XXIII. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как проповедник «Беседы, поучения и речи Иоанна, епископа Смоленского, сказанные смоленской пастве». Смоленск. 1871 г. Один из усердных почитателей памяти и таланта преосвященного Иоанна, некто г. Н. Б., пользуясь позволением его наследников, собрал и издал плоды его проповеднической деятельности в Смоленске – «беседы, поучения и речи», помещенные в разное время, по мере произнесения, в мало кому известных местных епархиальных ведомостях. Нельзя не пожалеть, конечно, что почтенный издатель не внес в свой сборник проповедей предшествовавшего, более блестящего периода проповеднической деятельности преосвящ. Иоанна, – нельзя не пожалеть тем более, что перепечатка их из «Христианского Чтения» и «Православного Собеседника» не представила бы большего труда; тем не менее мы думаем, что любители духовно-назидательного чтения будут благодарны ему и за то, что он сделал. Изданные г. Н. Б. проповеди преосв. Иоанна несколько слабее или, говоря точнее, проще, низменнее, ординарнее, чем проповеди, сказанные в Петербурге и особенно в Казани, создавшие его проповедническую знаменитость, и перепечатанные в свое время в светские газеты и даже, в качестве образцов церковного красноречия, в учебные хрестоматии (гг. Галахова и Филонова). Прежде всего, конечно, это зависело от характера паствы, пред которой проповедовал преосв. Иоанн в Смоленске. Епископский сан проповедника, с другой стороны, как известно, делает авторитетным его слово и независимо от блестящих ораторских красот и до некоторой степени уполномочивает его меньше заботиться о внешнем изяществе слова. Наконец, из напечатанных в настоящем сборнике проповедей многие говорились одна за другой каждый день (например, проповеди на дни страстной седмицы), так, что проповеднику не было, может быть, и времени на более тщательную обработку их. Тем не менее, несмотря на все вышесказанное, оригинальная даровитость нашего знаменитого оратора бьет и в них роскошной и обильной струей, и прекрасные качества ораторского таланта преосв. Иоанна, в большей или меньшей мере, сказываются в каждом из настоящих его поучений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Сортировать по Исключить новости Мы нередко в мыслях обращаемся к умершим знакомым или родным людям, считая, что они прожили достойную жизнь, не дожидаясь никакой официальной канонизации. Святцы Католической Церкви пополнились именами еще двух святых: недавно были канонизированы сразу два понтифика Иоанна Павла II и Иоанна XXIII. Есть различия в процессе канонизации в Католической Церкви и Православной Церкви? Как православным относиться к святым, которым поклоняются католики? Отвечает иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Большой Ордынке (Москва), историк. — Особых отличий в понимании канонизации в Католической Церкви и Православной Церкви по существу нет, — рассказывает отец Иоанн. — Правда, в Католической Церкви существуют более четкие правила для процесса канонизации. Требуется довольно серьезное разбирательство жизни человека, причем рассматриваются разные случаи, как положительные, так и отрицательные, необходимы четкие свидетельства о нем, практически задокументированные чудеса (подтвержденные, например, врачами). По этой причине, как правило, процесс канонизации – длителен. Почти никогда еще не было, чтобы Папа начал процесс канонизации своего непосредственного предшественника, как это случилось в ситуации с Иоанном Павлом II. Его преемник – Папа Бенедикт XVI – уже начал первый этап, который необходим для начала процесса канонизации – беатификацию (причисление умершего к лику блаженных) и вот все завершилось недавней канонизацией, когда Иоанн Павел II был объявлен святым. — Если в Католической Церкви столь четки правила для канонизации, почему во время канонизации Иоанна XXIII Папа Франциск отступил от правил, ограничившись подтверждением одного чуда, хотя правила канонизации говорят о двух подверженных чудесах? — Папа в Католической Церкви имеет все прерогативы власти, он в этом смысле – монарх. Он может самолично принимать подобные решения. Но вообще для канонизации важны не только чудеса, но и вся жизнь человека. Католики считают, что для канонизации необходима virtus heroica – «героическая добродетель». Так, во время подготовки канонизации нужно доказать, что человек прожил жизнь благочестиво, что у него были серьезные подвиги и его жизнь можно назвать подвижнической.

http://pravmir.ru/ieromonah-ioann-guayta...

