архим. Иов (Гумеров) Послания из Уз Послание к филиппийцам Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2. Апостол. М., 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. С. 246–251. Дополнительная Творения святых отцов Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, сет. Толкование Послания к филиппийцам//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста архиепископа Константинопольского./Т. 11. Кн. 1. СПб., 1905. С. 21–355 Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Кн. 3. Толкования на Послания св. апостола Павла. М., 2002. С. 903–1020. Феодорит Кирский , блж. Толкование на Послание к филиппийцам. Толкование на четырнадцать Посланий св. ап. Павла//Творения блаженного отца нашего Феодорита Кирского . М., 2003. С. 427–447. Феофан Затворник , свт. Толкования Посланий апостола Павла. Послание колоссянам и филиппийцам. М., 2005. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Новый Завет. Т. VIII. Послания к галатам, ефессянам, филиппийцам. Тверь, 2005. Исследования, комментарии Иванов А. В. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.-СПб., 2002. С. 732–744. Шнакенбург Р. Новозаветная христология. М., 2000. С. 117–131. Райт Н. Т. Что же на самом деле сказал апостол Павел. М., 2004. С. 92–109. Лэдд Дж. Богословие Нового Завета. СПб., 2003. С. 486–489. Гатри Д. Введение в Новый Завет. СПб., 2005. С. 416–432. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2006. С. 227–261. План Флп Введение (1. 1–11) Приветствие (1.1–2) Благодарение Богу за Церковь в Филиппах (1.3–8) Молитва о возрастании филиппийцев в любви и познании Бога (1.9–11) Обстоятельства написания Послания и призыв к терпению в страданиях (1. 12–30) Узы ап. Павла и их влияние на проповедь (1. 12–18) Призыв к страданию за Христа (1. 18–30) Поучение филиппийцам (2. 1–3. 1) Призыв к единодушию и единомыслию (2. 1–4)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

прот. Николай Куломзин Глава третья. Второе миссионерское путешествие апостола Павла Деяния 15:6–18:21 После Апостольского Собора Павел отправился во второе миссионерское путешествие, которое привело его в Европу. В момент отъезда возникло одно затруднение: Варнава снова захотел взять Иоанна Марка, который покинул апостолов в первом путешествии (Деян.13:13). Павел не согласился и взял с собой Силу видного члена первохристианской иерусалимской общины (Деян.15:22; 15:32), каким был и Варнава, сопровождавший апостола Павла в первом путешествии. На протяжении всего своего служения Павел всегда заботился о том, чтобы церкви, основанные им среди язычников, находились в общении с иудеохристианской церковью Иудеи. В первую очередь апостол Павел отправился в Сирию и Киликию, затем он добрался до Дервии и Листры, где уже до этого проповедовал. В Листре он познакомился с Тимофеем, в то время совсем еще юношей, сыном эллина и иудейки, принявшей крещение. Апостол повелел сделать ему обрезание (Деян.16:3), так как по решению Апостольского Собора, для евреев обрезание разрешалось и, даже, было обязательным. Тимофей присоединился к Павлу и Силе; позже он стал одним из самых верных учеников апостола и продолжателем его дела в Ефесе (см.1 2 Тим.) Проехав затем через Фригию и Галатию, Павел направился к Эгейскому морю (Деян.16:8). Сперва он хотел завернуть к югу, в сторону Азии (напомним, что Азия в то время была маленькой провинцией с центром в Ефесе на побережье Эгейского моря), но Дух помешал ему в этом (Деян.16:6). Тогда апостол решил подняться к северу, в сторону Вифинии; и был вновь остановлен Духом (Деян.16:7). Апостолу Павлу и его спутникам ничего не оставалось, как пересечь Мисию на пути в порт Троада (Деян.16:6–8). В Троаде Павел имел видение: некий македонянин звал его в свою страну (Деян.16:9). Надо заметить, что Луке, автору книги Деяний, доставляет удовольствие подчеркивать непосредственное и очевидное действие Святого Духа. Похоже, что сообщая все эти подробности, апостол Лука тем самым прекрасно осознавал, что переправа через Эгейское море, которую нужно было совершить, чтобы добраться до Европы, стала важнейшим историческим этапом апостольского служения Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

