Димитрис Яламас Скачать epub pdf Иоанникий и Софроний Лихуды – Основатели Московской Славяно-греко-латинской Академии (XVII-XVIII вв.) Братья Иоанникий (1633–1717) и Софроний (1652–1730) Лихуды родились на острове Кефаллония и учились в Венеции и в Падуе, у выдающихся просветителей того времени Герасима Влаха и Арсения Калудия. По завершении обучения они вернулись на родину, где занялись преподаванием. Позднее, с целью продолжения своей педагогической деятельности, они перебрались сначала в центральную Грецию, а потом – в Константинополь, откуда в 1683 году, по инициативе иерусалимского патриарха Досифея, и с рекомендательным письмом всех восточных патриархов, отправились в Москву, откликнувшись на давнюю просьбу российских властей о направлении к ним с Православного Востока учителей для основания высшей школы. Братья Лихуды прибыли наконец в Москву 6 марта 1685 года и, по указу царей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны, были определены в Богоявленский монастырь, где и взялись сразу же за обучение своих первых семи студентов, перешедших к ним из школы иеромонаха Тимофея – среднего учебного заведения, основанного в Москве в 1681 году. Ученики Лихудов впервые получили денежное вознаграждение в период с 1 июля по 1 сентября 1685 г.; 1 июля 1685 г. следует считать днем открытия Славяно-грекс-латинской Академии. В течение двух лет в школе братьев Лихудов, которая располагалась в Богоявленском монастыре и известна в литературе как Богоявленская школа, учились студенты различных сословий: священнослужители, дети князей, бояр и государственных служащих, и даже безродные и выкупленные из рабства христиане. За это время число студентов достигло 120 человек. Первые годы жизни и деятельности Лихудов в Москве были трудными, они проходили на фоне столкновений между так называемыми «грекофилами» и «латинствующими». Братья Лихуды при полной поддержке московского патриарха Иоакима начали непримиримую богословскую полемику с иезуитами и с дружески расположенными к ним русскими книжниками во главе с Сильвестром Медведевым. На сторону греческих просветителей встали монахи Чудова монастыря во главе с Евфимием Чудовским. Столкновения достигли апогея и, после многочисленных угроз, порой доходивших до насилия со стороны Сильвестра и его соратников, Лихуды вынуждены были умолять московские власти отпустить их на родину. Их вклад в полемику с католиками и протестантами, стремившимися в те годы укрепиться в России, неоценим. Греческие учёные создали множество полемических произведений, которые сразу же были переведены их учениками на церковнославянский язык, переписаны в десятках кодексов и использовались как щит православия в Московии на протяжении многих лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioannikij-i-So...

Святой мученик Иоанн Влах Святой Иоанн родился в XVII веке в Валахии и происходил из богатой благородной семьи. Он был захвачен турками, когда они завоевали его страну после восстания воеводы Михны (1662). Его купил воин, привязал к дереву и подверг крайнему поруганию. Угнетенный стыдом и болью, Иоанн убил своего истязателя, когда тот спал. Его обнаружили другие воины и отвезли в Константинополь, где он предстал перед визирем. Визирь отдал его жене погибшего солдата, сказав, что она может делать с ним что хочет. Очарованная наружностью 15-летнего юноши, женщина предложила ему на ней жениться при условии, что он примет ислам. В ответ Иоанн перекрестился и призвал имя Иисуса Христа. Его бросили в тюрьму и много дней подвергали ужасным истязаниям. Бесстыдная женщина несколько раз приходила и снова повторяла свое предложение. Но верный раб Христов и исповедник целомудрия доблестно сопротивлялся всем нападкам как боли, так и сладострастия. Тогда визирь приказал городскому префекту казнить его. Святого Иоанна повесили 12 мая 1662 (или 1665) года в Константинополе. Он торжественно присоединился к лику святых. