иером. Макарий Симонопетрский Память св. мч. Иоанна Младшего Мервского 200 . Память прп. Никодима Святогорца Память прп. Никодима Святогорца Эта сверкающая звезда Церкви явилась миру в 1749 г. на о.Наксос в Кикладском архипелаге. Родители будущего святого, благочестивые и богобоязненные люди, нарекли его в крещении именем Николай и отдали деревенскому священнику, чтобы тот научил мальчика читать. В отличие от других детей Николай избегал бурных игр и вместо этого постоянно предавался чтению. Господь одарил его не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать все прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно. В шестнадцать лет Николая отправили в Смирну учиться у дидаскала Иерофея Дендриноса в Евангелической школе. Там его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук и различных духовных дисциплин он в совершенстве овладел греческим языком во всех его проявлениях. Это позволило ему впоследствии исполнить миссию, уготованную ему Господом: сделать доступными для угнетенных православных греков сокровища церковного Предания. Через четыре года обучения в Смирне, когда турки уничтожали местных греков после войны с Россией, Николай вынужден был вернуться на родину, о.Наксос. Здесь он встретил иноков Григория, Нифонта и Арсения, изгнанных с Афона из-за колливадских споров 201 . Они пробудили в нем любовь к монашеству и наставили в основах аскезы и внутренней молитвы. От них юноша узнал, что на о. Гидра живет некий человек исключительных добродетелей, знаток святоотеческого учения – митрополит Коринфский св. Макарий ап.]. Николай устремился к нему, словно жаждущий олень к источнику вод ( Пс.41:1 ), и обрел полного единомышленника в своем стремлении сделать то, в чем Церковь срочно нуждалась: издать и перевести святоотеческие творения – основу церковного Предания. Там Николай познакомился также со знаменитым отшельником Сильвестром Кесарийским, который жил в уединенной келье неподалеку от города. Подвижник так превозносил радость уединенной жизни, что Николай решил, не откладывая более, возложить на себя сладкое и приятное иго Христово. Получив рекомендательные письма от св. Сильвестра, он отправился на Афон (1775).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva A avut loc edina Sinodului Districtului mitropolitan din Asia Mijlocie 28 iulie 2021 12:48 27 июля 2021 года в дистанционном формате состоялось заседание Синода Среднеазиатского митрополичьего округа . Заседание Синода, приуроченное к 10-летию учреждения Среднеазиатского митрополичьего округа, из Духовно-административного центра Ташкентской епархии возглавил митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий . В работе Синода приняли участие временно управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт , епископ Бишкекский и Кыргызстанский Даниил , епископ Душанбинский и Таджикистанский Павел . Во вступительном слове митрополит Викентий поздравил членов Синода с 10-летием образования Округа, а также с днем памяти мученика Иоанна Мервского, который подвизался на территории современного Туркменистана. В ходе заседания были рассмотрены 20 журналов, в которых отразились основные события епархиальной жизни с марта по июль с.г. Митрополит Викентий напомнил, что в этом году также отмечается 150-летие со дня образования Ташкентской и Туркестанской епархии. В этой связи было принято решение провести юбилейные торжества 10-12 ноября — 12 ноября 1871 года на Туркестанскую кафедру был назначен первый правящий архиерей епископ Софония (Сокольский), бывший настоятель Александрийского Свято-Троицкого собора в Санкт-Петербурге. На предстоящие торжества будут приглашены все архиереи Среднеазиатского и Казахстанского митрополичьих округов. Подводя итоги летней сессии, митрополит Викентий поблагодарил Преосвященных архипастырей за труды и за активное участие в заседании Синода. По материалам сайта  Ташкентской епархии Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5832896...

