Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ (Лебединский Иван Алексеевич; 22.01.1822, слобода Нов. Калитва Острогожского у. Воронежской губ.- 1.08.1893, с. Черкизово близ Москвы), митр. Московский и Коломенский. Род. в бедной потомственной священнической семье, имел 6 братьев и сестер. Дед митрополита прот. Даниил Иванович Лебединский († 1831) построил 3-престольный каменный Троицкий храм в слободе (1818; разрушен в 1936). Отец митрополита свящ. Алексий Даниилович Лебединский (1780-1838) по окончании Воронежской ДС женился на Марии Васильевне, в 1827 г. сменил своего отца на должности настоятеля. Младший брат архиерея Василий (1829-1912), став священником и благочинным, выстроил Троицкий храм (1862-1869; не сохр.) в с. Козловке Бобровского у. В эту церковь Л. передал древний образ Божией Матери «Знамение». Сестра Анна (1821-1888) стала женой прот. Иоанна Федоровича Поповского (1820-1897), клирика Троицкого храма Нов. Калитвы, племянника А. Д. Граникова, проф. КДА. Позже на средства Л. и прот. Иоанна в Нов. Калитве был построен кладбищенский храм во имя свт. Леонтия Ростовского (освящен в 1881; разрушен в 30-х гг. XX в.). Лебединский с детства отличался трудолюбием и рассудительностью, в 8 лет выучился читать и писать. Впосл. вспоминал, что для деда прот. Даниила «часто читал... богослужебные книги, которые он выслушивал, лежа... на одре по болезни и исправляя мои ошибки по памяти» (Мои заметки и воспоминания. Серг. П., 1914. С. 1). После непродолжительного домашнего воспитания в окт. 1832 г. Лебединский был отдан во 2-й класс Павловского приходского 2-классного ДУ, в 1833 г. переведен в Воронежское ДУ, окончил начальное образование в 1836-1837 гг. в обновленном Павловском уездном ДУ, где служил учителем, а затем смотрителем его старший брат Даниил (1815-1871). Он оказывал Лебединскому финансовую и др. помощь. Позже при непосредственном участии Л. в Павловском уч-ще устроили домовую ц. во имя святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова (1882-1884), в к-рую архиерей пожертвовал иконостас.

http://pravenc.ru/text/2463521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (26.11.1374, Переяславль (ныне Переславль-Залесский - 5.06.1434, Москва), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (после 25 апр.- авг. (?) 1433, с 31 марта 1434), 2-й по старшинству из не умерших в детстве сыновей блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии). Г. Д. род. в дни княжеского съезда в Переяславле, куда с боярами и семьями прибыли вел. кн. Димитрий Иоаннович, кн. Владимир Андреевич Храбрый и дед новорожденного по матери кн. Димитрий (Фома) Константинович . Княжич появился на свет в день памяти вмч. Георгия , был крещен в день рождения прп. Сергием Радонежским. По-видимому, в нач. 1389 г. Г. Д. получил удел с центром в Звенигороде. (О значении этих земель говорит тот факт, что после 1382/83 здесь существовала епископская кафедра - в янв. 1389 московские летописи упоминают Звенигородского еп. Даниила , сослужившего митр. Пимену при поставлении Новгородского еп. Иоанна (в новгородских летописях Даниил именуется Смоленским владыкой).) В договоре вел. кн. Димитрия Донского с серпуховским кн. Владимиром Андреевичем (март 1389) Г. Д. назван участником соглашения в стороне вел. князя. По статусу Г. Д. приравнен к кн. Владимиру Андреевичу, что предполагает наличие княжения у Г. Д. По завещанию вел. кн. Димитрия Донского, составленному незадолго до его кончины (19 мая 1389) и определившему уделы его сыновей, княжение Г. Д. состояло из «московского» удела - Звенигорода с 15 волостями и 4 сел в 3 уездах - и одной из «купель» Иоанна I Данииловича Калиты - Галича со всеми волостями и пошлинами. Кроме того, Г. Д. вместе с младшими братьями получил право на 1/3 доходов и большинство сборов в Москве. Из своего удела звенигородский князь должен был отдать матери вел. кнг. Евдокии Димитриевне Соль Галицкую, 2 волости и 2 села в Звенигороде, к-рые после ее смерти (7 июня 1407) вернулись в удел Г. Д. с приращением (за счет сел в Звенигороде, приобретенных в свое время Димитрием Донским и отданных жене). Наделение землей кн. Константина Димитриевича, родившегося после смерти отца, сначала почти не коснулось Г. Д., но позднее (видимо, ок. 1414) из его владений были взяты 2 волости, сопредельные Галичу, и неск. территорий в Звенигороде.

