Очевидно, М. получил название в подражание грузинскому названию Четвероевангелия - Четвероглав (). Все рукописи М. являются ценными источниками сведений для изучения древнегруз. языка и лит-ры. Было высказано много точек зрения о происхождении и составе М. По предположению П. Петерса, опиравшегося на сведения византийского писателя 2-й пол. XI - нач. XII в. мон. Иоанна Ксифилина (Младшего) , термин «многоглав» мог иметь греч. происхождение и звучал бы как πολυκεφαλαον, однако такое слово в визант. гомилетике и литургике не сохранилось. Н. Я. Марру термин «многоглав» был не вполне ясен, в большинстве своих изданий он ставил вместо него многоточие ( Марр. 1901. С. 5). Однако в издании Грузинского Синаксаря он назвал этот сборник Πολυκεφαλαον. По мнению В. В. Латышева , термин «многоглав» возник на груз. почве и греч. модели не существовало. Исследователь уточняет, что это было «собрание древних текстов, т. е., иначе говоря, какая-нибудь дометафрастовская сборная Минея, которою он (Ксифилин.- Авт.) и пользовался» ( Латышев. 1915. С. 118-119). К. С. Кекелидзе указывал, что «Многоглавом называется сборник Житий и Мученичеств святых. Подобное название сборник получил потому, что в нем представлены Жития и Восхваления не одного, а многих святых» ( Кекелидзе. 1918. С. XI). Ученый основывался на завещаниях прп. Ефрема Мцире , а также на сведениях Ксифилина о том, что он метафрастически переделал кименные (оригинальные) версии Мученичеств и Житий святых. Эти ранние редакции Ксифилин называл М. ( Он же. 1957. Т. 5. С. 340-341, 343; Он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 502-503). По мнению ученого, отождествившего понятия «кименная редакция» (кимени) и «многоглав», термин мог сформироваться в X в. ( Он же. 1918. С. XII). Кекелидзе также отмечал, что указания к чтению М. встречаются в Великом Синаксаре, составленном в XI в. прп. Георгием Святогорцем . М. читали на утрене после 2-й кафизмы в праздник Вознесения Господня, в день празднования св. отцов Никейского Собора (7-е воскресенье по Пятидесятнице) и в Неделю всех святых (8-е воскресенье по Пятидесятнице) ( Он же. 1908. С. 301, 304). Содержание

http://pravenc.ru/text/2563866.html

Редакция А сохранилась значительно лучше. От нее также остался один иллюстрированный том (февр.-март), вероятно созданный для Михаила IV (ГИМ. Греч. 376 (Син. греч. 183)). Остальные тома сохранились в более поздних рукописях: том на июнь-авг. в 3 полных (Hieros. Patr. 17, XII в.; Ath. Dionys. 83, 1142 г.; Athen. Ethn. Bibl. gr. 1046, XIV в.; Hieros. S. Crucis. 16, XVI в.) и в 4 неполных списках (Ath. Lawra. 1966, 1667/68 г.; Ambros. gr. 834 (В 1 inf.), 1239/40 г.; Ath. Xeropot. 242, 1635 г.; Ath. Dionys. 166, 1616 г.), остатки тома на апр.-май (Patm. 736, XIV в.) и отдельные тексты на др. месяцы: 3 на нояб. (Vat. gr. 793, XIII в.) и, вероятно, 3 на сент., 6 на окт. и 5 на дек. (см.: Ehrhard. 1952. S. 398-399). И. м. входит в ряд к-польских агиографических проектов X-XI вв.: от Симеона Метафраста до Иоанна Ксифилина младшего . Его появление связано, видимо, как с личным благочестием заказчика (см.: Михаил Пселл. Хронография/Пер., ст. и примеч.: Я. Н. Любарский. М., 1978. С. 44-46), так и с отсутствием полного минология на весь год с единообразными текстами (Минологий Симеона Метафраста не был доведен до конца, а т. н. Минологий Василия II является синаксарем). Тексты И. м. по объему соответствуют визант. понятию Βος ν συντμ (житие вкратце) и примерно в 4 раза короче поздних житий по Симеону Метафрасту, но значительно длиннее житий, собранных в синаксарях. В качестве источников анонимный автор (или авторы) И. м. использовали прежде всего Жития, составленные Симеоном Метафрастом, а в др. случаях - древние жития. Автор практически не вносил смысловых изменений в источник, добавляя лишь риторические пассажи. Так, напр., Житие ап. Андрея Первозванного в И. м. основано на Житии, написанном Симеоном Метафрастом, причем ок. 10% заимствованного материала подверглось перестановке, ок. 20% - грамматической и лексической правке, и лишь 8% текста не зависит от источника. И. м. мало исследован как лит. памятник. Как агиографический источник он ценен только в тех частях, где опирается на несохранившиеся древние тексты. Текст И. м. издали Латышев на февр.-март и июнь-авг. (Menologii anonymi. 1911-1912), Алькен на янв. ( Halkin. 1939, 1985); публиковались отдельные тексты (напр., Житие ап. Андрея - Греч. предания о св. ап. Андрее/Подгот. изд.: А. Ю. Виноградов. СПб., 2005. [Т. 1]: Жития). В наст. время неизданные тексты И. м. готовит к печати Д " Аюто.