14.03.2013 21:39 Версия для печати Первый акт новоизбранного Папы сразу же после принятия канонического избрания на Апостольский Престол и ещё прежде других обязательств, - это выбор Папского имени. Его возвещает с Лоджии базилики Святого Петра кардинал-протодиакон после произнесения знаменитой формулы «Habemus Papam» и после произнесения имени, данного новоизбранному Папе при Крещении. По устоявшейся традиции, это новое имя отличается от данного при Крещении: такой выбор напрямую связан с первым Папой - святым Петром, - чьё имя, данное при рождении, как известно, было Симон. Этот обычай установился уже в первом христианском тысячелетии, напоминая, что избрание на Апостольский Престол является как бы вторым рождением. В частности, в первые века Церкви многие Папы решали в начале понтификатов отказаться от своих прежних языческих имён в пользу христианских. Не все Папы, однако, следовали этой традиции: из 266 Пап в истории только 129 выбрали себе новое имя. Этот обычай стал постоянной практикой с 955 года при Папе Иоанне XII и продолжается по сей день, за исключением немецкого Папы Адриана VI (1522-1523) и итальянца Марцелла II (1555). Для некоторых Пап новое имя было третьим в их жизни, - если они принадлежали к монашеским орденам. Например, в случае с Григорием XVI (1831-1846), который при Крещении получил имя Бартоломео и взял имя Мауро после вступления в Орден Камальдулов. В истории папства чаще всего использовалось имя Иоанн, впервые принятое в 523 году святым Папой и мучеником Иоанном I. Последним Папой, избравшим себе это имя в 1958 году, был Анджело Джузеппе Ронкалли, блаженный Иоанн XXIII. Среди часто используемых имён встречаются имена Григорий (последним Папой с этим именем был Григорий XVI) и Бенедикт. Неоднократно использовались имена Климент, Иннокентий, Лев и Пий. В списке имён Римских Пап не встречаются такие библейские имена, как Иосиф, Иаков, Андрей и Лука. Также никто из Пап не брал имени Пётр, как первый Папа, однако имя апостола Павла было избрано шестью Римскими Папами. Среди них - Папа Монтини, Павел VI (1963-1978). Выбор такого имени предварил одно из характерных новшеств его понтификата: апостольские визиты за границу. Первым Папой, который избрал себе двойное имя, был Альбино Лучиани, в 1978 году ставший Иоанном Павлом I, чтобы подчеркнуть преемственность с предыдущими двумя понтификатами - Иоанна XXIII и Павла VI. Подобный выбор повторил его преемник Кароль Войтыла - блаженный Иоанн Павел II. Что касается Папы на покое Бенедикта XVI, то на своей первой общей аудиенции 27 апреля 2005 года он объяснил, почему выбрал именно такое имя: оно прекрасно связывалось с Бенедиктом XV, «который возглавлял Церковь в период потрясений, вызванных Первой Мировой войной», а также с исключительной личностью великого «патриарха западного монашества святого Бенедикта Нурсийского, покровителя Европы».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Дудкин В. Л. Из истории католической социально-экономической мысли (период понтификата Павла VI) 30 ноября 2019 События Дудкин В. Л. Из истории католической социально-экономической мысли (период понтификата Павла VI) Проблемы современной экономики, N 2 (70), 2019 Дудкин В. Л.  аспирант кафедры международного менеджмента Белорусского государственного университета (г. Минск)   В статье рассматривается социально-экономическое учение папы Римского Павла VI, сформулированные в энциклике Populorum Progressio, апостольском письме Octogesima Adveniens, синодальном документе Justitiain Mundo и апостольском увещании Evangelii Nuntiandi и отразившие реакцию Римско-католической Церкви на наступление постиндустриальной эпохи. Ключевые слова: Павел VI, энциклика, апостольское письмо, апостольское увещание, пастырская конституция о Церкви в современном мире, Populorum Progressio, Octogesima Adveniens, Justitiain Mundo, Evangelii Nuntiandi   Джованни Батиста Монтини был избран папой Римским 21 июня 1963 года, всего через три недели после смерти Иоанна XXIII, и взял имя Павла VI. Его выбор в качестве папы считался предсказуемым, даже позволив прессе с некоторой долей уверенности объявить об этом за целых два часа до фактического окончательного голосования. Смысл этой предсказуемости заключался в понимании кардиналами-выборщиками того, что новому папе нужно будет продолжать политику и действия, начатые Иоанном XXIII.

