1974 Конъектура А.Ю. Виноградова («а 17 невинных человек хаган забрил в рабы»); в остальных вариантах перевода у А. Никитского и В. Васильевского – « 17 рабов ни в чем не повинных казнил» Виноградов А. Ю., Комар A.B. Институт тудуна... – С. 49, 50; ср.: Житие Иоанна Готского//Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 1358, 1360, гл. 5). Дословный перевод этого места дает разночтения: «а также 17 рабоБ хаган остриг (убил) невинных». Дело в том, что kourao может означать и «срезать», и «убивать» (A Patristic Greek Lexikon/Ed. G.W.H. Lampe. – Oxford, 1961. – P. 732). П. Шантре тоже указывает для koura значения, связанные с действиями по рубке, резке, острижению (Chantraine P. Dictionnaire etymologique de la langue grecque. Histoire des morts. – Paris, 1970. – T. 2. – P. 537). Поэтому можно прочитать эту фразу и как «хаган зарезал 17 неповинных рабов», причем понимать «дулус» в значении людей, рабов Божьих, а не рабов как таковых. О том, что из-за выступления Иоанна Готского «невинно некоторые умерли (несправедливо убиты)» (kai ton adikos apothanonton), агиограф упоминал и в другом месте (Житие Иоанна Готского//Сорочан С.Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 1368, гл. 9). В любом случае неясно, на каком основании наказанных можно считать именно «крестьянами» (см.: Айбабин А.И. Этническая история ... – С. 209). 1976 Vita Sti Ioanni//Acta Sanctorum. Junii V. – Antverpiae, 1709 (Bruxelles, 1969). – D; Житие Иоанна Готского. – C. 398, 399, 417. Следует заметить, что в раннесредневековых памятниках название этого загадочного места всегда писалось с одной буквой «лямбда». Двойное «л» появилось гораздо позже. Так, в нотациях XII в. Фуллы в качестве автокефального архиепископства впервые упоминаются как о Phoullon, а в нотации от XIII в. и в приписках того же времени на полях греческого Синаксаря из Сугдеи упоминаются архиепископы Сугдеи и Фулл (sougd kai phoull) или Сугдо-Фулл (о sougdophoullon, sougdo phoull), но даже и тогда это делалось непоследовательно, с исключениями (ai phoulloi или phouloi, sougdaias phoul) (Danouzes J.A.A.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец то здоровая мысль! Царя надо русским! Иначе хана! Настоящий Монтесума был одним из самых сильных, самых успешных, самых экспансионистских императоров, которые когда-либо были у империи ацтеков. С царем против ИИ , все одно как ацтеки с деревянными мечами против пушек и ружей Кортеса. Как еще интернет не отрубили , еще нам позволяют жить. Бойтесь бояться ИИ. Тем более, что догонять по нему, как в случае атомной бомбы, нам не приходиться... 5. Ответ на 4, Дмитриев: Интересно, что я подобное слышал от священника лет с 8 назад, который говорил, что когда в Израиле будет жарко , евреи переедут на Украину. Тогда я не придал этому значение, а теперь это очевидное предположение озвучивается уже многими. Ну, что ж будут украинские козАки платить пархатым козАкам за аренду православных храмов. Если Господь не воздвигнет земле Русской Иоанна Васильевича Царя Грозного - нам хана! Наконец то здоровая мысль! Царя надо русским! Иначе хана! Настоящий Монтесума был одним из самых сильных, самых успешных, самых экспансионистских императоров, которые когда-либо были у империи ацтеков. С царем против ИИ , все одно как ацтеки с деревянными мечами против пушек и ружей Кортеса. Как еще интернет не отрубили , еще нам позволяют жить. 4. Ответ на 3, Апографъ: Интересно, что я подобное слышал от священника лет с 8 назад, который говорил, что когда в Израиле будет жарко , евреи переедут на Украину. Тогда я не придал этому значение, а теперь это очевидное предположение озвучивается уже многими. Ну, что ж будут украинские козАки платить пархатым козАкам за аренду православных храмов. Если Господь не воздвигнет земле Русской Иоанна Васильевича Царя Грозного - нам хана! Наконец то здоровая мысль! Царя надо русским! Иначе хана! 3. Новый мировой порядок будет при помощи России, на обломках России и за счёт России. (Збиг. Бздежинский) Интересно, что я подобное слышал от священника лет с 8 назад, который говорил, что когда в Израиле будет жарко , евреи переедут на Украину. Тогда я не придал этому значение, а теперь это очевидное предположение озвучивается уже многими. Ну, что ж будут украинские козАки платить пархатым козАкам за аренду православных храмов. Если Господь не воздвигнет земле Русской Иоанна Васильевича Царя Грозного - нам хана!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/30/pa...