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 25 мая 2012 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дрогба 19 декабря 2012, 18:45 Святой Влаха (св. Барсег) — философ и врач, родился в Себастии в армянской семье. Родители его придерживались язычества, но он стал истым христианином, вел жизнь благочестивую, за что и был избран епископом Себастийским. При Диоклетиане был до смерти замучен. Это-то я знал. Но не знал, что в католичестве он считается покровителем врачей и ветеринаров, строителей и штукатуров, диких животных и крупного рогатого скота (то есть явился прямым предтечей св. Франциска, в честь которого назван Сан-Франциско), ткачей и резчиков по камню, дубильщиков и скорняков... Молясь святому Влаха, избавляются от болей шеи и болезни горла... Св. Барсег в России — св. Власий, в Италии — Сан-Бьяджо, в Испании — Сан-Блас, в Англии — Сейнт-Блез, в Германии — св. Бласиуса, в Болгарии — Свети Влас... Сколько топонимов существует на карте во славу св. Барсега!.. Но самое большое количество приходится на Панаму, где есть залив св. Бласа, остров св. Бласа, пик св. Бласа... Добавьте сюда еще и лечебный суп из морских продуктов — суп св. Влаха. Реликвии этого святого находятся в Майнце и Любеке, Триере и Кельне, Милане и Риме... В своей книге Марко Поло указал место, где святой принял мученическую смерть. Но почему Дубровник — самый южный хорватский город — выбрал своим покровителем именно армянина-святого? Артемий 25 мая 2012, 20:08 Я тоже так хочу. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/53770.html

Исследования Б. Л. Фонкича позволили выявить 2 группы материалов, которые свидетельствуют о связях К. с Россией ( Фонкич. 2004). К 1-й группе относятся «Дневник» К. (ркп. Lond. Brit. Lib. Addit. 8232), в котором содержатся его собственноручные записи за 1676-1689 гг., в частности о прибытии рус. послов в 1678 и 1682 гг. в К-поль. В этой же рукописи находится письмо Паисия Лигарида , адресованное К. и отправленное из Москвы 2 окт. 1663 г., в котором он сообщает о возможности благоприятного решения его дел в Москве. Вторая группа материалов - греч. документы РГАДА, а именно ряд грамот К-польских патриархов Иоанникия II Линдиоса , Паисия I и Дионисия III Вардалиса , а также синодальных решений, которые отправлялись из К-поля в Москву. Текст этих документов написан каллиграфическим почерком К. (о др. автографах К. см.: Фонкич. 1999; Он же. 2000). Исследование и оценка творчества К. затруднены тем, что мн. его рукописи и их копии подверглись целенаправленному уничтожению, а оставшиеся не были опубликованы, и рукописная традиция сочинений до сих пор не исследована. Как отмечает Г. Подскальски, большинство текстов касается таинства Евхаристии (см. предварительный список в: Podskalsky. Griechische Theologie. S. 240-241). К. является автором житий новомучеников XVII в.: Иорданна († 2 февр. 1650), Иоанна Рапта († 20 дек. 1652), Симеона Трапезундского († 14 авг. 1653), Иоанна Влаха († 12 мая 1662), Афанасия († 24 июля 1670), Николая Карпенисиота († 23 сент. 1672), Гавриила († 2 февр. 1676), Киприана († 5 июля 1679), Стаматия († 10 авг. 1680), Дамаскина († 13 нояб. 1681), Павла Русского († 3 апр. 1683) ( Σθας Κ. Νεοελληνικ φιλολογα: Βιογραφαι τν ν τος γρμμασι διαλαμψντων Ελλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453-1821). Αθναι, 1868. Σ. 374-376). Написанные К. жития греч. новомучеников впосл. были использованы прп. Никодимом Святогорцем при составлении «Нового Мартирология» ( Μπαλατσοκας Σ. Ι. Τ Νεομαρτυρολγιο το Ιωννου Καρυοφλλη. Θεσσαλονκη, 2003).

