Период первый Отделение первое. Век мужей апостольских Общее обозрение § 13. Понятие о мужах Апостольских, их способы к просвещению. Те, которые, научась вере Христовой у самых Апостолов, разделяли с ними труды проповеди евангельской и писаниями распространяли между людьми свет истины Христовой, по преимуществу именуются мужами Апостольскими, как слушатели и преемники Апостолов. Мужа Апостольские пользовались такими пособиями просвещения, каких после них нельзя уже было иметь. а) Они были очевидцами деяний Апостольских, отпечатлевавших на себе дух Христов; они были постоянными слушателями живых наставлений Апостольских, – и эти наставления были чистым источником, из которого заимствовали для себя и других духовное просвещение мужи Апостольские. Я же слышал ecu от мене, писал Апостол ученику своему Епископу Тимофею, сия предаждь верным человеком, иже довольны будут и иных научити ( 2Тим.2:2 ). И Тимофей выполнял заповедь Апостола. Тоже, чт известно об учителе языков и его учениках, говорит Св. Ириней о прочих Апостолах и особенно об Ап. Иоанне: к нему, так как долее прочих Апостолов оставался он на земле, «стекались Пресвитеры слушать наставления». 32 – Евсевий 33 и Иероним 34 , говоря об избрании Пантена в Наставника Александрийского огласительного училища, говорят, что такие учители были в Александрии со времен Св. Евангелиста Марка; а чт говорят сии писатели о Св. Марке, т.е. что пребывая в Александрии, он основал как бы рассадник великих учителей, по справедливости может быть приложено ко всем Апостолам; места, где они пребывали и учили, бывали училищами и рассадниками Апостольских мужей. Впрочем, если говорим мы, что Апостольские мужи изучали истины Христовы с голоса Апостолов; то показываем только преимущество, каким пользовались исключительно мужи Апостольские, а не то, чтобы не изучали они Св. Писания. Тому же Тимофею, которому Апостол напоминал о своих устных наставлениях, приписывал он: внемли чтению (Тим.4:13. сл. 2Тим.3:14, 17 ). б) Усовершаясь наставлениями устными и письменными Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Глава 6 Эпоха Македонской династии (867–1081) История Македонской династии делится на два периода, неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжается с 867 по 1025 год – год смерти императора Василия II. Второй – короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии. Первый период был самым блистательным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабами, болгарами и русскими увенчалась блистательным успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же – приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии. После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056–1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала. Вопрос о происхождении Македонской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Иоанн гискальский Иоанн гискальский – один из типичнейших представителей религиозно-политической иудейской партии – зилотов, сыгравших столь видную роль в последнюю войну иудеев с Римом за свою независимость. Сведения об этой партии вообще и в частности об Иоанне, обязанные исключительно известному историку иудейскому Иосифу Флавию, должны быть критически профильтрованы с самою тщательною осторожности, ввиду особенных условий, при каких Флавий давал эти сведения. Когда чаша терпения иудейского переполнилась от невыносимых угнетений Рима и знамя революции развернулось по всей Палестине, почти не было иудея, который бы не горел сердцем постоять за свою свободу и независимость. Общее одушевление легко сломило первое сопротивление римских легионов, предводительствуемых Цестием Галлом, обратив их в паническое бегство. Торжествуя эту победу, значительно поднявшую дух победителей, последние не закрывали глаз от грядущих затруднений и опасностей. Восстание нуждалось прежде всего в правильной организации и объединении, и это было сделано тотчас посредством избрания нескольких внушавших наиболее доверия военачальников, на которых и возложена была ответственная роль защищать отдельные участки восставшей страны. В число этих военачальников попал и Иосиф Фл., теряющий с этих особенно пор, в своем описании войны, всякую застенчивость в раскрашивании своей роли и в стараниях выгородить себя в глазах Рима, угодничество которому сделало его предателем отечества. Трудно сомневаться, чтобы Иосиф, получивший для организации восстания галилейский участок, наиболее важный в стратегическом отношении, не был одушевлен общею решимостью постоять за отечество. При малейшем сомнении в этом, иерусалимский главный комитет едва ли бы поручил ему столь ответственный пост, где юного вождя ожидала одна из самых труднейших и ответственейших задач. Здесь, в Галилее, предстояло оказать новым силам римлян самое первое сопротивление, от которого в значительной степени зависела вся последующая компания. Понятно, что человек, посылаемый в Галилею с этими надеждами, должен был внушать особенное доверие, и, действительно, молодой, хитрый и образованный раввин некоторое время показал себя достаточно способным оправдывать это доверие, обнаружив достаточно администраторских и организаторских способностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Книга I Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими. Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе BЛAДUMUPE I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит KUPUЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Князь Юсуф, по кончине отца своего князя, правнука Эдигеева, владел улусами Ногайскими. В 1556 году он был убит врагом своим Измаилом, который в последствии, в 1565 году, отправил в Москву обоих сыновей Юсуфовых: Иль-мурзу и Ибрагима-мурзу. Потомки их приняли, в последние годы царствования Алексея Михайловича, святое крещение и писались князьями Юсуповыми или Юсупово-Княжево до конца прошлого века, а с тех пор стали уже писаться всегда князьями Юсуповыми. От Иль-мурзы произошли две ветви князей Юсуповых: старшая, угасшая в XVIII веке с кончиною потомка его в пятом колене князя Семёна Ивановича, и вторая, ныне старшая ветвь, владеющая обширными поместьями. От Ибрагима-мурзы происходит младшая ветвь. В 1699 году тринадцать князей Юсуповых владели населёнными имениями. Князь Григорий Дмитриевич находился, при Петре Великом, генерал-майором, преображенского полка майором и сенатором; при Екатерине I генерал-поручиком; при Петре II подполковником преображенского полка; в день коронования Анны Иоанновны пожалован в генерал-аншефы и четыре месяца спустя скончался. Сын его князь Борис Григорьевич был, в конце царствования Анны Иоанновны и при Иоанне Антоновиче, тайным советником и московским губернатором; при Императрице Елисавете Петровне действительным тайным советником, сенатором, президентом коммерц-коллегии главным директором кадетского корпуса; а внук, князь Николай Борисович, находился, при Екатерине Великой, посланником в Турине, потом сенатором; при Императоре Павле Петровиче действительным тайным советником и министром уделов, а при Императоре Александре I пожалован членом государственного совета. Сын его князь Борис Николаевич был гофмейстером. При утверждении Императором Павлом Петровичем, 19 января 1799 года, третьей части Общего Российского Гербовника, род князей Юсуповых внесён был в число родов российско-княжеских, со следующим гербом: щит круглый, разделённый на шесть частей; в первой части, в зелёном поле, всадник скачущий влево на белом коне с подъятою вверх шпагою и с золотым щитом; во второй части, в золотом поле, Татарин держит в правой руке молоток; в третей части, в голубом поле, натянутый золотый лук с летящею вверх стрелою. В четвёртой части, в золотом поле, и в пятой части в серебрянном поле, лев. В шестой части, в голубом поле, бегущий влево серебрянный елень. Посреди герба круглый щит, в коем, в верхней части, в зелёном поле княжеская шапка, а в нижней части, в красном поле, серебрянная луна рогами вправо и вокруг неё четыре серебрянные шестиугольные звезды. Над этим круглым щитом другий малый четвероугольный щиток, в коем, в голубом поле, серебрянная шестиугольная звезда. Щит поддерживаемый двумя львами, покрыт княжескою мантиею и российско-княжескою шапкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Оружейная палата Оружейная палата, издревле составляя важную принадлежность Государева двора, заключала в себе заветное Царское оружие наступательное и оборонительное, холодное и огнестрельное, знамена и трофеи; к ней присоединились государственныя сокровища, состоящие в священных утварях Царского сана, разных нарядах и узорочьях, в драгоценных камнях, посуде золотой и серебряной, разной рухляди, богатой конской сбруе и Царских экипажах. По существу своему, все такие предметы или драгоценности или достопамятности, любопытные и важные в материальном, художническом и историческом отношении. В них проявляется для нас значение, обрядность и велелепие прежнего Двора. В этом государственном Музее представляются нам памятники быта домашнего и государственного, военного и гражданского. В состав нынешнего хранилища Государских сокровищ вошли Мастерская Государева и Оружейная Палата, отделения Казенного и Конюшенного приказа. Издревле Государские регалии, суды т. е. посуда, золотые и серебряные, драгоценные ткани и разные узорочья, или так называемая казна, хранились на Казенном дворе 925 , известном с XV века. Учреждением в 1511 году Оружейничего положено начало Оружейного Приказа. Казна была большая, казна Царей, Цариц, Царевен и Царевичей. При Царе Иоанне Васильевиче в 1547 году сгорела Оружничья палата, 926 где хранились древнейшие оружие его предков. Из современных Польскому нашествию писателей известно уже, какую утрату потерпела тогда Царская казна. В Троицкий пожар 1737 года огонь проник в Мастерскую