http://pravenc.ru/text/164461.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (12.10.1350 - 19.05.1389, Москва), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский, старший сын вел. кн. Иоанна II Иоанновича Красного. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Св. вел. кн. Димитрий Иоанович. Роспись юж. стены Архангельского собора Московского кремля. XVII-XIX вв. Отец Д. И. скончался 13 нояб. 1359 г., когда княжичу было 9 лет. Реальная власть оказалась в руках советников покойного вел. князя во главе с московским тысяцким В. В. Вельяминовым. Воспитание и обучение Д. И. проходило под наблюдением митр. св. Алексия (в соборном определении 1389 г. К-польского патриарха Антония IV говорится, что «великий князь московский Иоанн, умирая, возложил на него [Алексия.- Б. Ф.] попечение, заботу и промышление о своем сыне Димитрии» (РИБ. Т. 6. 33. Стб. 198)). Положение Московского княжества было неблагоприятным. В 1360 г. в Орде Владимирское великое княжение, ярлык на к-рое ранее получали московский кн. Иоанн I Даниилович Калита и его сыновья, по решению хана Навруза было передано не Д. И., а суздальскому кн. Димитрию (Фоме) Константиновичу ; местным князьям были даны ярлыки на Галичское княжество (Дмитрию Борисовичу) и половину Ростовского княжества (Константину Васильевичу) - владения, к-рые присоединил к московским землям Иоанн Калита. Кроме того, новгородцы пригласили к себе на княжение вел. кн. Димитрия Константиновича. В нач. 1359 г. в Киеве по приказу Литовского вел. кн. Ольгерда был арестован наиболее авторитетный среди советников вел. кн. Иоанна Красного митр. Алексий, объезжавший храмы Киевской митрополии; в течение почти года святитель не мог вернуться в Москву. Орда стремилась отодвинуть на задний план слишком усилившееся Московское княжество.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Православные и католики под властью католических правителей (1-е десятилетие XIV — 2-я половина XV в.) Б. Н. Флоря. Исследования по истории Церкви. В течение длительного времени населению Восточной Европы «латинянин» представал в образе либо жителя соседнего католического государства, либо иностранного путешественника-купца или предлагающего свои услуги мастера. На юге и северо-востоке Руси приезжие были итальянцами из генуэзских и венецианских колоний в Крыму, на северо-западе Руси это были немецкие купцы из городов, основанных на территории Прибалтики немецкими крестоносцами. Деятельность их обычно ограничивалась пребыванием в главных городах отдельных «земель», где для них отводились особые купеческие дворы. Хотя итальянская колония в Москве в XIV–XV вв. была, по-видимому, довольно значительной, в источниках нет никаких указаний на существование в городе католического храма. Более благоприятным для «латинян» было положение на северо-западе Руси, где для нужд приезжих немецких купцов в таких городах, как Новгород, Полоцк, Витебск, Смоленск, строились католические церкви. Остатки некоторых из них были обнаружены археологами. Положение стало меняться во 2-й половине XIII — начале XIV в. с расширением связей Галицко-Волынской Руси с соседними «латинскими странами» . В ряде крупных городов, таких как Владимир-Волынский, Львов, Перемышль, к этому времени существовали уже постоянные поселения горожан-католиков (главным образом немцев). В это время здесь уже существовали и их приходские храмы, что подтверждает грамота о продаже князем Львом некоему Иоанну должности войта в Перемышле вместе с каменным храмом св. Николая . При княжеском дворе во Львове для жены Льва Данииловича венгерской принцессы Констанции был построен доминиканский храм в честь Иоанна Предтечи, а в 1297 г. был основан доминиканский монастырь «in curia principis» (во дворе князя) . Возможно, и церковь, и монастырь были построены для католиков-дворян, находившихся на княжеской службе.