В 1468 г. впервые упоминается настоятель М. П. м. игум. Иоаким ( Строев. Списки иерархов. 27. Стб. 216). Однако в ранних источниках основание мон-ря напрямую не соотносилось с деятельностью прп. Мефодия. По наблюдениям Г. В. Попова , в пользу основания обители в 1-й пол. XV в. косвенно свидетельствует датировка происходящей из мон-ря единственной древней деисусной поясной иконы св. Иоанна Предтечи, авторство к-рой принадлежит одному из учеников прп. Андрея Рублёва . Время создания этого образа дискуссионно. В. Н. Лазарев датировал икону 2-й четв. XV в. ( Лазарев. 1980. С. 9), а Попов - 1-й пол. XV в. ( Попов. 2007). Однако она могла оказаться в М. П. м. и позже предполагаемых дат (напр., в качестве вклада). Более точным свидетельством времени основания М. П. м. является иммунитетная грамота царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 28 апр. 1547 г., выданная монастырским властям. В этом документе отмечены прежние пожалования рус. князей в пользу монастыря, начиная с дмитровского кн. Петра Дмитриевича (время правления 1399 (1401/02)-1427). Это был один из младших сыновей Владимирского, Московского и Новгородского св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и св. блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны . Крестник прп. Сергия Радонежского пожаловал М. П. м. села Ивановское, Бестужево, Новоселки, Поповское, Александровское, Нестеровское, Белавино и Говейново вместе с деревнями и угодьями ( Будовниц. 1966. С. 154). Поскольку Дмитров и его округ сильно пострадали во время набега темника Едигея в дек. 1408 г., пожалование кн. Петра Дмитриевича скорее всего состоялось после 1409 г., вероятно в 1417-1427 гг., когда Сев.-Вост. Русь пострадала от эпидемий и мора. Связь князя со сподвижниками прп. Сергия Радонежского неслучайна. Известны пожертвования кн. Петра Дмитриевича и его жены в пользу Троице-Сергиева и московского в честь Богоявления мужских монастырей, имеются также сведения об общении прп. Кирилла Белозерского и правителя Дмитровского удела. В свете этого поддержка кн. Петром Дмитриевичем на территории своего княжения новой обители представляется закономерной. По предположению Попова, «выбор духовного наставника из числа учеников радонежского игумена вообще выглядит вполне устойчивым для князей московского дома в конце XIV и начале XV в.» ( Попов. 2007. С. 221). Поэтому время основания прп. Мефодием М. П. м. можно отнести не к посл. трети XIV в., а к самому кон. XIV - 1-й четв. XV в.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Скачать epub pdf Слово при пострижении в монашество послушника Русского Спасова монастыря в Болгарии, брата Александра (Попова) 15 Приветствую тебя, возлюбленный во Христе сын мой о. Кирилл, с принятием монашества, которое ублажается нашею Православною Церковию как ангельский чин. Так высоко смотрит св. Церковь на монашество потому, что иноки своим девственным состоянием уподобляются бесплотному ангельскому жительству и, как Херувимы и Серафимы, должны непрестанно быть с Богом посредством молитвы. Высокой ангельской чести сподобляются иноки при пострижении. Но еще большая честь их ожидает на небесах, где они сподобляются особенной божественной славы. Что это так, об этом свидетельствует св. Церковь в жизнеописании преп. Даниила Столпника. Он долго умолял свою мать принять иноческий постриг, но она не соглашалась, говоря, что можно угодить Богу и в мирском звании. Тогда, по молитве ее великого сына, Господь показал ей в видении неизреченные, превосходящие по славе и красоте все другие небесные обители, приготовленные только для принявших иночество. После этого она исполнила волю своего сына и постриглась. Но указывая на великую ангельскую честь монашеского звания, св. Церковь не скрывает от нас всей тяжести его подвига. И ты слышал сейчас, мой возлюбленный о Христе сын о. Кирилл, какие великие обеты поста, целомудрия, послушания и терпения всякой скорби до смерти приняла от тебя Церковь при твоем пострижении, в невидимом присутствии Самого Бога, Его Пречистой Матери и св. Ангелов. Не скрыла от тебя Церковь , по какому отселе тяжкому и скорбному пути ты должен идти в своей иноческой девственной жизни. Вот почему Сама Пречистая Божия Матерь, явившаяся в день праздника Благовещения преп. Серафиму в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна и двенадцати дев, преподобных и мучениц, сказала благочестивой инокине Дивеевской обители, свидетельнице этого дивного видения: «ныне великий подвиг сих мучениц несут инокини, только не открыто, а тайно, через умерщвление своих страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Из числа пяти Кремлевских церквей, бывшая монастырская св. Иоанна Богослова – самая замечательная по красоте архитектуры и по своему видному положению; она находится рядом с западными воротами Кремля. Монастырь св. Иоанна Богослова, что в