Содержательно объекты 2-6 - фотографии 5 произведений художницы Megasoma Mars - реализуют ясно прочитываемую отсылку к библейской сцене усекновения главы Иоанна Крестителя и непосредственно к библейскому персонажу Иоанну Крестителю (Иоанну Предтече), являющемуся объектом религиозного почитания в христианстве. Следует отметить, что данное изображение имеет непосредственное отношение к христианству в целом (не только к православному христианству, но также к католицизму и протестантизму). Общеизвестно и общепризнано, что в рамках европейской культуры и христианской цивилизации, в целом, образ Иоанна Крестителя является объектом религиозного почитания лиц, исповедующих христианство. То, что это именно вышеозначенный библейский персонаж, полностью подтверждается указаниями на табличках к экспонатам названий этих экспонатов, присвоенных им, очевидно, самой художницей и написанных на английском языке с использованием текстовой конструкции, не допускающей неоднозначного прочтения. Названия различаются лишь цифрами в дополняющих общее название «Beheading of St. John the Baptist» индексах со значком «#» (представлены на исследование экспонаты с индексами 2, 4, 6, 9 и 11). Если говорить в общем, то факт художественного изображения Иоанна Крестителя сам по себе невозможно оценить положительно или иным образом, без учёта смыслов, вкладываемых художником или скульптором в созданное им средствами художественного отображения произведение, и не исследуя реализованные для этого приёмы художественного выражения. Однако исследуемые 5 экспонатов художницы Megasoma Mars несут в себе вполне определённую семантику. Экспонат «Beheading of St. John the Baptist #2» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #2») - скульптурная композиция, представляющая (олицетворяющая) собой голову человека, от шейной части которой отходят части, олицетворяющие оборванные кровеносные сосуды. Экспонат (как это выглядит внешне) выполнен из тканевого материала (лоскутки материала сшиты между собой, или сымитирована сшитость кусочков), из элементов белого и чёрного цветов. В левой глазной впадине размещена имитация хрусталика глаза, в правой же глазной впадине хрусталик глаза отсутствует, что добавляет изображенному черепу уродства. Ротовая полость головы запечатлена в искажённо открытом виде, придавая негативную динамику, «живость» композиции. На голове, помимо ротовой полости и глазных впадин чёрного цвета, присутствуют три поля чёрного цвета: один в нижней, шейной части, что создаёт видимость дыры, второй - в районе правой части подбородка; третий - в верхней части черепа, на уровне макушки со смещением в левую стороны. |
ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе. Несмотря на то, что здесь говорится и о «песнях», это принципиально ничего не меняет. Греческие гетеры при необходимости также могли хорошо петь. Однако в обоих случаях – и в классической античности, и в древнем Израиле – неким символом распутницы являлся именно инструмент, а не песня. Подобные параллели вряд ли случайны. Так не существует ли какой-то общей причины для неприязненного отношения к танцу без песни во всем древнем мире? Обратим внимание, что Платон с негодованием говорит о сочинителях, которые «отделяют форму и движения от мелодии». Не исключено, что он подразумевал здесь движения танца без поющейся мелодии (ведь слово – «мелос» – очень многозначно). Во всяком случае, негативное отношение к танцам без песнопения очевидно, и, скорее всего, оно было предопределено тем, что танец без слова, как и инструментальная музыка без слова, лишался столь важного для всей древности осмысления при помощи текста. Может быть, именно по этой причине судьба Иоанна Крестителя решилась во время пляски, лишенной песенной поддержки? Дочь Иродиады плясала перед гостями Ирода и угодила всем присутствующим