http://pravenc.ru/text/389515.html

Недостаточно обоснованным представляется мнение исследователя П. П. Иоанну, согласно к-рому И. А. и имп. Алексей старались защитить Евстратия от интриг, имевших сугубо политические причины. В действительности разбирательство, кажется, было вызвано именно религ. основаниями, а поведение И. А. исчерпывающе объясняется стремлением проявить милосердие к осужденному. Нет оснований и полагать вместе с В. Грюмелем и Ж. Даррузесом, что Евстратий был лишен сана летом 1117 г., т. е. спустя более месяца после осуждения его сочинений Собором (RegPatr, N 1003b). По мнению Грюмеля и Даррузеса, И. А. принадлежит запрет духовенству (в т. ч. и монахам) выступать защитниками в гражданском суде, ввиду того что такая деятельность является оплачиваемой (16 февр. 1115; RegPatr, N 999). 8 дек. 1116 г. Архиерейский Собор в К-поле постановил вернуть под власть митрополитов опустевшие и перешедшие в распоряжение светских лиц монастыри, как и любую приносящую доход церковную недвижимость, сданную внаем мирянам-посредникам (RegPatr, N 1000). В авг. 1133 г., подтверждая хрисовул имп. Алексея, И. А. признал независимость мон-ря св. Иоанна Богослова на Патмосе как от местного архиерея, так и от патриарха. За патриархом сохранялось лишь право на поминание его имени за богослужением, а также на третейский суд в случае разногласий между игуменом и братией. В греч. рукописной традиции известен сборник гомилий, приписываемый И. А., т. н. «К-польский патриарший гомилиарий». В различных рукописях авторами гомилиария указываются И. А., а также К-польские патриархи XIII-XIV вв. Герман II, Иоанн XIII Глика, Иоанн XIV Калека, Филофей. Эти патриархи, видимо, были лишь заказчиками позднейших изданий гомилиария. Сборник известен в 2 редакциях, 2-я (пространная) приписывается некоему дидаскалу Марку Критскому и содержит ряд дополнений на греч. народном языке. 1-я (краткая) редакция в большинстве рукописей приписана И. А., однако остается неясной степень действительного участия И. А. в создании сборника. По оценке Х. Г. Бека, большинство проповедей являются сочинениями Иоанна Ксифилина Младшего и были объединены И. А. в общее собрание с неск. произведениями др. авторов. Большая часть содержания гомилиария остается неизданной.

