Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВКАСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (XIV в.), на Сев. Кавказе, в составе К-польского Патриархата, упоминается в неск. актах Свящ. Синода К-польской Церкви, а также в нек-рых др. визант. источниках XIV в. Предстоятель К. м. присутствовал в К-поле на заседаниях Свящ. Синода в авг. 1317 г. и неск. позднее (в соборном акте он указан перед митрополитом Литовским) ( Hunger. Register. T. 1. S. 334, 342). Вероятно, им был архиеп. Савва, к-рый поминается в «Сугдейском синаксаре» 2 апр. 1318 г. ( Νυσταζοπο λου. 1965. P. 131. 140). Время и обстоятельства создания К. м. неясны. Попытка исследователя В. А. Кузнецова отнести дату ее основания к кон. XIII в. безосновательна ( Кузнецов. 2002). Во-первых, приводимая им информация о том, что на Свящ. Синоде в К-поле при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) якобы присутствовал епископ К. м. Василий, основана на недоразумении в прочтении текста «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея Нотары. В действительности на Влахернском Соборе в К-поле в 1285 г. присутствовали митрополиты Зихии Василий и Алании и Сотириуполя Никита ( Laurent. 1927. P. 147-148). Во-вторых, в 17-19-й нотициях К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 400, 407, 413) К. м. перечисляется вслед за Литовской митрополией . Создание последней датируется в рукописях 17-й нотиции 1282 либо 1300 г., и при этом указывается, что она основана при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Иоанне Глике (1315-1319). Т. о., дата явно неверная; в настоящее время учреждение Литовской митрополии датируют 1315-1317 гг. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 51). Присутствие предстоятелей Литвы и К. м. в составе Свящ. Синода 1317 г. дает возможность предположить, что около этого времени К. м. и была образована патриархом Иоанном Гликой из прежней Аланской митрополии, подобно тому как Литовская - из Киевской митрополии. В дальнейшем К. м. упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который до июля 1356 г. совершил незаконное рукоположение в К. м., за что и был низложен патриархом Каллистом I ( Hunger. Register. T. 3. S. 212-229; Hinterberger. 1999; Kresten. 2002). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином (о деле Симеона см.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 477-478. N 221). Т. о., патриарх Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) К. м. вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый упразднил такие решения своего предшественника патриарха Иоанна XIV Калеки , как раздел Киевской митрополии и отделение Сотириуполя от Аланской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319758.html

Выбор хитрого орфанотрофа Иоанна пал на молодого племянника царя по сестре, Михаила Калафата. Он быстро убедил императора в необходимости для императрицы усыновить его племянника и сделаться «матерью» последнего, a потом оба они расположили к этому и Зою. И вот, императрица Зоя и Михаил Пафлагон объявили всенародный праздник и приказали всем собраться в храм во Влахернах. В назначенный день в храме присутствовало многочисленное собрание богомольцев. Здесь и был торжественно совершен обряд усыновления, причем императрица «от врат Божественного алтаря восприняла Михаила в чине сына» (ες υου τξιν ναλαμβνει), а потом пред всеми явилась, как мать, с своим новым сыном. Император, в свою очередь, почитая Михаила, как сына царицы, возвел его в достоинство кесаря. И собравшиеся многолетствовали царей. Особенно же радовался орфанотрофа Иоанн. – Любопытное дело, касающееся усыновления, восходило на рассмотрение патриаршего Константинопольского синода при византийском патриархе Иоанне XIII Глике (1315–1320 гг.) Великая царица Евдокия Нестонгонисса, тетка императора Андроника II Палеолога, сообщила патриарху и синоду, что она некогда усыновила одну семилетнюю девочку, долго и заботливо воспитывала ее, любила, как родную дочь, и передала ей немало вещей, частью в качестве залога и для сохранения, частью как приданое, когда она по закону выйдет замуж. Она же, как – будто забывши о всех ее благодеяниях, променяла ее на людей, ей враждебных, и в своей надменности не только оклеветала ее, осмеяла и злонамеренно унизила, но и вопреки ее желанию вышла замуж и при этом удержала у себя ее вещи. Поэтому Евдокия просила патриарха опять сохранить за ней ее вещи, отданные усыновленной дочери, – вследствие неблагодарности и злостного настроения, которые последняя к ней проявила. Патриарх и синод признали эту просьбу правильной и постановили, чтобы предварительно просительница взяла у своей дочери по усыновлению те вещи, которые она вверила ей для охраны и залога, а потом было произведено расследование, действительно ли дочь дурно относилась к матери по усыновлению и допустила в отношении к ней неблагодарность и бесчестие, вместо того, чтобы хранить к ней признательность, и если справедливость этого будет доказана, тогда, по суду синода, у дочери необходимо взять данное ей матерью приданое, так как она, после обнаруженной неблагодарности, еще самовольно вышла замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Митрополия Литовская «...