http://pravenc.ru/text/1681055.html

Муз. творчество Д. Л. Х. охватывает разные жанры. Его «песненные» версии Трисвятого (Ασματικ τρισϒια) на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й (с определением συνοπτικν - краткое), λϒετος, 1-й плагальный, 2-й плагальный (συνοπτικν), βαρς в рукописях прилагаются к мелодическим вариантам Великого славословия Петра Византийского, свящ. Баласиса , Йоваска Влаха , протопсалтов Великой ц. Иоанна и Даниила , митр. Нов. Патр Германа (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 120-120v, 124v - 125, 139v, 141v - 141b, 143-143v, 147-147v, 154-154v, 161, 170v, 176-176v; Ath. Xeropot. 305. Fol. 143v). Д. Л. Х. принадлежат распевы Великого славословия на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 167-169, 186v - 189). В надписаниях нек-рых песнопений Д. Л. Х. указано, что они составлены согласно обычаю Смирнской церкви: это заупокойные «краткие» непорочны (Αμωμος συνοπτικς) - 3 статии на 2-й, 1-й плагальный, 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 400v - 402v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 433v - 435; 305. Fol. 114v, кон. XVIII - нач. XIX в.) и стихи «Величит душа моя... Честнейшую» на 1-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 165-166; 305. Fol. 119v). В подражание к-польским протопсалтам Иоанну и Даниилу Д. Л. Х. составил калофонические обработки икосов Акафиста Пресв. Богородице: «Сила Вышняго» на 4-й и 4-й плагальный гласы, «Бурю внутрь имея» на 4-й глас и припев «Радуйся, Невесто Неневестная» (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35-35v, 341v - 345, 362-364v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 351, 353; 305. Fol. 289v - 290v, 291-292v). Д. Л. Х. принадлежат 3 матимы: троичные стихи «Слава Тебе, в Троице воспеваемый» (ξα σοι, ν τριδι μνομενος) и «Моления рабов Твоих» (Τς δεσεις τν δολων σο) 1-го плагального гласа к полиелею «Слово благо» (Λϒον ϒαθν) Петра Византийского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 84v - 85), богородичен «Красоте девства Твоего» 3-го гласа (Athen. O. et M. Merlier. Fol. 331-333; Ath. Xeropot. 305. Fol. 282v - 283), а также калофонический ирмос «Обстояния и скорби» (Περιστσεις κα θλψεις) на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 371v - 372; 305. Fol. 305v - 307).

http://pravenc.ru/text/178215.html

И. Преемником его был Мелетий Типалдос с 1685 года по 1713-й. Он родился в 1648 году в селе Типалдата на острове Кефалонии от православных родителей Антония и Корнилии, а учился сперва в Венеции в Флангиниевой школе, потом в Падуе; по возвращении же отсюда на родину рукоположен был в сан иеродиакона и занимался там в Ликсурии и Фрурии обучением детей. Оттуда заманила его к себе Венеция. Здесь полюбили его все православные греки, и он сподобился священства и был священнопроповедником и учителем в Флангиниевской школе, о которой речь впереди. По смерти Герасима Влаха братство единодушно признало его достойным архиерейства 28 марта 1685 года, а сенат предоставил ему, как и предшественникам его, доходы монастыря св.Иоанна тон-Мараитон на острове Корфу, и в то же время просил Константинопольского патриарха посвятить его в сан архиерейский. Патриарх согласился на это. Тогда сенат пригласил бывших случайно на острове Корфу епископов Климента фанарийского и неохорийского и Парфения маиниского и каламонского, и они рукоположили Мелетия 28 марта 1686 года. Узнала о всем этом папская курия и залаяла на венецианский сенат, стремясь к подчинению себе всех православных христиан, живущих в Италии. Однако зажал ей рот венецианский посланник Иоанн Ландо, доказавши папе Иннокентию XI своими шестиугольными и благоразумными речами, что дело это есть дело прошлое и невозвратимое. Между тем подоспели две грамоты Вселенского патриарха Дионисия, – одна рукоположенному Мелетию от 18 августа 1687 года, а другая сенату от 10 октября того же года. В первой его святейшество внушал новому владыке соблюдать догматы , обряды и уставы Православной Церкви по апостольскому и отеческому преданию и учению, а второй – утвердил рукоположение его как законное и каноническое, состоявшееся с согласия предместника его патриарха Иакова. Теперь посмотрим: соблюл ли Мелетий и как соблюл заповеди матери своей Великой церкви Христовой. Как достойный преемник монемвасийского Арсения и Николая Тризента, о которых говорилось выше, он, подстрекаемый честолюбием и тщеславием, мечтал о кардинальской мантии или, вернее, священноначалии над всеми, находившимися в Италии, восточными церквами, замышляя подчинить всех тамошних православных еллинов папскому престолу.