Юрганов. Он интерпретирует опричные казни как своеобразное русское чистилище перед Страшным судом, когда царь, подобно испанской инквизиции, печется о спасении душ грешников, которых он обрекает на смерть. Подвергая их мучениям в этой жизни, он якобы надеялся облегчить мучения их в веке будущем. Юрганов рисует образ Иоанна как человека с напряженнейшим переживанием эсхатологии, ожидающим скорого конца света. Сами казни, по Юрганову, дифференцируются по тому, как судия оценивал грехи и пороки преступника. (Каравашкин А.В., Юрганов А.Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. - М., 2003. - С. 68-115.) В целом небезынтересное истолкование опричнины Юргановым открывает новое направление в исследовании духовного смысла опричнины. Однако сам Юрганов и его соавторы обладают слишком профаническим мировоззрением, далеким от аутентичного православия и комплекса представлений XVI века. Поэтому их реконструкция сознания Иоанна Васильевича носит несколько вычурный и фантасмагорический характер. Возможно, ближе к правде те, кто видят в мировоззрении царя сильный языческий элемент (Булычев А.А. Между святыми и демонами: Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. - М., 2005). В исследовании Булычева показано, что это полуязычество носило во многом бессознательный характер, будучи органической частью средневекового менталитета. Мотивы, о которых пишет Булычев (магическая составляющая в опалах и магическое отношение к умершим), более органичны для XVI века, чем юргановская дешифровка опричного царства как запутанного и мрачного космоса тайных символов, искусственных метафор и метонимий. По Юрганову получается, что царь жил в превращенном мире мифотворца, взявшего в заложники своего мифа всю страну. По Булычеву, он использовал свои знания как оружие в мистической войне, жил полнокровной духовной жизнью, страдал, каялся, сокрушался о собственных грехах и грехах своих противников, искренне переживал за опальных и казнимых.

http://ruskline.ru/analitika/2010/05/04/...

Васильев, впрочем, тоже относил к хазарам 243 . Далее следует известный набор фактов относительно расправы экс-императора Юстиниана Ринотмета с архонтом Боспора Валгицем, который интерпретируется как хазарский «Булшици», и взятый на веру историографический пассаж о «крепости», якобы выстроенной хазарами в VIII в. «на развалинах христианских культовых зданий» в Боспоре 244 . На деле ни то ни другое не столь однозначно 245 . Еще более голословным предстает указание на то, что Юстиниан II бежал из Херсона в Дарас (Дорос) именно в 703/704 г. 246 , ибо по логике рассказа Феофана и Никифора это могло произойти гораздо раньше, вскоре после свержения василевса Леонтия и прихода к власти Тиверия Апсимара в 698 г. . Х.-Ф. Байер признает, что из факта бегства экс-императора в один из центров Готфии не следует вывод о включении последней в состав Хазарии, но далее делает противоречащее этому заявление о том, что Херсон «...получил еще до 710 г. хазарское управление», поскольку там был архонт Тудун «от лица хагана» и этот архонт беспрепятственно пустил в город карательные войска Юстиниана II, поскольку ни хаган, ни тудун... «не знали в точности, был ли император их другом или врагом» 247 . Этакая святая простота, едва ли не детская наивность перед лицом вооруженного флота с мощным экспедиционным корпусом! Местные же византийские власти в лице протополита, прочих протевонов и простатевонов в расчет не принимаются. Более того, не только тудуна, но и Зоила исследователь причисляет к «хазарским начальникам». В случившемся в Фанагории он видит лишь предательство «очень жадного» до денег хагана, а не мастерски разыгранную двухуровневую политическую комбинацию, которая при любом раскладе принесла бы выгоды изворотливому хагану 248 . Соглашаясь в целом с тем, что «...