Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Прповедь Иоанна Капистранского. фрагмент алтарной картины. XV в. Неизвестный художник (Национальный музей в Абруццо, Аквила) Предположительно в июне 1424 г. во Флоренции И. К. встретился с главой обсервантов Бернардином Сиенским , вместе с к-рым проповедовал в Перудже и Ассизи (1425), в Витербо и Риети (1426). Когда Бернардин Сиенский был призван в Рим, чтобы опровергнуть обвинение в идолопоклонстве (он призывал народ почитать Святейшее Имя Иисусово, используя в проповедях таблички с монограммой Христа (IHS)), И. К. приехал туда, чтобы поддержать наставника (Бернардина Сиенского оправдали). После кончины Бернардина Сиенского (1444) И. К. взял на себя подготовку документов, необходимых для начала канонизационного процесса (канонизирован 24 мая 1450). Проповедь мира и аскетического образа жизни принесла И. К. широкую известность (после его выступлений народ сжигал предметы роскоши). Согласно Житиям, кон. 20-х гг. XV в. датируются первые приписываемые ему чудеса (в основном исцеления бесноватых). Популярность проповедника обеспечила ему доверие Римских пап и светских государей, к-рые обращались к И. К. за улаживанием различных проблем, в т. ч. в области церковной политики. По просьбе Марии Кантельмо, гр. Пополи, он вел переговоры с общиной г. Сульмона о возвращении изгнанных членов влиятельной семьи Меролини (нояб. 1426); он выступил посредником в споре между городами Ортона и Ланчано, стремившимися захватить контроль над портом Сан-Вито. После заключения мирного соглашения (февр. 1427) И. К. основал в Ланчано мон-рь Ангела Мира (Сант-Анджело делла Паче), а в г. Ортона - обитель Богоматери Мира (Санта-Мария делла Паче). В 1426 г. папа Римский Мартин V назначил И. К. инквизитором для борьбы с «малыми братьями» во всей Италии (инквизиторские полномочия были подтверждены папой в июне 1427). В июне 1429 г. И. К. принял участие в переговорах между обсервантами и конвентуалами, начатых по инициативе папы с целью восстановить единство францисканского ордена и не приведших к желаемому результату.

http://pravenc.ru/text/471280.html

Я. Яну Грушчинскому. В 1467 г. папская курия вопреки воле К. Я. назначила епископом Варминским сторонника ордена крестоносцев Миколая Тунгена. Это привело к «войне попов» (1468-1479), завершившейся компромиссом. Др. поводом для ухудшения отношений между К. Я. и Папским престолом стала реакция папы Римского Каллиста III (1455-1458) на восстание прусских сословий против Тевтонского ордена и их переход под власть польск. короля: в 1455 г. папа осудил мятеж и отлучил бунтовщиков от Церкви. В ходе Тринадцатилетней войны Папский престол принял сторону Тевтонского ордена, изменив свою позицию лишь к концу военных действий, вероятно, в расчете на то, что по окончании войны К. Я. выступит против конфликтовавшего с Римским папой и поддерживавшего гуситов чеш. кор. Йиржи Подебрада. Однако К. Я. предпочел сблизиться с чеш. королем и заключить с ним союзный договор. В результате после смерти Йиржи Подебрада в марте 1471 г. его преемником чеш. гуситы избрали старшего сына К. Я. Владислава (1471-1516). Это привело к длительной войне К. Я. и Владислава II с венг. кор. Матьяшем Хуньяди (Матвеем Корвином), претендовавшим на чеш. трон при поддержке чеш. католиков. В 1479 г. между претендентами на королевский престол был заключен Оломоуцкий мир, по к-рому Владислав II сохранил за собой Чехию, в то время как проч. земли Чешского королевства (Лужица (Лаузиц), Моравия, Силезия) оказались под властью Матьяша Хуньяди. В 70-х гг. XV в. советник короля Ян Остророг предложил прекратить отсылать деньги в Рим, ограничить возможности для судебной апелляции к папе Римскому и запретить епископам приносить присягу