Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 21 октября 2024 г. (8 октября ст.ст.) Седмица 18-я по Пятидесятнице Глас 8, Поста нет прп. Пелагии Антиохийской (457) . прп. Досифея Верхнеостровского, Псковского, игумена (1482) . прп. Трифона Вятского, архимандрита (1612) . Собор Вятских святых. прп. Таисии Египетской (IV) . мц. Пелагии девицы, Антиохийской (303) . сщмчч. Димитрия (Добросердова), архиепископа Можайского, и с ним Иоанна Хренова, диакона, прмчч. Амвросия (Астахова), архимандрита, Пахомия (Туркевича), игумена, прмц. Татианы (Бесфамильной), инокини, мч. Николая Рейна, мцц. Марии Волнухиной и Надежды Ажгеревич (1937) . сщмч. Ионы (Лазарева), епископа Велижского, прмч. Серафима (Щелокова), архимандрита, сщмчч. Петра Никотина, Василия Озерецковского, Павла Преображенского, Петра Озерецковского, Владимира Сперанского, пресвитеров, мчч. Виктора Фролова, Иоанна Рыбина, Николая Кузьмина и Елисаветы Курановой (1937) . прмч. Варлаама (Ефимова), монаха (конец 1930-х) . иконы Богородицы «Избавительница от бед» (Ташлинская) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Еф.4:25-32 Ев.- Лк.7:36-50 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. преподобной Пелагии Антиохийской Тропарь преподобной Пелагии Антиохийской, глас 8 В тебе мати известно спасеся, еже по образу:/приимши бо крест, последовала еси Христу,/и, деющи, учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Пелагие, дух твой. Кондак преподобной Пелагии Антиохийской, глас 2

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-10-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТРОПИЙ [испан. Eutropio] († до 610), свт. (пам. зап. 8 июня), еп. г. Валенция (ныне Валенсия, Испания), писатель, участник Толедского III Собора (589). Сведения о жизни и деятельности Е. отрывочны. Сохранилось 2 письма святителя к Петру, еп. г. Эркавика (в совр. пров. Куэнка). Е. упоминается в «Хронике» Иоанна Бикларского и в сочинениях свт. Исидора Гиспальского (Севильского). Исидор сообщает о послании Е. к Лициниану, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена), в к-ром тот объяснял, как совершать хризму (миропомазание) младенцев. Е. был монахом, затем настоятелем Сервитанского мон-ря, основанного в VI в. мон. Донатом (бежал из рим. Африки во время гонения на христиан со стороны вандалов). В посланиях, составленных в период жизни в монастыре, Е. отмечал упадок нравов монахов, считал, что нравственное возрождение монахов было его основной задачей как настоятеля. Вслед за прп. Иоанном Кассианом Римлянином он выделял 8 общечеловеческих пороков: обжорство, вожделение, алчность, гнев, уныние, малодушие, тщеславие, гордыню. Согласно Иоанну Бикларскому, вместе со свт. Леандром Гиспальским Е. был инициатором и активным участником III Толедского Собора, на к-ром было объявлено о присоединении вестгот. кор.-арианина Реккареда (586-601) к кафолической Церкви. Подробности о выступлениях Е. на Соборе не сохранились. После 589 г. Е. был рукоположен во епископа и назначен на кафедру Валенции. День памяти святителя присутствует в мартирологах ордена бенедиктинцев и частных мартирологах XVI-XVII вв. Соч.: CPL, N 1095-1096; Epistola ad Petrum Papam de octo vitiis; De destructione monachorum et ruina monasterium//PL. 80. Col. 9-20; Anecdota Wisigothica/Ed. M. C. Díaz y Díaz. Salamanca, 1958. Vol. 1. P. 20-35. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. Col. 51-52; Ioannes Biclarensis. Chronicon// Campos Ru í z J. Juan de Biclaro, Obispo de Gerona: Su vida y su obra. Madrid, 1960. P. 92, 97; Isid. Hisp. De vir. illustr. XLV 64//PL. 83. Col. 1106. Лит.: Gonz á lez T. La Iglesia desde la converción de Recaredo hasta la invasión arabe//Historia de la Iglesia de España/Ed. R. García Villoslada. Madrid, 1979. T. 1. P. 408, 720; C á rcel Ort í V. Historia de la Iglesia en Valencia. Valencia, 1986. T. 1. М. В. Рыбина Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/187601.html

