1. Много великих пастырей воссияло на востоке в IV и V веках, но едва ли пастырь Церкви какого бы то ни было времени по богатству своей духовной жизни превосходит великого Златоуста. В начале язычник, адвокат, образованный человек, Златоуст во внутренней жизни своей переживает великий процесс духовного возрождения. Он принимает христианство , учится началам христианской жизни, самоуглубляется, наблюдает жизнь. Изучение жизни во всей её неприглядной наличности отвращает от неё Златоуста, он признает непригодность мирских начал для духовной жизни и приходит к сознанию необходимости аскетизма. Он бежит в пустыню, предается суровым подвигам под руководством аскета старца. Не удовлетворяясь этим, он удаляется в уединенную пещеру и изнуряет себя в продолжении двух лет до того, что вследствие болезни находится вынужденным возвратиться в мирское общежитие. Но этот постепенный подвиг внешнего самоумерщвления был в то же время и непрерывным возрастанием духа, – постепенно очищаясь от страстей, Златоуст все более и более приходил к сознанию невозможности для христианина личного духовного подвига без служения ближним. Сама собою нравственная логика привела его к осознанию необходимости пастырского служения ближним. Его общественное воспитание и воспитание в пустыне привели его к уяснению начал и задач духовной жизни. Пришедший в Антиохию, он уже покорно отдался церковному служению. Изучение общественной жизни и своей духовной природы ясно показали ему бедственное состояние нравственной жизни общества и слабость личных человеческих сил к возрождению. Аскетическое воспитание пустыни привело к сознанию недостаточности забот о себе самом без служения ближним, оно показало юному подвижнику необходимость пастырского служения и его возможность при самоотвержении и помощи божественной благодати. И вот он оставил пустыню и безропотно покорился своему призванию. В настоящей статье мы попытаемся проследить постепенный рост в душе Златоуста пастырского настроения до принятия им на себя пресвитерского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

иером. Макарий Симонопетрский Память священномученика Иоанна Днепровского, пресвитера (1919), священномученика Матфея Александрова, пресвитера (1921), священномученика Димитрия Благовещенского, пресвитера,и преподобной Веры (Графовой), исповедницы (1932), священномучеников Константина Некрасова, Николая Виноградского, Сергия Фелицына, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Сафонова, Иоанна Вишневского, Николая Заболотского, Павла Понятского, Сергия Кудрявцева, пресвитеров, преподобномучеников Данакта (Калашникова), и Космы (Магды), иеромонахов, преподобномучениц Маргариты (Закачуриной), Февронии (Ишиной), Тамары (Проворкиной), Антонины (Степановой), инокинь, и Марии (Журавлевой), послушницы, мучениц Марии Дмитриевской и Матроны Конюховой (1937), преподобномученицы Марии (Цейтлин), инокини (1938), мученика Бориса Успенского (1942). † Память преподобного Кирилла Филейского 393 † Память преподобного Кирилла Филейского Св. Кирилл родился ок. 1015 г. в селении Филея, расположенном на озере Деркос 394 в восточной Фракии 395 . С ранней юности он обнаружил незаурядные способности к изучению божественных книг и богослужению. Посвященный Деркским епископом в чтеца, он служил в храме Божием, возрастая духовно и ведя благочестивую жизнь. Когда Кириллу исполнилось двадцать лет, ему предложили стать священнослужителем, но он, смиренно сославшись на свое недостоинство, предпочел жениться, не в угоду сладострастию, но намереваясь вести жизнь, подобающую тому, кто желает учиться вере и служить Церкви своим трудом и потомством. Его жена столь же ревностно стремилась соблюдать все заповеди Божии, и после рождения первого ребенка они вместе приняли решение жить в целомудрии, посте и бдении, дабы избавиться от тирании страстей и плотских вожделений. Вдобавок к предписанному Церковью посту по средам и пятницам служитель Божий возложил на себя еще и добровольный пост в понедельник, вторник и четверг, вкушая только с наступлением вечера немного сушеных овощей с водой. По субботам же, воскресеньям и праздникам он употреблял с воздержанностью всю дозволенную пищу. За всю жизнь святой ни разу не дал себе послабления в этих строгих обетах, дабы пресыщение не затмило память о Боге и желание подражать подвигам святых аскетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иоанн «пресвитер» у Папия иерап. Иоанн «пресвитер» у Папия иерап. Вопрос о «пресвитере» Иоанне получил в богословской науке особенно важное значение в связи с попытками некоторых ученых критического направления (Кейм, Схольтен, Гарнак, Буссет и др.) отвергнуть самый факт пребывания Апостола Иоанна в Малой Азии и подвергнуть решительному сомнению и