везде, где господствовало византийское государство, господствовало и иконоборчество», автор тем не менее настаивает на «...заметном количестве иконопочитателей» в Таврике, преимущественно ссылаясь на некритически воспринятый текст Жития Иоанна Готского, написанный с явной иконопочитательской тенденциозностыо и всяческими преувеличениями заслуг героя в деле отстаивания икон 249 . На этом фоне привлекает внимание заслуживающая дальнейшей разработки гипотеза относительно наличия в Готфии к 787 г. двух епископов – законного, иконоборца Никиты, и нелегитимного «епископа готов» Иоанна Исповедника 250 . Х.-Ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За дельные советы, консультации, уточнения и исправления, и опять-таки за молитвенную поддержку сердечно благодарен докторам исторических наук Ивану Васильевичу Левочкину и Александру Васильевичу Никонову, докторам филологических наук Ирине Bлaдuмipobhe Бугаевой, Bлaдuмipy Алексеевичу Воропаеву и Александру Вадимовичу Гулину, специалисту по иконографии, кандидату искусствоведения и доктору экономических наук Александру Ивановичу Буркину, специалисту по русской генеалогии, кандидату исторических наук Евгению Bлaдuмipobuчy Пчелову, специалисту по русской дипломатике, историку-аспиранту Павлу Геннадиевичу Петину, историку Сергею Bлaдuмipobuчy Фомину, историку Роману Bлaдuмipobuчy Багдасарову, руководителю личной пресс-службы Митрополита Иоанна в 1992-1995 годах, военному историку Константину Юрьевичу Душенову (Санкт-Петербург), главному редактору информационного агентства «Русская Линия», историку Анатолию Дмитриевичу Степанову (Санкт-Петербург), историку Роману Валерьевичу Нуриеву. Благодарная светлая память живет в моем сердце об историке-архивисте, докторе исторических наук Юрии Алексеевиче Буранове, который также нравственно поддерживал меня в моем стремлении приобрести научное образование и много содействовал моим исследованиям. В заключение же должен сказать слова благодарности моим близким - жене Нине Генриковне, детям Дмитрию, Ольге, Евгению, Светлане, внучке Елизавете и старшей сестре Елене Евгеньевне, за их духовную заботу, за то, что они стойко пережили все житейские трудности, возникавшие из-за моей учебы и занятости. Без их безусловной поддержки мне бы не удалось ни учиться, ни написать данную дипломную работу. Их вклад в это исследование для меня безспорен. Итак, всем-всем-всем, названным здесь, и кого я по немощи запамятовал, - моя сердечная признательность о Господе нашем Иисусе Христе. Здоровья Вам и многая, благая лета! Июнь 2009 года БИБЛИОГРАФИЯ Источники Грамота Избранная и Утвержденная на Царство Царю Борису Pocciйckaя Содержащая въ себе Coбpahie Древностей Pocciйckuxъ, до Ucmopiu, Гeorpaфiu, и Гeheaлoriu Poccickiя касающихся, Изданная Николаемъ Новиковымъ, Членомъ Вольнаго Pocciйckaro Coбpahiя при Императорскомъ Московскомъ Университете. Uздahie Второе, Вновь исправленное, умноженное и въ порядокъ Хронологической по возможности приведенное. Часть VII. М., Въ Tunorpaфiu Koмnahiu Типографической, 1788. С. 36-127.

http://ruskline.ru/analitika/2011/10/07/...