протоиерей Георгий Шмид Глава 1. Авторство и подлинность Деяний апостолов 1. Автор 1 .  Деяния, как и третье Евангелие, анонимны. Из прологов к обеим книгам следует лишь то, что автор был хорошо известен адресату – Феофилу 1 . 2 .  Самые ранние письменные фиксации традиции об авторстве Лк-Деян находятся в каноне Муратори (Рим, конец II в.) и у сщмч. Иринея Лионского († 202). Иными словами, речь идет о древнейшей традиции, восходящей ко второй половине II в. Свидетельство Мураториева фрагмента звучит так: «На третьем месте стоит книга Евангелия по Луке. Лука, этот врач, после Вознесения Христа, когда Павел взял его как сведущего в законах (quasi ut iuris studiosum) 2 , написал ee от своего лица, но в соответствии с мнением (ex opinione) [Павла?]. Он никогда не видел Господа во плоти и поэтому писал, насколько он смог установить факты. Итак, он начал свое изложение с рождения Иоанна» (строки 2–8); «Деяния всех апостолов были написаны в одной книге. Лука, обращаясь к „наилучшему Феофилу“ (optime Theophile) соединил вместе события, которые произошли в его присутствии, как это видно из того, что он опустил страсти Петра и отъезд Павла из города [Рима] в Испанию» (строки 34–39) 3 . Сщмч. Ириней Лионский упоминает о Луке как о «неразлучном [спутнике] Павла и его сотруднике в благовествовании» (Против ересей. III. 14, 1; см. также III. 13, 3), который «изложил в книге проповеданное им [Павлом] Евангелие» (Там же. III. 1, 1). Начиная с конца II в. практически все церковные писатели следуют этой традиции, не выходя за рамки ее содержания. Утверждая в своей совокупности авторство Луки, свидетельства Тертуллиана (О nocme. X. 3); Климента Александрийского (Строматы. V. 12) и Оригена (Против Цельса. VI. 11) стремились при этом подчеркнуть тесную связь Луки, как автора обеих книг, с ап. Павлом. С их стороны это было желание доказать, что за автором третьего Евангелия, не входившего в число Двенадцати, стоял авторитет апостола Павла, как за евангелистом Марком, также не принадлежавшим к лику Двенадцати, – авторитет Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> протоиерей Сергий Булгаков Слово на день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла В Избранное Церковь творит ныне память двух первоверховных апостолов Петра и Павла, но в лице их и всего апостольства (недаром следующий же день, 30 июня, освящен памятью “Собора 12 апостолов”). В них как бы олицетворяются обе стороны апостольского служения: иерархическая – в лице старейшины апостольского собора апостола Петра, и учительственная – в лице апостола Павла, более всех потрудившегося в проповедании Евангелия. А между ними явно присутствие и самого возлюбленного ученика Христова, апостола любви, “старца” Иоанна (хотя память его и совершается особо). Все апостолы (кроме апостола Павла) были “свидетелями” ( Деян.1:8 ) земной жизни Господа, призванными возвестить о том, что они “слышали, что видели своими очами” ( Ин.1:1-3 ). Пришествие в мир Господа во исполнение времен и сроков было приуготовано на земле. Его ждали, готовые встретить, все те, которые были удостоены этого избрания, начиная с Предтечи и праведного Иосифа Обручника. В числе их были избранники избранного народа Божия, смиренные рыбари, но будущие апостолы. Их Господь избрал и призвал, их сделал свидетелями чудес Своих, им открывал тайны Царствия Божия. Их Он посылал на проповедь, наделяя даром исцеления и властью над бесами еще в дни земной жизни Своей, им повелел проповедывать Евангелие всей твари по воскресении Своем. Им ниспослал Он от Отца – Святого Духа, и в этой полноте даров в них явил полноту Церкви Своей. Во исполнение веления Господа “во всю землю изыде вещание их и во все концы вселенныя глаголы их”. Церковь ублажает св. апостолов, как избранников Христовых, и “чтит болезни и труды” их, подъятые “во благовестие Христово”. Теперь спросим себя: что же именно в служении апостольском принадлежит только лично апостолам и что вверено и завещано в лице их и всей Церкви, которую представляли они в Сионской горнице в день Пятидесятницы? Прежде всего, полнота всех даров, сосредоточенных в личности каждого из апостолов, конечно, не передается целиком ни одному из членов Церкви.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-na-den-...

