Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. А. Оттавиани. Фотография. Октябрь. 1958 г. [Итал. Ottaviani] Альфредо (29.10.1890, Рим - 3.08. 1979, там же), кард., представитель католич. традиционализма; занимая должность асессора, а затем просекретаря верховной Конгрегации Sanctum Officium (впосл. Конгрегация вероучения), в 30-50-х гг. XX в. оказывал влияние на политику Папского престола. Род. в семье пекаря. Начальное образование получил в школе конгрегации братьев христ. школ. Продолжил обучение в Высшей папской рим. семинарии, по ее окончании был рукоположен во пресвитера (18 марта 1916) и назначен каноником рим. ц. Санта-Мария-ин-Козмедин. Защитил диссертации и получил докторские степени по богословию, философии, каноническому и гражданскому праву (in utroque iure). Преподавал церковное право в Высшей папской рим. семинарии, философию в Урбанианской коллегии Конгрегации пропаганды веры (ныне папский Урбанианский ун-т). В 1926-1928 гг. ректор папской Богемской коллегии (ныне коллегия св. Иоанна Непомуцкого) в Риме; при нем началось строительство нового здания коллегии (с 1953 кардинал-протектор этого учебного заведения). В 1919 г. О. начал службу в Римской курии, сначала в должности минутанта Конгрегации пропаганды веры, с авг. 1921 г.- минутанта 1-й секции (чрезвычайных дел) Гос. секретариата и Конгрегации чрезвычайных церковных дел. 15 марта 1922 г. папа Римский Пий XI (1922-1939) пожаловал О. достоинство сверхштатного тайного камергера, 31 мая 1927 г.- достоинство прелата папского двора. В февр. 1928 г. переведен на важные дипломатические должности в Римской курии - субсекретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и субсекретаря по чрезвычайным делам Гос. секретариата. Участвовал в подготовке Латеранских соглашений (11 февр. 1929), присутствовал при подписании этого документа кард. П. Гаспарри и председателем Совета министров Италии Б. Муссолини. За заслуги в нормализации отношений Папского престола с рядом европ. государств О. получил награды: Большой крест португ. ордена Христа (янв. 1931), Большой крест итал. королевского ордена святых Маврикия и Лазаря (март 1932), почетный знак «За заслуги перед Австрийской республикой» (нояб. 1933). В 1933 г. присутствовал на подписании конкордатов с Австрией и Германией.

http://pravenc.ru/text/2581735.html

В эпоху Контрреформации И. Н. стал не только символом возвращения Чехии к католичеству, но и символом национального самосознания чехов в период утраты гос. независимости и превалирования нем. элемента в «высокой» культуре. Образ И. Н. как народного святого приобрел фольклорные черты и стал частью народной культуры, символизируя ненасильственное сопротивление неправедной светской власти. Во 2-й пол. XVIII в. были обнаружены тексты, позволившие правильно датировать его смерть (хранившаяся в Ватиканской б-ке жалоба архиеп. Яна из Енштейна на Вацлава IV; жизнеописание архиепископа, составленное Петром Кларификатором и опубликованное в 1793 чешским историком Й. Добровским). В XIX в. среди части чешского общества получила распространение т. зр., что Римско-католической Церковью был канонизирован человек, которого никогда не было. На рубеже XIX и ХХ вв. в среде патриотически настроенной чеш. протестант. или атеистической интеллигенции И. Н. считался символом насильственной рекатолизации и гнета Габсбургов, а пропаганда его культа - средством вытеснения из народной памяти почитания Яна Гуса. В 20-30-х гг. XX в. в независимой Чехословакии критика почитания И. Н. усилилась. В комментарии к Римскому Мартирологу (MartRom. 1940) издатели высказали сомнение в достоверности событий, описанных в посвященной И. Н. житийной лит-ре. Под влиянием критики Конгрегация обрядов в 1960 г. упразднила память И. Н. в общем календаре Римско-католической Церкви. Однако И. Н. широко почитается в Чехии и в Центр. Европе. Этому во многом способствовали как светские, так и церковные мероприятия, проведенные к 280-летию его канонизации (в 2009), в т. ч. выставка «Святой на мосту» (каталог-исследование выставки опубликован в Праге). Иконография Строительство ц. св. Иоанна Непомуцкого «На Скальце». Гравюра по рис. К. Шкреты. сер. XVIII в. Строительство ц. св. Иоанна Непомуцкого «На Скальце». Гравюра по рис. К. Шкреты. сер. XVIII в. И. Н. сложилась в XVII в. Святой изображается сухощавым клириком средних лет с небольшой бородой, держащим в руках распятие; вокруг головы - 5 сияющих звезд как напоминание о сиянии, сопровождавшем плывущее по реке тело мученика.