даже полному отрицанию происхождение от него известных писаний Евангелия, соборных посланий и Апокалипсиса, особенно последнего. По мнению ученых названного направления, составителем этих памятников был «пресвитер» Иоанн, отличный от Апостола Иоанна. Именно к нему следует относить и все известные предания о пребывании Ап. Иоанна в Малой Азии, которые ошибочно, намеренно или ненамеренно, сознательно или несознательно, были перенесены с первого на последнего уже очень рано. По мнению, напр., известного ученого Адольфа Гариака, Апостол Иоанн, – вопреки преданию, – или совсем не был в Малой Азии, или же, подобно другим Апостолам, посетил ее, может быть, только мимоходом и скончался не в Малой Азии, а в Палестине. В таком случае он не был и просветителем и верховным вождем асийских церквей. Такое достоинство принадлежало «пресвитеру» Иоанну, палестинскому иудею, в широком смысле «ученику Господа», – человеку, получившему солидное греческое образование. Он долго, до царствования Траяна, жил в Ефесе. «Пресвитеру» Иоанну принадлежит Апокалипсис, Евангелие и послания, в которых отразилось, впрочем, предание, полученное им от Ап. Иоанна. Малоазийские пресвитеры уже в половине столетия составили и распространили легенду о том, что «пресвитер» Иоанн не кто иной, как Ап. Иоанн (Ad. Harnach, Die Chronologie der altchristl. Litterat. I, 678). Встречается, впрочем, в науке и другое мнение, согласно которому «пресвитер» Иоанн жил не в Малой Азии, а в Палестине, и был предстоятелем иерусалимской церкви (Шляттер). Единственным сколько-нибудь веским и правдоподобным основанием для признания существования «пресвитера» Иоанна, как отдельного, самостоятельного лица, служит отрывок из произведения Папия «Изъяснение Господних изречений», который приводится и комментируется в благоприятном для критики смысле у знаменитого церковного историка Евсевия. Все разъяснения, предположения, догадки и утверждения отрицательной критики относительно настоящего предмета имеют исходным пунктом и точкою опоры именно этот отрывок из Папия и его толкование у Евсевия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

священник Максим Козлов Содержание Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Часть I. Христологические и полемические трактаты Предисловие Иже во Святых отца нашего Иоанна Дамаскина, монаха и пресвитера, против манихеев Беседа сарацина с христианином О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси Преподобного аввы Иоанна Дамаскина Златоструя слово против несториан Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина слово о вере против несториан Послание как бы от лица святейшего Петра, епископа Дамаскского, лжеепископу Дары, Яковиту Иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина о сложной природе против акефалов Блаженного Иоанна монаха и пресвитера послание, Писанное Иордану архимандриту, о Трисвятой песни О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники Учение св. Иоанна Дамаскина о Пресвятой Богородице по его словам на Богородичные праздники Смиренного монаха и пресвитера Иоанна Дамаскина слово на Рождество Пресвятой Богородицы Первое похвальное слово на Успение Всепетой Преславной и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Второе похвальное слово на Всечестное Успение Пресвятой Богородицы Третье похвальное слово на Всечестное Успение Богоматери Комментарии Часть I. Христологические и полемические трактаты Против манихеев Беседа сарацина с христианином О драконах и привидениях Часть II Слова на Богородичные праздники     Краткие сведения о Св. Иоанне Дамаскине и его творениях Св. Иоанн Дамаскин родился в конце VII века в Дамаске, тогда главном городе Сирии, столице халифата Омейядов 1 . Он происходил из знатной семьи, известной христианским благочестием. Его отец, Сергий Мансур, был распорядителем казны у дамасского халифа и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой. Воспитание и образование Иоанна и его сводного брата Космы (впоследствии еп. Маюмского) Сергий поручил ученому благочестивому иноку Косме из Калабрии, которого он выкупил из плена. Успехи воспитанников скоро оправдали доверие, оказанное иноку благочестивым мужем. «Благодаря превосходству их дарований и ревности, они в короткое время овладели всем труднейшим знанием, как грамматикой, так и диалектикой и искусством доказательств. В нравственной же философии они преуспели настолько, что не только украсили свой ум учением, но и смирили душевные страсти. И подобно тому, как орел смотрит на солнце, так и они пристальным взором взирали на основы естества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Пресвитер Иоанн Иоанн Пресвитер (Пресвитер Иоанн, т. е. Первосвященник Иоанн или царь-поп Иван) – легендарная фигура