http://pravenc.ru/text/469594.html

К. заложил основу научного изучения древнегрузинской переводной и оригинальной агиографии. Он понимал острую необходимость ввести в научный оборот древнегруз. агиографические тексты, подавляющее большинство к-рых не было известно мировой науке. Ученый отмечал, что исследование древнегруз. письменности, особенно агиографической лит-ры, находилось в то время «в отсталом виде» и требовало систематического подхода. Несколько сочинений К. посвятил проблеме наследия прп. Симеона Метафраста и его продолжателей. Исследование древнегруз. переводов визант. источников, не сохранившихся на греч. и др. языках, позволило К. восполнить мн. лакуны, связанные с деятельностью и творчеством Метафраста. В 1912 г. К. посетил монастырь Гелати и изучил хранившиеся там древнегруз. рукописи. Он обнаружил агиографический сборник, переписанный в 60-х гг. XVI в. при Западногрузинском католикосе-патриархе Евдемоне I (Чхетидзе) и включающий переводы на древнегруз. язык житий святых, к-рые принадлежали перу прп. Симеона Метафраста и его продолжателя мон. Иоанна Ксифилина (Младшего) . Находка стала важным открытием в византинистике. Также ученый обнаружил 2 историко-библиографических колофона-завещания: «Краткое воспоминание о Симеоне Логофете и сказание о виновниках перевода настоящих чтений» прп. Ефрема Мцире (Кут. 5. Л. 576 об.- 579, XIII в.; Кут. 8. Л. 896 об.- 907 об.; изд. и пер.: Симеон Метафраст по грузинским источникам. 1910. Т. 1. 2. С. 187-191) и «О мудром философе Ксифилине - распространителе учений на семь месяцев» (Кут. 1. Л. 578-581 об., XII в.; изд. и пер.: Иоанн Ксифилин. 1912. С. 340-347). К. установил, что в древнегруз. источниках сохранилось имя продолжателя Симеона Метафраста - визант. писателя и философа мон. Иоанна Ксифилина, к-рый составил свою редакцию житий святых с февр. по авг. Труд Ксифилина дошел в древнегруз. переводе практически полностью: сохранились жития за апр. (Кут. 7, XIII в.), февр., март и июнь-авг. (рукописи XVI в.). К. исследовал, какие из житий святых, имеющихся в груз.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Основными источниками И. З. стали книги ВЗ, «Иудейская война» Иосифа Флавия и эпитома его же «Иудейских древностей», «Всемирная хроника» Евсевия Кесарийского. Для отдельных эпизодов И. З. использовал также сочинения Геродота , Флавия Арриана, Ксенофонта («Киропедия» включена в состав хроники в виде сокращенного пересказа), Полибия, Аппиана, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха (особенно в описаниях судеб Помпея и Цезаря). Раннюю историю Римского гос-ва И. З. воспроизводит на основе «Римской истории» Диона Кассия Кокцеяна (нач. III в.), активно используя книги 1-21 этого сочинения. Работа И. З. с Дионом Кассием особенно важна для совр. исследователей, поскольку от этого объемного и важного для истории древнегреч. литературы сочинения сохранилось лишь несколько книг, посвященных гражданским войнам и правлению Августа Октавиана и его первых преемников в Риме. Большая часть текста Диона Кассия известна только по пересказам И. З. (ранний период от Энея до Цезаря) и визант. автора XI в. Иоанна Ксифилина Младшего (преимущественно история имп. периода). Создавая эпитому Диона Кассия в своей хронике, И. З. воспроизводит около четверти первоначального объема текста древнерим. историка, что позволяет реконструировать содержание утраченных разделов его труда, посвященных истокам Римского гос-ва, эпохам царей и ранней республики, борьбе с Карфагеном, завоеваниям в Средиземноморье и гражданским войнам. История имп. Рима излагается И. З. уже не по эпитоме Диона Кассия, а по эпитоме Ксифилина, а также по утраченной истории Петра Патрикия. Для истории раннего христианства хронист использует «Церковную историю» Евсевия Кесарийского, а также ее эпитому. В 13-й кн. И. З. переходит к описанию христ. эпохи. Основой для повествования с IV в. для И. З. безусловно стали визант. хроники Георгия Амартола и прп. Феофана Исповедника . Кроме них среди источников по разделам визант. истории (преимущественно IV-VI вв.) были многие произведения визант. исторической лит-ры: сочинения Феодорита Кирского, Прокопия Кесарийского, хроники патриарха К-польского Никифора, Продолжателя Феофана и Продолжателя Георгия Монаха, Георгия Кедрина .