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Но выше (стр. 35) мы показали, что искрений защитник православия Максим Пелопонезский перевел одну часть св. писания, именно – Псалтирь, на простой гречестй язык: а перевод св. иисания есть ересь, по мнению Сафы, и следовательно, Максим действительно быль совершенно неожиданным пособником ереси и писателем лютеро-кальвинских бредней. Но если перевод св. писания есть ересь, то г. Сафа должен был поместить между еретиками и солунца Николая Кассавета, переложившего Пятокнижие рифмованными стихами на общеупотребительный греческий язык, и критянина Афанасия Варуха и закинфянина Иоанна Литина, передоживших и издавших Псалтирь на новогреческом языке, и Неофита Вамву, равным образом переложившего св. писание на ново-греческий язык и патриарха антиохийского Афанасия, переведшего св. писание на арабский язык, и митрополита анкирского Серафима, тоже переведшего св. писание на турецкйй язык, и иерусалимского патриарха Анфима, переложившего Псалтирь на арабский язык, и мн. др. Исключивши трех последних из числа еретиков, он, вероятно, хочет этим сказать, что, перевод св. писания на турецкий, арабский и др. языки, может быть дозволен и что только перевод на ново-греческий составляет ересь. Повидимому, г. Сафа никогда не встречал в св. писании изречения: кийждо в звании, в нем же призван есть, в том да пребыват». 44 «Каллиполит трактуется г. Сафою не только как еретик, но и как «фальсификатор». «В первом томе, говорит он, находится окружное послание Кирилла Лукариса, сфабрикованное Каллиполитом, или другим кем либо из разделявших заблуждения кальвинистов». Ктож об этом свидетельствует? Никто. По крайней мере. г. Сафа ничьим свидетедьством не подкрепляет своего мнения. А мы без свидетельств не придаем большой веры таким самоизмышленным мнениям» (стр. 49–50). Но довольно. И этих выписок достаточно для того, чтобы дать понятие о характере погрешностей г. Сафы и о значении сделанных к ним о. Андроником поправок. Конечно, не все погрешности так серьезны и поправки к ним так важны, как указанные нами, – большая часть тех и других касаются хронологии писателей и их произведений, – но и последняя, с научной точки зрения, имеют немаловажное значение и делают книгу о. Андроника не только полезным, но и необходимым пособием при пользовании книгою Сафы. Значение её увеличивается еще от дополнений, составляющих наибольшую часть книги. Дополнения эти касаются, главным образом, количества произведений того или другого писателя, как изданных, так и не изданных. Перечень тех и других на имена некоторых писателей занимает у о. Андроника по несколько страниц, как, например, перечень не указанных у г. Сафы произведений Андрея Эвдемоногианна занимает две страницы (17–18) и заключает в себе 16 названий. Столько же странин (21–22), но еще больше названий (21), занимает перечень пропущенных г. Сафою произведний Максима Маргуния, и еще более сочинений Герасима Влаха (на 3 стр. – здесь указано 12 томов полного собрания и 24 отдельных сочинений).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Муч. Аргира селунского в 1806 г. III. Св. Никодима , архиепископа сербского, † 1395 г. В Сербляке служба. Еще 30 августа с другими сербскими святителями. Освящение церкви св. Софии в Киеве в лето 6460 (952). Синод. ап. 1307 года. Следов. при Ольге освящ. деревянной церкви. IV. Панкратия . Соф. ев. 7 XIV в. (сн. 12 мая). Муч. Армодия и иже с ним. МКр. V. Пр. Пахомия . Син. 1. Конст. Кап. Иер. Акад. и др. (15 мая). Илариона монаха. Неап. (28 марта). Муч. Исихия . Мак. (10 мая). Св. о. Епифания . Муз. 891 (12 мая). Симона блаженного юрьевского на Волге. Филим. (4 нояб.). 12 I. Св. Епифания , еп. кипрского, † 403 г. Все за Конст. и 42. М. Р. Р. А. У. Н. МКр. М. 11 и 12 в Канон I. монаха. Служба. (Муз. 891 мая II. 240. 