Современный и интересно написанный учебник. Книги Нового Завета разбираются тематически, а не последовательно по тексту. Группа Вконтакте Facebook группа Христос и Церковь в Новом Завете Книга протоиерея Александра Сорокина «Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. Курс лекций»» вышла в Издательстве Крутицкого подворья совместно с Синодальным Отделом по делам молодежи Московского Патриархата (по благословению председателя Отдела Архиепископа Костромского и Галичского Александра) и Обществом любителей церковной истории. Книга представляет собой курс лекций по Введению в Священное Писание Нового Завета, читаемый автором с 1996 года в Санкт-Петербургском Институте богословия и философии. В книге подробно излагается история написания Священных книг Нового Завета — Евангелий, Книги Деяний святых апостолов, апостольских посланий и Апокалипсиса. Издание продиктовано недостатком систематических пособий вводного характера, которые были бы составлены с учетом как общепринятых достижений современной библеистики, так и, в не меньшей степени, православного Церковного Предания. Введение § 16. Три отправные точки, подсказанные Церковным Преданием Богослужебный годовой круг чтений Священного Писания Нового Завета за Божественной Литургией в Православной Церкви начинается на Пасху — в праздник Воскресения Христова. В качестве Пасхального Евангельского чтения звучит Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1-17 ), Апостольского чтения — также первые стихи Книги Деяний святых Апостолов (Деян.1, 1-8). При этом ни Пролог, ни начало Деяний не являются рассказами или прямыми свидетельствами о Воскресении Иисуса или хотя бы явлениях Воскресшего (как, например, последние главы любого из канонических Евангелий ). Вместе с тем то, о чем идет речь в Прологе и в Деяниях, имеет тесное и прямое, хотя и не очевидное на первый взгляд, отношение к Христову Воскресению . Чтобы начать знакомство с Новым Заветом, интересно рассмотреть соотношение этих трех, как кажется, разных тем: Воскресения Иисуса Христа (смысл праздника Пасхи), начала истории Церкви (тема Книги Деяний) и Боговоплощения (тема Пролога). Увидев эти три темы в их тесной связи, мы получим, образно говоря, три точки, «задающие плоскость» нашего предстоящего курса.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Подпишитесь на наш Телеграм Канон Нового Завета Библия — не книга, а библиотека (и само слово «библия» означает «книги»). В Новый Завет входит 27 книг. В том, как они «попали в канон» (то есть стали частью Библии), как нигде больше, видно соотношение Писания и Предания. Церковь пишет эти книги и решает, какие именно из них «богодухновенны». То есть Писание, конечно «главное», но его канон, то, что входит в Писание — это часть Предания. Чтобы не входить в схоластические споры, скажем: Дух Святой, обитающий в Церкви, «пишет» (через апостолов) книги Нового Завета и Он же «решает» (через соборы) какие книги Он «написал». Формирование канона шло далеко не так просто, было много споров — скажем, Откровение Иоанна Богослова окончательно входит в канон Нового Завета только на Трулльском соборе в 692 г. — т. е. очень поздно. Сегодня мы хотели поговорить о тех книгах, которые не вошли в канон, но те или иные церковные писатели и общины причисляли их к Новому Завету. У этих книг был высочайший авторитет, но в итоге из Библии их исключили, и они попали в разряд святоотеческого наследия, в литературу «мужей апостольских». Давайте, посмотрим, что это за книги, которые Древняя Церковь ценила столь высоко, что включала их в Писание. Дидахе Учение Господа народам через 12 апостолов Дидахе — удивительный памятник раннего христианства. Знакомство с ним переносит во времена апостолов, видевших воочию Христа, и их учеников, шедших с Благой Вестью. Дидахе выражает апостольскую веру и содержит краткое объяснение учения ранней Церкви для крещаемых. Никто не выражал сомнений относительно источника происхождения текста, а его авторитет был столь высок, что многие считали Дидахе одной из книг Нового Завета. Дидахе представляет собой учительный текст. Благодаря ему мы можем узнать, как апостолы проводили катехизические беседы. Мы видим, что вера первых христиан содержит те же вероучительные принципы, которые хранит современная Церковь. Причем христианство и иудаизм не представляют еще особой разницы.