http://pravenc.ru/text/471399.html

Церковь св. Иоанна Непомуцкого в г. Ждяр-над-Сазавоу. Архит. Я. Б. Сантини-Айхел. 1720 г. Церковь св. Иоанна Непомуцкого в г. Ждяр-над-Сазавоу. Архит. Я. Б. Сантини-Айхел. 1720 г. В 1675 г. капитул собора св. Вита подал офиц. прошение о начале канонизационного процесса И. Н., однако в этой и последующих просьбах о канонизации было отказано (1696, 1706) ввиду противоречий и неясности письменных сведений о жизни И. Н. В 1715 г. Пражский архиеп. Фердинанд Кюнбург создал комиссию для сбора документов, необходимых для начала процесса. По решению комиссии 14 апр. 1719 г. была открыта могила И. Н. При извлечении останков из черепа выпал кусок мягкой ткани, хорошо сохранившийся, естественного розового цвета, к-рый присутствовавшие медики объявили «языком». Его поместили в особый реликварий в капелле св. Вячеслава (Вацлава) в соборе св. Вита, реликвия стала почитаться как свидетельство Божией помощи в сохранении тайны исповеди. 27 янв. 1725 г. «язык» был вновь осмотрен; согласно отправленному в Рим отчету, обнаруженный при открытии реликвария усохшим, серо-коричневого цвета «язык» через нек-рое время вновь стал красным. В 1972 г. проводилось антропологическое исследование останков И. Н., худощавого человека, ростом 169 см, умершего в 45-50 лет от пыток (следы огня на ребрах, разбитые кости), а не от утопления. Согласно заключению экспертов, повторявшиеся удары спровоцировали кровоизлияние в мозг, что и стало причиной смерти. «Язык» признан деформированной мозговой тканью. Данные антропологического исследования не позволяют сомневаться в аутентичности останков. 31 мая 1721 г., основываясь на широком местном почитании, папа Римский Иннокентий XIII беатифицировал И. Н., а 19 марта 1729 г. в Латеранском соборе в Риме папа Бенедикт XIII буллой «Christus Dominus» провозгласил его святым Римско-католической Церкви. В Праге канонизация И. Н. отмечалась 9-16 окт. 1729 г. В 1736 г. в соборе св. Вита за главным алтарем был установлен серебряный саркофаг святого (отлит по эскизам И. Э. Фишера фон Эрлаха). С этого времени в Праге 16 мая ежегодно проводится Святоянский крестный ход.