и Оружейную палаты, где загорелись полы и рамы в окнах, так что присутствующие и приказные с опасностью своей жизни спасли казенные вещи и уборы, посуду и дела; но не могли охранить верхней палаты, где лежали Шведские пленные знамена и кавалергардского корпуса убор. 927 Оружейная палата находилась между Архангельским и Благовещенским соборами. По указу Императрицы Елисаветы Петровны, 1761 г. Марта 2, начато там строение каменной галереи для помещения в ней и хранение вещей Оружейной палаты; но при закладке Баженовского дворца 1773 г. сия галерея была сломана, а палата перемещена в дворцовые здания, бывшие на месте нынешних кавалерских корпусов и отчасти Александровской улицы. В 1806 году, по плану архитектора Еготова, на месте старого Годунова двора сооружено здание для Мастерской и Оружейной палаты, где и доныне они находятся. Теперь для нее сооружается новое огромное здание у Боровицких ворот по плану Тона, утвержденному Императором Николаем I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Известный петербургский священник, создатель и директор Мемориального музея-квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского протоиерей Геннадий Беловолов по праву считается главным хранителем памяти Всероссийского Батюшки. Духовник Сестричества памяти игумении Таисии на Леушинском подворье. Автор научных статей по наследию св. Иоанна Кронштадтского, творчеству Ф.М. Достоевского, а также книг и статей по церковной истории и о современных подвижниках. Ведущий радиопрограммы на «Православном радио Санкт-Петербурга», автор и комментатор информационного агентства «Русская линия». Лауреат премии Клуба Православных журналистов в Москве «За работы по изучению наследия святого Иоанна Кронштадтского». И это далеко не все чины и регалии протоиерея Геннадия Беловолова… В год юбилея – столетия со дня преставления Иоанна Кронштадтского и сто восьмидесятилетия со дня его рождения – мы встретились с отцом Геннадием на Леушинском подворье в Иоанно-Богословском храме, настоятелем которого он является. «Мы мало знаем о батюшке Иоанне» – Все мы любим пастыря, который так возлюбил Россию, народ наш, но как ни странно, мы очень мало знаем об отце Иоанне Кронштадтском, – начал разговор протоиерей Геннадий Беловолов. – До сих пор мы только переиздаем то, что было написано до революции, либо – в середине XX века – Митрополитом Вениамином (Федченковым), а современных серьезных трудов, посвященных ему, увы, слишком мало. С того времени, когда впервые после революции у нас в стране публично было произнесено имя отца Иоанна Кронштадтского, в этом году минуло 20 лет. До сих пор помню, как одна знакомая в 1988 году пришла со службы в Духовной Академии и сказала: «Представляете – сегодня проповедь была об Иоанне Кронштадтском!..» Произнес эту проповедь Архимандрит Кирилл (Начис), духовник епархии, первый наместник Александро-Невской Лавры после ее возрождения, он много лет был в гонениях, в заключениях. Батюшка Кирилл преставился в этом году, в первый день Великого поста, после Прощеного воскресенья… Царство Небесное и вечный покой отцу Кириллу! Это был подлинный старец, и я думаю, не случайно именно ему выпала такая миссия после восьмидесяти лет молчания вновь открыто произнести имя отца Иоанна Кронштадтского. Проповедь его была записана и даже опубликована.

http://pravoslavie.ru/36797.html

Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года 92 3593 . – 18 октября. О рассылке новой формы возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : из напечатанных в С.-Петербурге при Троицком Александро-Невском монастыре форм, каким образом отныне Его Императорское Величество и Высочайшую Его Императорского Величества фамилию и Его Высочества регента Российской Империи Иоанна герцога Курляндского во всех церковных священнослужениях на ектениях и прочих, где надлежит, местах воспоминать, для надлежащего исполнения к синодальным членам и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места разослать при указах, сколько куда надлежит (Д. 482 – 1740 года). Форма возношения на богослужении имён Высочайшей фамилии Во-первых, на великих ектениях на вечерне, утрене и литургии. О Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её; о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне; о Его Высочестве регенте Российской империи Иоанне Герцоге Курляндском; о всей Палате и воинстве их – Господу помолимся. В сугубых ектениях на вечерне, на литии, на утрене и литургии. Ещё молимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Иоанне Антоновиче всея России, о державе, победе и прочая. Ещё молимся о Святейшем Правительствующем Синоде и прочая. Ещё молимся о Благоверной Государыне Принцессе Анне и о супруге Её, о Благоверной Государыне Цесаревне Елисавете Петровне. Ещё молимся о Его Высочестве регенте Российской Империи Иоанне Герцоге Курляндском. На великом выходе в