http://bogoslov.ru/event/5998632

29 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Кирилл (Говорун Сергей Николаевич, священник Сергий Говорун), архимандрит Конфессии: Православие Предлагаем вниманию читателей рецензию на монографию известного патролога С.Л. Епифановича, недавно изданную Издательством Олега Абышко совместно с Киевской духовной академией. Рецензия была опубликована в: Труди 19. К., 2013. С. 342-346. Публикуется с согласии редакции журнала. An interview with Archimandrite Ephrem (Lash), the well-known translator of church services into English – on the significance of the liturgy, the unacceptability of the symbolic interpretation of church services, and on the work of Saints Cyril and Methodius. События Утром, 15 января, отошел ко Господу один из крупнейших исследователей святоотеческого наследия современности профессор патрологии Афинского университета Стилианос Пападопулос. События 2 декабря 2011 года в Болонье состоялись переговоры представителей Русской Православной Церкви с руководством «Фонда религиозных наук имени Иоанна XXIII» (Fondazione per le ScienzeReligiose Giovanni XXIII). 29-30 ноября 2011 года в Женеве прошла встреча редакционной группы, курирующей международный проект подготовки учебника для православных учебных заведений по межхристианским отношениям. 28 ноября 2011 года первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви и проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мефодия архимандрит Кирилл (Говорун) встретился с проректором университета Ка’Фоскари в Венеции профессором Стефано Гаспари.

http://bogoslov.ru/person/277584

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского (Konstanz, Rosgartenmuseum. HS 1. Fol. 5v — 6). Ок. 1464 г. (ок. 1370, о-в Искья, близ Неаполя - 27.12.1419, Флоренция; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (17 мая 1410 - 29 мая 1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. Происходил из знатной, но обедневшей неаполитанской семьи (отец - Джованни Косса, сеньор о-ва Прочида; мать - Чиччола Бариле). В юности служил на флоте, участвовал (вместе с братьями) в сражениях между флотами герц. Людовика II Анжуйского и неаполитанского кор. Владислава Дураццо, из-за чего впоследствии его не раз обвиняли в грабежах и в пиратстве. С поражением франц. войск и изгнанием герцога Анжуйского из Неаполитанского королевства Косса оставил военную службу. Изучал богословие в Риме и право в Болонском ун-те, по окончании к-рого получил незадолго до 1389 г. степень д-ра канонического и гражданского (рим.) права (лат. in utroque iure). Во время учебы Косса стал каноником кафедрального собора в Болонье (1386); в 1392 г. папа Римский Бонифаций IX назначил его папским камергером, а в 1396 г. он был поставлен архидиаконом Болоньи. Переехав в Рим, Косса получил назначение на должность апостольского протонотария. 27 февр. 1402 г. был возведен в достоинство кардинала-диакона рим. ц. св. Евстахия, а в нач. 1403 г. назначен папским легатом a latere в Романье и Болонье (деятельность легата имела целью восстановить папскую власть на этих землях). В этой должности он, по словам биографа Дитриха Нимского , проявил себя как жесткий администратор, стремившийся поставить под контроль все ресурсы подвластной ему территории и сурово подавлявший любую оппозицию. Однако в анонимном жизнеописании Коссы из Liber Pontificalis отмечается, что при нем Болонья расцвела и «наслаждалась долгим миром». В 1408 г. папа Римский Григорий XII лишил Коссу должности легата; он был восстановлен в должности антипапой Александром V .