Самыми величественными храмами западного христианства, во славу Христа, считаются церковь святого апостола Петра в Риме и святого апостола Павла в Лондоне. Самым величественным храмом восточного христианства, воздвигнутым во славу Христа, является храм святой Софии в Константинополе. Святая София означает мудрость Божию или Божие Слово. Посвящение главных храмов Востока и Запада Христу символично и исполнено смысла. Восточное полушарие христианства, которое оставалось неизменным и не поддавалось духу времени, но хранило христианскую доктрину и богопочитание такими, какими приняло их от святых апостолов и отцов церкви, посвятила свои самые выдающиеся здания Слову Божию, не словам, но Слову. Символически это посвящение выражает истинный глубочайший принцип Восточной Православной Церкви. Это означает вбираемость Восточной Церкви. Что значит принцип вбираемость? Значит, что Восточная Церковь , кафолическая и апостольская вбирает в себя все отдельные принципы, на которых выстроены другие. Возьмем, например, принцип непогрешимости, на котором основана римская Церковь . Восточная Церковь не отрицает этого принципа, но самого своего основания вбирает в свой Символ веры , с той разницей, что считает непогрешимой не какую-то одну личность, а Вселенский Собор, как Собор церквей, которым руководит Дух Святой. Принцип непогрешимости присущ христианству на протяжении всей его истории. У святого апостола Петра было свое мнение на обрезание, у святого апостола Павла свое. Однако ни мнение святого Петра ни мнение святого Павла не было непогрешимым, но непогрешимым было решение Апостольского собора. Или, возьмем старый вопрос: приходит ли спасение только от веры как думал Лютер, или только от дел, как думали последователи святого Петра. Вопрос этот мучил западное христианство веками. Восточная Церковь, которая больше всего придерживается Евангелия апостола Иоанна, которое как она верит, вбирает в себя оба, и евангелие святого Петра и святого Павла, никогда не была озадачена этим болезненным вопросом. Она от начала исповедывала любовь как высшее проявление христианской веры. Ибо любовь, как видно из самого слова, вбирает в себя и то и другое, и веру и дела. Кто бы ни следовал одному из них, вере или делам, тот никогда не постигнет понимания слова, вернее, его значения, до гармонии и мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Смоленск. Церковь Петра и Павла на Городянке. Карта и ближайшие объекты Датировку памятника предложил М. К. Каргер. Он исходил из сходства с храмами Иоанна Богослова и Васильевским на Смядыни, а также из предположения, что известная запись из сборника Михаило-Златоверхого монастыря в своей последней части говорит " о постройках последних двух десятилетий XII века " и относил церковь к " концу третьей и началу последней четверти XII века " , то есть к 70-м годам. Воронин и Раппопорт отвергают датировку собора 70-ми годами и относят его к строительному времени Ростислава - середине XII века. В 1996 прошли празднования 850-летия постройки храма, так что датировка постройки 1146 годом остается традиционной. Храм довольно скоро (к концу 12 века) был передан из рук князя в распоряжение городской сотенной организации. В пользу этого говорит то, что в одной из версий легенды о Меркурии, воине, которого Богородица призвала на помощь смолянам для охраны города от монголо-татар, Меркурий приходил молиться " за мир, зовомый Петровского ста " . Этот мир исследователи связывали с церковью Петра и Павла. Кроме того Барановский обнаружил на стенке граффити, в приделе на хорах, на штукатурке северного простенка к западу от входа. Надпись была сделана на высоте 1.8 м от пола. Палеографические приметы позволяют датировать надпись второй половиной или концом 12 в. Сам Барановский читал надпись как " Господи помози рабу своему Василию внуку " и предполагал как автограф строителя храма Ростислава. На плане Гондиуса облик храма был передан превратно - небольшой по площади храм без алтарных апсид с тремя ярусами маленьких окон и колючей луковичной главой на граненом барабане. Никаких пристроек здание не имеет; оно окружено земляными укреплениями 17 века в виде четырехконечной звезды. С захватом Смоленска поляками и учреждением католической, а затем и униатской епископии, архиепископ Лев Кревза-Ржевусский организовал у церкви Петра и Павла свою резиденцию, для чего в 30-х годах 17 века с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм был превращен в костел.