http://pravenc.ru/text/471214.html

В К-поле существовало не менее 36 храмов и мон-рей во имя Иоанна Предтечи, самые известные из которых - мон-ри Студийский, Липса, Петра, церкви в Евдоме и Сфоракии. Агиографические сочинения, посвященные И. П. В честь И. П. было составлено значительное число агиографических сочинений (более 30: BHG, N 831-867m). Среди них большое количество апокрифических Житий (Passio; BHG, N 831-835; 837c - 838d); авторство многих не установлено, однако существуют Жития, приписываемые ап. Иоанну Марку (BHG, N 834) и Евриппу, ученику И. П. (BHG, N 833e). Автором ряда сочинений, посвященных И. П., считается прп. Симеон Метафраст (X в.; BHG, N 835-837e). Самые ранние рукописи, содержащие Житие святого, датируются IX-X вв. Кроме того, к агиографическому циклу в честь И. П. относятся Сказания и Речи об обретении и перенесении мощей: об обретениях главы, приписываемые преподобным Симеону Метафрасту (BHG, N 840), Феодору Студиту (BHG, N 841, 842) и др. (BHG, N 839, 842a, 842d, 848k, 858z, 861u); об обретении десницы авторства Феодора Дафнопата (BHG, N 849). Сохранилось также много Речей в честь праздников, посвященных И. П., похвальных слов и гомилий. Из них более 20 приписывается свт. Иоанну Златоусту (BHG, N 842v, 843k, 843n, 843t, 843v, 847c, 847i - 848d и др.). Среди др. известных авторов этих сочинений можно назвать Василия , архиеп. Селевкии Исаврийской (V в.; BHG, N 862), свт. Андрея , архиеп. Критского (VII-VIII вв., BHG, N 861, 862m), Иоанна Ксифилина (Младшего) (XI в.; BHG, N 843x), К-польских патриархов Германа II (1223-1240; BHG, N 843y) и Иоанна XIII Глику (1315-1319; BHG, N 847e), Фому Магистра (XIII-XIV вв.; BHG, N 843c), свт. Григория Паламу (ок. 1296-1357; BHG, N 846), имп. Мануила II Палеолога (1391-1425; BHG, N 865v) и др. Кроме того, существуют агиографические сочинения, посвященные И. П., с необычной тематикой, напр. гомилия о сошествии И. П. во ад, приписываемая Евсевию , еп. Александрийскому, или Евсевию , еп. Эмесскому. Помимо агиографических сочинений, непосредственно посвященных И. П., святой и его чудеса часто упоминаются в др. произведениях этого жанра, напр. в «Луге духовном» Иоанна Мосха (PG. 87. Col. 2852-2853). Чудеса совершались как в поствизант. период (напр., спасение мон-ря прп. Дионисия на Афоне от разграбления пиратами или чудо на о-ве Хиос (1740), когда в праздник Собора Иоанна Предтечи обрушившейся крышей были задавлены турки, к-рые хотели превратить в мечеть церковь, посвященную святому), так и в наст. время - одному из соборных старцев Иверского мон-ря, запретившему Паисию Святогорцу построить каливу в овраге близ скита св. Иоанна Предтечи, ночью явился И. П. и избил его, о чем старец поведал братии ( Исаак, иером. Житие Старца Паисия Святогорца. М., 2006. С. 182-183). Праздники в честь И. П.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Второй акт избирательного процесса – выбор ( εκλογ) царем одного из трех намеченных собором кандидатов патриаршества. – Описание этого акта в Придворном Уставе Константина Порфирогенита и смысл его. – Георгий Кодин и Симеон Солунский – об участии царя в выборе патриарха. – Исторические факты содействия царей соборам в избрании патриархов – Евфимия, Полиевкта, Василия Скамандрина, Антония III Студита, Михаила Кируллария, Константина Лихуда, Иоанна Ксифилина, Косьмы, Арсения, Германа III, Иоанна Векка, Григория Кипрского , Афанасия, Иоанна Созопольского, Исидора, Филофея и др. – Злоупотребления при избрании патриархов со стороны императоров – Романа Лакапина, Василия II Болгаробойцы, Исаака II Ангела, Uoahha III Ватаца, Андроника Старшего, Андроника Младшего и Иоанна Кантакузина . – Общее суждение об участии византийских царей в выборе патриархов. После этого наступал второй акт сложного избирательного процесса, состоявший в выборе ( εκλογ) царем одного из трех кандидатов патриаршества, указанных в представленном ему соборном протоколе. Форма участия василевса в этом акте неодинаково описывается в различных византийских источниках, причем памятники исторические то совпадают с источниками правового содержания и значения, то представляют уклонение от них в тех или других подробностях чина. «Василеве, – рассказывает Константин Багрянородный, – или соглашается с избранием собора и останавливается своим выбором на кандидате, которого ему самому угодно избрать, или же не соглашается, когда в числе кандидатов нет угодного ему лица, и говорит прибывшим к нему от собора депутатам: „Я желаю, чтобы был такой-то – εγ τον δενα θλω γενσθαι». Когда митрополиты соглашались на это и уступали царскому повелению и суду по