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ВЫСОКОПЕТРОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО, МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Патриаршее подворье), в Москве на ул. Петровке. Впервые упоминается в Рогожском летописце XV в.: архим. В. м. Иоанн назван первым среди лиц, сопровождавших архим. Митяя летом 1379 г. в К-поль для утверждения на кафедре митрополита всея Руси. После внезапной смерти Митяя, случившейся в дороге, нек-рые участники посольства выдвинули архим. Иоанна новым кандидатом на митрополичий престол, но окончательный выбор пал на архим. Переяславского Пимена . В летописи архим. Иоанн назван «первым общему житию началником на Москве», т. о., к 70-м гг. XIV в. В. м. имел общежительный устав, архимандритию, играл важную роль в церковно-политической жизни. По монастырскому преданию, В. м. основан кн. Иоанном I Данииловичем Калитой. Предание опирается на рассказ из «Книги степенной» XVI в. Проезжавший в 1326 г. по берегу р. Неглинной кн. Иоанн увидел некую высокую гору, покрытую снегом, к-рый растаял у него на глазах. За неск. дней до кончины свт. Петр растолковал князю видение: «Гора высокая - это ты, князь, а снег - я, смиренный. Мне прежде тебя должно отойти из сей жизни». После кончины святителя кн. Иоанн построил храм на месте видения, «близ реки Неглинны, идеже ныне есть монастырь именуемый Высокий». По мнению Л. А. Беляева, запись в Степенной книге отразила устное предание, достоверность к-рого проверить невозможно. В. м. именовался «Петропавловским», «Петровским», «Петра митрополита», «Петровским Высоким», с нач. XVIII в.- «Высоко-Петровским». Именование «Петропавловский», возможно, объясняется типичным для средневековья смешением престолов соименных святых, к-рое усилилось в кон. XVII в. с воцарением Петра I . Топоним «Высокий» связан с местоположением мон-ря на возвышенности либо с преданием о видении Иоанну Калите «высокой горы». Именование В. м. повлияло на топонимику окрестностей, дав название ул. Петровке, воротам Белого города, бульвару, переулку и др.

http://pravenc.ru/text/161083.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Иоанн Калита и Москва, столица великокняжеская от 1328 до 1340 года Ссоры Московских князей, потомков Александра Невского, с Тверскими князьями, детьми его брата Ярослава Ярославича, напоминают нам старинные, более ста лет продолжавшиеся разногласия Олеговичей и Мономаховичей. Разница была в том, что прежде князья-враги явно ненавидели и часто истребляли друг друга в жестоких сражениях; теперь же они тайно клеветали в Орде и губили друг друга через Татарских царей! Так погибли Михаил и Дмитрий, то же угрожало и Александру Михайловичу! Ужасна была его судьба, когда после разорения его Тверского княжества он должен был бежать и напрасно просить пристанища и помощи у Русских князей! Никто не хотел принять его: все боялись гнева Узбека и его любимца, великого князя Иоанна Данииловича, которому было приказано от хана представить беглеца в Орду. В то время, когда всем Русским злые Татары казались такими ужасными, жители Псковской области показали редкий пример неустрашимости и великодушия: они осмелились стать защитниками бедного Александра Михайловича и не только приняли его к себе со всем семейством, но даже выбрали его своим князем и отделились от Новгорода. Никакие угрозы Узбека, великого князя и Новгородцев не могли заставить их выдать несчастного князя, тем более что ему покровительствовал и сильный Литовский князь Гедимин. Александр прожил во Пскове около десяти лет, между тем как Тверью управлял его брат Константин Михайлович. Но чужая сторона, несмотря на все свои выгоды, никогда не может быть для нас так же приятна, как родная, где мы в первый раз увидели свет, где выросли, где все места нам знакомы, где живут люди, которых мы привыкли любить с младенчества! Поэтому вы не удивитесь, милые мои читатели, когда я скажу вам, что Александр Михайлович все время, пока жил во Пскове, грустил по своей Родине — Твери и старался всеми силами возвратить себе эту наследственную область. Через десять лет он мог надеяться, что гнев Узбека уже утих, и решил ехать в Орду, чтобы полностью заслужить его милость. Он не обманулся: хану понравилась покорность и в то же время смелость, с которой князь сказал ему: «Царь верховный! Я заслужил твой гнев и отдаю тебе мою судьбу. Милуй или казни: если помилуешь, я прославлю Бога и тебя. Хочешь ли головы моей? Она перед тобой!» Узбек милостиво выслушал его и с улыбкой сказал своим вельможам: «Князь Александр кротостью и своим умом избавляет себя от казни!» И тогда же возвратил ему Тверское княжество.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