от Иваново-Вознесенской епархии: протоиерея Александра Поспелова (1883 — 26 декабря 1937); от Йошкар-Олинской епархии: епископа Марийского Леонида (Антощенко; 1872 — 7 января 1938), протоиерея Адриана Троицкого (1872 — 15 февраля 1938), священника Михаила Березина (1889 — 13 января 1938); от Могилевской епархии: епископа Могилевского Иоасафа (Жевахова; 1874 — 4 декабря 1937); от Московской епархии: протоиерея Иоанна Якушева (1877 — 8 декабря 1937), протоиерея Николая Постникова (1857 — 10 апреля 1931), протоиерея Бориса Назарова (1884 — 17 февраля 1938), священника Михаила Рыбина (1877 — 17 февраля 1938), священника Александра Покровского (1889 — 17 февраля 1938), священника Аркадия Лобцова (1895 — 17 февраля 1938), священника Иоанна Смирнова (1879 — 10 декабря 1937), священника Димитрия Благовещенского (1879 — 15 декабря 1932), священника Матфея Алоина (1879 — 25 ноября 1937), священника Петра Петрикова (1903 — 27 сентября 1937), священника Иоанна Честнова (1874 — 13 декабря 1937), иеромонаха Сергия (Букашкина; 1884 — 7 марта 1938), иеромонаха Серафима (Крестьянинова; 1875 — 10 декабря 1937), иеромонаха Ионы (Санкова; 1873 — 4 июля 1938), архидиакона Серафима (Вавилова; 1899 — 17 февраля 1938), схимонахини Рафаилы (Вишняковой; 1887 — 17 февраля 1938), послушницы Татианы (Грибковой; 1879 — 14 сентября 1937), Татьяны Гримблит (1903 — 23 сентября 1937), Василия Иванова (1869 — 17 февраля 1938); от Петербургской епархии: протоиерея Сергия Флоринского (1873 — 30 декабря 1918), игумена Арсения (Дмитриева; 1872 — 3 декабря 1937), игумений Иоанникии (Кожевниковой; 1859 — 3 декабря 1937), священника Николая Покровского (1895 — 3 декабря 1937), священника Василия Канделяброва (1889 — 3 декабря 1937); от Рязанской и Тульской епархий: епископа Игнатия (Садковского; 1887 — 9 февраля 1938); от Саратовской епархии: священника Иоанна Днепровского (1875 — 15 декабря 1937); от Тульской епархии: монахини Макарии (Сапрыкиной; 1867 — 8 января 1938) и монахини Анфисы (Сысоевой; 1868 — 8 января 1938);

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира об установлении дня празднования Собора Петербургских святых. ПОСТАНОВИЛИ: Установить празднование Собора Петербургских святых в Неделю третью по Пятидесятнице. СЛУШАЛИ: Сообщение митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Председателя Синодальной Богословской комиссии, о результатах рассмотрения президиумом Синодальной Богословской комиссии итоговых документов II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Принять к сведению итоговые документы II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, отражающие современное состояние миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. 2. Миссионерскому отделу при издании материалов съезда учесть замечания Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о результатах работы Комиссии за период, прошедший со времени последнего заседания Священного Синода, по вопросу подготовки соборного прославления новомучеников и исповедников Российских XX века, материалы о которых были представлены в Комиссию правящими Преосвященными архипастырями. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия и представленные им материалы. 2. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских XX века: от Алма-Атинской епархии: протоиерея Николая Романовского (1869-1937), протодиакона Никиты Алмазова (1874-1937), священника Николая Ковалева (1884-1937), священника Иоанна Рыбина 1877-1937), диакона Петра Сорокина (1885-1953), священника Василия Сокольского (1878-1937), Пелагии Жидко (1897-1944); от Костромской епархии: протоиерея Иосифа Смирнова (1864-1918), иерея Владимира Ильинского (1833-1918), диакона Иоанна Касторского (1848-1918), Иоанна Перебаскина (1862-1918), священника Василия Разумова (1879-1937);

