Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии:  протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944);  от Костромской епархии:  протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937); 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4903903...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Мефодия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921), священномучеников Евстафия Сокольского, Иоанна Алешковского, Александра Минервина, Сергия Соловьева, Иоанна Артоболевского, Феодора Бобкова, Александра Соколова, Николая Кандаурова, Алексия Шарова, Николая Поспелова, Алексия Княжеского, Александра Покровского, Аркадия Лобцова, Бориса Назарова, Михаила Рыбина, Николая Голышева, Алексия Аебедева, Андрея Беднова, Димитрия Кедроливанского, Иоанна Тихомирова, Петра Соколова, пресвитеров , Серафима Вавилова, архидиакона, преподобномучениц Рафаилы (Вишняковой), схимонахини, Анны (Ефремовой), Марии (Виноградовой), Екатерины (Декалиной), послушниц, и мучеников Иоанна Шувалова, Василия Иванова, Димитрия Казамацкого, Феодора Пальшкова и Димитрия Ильинского (1938). Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома 392 Память святых мучеников Филея, епископа Тмуитского, и Филорома Св. Филей родился в благородной египетской семье. Он получил глубокое литературное и философское образование и занимал различные административные должности. Обратившись в христианство, он стал епископом гор. Тмуис в Фиваиде. Арестованный в первые годы Диоклетиановых гонений, он предстал перед судом префекта Кулькиана ок. 306 г. Несмотря на старания адвокатов спасти его, святой продолжал настаивать, что никогда не станет приносить жертвы ложным богам. «Единственная богоугодная жертва, – говорил он, – чистое сердце, жизнь откровенная и слова неложные». На вопросы Кулькиана он отвечал, что вечной жизни можно достичь, соединившись со Христом, истинным Богом, умершим ради нашего спасения и воскресшим собственной силой. «Дай мне эту высшую милость, – сказал он наместнику, – исполни свой долг до конца и без промедления». Адвокаты мученика, его жена и родители бросились к его ногам, умоляя сдаться, но святой стоял неколебимо, как скала под напором волн. Взгляд Филея был устремлен к Богу, он уже видел перед собой апостолов и мучеников – свою настоящую семью, которая ждала его на Небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЙ [испан. Eutropio] († до 610), свт. (пам. зап. 8 июня), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589). Сведения о жизни и деятельности Е. отрывочны. Сохранилось 2 письма святителя к Петру, еп. г. Эркавика (в совр. пров. Куэнка). Е. упоминается в «Хронике» Иоанна Бикларского и в сочинениях свт. Исидора Гиспальского (Севильского). Исидор сообщает о послании Е. к Лициниану, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена), в к-ром тот объяснял, как совершать хризму (миропомазание) младенцев. Е. был монахом, затем настоятелем Сервитанского мон-ря, основанного в VI в. мон. Донатом (бежал из рим. Африки во время гонения на христиан со стороны вандалов). В посланиях, составленных в период жизни в монастыре, Е. отмечал упадок нравов монахов, считал, что нравственное возрождение монахов было его основной задачей как настоятеля. Вслед за прп. Иоанном Кассианом Римлянином он выделял 8 общечеловеческих пороков: обжорство, вожделение, алчность, гнев, уныние, малодушие, тщеславие, гордыню. Согласно Иоанну Бикларскому, вместе со свт. Леандром Гиспальским Е. был инициатором и активным участником III Толедского Собора, на к-ром было объявлено о присоединении вестгот. кор.-арианина Реккареда (586-601) к кафолической Церкви. Подробности о выступлениях Е. на Соборе не сохранились. После 589 г. Е. был рукоположен во епископа и назначен на кафедру Валенции. День памяти святителя присутствует в мартирологах ордена бенедиктинцев и частных мартирологах XVI-XVII вв. Соч.: CPL, N 1095-1096; Epistola ad Petrum Papam de octo vitiis; De destructione monachorum et ruina monasterium//PL. 80. Col. 9-20; Anecdota Wisigothica/Ed. M. C. Díaz y Díaz. Salamanca, 1958. Vol. 1. P. 20-35. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. Col. 51-52; Ioannes Biclarensis. Chronicon// Campos Ru í z J. Juan de Biclaro, Obispo de Gerona: Su vida y su obra. Madrid, 1960. P. 92, 97; Isid. Hisp. De vir. illustr. XLV 64//PL. 83. Col. 1106. Лит.: Gonz á lez T. La Iglesia desde la converción de Recaredo hasta la invasión arabe//Historia de la Iglesia de España/Ed. R. García Villoslada. Madrid, 1979. T. 1. P. 408, 720; C á rcel Ort í V. Historia de la Iglesia en Valencia. Valencia, 1986. T. 1. М. В. Рыбина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187601.html

СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

1440 гг., так как именно в это время произошел конфликт немецких купцов с архиепископом Евфимием II из-за церкви Петра и Павла. Вторая редакция П. входит в состав Жития Иоанна Предтечи и, как считает издатель этой редакции П. А. И. Никольский, предназначалась для чтения в церкви во время службы этому святому. По мнению Е. А. Рыбиной, вторая редакция возникла раньше первой. Вопрос этот требует дальнейшего рассмотрения. Третья редакция представляет собой совершенно самостоятельную (вероятнее всего, позднюю) переработку легенды о варяжской божнице. Эта редакция с двумя другими редакциями П. текстуально никак не связана. (Текст этой редакции не издавался, и в работах, посвященных данному произведению, она не фигурирует). Автором П. был человек из среды, близкой к демократическим кругам, – в произведении очень сильно проявляется антибоярская тенденция: виноватым оказывается посадник, и он один терпит кару (все люди, плывшие с ним в насаде, были спасены). В настоящее время известно 9 списков П.: 6 – первой редакции, 2 – второй редакции и 1 – третьей редакции. Изд.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1816. Т. 3. Примеч. 244; Северный архив. СПб., 1827. Ч. 26. С. 196–200; ПЛ. I860. Вып. 1. С. 249–253; Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития святого Иоанна Предтечи и Крестителя господня//ИОРЯС. 1907. Т. 12, кн. 3. С. 98–116; Шмидт С. О. Предания о чудесах при постройке новгородской ропаты//Историко-археологический сборник (к 60-летию А. В. Арциховского). М., 1962. С. 319–325. Лит.: Прозоровский Д. Новые разыскания о новгородских посадниках. СПб., 1892; Лихачев Д. С. Литература Новгорода второй половины XV – первой половины XVI в.//История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 375; Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962; Рыбина Е. А. Повесть о новгородском посаднике Добрыне//АЕ за 1977 год. М., 1978. С. 79–85; Голышенко В. С. Сборник XVII в. из собрания Института русского языка АН СССР//Памятники русского языка. Исследования и публикации. М., 1979. С. 222. Л. А. Дмитриев Читать далее Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси/АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушк. дом); Отв. ред. Д. С. Лихачев. - Ленинград : Наука, ленингр. отд-ние, 1987-./Вып. 1. (XI - первая половина XIV в.) - 1987. - 492, с.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Тогда выступил блестящий александрийский магистрат Филором, до тех пор скрывавший свою веру: «Зачем делать этого верного Богу неверным? Разве вы не видите, что его глаза уже не замечают ваших слез и что ваш плач уже не достигнет ушей того, кто созерцает славу Небесную?» Ярость толпы обрушилась тогда на Филорома, и это заставило наместника приговорить обоих к усечению мечом. По пути на казнь брат Филея, адвокат по профессии, воскликнул: «Филей подает на апелляцию!» Святого снова вызвали на суд, но он в нетерпении отвечал: «Разговаривать не о чем. Не слушайте этого несчастного. Напротив, я благодарен императорам и наместнику, ведь через них я удостоился наследия Иисуса Христа!» На лобном месте он протянул руки на восток и сказал: «Теперь я пойду по стопам Господа нашего Иисуса Христа. Дети мои возлюбленные, будьте бдительны и следуйте заповедям нашего Господа. Помолимся Богу Чистому, Неизреченному, Богу, царствующему над Херувимами, Творцу мира, Началу и Концу всего. Ему слава во веки веков. Аминь». При этих словах две главы пали под мечами – и души славных мучеников отлетели на Небеса. 392 Память этих святых отсутствует в византийских Синаксарях, но о них с похвалой отзывается историк Евсевий Кесарийский , у которого можно найти замечательное письмо, где епископ описывает жителям Тмуиса страдания мучеников (Церковная история. VIII, 9 –10). Они упоминаются также в древнем «Иеронимовом Мартирологии». Мы пересказываем здесь свидетельство Евсевия и их «Мученичества», сохранившиеся на латыни. Их достоверность подтверждается «Апологией св. Филея», сохранившейся на греческом языке в папирусе IV в., ненамного более позднем по отношению к описываемым событиям. Этот важный для истории христианства текст представляет собой отрывок из судебного разбирательства (пятое, и последнее, заседание) при участии префекта Кулькиана. См.: Halkin F. L’Apologie du martyr Phileas de Thmuis Читать далее Источник: Синаксарь: Жития святых Православной Церкви: В 6 т./Адаптир. пер. с франц./авт. сост. иером. Макарий Симонопетрский - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011./Т. 3. Январь-февраль. - 912 с. ISBN 978-5-7533-0553-4 (т. 3)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. Н. был приговорен к расстрелу вместе с др. обвиняемыми. Н. был казнен через 10 дней после расстрела др. приговоренных. Они были похоронены в безвестных могилах на полигоне Бутово под Москвой. Имена Н. и др. мучеников были включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. Память Н. празднуется в день расстрела осужденных с ним прот. сщмч. Петра Никотина и мирян мучеников Виктора Фролова, Иоанна Рыбина и мц. Елисаветы Курановой - 21 окт. (8 окт. ст. ст.). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20812; РГАЭ. Ф. 742. Оп. 1. Д. 73; ЦГА Москвы. Ф. 468. Оп. 2. Д. 611. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 186; ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 197-212; Васнецов В. А. Под звездным флагом «Персея». Л., 1974. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Петровна Кузьминова (1884-1938), мц. (пам. 23 янв. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/Николаем ...