и самому Ироду ( Мф.14:6 ; см. также Мк.6:12 ). Восхищенный пляской Ирод пожелал, согласно обычаю, наградить танцовщицу и пообещал ей дать все, что она захочет. Наученная коварной Иродиадой, ненавидевшей Иоанна, девушка попросила его голову. По представлениям тех времен вряд ли такая кощунственная просьба могла быть произнесена устами человека, участвовавшего в благородном хороводе. Дикая же пляска без песенного сопровождения соответствовала дикости нравов. Много лет спустя Амвросии Медиоланский использует евангельский сюжет о танце Иродиады и трагической участи Иоанна Предтечи для утверждения одного из своих нравственно-эстетических принципов: «Должна быть радость души, знающей, что является правильным, а не радость, вызванная буйными пирами и свадебными играми; ибо там, где спутником роскоши является необузданный танец, там скромность подвергается риску и следует ожидать искушения. |
Этот трактат, состоящий из 19 глав, предназначен, в основном, для монахов. В нем преп. Нил дает им весьма полезные советы и наставления для духовной жизни, излагая свои мысли стилем, напоминающим книгу Притчей Соломоновых. Используя яркие и весьма четкие сравнения и антитезы, он рассуждает о главных страстях, подробно описывает особенности каждой в отдельности, указывает на их пагубные плоды и дает мудрые советы, как и какими средствами надобно с ними бороться, противопоставляя каждому пороку противостоящую ему добродетель. Начинает он свой трактат с описания воздержания, хваля его как начало добродетельной жизни. Затем он переходит к описанию восьми главных грехов, с которыми человеку надлежит вести решительную борьбу. Грехи суть следующие: 1) неумеренность в пищи и питии (чревоугодие); 2) блуд; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние (подавленность духа); 7) тщеславие; 8) гордость. Этот восьмичленный перечень восьми главных страстей был широко распространен в ранней аскетической литературе 72 и стал предтечей учения о семи смертных грехах 73 . Однако первым по времени аскетическим писателем, в сочинениях которого точно и определенно излагается учение о восьми страстях, был Евагрий Понтийский (скончался ок. 400 г.) 74 . Его перечень главных грехов несколько отличается от перечней преп. Нила и преп. Иоанна Кассиана 75 . А именно: у Евагрия печаль стоит на четвертом месте, а гнев на пятом, тогда как у преп. Нила и у преп. Иоанна Кассиана , наоборот, на четвертом месте стоит гнев, а на пятом печаль. Цеклер, посвятивший вопросу о восьмеричной схеме грехов отдельную работу, считает, что трактат преп. Нила о восьми страстях трудно обособить от сочинения Евагрия Понтийского 76 . Это мнение имело бы основание, если бы творцом восьмеричной схемы был Евагрий, однако появление этой схемы – плод совместных усилий начальников египетского монашества, а Евагрию, с одной стороны, и преп. Нилу, с другой, принадлежит лишь письменная обработка этого учения. Сравнив сочинения Евагрия и преп. Нила, мы увидим, что они рассматривают одни и те же грехи в том же самом числе, однако все прочее, включая и порядок перечисления грехов, у них различно. |
Если в каком-то историческом обобщении замечен изъян (исключение из правил), значит ли это, что вообще нужно отказаться от сопоставления разновременных событий, от поиска больших выводов? Вернёмся навсегда в ползучую эмпирику, в шизофреническое копошение бессчётных и самоцельных фактиков – дат, имён, событьиц?.. Помню, в середине восьмидесятых прошлого уже века маленькая группа мосфильмовцев, в которую включён был и я, приземлилась в аэропорту Стамбула. Мы оставались в самолёте на своих местах, ожидая, когда очистится проход между кресел и про себя переживали торжественность события: каждый из нас впервые в жизни приземлился в окрестностях древнего Константинополя-Царьграда. – Погодите, – вдруг спросил самый молодой