Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

За богослужением молились настоятельница Иверского монастыря г. Ростова-на-Дону игумения Рахиль (Ковалева) с сестрами обители, насельники Донского Старочеркасского мужского монастыря Ростовской области, студенты Донской духовной семинарии, а также многочисленные прихожане и паломники. Богослужебные песнопения исполнил Большой митрополичий хор под управлением протодиакона Владимира Зубрицкого. За Литургией были вознесены молитвы о мире на Украине. По окончании богослужения митрополит Ростовский Меркурий приветствовал собравшихся, напомнив верующим о том, какое значение имеет праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Сегодня мы из разных концов нашей страны, представители разных митрополий и епархий Русской Православной Церкви, архипастыри, окормляющие области войска Донского, прибыли сюда, в Патриарший Вознесенский всеказачий войсковой собор, чтобы вместе вознести молитвы Царице Небесной; наша общая молитва под сводами соборного храма является символом единства народа», — подчеркнул владыка Меркурий. К торжествам в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Патриарший войсковой всеказачий собор Вознесения Господня для поклонения верующих принесен точный список иконы Божией Матери «Донская». Покров Божией Матери является престольным праздником Вознесенского собора, криптовый храм которого освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. По окончании Божественной литургии в криптовом храме архипастыри, клирики и миряне молитвенно почтили память архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова), героев Отечественной войны 1812 года атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова, генералов Василия Орлова-Денисова, Ивана Ефремова, героя Кавказской войны генерала Якова Бакланова, останки которых покоятся в нижнем храме-усыпальнице собора. По окончании богослужения у стен Патриаршего Вознесенского собора состоялся губернаторский смотр кадетских корпусов, в котором приняли участие четыре казачьих кадетских корпуса и пять казачьих кадетских профессиональных техникумов, подведомственных департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; среди них — Шахтинский генерала Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус и Белокалитвинский Матвея Платова казачий кадетский корпус, которые неоднократно становились победителями Всероссийского смотра-конкурса «Лучший казачий кадетский корпус» и завоевывали знамя Президента РФ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5285192...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ардатове Нижегородской губ., первоначально жен. общежительная община. Основательница общины В. Д. Полюхова ок. 1800 г. поселилась в доме на берегу р. Леметь, где вела уединенный, молитвенный образ жизни. Ок. 1808 г. прп. Серафим Саровский благословил подвижницу принимать приходивших к ней за духовным наставлением женщин. Вскоре сложилась община, духовное руководство к-рой осуществляли саровские старцы прп. Серафим и иером. Иларион . В 1810 г. Полюхова приобрела для общины дом с земельным участком в Ардатове на Темниковской ул., недалеко от собора. После кончины основательницы в 1823 г. общину возглавила по благословению прп. Серафима Е. А. Кежутина. Сестры (40 чел.) доставляли себе средства к жизни изготовлением просфор, шитьем жен. одежды, ткачеством, работой в саду и огороде и т. д. После пожара 1837 г., уничтожившего постройки общины, городские власти не разрешили восстановить общину на прежнем месте, и сестры переселились на участок земли за городом, приобретенный по совету прп. Серафима в 1832 г. В 1838-1844 гг. на новом месте было построено 19 келий. По ходатайству Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) 9 мая 1842 г. община была утверждена Святейшим Синодом, в 1860 г. на пожертвования был построен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы. В 1861 г. община получила статус жен. общежительного мон-ря 3-го класса. В 1865 г. его настоятельницей, возведенной затем в сан игумении, стала Серафима (Синицына). За 20 лет ее управления мон-рем были построены двухэтажный трапезный корпус для 200 сестер, 2 каменных келейных корпуса, больница с ц. в честь Владимирской иконы Пресв. Богородицы. Строительная деятельность в А. м. продолжалась и при последующих игумениях Магдалине и Тарасии - была сооружена ц. во имя мучеников Димитрия Солунского и Стефана Нового. В 1895 г. в мон-ре открылась школа для девочек. В нач. XX в. в обители жили более 300 сестер. В А. м. по благословению саровских старцев подвизалась А. Ф. Петрова († 8.03. 1854), перед кончиной принявшая постриг с именем Афанасия. Будучи в течение почти 40 лет прикована к постели, подвижница кротко переносила страдания и стяжала дары прозорливости и непрестанной молитвы. В мон-ре скончался и был похоронен постриженик Саровской пуст . старец схим. Антоний , подвизавшийся в Ардатове в 1851-1861 гг.