Средневековья, предположительно царь-священник Индии, могущественный христианский владыка Востока, обладавший сказочным богатством и силой. Легенда Согласно докладу, представленному при папском дворе в 1145 г. (см. Предисторию ниже), летописец 13 в. Альберик де Труа Фонтэн сообщает, что в 1165 г. Иоанн Пресвитер, царь Индии, направил письмо нескольким европейским правителям, в том числе византийскому императору Мануилу 1 Комнину и императору Священной Римской империи Фридриху 1 Барбароссе. Имеется несколько экземпляров этого письма на латинском языке. Вскоре оно было переведено на другие языки, включая древнееврейский и старославянский. Письмо было изначально адресовано Мануилу 1 Комнину. Интересно, что никто не слышал о греческом тексте, и нет никаких упоминаний о нем в византийских источниках. Можно предположить, что оно было написано на латыни кем-то с Запада, кто хорошо знал Византийскую империю и восточные легенды. Это объясняет наличие в тексте некоторых греческих слов и оборотов. Письмо является явной литературной подделкой. Оно распространялось, главным образом, на Западе и содержит несколько явных интерполяций, которые свидетельствуют о большой популярности документа. Отмечается сильный анти-византийский оттенок в обращении: Мануил именуется «губернатором ромеев». Здесь видна западная рука, ибо западные народы не признавали высокого звания византийских правителей. В противоположность этому, Иоанн называет себя «государем государей» – dominus dominantium – весьма честолюбивое звание с косвенной претензией на божественную власть. Он обращается к Мануилу как к низшему и приглашает его лично посетить его царство. С тонкой иронией Иоанн спрашивает «истинна ли вера Мануила», ибо слышал, что «твои гречики» (graeculi) почитают Мануила божественным. Иоанн же прекрасно знает, что сам он смертен. Земля Иоанна – «три Индии» – страна поистине чудесная: «мед течет в нашей стране, и молоко в изобилии». Земля не только обильна природными богатствами и сказочными чудесами, это земля мира и справедливости: здесь никогда не знали порока, лести и зависти, алчности и раздоров; в этой земле нет лжецов, разбойников и воров, и нет бедных. Роскошь царского дворца описывается в упоительной превосходной степени. Но при всем могуществе и великолепии, Иоанн смиренно принимает низший сан священника – presbyteratus nomine. При его дворе слишком много славных званий: его дворецкий – архиепископ и король, и даже главный повар – король и приор. Поэтому его высочеству не пристало почетное звание. Тем не менее, он выказывает намерение прибыть ко Гробу Господнему с великим войском и сразиться с недругами креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > День рождения Государя Императора Александра III Также сегодня мы вспоминаем архимандрита Фотия (Спасского), историка А.П.Щапова, полярного исследователя А.И.Вилькицкого и путешественника П.П.Семенова Тян-Шанского, писателя Е.И.Замятина, а также писателя и художника В.Г.Сутеева 10.03.2024 196 Время на чтение 11 минут Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Порфирия, архиепископа Газского (420), мучеников Севастиана и Христодула (ок. 66) (Gr. Cal), преподобного Севастиана Пошехонского (ок. 1500), священномученика Михаила пресвитера (1918), священномученика Петра пресвитера (1930), священномученика Сергия пресвитера (1933), преподобномученицы Анны (1937), священномучеников Иоанна, епископа Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938). Сегодня день рождения Государя Императора Александра III Александровича, родившегося 26 февраля 1845 г. Сегодня мы вспоминаем выдающего церковного и общественного деятеля, одного из лидеров «Русской партии» начала XIX в. архимандрита Фотия (Спасского), скончавшегося 26 февраля 1838 года. Он родился 6 июня 1792 г. в семье чтеца в Новгородской губернии и в миру звался Петром Никитичем. Получив домашнее образование, Петр стал чтецом в церкви, затем певчим в Казанском соборе С.-Петербурга. В 1803 г. Петр поступил в Новгородскую семинарию, где вскоре стал первым учеником. В связи с успехами в образовании в 1814 г. он был направлен в Петербургскую Духовную академию, но уже через год был вынужден оставить ее по болезни. Служа с этого времени преподавателем в Александровском духовном училище, Петр Спасский начал изучать книги масонов и протестантских мистиков, с тем, чтобы уметь опровергать антиправославные мысли, которые в них содержались. В 1817 г. он был пострижен в монахи с именем Фотия и рукоположен во иеромонаха. О.Фотий отличался крайней аскезой: постоянно пребывал в воздержании и посте, облекся во власяницу, носил вериги. В 1818 г. он был зачислен в соборные иеромонахи Александро-Невской лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/10/de...