из нас с какой-то растерянной улыбкой, – что-то не пойму… ну, Стамбул. А где же Константинополь? Мы тоже заулыбались, не желая его грубо конфузить. Просто, он в школе этого не проходил – как и почему Константинополь превратился однажды в Стамбул. А мы разве проходили? Мы тоже из года в год ползли от фактиков к фактикам, зазубривали даты… Но эта – год 1453 – нам, в отличие от него, значит, всё же как-то попалась на глаза. Падение Константинополя. Много позже я её вдруг соразмерил с другой – 1953. Год смерти Сталина. Надо же, ровно через пятьсот лет! Но многое ли уяснишь из такого нечаянного сопоставления? И вот сейчас, в последнюю неделю января, увидев на канале «Россия» большой документально-исторический фильм о причинах гибели Византийской империи, я с укоризной вспомнил ту нашу стамбульскую командировку более чем двадцатилетней давности. Да, мы стояли на берегу того же самого Босфора. И тоже проходили по мосту через Золотой Рог. И, разувшись у входа, ступили однажды под своды Софии, превращённой турецкими властями из мечети в музей. Нам даже позволили по пандусу, выложенному из неровной брусчатки, подняться на хоры, где когда-то стояли во время богослужений императоры, императрицы второго Рима, русская княгиня Ольга. И мы подошли там к одной из самых древних софийских мозаик – поистине царственному деисусному изображению Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи. И ещё была мозаика – с измождённым аскетическим лицом святителя Иоанна Златоуста и громадными греческими буквами его имени… Возили нас и к напольным стенам крепости императора Феодосия, той самой, которую в 1453-м так упорно проламывали и проломили исламские воины. |
3. О восьми лукавых духах (порочных страстях) Этот трактат, состоящий из 19 глав, предназначен, в основном, для монахов. В нем преп. Нил дает им весьма полезные советы и наставления для духовной жизни, излагая свои мысли стилем, напоминающим книгу Притчей Соломоновых. Используя яркие и весьма четкие сравнения и антитезы, он рассуждает о главных страстях, подробно описывает особенности каждой в отдельности, указывает на их пагубные плоды и дает мудрые советы, как и какими средствами надобно с ними бороться, противопоставляя каждому пороку противостоящую ему добродетель. Начинает он свой трактат с описания воздержания, хваля его как начало добродетельной жизни. Затем он переходит к описанию восьми главных грехов, с которыми человеку надлежит вести решительную борьбу. Грехи суть следующие: 1) неумеренность в пищи и питии (чревоугодие); 2) блуд; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние (подавленность духа); 7) тщеславие; 8) гордость. Этот восьмичленный перечень восьми главных страстей был широко распространен в ранней аскетической литературе и стал предтечей учения о семи смертных грехах Однако первым по времени аскетическим писателем, в сочинениях которого точно и определенно излагается учение о восьми страстях, был Евагрий Понтийский (скончался ок. 400 г.) Его перечень главных грехов несколько отличается от перечней преп. Нила и преп. Иоанна Кассиана А именно: у Евагрия печаль стоит на четвертом месте, а гнев на пятом, тогда как у преп. Нила и у преп. Иоанна Кассиана, наоборот, на четвертом месте стоит гнев, а на пятом печаль. Цеклер, посвятивший вопросу о восьмеричной схеме грехов отдельную работу, считает, что трактат преп. Нила о восьми страстях трудно обособить от сочинения Евагрия Понтийского Это мнение имело бы основание, если бы творцом восьмеричной схемы был Евагрий, однако появление этой схемы плод совместных усилий начальников египетского монашества, а Евагрию, с одной стороны, и преп. Нилу, с другой, принадлежит лишь письменная обработка этого учения. Сравнив сочинения Евагрия и преп. Нила, мы увидим, что они рассматривают одни и те же грехи в том же самом числе, однако все прочее, включая и порядок перечисления грехов, у них различно. |