ИОАНН МЕРВСКИЙ - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Оглавление Начало статьи Использованные материалы Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Статья Новости Обсуждение Предложения Версии Изменить ИОАНН МЕРВСКИЙ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иоанн Мервский ( IV в.), мученик . Память 14 июля . В IV веке, когда персы шли войной на Центральную Азию, в городе Мерв было очень много христианских мучеников. Иоанн Мервский - один из них. Владимир (Иким) , митрополит Ташкентский и Среднеазиатский: " Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Православный календарь. И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского " . Использованные материалы Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 28.07.07) http://www.sedmitza.ru/text/411050.html   Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 28.07.07) Редакция текста от: 27.07.2016 16:06:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ИОАНН МЕРВСКИЙ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/13401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ Абу-ль-Фарадж [араб.          ] († 1043), несторианский иером., философ и врач, видный арабоязычный богослов. Служил секретарем у Католикосов Церкви Востока Иоанна (Юханна ибн Назука, 1012-1022) и Илии I (1028-1049). Явившись одним из первых арабоязычных несторианских экзегетов, А. И. оставил после себя самые пространные сочинения, к.-л. написанные на араб. языке. Опираясь на труды Ишодада Мервского , он создал 3 значительных экзегетических произведения: «Рай христианский» (Фирдаус ан-насранийа), содержащее комментарии почти на все книги ВЗ, «Толкование на псалмы» и «Толкование на Четвероевангелие». Последнее получило широкое распространение среди коптов под названием «Толкования Восточного». Кроме того, А. И. является автором канонического свода «Христианское право», в основе к-рого лежит «Восточный Синодикон», догматических трактатов о единстве и троичности, против учения о том, что Мария родила Бога, нравственно-аскетического трактата о покаянии. Ему приписывают также трактат о браке и разводе. По сообщению Бар Эбрея, А. составлял комментарии к сочинениям Аристотеля и Галена. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 105-106, 160-176; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450-451. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/АБДАЛЛАХ ИБН ...

В 20-30-х гг. VI в. с целью продолжения образования и посещения святых мест М. А. предпринял путешествие в Византию. Он побывал в Эдессе, Александрии, К-поле, Афинах, Коринфе, Антиохии, а также в Ахайе, Киликии и Фиваиде. В Эдессе М. А. познакомился с неким Фомой, к-рый стал его спутником и благодаря к-рому он усовершенствовал свое знание греч. языка. В Александрии М. А. вступил в спор с известным врачом и переводчиком произведений Аристотеля и Галена на сир. язык Сергием Решайнским . Сергий и его учитель Иоанн Филопон , с одной стороны, и М. А.- с другой были представителями противоположных направлений в христологии: Сергий и Иоанн придерживались монофизитства , а М. А. и его ученик Косма Индикоплов следовали офиц. доктрине Церкви Востока, основанной на учении Феодора , еп. Мопсуестийского. Кроме того, расхождения между ними касались вопросов космологии. Так, уже позднее, в 40-х гг. VI в., в трактате «О сотворении мира» Иоанн Филопон, следовавший античным и позднеантичным представлениям, критиковал космологические идеи Феодора Мопсуестийского. Главным же оппонентом Иоанна был Косма Индикоплов, к-рый стремился доказать, что Земля плоская. Косма усвоил подобные представления от М. А., к-рого называл «святейшим мужем и великим учителем» (в «Христианской топографии» употребляется греч. вариант имени Ава (сир. «отец») - Патрикий). Косма также «перенял с его живого голоса» принципы толкования Свящ. Писания, характерные для Нисибинской школы ( Cosm. Indic. Topogr. chr. 2. 2-4; фрагменты комментариев М. А. на Свящ. Писание сохр. в составе позднейших экзегетических трудов, в частности у Ишодада Мервского ). Кроме того, от М. А. Косма получил сведения о наличии общин Церкви Востока на зап. побережье Индии , Пребывание М. А. в К-поле длилось год; переселение в столицу было вызвано интригами против него языческих философов, с которыми он спорил в Афинах (дискуссии имели место до закрытия Афинской философской школы по приказу имп. св. Юстиниана I в 529; посещение М. А. К-поля датируется временем между 525 и 530). Согласно Житию, узнав о М. А., визант. император пожелал увидеть его, однако тот уклонился от встречи и переехал в Антиохию. По всей вероятности, М. А. опасался обвинений со стороны персов в гос. измене и воздерживался от контактов с офиц. кругами Византии ( Пигулевская. 1948. С. 75-76).