папе (проект реформ «Monumentum pro Reipublicae ordinatione»). Семья Ягеллонов. Портрет. Ок. 1554 г. Мастерская Лукаса Кранаха мл. (Национальный музей, Краков) Семья Ягеллонов. Портрет. Ок. 1554 г. Мастерская Лукаса Кранаха мл. (Национальный музей, Краков) Эти разногласия мало влияли на церковную политику К. Я. на восточнослав. землях Польского королевства и Великого княжества Литовского. Даже в период разногласий с Римом К. Я. проводил политику укрепления позиций католич. Церкви. К. Я. был заинтересован в деятельности католич. миссионеров на этих землях. В 1451 г. он пригласил в свои «русские» владения францисканца католич. св. Иоанна Капистранского , проповедовавшего гуситам, а позднее покровительствовал бернардинцам. К. Я. вначале отказал в поддержке бывш. Киевскому митр. Исидору как легату не признанного Базельским Собором папы Евгения IV. Однако после нормализации отношений с Папским престолом король предпринял шаги по осуществлению решений Ферраро-Флорентийского Собора . На территории входившей в состав Польского королевства Галицкой земли была восстановлена к 1450 г. некогда существовавшая здесь Галицкая митрополия (см. ст. Галицкая епархия ), во главе к-рой был поставлен сторонник церковной унии, бежавший из Молдавии митр. Иоаким.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

После избрания на Папский престол кард. Томмазо Парентучелли (папа Римский Николай V (1447-1455)) О., будучи сторонником антипапы Феликса V, сначала отказался признавать Николая V законным понтификом, однако впосл. ему пришлось искать примирения с ним. Через посла Яна Пневского О. отправил письмо папе Николаю V (6 июля 1447), в котором заявил о присяге на верность и просил подтверждения кардинальского достоинства. В 1448 г. для переговоров о подтверждении достоинства кардинала О. отправил к папе Длугоша. Подтверждение о возведении в достоинство кардинала Краковский епископ получил лишь в 1449 г.: 29 июля папа послал ему кардинальскую биретту, О. получил ее 1 окт. Такое промедление со стороны папы могло быть вызвано как нежеланием Николая V возводить в кардинальское достоинство сторонника Соборного движения, так и противодействием польск. кор. Казимира IV (свидетельства этого сохр. в письмах от 1447 и 1449), стремившегося принизить авторитет О. ( Koczerska. 1978. S. 781; Eadem. Zbigniew Olenicki. 2004. S. 259-260). Примирение с папой Римским способствовало переходу О. на более умеренные позиции в отношении Флорентийской унии. В письме папе Николаю V (точная датировка неизв., написано, по-видимому, в нач. 50-х гг. XV в.) он заступился за митр. Иоакима, изгнанного из Молдавии противниками Флорентийской унии. Это обстоятельство позволяет исследователям (Б. Бучиньский, Б. Н. Флоря) говорить об участии О. в восстановлении (временном) до 1451 г. Галицкой митрополии, во главе к-рой был поставлен митр. Иоаким ( Флоря. 2007. С. 410-411; Codex epistolaris saeculi XV. 1891. Dodatek. N 11, 12. P. 479-480). Также О. взял под защиту Виленского еп. Матвея, ревностного сторонника Базельского Собора, против к-рого судебный процесс вел митр. Исидор с момента избрания Николая V на Папский престол. В 1451 г. О. обращался к папе с просьбой прислать в Польшу католич. проповедника Иоанна Капистранского для активизации деятельности по обращению «русинов». Проблема чеш. предреформационного течения - гусизма, остро проявившаяся во время польско-орденского конфликта, была одной из важнейших в 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