Кремле, основанный при самом начале Ростовского княжества, упоминается в XII веке. В церкви этого монастыря до 1231 года находились, во время перестройки Успенского собора, мощи св. Леонтия. Настоящий Богословский храм возобновлен в 1683 г. митрополитом Ионой Сысоевичем. В нем вместо иконостаса находится каменная стена, расписанная альфресковой живописью, прекрасно сохранившейся; замечательны также резные клиросы и голосники, находящиеся в стенах; икон всего три, из которых старинная храмовая икона св. Иоанна Богослова, во время запустения этого храма (1786–1861), была взята в Успенский собор, где находится и по сие время у гробницы св. Феодора. После почти векового запустения, храм Иоанна Богослова был возобновлен покойным ростовским гражданином И. И. Храниловым в 1862 г. Возобновление было сделано не фундаментально и провалившиеся своды паперти были покрыты обыкновенным накатом, а трещины на стенах лишь кое-где заделаны и поправлены; альфресковая же живопись, бывшая на паперти храма, забелена известью и только ныне, на средства почетного гражданина А. М. Попова, открыта, представляя собой замечательный памятник стенной живописи XVIII века. В настоящее время один благотворитель, ревнитель уцелевших памятников родной седой старины, изъявил желание восстановить этот храм в прежнем виде и исправить паперть с возведением на ней сводов по прежним образцам. Жертва эта особенно дорога тем, что храм св. Иоанна Богослова, в настоящем ветхом виде, более других нуждается в капитальных исправлениях, без которых он едва ли мог бы быть украшением Ростовского Кремля, составляющего в настоящее время почти единственный памятник славного прошлого древнего города. Вопрос о поддержке этой церкви возбуждался уже более чем за полвека до нашего времени. В архиве Ростовской Городской Думы, между прочим, есть целый наряд (1824 г., 19) «о починке на счет городских доходов, состоящей в Кремле города Ростова, церкви Иоанна Богослова». По документам этого наряда можно последовательно проследить весь ход этого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Салтановка. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:не ранее 2018. Адрес: Россия, Брянская область, Навлинский район, с. Салтановка, ул. Центральная, д. 5А Координаты: 52.789069, 34.287393 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Богослова упоминается с 1714 года, В 1783 сооружена маленькая деревянная церковь (ГАБО, фонд 249, опись 1, дело 222, лист 65). В 1898 году церковь упразднена за ветхостью и малопоместительностью. Началось строительство 3-х престольной церкви (деревянной) и в 1900 году окончено. В 1921 году упоминается как действующая (ГАБО, фонд 350, опись 1, дело 56, лист 11). Закрыта в 1930-х годах (ГАБО, фонд 89, опись 1, дело 467, листы 9-12); не сохранилась. 1704 года марта в день по указу великого государя и по помете на выписке казначея монаха Тихона Макарьевского, а по челобитью Комарицкой волости Брасовского стану новопостроенной слободки Салтановки пахотных солдат слободчина Петра Салтанова да Кирея Иванова с товарищи велено новопостроенной церкви святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которую велено им построить в той новопоселенной слободе Солтановке на попа с причетники положить дани по сказке их челобитчиковой с дворов с попова, с дьячкова, с просвирничьего, да с приходских, с 20 дворов солдатских, с 1 вотчинникова, с 10 крестьян молотчих, да с церковной земли с пашни с 10 четвертей, сенных покосов с 20 копен по указной статье 23 алтына 4 деньги, заезда гривна, и те данные деньги велено имать с нынешнего 1704 года, платил тое церкви поп Алексей. 1746 года - рубль 11 копеек. 1704 года марта 3 слободки Салтановки слободчик Петр Салтанов с товарищи в Патриарший Казенный Приказ писал: " в прошлом 702 году по указу и по данной из Севска из земской избы Комарицких бурмистров сошлись мы из разных сел и деревень в Комарицкую волость в Брасовской стан в новопоселенную слободку Салтановку и поселились мы дворами на сыром корени и обещались мы той слободки слободчик Петр Наумов сын Салтанов и все той слободки жители построить церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и призвали к себе в приход Трубческого уезда дворцовой волости села Фомчина Флоровского попа Алексея Иванова, а к церкви под кладбище мертвых на все 4 стороны по 40 сажень, да еще попу Алексею с причетники под селидьбу дали мы из своих дач длиннику 60, поперечнику 30 сажень, земли 10 чети в поле, а в-ж, да сенных покосов 20 копен, да Брянского уезда стольника Ивана Михайлова Похвиснева деревни Святой Колодезь, а в той деревне двор помещиков; да 10 дворов крестьян, и просим дать нам благословенную грамоту по чему нам лес ронить и вновь на том месте во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова церковь строить " . Помета: " взять сказка о церковной земле и о сенных покосах " .