литургии. Благочестивейшего, Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Иоанна Антоновича всея России, да помянет Господь и прочая. Благоверную Государыню Принцессу Анну и супруга Её; Благоверную Государыню Цесаревну Елисавету Петровну, да помянет Господь Бог и прочая. Его Высочество регента Российской Империи Иоанна Герцога Курляндского, да помянет Господь Бог и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ричард Бокэм (баптист) 17. Поликрат и Ириней об Иоанне Свидетельство об Иоанне Поликрата Эфесского • Иоанн – участник Тайной вечери не из числа Двенадцати, носивший петалон·• Любимый Ученик Иисуса – иудейский первосвященник Иоанн • Свидетельство об Иоанне Иринея Лионского • Как отождествили Иоанна, автора Четвертого Евангелия, Откровения и Посланий, и апостола Иоанна, сына Зеведеева Поликрат об Иоанне Помимо тех восстановленных нами сведений о Евангелии от Иоанна, которые приводит Папий, наиболее ценная патриотическая информация о его авторстве исходит от Поликрата, епископа Эфеса в конце II столетия. Связь евангелиста Иоанна с Эфесом многократно засвидетельствована, начиная с конца II века и далее. Ее можно найти у Иринея (Против ересей, 3.1.1; 3.3.4), в апокрифических «Деяниях Иоанна» и у Климента Александрийского (по Евсевию, Церковная история, 3.23.б) 1101 . Очень вероятно, что об этом говорил уже Папий, но доказать это мы не можем. Однако лучший свидетель этой связи – несомненно, Поликрат, сам бывший епископом в Эфесе, родившийся не позднее 130 года н.э. 1102 в семье видных христианских лидеров, долго проживших в провинции Азия, – и, очевидно, прекрасно знавший местные предания Эфесской церкви. Из писаний Поликрата сохранилась, благодаря Евсевию, лишь одна выдержка – отрывок из послания Виктору, епископу Римскому, написанного им в 190–195 годах. Послание касается «спора о четырнадцатом дне» – многолетних прений между Римской церковью и церквами провинции Азия, касающихся даты празднования Пасхи. В Азии христианскую Пасху рассматривали как аналог Пасхи иудейской и потому отмечали ее в четырнадцатый день иудейского месяца нисана, независимо от дня недели, – а не в ближайшее за ним воскресенье, как в других местах. Спор сделался особенно жарким при епископе Викторе, который попытался запретить отмечать Четырнадцатый День. Поликрат в своем послании защищает местную азиатскую практику, поддерживая ее ссылкой на высочайший в местной традиции авторитет. Что же до нас, то мы храним день сей, как нам заповедано, ничего не прибавляя и не убавляя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

«Он был народным пастырем». О митрополите Иоанне (Снычеве) 2 ноября особый день для православного Санкт-Петербурга. В этот день в 1995 году отошел ко Господу один из самых известных архиереев Русской Православной Церкви, любимый верующим народом митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев). Нынешний год – особенный, 2 ноября 2010 года исполняется 15 лет со дня кончины приснопоминаемого Владыки. В связи с этим в этот день по инициативе православных общественных организаций Санкт-Петербурга состоится вечер памяти митрополита Иоанна. Вечер организуют Собор православной интеллигенции, общественная организация «ДелоРус» при информационной поддержке «Русской народной линии». Руководители этих структур (А.П.Беляков, Б.Б.Сергуненков, А.Д.Степанов) вошли в оргкомитет мероприятия. В памятном вечере, который состоится в Свято-Духовском центре Александро-Невской Лавры в 18.00, примут участие ученые, общественные деятели, писатели, публицисты, которые поделятся своими воспоминаниями о Владыке. Среди участников священнослужители Русской Православной Церкви, писатель Н.М.Коняев, публицисты Н.М.Симаков и И.В.Попов, издатель С.И.Астахов и другие. Организаторы надеются увидеть на памятном вечере гостей из других городов и весей России, где почитают петербургского старца. В программе вечера помимо выступлений показ фильма о Владыке, концертная программа. К 15-летию преставления митрополита Иоанна «Русская народная линия» создала специальную страничку, посвященную его памяти, где будут собираться материалы, посвященные приснопоминаемому Владыке. Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о Владыке Иоанне известного православного ученого, доцента Санкт-Петербургского государственного университета, кандидата филологических наук диакона Владимира Василика . Значение владыки Иоанна (Снычева), безусловно, очень велико. Во-первых, он был народным пастырем и в чем-то старцем. Он восстановил и явил в наше время то, что изначально являлось качеством епископа, – он стал духовным отцом своей паствы. К сожалению, многие этого не понимали и безосновательно обвиняли владыку в популизме, в том, что он якобы не уделял должного внимания делам епархии, а занимался только народом, пуская все остальные дела на самотёк.

http://pravoslavie.ru/42326.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010