установлена ... при Патриархе Иоанне Глике (1315–1319). Имя Патриарха значится у Миклошича (автор имеет в виду Acta Patriarchatus Constantinopolitani by Franciscus Miklosich and Josefus Müller. Vol. 1. Wienna, 1860) ... и в друг. источниках, хотя оно не сходится со временем занятия им Патриаршего престола. Поэтому время установления Литовской митрополии следует отнести к 1315 г. когда на Патриаршество вступил Иоанн XIII Глика. Это не вполне точно, т. к. учреждение митрополии следовало бы связать с Гедимином, который, как известно, формально принял Православие. Гедимин вступил в управление государством с 1316 г. «... После утверждения кафедры митрополита Киевского и всея России в Москве в 1325 году, западные епархии митрополии, состоявшие в управлении Всероссийских митрополитов, не раз переходили под управление Киево-Литовских или западнорусских митрополитов, именовавшихся «Киевскими и всея России», но имевших престол и пребывание то в Киеве (как св. Киприан, с 1375–1380 и с 1383–1390 г.), то в Новогрудке (как Роман, с 1356–1362 г. и Григорий с 1416–1419 г.), то в Смоленске (как Герасим, с 1433–1435 г.). Так как Киевская митрополия никогда не была переносима ни в Новогрудок, ни в Смоленск, то и названные митрополиты (за исключением св. Киприана, митрополита Киево-Московского), оспаривавшие власть Киево-Московских митрополитов над Всероссийскою митрополией, не могли считаться непосредственными преемниками Киевских митрополитов, переселившихся в Москву (курсив сост.). С разделением в 1458 году Всероссийской митрополии на Московскую и Киевскую для епархии западной Руси был поставлен особый митрополит с кафедрой в Вильне и с наименованием «Киевского и всея Руси». Главный престольный град митрополии, Киев, перешел под его власть, почему митрополиты Киево-Литовские и становятся преемниками киевских митрополитов, имевших до 1458 г. кафедру в Москве. Но при этом первенство осталось за Московской митрополией, которая в среде епархий Константинопольского трона заняла первую ступень и стала таким образом выше Киевской...» (Дурново H. Н. Девятисотлетие русской иерархии. M., 1888. С. 206 – 207).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему после 1406г. оставили носить белый клобук все архиереи, за исключением новгородских архиепископов, не можем сказать. Что касается до Новгородской повести о клобуке архиепископа Василия, то её сочинение изъясняется очень просто. Кантакузен сообщает о патриархе Иоанне Глике, что он первый из патриархов не монахов украсил свой белый головной покров золотом, изобразив на нём (вышив или положив изображения) Спасителя, Божией Матери и Предтечи. То же самое, если не первый из всех русских архиереев, то, несомненно, новгородских архиепископов, по подражанию патриарху, сделал и Василий со своим клобуком. (Иоанн Глика занимал патриарший престол с 1315г. по 1320г., а Василий, занимавший архиепископскую кафедру с 1330г. по 1352г., путешествовал до архиепископства на Восток, так что мог видеть на Глике его украшенный клобук собственными глазами. Клобук Василия, несомненно – великолепный для своего времени и, по всей вероятности, сделанный в Греции, сохранился в подновлённом относительно украшений виде до настоящего времени. Его описание у архимандрита Макария в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде, II, 343 sqq). Небывалое дотоле украшение клобука могло подать повод к тому, чтобы начали ходить о нём легенды. И так как Новгородцы начали смотреть на белый клобук своих архиепископов как на символ своей свободы (по тому значению, которое усвоялось у нас слову белый, юридически «обелить, белая земля, белые люди», cfr грамоту митрополита Филиппа наречённому архиепископу Новгородскому Феофилу в Актах Истории, I, стр. 511 col. 2 нач.), то возникли легенды в известном направлении, т. е. что он необыкновенного происхождения. Очень может быть, что существующее сказание о клобуке действительно принадлежит Дмитрию Герасимову. И что только предречение об учреждении в России патриаршества есть позднейшая в нём вставка. (А если в соборной грамоте 1564г. говорится, что «писания тому нет, которого для случая архиепископы Новгородские белые клобуки носят»: то это может значить, что члены собора, за исключением архиепископа Новгородского, не знали о сказании, а что последний со своей стороны находил неудобным доводить о нём до сведения собора).