http://sedmitza.ru/lib/text/429460/

17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. Н. был приговорен к расстрелу вместе с др. обвиняемыми. Н. был казнен через 10 дней после расстрела др. приговоренных. Они были похоронены в безвестных могилах на полигоне Бутово под Москвой. Имена Н. и др. мучеников были включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. Память Н. празднуется в день расстрела осужденных с ним прот. сщмч. Петра Никотина и мирян мучеников Виктора Фролова, Иоанна Рыбина и мц. Елисаветы Курановой - 21 окт. (8 окт. ст. ст.). Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 20812; РГАЭ. Ф. 742. Оп. 1. Д. 73; ЦГА Москвы. Ф. 468. Оп. 2. Д. 611. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 186; ЖНИР: Моск. Доп. т. 1. С. 197-212; Васнецов В. А. Под звездным флагом «Персея». Л., 1974. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Семенович Скоробогатов (1889 - 1937), мч. (23 марта в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АННА Ивановна Зерцалова (1870 или 1873-1937), мц. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВАРВАРА Ивановна Лосева, мц. (пам. 22 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ВИКТОР Васильевич Фролов (1913-1937), чтец, мч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАВРИИЛ Гаврилович Безфамильный (1880-1937), мч., (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДИМИТРИЙ Васильевич Казамацкий (1871-1938), псаломщик., мч. (пам. 4 февр. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДИМИТРИЙ Иванович Рудаков (1879-1937), мч. (пам. 14 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ Петровна Кузьминова (1884-1938), мц. (пам. 23 янв. и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2565884.html

Через двенадцать лет на месте увезённой церкви началось строительство храма Преображения Господня, но уже не деревянного, а кирпичного. В конце 50-х годов XIX века на земле, принадлежащей деревне Лопино, стараниями настоятеля Староладожского Никольского монастыря архимандрита Аполлоса (в миру Александра Ивановича Попова) был построен кирпичный завод и открыты новые плитные ломки (камнеразработки). С момента построения завода кирпичи пользовались большим спросом в округе. Из этого кирпича в Никольском монастыре сначала был отстроен братский корпус, а затем возведена церковь свт. Иоанна Златоуста по проекту академика архитектуры А. М. Горностаева. Чуть позже, в 1869 году, была заложена церковь Преображения Господня в деревне Чернавино. Она строилась архитекторами М. Н. Грудистовым и А. В. Мусселиусом на средства купца А. Рыбина и других благотворителей из того же красного кирпича взамен церкви, перевезенной на Валаам. Проект церкви был одобрен Строительным отделением Священного Синода 5 января 1869 года. Для храма архитектором А. В. Мусселиусом был использован проект Александро-Невского храма в Новой Ладоге, построенного им в 1864–1871 годах. Размеры Преображенской церкви — 24 метра в длину и 9 метров в ширину, с шатровой колокольней. Посредине железной двускатной крыши возвышался восьмигранный купол с окном в каждой грани, увенчанный деревянным крестом. Церковь Преображения Господня, освящённая 26 января 1871 года, сохранилась до наших дней, хотя и без центральной части крыши. С 1937 года в Чернавино перестали действовать православные храмы, а в 1940 году их закрыли официально. С колокольни церкви Преображения Господня были сброшены четыре колокола — они разбились о каменные плиты, которыми был выложен вход. От этого удара пострадал руководящий изъятием колоколов коммунист — одним из осколков ему оторвало ногу. Церковные помещения, в которых раньше творилась молитва, превратились в зерновые закрома. В годы Великой Отечественной войны в храме Преображения Господня военные организовали клуб и устраивали концерты. При обустройстве храма под свои нужды они замазали краской настенную роспись. Удивительно, но от бомбёжек и обстрелов церковь в Чернавино фактически не пострадала.