http://sobory.ru/article/?object=00079

Филипп Шафф (протестант) Глава III. Эпоха апостолов § 20. Источники и литература об эпохе апостолов Источники 1 . Канонические книги Нового Завета. Двадцать семь книг Нового Завета лучше любого древнего классического сочинения подкреплены как цепочкой внешних свидетельств, тянущейся почти до самого завершения эпохи апостолов, так и внутренним свидетельством духовной глубины и благочестия, и поэтому стоят неизмеримо выше любых произведений II века. Несомненно, Дух Святой руководил церковью, когда она составляла и окончательно определяла христианский канон. Но это, конечно же, не упраздняет нужду в критических исследованиях текста, тем более что свидетельства в отношении семи антилегоменов Евсевия менее весомы. Первоначально тюбингенская и лейденская школы признавали достоверными лишь пять книг Нового Завета, а именно: четыре послания Павла – Римлянам, 1 и 2 Коринфянам, а также Галатам – и Откровение Иоанна. Но прогресс в исследованиях приносит все более и более положительные плоды, и теперь среди либеральных критиков есть сторонники почти у всех посланий Павла. (Гильгенфельд и Липсиус признают семь: помимо уже названных, 1 Фессалоникийцам, Филиппийцам и Филимону; Ренан, кроме того, допускает, что Павел написал 2 Фессалоникийцам и Колоссянам, тем самым увеличивая число подлинных посланий до девяти). Основные события и учения апостольского христианства находят подтверждение даже в этих пяти документах, получивших признание крайне левого крыла современных критиков. Деяния апостолов излагают внешнюю, а послания – внутреннюю историю первоначального христианства. Это самостоятельные сочинения, написанные в одно время, и в них нет ни одной ссылки друг на друга; вероятно, Лука никогда не читал посланий Павла, а Павел никогда не читал Деяния Луки, хотя, без сомнения, сообщил Луке немало ценных сведений. Но косвенно они поясняют и подтверждают друг друга благодаря целому ряду весьма убедительных совпадений, тем более что эти совпадения неумышленны и случайны. Если бы эти книги составлялись после смерти апостолов, согласие между ними было бы более полным, незначительных разногласий не было бы совсем, а пробелы в Деяниях были бы восполнены – особенно в отношении последних лет служения и смерти Петра и Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском Тень царя Петра Церковь святых апостолов Петра и Павла в Петровско-Разумовском За свою история эта местность сменила несколько имен, причем некоторых из них покрыты тайной. Первая загадка – происхождение названия старинного села Петровского. Прежде близ этой территории простирались владения Высоко-Петровского монастыря и они могли оставить имя Петровское всей местности, от которой потом отделялись крылья-части с добавочными местными именами: Петровско-Разумовское, Петровское-Зыково. Другая версия, что имя соседнего с монастырскими владениями села Петровского – самостоятельное, и известно только с конца XVII века. Эти земли, меняя владельцев, издревле принадлежали членам государева двора и лицам, приближенным к государю. В далекой седой древности, в середине XIV века, на этих обширных землях находилось маленькое село Семчино (Семцинское) с какой-то местной церковью. Князь Иван Иванович, сын Ивана Калиты, завещал его своей жене. Попало оно и на страницы духовной грамоты Иоанна Грозного 1572 года. Что произошло дальше, неизвестно, только вскоре, через каких-то 10–15 лет, Семчино значится пустошью, да еще и приписанной к селу Топоркову, которым владел боярин Василий Иванович Шуйский, ставший царем в период Смутного времени. Владение кочевало из рук в руки, пока не попало к Ивану Шуйскому, брату государя, и при нем стало значиться деревней Семчино, то есть поселением без собственной церкви. Затем Семчино перешло к его племяннику князю Семену Васильевичу Прозоровскому и стало вновь именоваться селом, следовательно, местная церковь уже была в нем отстроена и, вероятно, освящена во имя архангела Михаила. Однако князь С. В. Прозоровский ушел в монастырь и перед тем разделил свое владение между сыновьями. Так Семчино ушло к А. С. Прозоровскому, но после его смерти наследники решили это владение продать, так как делить его на еще более мелкие участки было невыгодно. По легенде, Семчино выкупил сам царь Алексей Михайлович и подарил его тестю, боярину Кириллу Полуэктовичу Нарышкину. Легенда родилась из того факта, что государь любил заниматься там соколиной охотой и имел деревянный домик для отдыха. По версии же ученых, в 1676 году боярин К. П. Нарышкин, дед Петра Великого, купил село Семчино у наследников князя Прозоровского и переименовал его в Петровское – в честь внука-царевича, родившегося в 1672 году. (Есть легенда, будто бы Петр I даже родился здесь, в охотничьих угодьях отца.) Оттого появилась вторая загадка: то ли село было названо в честь рождения Петра, то ли получило новое имя после построения в нем памятного храма во имя святых апостолов Петра и Павла, по тезоименитству царевича. Считается, что первый, деревянный, Петропавловский храм был возведен здесь уже в 1678 году, когда село Петровское и упоминается впервые в письменных источниках.