http://sobory.ru/article/?object=46834

Мостовой. Церковь Иоанна Богослова. Храм Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Карта и ближайшие объекты Въезжая в хутор Мостовой со стороны станицы Верхнее-Кундрюченской, неожиданно перед вами внизу слева на поляне встает аккуратная кирпичная церковь. Нельзя проехать мимо. Чем ближе, тем больше и больше она вырастает в ваших глазах. И вот остановившись на асфальте напротив, как зачарованный устремляешься к ней. Безотчетно ведут тебя ноги. И рука сама собой слаживается для крестного знамения. «Ах!», и «Не может быть!» - такое восклицание вырывается из вашей груди. Оказавшись рядом с храмом, пораженный его торжественным видом и непомерно могучим ростом, только и можешь вымолвить: «Господи, благослови!». Первые хуторские домишки за ним кажутся крохотными, а зеленые леса в долине реки Кундрючьей - отстраненно далекими. Что-то грозное есть в этой церкви, великое и земное. Она тяжеловесна, огромные боковые фронтоны, голубая колокольня в виде «византийского» восьмигранника, но настоящее украшение - купола-луковки блестят на солнце, осененные крестами: округлый главный и четыре малых (его копии в миниатюре) подчеркнуто строги. А многочисленные окна делают храм теплее и добрее. Из дневника Григория Степановича Попова: «3 февраля 1912 г. на сходе казаков х. Мостового атаманом ст. Верхне-Кундрюченской Харитоном Чернокнижниковым, атаманом х.Мостового Алексеем Григорьевичем Похлебиным было объявлено о найме подрядчика Куницына на строительство храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова за 40 тысяч 500 рублей собранных добровольных пожертвований казаков. 15 апреля 1912 г. состоялось освящение места под будущий храм. Церковным председателем был выбран Василий Яковлевич Горбунков. Во время строительства произошли перевыборы атаманов. Вместо Харитона Чернокнижникова атаманом ст. Верхне-Кундрюченской был выбран Петр Огуреев Поляков. 9 июня 1913 года сменили и Похлебина, и подрядчика. Новым подрядчиком стал Оленев, который уменьшил церковь на ¾ аршина (0,53 м) в высоту, а купол на 2 аршина (1,42 м) в окружности. В 1914 году на Красную Горку у новостроящейся церкви Иоанна Богослова было вознесение крестов. Народа было великое множество». Освятилась церковь в 1915 году 9 октября в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И стала относиться к Раздорскому благочинию. Внутренняя отделка, роспись продолжалась до 1946 года. Известно, что в 1920 году священник этого храма (Николай Степанович Попов, 1895 г.р.) был осужден на 3 года лишения свободы «за встречу Назаровской банды с церковным звоном». После отбытия наказания вернулся в х. Мостовой.

