горских князей, и иным многим Государствам и землям восточным и западным и северным отчичь и детичь и наследник и Государь и добродетель. Пожаловали есмя Киевского Братского Богоявленского монастыря Игумена Иоаникея Галятовского ректора школ Киевских з братьею, что в нынешном во 168 году (?) били челом нам Великому Государю Богоявленского монастыря Игумен Иоаникей з братьею: владеют-де они по привилием Гетмана Богдана Хмельницкого на строение Церквей и школ маетностями иезуитскими, местом Саворовым со всеми принадлежностями, да селом Мухоедами, что было им дал Митрополит Могила, а после ево дачи в нынешнее воинское время отняв у них брат Могилин продал было Сапеге. И Нам бы, Великому Государю, пожаловать их велеть им те местности подтвердить Нашею Государскою жаловалною Грамотою, да им же вновь дать около Бискупья Фиста Плисецкое и Черногородку, да порозжее место Рылского в Киеве, пляц, которое взял было изменник Выговской, да Доминиканский костел на строение церкви. И Мы Великий Государь Царь Великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец братского Богоявленского монастыря Игумена Иоаникея з братьею пожаловали местом Саворовым со всеми принадлежностями на строение церквей и школ, да селом Мухоедами, буде у них на те местности есть привилия Гетмана Богдана Хмельницкого и впредь буде спору и челобитья от козаков не будет и в роздачу не отдано, владеть велели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Расчеты султана на покорность новых господарей не оправдались. Михня III установил связи с запорожскими казаками и попытался заручиться поддержкой польск. короля; также с предложением совместных антиосманских действий Михня III обратился к находившейся в состоянии войны с Портой Венеции и к папе Римскому, но практической поддержки от них не получил. Осенью 1659 г. Михня III разгромил недалеко от Джурджу тур. войска, направлявшиеся через Валашское княжество в Трансильванию. В ходе успешных военных действий на Дунае Михне III удалось взять также тур. крепость Брэилу, сжечь на др. стороне Дуная и крепости Оршова, Никополь и Рущук. Султан сместил Михню III и назначил валашским господарем Георге Гику (1659-1660). В союзе с Дьёрдем II Ракоци и Константином Шербаном Михня III пытался продолжить борьбу с турками: осенью 1659 г. они направили посла в Москву с просьбой о помощи, однако в разгар войны с Речью Посполитой рус. царь Алексей Михайлович (1645-1676) был заинтересован в сохранении мирных отношений с Портой. Турки разбили войска Дьёрдя II Ракоци и заняли Молдавское и Валашское княжества, Михня III отступил в Трансильванию, где умер (5 апр. 1660) ( Виноградов . 1987. С. 77). Посл. четв. XVII в. характеризуется новой конфронтацией между христ. державами и Османской империей. В сент. 1683 г. войска польск. кор. Яна III Собеского победили турок под Веной. Это событие привело к активизации в Европе антиосманского движения и созданию Священной Лиги, куда вошли Речь Посполита, Свящ. Римская империя, Венеция и Россия. Румынские гос-ва, надеясь избавиться от османского ига, стремились сблизиться с Габсбургами и Речью Посполитой. Переговоры с австрийцами были начаты по инициативе валашского господаря Шербана Кантакузина (1678-1688), добивавшегося от союзников гарантий независимости Валашского княжества, свободы вероисповедания и соблюдения старых обычаев. Однако его смерть в 1688 г. помешала реализации этих планов ( Radonic. 1914. P. 952). В этот период престол Унгро-Влахийской митрополии занимал митр. Варлаам (1672-1679). Он основал мон-рь Турну (близ мон-ря Козия) и неск. скитов, издал в бухарестской типографии на румын. языке сочинение архим. Иоанникия (Галятовского (Голятовского)) «Ключ смысла» (1678). В апр. 1679 г. его сменил митр. Феодосий, издавший на румын. языке Евангелие (1682), Апостол (1683), «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста (1691) и др. книги. Главным изданием митр. Феодосия остается румын. Библия (1688), образец для всех изданий румынской Библии до 1914 г. ( Iorga . 1908-1909. Vol. 1. P. 400-402).

http://pravenc.ru/text/2661908.html