http://pravoslavie.ru/552.html

I • II • III • IV • V • VI • VII • VIII • IX • X • XI • XII • XIII • XIV • XV • XVI • XVII • XVIII • XIX • XX • XXI • XXII • XXIII • XXIV • XXV • XXVI     Содержание Предисловие От издателей Мысли при чтении Книги Бытия Мысли при чтении Книги Иова Мысли при чтении Псалтири Мысли при чтении Книги пророка Исаии Мысли при чтении Евангелия от Матфея и других Мысли при чтении апостольских посланий Соборное послание святого апостола Иакова Первое соборное послание святого апостола Петра Второе соборное послание святого апостола Петра Первое соборное послание апостола Иоанна Богослова Соборное послание Иудино Послание к Римлянам святого апостола Павла Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла Мысли при чтении Апостольских деяний Мысли при чтении Евангелия от Матфея (Продолжение) Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Апокалипсиса Мысли при чтении Книги пророка Варуха Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Мысли при чтении Книги Исход Мысли при чтении Книги Левит Мысли при чтении Псалтири (Продолжение) Мысли при чтении Книги пророка Иеремии Мысли при чтении Книги Плач Иеремии Мысли, приходящие в голову по благоприятному ветру. О таинстве Тела и Крови Христовых Мысли по случаю известия об одном больном купце, страдающем на ложе уже девять лет. Объяснение того, как Господь Своею смертию искупил от вечной смерти всех, когда-либо живших людей. К пасомым     Предисловие Этим томом открывается первая публикация всех найденных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу. В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Папа Римский Бенедикт XVI причислил своего предшественника Кароля Войтылу к лику блаженных 02.05.2011 309 Папа Римский Иоанн Павел II , который в воскресенье был официально причислен к лику блаженных Римско-католической церкви, будет канонизирован в самом скором времени, сообщил государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, передает РИА Новости. «Для канонизации будет достаточно признания того факта, что есть научно доказанное чудо. Чудо, охарактеризованное как необъяснимое с научной точки зрения медицинской комиссией, теологической комиссией и собранием кардиналов и епископов, входящих в Конгрегацию по делам святых», - пояснил Бертоне, выступая в воскресенье вечером в популярной передаче итальянского государственного телевидения Rai. «Для этого потребуется всего несколько лет», - подчеркнул госсекретарь Ватикана. Процесс беатификации Иоанна Павла II, скончавшегося в Ватикане 2 апреля 2005 года, начался практически сразу после его смерти, в мае того же года. Провозглашение блаженным в католичестве является первой стадией прославления, после которой может последовать канонизация (причисление к лику святых). Мнения о скорой канонизации Иоанна Павла II придерживается и префект ватиканской Конгрегации по делам святых кардинал Анджело Амато. В интервью газете Corriere della Sera он пояснил, что в отношении Войтылы изначально было открыто «дело о беатификации и канонизации», так что начинать теперь новый процесс в связи с объявлением Иоанна Павла II святым не придется. «Для объявления святым необходимо признание еще одного чуда, а процедура останется прежней. Анализ поступившей информации, научная и теологическая оценка указанного случая. В конце будет созвана консистория, в ходе которой Папа Римский назовет дату канонизации», - рассказал кардинал. По его словам, сообщения о чудесах, совершенных Войтылой, поступают в Ватикан каждый день. «Но при канонизации будет приниматься во внимание лишь та информация, которая касается событий, происшедших после беатификации», - отметил Амато.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/02/pa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010