http://pravenc.ru/text/2561936.html

Именно там по просьбе своего двоюродного брата, епископа Еврипского Иерофея, прп. Никодим написал книгу «Увещательное руководство». Это выдающееся духовное произведение посвящено хранению чувств и помыслов и умному деланию. Оно стало лучшим творением преподобного из написанного им самим. Автору было всего тридцать два года, он не прибегал к помощи книг и записей и имел в качестве источника только сокровищницу своей удивительной памяти и постоянное общение с Богом. В этом сочинении прп. Никодим изложил в сжатом виде святоотеческое учение о духовной жизни, проиллюстрировав его впечатляющим количеством цитат и точных ссылок. Он пишет о том, как избавить ум от плена чувственных удовольствий, чтобы позволить ему подняться посредством внутренней молитвы к духовной радости созерцания. Во время пребывания на пустынном острове прп. Никодим противостоял яростному натиску бесов, стремившихся изгнать его оттуда. В детстве он был настолько пуглив, что боялся спать с закрытой дверью, а теперь, когда нечистые духи шептались под его окном, он поднимал голову от книги разве только для того, чтобы посмеяться над их бессильными ухищрениями. Проведя на Скиропуле год, прп. Никодим вернулся на Афон, постригся в великую схиму и поселился в келье Святого Феоны в Капсале. Он согласился взять ученика, Иерофея, и с еще большим усердием предался работе над книгами и наставлению братий, селившихся вокруг него, чтобы приобщиться к его мудрости. Вскоре на Афон вновь приехал св. Макарий Коринфский. Он поручил прп. Никодиму подготовить перевод полного собрания творений прп. Симеона Нового Богослова 204 . Во введении к этой книге, содержавшей глубокие наставления о созерцании, прп. Никодим уточняет, что такие сочинения предназначены не только для монахов, но и для мирян, ибо все христиане призваны к евангельскому совершенству. Затем прп. Никодим составил «Ексомологитарий», то есть «Руководство к исповеди» 205 , и уникальный сборник канонов Богородице на каждый глас и на каждый день недели для пения в конце вечерни или на повечерии в монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сначала он поступил в монастырь Дионисиат, где вскоре принял иноческий постриг с именем Никодим. Молодой монах был поставлен секретарем и чтецом. Он быстро стал примером для других братий как в послушаниях, которые исполнял безропотно и смиренно, так и в усердной молитве и воздержании. Каждый день он, забывал заднее, простирался вперед ( Флп.3:13 ), стремясь подчинить плоть духу и таким образом готовясь к духовной брани безмолвного жития. Через два года Святую Гору посетил св. Макарий Коринфский. Он поручил прп. Никодиму отредактировать и подготовить к изданию «Добротолюбие» – православную энциклопедию молитвы и духовной жизни. Молодой монах удалился в келью в Карее, чтобы выполнить это поручение, достойное самых опытных учителей исихазма, требовавшее глубочайшего знания науки о душе. Также он работал над сочинениями «Евергетин» 202 и «О непрестанном Причащении», которое было написано св. Макарием, но значительно обогащено прп. Никодимом 203 . Закончив этот труд, святой вернулся в Дионисиат. Он стал часто посещать отцов-исихастов, а также усердно предаваться Иисусовой молитве, и вскоре у него возникло желание полностью посвятить себя безмолвию. Никодим узнал о прп. Паисии Величковском н.], который был наставником около тысячи монахов в святом делании сведения ума в сердце. Прп.