http://pravenc.ru/text/75878.html

Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий возглавил торжества в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы в Новочеркасске 15 октября 2014 г. 18:33 14 октября 2014 года в г. Новочеркасске Ростовской области прошли торжества в честь праздника Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, особенно чтимого русскими казаками. Божественную литургию в главном храме казачества, Патриаршем войсковом кафедральном всеказачьем соборе Вознесения Господня, возглавил председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . Праздник Покрова Божией Матери — это и престольный день Вознесенского собора, криптовый храм которого освящен в его честь. Впервые торжества в день главного праздника казачества Вознесенский собор встретил в статусе Патриаршего. Соответствующий указ был подписан Святейшим Патриархом Кириллом 20 апреля 2014 года в связи с возросшей значимостью войскового собора как духовного центра столицы мирового казачества. Его Высокопреосвященству сослужили председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл , архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий , епископ Шахтинский и Миллеровский Симон . В богослужении приняли участие благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, настоятель Вознесенского собора игумен Филарет (Авдюшкин), члены Ростовского епархиального совета, благочинные округов г. Ростова, руководители епархиальных отделов, клирики Ставропольской , Элистинской , Ростовской , Волгодонской и Шахтинской епархий. Торжественное богослужение посетили губернатор Ростовской области Василий Голубев, атаман Всевеликого войска Донского Виктор Гончаров, представители законодательной и исполнительной властей региона, атаманы и казаки всех округов Всевеликого войска Донского, кадеты казачьих кадетских корпусов Ростовской области, многочисленные паломники. За богослужением были вознесены молитвы об упокоении архиепископа Иоанна (Доброзракова), атамана Матвея Платова, атаманов-героев, которые захоронены в криптовом храме собора. По окончании богослужения на площади Патриаршего собора прошел войсковой парад казачьих округов Всевеликого войска Донского и состоялось награждение переходящим кубком губернатора Ростовской области кадетского корпуса — победителя Губернаторского смотра.

http://patriarchia.ru/db/text/3795636.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Миролюбов Николай Кириллович; 24.03.1817, с. Ухолово Ряжского у. Рязанской губ.- 24.12.1894, Н. Новгород), архиеп. Донской и Новочеркасский, историк. Род. в семье свящ. Кирилла Прокопьевича Подлесенского. В 1827 г. поступил во 2-й класс Сапожковского ДУ, по желанию родителей получил новую фамилию - Миролюбов. В 1832 г. в 15-летнем возрасте поступил в Рязанскую ДС. Обучаясь в семинарии, собирался стать врачом и даже удачно сдал вступительные экзамены в Московский ун-т. Однако, встретив решительное противодействие со стороны родителей, отказался от этого намерения и вернулся в семинарию (Галай. 1999. С. 6). В 1838 г. окончил семинарию 2-м учеником по 1-му разряду и поступил за казенный счет в МДА, к-рую окончил в 1842 г. по 1-му разряду. Его магист. дис. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам» была опубликована в С.-Петербурге в 1858 г. 28 сент. 1842 г. зачислен преподавателем лат. языка, логики и психологии в Нижегородскую ДС. 27 сент. 1843 г. утвержден в степени магистра богословия. С 1844 г. помощник инспектора, с 1845 г. профессор патристики. Макарий (Миролюбов), архиеп. Донской и Новочеркасский. Фотография. 1888–1894 гг. Макарий (Миролюбов), архиеп. Донской и Новочеркасский. Фотография. 1888–1894 гг. 2 июня 1846 г. в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре Н. К. Миролюбов принял постриг с именем в честь прп. Макария Желтоводского и Унженского, 9 июня рукоположен в сан диакона, а 16 июня - в сан иерея. 11 сент. того же года определен профессором еврейского языка. М. трижды исполнял должность помощника инспектора семинарии и дважды - инспектора, заслужил полное доверие Нижегородского и Арзамасского еп. Иоанна (Доброзракова) , к-рый поручал ему в свободное от лекций время посещать уроки др. наставников и следить за качеством их преподавания. Проф. А. Л. Катанский , учившийся у М. в Нижегородской ДС, утверждал, что он «был одним из самых выдающихся преподавателей». При этом он называл М. «человеком чрезвычайно живым, подвижным, простых, довольно вульгарных манер», а литератор Н. А. Добролюбов, др. ученик М.,- «живым беспокойным человеком» ( Катанский. 2010. С. 58; Чернышевский. 1951. С. 788).