Достоверность традиции Евангелия от Иоанна Фрагмент статьи из т. XVI «Православной Энциклопедии», с.585-634 Вопрос об исторической достоверности Евангелия от Иоанна тесно связан с проблемой, кем оно было написано. Хотя имя евангелиста нигде в тексте прямо не называется (а надписание в рукописях появляется не сразу), в ряде мест (Ин 1. 14; 13. 23-25; 18. 15-16; 19. 26-27, 35; 20. 2, 8; 21. 7, 20-24) экзегеты усматривают нек-рые намеки на то, кто им мог быть. Основываясь на самом тексте Е., можно сказать, что «ученик, которого любил Иисус», был очень близок ко Христу, входил в число 12, но при этом «был знаком первосвященнику», Сам Господь поручил ему заботиться о Своей Матери, после Крестной смерти и Воскресения Спасителя он сопровождал ап. Петра. В раннехрист. и святоотеческой традиции, начиная с сщмч. Иринея Лионского, «возлюбленный ученик» отождествляется с ап. Иоанном Зеведеевым (см. Иоанн Богослов), о житии и кончине к-рого сообщается целый ряд дополнительных сведений. Однако Папий Иерапольский, по свидетельству Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. III 39. 3-7), упоминает отдельно от апостолов некоего «старца (пресвитера) Иоанна». Поскольку такое же самоназвание встречается в надписании 2-го и 3-го Посланий Иоанна, в научной лит-ре неоднократно делались попытки примирить свидетельства церковного Предания с критическим анализом текста. В наст. время известно более 20 решений вопроса об авторстве Евангелия от Иоанна и личности «возлюбленного ученика» (попытки решения вопросов о личности старца (пресвитера) Иоанна, его отношении к ап. Иоанну и всему Иоаннову корпусу связаны с еще большими трудностями, и хотя они делаются в научных реконструкциях истории происхождения Евангелия от Иоанна (напр., в работах Р. Брауна), но скорее запутывают, чем проясняют вопрос об авторстве, а потому в современных работах чаще выносятся за скобки). Наибольшей популярностью пользуются 2 теории - традиционная т. зр. (что это ап. Иоанн Зеведеев) и гипотеза, основанная на литературно-критическом анализе (что это художественный образ идеального ученика или фигура, подобная Учителю праведности в кумранских текстах, необходимая для придания авторитетности тексту Е.; см., напр.: Roloff.

http://sedmitza.ru/text/1164969.html

Наименование книги и писатель Ряд новозаветных и вообще Богодухновенных книг заключается пророческою книгою Апокалипсисом, что с греческого языка означает Откровение. Это название находится в самой книге и даёт мысль об откровении чего-то тайного. Апостол Павел этим именем означает откровения, получаемые от Бога пророками ( 1Кор 14:26 ). Книга Иоанна Богослова и начинается именно так: откровение Иисуса Христа, егоже даде Ему Бог показании рабом Своим, им же подобает быти вскоре ( Откр. 1:1 ). Таким образом и это начало и само название книги указывают в ней книгу пророческую. В кодексах священных книг Апокалипсис носит имя святого Иоанна Богослова: надпись – позднейшая, но составленная на основании самой книги и принятая древнею Церковью . Под этим именем известен Апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, за высоту учения своего о Боге Слове получивший отличительное прозвание Богослова. Этому Иоанну и приписывается Апокалипсис. Действительно, писатель Апокалипсиса называет себя Иоанном, сосланным на остров Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисус Христово ( Откр.1:1 ; Откр.1:9 ; Откр.22:8 ), самовидцем Иисуса Христа ( Откр.1:2 ); и во всём Откровении, особенно же в Посланиях к семи Малоазийским Церквам, пишет со властью Апостола – таким образом обнаруживает в себе Апостола Иоанна, который в Евангелии и в Посланиях говорит, что он пишет только то, что видел и слышал сам, а не от других ( Ин 1:14 ; Ин 19:35 ; 1Ин 1:1 ). О нём одном из Апостолов известно, что он, по преданию, был сослан на остров Патмос за слово Божие, а до заточения и по возвращении из ссылки был предстоятелем Малоазийских Церквей и жил собственно в Ефесе, главном городе Малой Азии. Поэтому совершенно несостоятельным оказывается то мнение, что Апокалипсис написан каким-то пресвитером Иоанном, которого Палий называет учеником Господа, жившим в Ефесе, и которого могилу показывали блаженному Иерониму недалеко от могилы Апостол Иоанна. Как сама личность этого пресвитера очень загадочна, так и могила его, по замечанию того же Иеронима (De viris ill. с. IX), могла быть только другою могилою Апостола Иоанна. Евсевий (Н. Ecci. 3:38), который приводит свидетельство Папия о существовании Иоанна пресвитера (а не о написании им Апокалипсиса), и Иероним, видевший его могилу, признают Апокалипсис произведением Апостола Иоанна (Euseb. Chron. ann. 14; Domet. Иероним, in Ezech. 