Некоторые из названий нашему современнику будут, вероятно, не вполне понятны: ряды «Щепетильный» (женские товары), «Москательный» (мыло, клеи, краски), «Вандышный» (подраздел Рыбного, где отоваривались любители мелкой, но удивительно вкусной рыбы корюшки), и другие. Помимо специализации по мере развития ряды «поползли» вверх по склону Боровицкого холма, разделившись на Нижние, Средние и Верхние, последние из которых расположились напротив Кремля, уже каменного, построенного в 1366–1368 годах при князе Дмитрии Донском. Образовалась огромная торговая площадь, на которой возникли, говоря по-современному, киоски, ларьки, торговые палатки, между которыми бойко шныряли разносчики пирожков, сбитеня, полезной мелочёвки. Эти «малые архитектурные формы» пытались прилепиться поближе к стенам крепости, то есть Кремля, отчего на Москву навлекалась беда: самодельные печи, устраиваемые в торговых самостроях, вызывали пожары, по всему городу распространявшиеся, отчего столица часто выгорала едва ли не дотла. Вид Красной площади в XVII веке. Реконструкция художника Аполлинария Васнецова Так продолжалось до тех пор, пока при Государе и Великом князе всея Руси Иване III Васильевиче, дедушке Иоанна Грозного, в конце XV века торговлю по указу не отодвинули от кремлёвских стен на «не менее, чем на 106 сажен» (228,96 метра), а при царе Борисе Годунове (конец XVI века) было велено строить на Красной площади для пожарной безопасности исключительно каменные лавки. Тогда же окончательно сформировались три больших основных торговых квартала: Верхние, Средние и Нижние ряды. Обыденное выражение: «Пойду в город, куплю хлеба, молока» и далее по списку, бытующее в Киеве и Одессе, Минске и Владивостоке, имеет сугубо московское происхождение. Именно так – Городом, притом с большой буквы, именовалась совокупность торговых рядов на Красной площади и близ неё. Порядок в этом Городе пыталась навести императрица Екатерина Великая, по распоряжению которой знаменитый архитектор Джакомо Кваренги спроектировал (и построил) в своём любимом палладианском (раннего классицизма) стиле фасад торговых рядов, но и только. За ним располагался настоящий «шанхай» разношерстных построек, уничтоженный великим московским пожаром 1812 года при нашествии Наполеона.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/14/glavny...

Картины Русской школы живописи, находившиеся на Лондонской Всемирной выставке. (Выставлены для Московской публики в зале 1-й Гимназии, у Пречистенских ворот) Картины русской школы живописи, находившиеся на лондонской выставке, не были встречены особенно лестным одобрением ни в иностранных, ни в русских журналах и газетах. Один из лучших художественных журналов французских, Gazette des Beaux Arts 76), с презрением отзывается о русской выставке, называя ее беспорядочной смесью некоторых старых картин с произведениями ремесленными, и благосклонно останавливается только на портретах Левицкого, особенно на портрете Наталии Борщовой 3), и то, кажется, с тем, чтобы в этом произведении указать на влияние французское, которому Левицкий подчинялся. В русской журналистике бросали тень даже на добросовестность при самом выборе картин, намекая на пристрастие какой-то партии, чем и объясняли посылку в Лондон ученических произведений. Правда, что чуть ли не половину посылавшихся картин лучше было бы оставить дома, что из произведений Брюллова, Егорова, Айвазовского следовало бы непременно выбрать что-нибудь другое, правда, что уж если надобно было дать европейской публике понятие о русской школе живописи, то можно ли было обойти такие прославленные произведения, как «Последний день Помпеи» Брюллова и «Проповедь Иоанна Крестителя» Иванова? Пользуясь случаем, можно было на Лондонской выставке, не рискуя неудачей, возобновить в публике то счастливое впечатление, какое четверть столетия тому назад произведено было в Европе этой картиной Брюллова. Ссылаться на недостаток места