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

Апреля 20 дня 1865 года Майор Фёдор Фёдорович Барабанщиков» л. 1–1 об.]. В Донской духовной консистории делу быстро дали ход, и вскоре на прошении была поставлена резолюция архиепископа Иоанна (Доброзракова): «рассмотреть по обычаю» л. 4]. 15 сентября 1866 года Дёгтевским благочинным священником Яковом Евфановым было освящено место под постройку церкви. С этого момента и начались строительные работы. В ходе обустройства фундамента по традиции под алтарь будущей церкви была положена закладная серебряная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость. В 2013 году при реставрационных работах в храме икона была обнаружена Весной 1870 года основные строительные работы были окончены, и как сообщал благочинный, церковь была «вчерне построена» и «будет готова к освящению в престольный праздник 24 октября». Но по просьбе Барабанщикова, «по независящим от него причинам» освящение церкви перенесли на следующий год л. 12 об.]. 16 октября 1871 года Барабанщиков в прошении к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону (Городецкому) писал: «По данному мною обету с разрешения епархиального начальства, строившаяся в имении моём в слободе Тиховской Журавке каменная церковь, во имя Божьей Матери Всех Скорбящих Радосте, постройкою окончена» л. 16]. Он «покорнейше» просил переместить к новой церкви «лично известного ему священника станицы Терновской Василия Ивановича Землянского». В том же прошении Ф. Ф. Барабанщиков пишет, что отложить освящение храма на следующий год не может, поскольку опасается, что «постигшая … болезнь, хотя и периодическая, но заметно усиливается, и я чувствую постепенное ослабление во всём организме моём, а как волею Божьей храмосоздатель, то желал бы присутствовать при освящении храма. Поэтому всепокорнейше прошу Вас, Высокопреосвященнейший владыко, снисходя к болезненному моему состоянию наложить резолюцию» л. 17 об.]. И далее просит перенести освящение храма с 24 октября на 21 ноября, подчёркивая, что «…этот день для меня, как обет, обязательный». При этом он не вдаётся в подробности и не объясняет причины переноса даты. Можно предположить, что Барабанщиков хотел освятить церковь 21 ноября потому, что в этот день православные почитают преподобную Марфу, а именно так звали его бабку, заменившую ему и его братьям родителей. Может быть, именно ей Фёдор Фёдорович «дал обет», то есть обещал построить церковь, и поэтому перенёс день освящения церкви, совместив его с днём именин Марфы Акимовны. В Донской духовной консистории все просьбы Барабанщикова выполнили.

http://sobory.ru/article/?object=07291

Нет о том никаких достоверных сведений, но, вероятно - иначе и полагать нельзя, самым неблагополучным образом сказался большой арзамасский пожар 1823 года, когда в ночь с 6 на 7 августа выгорела почти вся нижняя часть города. Долго ещё старожилы вспоминали о нём, деля всю историю Арзамаса на до и после пожара. Пожар изнищил многих арзамасских купцов, являвшихся главными благотворителями строящегося собора, и нечего удивляться тому, что освятили первый престол здесь только в 1832 году (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). Дальше пошло быстрее. Второй престол - Всехсвятский - освятили в 1833-м, а на другой год - третий, во имя Александра Невского и Митрофана Воронежского. Святителя Митрофана тогда только что канонизировали, и некие жители Арзамаса, воронежцы по рождению, внесли определённую сумму на украшение придела - с тем чтобы он был, хотя бы " отчасти " , посвящён новоявленному чудотворцу. Посвятить же Александру Невскому этот (правый) придел предполагалось изначально - как тезоименитому святому Александра I. К 1834 году собор ещё не был должным образом убран внутри - иконостасы стояли без позолоты, росписи отсутствовали. Все эти работы совершались постепенно (и не без финансовых затруднений) в течение 1830-х годов. В 1840 году, 15 сентября, состоялось, наконец, освящение главного престола. Рассказывали, что к торжеству в Арзамас приехали, не быв приглашёнными, многие священники из окрестных сельских приходов. Епископу Иоанну (Доброзракову) это не понравилось, и он смирил деревенщину: приказал незванным разоблачиться, дозволив сослужить себе только приглашённым. Народу за богослужением было видимо-невидимо, не все и в собор то смогли попасть. После службы задались целью сосчитать свечные огарки: насчитали до 12 000. Последний пятый престол в соборе (как и в прежнем соборе, во имя Иоанна Воина), в 1842 году - и опять при огромном стечении народа. Богомольцев, даже и во время всенощной, оказалось столько, что, когда все двинулись прикладываться к иконам, протоирей о. Стефан вынужден был ретироваться в алтарь - на своём месте посередине храма он, от напора богомольцев, устоять не смог.