ТРОИЦКАЯ-СЕРГИЕВА ЛАВРА, знаменитейший в России муж. мон. в Дмитровском уезде, в 60 верстах от Москвы, при речках Копчуре и Глиннице, недалеко от бывшего в древности городка Радонежа, близ урочища Белые Боги; состоит под управлением митрополита Московского, носящего здесь звание Священноархимандрита. Эта обитель находится ныне посреди большого селения, или полу-города, называемого Сергиевским посадом. – В конце княжения Иоанна Данииловича Калиты, св. Сергий (в миру Варфоломей) сын Ростовского Боярина Кирилла, переселившегося после в город Радонеж – ныне село Городок, в 10 верстах от Лавры – по кончине родителей своих, 22 лет, удалился в 1336 году в пустыню, на речку Кончуру, где и жил в глуши дремучего леса, вместе с родным братом своим Стефаном, уже до того принявшим иночество в Хатьковском монастыре. Они сделали себе уединенную келью; а потом, по благословению митрополита св. Феогноста, построили небольшую деревянную церковь , во имя Живоначальной Троицы, в которой совершал иногда литургию призываемый из ближнего селения священник. Чрез несколько времени Стефан отошел в Московский Богоявленский монастырь, а Сергий остался тут жить один, в пустыне, окруженный дикими зверями, и в 1338 году принял иночество от приходившего сюда на короткое время некоего игумена Митрофана. В течение последующих за тем трех лет, благочестивая жизнь Сергия привлекла сюда из окрестных обителей нескольких подражателей в отшельничестве, которые, строя каждый для себя келью подле кельи Преподобного, составили братство. Это было около 1341 года. Когда же число иноков дошло уже до 12 человек, то они с позволения св. Сергия, сделали вокруг келий деревянную ограду. В это время пришел опять игумен Митрофан, постригший св. Сергия, и принял начальство над возникшею обителью. Чрез десять лет после того, когда Митрофан скончался, Преподобный Сергий, по убеждению братии, согласился заступить его место, и в 1354 году от Афанасия, епископа Переславского, посвящен во иеромонаха и игумена. Вместе с новым званием, он усилил еще более труды и подвиги иноческие, исполняя при том сам все монастырские работы. Слава о его святой жизни достигла Царьграда: Патриарх Филофей прислал ему крест, параманд и схиму, при грамоте, коею благословлял его учредить общежительство. – После того св. Сергий распространил обитель, ввел в ней устав общежития, устроил новые для братии кельи и соорудил, вместо прежней малой церкви, обширнейшую. Среди подвигов к спасению души постигло св. Сергия и огорчение от притязаний старшего брата Стефана, сюда возвратившегося, и желавшего иметь первенство в обители. Миролюбивый Сергий удалился из Троицкого монастыря за 40 верст, в уединенный скит (см. Введенский Киржацкий мон.); но проживя там немного времени, по просьбе братии и по увещанию св. Митрополита Алексея, возвратился в осиротевшую без него обитель, где, по многих чудотворениях, и кончил благочестивую свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Церковь Богоявления Господня В Москве светоносному празднику Богоявления посвящены были три монастыря, один на Ильинском крестце, близ гостиного ряда, другой на Никольской улице у крестца, третий в Кремле у Троицких ворот. Сначала скажем о древнейшем из них, находящемся на Никольской улице; потом коснемся и других двух позднейших, известных под названием Троицкого Богоявленского, или Богоявленского монастыря на Троицком подворье; от них ныне уже и следов не осталось, только сохранилось воспоминание в истории Москвы и Российской Иерархии. Как некоторые церкви, так и монастыри в честь Богоявления Господня сооружены были на реках, ручьях, или студенцах, где, после литургии, совершалось великое освящение воды. Когда еще каменная стена не отделяла Китай-города от Кремля, и Неглинная текла в своих берегах: тогда Иордань, по смежности монастыря с Неглинною, могла устраиваться на ее водах. В наших летописях историограф не нашел известия о начале Московского Богоявленского монастыря 1 ; но в Истории