243 июля 14. В Копт. 1425 пренесение мощей его в Кипр 23 мая. Умер в апреле, погребен в Кипре 12 мая). Св. Германа , патриарха константинопольского (715–730), † 740 г. Все за 42, (кроме Неап. Коал. 1). М Р. МКр. М. Типогр. XII в. Соф. М. XII-XIII в. Канон Феофана. Служба. (Син. 1 марта 2). Пр. Савина , архиеп. кипрского, преемника св. Епифания, V века. 246. Мак. Рум. 321. Пр. Полуния , еп. ринокирского, ученика св. Епифания, V в. Мак. Рум. 321 и др. (Неап. 13 мая. Тур. Дон. Маз. 14 мая). II. Иоанна Влаха, замученного турками в 1662 году. Солов. III. Пр. Дионисия , архимандрита Сергиевой лавры, † 10 мая 1633 г. Память его ныне празднуется местно. (Сийск. 1670. 201 и 209 мая 10). Мощи в Троицкой лавре. Освящение церкви Богородицы на Десятине в Киеве в лето 6504 совершена (т. е. 996 г.). 240. Рун. Белоз. 493 и др. (сн. Истор. Русск. Ц. Преосв. Макария изд. 2. Т. 1 стр. 49). IV. Муч. Панкратия . Син. 1 и 2 (из Фригии отрок 14 лет пострадал в Риме при Диоклитиане в 304 г. См. Р. М. Сн. 11 мая). Очень чтится на западе. В V веке была ему построена церковь в Риме. Об нем говорят Григорий турский и Григорий В. Мощи его и ныне в ней. Св. Епифания и прочих патриархов . Конст. По мнению Морчели это автокефальные архиепископы Констанции кипрской после Епифания (Т. II. 105). Один из них Савин ныне же в позднейших памятниках. Может разуметься и Герман патриарх константинопольский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

на месте разрушенного был возведен новый кафедральный собор в честь Вознесения Марии (архитекторы П. Андреотти и Т. Наполи по проекту А. Буффалини, 1671-1689, окончен к 1713), в формах рим. барокко с элементами венецианского. Первоначальный собор был воздвигнут по повелению англ. кор. Ричарда I Львиное Сердце, потерпевшего кораблекрушение у Д. при возвращении из 3-го крестового похода. Полиптих в главном алтаре собора приписывается кисти Тициана и его учеников. Иезуитский мон-рь с ц. св. Игнатия (1699-1725, проект А. дель Поццо, фрески Г. Гарсии, 1738) - типичное произведение иезуитского барокко; в комплекс площади перед ней входят лестница (архит. П. Пассалаква, 1738, по образцу испан. лестницы в Риме) и здание иезуитской коллегии (Collegium Ragusinum, 1738). Церковь св. Влаха (1707-1715, архит. М. Гропелли) построена в традициях венецианского барокко на месте старой церкви XIV-XV вв. В ней хранится позолоченная скульптура св. Власия (XV в.) - уникальное произведение ювелиров Д. Лит.: Д. П. Св. Гора и Дубровник//NKJUФ. 1957. 23. Св. 1/2. С. 82-91; Комелова Г., Уханова И. Сплит, Дубровник. Л., 1976; Foreti V. Povijest Dubrovnika do 1808. g. Zagreb, 1980; Sugar P. F. Southeastern Europe under Ottoman Rule, 1354-1804. Seattle, 1983; Miti I. Dubrovaka drava u meunarodnoj zajednici. Zagreb, 1988; Fiskovi I. Srednjovjekovna preureenja ranokršanskih svetišta u dubrovakom kraju. Zagreb, 1988; Фрейденберг М. М. Дубровник и Османская империя. М., 19892; Трифунович Л. Югославия: Памятники искусства: От древности до наших дней. Београд, 1989. С. 113-123; Eterovich A. S. Croatia in the New World: Columbus, The Republic of Ragusa (Dubrovnik) and St. Vlaho (Blaise), Patron Saint of Dubrovnik. San Carlos, 1992; Rheubottom D. Age, Marriage, and Politics in 15th-Cent. Ragusa. Oxf., 2000; Фрейдзон В. И. История Хорватии. СПб., 2001; u i V. Posljednja kriza Dubrovake republike. Zagreb; Dubrovnik, 2003; Mijovi V. Dubrovaka diplomacija u Istambulu. Zagreb; Dubrovnik, 2003; И. Српска православна црква у Дубровнику до почетна ХХ. в. Дубровник; Београд, 2007. Л. К. Масиель Санчес Рубрики: Ключевые слова: ЗАДАР один из крупнейших городов в обл. Далмация (Хорватия), порт на Адриатическом м., центр католич. архиеп-ства ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/180532.html