правде ( κρσει κατ το δκαιον), если, конечно, (предложенный царем кандидат) был достоин ( ει ρα ξιος εη) патриаршества, то был метастасимон ( γνεται μεταστσιμον), т. е. придворным чинам объявлялось о месте и времени собрания во дворе для присутствования в обряде царского поставления ( πρβλησις) нового патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Его же к Проту Св. горы Илариону о том, чтобы без его ведома Святогорцы не ходили в Константинополь. Его же ко всем Святогорцам о духовном значении Св. горы. Его же разрешение Проту Гавриилу призывать на Афон ближних Епископов для рукоположения Иеромонахов и Иеродиаконов. Питтакион Царя (Имрек) к судии Солунскому Ксифилину об имениях м. Дохиарского. Февр. Инд. 12. Дохиар. Того же Царя к тому же судии о подобном предмете. Март. 25 дн. Инд. 12. Дохиар. Статья 4. Хрисовулы, сигиллионы и приказы Царей, Деспотов и Севастократоров Греческих 1) Сигиллион Царя Василия Македонянина о том, чтобы никто из мирян ничем не беспокоил отшельников Афонских. (Есть выметка). Протат. 6393. Сигиллион Царя Льва Мудрого об освобождении Святогорских отшельников от притязаний Афонского великого монастыря Иоанна Колову. Протат. 6419. Христовул Романа и Константина, подтверждающий вышеупомянутые сигиллионы. Протат. 6453. Август Инд. 7. Христовул Константина Порфирородного, данный м. Предтеченскому в Солуне. Его же об имениях м. Иверского. Христовул Романа, данный Афонскому монастырю Иоанна Колову, – о 40 поселянах. Примечание. В этом христовуле упоминается уже о поселении склавов Болгар в Афонской деревне Ериссо. Лавра. Лавра. Инд. 9. Хрисов. Василия Порфирородного о присоединении к м. Иверскому обителей: Леонтия в Солуне, Иоанна Колову в Ериссе и Климента на Афоне. Хрисов. Михаила Пафлагона, данный о разных имениях сего монастыря. 6453. Хрисов. Константина Мономаха, подтверждающий второй устав Св. горы. В начале несколько строк изгладилось. Протат. Хрисов. Константина Мономаха о назначении царского сановника попечителем Лавры. Лавра. Инд. 5. Хрисов. Константина Мономаха, данный и Лавре, о том, чтобы называть Афонскую гору Святой. (Я не видал сего акта). Лавра. Хрисов. Михаила Младшего о денежном пособии Лавре. 6565, Генвар. Инд. 10. Лавра. Хрисов. Царя Константина Дуки об освобождении Лавры от многих повинностей поземельных и гражданских. 6568, Июля. Лавра. Сигиллион Романа Диогена, данный м.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Идем, и вдруг слышу: — Ой! Папа, смотри, Петрович, мой учитель математики! На фотографии, что на памятнике, знакомое лицо. Точно, я его помню. — Еще не старый. Ты говорила, он сильно выпивал. Может, потому так рано и умер? — Да, Петрович пил знатно. Только знаешь, при всем при том он был настоящим учителем. Неравнодушным. Когда в старших классах вы перевели меня в другую школу, я сильно отставала по математике. Так представь, Петрович две недели сам, по собственной инициативе, безо всякой оплаты занимался со мной своим предметом. Благодаря ему ни в школе, ни в академии у меня никогда не было проблем с математикой. Мыслимое ли это дело, чтобы сегодня вот так, бесплатно! Царство тебе Небесное, Петрович, мой учитель. Спасибо тебе за все. Я тоже перекрестился. Надо будет запомнить его могилку. Нет, все-таки должно что-то оставаться от каждого из нас, хотя бы такой вот скромный холмик с надписью: «Раб Божий Николай» или «Раб Божий Петрович». Чтобы те, кто еще помнит, могли о тебе помолиться. С благодарностью. А Финский залив — это все наша гордыня и юношеский максимализм. Среда. Бездельники Вечером идем с матушкой на великое повечерие читать канон преподобного Андрея Критского . В этом году решили службу вечером на первой седмице поста начинать на полчаса позже обычного. Вот уж действительно «по просьбам трудящихся». Это для того, чтобы те, кто работает, успевали в храм на молитву. Идем, а скользко. Март. То он теплый и все начинает таять, то холодом дорогу прижмет и снова хоть коньки надевай. От поселка, где большей частью живут наши прихожане, до храма самое малое километр-полтора. Народ и скользит до деревни, пробираясь по самой обочине. И все равно идут. Подходим. В самой деревне через дорогу напротив храма стоит и курит наш сосед Александр Иванович . Мы с ним почти ровесники. Только один из нас на несколько лет старше, а другой, выходит, младше. Только кто старше, а кто младше, я уже не помню. Он часто так: откроет свою калитку, выйдет на улицу и курит. Кто из знакомых мимо идет — поздоровается или тоже остановится рядом с ним и закурит. Вот уже и общение получается, а то огородился народ заборами — и надо бы, а не достучишься.