http://sobory.ru/article/?object=00903

На 16 стендах выставки размещены фотографии, рассказывающие обо всех этапах истории семинарии — от основания до закрытия в результате революционных событий 1917 года и от начала возрождения в 1993 году до наших дней. В части экспозиции, повествующей о дореволюционной семинарии, вниманию посетителей выставки представлены фотографии здания духовной школы тех лет и ее не сохранившегося храма в честь преподобного Иоанна Дамаскина, а также учителей, учащихся и выдающихся выпускников. Большая часть выставки посвящена новейшему периоду истории НДС. На стендах размещены виды нынешнего здания семинарии и этапов его реконструкции, фотографии ее ректора, преподавателей и студентов. Посетители выставки также узнают о жизни и быте семинаристов, научной и издательской деятельности НДС, возрождении и современном состоянии семинарского храма в честь святителя Алексия Московского. Отдельный стенд предназначен для абитуриентов и содержит информацию, которая поможет их поступлению в семинарию. Открытие экспозиции было проведено с соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, связанных с пандемией коронавирусной инфекции. Стройная система регулярного духовного образования появилась в России со времен императора Петра I. «Духовным регламентом» 1721 года было установлено обязательное духовное образование для детей священнослужителей. Первым из епархиальных архиереев на указ императора откликнулся епископ Нижегородский и Алатырский Питирим (1719-1738). При архиерейском доме в нижегородском кремле были открыты две грамматические — эллино-греческая и славяно-российская школы и одна подготовительная букварная школа. За годы существования НДС в ее стенах возросло немало выдающихся иерархов Церкви, пастырей, миссионеров, знаменитых ученых и проповедников. Выпускником Нижегородской семинарии 1848 года был митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), первенствующий член Синода, возглавлявший коронование императора Николая II. Нижегородскую семинарию окончил Патриарх Сергий (Страгородский). С 1924 по 1934 годы он был митрополитом Нижегородской епархии, а в сентябре 1943 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви избрал его Патриархом Московским и всея Руси. Выпускник Нижегородской семинарии Петр Знаменский за «Руководство к русской церковной истории» получил Макарьевскую премию. Учеными изысканиями прославился и другой воспитанник семинарии — профессор Александр Катанский. Его избрали почетным членом три духовные академии: Санкт-Петербургская, Казанская и Московская. Среди именитых выпускников нижегородской духовной школы можно отметить епископа Курского Михаила (Лузина), архиепископа Донского и Новочеркасского Иоанна (Доброзракова), управляющего Донским монастырем в Москве епископа Григория (Полетаева), епископа Горийского, викария Грузинской епархии Вениамина (Барнукова).

http://patriarchia.ru/db/text/5796989.ht...