http://sobory.ru/article/?object=00554

Петров С. Школа и армия нуждаются в сотрудничестве с Русской Православной Церковью//Там же. С. 36–46 Троицкий В. Святоотеческое наследие и пути русского просвещения//Там же. С. 47–58. Троицкий В. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского » схиархимандрита Иоанна (Маслова) – фундамент для развития современной педагогики//Там же. С. 166–170. Жуков В. Православие должно стать основой социального служения//Там же. С. 59–61. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Есть идея и есть путь//Там же. С. 62–63. Феодосии, епископ Полоцкий и Глубокский. Глинская пустынь как центр духовного просвещения//Там же. С. 84–93. Феодосии, епископ Полоцкий и Глубокский. Два дня духовных торжеств//Там же. С. 246–249. Алексий Ширинкин, протоиерей. Глинские литургические традиции в Московских Духовных школах//Там же. С. 126–127. Маслов Н. Литературное богословское наследие Глинской пустыни//Там же. С. 94–112. Кисель В. Архивные материалы по истории Глинской пустыни, собранные схиархимандритом Иоанном (Масловым) //Там же. С. 113–125. Иноземцева 3. К вопросу об использовании духовного наследия в образовательном процессе (на примере писем Глинского старца Илиодора)//Там же. С. 128–134. Лебедев Ю. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в университетском курсе истории русской литературы XIX века//Там же. С. 135–141. Ильин А. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебном курсе «История православной педагогики»//Там же. С. 142–147. Попков В. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрита Иоанна (Маслова) в учебных курсах кафедры русской литературы Мичуринского государственного университета//Там же. С. 148–152. Морозов Н. «Глинская пустынь» схиархимандрита Иоанна (Маслова) и изучение книги Б.К. Зайцева об Афоне в университетском спецкурсе «Писатели русского Зарубежья»//Там же. С. 153–157. Рыбина. Е. Из опыта работы с книгами схиархимандрита Иоанна (Маслова) В МГУКИ//Там же. С. 158–165. Евладова Е. Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в научно-методическом обеспечении духовно-нравственного воспитания школьников//Там же. С. 171–173.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Маслов Н. Схиархимандрит Иоанн о стяжании мира//Квартирьер. 1994. 13. Маслов Н. О схиархимандрите Иоанне (Маслове) //Квартирьер. 1995. 15. Маслов Н. Он всегда с нами//Подмосковье. 1997. 36. Маслов Н. Будь свечой горящей! (К 40-летию со дня монашеского пострига//Русский Вестник. 1997. 40. С. 11. Маслов Н. Светильник не скроешь. Naмяmi отца Иоанна (Маслова) //Русский Вестник. 1997. 27. С. 6. Маслов М. Свитильник не сховаеш. (Naмяmi схиархимандрита Ioahha (Маслова)/на укр.//Православний bichuk. 1998. 1. С. 52–54. Маслов Н. Образец пастырям//Русский Вестник. 1998. 24. С. 11. Маслов Н. «Поминайте наставники ваша»//Русский Вестник. 1998. 39. С. 10. Маслов Н. Светильник праведности//Благовест. 1998. 30. С. 7. Маслов Н. Общероссийское патриотическое общество «Наследники Александра Невского»//Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников. Научно-методический сборник. РАО. М., 1998. С. 64–68. Маслов Н. Русский Златоуст (К 40-летию монашеского пострига схиархимандрита Иоанна (Маслова) //Мегаполис-Континент. 1997. 41. С. 8. Маслов Н. Памяти Александра Невского//Русский Вестник. 1998. 46. С. 2. Маслов Н. В память вечную будет праведник//Московский Церковный Вестник. 27 июля 1998. С. 2. Маслов Н. Подвижник духа//Мегаполис-Континент. 1998. 30. С. 13. Маслов Н. Идеал служения Отечеству/Материалы IX Международных Рождественских образовательных чтений/М., 2000. С. 43–48 Устинов В. Молодые побеги (воспоминания иеромонаха Ермогена о схиархимандрите Иоанне (Маслове) //Ведомости православной жизни (г. Калининград). 1998. 2. Феодосий (Бильченко), игумен; Кучерявый Владимир, прот. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) //ЖМП. 1992. 11–12. С. 77. Русский Златоуст (К 5-летию со дня кончины схиархимандрита Иоанна (Маслова) //Мир новостей, 1996. 30. О праздновании дня Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова) //Русский Вестник. 1996. 38–39. Рыбина Е. Духовное возрождение России и юный читатель. Программа курсов для вузов культуры, педагогических вузов и университетов. М., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в университетском курсе истории русской литературы Х1Х века Ильин Александр Анатольевич, кандидат филологических наук, доцент, зав.кафедрой православной педагогики Тольятинского филиала Самарского государственного педагогического университета «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна  (Маслова) в учебном курсе «История православной педагогики» Попков Василий Иванович, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы Мичуринского государственного университета культуры и искусств. «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского» в учебных курсах кафедры русской литературы Мичуринского государственного университета Морозов Николай Георгиевич, кандидат филологических наук, зам. декана филологического факультета Костромского государственного университета «Глинская пустынь» схиархимандрита Иоанна (Маслова) и изучение книги Б.К.Зайцева об Афоне в университетском спецкурсе «Писатели русского зарубежья» Рыбина Евдокия Филипповна, профессор кафедры детской литературы и библиотечной работы Московского государственного университета культуры и искусств Из опыта работы с книгами схиархимандрита Иоанна (Маслова) в Московском государственном университете культуры и искусств Евладова Елена Борисовна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дополнительного образования Института  общего образования Минобразования РФ Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) в научно-методическом обеспечении духовно-нравственного воспитания школьников Петракова Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего образования Минобразования РФ Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе Шевченко Татьяна Александровна, преподаватель словесности в средней школе Север. округа   Москвы Детям нужен духовный стержень Митрофанова Татьяна Петровна, преподаватель Центра детского и юношеского творчества «Бибирево» Мудрая книга «Домострой»