http://pravenc.ru/text/469714.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАРОЛИ [итал. Casaroli] Агостино (24.11.1914, Кастель-Сан-Джованни близ Пьяченцы - 09.06.1998, Рим), кард., гос. секретарь Папского престола (1979-1990). Род. в семье портного. Начальное духовное образование получил в ДС еп-ства Пьяченца в Бедонии, а также в коллегии Альберони в Пьяченце, по окончании к-рых 27 мая 1937 г. рукоположен во пресвитера. В 1937-1939 гг. учился в Риме в Папской церковной академии и в папском Латеранском ун-те, где получил степень доктора канонического права (1939). С 1940 г. сотрудник архива Конгрегации чрезвычайных церковных дел Государственного секретариата Папского престола. 4 янв. 1945 г. папой Римским Пием XII возведен в достоинство тайного камергера. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования при Итальянском обществе по международным организациям в Риме. С 1950 г. совмещал пастырское служение в Риме с духовным окормлением тюрьмы для малолетних преступников «Casal del Marmo» и ин-та «Villa Agnese», содействовавшего их социальной реабилитации. В 50-е гг. XX в. занимался в Государственном секретариате вопросами, связанными с Лат. Америкой, являлся помощником секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел архиеп. Антонио Саморе. 22 дек. 1954 г. папой Пием XII возведен в достоинство прелата папского двора. С 1957 г. выполнял обязанности церковного консультанта Римской группы Христианского союза предпринимателей. В 1958-1961 гг. преподавал в Папской церковной академии в Риме. 24 февр. 1961 г. папа Римский Иоанн XXIII назначил К. на должность помощника секретаря (субсекретаря) Конгрегации чрезвычайных церковных дел. В марте 1961 г. и марте 1963 г. К. возглавлял делегации Ватикана на конференциях ООН в Вене по вопросам о дипломатических и консульских сношениях. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. Кард. А. Казароли. Фотография. 1990 г. По поручению папы Иоанна XXIII в марте 1963 г. из Вены К. совершил поездки в Будапешт и Прагу для установления контактов с коммунистическими правительствами Венгрии и Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/Казароли.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Папа Римский Иоанн Павел I будет причтен к лику блаженных в сентябре будущего года Альбино Лучани будет беатифицирован в соборе Святого Петра Папой Франциском в воскресенье, 4 сентября 2022 года ВАТИКАН. В Ватикане официально объявлено, что Папа Иоанн Павел I (Альбино Лучани) будет беатифицирован в соборе Святого Петра Папой Франциском в воскресенье, 4 сентября 2022 года. Об этом сообщила Пресс-служба Святого престола, сообщает итальянская католическая газета Avvenire. Иоанн Павел I является шестым из Пап двадцатого века, для которого было открыто дело о беатификации и канонизации. К настоящему времени в Католической Церкви уже причислили к лику святых Пия X, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II. Дело о беатификации Альбино Лучани было открыто 23 ноября 2003 года в епархии Беллуно-Фельтре и завершилось 9 ноября 2017 года провозглашением «героических добродетелей» Иоанна Павла I. Указом от 13 октября 2021 года чудо необычайного исцеления, приписываемое заступничеству Иоанна Павла I, было признано и санкционировано Папой Франциском. Сразу после смерти Иоанна Павла I, 28 сентября 1978 года, со всего мира в родную епархию почившего понтифика стали поступать просьбы о его канонизации. Тогдашний епископ Беллуно-Фельтре, Маффео Дуколи, заявил, что он «получил растущее число тысяч запросов об открытии дела, и все они хранились в архивах курии Беллуно». Без какого-либо официального статуса, с инициативой, начатой снизу, начался сбор подписей, который заинтересовал различные страны на международном уровне, включая Швейцарию, Францию, Канаду и США. 9 июня 1990 года архиепископ Белу-Оризонти Серафим Фернандес де Араужу направил Иоанну Павлу II просьбу об открытии дела Иоанна Павла I с петицией, подписанной всей епископской конференцией Бразилии. 226 подписавших епископов подчеркнули причины, которые привели их к этой просьбе.