Через двенадцать лет на месте увезённой церкви началось строительство храма Преображения Господня, но уже не деревянного, а кирпичного. В конце 50-х годов XIX века на земле, принадлежащей деревне Лопино, стараниями настоятеля Староладожского Никольского монастыря архимандрита Аполлоса (в миру Александра Ивановича Попова) был построен кирпичный завод и открыты новые плитные ломки (камнеразработки). С момента построения завода кирпичи пользовались большим спросом в округе. Из этого кирпича в Никольском монастыре сначала был отстроен братский корпус, а затем возведена церковь свт. Иоанна Златоуста по проекту академика архитектуры А. М. Горностаева. Чуть позже, в 1869 году, была заложена церковь Преображения Господня в деревне Чернавино. Она строилась архитекторами М. Н. Грудистовым и А. В. Мусселиусом на средства купца А. Рыбина и других благотворителей из того же красного кирпича взамен церкви, перевезенной на Валаам. Проект церкви был одобрен Строительным отделением Священного Синода 5 января 1869 года. Для храма архитектором А. В. Мусселиусом был использован проект Александро-Невского храма в Новой Ладоге, построенного им в 1864–1871 годах. Размеры Преображенской церкви — 24 метра в длину и 9 метров в ширину, с шатровой колокольней. Посредине железной двускатной крыши возвышался восьмигранный купол с окном в каждой грани, увенчанный деревянным крестом. Церковь Преображения Господня, освящённая 26 января 1871 года, сохранилась до наших дней, хотя и без центральной части крыши. С 1937 года в Чернавино перестали действовать православные храмы, а в 1940 году их закрыли официально. С колокольни церкви Преображения Господня были сброшены четыре колокола — они разбились о каменные плиты, которыми был выложен вход. От этого удара пострадал руководящий изъятием колоколов коммунист — одним из осколков ему оторвало ногу. Церковные помещения, в которых раньше творилась молитва, превратились в зерновые закрома. В годы Великой Отечественной войны в храме Преображения Господня военные организовали клуб и устраивали концерты. При обустройстве храма под свои нужды они замазали краской настенную роспись. Удивительно, но от бомбёжек и обстрелов церковь в Чернавино фактически не пострадала.