http://blog.predanie.ru/article/pochti_b...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2023 27 мин., 04.10.2023 Обложка : На солнечном оранжевом фоне маленький мальчик, стоящий на большой, поднявшей его вверх руке, возвращает в гнездо выпавшего из него птенца. Сбоку надпись белыми буквами: В ТВОИХ РУКАХ». При этом пунктиром обозначена возможность другого прочтения: В ТВОИХ РУКАХ». Рисунок Руслана Трофименко. Пролог : Сергей Белозёров . «Это утро возносило...». Стихотворение. Фото Adam Jankowski/Unsplash//Фома. - – сентябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2023. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 сентября. Церковное новолетие. [Новолетие — это празднование церковного нового года. Традиция отмечать его в сентябре пришла в Русскую Церковь из Византии. В этот день в тропаре — кратком молитвенном песнопении, раскрывающем суть праздника, — христиане поют: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы, и спаси ны». На современном русском это означает: «Всего творения Создатель, времена и годы Своей властью определивший, благослови начинающийся год благости Твоей, Господи, сохраняя в мире людей Твоих и место их жительства молитвами Богородицы, и спаси нас»]. Ил.: Сотворение мира. Мозаика собора Сан-Марко в Венеции. XIII в. - С.4; 12 сентября. День памяти святого Александра Невского. [Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются правители, которые сумели в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу, руководствовались в жизни высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти или корыстью]. Ил.: Великий князь Александр Невский. Филипп Москвитин. 2020. - С.4;     11 сентября. Усекновение главы Иоанна Крестителя. [Иоанн Креститель жил так, что никто не мог упрекнуть его хотя бы в малейшем грехе. И при этом обладал мужеством говорить царю правду о том, что тот незаконно сожительствует с женой своего брата — Иродиадой. Оскорбленная его словами, Иродиада жаждала убить Иоанна. Об Ироде же Библия говорит, что, даже посадив Иоанна в темницу по настоянию своей сожительницы, Ирод … берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его (Мк 6:20). На праздновании дня рождения Ирода дочь Иродиады, Саломея, своим танцем привела в восторг царя и его гостей. Ирод поклялся дать ей все, что она пожелает. Саломея, наученная матерью, заявила Ироду: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Ирод опечалился, потому что не хотел убивать Иоанна. Но испугался, что гости перестанут его уважать, если он не сдержит слово. И велел отрубить голову Иоанну Крестителю]. Ил.: Глава Иоанна Предтечи. Икона. XIX в. - С.4-5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-245-...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета Часть первая. Четвероевангелие Приводится по изданию: Свято-Троицкая Православная Миссия Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission 466 Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USA Редактор: Епископ Александр (Милеант) (file_name.doc, 05-19-2001). Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель. Предвечное рождение и воплощение Сына Божия. Зачатие Предтечи Христова Иоанна. Благовещение Пресвятой Девы Марии. Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой. Рождество Святого Иоанна Крестителя. Родословие Господа Иисуса Христа по плоти. Рождество Христово. Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения. Обстоятельства времени Рождества Христова. Обрезание и Сретение Господне. Поклонение волхвов. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрочество Иисуса Христа. Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе. Крещение Господа Иисуса Христа. Сорокадневный пост и искушение от дьявола. Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке в Кане Галилейской. Первая Пасха Изгнание торгующих из Храма. Беседа Господа Иисуса Христа с Никодимом. Последнее свидетельство Иоанна Крестителя. Заключение Св. Иоанна в темницу. Беседа с Самарянкой. Прибытие в Галилею и начало Проповеди. Исцеление сына Царедворца. Призвание рыбаков. Исцеление бесноватого в Капернауме. Исцеление тещи Петровой. Проповедь в Галилее. Проповедь в синагоге Назарета. Исцеление прокаженного. Исцеление расслабленного в Капернауме. Призвание Матфея. Вторая Пасха Исцеление расслабленного у овечьей купели. О равенстве Отца и Сына. Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого. Господь избегает известности.