http://azbyka.ru/fiction/dnevnik-velikog...

А меня бросало то в жар, то в холод. Свету я знала уже несколько лет. Впервые встретившись с ней и разговорившись, узнала, что мы учились в одной школе, правда, в разное время. Света младше меня на десять лет. Но дети наши почти ровесники, потому у нас много общих тем и проблем. Только муж Светы оказался трудным человеком, он – игроман, проиграл квартиру, купленную им родителями. Света ушла от него и теперь снимает жилье. Понятное дело, алиментов от него не дождешься. Правда, папа и мама ей помогают, а то вообще неизвестно, как бы она с детьми жила. Расставшись со Светой, я не могла успокоиться. Почему она, совсем нецерковный человек, купила эти злосчастные бусы, а я – нет? Как могла я вот так просто пройти мимо? Не снимаю ведь квартиру и не одна ращу своих детей! Приехав в следующую точку маршрута, я с горечью рассказала моей близкой верующей приятельнице эту историю. – Света, она же на трех работах, одна – и вот так отдала эту тысячу, а я… – сокрушалась я. – Да ладно, не бери в голову, – ответила моя приятельница. – Ты не знаешь, какую жизнь прожила эта старуха, что в старости оказалась в таком положении. Наверняка она неверующая, одинокая, потому что сама никогда никому ничего хорошего не сделала. «И все равно она просила, и Сам Бог дал мне ее увидеть и пожалеть, – думала тем временем я. – Ну почему я не исполнила заповедь “просящему у тебя дай”, называя себя христианкой?.. А Света…» Много есть у нас предубеждений против тех, кто просит милостыню: и мафия это, и цыгане, и «понаехали тут». Иногда доходит до абсурда: одна родственница убеждала меня, что люди на инвалидных колясках без ног и без рук каким-то особенным образом прячут (подворачивают, – сказала она) свои конечности, чтобы просить милостыню. А я вспоминаю, как в далекие восьмидесятые видела отца Иоанна (Крестьянкина) , который, приехав в Москву, шел на Введенское Немецкое кладбище. Из специально приготовленного мешочка батюшка раздавал монетки и не пропустил ни одной протянутой к нему руки. И еще об одном думала я после этого случая. Ведь, надо признаться, я относилась к Свете с симпатией, но снисходительно: она младше, неопытнее, да еще и нецерковная. А теперь как остро я поняла, какой она прекрасный неравнодушный добрый человек! А я?!

http://pravoslavie.ru/111659.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010