2) Далее, в Апокалипсисе после подлежащего в neutr. plural. сказуемое ставится, то по общему правилу в единственном числе, то во множественном, например, ( Откр.19:14 ), ( Откр.8:3 ) и под., но с другой стороны: ( Откр.1:19 ), ( Откр.3:4 ) и проч. Усматривать с в случаях, где сказуемое после подлежащего в neutr. plur. стоит также во множественном числе, согласование по смыслу 1277 , мы иногда затрудняемся ввиду Откр.16:14 : В приведенном примере относящиеся к глаголы поставлены: один в sing., другой в plur. С явлением, совершенно подобным последнему, встречаемся однажды и в 4 Евангелии: ( Ин.10:4 ). Здесь после сначала стоит но потом 3) Необходимо отметить, что и в Апокалипсисе и в 4 Евангелии вместо genetivus partitivus одинаково употребляется родительный с предлогом ( и мн. др.). 4) Заметим также, что после глаголов употребляется предлог как в Апокалипсисе ( ), так и в 4 Евангелии ( ). 5) Указанное нами у Апокалиптика отсутствие последовательности в употреблении времен имеет место и у Евангелиста: ( Ин.1:15 ). Неожиданно и начало следующего далее свидетельства Предтечи: которое W.-H. обращают даже в приложение к причем объявляют это выражение вообще подозрительным по чтению. 6) Именительный падеж в Апокалипсисе стоит иногда самостоятельно (nominativus pendens), вне грамматической связи: ( Откр.2:26 ); ( Откр.3:12 ). Полное соответствие этой особенности находим в речи Господа в Евангелии Иоанна: ( Ин.7:38 ). Встречаются в 4 Евангелии и другие, довольно многочисленные примеры анаколуфической речи 1278 . Наиболее яркий образец ее имеем в Ин.10:35,36 : и т. д.; или еще: ( Ин.6:39 ); ( Ин.17:2 ); ср. . Ту же особенность можно наблюдать и в Первом послании Иоанна ( 1Ин.2:24–27 ). 7) В Апокалипсисе определение согласуется иногда не со словом определяемым, а с ближайшим существительным: ( Откр.1:10 ; ср. Откр.4:1 ). Отдаленную аналогию к этому можно усматривать в Ин.15:6 , где делается неожиданный переход к речи о другом совсем предмете, с которым сравнивается главный предмет речи: 1279 … 8) Одною из особенностей Апокалипсиса является переход причастия в verbum finitum: ( Откр.1:5:6 ). С таким же оборотом мы встречаемся и в 4 Евангелии: ( Ин.1:32 ). Ср. Ин.5:44 : То же в 2Ин.1:2 : |
Тропарь, глас 2: П амять праведнаго с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущым во аде Бога Явльшагося плотию. Вземлющаго грех м i ра, и подающаго нам велию милость. Слава, и ныне, Богородичен: В ся паче смысла, вся преславная Твоя, Богородице, таинства, чистоте запечатанной и девству храниму, Мати позналася еси Неложна, Бога рождши Истиннаго. Того моли спастися душам нашим. На велицей вечерни Стихологисуем Б лажен муж: первый антифон. На Г осподи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры самогласны, глас 6-й. Иоанна монаха: Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь, ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. П ляса ученица вселукаваго диавола и главу твою, Предтече, мзду взят. О, пира, исполнена кровей! Лучше бе не клятися, Ироде беззаконне, лжи внуче. Аще ли же и клялся еси, но не о добре клялся: лучше бе солгавшу жизнь получити, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути. Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. Н е подобаше ти, о Ироде, прелюбодеянию обличителя, ради рачения сатанинска и разжжения неистовнаго блуда смертию осудити. Не подобаше ти того всечестную пребеззаконной жене ради клятвы плясания предати бедне. О, како дерзнул еси таково убийство совершити! Како же не опалися скверная плясавица, посреди пира на блюде носящи сию? Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. П аки Иродиа бесится, паки смущается. О, плясания льстивна и пира с лестию! Креститель усекашеся и Ирод смущашеся. Молитвами, Господи, Твоего Предтечи, мир подаждь душам нашим. Слава, глас тойже: Р ождеству сотворяему безстуднаго Ирода, скверныя плясавицы исполняшеся сложение клятвы: Предтечева бо глава, отсекшися, яко снедь ношашеся на блюде возлежащим. О, пира мерзка, непреподобна деяния и убийства исполнена! Но мы Крестителя, яко в рожденных женами больша, достойно чтуще, ублажаем. |