на выставке для больших картин было бы нельзя, если бы не посылать большую часть того, что было послано. Итак, кажется, трудно сомневаться, что выбор русских картин на выставке был неудачен; но столько же трудно, просто невозможно обвинять распорядителей выбора в намеренном пристрастии. Можно у себя дома, где-нибудь на Васильевском острове или на Пречистенке, надбавить цену на сомнительную художественную знаменитость, окружив ее ученическими спутниками; но кто же не знает, как было бы опасно пуститься на такую шутку на выставке всемирной, перед всеми, какие только есть, знатоками в образованном мире? Перед таким нелицемерным судом исчезает всякий дух партий, бледнеет всякое самолюбие, и личный мелочный рассчет уступает место другим более разумным и даже более практическим соображениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

111 S. Athanasii Oratio de incarnatione Verbi c. 51. 32. Migne, Patrol. curs. compl. s. gr. t. XXV, p. 187–189. 117 Подпись Феофила по Кольбертинскому списку приведена у проф. Васильевского в его статье: «Житие Иоанна Готского». Журн. Минист. Народ. Просвещ. 1878 г. Янв. 120 Записки Акад. Наук. 1874 г. т. 24, ст. «Черноморские Готы и следы долгого их пребывания в южной России». 126 Ulphilae partium ineditarum in Ambrosianis palimpsestis ab Angello Maio repertarum specimen. Mediolani. 1819. Massmann. Ulfilas. Stuttgrat. 1857. S. 590 128 Kustantein(a)us thiudans. Thiudans Массманн переводит словом Konig. См. его словарь Готского языка, прилож. к сочинению: «Uifilas». Память Константина Готы праздновали 3-го июля. 130 Skujai de nun atremousin, iowv de ouk atremhsousin. Eunapii fragm. Corp. soript. Byz. ed. Bonnae, t. I, p. 68. 131 Bellicosiseimus rex et permulta variaque fortiter facta viciais nationibus formidatus. Amm. Marcel. XXXI, 3. 132 Ermanaricus nobilissimus Amalorum in regno successit, qui multas et bellicosissimas Arctoas gentes perdomuit, suisque parere legibus fesit. Quem merilo nonnuli Alexandro Magno comparavere majores. Lornand. c. XXIII. 135 Шафарик. Славян. древн. Т. 1, кн. 2, стр. 249. Рассказ Иорнанда о Германарих Шафарик находит сильно преувеличенным. 136 С таким званием является Атанарих в более достоверных источниках. Iudex potentissimus называет его Аммиан Марцелин (XXVII, 5); inreligiosus et sacrilegus judex Golhorum именуется он у епископа Авксентия. Waitz. Ueber d. Leben und d. Lehre des Ulfila. 137 Am. Marsel. lib. XXVI, c. 10. XXVII, 5. Excerpta ex Eunap. hist. Corp. scrip. Byz. t. I, p. 46–47. 139 Adserebat Athanaricus sub. timenda exsecratione jurisjurandi se esse obstructum, mandatisque prohibitum patris, ne solum calcaret aliquande Romanorum et adegi non poteral. Am. Marcel. XXVII, 5. 140 О войне Валента с Готами в месть за пособничество Прокопию у Am. Marsel. XXVII, 5. Eunar. Corp. script. Byz. T. I. p. 46–48. Edit. Bon. – Themist. Orat. X. (Ersch и Gruber. Incyk. Th. 75. s. 139–140) и Zosim. Lib. IV, cc. 7. 10–12. Мы назвали эту войну Готов с Римлянами единственною в вышеуказанный период, не принимая в расчет вмешательства со стороны Валента в междоусобие Атанариха и Фридигерна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неприкосновенный капитал общества, кроме пожертвований Ф. И. Коровина на сумму 106,000 руб., составился из пожертвований: потомственного почетного гражданина М. И. Лопатина – 18,000 руб.; душеприказчиков потомственного почетного гражданина В. Ф. Змеева – 9,500; тайного советника К. И. Менде 6,000; купеческой вдовы П. Е. Демидовой, по завещанию 6,000; статского советника А. Г. Петрова с супругой Н. Е. – 5,100, П. В. Демидова, по завещанию 5,000; действительного статского советника В. С. Татаринова по завещанию 4,000; мануфактур-советника А. И. Варгувина 3,600; неизвестного – чрез действительного тайного советника Г. П. Небольсина 3,500; И. Ф. Мартынова 3,100; в память А. и Б. Резановых, Е. и М. Денисовых 3,000; вдовы потомственного почетного