Российской иерархии и в домовой монастырской книге 1600 года основание его отнесено к княжению Благоверного Даниила Александровича. Начатое первым Великим Князем Московским строение этой обители докончено сыном его Иваном Калитою. Первоначально она была деревянная, а при Калите каменная. В Русских летописях называется «Богоявление каменное» 2 . В этой домовой книге записано, что «от 1296 года до 1304 года быть обитель чудного Богоявления, да в приделе Богоявления Пречистой Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благоверного и благочестивого Великого Князя Даниила Александровича Владимирского и Новгородского и Московского и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана и церкви возграждены деревянные и кельи, но приказу благоверного Великого Князя Даниила Александровича: сын его Великий Князь Иван Даниилович заложил бысть сию церковь чудное Богоявление каменное в 1342 году 3 , и по отшествии его Великого Князя Ивана Даниловича от земных к Богу, по приказу совершил эту церковь чудное Богоявление во святой обители. Этот их боярин, которого звали Протасий, Душеприказчиком Калиты, по-видимому, был Радонежский тысяцкий, докончивший, после смерти Великого Князя, согласно с его завещанию. «Эта обитель отовсюду и в этом православными народы видима, как зеркало». По свидетельству домовой книги, это великокняжеское богомолье пользовалось особенными милостями Великих Князей Московских. Одним из первых игуменов Богоявленского монастыря был Стефан, старший родной брат Преподобного Сергия, постриженик Хотьковского Покровского монастыря, Духовник Великих Князей Симеона и Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Древней Руси ВЩИЖ древнерус. город XI-XIII вв., к-рый был расположен в зап. части совр. с. В. Жуковского р-на Брянской обл. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ГЛЕБ ВАСИЛЬЕВИЧ (1237 (или 1236) - 1278), блгв. кн. ростовский и белозерский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ (†1399), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-1303), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123048_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР Московского Кремля, в честь Собора арх. Михаила (8 нояб.), храм-усыпальница московского великокняжеского, затем царского дома. История Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Архангельский собор Московского Кремля. 1508 г. Достоверных данных о времени появления в Кремле престола с названным посвящением не сохранилось. Существует предположение о том, что 1-я деревянная ц. в честь арх. Михаила была построена в Кремле кн. Михаилом Ярославичем (братом св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского ), к-рый, как принято считать, в 1247-1248 гг. был московским князем. Однако более обоснованной представляется гипотеза, связывающая возникновение данного престола с общей для Сев.-Вост. Руси традицией княжеского храмостроительства во имя Архистратига Небесных Сил бесплотных, почитавшегося как покровитель княжеского рода. Первым достоверным сообщением об А. с. является летописное известие о строительстве в 1333 г. Иоанном Данииловичем Калитой каменной ц. во имя арх. Михаила, возведенной в течение одного года. В 1344/45-1346/47 гг., при сыне Иоанна Калиты вел. кн. Симеоне Гордом , храм был расписан, как сообщает летопись, княжеской артелью из рус. иконописцев, старшими в к-рой были Захарий, Иосиф, Николай. В 1399 г. собор вновь расписал Феофан Грек с учениками. Облик храма 1333 г. неизвестен, существует неск. противоречивых гипотез о его размерах и типологии. В 1471 г., после победы войск вел. кн. Иоанна III Васильевича в битве с новгородцами на р. Шелони в день празднования памяти ап. Акилы (14 июля), к А. с. в течение недели были пристроены 2 деревянных придела: во имя ап. Акилы, по обету вел. князя, и в честь Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме, по обету воевод князей Д. Д. Холмского и Ф. Д. Пёстрого-Стародубского. Во время кремлевского пожара 1475 г. оба придела сгорели, в 1481-1482 гг. к А. с. были пристроены каменные приделы с теми же посвящениями.

http://pravenc.ru/text/76446.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010