Никодим отправился к прп. Паисию, но волей Божественного Промысла буря остановила его, и он возвратился на Афон. Горя желанием посвятить себя молитве и безмолвию, прп. Никодим не вернулся в Дионисиат, а поселился в уединенной келье недалеко от Карей. Затем он перебрался в Капсальский скит монастыря Пантократор, в каливу, освященную в честь Святого Афанасия. Чтобы обеспечить себя необходимым, он переписывал рукописи. И днем и ночью он мог предаваться нерассеянной молитве и изучать творения святых отцов, быстро восходя по ступеням духовной лествицы. Через некоторое время святой старец Арсений Пелопоннесский, с которым прп. Никодим познакомился еще на Наксосе, вернулся на Афон и поселился в скиту. Тогда Никодим добровольно отказался от уединения, чтобы стяжать блага, даруемые послушанием, и стал учеником старца. Они закончили строительство новой кельи, но их уединение постоянно нарушали посетители, поэтому они решили удалиться на пустынный, безводный о. Скиропула напротив Эвбеи (1782). Однако выжить на этом острове оказалось очень трудно, и прп. Арсений отправился в другое место, а Никодим остался один.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Экзаменатор: – Сектанты обвиняют православных в идолопоклонстве, приводя в пример то, что мы, почитая иконы, целуем деревяшки, сами не понимая, для чего. Насколько это справедливо? Выпускница воскресной школы: – Православные почитают не икону, как таковую, а святого, изображенного на ней, чтобы помнить первообраз этого святого. История Христианства в Центральной Азии восходит к апостольским временам. Евангелие Христово было проповедано здесь святыми апостолами Андреем и Фомой. На территории современного Узбекистана выявлено множество памятников древнего Христианства.   Протоиерей Алексий Уминский Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – В Государственном музее истории Узбекистана хранятся могильные камни с крестами и надписями на сирийском языке, которые датируются VI веком. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Этот край издревле был очень веротерпимым. Здесь были 4 крупных митрополии. В IV веке, когда персы шли войной на Центральную Азию, в городе Мерв было очень много христианских мучеников. Иоанн Мервский один из них. Его имя не было записано в Церкви. Я впервые встретил это имя у мусульманских писателей-историков. Долго изучал этот вопрос, а потом обратился в Москву, в Комиссию по канонизации святых, чтобы этот святой был включен в Православный календарь. И вот теперь Церковь чтит память Иоанна Мервского. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: – Значит, можно сказать, что этот святой – еще один покровитель Средней Азии. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: – Да, можно. Этот святой известен по мусульманским историческим очеркам с древних времен.   Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Празднование Пасхи. 2006 г., Ташкент Средняя Азия – край древнейших культур и цивилизаций. До Рождества Христова здесь существовали древние государства: Бактрия, Парфия, Сагдиана, Хорезм. В Хорезме находилась могила ветхозаветного прока Иова. И поныне в Центральной Азии существует несколько чтимых родников Иова. Самый известный из них находится в Бухаре.