http://sobory.ru/article/?object=00554

от Иваново-Вознесенской епархии: протоиерея Александра Поспелова (1883 — 26 декабря 1937); от Йошкар-Олинской епархии:  епископа Марийского Леонида (Антощенко; 1872 — 7 января 1938), протоиерея Адриана Троицкого (1872 — 15 февраля 1938), священника Михаила Березина (1889 — 13 января 1938);  от Могилевской епархии: епископа Могилевского Иоасафа (Жевахова; 1874 — 4 декабря 1937); от Московской епархии:  протоиерея Иоанна Якушева (1877 — 8 декабря 1937), протоиерея Николая Постникова (1857 — 10 апреля 1931), протоиерея Бориса Назарова (1884 — 17 февраля 1938), священника Михаила Рыбина (1877 — 17 февраля 1938), священника Александра Покровского (1889 — 17 февраля 1938), священника Аркадия Лобцова (1895 — 17 февраля 1938), священника Иоанна Смирнова (1879 — 10 декабря 1937), священника Димитрия Благовещенского (1879 — 15 декабря 1932), священника Матфея Алоина (1879 — 25 ноября 1937), священника Петра Петрикова (1903 — 27 сентября 1937), священника Иоанна Честнова (1874 — 13 декабря 1937), иеромонаха Сергия (Букашкина; 1884 — 7 марта 1938), иеромонаха Серафима (Крестьянинова; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Ионы (Санкова; 1873 — 4 июля 1938), архидиакона Серафима (Вавилова; 1899 — 17 февраля 1938), схимонахини Рафаилы (Вишняковой; 1887 — 17 февраля 1938), послушницы Татианы (Грибковой; 1879 — 14 сентября 1937), Татьяны Гримблит (1903 — 23 сентября 1937), Василия Иванова (1869 — 17 февраля 1938);  от Петербургской епархии:  протоиерея Сергия Флоринского (1873 — 30 декабря 1918), игумена Арсения (Дмитриева; 1872 — 3 декабря 1937), игумений Иоанникии (Кожевниковой; 1859 — 3 декабря 1937), священника Николая Покровского (1895 — 3 декабря 1937), священника Василия Канделяброва (1889 — 3 декабря 1937);  от Рязанской и Тульской епархий: епископа Игнатия (Садковского; 1887 — 9 февраля 1938); от Саратовской епархии: священника Иоанна Днепровского (1875 — 15 декабря 1937); от Тульской епархии: монахини Макарии (Сапрыкиной; 1867 — 8 января 1938), монахини Анфисы (Сысоевой; 1868 — 8 января 1938);

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4892550...

Петров С. Школа и армия нуждаются в сотрудничестве с Русской Православной Церковью//Там же. С. 36–46 Троицкий В. Святоотеческое наследие и пути русского просвещения//Там же. С. 47–58. Троицкий В. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » схиархимандрита Иоанна (Маслова) – фундамент для развития современной педагогики//Там же. С. 166–170. Жуков В. Православие должно стать основой социального служения//Там же. С. 59–61. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Есть идея и есть путь//Там же. С. 62–63. Феодосии, епископ Полоцкий и Глубокский. Глинская пустынь как центр духовного просвещения//Там же. С. 84–93. Феодосии, епископ Полоцкий и Глубокский. Два дня духовных торжеств//Там же. С. 246–249. Алексий Ширинкин, протоиерей. Глинские литургические традиции в Московских Духовных школах//Там же. С. 126–127. Маслов Н. Литературное богословское наследие Глинской пустыни//Там же. С. 94–112. Кисель В. Архивные материалы по истории Глинской пустыни, собранные схиархимандритом Иоанном (Масловым) //Там же. С. 113–125. Иноземцева 3. К вопросу об использовании духовного наследия в образовательном процессе (на примере писем Глинского старца Илиодора)//Там же. С. 128–134. Лебедев Ю. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в университетском курсе истории русской литературы XIX века//Там же. С. 135–141. Ильин А. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебном курсе «История православной педагогики»//Там же. С. 142–147. Попков В. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебных курсах кафедры русской литературы Мичуринского государственного университета//Там же. С. 148–152. Морозов Н. «Глинская пустынь» схиархимандрита Иоанна (Маслова) и изучение книги Б.К. Зайцева об Афоне в университетском спецкурсе «Писатели русского Зарубежья»//Там же. С. 153–157. Рыбина. Е. Из опыта работы с книгами схиархимандрита Иоанна (Маслова) В МГУКИ//Там же. С. 158–165. Евладова Е. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в научно-методическом обеспечении духовно-нравственного воспитания школьников//Там же. С. 171–173.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010