http://pravoslavie.ru/archiv/2.htm

Преподобните глински старци/Църковеи вестник. София, 2009. 1–15 септември. С. 1–3. Рыбина Е.Ф. Духовное возрождение России и юный читатель/Московский Государственный университет культуры – М. 1997. Программа курсов для вузов культуры, педагогических вузов и университетов. Савочкин Владимир. «Самый добрый батюшка на земле». – М. Луг духовный, 2010. С. 9–10. Святоотеческое наследие в общеобразовательной школе: Методическое пособие. – М., 2000. 80 с. Свято-Успенский Жировичский ставропигиальный мужской монастырь. Жировичские подвижники благочестия. 2008. С. 19. Симон (Новиков), митрополит Рязанский и Касимовский. Путем спасения/Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. – М. 2002. С. 22–24. Скурат К.Е. «Нужно знать и исполнять» (по письмам схиархимандрита Иоанна Маслова) /Алфавит духовный. Живите во славу Божию. По письмам благодатных Наставников Русской Церкви. – М. «Ковчег», 2015. С. 57–105. Скурат К.Е. Глинские старцы (памяти отца Иоанна (Маслова) /Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. – М., 1999. С. 265–266. Скурат К.Е. Лампада Глинская: Старчество в современном мире (По Глинскому патерику схиархимандрита Иоанна (Маслова) . – М. Русский Хронографъ, 2005. С. 224. Современные старцы Святой Руси: Наставления, советы, пророчества, – М.: Оранта, 2008. С. 61–83. Софроний (Макрицкий), иеродьякон. Памяти Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаш , 1888–1974)/Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Неугасимый свет любви. В 2-х частях. Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди . Изд. 12-е, исправленное и дополненное. – М.: «Благословение», 2010. С. 452–453. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) /Жития новопрославленных святых и подвижников Русской Православной Церкви/сост. Данилушкин М.Б., Данилушкина М.Б. – Спб.: Воскресение, 2001. Т. 1. С. 773–779. Т. 2. С. 781–796. Трофимчук М.Х. Иоанн (Маслов) /Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 326, 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010