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

Закрыть itemscope itemtype="" > 20-летию со дня блаженной кончины владыки посвящается 2 ноября в Санкт-Петербурге состоится вечер памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) 17.10.2015 1224 Время на чтение 6 минут В понедельник, 2 ноября, в Санкт-Петербурге в Духовно-просветительском центре «Святодуховский» Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры состоится вечер памяти митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), посвященный 20-летию со дня блаженной кончины владыки. Начало вечера – 18:00. Вход свободный. Мероприятие организовано православным издательством «Царское дело», Санкт-Петербургским отделением Международной общественной организации «Русское Собрание», информационно-аналитической службой «Русская народная линия». В вечере участвуют клирики и миряне Санкт-Петербургской и Самарской епархий, духовные чада митрополита Иоанна. В ходе мероприятия прозвучат стихи и музыкальные произведения, посвященные владыке, духовные песни в исполнении детско-юношеского хора во имя преподобного Иоанна Дамаскина. Также состоится презентация нового издания книги «Был человек от Бога... Жизнеописание митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)». Ведущие вечера – директор православного издательства «Царское дело» Сергей Астахов и главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Выступающие: Игумен Силуан (Туманов), председатель Издательского совета Санкт-Петербургской митрополии; Архимандрит Нектарий (Головкин), директор Объединенного музея церковной истории Санкт-Петербургской митрополии; Игумен Пахомий (Трегулов), настоятель Свято-Троицкого Мартирие-Зеленецкого мужского монастыря; Протоиерей Андрей Алексеев, священник храма Смоленской иконы Божией Матери; Протоиерей Александр Захаров, председатель Отдела Тихвинской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму, настоятель храма во имя св. Царственных Страстотерпцев в поселке Сологубовка; Протоиерей Алексий Успенский, клирик храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала;

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова Архиепископ Аверкий (Таушев) (1906—1976) — епископ РПЦЗ; с 17 августа 1961 года — архиепископ Сиракузский и Троицкий. По утверждению его духовных чад, был выдающимся проповедником. «Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова» архиепископа Аверкия (Таушева) — краткое базовое пособие, представляющее собой конспект дореволюционных учебников. Ценность заключается в опоре на святоотеческие толкования. Здесь о. Аверкий по порядку разбирает, проводит экзегезу (истолкование текста), и комментирует текст книги Откровения апостола Иоанна Богослова. Архиепископ Аверкий был духовником первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского), преподавал пастырское богословие, Новый Завет, литургику и гомилетику, читал лекции о духовной жизни, организовывал религиозно-просветительные собрания. Жил в России, Югославии, Австрии, Германии и США. Был членом Архиерейского Синода РПЦЗ, председателем благотворительного фонда имени святого праведного Иоанна Кронштадтского. ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ Апокалипсис, или в переводе с греческого Откровение Святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг. В книгах законоположительных, исторических и учительных христианин почерпает знания об основании и историческом росте жизни Церкви Христовой и руководство для своей личной жизнедеятельности; в Апокалипсисе же верующему уму и сердцу даются таинственные пророческие указания о будущей судьбе Церкви и всего мира. Апокалипсис – книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения. Но вместе с тем именно этот таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей, на протяжении всей новозаветной истории человечества пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дороже всех сокровищ Слово в день Обретения главы св. Иоанна Предтечи 09.03.2024 72 Время на чтение 7 минут Фото: Из интернет-источников Этот праздник — напоминание о том, как мы должны хранить наши святыни. Через мощи святых действует сила Христа распятого и воскресшего. В них — связь с тайной Первого и Второго Пришествия Господня, Страшного Суда и всеобщего воскресения. Первое обретение – строительство храма. После пира Ирода, орошенного кровью величайшего из пророков и Предтечи Христова, ученики Иоанна погребли его тело (Мф. 14, 11). А Иродиада, захватив окровавленную главу, которую ей принесли на блюде, закопала ее в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука — Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской в одном из поместий Ирода. Через много лет это поместье перешло во владение некоего знатного вельможи Иннокентия. Он начал строить там церковь, и когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой святого Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о святыне по откровению и бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло первое обретение главы. Так были обретены мощи преподобного Сергия, игумена Радонежского в 1422 году при строительстве каменного храма на месте сожженного ханом Едигеем деревянного. Таким было второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году в Петербургском Казанском соборе незадолго до его нового открытия. Так обретаются и возвращаются нам сегодня мощи многих святых при восстановлении и строительстве новых монастырей и храмов. Подобает дому Божию быть украшену особым присутствием в нем святых. Второе обретение – как хранить обретенные святыни, чтобы вновь не утратить их. Промысл Божий связывает судьбу наших святынь с судьбами Церкви. Когда наступила полоса гонений, возникла угроза осквернения святынь. И честная глава Предтечи снова была сокрыта в месте первого обретения. В дни равноапостольного царя Константина, когда христианская вера стала процветать, два монаха прибыли в Палестину на поклонение святым местам.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/do...