Франциска Ассизского и установленному им правилу полной бедности. Изначально члены этих общин занимались только молитвой и проповеднической деятельностью; позднее под рук. католич. святых Бернардина Сиенского и Иоанна Капистранского францисканцы-обсерванты возобновили богословские штудии и подготовку проповедников. К 1440 г. в Европе насчитывалось ок. 600 конвентов францисканцев-обсервантов (мужских и женских), не только в Италии, но и во Франции, в Испании и Германии; фактически оформилась отдельная ветвь ордена францисканцев. В 1517 г. папа Лев X объединил общины францисканцев-обсервантов под властью викария и признал их отдельным орденом. Те из обсервантов, кто ратовали за радикальное применение францисканского правила бедности, в 1528 г. составили ядро ордена капуцинов . Среди доминиканцев движение обсервантов началось в 1388 г.; к 1470 г. обсерванты возобладали в ордене. В ордене августинских регулярных каноников установление строгого соблюдения устава, относится к кон. XIV в.; реформа заняла неск. десятилетий, и к кон. XV в. орден насчитывал 11 реформированных конгрегаций: 7 в Италии, 2 в Испании и по 1 в Германии и Ирландии; реформированные общины фактически доминировали в ордене. Попытки реформ предпринимались и в др. орденах - у камальдулов , валломброзиан, цистерцианцев. . Со 2-й пол. XIV в. реформированные конгрегации появились и в ордене бенедиктинцев: конгрегации, сложившиеся вокруг аббатств Субиако в Центр. Италии (1362), Кастль в Баварии (ок. 1380), Санта-Джустина в Падуе (1408), Мельк в Н. Австрии (1415), Санкт-Маттиас в Трире (1421), Бурсфельдская конгрегация (1435). Последняя была самой влиятельной, объединив мон-ри Баварии, Австрии, Швабии, Вестфалии, Рейнской обл., Тюрингии, Дании и Нидерландов. Монахи-обсерванты из нищенствующих орденов (особенно францисканцы) вели активную проповедническую деятельность. В XV в. благодаря их усилиям проповедь стала обычным явлением не только в городах, но и в сельской местности, куда отправлялись т. н. проповеднические миссии (чаще всего во время Великого поста); задача проповедников состояла в том, чтобы призвать грешников к покаянию, помочь пастве подготовиться к исповеди, а затем к причастию.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

Так как новотюбингенская школа все-таки не могла несчитаться с теми свидетельствами о подлинности Евангелия от Иоанна, какие восходят к самым первым десятилетиям II века по Р.Х., то она попыталась объяснить происхождение таких свидетельств чем-то вроде самогипноза тех древних церковных писателей, у которых находятся означенные свидетельства. Просто писатель, как, например, святой Ириней, прочитал надпись: «Евангелие от Иоанна» – и сейчас же у него утвердилось в памяти, что это действительно Евангелие, принадлежащее возлюбленному ученику Христову... Но большая часть критиков стала защищать то положение, что под «Иоанном», автором 4-го Евангелия, вся древняя Церковь разумела «пресвитера Иоанна», о существовании которого упоминает Евсевий Кесарийский. Так думают, например, Буссе, Гарнак. Иные (Юлихер) считают автором 4-го Евангелия какого-то ученика Иоанна Богослова. Но так как довольно трудно допустить, чтобы в конце I века в Малой Азии находилось два Иоанна – апостол и пресвитер, – пользовавшиеся одинаково огромным авторитетом, то некоторые критики стали отрицать пребывание апостола Иоанна в Малой Азии (Лютценбергер, Кейм, Шварц, Шмидель). Не находя возможным найти заместителя апостолу Иоанну, современная критика, однако, согласно утверждает, что 4-е Евангелие не могло произойти от апостола Иоанна. Посмотрим же, насколько основательны те возражения, какие для опровержения общецерковного убеждения в подлинности 4-го Евангелия высказывает современная критика. При разборе возражений критиков против подлинности Евангелия Иоанна нам по необходимости придется говорить и о достоверности сообщаемых в 4-м Евангелии сведений, потому что в подтверждение своего взгляда на происхождение 4-го Евангелия не от