Примечательным является то, что впоследствии армия Ареты IV — отца отвергнутой дочери — в 36 г. вторглась в Перею и нанесла сокрушительный удар войскам Ирода Антипы. Современниками этих событий данный исторический факт был расценен как «небесное возмездие» за смерть праведника — св. Иоанна Предтечи. После смерти Ирода Антипы в 44 г. по Р.Х. крепость Махерус была занята римским гарнизоном, но в 66 г. в ходе антиримских волнений её захватили еврейские повстанцы, которые смогли её оборонять на протяжении 6 лет. И несмотря на то, что офицаильным годом усмирения Палестины Рим объявил 70-й год — год падения Иерусалима (Рим отчеканил даже памятную монету с изображением связанного иудея под финиковой пальмой с надписью «Iudaea capta»), все очаги сопротивления еще не были подавлены. В частности, только в 72 г. после длительной осады падет крепость Махерус, а в 73 г. - крепость Масада. После взятия Махеруса римским легионом под командованием Лициния Басса крепость была полностью разрушена Следующее упоминание о Махерусе появится только в византийских источниках и только как упоминание одноименной деревни Махаберос. Для европейской цивилизации крепость Махерус будет открыта только в 1807 г. после экспедиции исследователя-востоковеда Ульриха Зеетцена. Картина осады и взятия крепости, описанная историком Иосифом Флавием, была восстановлена с помощью археологических работ, которые в 1936 г. обножили римскую тактику осады. Так, были обнаружены окружные стены, сооруженные римской стороной, башни и непосредственно лагерь осаждающей армии. Сегодня путешественник может доехать на автомобиле только к противоположному холму, далее к легендарному дворцу-крепости придется двигаться пешком На вершине горы (700 м) открываются взору восстановленные из руин в результате археологических работ остатки фортификационных укреплений, куда в античные времена можно было попасть только по мосту-акведуку длинной 150 м и высотой 15 м. Восстановлены и некоторые помещения дворца, которые делятся центральным коридором на две части. В восточной части находится мощенный двор, примыкающий к стоявшим в южной стороне баням с мозаичными полами. Западная часть состоит из перистилиума (открытое пространство, как правило, двор, сад или площадь, окружённое с четырёх сторон крытой колоннадой) и триклиниума (трапезного зала), в котором, по всей видимости, и был исполнен Саломеей роковой танец «Семи вуалей»... |
Оформление углов четверика храма гладкими пилястрами, венчающий карниз с поясом сухариков и нешироким фризом, а также скромные профилированные сандрики над перемычками окон первого и третьего света характерны для широкого временного диапазона классицистической эпохи. Индивидуальный облик храму придают небольшие круглые окна второго света. Барабаны венчающего храм пятиглавия (центральный световой) декорированы арочными нишами. На боковых фасадах трапезной пять окон со слабо выраженными лучковыми перемычками образуют симметричную композицию с тремя тесно двинутыми в центрах проемами, объединенными широким треугольным сандриком. Фланговые окна украшены над перемычками скромными сандриками-полочками. Верхние ярусы колокольни обработаны пилястрами, поддерживающими профилированные карнизы с поясами сухариков. Четверик храма перекрыт покоящимся на тромпах восьмидольным сомкнутым сводом с более узкими скругленными диагональными гранями и световым кольцом в шелыге. Апсида, сообщающаяся с храмом тройным арочным проходом, перекрыта