http://sobory.ru/article/?object=33994

2 Цифры в скобках указывают страницы творений святителя Иоанна Златоуста по следующему изданию: Творения. Том III. СПб., 1897. 3 Палладий, епископ Еленопольский . Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцев. СПб., 1850. С. 294. 4 Святитель Григорий Богослов . Творения. Ч. 5. М., 1889. С. 203—207. 5 Святитель Григорий Богослов . Указ. соч. С. 203—205. 6 Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . Жития святых подвижниц Восточной церкви. СПб., 1885. С. 203. 7 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294—296. 8 Здесь и далее приводятся пространные цитаты из писем к святой Олимпиаде с целью передать более полно и ярко суждения святителя Иоанна Златоуста. 9 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 295. 10 Палладий, епископ Еленопольский . Указ. соч. С. 294. 11 Цифры перед запятой указывают на источники, а после – на страницы. Источников два: первый – труд профессора К. Попова, второй – иеромонаха Марка (Головкова). 12 Первые три творения переведены на русский язык с греческого профессором К. Поповым, а последние два – иеромонахом Марком (Головковым). 13 См., например, вторую главу, где противопоставляется гордость не верующих во Христа Спасителя и смирение христиан. «Но гордящиеся наиверующим отцом – Авраамом, – рассуждает блаженный Диадох, – не хотят, чтобы Спаситель всех нас воскресил из мертвых». И немного ниже: «Единородный Сын Божий, воскресением Своим похитив человечество из плена смерти и восшедши превыше небес, уготовал для желающих правды оружие... укрепляя избираемых Им печатью смиренномудрия» (1, с. 559, 561, 562). 14 Здесь и далее в скобках указываются страницы по книге: Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и Послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Восьмое издание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. Репринт: Нью-Йорк, 1970. 15 Архимандрит Агапит . Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. В двух частях. Ч. 2. М., 1900. С. 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3556...

И вот как-то, когда одна из наших старейших сотрудниц, в красках рассказывала, как какой-то молодой человек в метро чуть не свернул себе шею, читая вместе с ней верстку материала (а материал, кстати, назывался « Наказывает ли Бог?» ), а потом и вовсе, видя, что она собирается выходить, упросил ее отдать его, дочитать, я поняла, что пора. В Москве вышла книга бесед архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна (Попова)руководителя миссионерского отдела Русской Православной Церкви «Любовь долготерпит». На XX Международной московской выставке-ярмарке книга будет представлена издательством АСТ. В издание вошли беседы архиепископа Иоанна — руководителя миссионерского отдела Московского патриархата, правящего архиерея Белгородской епархии, — которые на протяжении нескольких лет он вместе с журналистом Марией Городовой вёл в рамках рубрики журнала «Крестьянка», отвечая на вопросы читателей. Предисловие Марии Городовой к книге «Любовь долготерпит» У этой книги было несколько миллионов читателей еще до ее издания. Более пяти лет мы вместе с архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном вели религиозную рубрику в крупнейшем глянцевом журнале страны: среди интервью знаменитостей, статей на злобу дня и новостей культуры и моды, мы в наших материалах беседовали о Боге. После каждого номера приходила огромная почта. В основном с вопросами. Честно говоря, вопросы были разные. И на первый взгляд простые: « Почему женщина в храме должна обязательно быть в косыночке?», или даже: « Зачем Богу надо, чтобы мы постились?», и фундаментально-философские: «Откуда взялось в мире зло?» В одних за отстраненной формулировкой кокетливо пряталось личное: « А разве любовь может быть грехом?», в других кричала ничем неприкрытая боль: «Но если Бог есть, то почему страдают невинные дети?». Такой мере искренности надо было соответствовать, чтобы ответить на такую боль, надо еще найти слова. И эти слова, по счастью, уже были. « Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучшего, потому что там находишь всю человеческую жизнь, » — это Александр Сергеевич, о Библии. И действительно, о чем бы мы ни разговаривали, – а читатель был всегда нашим третьим собеседником, – о том ли, что делать с распоясавшимся соседом, или как воспитывать детей, о том, как перенести смерть близкого человека, или о том, почему говорят, что браки «свершаются на небесах», мы неизменно возвращались к Библии.

http://pravmir.ru/kniga-arxiepiskopa-ioa...

20 сентября 1918 г. завершил работу Поместный Собор Русской Православной Церкви. Фото из коллекции Церковно-исторического архива ПСТГУ. ЖМП 4 апрель 2021 /  21 мая 2021 г. 16:00 Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви К 115-ЛЕТИЮ ПРЕДСОБОРНОГО ПРИСУТСТВИЯ В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления.  PDF-bepcuя. Церковная дискуссия в Предсоборном Присутствии стала неоценимым вкладом в процесс подготовки реформ высшей власти и управления Российской Церкви, осуществленных спустя одиннадцать лет Всероссийским Церковным собором 1917–1918 годов.  14 января 1906 года Святейший Синод вынес определение за 127, утвержденное 16 января высочайшим повелением императора по докладу обер-прокурора, о создании Особого Присутствия для подготовки созыва Поместного Собора и для предварительного обсуждения всех намеченных для соборного рассмотрения вопросов. В то время предполагалось, что Собор может быть созван уже в 1906 году. В работе Присутствия принимали участие пятьдесят человек. Архиереи не имели в коллегиальном органе большинства, которое составляли священники (профессора-протоиереи М. И. Горчаков, Т. И. Буткевич, П. Я. Светлов, Ф. И. Титов и другие священнослужители) и богословы-­миряне (профессора Н. А. Заозерский, А. И. Бриллиантов, Н. Н. Глубоковский, И. С. Бердников, В. З. Завитневич, В. И. Несмелов, Н. С. Суворов и другие — всего 21). Принимал участие в работе Предсоборного Присутствия и академик Е. Е. Голубинский. В течение 1906 года список членов Присутствия неоднократно менялся и дополнялся, в том числе включением будущего мученика Алексия (профессора А. Б. Нейдгардта), в будущем мученика Иоанна (профессора гражданского права И. В. Попова), будущего священномученика архимандрита Сергия (В. П. Шеина).