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Владимир недолго был местом кафедры митрополичьей. Князья его охлаждали к себе любовь народную кровопролитием и раздорами. Святитель Петр полюбил доброго Московского Князя Иоанна и зрел духом будущее Москвы; весною 1325 г. он переселился в Москву, а в следующем году, убеждая Князя воздвигнуть новый храм Богоматери, говорил пророчески: «если послушаешь меня, – сын мой, – то и сам прославишься с родом твоим, паче иных князей, и град твой славен будет пред всеми городами Русскими, и святители поживут в нем; руки его взыдут на плещи врагов наших, и прославится Бог наш» 185 . Предсказание Чудотворца стало исполняться еще при Иоанне Калите, которого хан признал Великим Князем. Это удаление Митрополита на север не могло не печалить жителей юга. Привыкнув видеть Митрополита близ себя, сильные волынские князья стали желать особого для себя Митрополита – южного; Польские короли и Литовские князья, получившие во власть свою юго-запад, стали желать того же по своим политическим видам. Между тем Митрополит Киево-Московский предъявлял в пользу единства Митрополии давность сего единства, а вместе и надежду поддерживать единство исповедания единством Митрополии. Константинопольский Патриарх и Собор его поставлены были тем в затруднение. Отселе почти столетие продолжалось колебание мыслей и решений о единстве Митрополии. В первый раз обнаружил желание иметь особого Митрополита на юге Волынский Князь Владимир Львович, который, но словам Митр. Киприана, восхоте галичскую епископию в митрополию претворити. Это было по смерти Митр. Максима. Отправляя Волынского игумена, св. Петра, в Константинополь, Князь послал грамоту и посла с просьбою посвятить Петра в Митрополита Галичского. П. Афанасий (в 1308 г.) посвятил Петра, но не для одной южной, а для всей России 186 . Князь, как видно, не отказался от своего желания. При П. Иоанне Глике и Импер. Андронике Октяб. 1317 г. в Константинополе назначали особую Литовскую Митрополию 187 . «Первый Митрополит нашего благочестия был Нифонт, второй Митрополит Петр, третий Митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Доподлинно известно, что императором Андроником II Палеологом и патриархом Афанасием была открыта митрополия в Галиче с подчинением ей всех епископий Галицко-Волынской Руси (Владимиро-Волынской, Перемышльской, Луцкой, Холмской), к которым присовокуплялась и епископия Туровской земли, политически зависевшей от Галича. 48 Инициативу этого шага следует приписать галицко-волынскому князю Юрию Львовичу (ок. 1301–1308/16). История Галицкой митрополии в XIV – первой половине XV в. являет собой череду закрытий и возобновлений, далеко не всегда понятную. Только что открытая митрополия была тут же упразднена при поставлении митрополита Петра на всю нераздельную Киевскую митрополию в 1308 г. В 1330-е гг., при митрополите свт. Феогносте, митрополия в Галиче бывала восстанавливаема по меньшей мере дважды; несколько ранее апреля 1331 г. (вероятно, после смерти Петра) и при патриархе Иоанне XIV Калеке (1334–1347) – следовательно, по требованию последнего галицко-волынского князя Болеслава-Юрия Тройденовича (ок. 1325–1340). Однако в 1347 г., когда гражданская смута в Византии завершилась приходом к власти императора Иоанна VI Кантакузина , она оказалась решительно упразднена, как неуместная новизна, в результате усилий митрополита Феогноста и московского князя и великого князя владимирского Симеона Ивановича Гордого, которым некому было противостоять в Галицко-Волынской Руси, потерявшей в 1340-е гг. независимость и раздиравшейся между Польшей и Великим княжеством Литовским. Немного спустя после учреждения Галицкой митрополии тот же Андроник II при патриархе Иоанне XIII Глике (1315–1319) открыл еще и Литовскую митрополию. Безусловно, это случилось вскоре по вокняжении в Литве великого князя Гедимина (1315–1340/1), но не позднее августа 1317 г., когда архиерей «Литвы» (ο Λιτβαδων) упомянут среди митрополитов – участников Собора в Константинополе. 49 В последний раз (до восстановления кафедры в середине XIV в.) литовский митрополит (ο Λιτβων) обретается в источниках под 1329 г. 50 Итак, положение дел было таково, что требования об отдельной митрополии для западнорусских земель должны были возбуждаться едва ли не всякий раз при замещении кафедры митрополии Киевской и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