гражданина А. А. Змеевой 2,100; потомственного почетного гражданина П. И. Зайцева 2,000; П. И. Титова, 2000; А. Ф. Меняевой 1,700; П. Ф. и Л. Н. Коровиных 1,700; за упокой Иоанна Мешкова 1,650; А. И. Соколовой , по завещанию 1,500; П. Я. Колесниковой 1,000; вдовы потомственного почетного гражданина А. Н. Зайцевой 600; графини В. К. Апраксиной и жены статского советника Т. П. Вакрушевой по 500; неизвестных 400; в память двадцатипятилетия священнической службы знаменского протоиерея А. И. Двукраева 300; Родионовой и Артемьевой – по 100 руб. Из лиц, предоставлявших обществу более и менее крупные суммы в полное его распоряжение, без определенного назначения, в отчетах общества упомянуты: К. М. Васильев, П. Е. Демидов, Е. Н. Духовская, 3. А. Иванова , Г. М. Игумнов, А. И. Калинова, П. Карпова, Кириакова, И. Лапин, Н. И. и А. П. Лопатин, Л. А. Лескова, П. Д. Мальцев, В. М. Маневский, графиня А. А. де-Мойра, В. П. Мордвинов, Надеждинская, неизвестные, протоиерей Л. А. Павловс кий, вдова тайного советника А. И. Пасмурова, А. Г. и Н. Е. Петровы, Е. И. Петрова, В. Я. и А. Ф. Прокудины, Ф. С. Ракеев, Р. С. Семенова, В. П. Сизов, Смольянинова, Спесивцева, графиня Н. А. Стенбок-Фермор, М. Д. Шевлягин, граф А. Д. Шереметев, В. Н. Юренева, П. Д. Яковлев. Все эти лица принесли обществу различные суммы, не менее ста и до двух с половиной тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Зубарев , Иван Васильевич, авантюрист XVIII ст., замешанный в заговоре, имевшем целью возвращение на престол малолетнего императора Иоанна Антоновича. З. происходил из тобольских посадских людей (купцов), родился в 1730 г. и ранние годы провел в Сибири. Об этом периоде его жизни сохранилось очень мало сведений; известно однако, что он был человек грамотный и, надо полагать, от природы одаренный сметливым умом и предприимчивым характером, при полном отсутствии нравственных устоев. Еще юношей, лет 20-ти, он успел заявить себя в Сибири, то как искатель серебряных приисков, то как доноситель на разные злоупотребления по таможенной части на Ирбитской ярмарке и по питейным сборам в Тюмени. Так как в Тобольске его доношения не были уважены, то он убедил губернатора Сухарева отправить его в Исетскую провинцию (Оренбургской губернии) для отыскания серебряных руд в так называемых Старочуцких копях. Здесь он набрал несколько проб руды и песку, содержащих в себе, по его заявлению, серебро и золото, и, не возвращаясь в Тобольск, непосредственно отправился в столицу, где 26 ноября 1751 года, у подъезда Зимнего дворца и подал доношение о своем открытии самой императрице Елизавете Петровне. Податель доношения был отдан под караул, а дело о нем стало производиться в императорском Кабинете у барона Черкасова. Представленные З. образцы руд были рассмотрены в Академии Наук, в монетной канцелярии и в московской берг-коллегии, но результаты рассмотрения получились различные. Ломоносов, которому академическая канцелярия поручила произвести требуемое испытание, в феврале 1752 г. донес, что все образцы руд содержат в себе признаки серебра (с расчетом от 2 до золотников на пуд); между тем берг-коллегия и монетная канцелярия в тех же образчиках З. ни золота, ни серебра вовсе не нашли. Вызванный для дачи объяснений по этому поводу в Кабинет, Ломоносов признал свою ошибку и заявил, что во время проб руды З. неоднократно приходил к нему в лабораторию, иногда и в его отсутствие. Ввиду этого Кабинет пришел к заключению, «что при пробе в лаборатории Академии Наук Зубарев такое ж воровство учинил, как в Сибири, что показалось серебро, чего не бывало, и то знать можно по примеру прежде таких воров бывших, что неосторожностью пробовщика (ежели воровски не подкупил оного) приближась к месту, где горшок с рудою в огне стоит, и тертого серебра, смешав с золою или другим чем, в горшок бросил, почему и оказывался в пробе выход серебра»...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010