http://sedmitza.ru/text/10074489.html

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXIIXXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Мысли при чтении Книги Бытия Мысли при чтении Книги Иова Мысли при чтении Псалтири Мысли при чтении Книги пророка Исаии Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других Мысли при чтении апостольских посланий Соборное послание святого апостола Иакова Первое соборное послание святого апостола Петра Второе соборное послание святого апостола Петра Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова Соборное послание Иудино Послание к Римлянам святого апостола Павла Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла Мысли при чтении Апостольских деяний Мысли при чтении Евангелия от Матфея (Продолжение) Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Апокалипсиса Мысли при чтении Книги пророка Варуха Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Книги Исход Мысли при чтении Книги Левит Мысли при чтении Псалтири (Продолжение) Мысли при чтении Книги пророка Иеремии Мысли при чтении Книги Плач Иеремии Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру. О таинстве Тела и Крови Христовых Мысли по случаю известия об одном больном купце, страдающем на ложе уже девять лет. Объяснение того, как Господь Своею смертию искупил от вечной смерти всех, когда-либо живших людей. К пасомым     Предисловие Этим томом открывается первая публикация всех найденных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава I Исторический обзор трудов, касающихся литературной деятельности Иоанна Схоластика, как канониста. §1. I. Среди изданных впервые по II томе знаменитой Bibliotheca juris canonici veteris в 1661 году трудов, принадлежавших «insigniores juris canonici veteris collectores Graeci», находятся три сборника, автором которых ученый секретарь короля Генриха IV протестант Christophe Justel (1580 – 1649) 4 , а за ним и издатели его труда Gulielmus Voell 5 и Henri Justel 6 не задумались признать антиохийского пресвитера Иоанна Схоластика, бывшего впоследствии патриархом Константинопольским (565 – 577) 7 . Первый сборник (стр. 499 – 602) озаглавлен: Ιωννου πρεσβυτρου Αντιοχεας του α π σχολαστικω ν· ο τος συντττει του ς λους καννας ες ν ττλους. и у Justel называется Ioannis Antiocheni collectio canonum; состоит он из 1) предисловия (нач. Ο του μεγλου θεου ...), заканчивающийся перечнем использованных канонов под заглавием τξις τω ν καννων, 2) оглавления 50 титулов (под заглавием Ττλων κατστασις τη ς πραγματεας), за которым следуют 3) самые 50 титулов, где в каждом выписаны относящиеся к нему каноны целиком, однако, не всегда в порядке, намеченном предисловием. Второй сборник (стр. 603 – 660) 8 , называемый у Justel Ioannis Antiocheni nonocanon, озаглавлен: ωννου ρχιεπισκπου Κωνσταντινουπλεως του σχολαστικου νομοκνων. затем подзаголовок (A­ ρχη τω ν ν ττλων или, по Cod. Ox., Ττλων κατστασις) и сразу идут 50 титулов, где в каждом на каноны сделаны только ссылки, но зато почти к каждому (за исключением 9 ) титулов IX, XII, XXI – XXIII, XXIX, XXXI, XLIII, L) присоединены соответствующие государственные постановления о церковных делах ( Τα συν δοντα νμιμα), взятые обыкновенно из новелл и Кодекса Юстиниана и очень редко (в титулах XXXVI, XL, XLII, XLV, XLVI) из Дигест. Перед самым текстом законов титула I есть предисловие: Πρλογος α ττλου. ( Ες δξαν του μεγλου θεου ... θεομιμτως περισκοποσης.) В конце этого сборника есть приписка: Τλος τω ν ττλων τω ν συν δντων νομμων τοι ς κκλησιαστκοι ς κανσι τη ς νεαρα ς διατξεως.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010