126. сл. Allat, De consensione utriusque Ecclesiae» p. 434. 435 11 По Летоп. Никон, и самое требование в Константинополь было прислано от П. Филофея III. стр. 203. В Питиримовом жизнеописании: «поставляется руками Патриарха Вселенского Филофея» . 13 Это именно замечено в Ник. Лет. « В Царьграде от Патриарха поставлени быша два Митрополита на всю русскую землю... и бысть меж их нелюбие велие. И тогда от обоих их из Царьграда приидоша послы во Тверь к Феодору Владыце Тверскому, и бысть священническому чину тяжесть велия везде 15 Подобное разделение, если не на самом деле, по крайней мере в виде предположения, было сделано в Константинополе, еще в конце правления Codin. Notitia Graecor Episcop. p. 403. В списке епархий, подведомственных патриаршему престолу, составленном при Имп. Андронике старшем о патриархе Иоанне Глике (1315–1320 ), отдельно исчисляются епархии Митрополии Киевской от епархий Митрополии Малороссийской, или Литовской 16 Никон. Лет. под. 6861 r. «Прииде Алексей Митрополит со многою честию от Патриарха и благословением на всю русскую землю также и Роман митрополит на литовскую землю и на хотынскую». Что Киев принадлежал к области св. Алексия, о сём можно заключить из путешествия туда св. Алексия и долговременного там пребывания, еще при жизни Романа. См. ниже примеч.).. 17 Ист. Госуд. Росс. Т. V. пр. 55. Наименование πρημος усвоялось из иерархов только митрополитам, и притом» не всем. Это можно видеть из подписи митрополитов и епископов, бывших на Соборе Константинопольском 1351 года. Lambec. Commentar, de Bibliotheca Caesarea, ed. Kollar. T. V. p. 421–423. См. также Дюканжа in Glossario mediae et infimae Graecitatis, sub voce : πρημος. 18 Что это поучение не есть собственно проповедь , изустно произнесенная в церкви, но пастырское послание. Это можно видеть из выражений, в нем встречающихся: «Се же дети, вкратце писахом вам... Приимите и соблюдете в сердцах ваших, еже писахом вам». Что сие послание всего приличнее отнести к началу святительства св..Алексия, это открывается из указания на долг учительства, принятый с званием святительским.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

434–435. 73 По Летоп. Никон. и самое требование в Константинополь было прислано от П. Филофея III, стр. 203. В Питиримовом жизнеописании: «поставляется руками Патриарха Вселенского Филофея». 75 Это именно замечено в Никон. Летоп. «В Царьграде от Патриярха поставлени быша два Митрополита на всю рускую землю… и бысть меж их нелюбие велие. И тогда от обоих их из Царяграда приидоша послы во Тверь к Феодору Владыце Тверскому, и бысть священническому чину тяжесть велия везде». 77 Подобное разделение, если не на самом деле, по крайней мере в виде предположения, было сделано в Константинополе, ещё в конце правления св. Петра. Codin. Notitia Græcor Episcop, p. 403. В списке епархий, подведомственных патриаршему престолу, составленном при Имп. Андронике старшем о патриархе Иоанне Глике (1315–1320), отдельно исчисляются епархии Митрополии Киевской от епархий Митрополии Малороссийской, или Литовской. 78 Никон. Летоп. под. 6864 г. «Прииде Алексей Митрополит со многою честью от Патриарха и благословением на всю рускую землю: такоже и Роман митрополит на литовскую землю и на волынскую». Что Киев принадлежал к области св. Алексия, о сем можно заключать из путешествия туда св. Алексия и долговременного там пребывания, ещё при жизни Романа. См. ниже, сноска 89, текст: «Степ. Кн. I, 456». 79 Ист. Гос. Рос. т. V, пр. 55. Наименование πρτιμος усвоялось из иерархов только митрополитам, и притом не всем. Это можно видеть из подписи митрополитов и епископов, бывших на Соборе Константинопольском 1351 года. Lambec. Commentar. de Bibliotheca Cæsarea, ed. Kollar. T. V. p. 421–423. См. также Дюканжа in Glossario mediæ et infimæ Graecitatis, sub voce: πρτιμος. 80 Что это поучение не есть собственно проповедь , изустно произнесённая в церкви, но пастырское послание, это можно видеть из выражений, в нём встречающихся: «Се же дети, вкратце писахом вам... Приимите и соблюдете в сердцах ваших, еже писахом вам». Что сие послание всего приличнее отвести к началу святительства св. Алексия, это открывается из указания на долг учительства, принятый со званием святительским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—48— Св. Петр, быв послан в Константинополь Галичским великим князем Юрием Львовичем для поставления в отдельные митрополиты Галичские, был поставлен там в митрополиты всея России. Патриарх Афанасий, давший было Галиции отдельного митрополита в 1303 г., потом почему-то переменил свои