Иоанна критика указывает на недостоверность различных приводимых в Евангелии Иоанна фактов и на общую невероятность того представления, какое на основании этого Евангелия создается о лице и деятельности Спасителя 4 . Кейм, а за ним и многие другие критики, указывает на то, что согласно Евангелию Иоанна Христос «не родился, не крестился, не испытывал ни внутренней борьбы, ни душевных страданий. Он от начала знал все, сиял чистой божественной славой. Такой Христос не соответствует условиям человеческой природы». Но все это неверно: Христос, согласно Иоанну, стал плотью ( Ин.1:14 ) и имел Матерь ( Ин.2:1 ), а на принятие Им крещения есть ясное указание в речи Иоанна Крестителя ( Ин.1:29–34 ). О том, что Христос испытывал внутреннюю борьбу, ясно сказано в Ин.12:27 , а о Его душевных страданиях свидетельствуют пролитые Им при гробе Лазаря слезы ( Ин.11:33–35 ). Что же касается предуведения, которое Христос обнаруживает в Евангелии Иоанна, то оно вполне согласно с нашей верой во Христа, как в Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

старца Мисаила, Феодора Ярославца Вшивые Нагавицы, Сергия Белозерца, Софийского попа Нестора, Казанца Исаака Свечникова, Иеремия Белозерца, Первова Колмогорца, старца Дорофея Лысковца, Ивана Мамонтова, Григория Бизяева, Зиновия Вязмитина, Казанца Семена Козицына, Павла Ротозея, Андрея Мандрыги, Димитрия Минина, Филиппа Водовозова, Артемия Инатиева, Корнилия Чуйка, Архипа Мурзина, Михаила Стерлледя, Маккавея Пушка, попа от Соликамския. Все это говорит о разнообразии лиц, заказавших поминания из разных городов и сословий. Из множества родов их мы указали только немногие, не имея побуждений перечислить их все, хотя указания мест их жизни и сословий говорят о многом, а также и оригинальные фамилии. Но Помянник Царя Иоанна Васильевича представляет полный исторический интерес, а потому мы приведем его в полном его составе. В начале 303 листа он начинается так: „Помяни Господи души усопших раб своих побитых: Князя Петра Казарина да дву сынов его: да 10-ти человек, а имена их Ты веси Господи 195 , Ишука, Богдана, имяна их ты веси Господи. Федорова, имя его Ты веси Господи, Иоанна, Василия, Никиты, Марии, Алексия, да две внуки да сестра, имяна их Ты веси Господи, Феодора, князя Данила, князя Андрея 201 , Григория, Симеона, Афанасия, Молчана, имя его Ты веси Господи, князя Феодора, князя Иосифа, князя Григория, Рудака, имя его Ты веси Господи, Михаила, Иосифа, князя Александра, Василия, Петра, Иоанна, Иоанна, Василия, князя Феодора, Димитрия, Отеша, имя его веси Господи, князя Андрея, Карпа, Матфея, Феодора, Михаила, Андрея, Григория, Иоанна, Третьяка, имя его Ты веси Господи, Григория, Иоанна, Симеона, Феодора, Елеазара, Иоанна, Иоанна, Михаила, да трех сынов его, Милюту, Булата, имяна их Ты веси Господи, князя Андрея, князя Феодора, Михаила с племянником, Ворошила, Третьяка, Второва, имяна их Ты веси Господи, Афанасия, Григория, Тимофея, Симеона, Оглобля, имя его Ты веси Господи, Петра, Алексия, Еоуфимии, Иоанна, Георгия, Василия, Григория, Георгия, Михаила, Михайлова человека, имя его Ты веси Господи, Козмы Третьяка, имя его Ты веси Господи, Петра, Третьяка, Кожару, имяна их Ты веси Господи, Василия, Феодора, Неупокоя, Ждана, имяна их Ты веси Господи, Михаила, Анания, Иоанна, Третьяка, имя его Ты веси Господи, Даниила, Иоанна, княгини Евдокии 202 да 12 человек, имяна их Ты веси Господи, Марии, Анны, Улиании, Марфы, Акилины, Иоанна, Петра, Иоанна, Феодора, Корепу, имя его Ты веси Господи, Феодора, Максима, Былюка, имя его Ты веси Господи, Алексия, Афанасия, Четвертого, имя его Ты веси Господи, Мины, Симеона, Далмана, Рудака, Богдана, имяна их Ты веси Господи, Иосифа, Меньшика, Григория, Иоанна, Курапа, Мисюря, имяна их Ты веси Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