http://pravenc.ru/text/471399.html

С роспуском ордена иезуитов (1773) деятельность большинства К. п. в Риме была приостановлена. Их положение осложнилось после провозглашения Римской республики (1798-1799) и в ходе наполеоновских войн; мн. коллегии лишились своих зданий. Полноценная деятельность К. п. возобновилась лишь с восстановлением ордена иезуитов в 1814 г. Папа Римский Григорий XVI вернулся к практике создания национальных К. п., учредив в 1844 г. Бельгийскую коллегию. Папа Пий IX возобновил работу Польской коллегии (1866) и открыл коллегию для бывш. англикан. клириков, перешедших в католицизм (коллегия св. Беды Достопочтенного; 1852), Французскую коллегию (Французская семинария, 1853), коллегии для латиноамериканских студентов (Collegium Pio-Latino-Americanum; 1858) и для североамер. студентов (Collegium Civitatum Foederatarum Americae Septemtrionalis; 1859). Мн. национальные К. п. в Риме были открыты при папе Римском Льве XIII : Армянская (для подготовки клириков Армянской католической Церкви ; 1883), Канадская (1888), коллегия св. Иоанна Непомуцкого (для клириков из Чехии и Моравии; 1890), Испанская коллегия св. Иосифа (1892), Украинская коллегия св. Иосафата Кунцевича (для клириков Украинской греко-католической Церкви ; 1897), Португальская коллегия (1900), Хорватская коллегия блж. Иеронима Стридонского (1901). Особое внимание Папского престола к Восточным католическим Церквам при папах Бенедикте XV и Пии XI способствовало появлению Эфиопской коллегии (для клириков Эфиопской католической Церкви; основана в 1919, деятельность возобновлена в 1930), Русской коллегии св. Терезы из Лизьё (см. Russicum) (для подготовки клириков Русской католической Церкви ; 1929), Румынской коллегии (1937). Были основаны Голландская (1930) и Бразильская (Collegium Pio-Brasilianum, 1934) национальные папские коллегии. В 1948 г. папа Римский Пий XII учредил Литовскую коллегию св. Казимира. При папе Римском Иоанне XXIII были открыты Словенская (1960), Филиппинская (1961) и Мексиканская (1961) коллегии, что было связано в т. ч. с подготовкой и проведением Ватиканского II Собора и позволило епископам из разных стран, прибывавшим на Собор, останавливаться в национальных коллегиях.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Во время оккупации Трира французами в ходе Голландской войны (1672-1678) церковь была взорвана (май 1674) в связи с работами по укреплению обороны города, свод крипты частично рухнул, но гробница П. не пострадала. В 1730 г. пробстом церкви во имя П. стал курфюрст-архиепископ Трирский Франц Георг фон Шёнборн (1729-1756). Через 2 года он начал строительство новой церкви в стиле барокко. Она была освящена в 1757 г. в честь Пресв. Девы Марии и П. Интерьер крипты и саркофаги были отделаны в стиле рококо (отреставрированы в 1851), 26 сент. 1760 г. освящены новые алтари: в честь П., Пресв. Девы Марии, прав. Иосифа Обручника и католич. св. Иоанна Непомуцкого . В 1883 г. каменный саркофаг с мощами П. был вновь вскрыт. Внутри обнаружены остатки деревянного саркофага (предположительно из ливанского кедра), скрепленного бронзовыми полосами (первоначально позолоченными) и украшенного неск. серебряными пластинами (в т. ч. монограммы Христа, изображения грехопадения Адама и Евы и воскрешения Лазаря; на основании стилистического анализа датированы кон. IV в.). По углам деревянного саркофага сохранились крепления, подтверждающие информацию из Житий П. о том, что он был первоначально подвешен на цепях. Внутри саркофага находились человеческие останки, обернутые в шелковые ткани. После обследования все предметы, кроме нескольких фрагментов дерева и ткани, были помещены обратно в каменный саркофаг ( Gierlich. 1990. S. 27-30). На основании проведенных обмеров была изготовлена копия деревянного саркофага (ныне хранится в Рейнском региональном музее в Трире). Проведенный в 70-х гг. ХХ в. и в нач. XXI в. химический анализ образцов тканей подтвердил их датировку I-IV вв. ( Jonghe, Tavernier. 1977/1978; Konstantin der Grosse. 2007. S. 416-419). В источниках 2-й пол. Х - нач. XI в. упоминаются реликвии П. (возможно, вторичные, напр. фрагменты ткани, в к-рую был обернут деревянный саркофаг), находившиеся в монастыре св. Максимина в Трире, а также в Регенсбурге, Прюме, Бамберге ( Heyen. 1972. S. 272-273). Почитание П. распространено гл. обр. в Трирском архиепископстве, в честь П. освящены церкви в Бойрене (1835-1837, приход с XIII в. принадлежал каноникам трирской церкви во имя П.), Бишофсдроне (1762-1769), Лаутербахе (1911-1912), Веллинге (1883) и Лорихе (1737).