23 марта 1847 г. Нижегородским и Арзамасским еп. Иаковом (Вечерковым) «за отличное доброе поведение и исправное прохождение должности наставника» М. был удостоен 1-й священнической награды - набедренника. 19 окт. 1848 г. по распоряжению духовной консистории М. был назначен членом Нижегородского попечительства о бедных духовного звания. В Н. Новгороде началось становление М. как краеведа и историка. При активной поддержке Нижегородского еп. Иоанна (Доброзракова) он начал обследовать б-ки, архивы губернских и уездных духовных учреждений, ризницы мон-рей и церквей, изучать надписи на колоколах, могильных плитах и иконах. М. активно знакомился с представителями местной интеллигенции, расспрашивал старожилов об истории церковных построек. Познакомился с П. И. Мельниковым (буд. писателем А. Печерским) и В. И. Далем, близкие отношения с к-рыми продолжались долгие годы. Постепенно в Н. Новгороде сложился кружок любителей истории, ведущую роль в котором играл Мельников, вскоре ставший редактором неофиц. части «Нижегородских губернских ведомостей». Только в 1848-1849 гг. на страницах этого издания М. опубликовал 20 статей, преимущественно биографического характера, о бывших иерархах Нижегородской епархии. Деятельное участие принял М. и в работе Нижегородской временной комиссии по разбору древних актов, учрежденной в мае 1849 г. по распоряжению имп. Николая I Павловича . Члены комиссии занялись тщательным обследованием архивов присутственных мест губернии, мон-рей и храмов. Были найдены великокняжеские, царские и патриаршие грамоты начиная с периода удельного Нижегородско-Суздальского княжества и до сер. XVIII в., а также ряд ценнейших столбцов уездных судов городов Арзамаса и Балахны. В 1849 г. М. был избран действительным членом Императорского Русского географического общества (РГО). С 1848 по 1891 г. в распоряжение об-ва было передано 160 корреспонденций из Нижегородской губ., из них за 60-90-е гг. XIX в. только 18, т. е. ок. 11% всего материала. Основная часть хранившихся в архиве РГО документов по Нижегородской губ. датируется 40-50-ми гг. XIX в. Наиболее интенсивные работы по сбору документов проводились в 1849 и 1850 гг. Количество присланных за 1849 г. материалов составило 34 ед. хр., из них 6 принадлежали самому М. В распоряжение об-ва из Нижегородской губ. были направлены 46 корреспонденций, из к-рых 10 вышли из-под пера М.

http://pravenc.ru/text/Макарий ...

В 2010—2011 годах купола были вновь покрыты золотыми листами, а в крест вставлен камень из горного хрусталя. В 2014 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ко дню Святой Пасхи 2014 года храму Вознесения Господня усвоен статус Патриаршего Вознесенского войскового всеказачьего собора. Новочеркасский собор стал вторым Патриаршим собором в России. До этого единственным Патриаршим собором был Успенский собор Московского Кремля. Современное состояние [ править править код ] Архитектура [ править править код ] Новочеркасский войсковой Вознесенский кафедральный шестиглавый собор построен в ново-византийском стиле. Выполнен из кирпича. Его технические характеристики составляют: полная высота внутри храма - 51,2 м., полная высота снаружи с крестом - 74,7 м., длина внутри - 72,5 м., длина снаружи - 76,8 м., ширина внутри - 57,6 м., ширина снаружи - 62 м., диаметр купола внутри - 18 м., диаметр снаружи - 21,5 м. В одну службу вмещает 5 тысяч молящихся. Собор имеет два подвала - нижний и верхний общей глубиной около 15 м. Вес бетонного свода, созданного по системе " Монье " (без веса главного креста) - более 182 тонн. В помещения нижнего подвала ведут две чугунные лестницы: одна винтовая с 70-ю ступенями и 3-мя площадками, другая с 51-й ступенькой и 5-ю маршами. На хоры ведет чугунная лестница, имеющая 9 маршей из 62 ступеней и 9 площадок. А на колокольню - лестница из 4-х маршей с 48 ступенями и 5 площадками, а затем винтовая лестница с 56 ступенями. Всего же на колокольню ведет до 200 ступеней. Великолепная стенная роспись храма сохранилась частично. Некрополь [ править править код ] После продолжительного обсуждения, определением Святейшего Синода за 6340 от 14-24 августа 1910 года было решено захоронить в саркофагах соборной усыпальницы прах героев Донского войска: генерал-лейтенанта И. Е. Ефремова, генерал-адьютанта графа В. В. Орлова-Денисова и генерал-лейтенанта Я. П. Бакланова. Синодальным определением от 17-19 августа 1911 года было разрешено также захоронить в усыпальнице останки атамана войска Донского графа М. И. Платова. Перезахоронение всех четырех героев последовало 4 октября того года. Тогда же сюда был помещен прах особолюбимого горожанами архиепископа Донского Иоанна (Доброзракова), тело и одежды которого были найдены при этом нетленными.

http://azbyka.ru/palomnik/Патриарший_Воз...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010