С другой стороны, нет оснований отдавать предпочтение Евсевию пред Иринеем: последний также читал произведение Папия и имел личные воспоминания и известия о круге пресвитеров в Асии, к которым он причисляет и Папия, и однако решительно утверждает противоположное Евсевию. В своем опровержении свидетельства Иринея об отношении Папия к Апостолу Иоанну Евсевий не нашел поддержки у современных ему и последующих писателей. Даже многие из тех авторов, которые в зависимости от Евсевия признали открытого им пресвитера Иоанна, отличного от Апостола Иоанна, и которые несомненно знакомы были с сочинением Папия, твердо стоят на том, что Папий был учеником Апостола Иоанна. Так, упомянутый уже Иероним, с полным доверием принявший доводы Евсевия относительно пресвитера Иоанна, вопреки ему утверждает, что Папий был слушателем Апостола Иоанна. Аполлинарий Лаодикийский († ок. 390 г.), цитируя четвертую книгу произведения Папия, называет его ωννου μαθητς, бесспорно разумея Апостола Иоанна. В истории Филиппа Сидского (V в.) Папий называется слушателем Иоанна Богослова и другом Поликарпа, хотя далее, согласно с Евсевием, признается самостоятельное существование отдельной личности «пресвитера» Иоанна. Андрей Кесарийский (ок. 500 г.) называет Папия διαδχος του εαγγελιςτου ωννου. В связи с этим необходимо отметить известия, которые не только ставят Папия в очень близкие отношения к Апостолу Иоанну, но даже приписывают ему написание четвертого Евангелия под диктовку Апостола Иоанна. Но и соображения Евсевия относительно существования «пресвитера» Иоанна, отличного от Апостола Иоанна, слушателем которого, по его мнению, был Папий, также неосновательны. Правда, имя Иоанна в отрывке названо два раза; но и в первый и во второй раз он одинаково назван «пресвитером Иоанном, и если в первом случае термин «пресвитер» указывает на Апостола, то и во втором случае разумеется также Апостол Иоанн: было бы странным, если бы Папий, желая отличить второго Иоанна от названного прежде, дал ему тот же титул, какой раньше приписал первому. Поэтому требуется только найти объяснение, почему Папий назвал Апостола Иоанна два раза. Исходной точкой в решении этого вопроса служит различие временных форм επεν в первом случае и λγουσι – во втором. В сохранившемся отрывке Папий указывает на то, что в своих разысканиях истины он не остановился на личном научении от пресвитеров, которое относится к прошлому, невозможному в настоящем, но расспрашивал о словах пресвитеров у тех, которые следовали за ними и в то время, когда личные отношения Папия с ними прекратились: в позднейшее время пресвитеры, может быть, сообщили окружавшим их ученикам что-либо новое, неизвестное Палию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

От составителя Жизнь отца Иоанна Великий Человек Автобиография отца Иоанна Отец Иоанн Кронштадский Предисловие Краткая биография Родина и родные отца Иоанна Годы учения Служитель Церкви День в Кронштадте Два дня в Кронштадте Моя поездка в Кронштадт Отец Иоанн Общая исповедь Служение отца Иоанна людям Заключение Около отца Иоанна Кронштадского Записки почти неверующего На пороге к священству Маленькое примечание Сотрудница отца Иоанна игумения Таисия Размышления о письмах Из воспоминаний игумении Таисии Мои воспоминания 1. Первое посещение 2. Общая исповедь 3. Другие встречи Две беседы отца Иоанна Кронштадского с пастырями Чудеса Запись за дедушкой Колотовым Новое чудо Иоанна Кронштадтского Духовное чудо Подвиг преподобничества Образ Божий О диаволе Богородица Приснодева Иисус Христос Грех и борьба с ним Покаяние Борьба с собою и грехом Частные меры против греха Искусство из искусств Частое причащение грешников Церковь Божия Внецерковное общество Любовь к людям отца Иоанна Нищие и богачи Общая жизнь и благотворительность Дом трудолюбия Крестоношение отца Иоанна Скорби батюшки Последние дни Последние записи отца Иоанна Матушка отца Иоанна Слово, произнесенное настоятелем Кронштадтского Андреевского собора протоиереем о.