конхой. Трапезная и приделы представляют собой в интерьере единое пространство, перекрытое системой коробовых и полулотковых с распалубками сводов. Нижний ярус колокольни перекрыт взаимно пересекающимися коробовыми сводами. В интерьере храма сохранились фрагменты клеевой живописи 1-й пол. 19 в. Свод разделен гризайльными орнаментальными лентами на восемь сегментов, в которых помещены иллюстрации к молитве «Отче наш»; в тромпах — поясные изображения евангелистов. В основании свода и над окнами первого света проходят развитые лепные карнизы, украшенные модульонами и сухариками. На боковых стенах в простенках между окнами второго и третьего света написаны сцены из земной жизни Христа. На южной стене в уровне окон первого света сохранилась композиция «Соломея с головой Иоанна Предтечи», на западной стене — «Вознесение», оформленное гризайльным коринфским портиком; по сторонам читаются «Вход в Иерусалим» и «Проповедь на водах». Ворота ограды, кирпичные, оштукатуренные и побеленные, — интересный пример архитектуры малых форм в стиле классицизма. Пилоны ворот с широким арочным проездом в центре обработаны с наружной стороны парными тосканскими колоннами, поддерживающими раскрепованный антаблемент с аттиком. Над аттиком и пилонами поставлены три главки на тонких шейках и деревянным трибунах. Арочная перемычка проезда ворот украшена тонкой кирпичной бровкой с замковым камнем. |
Закрыть itemscope http://schema.org/Article > Скорбь идет мэру во благо Почти четыре месяца мэр Волгограда Евгений Петрович Ищенко провел в СИЗО 28.09.2006 453 Время на чтение 3 минуты Мы попросили ответить духовника Евгения Ищенко, священника храма Иоанна Предтечи отца Олега Кириченко, на несколько наших вопросов. - Отец Олег, вы человек, который чаще других видится с Евгением Петровичем. Как он себя чувствует? Говорят, что болен не только физически, но и душевно? - Полная чепуха. По натуре он борец и всегда им был. Готов в бой. Предпочитает оставаться твёрдым, решительным до конца. Что касается душевного нездоровья, то я тоже об этом слышал. Мол, крыша у Ищенко поехала - он или спит, или молится . Какая интересная логика! Он молится, потому что очищает себя скорбью. Что в этом плохого? Сознание у него ясное, ум острый. Телевизор смотрит, газеты читает. Хотя физическое здоровье действительно ухудшилось, речь несколько заторможенная. Знаете, такое состояние бывает у больных, перенесших инсульт. Как вы понимаете, ему сейчас несладко. Мне кажется, у него большие проблемы с глазами. Я это заметил. Они у него красные, постоянно их прищуривает. - Скажите, Евгений Петрович всегда был таким верующим человеком как сейчас? - Евгений Ищенко всегда молился глубоко и искренне. Но, знаете, в народе есть две поговорки: Как тревога - так и до бога . Пока гром не грянет, мужик не перекрестится . По-настоящему начинаешь чувствовать бога, когда пребываешь в состоянии тревоги. Вот и я вижу, что скорбь, которую претерпевает Ищенко, в духовном плане идёт ему во благо. Может быть, и жестоко, но так. - Вы исповедуете Евгения Ищенко. И, наверное, знаете то, что другим неведомо. - Это правда. Священнику на исповеди говорят то, что не скажут близкому человеку. Я вижу, когда человек искренне переживает. Так вот, хочу сказать, что душа у Ищенко - чистая. Ему обидно, что забыли о нём. Да, он делал ошибки, и порой большие ошибки. Они заключались в кадровых назначениях. Слишком доверчив он был к людям. Сколько раз после исповеди делился: Платишь человеку приличную зарплату, а потом становится известно, что он ворует . Искренне думал, что, повысив жизненный уровень чиновников, искоренит взятки. Очень скоро оброс всевозможными льстецами, которые пели дифирамбы и говорили ему: Какой ты гениальный, мудрый, хороший! Это отравляет человека. Ищенко не стал исключением. Он не видел, кому доверяет. |
|