мысли и после смерти этого отдельного митрополита, последовавшей одновременно со смертию митрополита всея России Максима, отказал Юрию Львовичу в его просьбе дать Галиции нового отдельного митрополита. Но в правление самого Петра при втором преемнике патриарха Афанасия Иоанне Глике южная Русь снова получила отдельного митрополита. Этот новый митрополит, по имени Феофил, называется не Галичским, а Литовским, потому, как должно думать, что он был истребован у императора и патриарха не великим князем Галичским, а великим князем Литовским; что же касается его митрополичьей области, то со всею вероятностию нужно полагать, что она обнимала обе заднепровские Руси – Литовскую и Галичскую, как это после Петра видим при Феогносте. Литовцы, особый народ в Индоевропейском семействе народов, ближайший между другими народами семейства к нашему Славянскому, жили по южному и восточному берегам Балтийского моря в нынешней северо-восточной Пруссии (начиная на западе от реки Вислы) и в наших губерниях Курляндской и частию Лифляндской и потом внутрь от моря – в наших губерниях Ковенской и частию Виленской, Сувалкской (царства Польского), Минской и Гродненской. Западная половина Литовцев, носившая особое название Пруссов, была покорена в XIII веке (с 1230 по 1283 г.) Немецким орденом; восточная же половина (наша теперешняя Русская) образовала из себя великое княжество Литовское, которое простерло свою власть на весьма значительную часть и нашей Руси. До сороковых годов XIII века восточные Литовцы не составляли из себя одного государства, но распадались на мелкие и весьма мелкие владения. Около 1238 г. у них явился князь – собиратель земли, который соединил все мелкие владения в одно государство; этот князь, «самодержец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—49— всей земли Литовской» 62 , был Миндовг, правивший до 1263 г. С сего Миндовга и начинается завоевание Руси Литовцами. Мы не знаем истории завоеваний Миндовга, но в конце своего правления он владел более или менее значительною частию княжества Полоцкого 63 . При его преемниках Тройдене (1270–1283) 64 и Витене (1283–1315) Литовцы докончили завоевание (в виде прямого покорения или же подчинения своей вассальной власти) княжества Полоцкого и овладели княжеством Туровским и частию княжества Волынского. Преемник Витеня знаменитый Гедимин (1315–1341 65 ), перенесший столицу княжества из Трок, где она дотоле находилась, в Вильно) в 1320 г. покорил все княжество Волынское, а в 1321 г. овладел древнею столицею Руси Киевом, так что к 1321 г. вся юго-западная Русь стала Литовскою, за исключением Галиции. История поставления при св. Петре отдельного митрополита Литовского, который, как со всею вероятностию должно думать, получил в свое заведывание и Галицию или был поставлен в митрополиты Галицко-литовские, остается нам в своих подробностях неизвестною. В одном из списков каталога архиерейских кафедр, составленного при императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1327), читается историческое замечание, что Литва, принадлежав к митрополии великой России, сделана особой митрополией при помянутом императоре Андронике и при патриархе Иоанне Глике 66 ; а Иоанн Глика занимал патриарший престол с Мая месяца 1316 г. по —50— тот же месяц 1320 г. Затем, в сохранившихся до настоящего времени записях деяний Константинопольского патриаршего собора XIV в. находим, что митрополит Литовский ( Λιτβδων) присутствовал на этом соборе в Августе месяце 1317 г. 67 . Из сейчас сказанного мы получаем те исторические данные относительно поставления отдельного митрополита Литовского, что он поставлен был в 1316–1317 г. и что его испросил у импер. Андроника и патр. Иоанна Глики великий князь Литовский Гедимин. Совершенно естественно было, чтобы этот последний, овладев весьма значительною частию Руси, находил неудобною и небезопасною в политическом отношении церковную зависимость своих Русских подданных от митрополита, жившего во Владимирско-московской Руси: а потому он и мог прийти к мысли искать для своей Литовской Руси особого митрополита. Кафедра отдельной Литовской митрополии учреждена была не таким образом, чтобы возведен был в сан митрополита один из существовавших Литовско-русских епископов, а таким образом, что митрополит поставлен был как новый против прежних архиерей, с новой епархией и с новой кафедрой. В епархию митрополиту была назначена самая Литва, сколько было в ней Русских и сколько было в ней православных христиан из самих Литовцев; а кафедра его помещена была в городе Новогрудке (Новом городке), нынешнем уездном городе Минской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010