Благоволи нам свет наук явити И наданием ввек ся утвердити! Подаждь ... То дело начав ей (Софии) и совершити, Да не якоже прежде разрушится. Но грамота и на этот раз осталась, кажется, неподписанною, а следовательно, и права, присвоенные в ней предполагаемой Академии и ея блюстителю и наставникам, не были утверждены 53 . Между тем прибыли в Москву присланные из Константинополя наставники, два брата Иоанникий и Софроний Лихуды . Они происходили от знатной, но впоследствии обедневшей фамилии, родились на острове Кефалонии и здесь получили первоначальное образование; потом учились Философии и Богословию, в Венеции, у славившегося своею ученостию Герасима Влаха, впоследствии Митрополита Филаделфийскаго 54 , и в Падуе у Арсения Каллуди. После девятилетнего обучения, удостоенные звания докторского, в 1670 г. они возвратились в свое отечество, проходили здесь и в других местах разные должности, особенно наставническую, и в 1683 году прибыли в Константинополь. Здесь Досифей, Патриарх иерусалимский, в монастыре которого они остановились в Константинополе, предложил им отправиться в Москву, но требованию Патриарха Иоакима. Лихуды охотно на сие согласились, и получив от трех Патриархов восточных общую грамоту, свидетельствующую о их православии и учености, оставили Константинополь в июле того же года. Но на пути, то война, то происки иезуитов задержали их столь долго, что они никак не могли явиться в Москву ранее 6 марта 1685 года 55 . В Москве Лихуды были обласканы милостию Царскою; их поместили в Богоявленском монастыре и дали им из прежнего училища пятерых воспитанников; это были Алексей Кирилов Барсов, Николай Семенов, Феодор Поликарпов, Феодот Аггеев и Иосиф Афанасьев. К ним присоединен монах Чудова монастыря Иов. Все они помещены вместе с своими наставниками, и начали учиться у них сперва греческому языку. – Между тем приступили к устроению особого здания в Заиконоспасском монастыре 56 . Для сего употреблена сумма, отказанная на училище, по духовному завещанию, тем самым иеродиаконом Мелетием, который сносился с Патриархом Досифеем о присылке ученых. Чрез два года, здание, под надзором самих Лихудов, было совершено. Сам Патриарх освятил его и благословил перейти сюда наставникам и учащимся. Тогда вверены были Лихудам и прочие ученики прежней школы; собрано было вновь до 40 боярских детей, не говоря о других 57 . А Лихудам дано право обучать всем свободным наукам на греческом и латинском языках постепенно. Вскоре однакоже (именно в 1688 г.) один из них, Иоанникий, по нуждам государственным, был послан в Венецию, как хорошо знакомый с тамошнею Республикою, и провел там около трех лет 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Собор состоялся в патриаршем храме, который был посвящен Богородице Утешительнице (τς Παραμυϑας или Θεραπεας) 64 . Эта церковь была построена около 1578 года, в доме же, при котором она находилась, жили чиновники Молдавского господарства. Господарь Петр Рарес в 1580 г. посвятил этот дом патриаршей церкви Всеблаженной с тем условием, чтобы ему предоставлено было право пользоваться здесь помещением и беспрепятственно жить, когда он будет приезжать в Константинополь. Это условие было подтверждено и грамотой патриархии Митрофана от января 1580 г. Поэтому протосинкелл Никифор и водворил патриархию при храме Влах-серая, когда должен был оставить кириархальный и соборный храм Паммакаристы. Новая же патриархия называлась и церковью Богородицы «воеводы Петра» 65 . Но остается неизвестным, как патриарх Иеремия II израсходовал одну тысячу рублей, пожалованную ему царем Феодором Иоанновичем и царицей Ириной «на сооружение церковное» 66 , и какие именно постройки он произвел в патриархии, когда она помещалась во Влах-серае или «в доме Влаха». По-видимому, патриарх предполагал построить в Константинополе особый храм, как Великую церковь , воспользовавшись пожертвованиями благочестивого русского царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины 67 , но последовавшая в 1595 г. кончина патриарха прекратила его заботы и труды о вселенской патриархии. И этот патриарх «бедных о Христе» (πατριρχης τν το Χριστο πεντων), равно и его преемники, вместе с архонтами и чинами патриаршего двора, оставались в скромном «центре православия» во Влах-серае одиннадцать лет 68 . В 1597 г., когда вселенским престолом управлял местоблюститель Мелетий Пига, в Ксилопорте продавались два монастыря – св. Димитрия и Богородицы Балина. Мелетий купил их и устроил в монастыре св. Димитрия патриархию, куда в том же году и перенес из Влах-серая священные предметы и одежды, канцелярию и официальные кодексы. В Ксилопорте водворились и патриаршие чиновники 69 . Но помещение в Ксилопорте было мало для патриархии и неудобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010