43).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Глава первая     О ВТОРОМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА 2-е послание Иоанна Богослова, подобному третьему его посланию, а также посланию Ап. Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так называемым «пререкаемым» ( αντιλεγμενα) писаниям, как свидетельствуют о том Ориген (у Евсевия, Ц. Ист VI:25), блаж. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. III:25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. III:39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских ( Деян.12:12, 25, 15:37 ). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу – «избранной госпоже и детям ее» ( 2Ин. 1:1 ), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну. Канон Муратория упоминает о нескольких посланиях Ап. Иоанна. Св. Ириней Лионский , бывший учеником св. Поликарпа Смирнского , ученика самого Ап. Иоанна, приводит слова 2Ин. 1:7–8, 10–11 (о лжеучителях и воспрещении общения с ними), как подлинные слова ученика Господа (Adv. haer. III:16, 8). Климент Александрийский написал и на это послание, как на истинно апостольское произведение, свое толкование. Дионисий Александрийский (у Евсевия, Ц. И. VII:25) и Ориген (у Евсев. Ц. И. VI:25) признают 2 Иоанна писанием св. Апостола Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ПРЕСВИТЕР [царь и поп Иван; лат. Presbyter Johannes; старофранц. Prestre Jehan; португ. Preste João], легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христ. гос-ва на Востоке. Легенда об И. П. и его царстве оформилась в эпоху крестовых походов и получила широкое распространение в Зап. Европе XII-XV вв. Считалось, что «царство Иоанна Пресвитера», богатое золотом и драгоценными камнями, где жили фантастические люди (пигмеи, исполины, люди с песьими головами (кинокефалы), одноногие люди (монопеды)) и животные (кентавры, единороги, грифоны и проч.) и текли райские реки, находится в Индии, по преданию, обращенной в христианство ап. Фомой. В средневек. Европе бытовало представление о «трех Индиях»: «Малой Индии» (India inferior; между реками Ганг и Инд), «Великой Индии» (India superior; между «Великим морем», т. е. Индийским океаном, и р. Ганг) и «Дальней Индии» (India ultima; нек-рые картографы XII в. помещали ее близ устья р. Инд, др.- в Африке (на территории п-ова Сомали и Эфиопского нагорья) (см.: Miller K. Mappae mundi: Die ältesten Weltkarten. Stuttg., 1895. Fasc. 2. Pl. 11-12; 1896. Fasc. 3. Pl. 2); «царство Иоанна Пресвитера», как правило, отождествляли с «Великой Индией». После того как католич. миссионерам в XIII в. не удалось обнаружить в Азии «царство Иоанна Пресвитера», оно было соотнесено с Эфиопией. Поиски «царства Иоанна Пресвитера» способствовали росту интереса европейцев к неизвестным землям Азии и Африки; легенда о «царстве Иоанна Пресвитера» нашла отражение в картографии XVI-XVII вв. Развитие легенды об И. П. проходило в неск. этапов; ее оформление следует, вероятно, рассматривать в контексте успехов 1-го крестового похода (1096-1099), образования гос-в крестоносцев на Св. земле и поиска возможных союзников-христиан в борьбе с мусульманами. В 1122 г., при папе Каллисте II , Рим посетил некий Иоанн, «патриарх Индий» (patriarcha Indorum). Как сообщает писавший между 1235 и 1252 гг. хронист Альбрик Труа-Фонтенский, Иоанн прибыл в К-поль за паллием ; папским легатам удалось уговорить его приехать в Рим. В приведенном хронистом рассказе содержатся сведения о гробнице ап. Фомы в г. Майлапур (ныне в составе Б. Ченнаи, адм. центра шт. Тамилнад, Индия) и почитании там св. мощей апостола (Chronica Albrici. P. 824-825; Zarncke. 1879. S. 827-846). «Патриарх Индий», которого исследователи предлагают идентифицировать с несторианским архиеп. Мар Иоанном, ок. 1129 г. выехавшим из Багдада в Индию ( Hosten H. Saint Thomas and San Thomé, Mylapore//J. of the Asiatic Society of Bengal. Calcutta, 1923. Vol. 19. P. 153-256), вероятно, мог служить одним из прототипов легендарного образа И. П.

http://pravenc.ru/text/471457.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010