Лекция 19 Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва – III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее – и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии. Это было вполне естественно, так как в монархическом устроении земной жизни христианское сознание традиционно видело икону Монархии Небесной. Уже упоминалось, что истоки этого нового сознания лежали в событиях, связанных с отступничеством греков от Православия на Флорентийском Соборе. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. Это привело к утверждению автокефалии Русской Церкви. В то же время великие князья Московские, вскоре окончательно освободившиеся от ордынской зависимости и одновременно ощутившие себя преемниками погибшей Византии, практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создается крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью. И государству этому, чье возвышение было столь стремительно, необходимо было осмыслить свое место в существующем мире. Основой новой идеологии, безусловно, стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Эта идея еще более укрепилась и перешла из области символов в сферу династических реалий после брака Иоанна III и Софьи (Зои) Палеолог, который был заключен в 1472 г. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как возглавителей всего православного мира. Новое династическое право Иоанна III и его потомков претендовать на Царьградское наследие укреплялось и в силу его внешнего признания. И хотя в реальности это чаще всего была не более, чем льстиво-вычурная дипломатическая риторика, для Московских великих князей она оказалась весьма кстати. Так, правительство Венеции уже через год после заключения брака Иоанна и Софьи писало в Москву о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Восточной империи. А Великий Магистр Тевтонского Ордена фон Шомберг побуждал Василия III вступить в антитурецкую коалицию, соблазняя его перспективой отвоевания «своей законной вотчины – Константинополя».

http://sedmitza.ru/lib/text/436284/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад игумена Иоанна (Экономцева), председателя Отдела по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата, «Православное образование для мирян на пороге нового тысячелетия и его значение для возрождения Русской Православной Церкви» Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Настоящий Архиерейский собор проходит в знаменательное время. Два тысячелетия отделяют нас от дней, которые явили приход Спасителя в мир. Ожидание быстрого завершения истории, которое разделяли и некоторые из апостолов, по Промыслу Божию не сбылось. Церкви Христовой предстояло и, возможно, еще предстоит длительное пребывание в мире. Стремительное развитие человеческой культуры и цивилизации носило отнюдь не простой характер. Оно было ознаменовано войнами и революциями, церковными расколами, отступлением от веры отцов и возвратом к ней. В условиях все более усложнявшейся жизни Церковь, тело Христово на земле, продолжает нести благую весть о Воскресении Спасителя и о победе над смертью, она утешает страждущих и направляет всех людей на путь спасения. Поэтому так важна учительная роль Православной Церкви. " Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел Вам " (Мф.28:19), - завет Господа на все времена приобретает особую актуальность в нынешнем мире, смуту и нестроения которого человечество призвано одолеть. Велика духовная жажда людей, выходящих из многолетнего атеистического пленения. Они жаждут Истины, но зачастую не в состоянии отличить веры от всевозможных пестрых суррогатов и подмен.. Церковь не может не учитывать обстоятельств, в каких звучит сегодня проповедь Слова Божия. Современная цивилизация резко переменила условия человеческой жизни. Природа естественная, сотворенная Богом, все больше подменяется искусственной, рукотворной и техногенной. Немало новых, незнаемых прежде опасностей подстерегает современного человека. В особенности это касается информационной среды, окружающей его, деструктивно воздействующей на его психическую и духовную жизнь. Следует, в частности, учесть и негативную роль средств массовой информации, как правило аппелирующих к греховным и низменным инстинктам человека. В то же время надо иметь в виду, что недоброкачественность таится не только в вульгаризации подаваемых материалов, но и в самом подходе этих средств к освещению событий, сугубо информационном и развлекательном. Средства массовой информации часто подчеркивают агрессивное, сенсационное и поверхностное. Поэтому даже при самом благонамеренном отношении к Церкви репортеры и журналисты нередко способны осуетить, принизить и обездушить высокое и святое.

http://sedmitza.ru/lib/text/429430/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, читаемый в четверг пятой седмицы Великого поста (адаптация к использованию на приходе) Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному богослужебному использованию на приходе (священник Дмитрий Березин) Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: Из явных недостатков: при работе над адаптацией не использовался оригинальный греческий текст. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Адаптация к современному  богослужебному использованию  на приходе (священник Дмитрий Березин). Задача: адаптировать канон для восприятия смысла тропарей на слух, по возможности без потери ритма и певучести церковно-славянского языка, по возможности предотвратить неправильное понимание смысла тропарей. За основу взят перевод митрополита Никодима (Ротова) и Триодь Постная , в качестве справочных использовались Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (Синодальный перевод), перевод еп.Александра (Милеанта) и перевод иером.Амвросия (Тимрота) , «Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона» игум. Филиппа (Симонова), «Беседы на книгу Бытия» свт.Иоанна Златоуста . Особенности перевода: • оставление церковно-славянской формы некоторых союзов, наречий и местоимений (яко, яже, аще, мя, ти и т.д.); • оставление звательного падежа;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010