http://sedmitza.ru/text/415451.html

В то же время до прп. Никодима дошло известие о том, что рукопись полного собрания творений св. Григория Паламы н.], с большим трудом собранных и прокомментированных им по просьбе прп. Афанасия Паросского ин.] и митрополита Льва Илиопольского, была захвачена и уничтожена в венской типографии. Это случилось из-за того, что австрийцы искали «Манифест» Ригаса Фереоса, призывавший греков к восстанию против турок. Эта новость сразила прп. Никодима, и он проливал потоки слез, сожалея не столько о невосполнимой потере времени, затраченного на эту работу, сколько об утрате такого сокровища. После этого прп. Никодим вместе с Сильвестром Кесарийским провел некоторое время в келье Святого Василия, где некогда жил св. Феофил Мироточивый ил.], а затем вновь стал жить в уединении и продолжил свои апостольские труды. Одетый в лохмотья и обутый в грубые башмаки, он считал себя последним из всех. Он никогда не готовил себе никаких блюд и вкушал только вареный рис или мед, разведенный водой, несколько оливок и немного размоченных бобов. Если голод слишком сильно мучил прп. Никодима, он приходил к соседям и трапезничал с ними, но обычно тотчас увлекался беседой и забывал о еде. Его видели занятым только двумя делами: молитвой и учеными трудами. В любой час дня и ночи его можно было найти либо согбенным над книгой или письменными принадлежностями, либо с головой, склоненной на грудь, низводящим ум в глубину сердца, чтобы оттуда с усердием призывать святое имя Иисусово. Он весь становился молитвой, и именно благодаря этому сокровенному единению со Христом Божественная благодать вложила в его сердце все сокровище Церкви. Когда прп. Никодим писал, он полностью погружался в работу. Однажды к нему зашел некий монах и, застав его за работой, вложил ему в рот кусочек свежего хлеба. Вечером он снова зашел и увидел прп. Никодима в той же позе, с куском хлеба во рту, как будто он ничего не заметил. В это время прп. Никодим написал обширный комментарий к Посланиям апостола Павла, основываясь на толковании блж. Феофилакта Болгарского , дополнив его также комментарием к соборным посланиям. Он написал и толкование к девяти библейским песням, озаглавленное им «Сад благодатный», и перевел «Толкование на Псалтирь» Евфимия Зигавина. Как и во всех прочих своих трудах, в этих сочинениях прп. Никодим отнюдь не ограничивался простым переводом. Беря в качестве основы и направляющей один из принятых Церковью комментариев, он дополнял его своими обширными примечаниями, насыщал свидетельствами других отцов Церкви о множестве разных вопросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

в «Хронографии» Илии бар Шинайи (сост. в 1018/19) в связи с избранием на кафедру свт. Исаака Нисибинского. Событие датировано 309 г., а в качестве источника указано несохранившееся сочинение о Нисибинской митрополии (т. н. Narrationes (или Historiae) Metropolitarum Nisibis), предположительно древнее, т. к. автор пользовался им лишь для событий до 60-х гг. IV в. включительно. Фундаментальный текстологический анализ Жития Е. (с обзором предыстории вопроса) был осуществлен А. П. Дьяконовым . Одним из основных инструментов для воссоздания истории текста явилось сопоставление списков учеников Е. Не считая сестер святого, их количество в различных редакциях составляет 9, 12, 28/29 и, наконец, 72 чел. Многие из них жили после Е.; наиболее поздний (монофизитский) список включает имена Иоанна бар Калдуна (кон. X-XI в.) и Дады (известен яковитам с XV в.). Древнейшей из сохранившихся Дьяконов считал редакцию Ишоднаха, а факт ее заимствования из «Рая восточных» он подтвердил указанием «Сирийского лексикона» Абу-ль-Хасана ибн Бахлуля (X в.). Однако и эта редакция, по мнению Дьяконова, отстояла от первоначальной не менее чем на 100 лет. Кроме того, Авдишо бар Бриха ( 1318) в «Каталоге писателей» приписывает Феодору Мервскому (VI в.) составление «в стихах истории Мар-Евгена» ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 147), к-рую Дьяконов предложил отождествить с опубликованной и переведенной им метрической гомилией (мемрой) из рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14653, где она помещена вслед за одной из редакций прозаического Жития Е. Т. о., 1-я редакция Жития Е. была составлена не позднее нач. VI в. Раннюю датировку сказания о Е. также подтверждает наличие сокращенной версии Жития в комментарии Дадишо Катрая (2-я пол. VII в.) на сборник мон. Ананишо «Рай отцов» ( Sims-Williams. 1994). Почитание Е. широко распространено как среди яковитов, так и среди несториан. Помимо гомилии Феодора Мервского Е. посвящен анонимный гимн из рукописи Vat. Syr. 90 ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 147. Not. 4), вероятно составленный в XIII в.

http://pravenc.ru/text/186927.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010