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Впрочем, рядом с этим общим впечатлением отрицательного характера, мы, конечно, оценили и красоты Праги, своеобразные и, можно сказать, единственные в своем роде среди других Западно-европейских городов, – Градчаны, этот Пражский кремль с его собором св. Вита, с навевавшими настроение старинными крепостными стенами и ступенями широкой каменной лестницы, – высокий зеленый Петрин в заречной части города с церковкой наверху и с перекинутой через гору зубчатой стеной, Молдаву или по-чешски Волтаву с зелеными на ней островами и перекинутыми мостами; – река на севере делала поворот, загражденная зеленым отрогом Градчанского холма – Бельведером или по-чешски Летною. При любезном руководительстве пана Патеры, мы переехали из первой, Саксонской, гостиницы в более подходящую гостиницу эрцгерцога или по-чешски воеводы Стефана. Гостиница эта находилась на широкой улице, носившей название площади; площадь дальним своим краем слегка подымалась и упиралась тогда в городской вал с разбитым по нему садом; под валом проходили ворота, —283— в которых брали городскую пошлину с съестных припасов, привозимых в город. Помню, как раз впоследствии, купив в городе топленого масла, я пошла с ним за ворота к знакомым; на обратном пути меня остановили требованием за него пошлины и еле-еле согласились меня пропустить, когда я объяснила, в чем дело и назвала лавку, где масло было куплено. Посреди улицы-площади на равных от концов расстояниях стояли два старинных изваяния – св. Вячеслава Чешского на коне и в короне, и Иоанна Непомуцкого, изобретенного иезуитами святого для замены в памяти народной мученического имени Иоанна Гуса. От памятника св. Вячеслава и площадь называлась Вацлавскою. В дни празднования этим святым их статуи обстраивались дощатым киоском с разноцветными шкаликами вокруг глядевшей из него статуи, перед последнею устраивался род алтарика, и с него патер произносил нараспев литанию, а народ хором пел каждый стих, – нечто напоминающее наши акафисты. Недели две прожили мы в гостинице Стефана, питаясь в экономических расчётах кое-чем закусочным, стараясь брать из гостиницы только горячее, которое отличалось непривычною для нас скудостью мясного навара 1705 : преобладали два супа – белая «поливка» с манной крупой и «гнедая поливка» с чечевицей; они наскучили нам почти до отвращения, и когда, наконец, мы наняли квартиру, мать моя первым делом раскрыла ящик с посудою и сварила в кастрюле к общему нашему восторгу родны свежие щи. Освящение церкви в Праге

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

св. Карло Борромео; 1615-1621). В Центр. Европе покровителями искусства выступали религ. ордены и церковные князья Свящ. Римской империи (князья-епископы и настоятели имперских аббатств в Баварии и Австрии). Во 2-й пол. XVII в. именно туда из Рима сместился центр католич. искусства; здесь работали художники, получившие подготовку в Италии и усвоившие принципы стиля барокко. Самые известные представители нем. барокко - И. Б. Нёйман (1687-1753), построивший епископский дворец в Вюрцбурге (1719-1753) и базилику 14 св. помощников близ Бамберга (базилика Фирценхайлиген; 1743-1771), а также И. Б. Фишер фон Эрлах (1656-1723), по проектам которого в Вене были возведены дворец Шёнбрунн и ц. св. Карла Борромео (1716-1722). Примером особого германского барокко являются ансамбли бенедиктинских мон-рей Мельк (1702-1736), Этталь (после 1709), Альтенбург (после 1730), церкви свт. Николая в Праге (1703-1711) и св. Иоанна Непомуцкого в Мюнхене (1733-1744). Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Площадь св. Петра в Риме. Совр. вид Принципы посттридентского благочестия нашли художественное отражение в ставшей типичной для эпохи К. гравюре на меди, центром производства которой был Антверпен. В 1586-1650 гг. почти половина членов антверпенской гильдии св. Луки, объединявшей художников, занималась изготовлением гравюр. В гравюрах сочетались изображения (сцены из Свящ. Писания или житий святых) с текстом (молитвы или повествования). Основными формами гравюр на религ. сюжеты были suffragia (изображения св. покровителей на каждый месяц; выполнялись по заказам иезуитских братств Девы Марии), а также гравюры для детей, изучавших катехизис, и вотивные гравюры для паломников. Иконография и тексты таких гравюр, служивших одним из способов распространения идей К. среди мирян, контролировались клириками. В 1614 г. в Антверпене было изготовлено 18 тыс. оттисков suffragia для городских братств, а спустя 50 лет - уже 45 тыс. Кроме того, в 1681 г. было выпущено ок. 250 тыс. оттисков гравюр с религ. сюжетами для братств в Испан.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