http://e-vestnik.ru/history/opyt_tserkov...

Большая Валяевка. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Церковь. Действует.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1871. Ссылки:   Адрес: Россия, Пензенская область, Пензенский район, с. Большая Валяевка, ул. Верхняя, д. 34 Координаты: 53.068429, 45.025305 Проезд:Выезд из Пензы со стороны Терновки, улицы Перспективной. Дальше по дороге по направлению на Кондоль. Буквально сразу, при выезде из города, в Лебедёвке повернуть налево, по указателю на Большую Валяевку. Через километров шесть въезд в село. Ехать по нему, на У-образной развилке, налево, на грунтовку, чуть верх по направлению к храмовому комплексу. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты По преданию, в конце XVII века, во время очередного набега кубанцев, один безвестный монах укрылся в камышах под горой, на которой теперь расположена Валяевка. Там, на источнике, он нашел икону Божией Матери «Живоносный Источник». Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своей находке крестьянам соседнего села Поляны, и те построили здесь деревянную часовню, а затем и переселились сюда. Согласно документам, первая церковь в Валяевке была построена в самом начале XVIII века. 5 сентября 1704 г. была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов «при новопостроенной в деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородицы Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого». 10 октября 1705 г. были выданы два антиминса на освящение этих церквей. Вероятно, в те же годы над источником поставили и деревянную часовню. Каменная часовня над источником, сохранившаяся до наших дней, была построена в 1807 г. В 1812 г. (по другим данным, в 1806 г.) рядом с ней на средства помещика Николая Саввича Печерина построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 г. рядом с Казанской церковью воздвигли величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносный Источник. Говорят, сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью построили высокую стройную колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=21870

Вставить Мероприятия Навигация по списку Мероприятия Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Понять детали и богословский смысл этого события возможно только с учетом историко-археологического и религиозного контекста Иудеи I в. по Р.Х. Лектор: протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. В лекции освещаются вопросы: смысл крещения, совершавшегося Иоанном Предтечей; средиземноморские и еврейские источники обряда крещения; археологические свидетельства о месте крещения Иисуса Христа; причина, по которой… Узнать больше » 11 апреля - Лекция Ольги Поповой " Иудеи в клинописных текстах I тыс. до н.э. " Лектор: Попова Ольга Витальевна (к.ф.н, научный сотрудник Института Языкознания РАН, Сектор анатолийских и кельтских языков) Список публикаций О чём будет лекция? сопоставление клинописных и библейских источников при реконструкции истории 1 тыс. до н.э.; Иудея под натиском ассирийцев и вавилонян (VIII-VI вв. до н.э.); ассирийские и вавилонские депортации иудеев; интеграция иудеев в вавилонское общество во время вавилонского плена (VI в.до н.э.) Начало: 19.00 Место: Актовый зал Дома… Узнать больше » Кравецкий Александр Геннадьевич Лектор:  Кравецкий Александр Геннадьевич, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Научного центра по изучению церковнославянского языка (Отдел лингвистического источниковедения и истории русского литературного языка). Научные интересы: церковнославянский язык, славянская гимнография, книжная справа, история Русской церкви. Список публикаций докладчика. В лекции освещаются вопросы: происхождение церковно-славянского языка роль церковно-славянского языка в истории русского языка специфика церковно-славянских переводов Библии влияние языковой природы церковно-славянского языка на библейский текст церковно-славянский перевод Библии - это хороший перевод? перспективы церковно-славянской Библии в современном православии Место: Актовый… Узнать больше »

http://texts.aquaviva.ru/events/список/?...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010