Александром Петровичем Поповым пред началом отпевания Елизаветы Константиновны Сергиевой. Дневник Том I. Вопросы и ответы Том II. Вопросы и ответы Том III. Вопросы и ответы 1905 год. Вопросы и ответы Проповеди за 1907 год Дневник «Моя жизнь во Христе» в выдержках Предисловие I. Отец Иоанн II. О Боге и Троице III. Господь Иисус Христос IV. Благодать Св. Духа V. Образ Божий VI. Церковь Божия и Церковь Небесная VII. Святые Тайны VIII. О Священстве IX. Вера, неверие и сомнение X. Молитва XI. О Любви XII. Скорби XIII. Грехи и диавол XIV. О кончине отца Иоанна XV. Конец мира XVI. Разное: о промысле, мире, смирении и прочем XVII. «Живой колос» XVIII. Заключительная глава «Послание Святейшего Патриарха Антиохийского и всего Востока Мелетия о. протоиерею Иоанну Ильичу Сергиеву» Свидетельство католика О прославлении святых Послесловие Имяславие Отец Иоанн и Лев Толстой Летопись жизни святого праведного Иоанна Кронштадского Библиография об отце Иоанне Кронштадском  

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Родители Иоанна: Зеведей и Саломия. – Зажиточность их и знатность – Были ли они родственниками Спасителя – Время рождения Иоанна. – Воспитание Иоанна. – Посещение им синагоги. – Обучение ремеслу. – Двенадцатилетний возраст Иоанна. – Первый раз в Иерусалиме на празднике Пасхи. – Товарищи Иоанна. – Всеобщее напряженное ожидание Мессии. – Характеристика Иоанна. – Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. – Глубокое влияние её на всех жителей Палестины – „Не Христос ли он“? – Иоанн идет на Иордан. – Иоанн ученик Крестителя. – Долго ли и постоянно ли он находился здесь? – „Се Агнец Божий“. – Первая встреча со Спасителем. – „Равви! Где живешь“? – „Пойдите и увидите“. – Первое призвание Иоанна Спасителем. – „Они пробыли у Него день тот“. – С какими думами возвращался Иоанн после этой беседы. – Первые ученики Спасителя. – Возвращение Иоанна с Христом в Галилею. – Брак в Кане Галилейской. – „Первое чудо“ Спасителя. – Возвращение Иоанна к прежним своим занятиям. – Был ли Иоанн женат до окончательного избрания в число учеников Спасителя? – Что говорят относительно этого апокрифы и древнее предание. Иоанн был сыном Завдия или Зеведея и Саломии 205 . Отец Иоанна был одним из галилейских рыбарей 206 . Это был довольно состоятельный человек. Занимаясь рыбною ловлею, он не довольствовался помощью двоих сыновей своих, а еще нанимал работников ( τος μισθωτος). Из всех упоминаемых в Св. Писании рыбарей только один Зеведей имел „работников“. Никифор и другие называют его „независимым рыболовом со своей собственной лодкой ( ιδιονακληρον)“ 207 . Геннисаретское озеро щедро вознаграждало их труды 208 . Так как Евреи издавна ели и очень любили рыбу 209 , то она всегда находила хороший сбыт. В Капернауме, Тарихее, Тивериаде шла самая оживленная торговля ею. С Геннисаретского озера она рассылалась по всей Палестине, преимущественно по большим торговым городам. Особенно большими партиями она отправлялась в Иерусалим. Сюда приезжали за рыбой даже Тиряне. В Иерусалиме был особый рыбный рынок; он находился около одних ворот; благодаря чему они стали постоянно называться „рыбными воротами“ 210 . Зеведей, ловивший рыбу со своими сыновьями и нанимавший еще „работников“, естественно мог быть зажиточным человеком. Как богатый человек, вероятно, он не довольствовался ближайшими рыбными рынками, а отправлял свою рыбу и в Иерусалим 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010