От составителя Жизнь отца Иоанна Великий Человек Автобиография отца Иоанна Отец Иоанн Кронштадский Предисловие Краткая биография Родина и родные отца Иоанна Годы учения Служитель Церкви День в Кронштадте Два дня в Кронштадте Моя поездка в Кронштадт Отец Иоанн Общая исповедь Служение отца Иоанна людям Заключение Около отца Иоанна Кронштадского Записки почти неверующего На пороге к священству Маленькое примечание Сотрудница отца Иоанна игумения Таисия Размышления о письмах Из воспоминаний игумении Таисии Мои воспоминания 1. Первое посещение 2. Общая исповедь 3. Другие встречи Две беседы отца Иоанна Кронштадского с пастырями Чудеса Запись за дедушкой Колотовым Новое чудо Иоанна Кронштадтского Духовное чудо Подвиг преподобничества Образ Божий О диаволе Богородица Приснодева Иисус Христос Грех и борьба с ним Покаяние Борьба с собою и грехом Частные меры против греха Искусство из искусств Частое причащение грешников Церковь Божия Внецерковное общество Любовь к людям отца Иоанна Нищие и богачи Общая жизнь и благотворительность Дом трудолюбия Крестоношение отца Иоанна Скорби батюшки Последние дни Последние записи отца Иоанна Матушка отца Иоанна Слово, произнесенное настоятелем Кронштадтского Андреевского собора протоиереем о.Александром Петровичем Поповым пред началом отпевания Елизаветы Константиновны Сергиевой. Дневник Том I. Вопросы и ответы Том II. Вопросы и ответы Том III. Вопросы и ответы 1905 год. Вопросы и ответы Проповеди за 1907 год Дневник «Моя жизнь во Христе» в выдержках Предисловие I. Отец Иоанн II. О Боге и Троице III. Господь Иисус Христос IV. Благодать Св. Духа V. Образ Божий VI. Церковь Божия и Церковь Небесная VII. Святые Тайны VIII. О Священстве IX. Вера, неверие и сомнение X. Молитва XI. О Любви XII. Скорби XIII. Грехи и диавол XIV. О кончине отца Иоанна XV. Конец мира XVI. Разное: о промысле, мире, смирении и прочем XVII. «Живой колос» XVIII. Заключительная глава «Послание Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Мелетия о. протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву» Свидетельство католика О прославлении святых Послесловие Имяславие Отец Иоанн и Лев Толстой Летопись жизни святого праведного Иоанна Кронштадского Библиография об отце Иоанне Кронштадском  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так как новотюбингенская школа все-таки не могла несчитаться с теми свидетельствами о подлинности Евангелия от Иоанна, какие восходят к самым первым десятилетиям II века по Р.Х., то она попыталась объяснить происхождение таких свидетельств чем-то вроде самогипноза тех древних церковных писателей, у которых находятся означенные свидетельства. Просто писатель, как, например, святой Ириней, прочитал надпись: «Евангелие от Иоанна» – и сейчас же у него утвердилось в памяти, что это действительно Евангелие, принадлежащее возлюбленному ученику Христову... Но большая часть критиков стала защищать то положение, что под «Иоанном», автором 4-го Евангелия, вся древняя Церковь разумела «пресвитера Иоанна», о существовании которого упоминает Евсевий Кесарийский. Так думают, например, Буссе, Гарнак. Иные (Юлихер) считают автором 4-го Евангелия какого-то ученика Иоанна Богослова. Но так как довольно трудно допустить, чтобы в конце I века в Малой Азии находилось два Иоанна – апостол и пресвитер, – пользовавшиеся одинаково огромным авторитетом, то некоторые критики стали отрицать пребывание апостола Иоанна в Малой Азии (Лютценбергер, Кейм, Шварц, Шмидель). Не находя возможным найти заместителя апостолу Иоанну, современная критика, однако, согласно утверждает, что 4-е Евангелие не могло произойти от апостола Иоанна. Посмотрим же, насколько основательны те возражения, какие для опровержения общецерковного убеждения в подлинности 4-го Евангелия высказывает современная критика. При разборе возражений критиков против подлинности Евангелия Иоанна нам по необходимости придется говорить и о достоверности сообщаемых в 4-м Евангелии сведений, потому что в подтверждение своего взгляда на происхождение 4-го Евангелия не от Иоанна критика указывает на недостоверность различных приводимых в Евангелии Иоанна фактов и на общую невероятность того представления, какое на основании этого Евангелия создается о лице и деятельности Спасителя 4 . Кейм, а за ним и многие другие критики, указывает на то, что согласно Евангелию Иоанна Христос «не родился, не крестился, не испытывал ни внутренней борьбы, ни душевных страданий. Он от начала знал все, сиял чистой божественной славой. Такой Христос не соответствует условиям человеческой природы». Но все это неверно: Христос, согласно Иоанну, стал плотью ( Ин.1:14 ) и имел Матерь ( Ин.2:1 ), а на принятие Им крещения есть ясное указание в речи Иоанна Крестителя ( Ин.1:29–34 ). О том, что Христос испытывал внутреннюю борьбу, ясно сказано в Ин.12:27 , а о Его душевных страданиях свидетельствуют пролитые Им при гробе Лазаря слезы ( Ин.11:33–35 ). Что же касается предуведения, которое Христос обнаруживает в Евангелии Иоанна, то оно вполне согласно с нашей верой во Христа, как в Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010