архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава IV. Апостольское служение Иоанна в Палестине Пятидесятница – Сошествие Св. Духа на Апостолов. – Первая их проповедь – Петр и Иоанн у красных ворот храма. – Первое чудо св. Апостолов. – Новая проповедь. – Влияние их на народ. – Негодование Саддукеев – Петр и Иоанн под стражей. – Пред Синедрионом – Угрозы – Освобождение. – Радость верующих. – Попечение Апостолов о столах. – Второй раз под стражей и второй раз пред Синедрионом. – Новые угрозы и бичевание. – Великое гонение на Церковь в Иерусалиме. – Рассеяние христиан из Иерусалима. – Иоанн неотлучно пребывает среди гонимых. – Братья в Самарии – Посольство Петра и Иоанна в Самарию. – Проповедь их в селениях – Различение Иоанна с Ап. Петром. – Где жил после этого Иоанн? – Дальнейшая его благовестническая деятельность. – Отзыв Апостола языков об Иоанне. – „ Στλος, δοκν ενα τι, κατ i δαv δκν ενα τι“. – Годы созерцания. – Иоанн и Богоматерь. – Был ли Иоанн с Богоматерью в Ефесе? – Успение Девы Марии – Рассеяние Апостолов. – Проповедовал ли Иоанн в Парфии и Индии? – Не был ли он с проповедью Евангелия в Антиохии? – Был ли Ап. Иоанн в Малой Азии – Причины отрицания некоторыми учеными пребывания его в Малой Азии. – В каком году и почему Ап. Иоанн оставил Палестину? – Прощание с братьями. – Спутник Иоанна. – От Иерусалима до Ефеса. – Иоппия. – Попутный корабль – Буря на море. – Кораблекрушение около Селевкии. – Чудесное спасение. – Святые благовестники у Ефеса. Наступил великий праздник еврейский Пятидесятница. Св. Апостолы находились в это время все вместе, в той самой горнице, в которой они собрались по возвращении с горы Елеонской. Здесь был и Ап. Иоанн, и его брат Иаков, и мать их Саломия, и Богоматерь, и многие другие числом 120 788 .Это была, вероятно, та самая комната, в которой Спаситель совершил Тайную Вечерю и в которой собирались Апостолы в первый день недели 789 . Святым единодушием отличалось это великое и знаменательное собрание, как говорит свящ. Дееписатель. Трудно более просто и глубоко определить настроение собравшихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Сын Зеведея и Содомии – Иоанн был человек некнижный и простой ( Деян.4:13 ). Первоначально он был расположен к Спасителю проповедью об Нём Крестителя. Когда Предтеча, указывая на Господа, воскликнул: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира», двое из учеников его пошли за Иисусом ( Ин.1:36–37 ). Один из них был Иоанн. Вместе с братом своим Иаковом он призван Господом в звание Апостола ( Мф.4:21,10:2 ), от ловли рыб, на озере Геннисаретском ( Мф.4:18–21 ; Лк.5:1–14 ). Подобно брату своему Иоанн наречён от Иисуса Христа Воанергесом, т. е. сыном громовым ( Мк.3:17 ), в предзнаменование особенной ревности его о славе своего Учителя ( Лк.9:54–55 ) и величия его Евангельской проповеди. «Богословие Иоанна, аки гром имеяше слышатися во всем мире и всю исполнити землю». По сказанию Иеронима, Иоанн призван в Апостольское служение в юношеском возрасте и был моложе прочих Апостолов, и потому долее всех их подвизался на земле. Через год после призывания Иоанн избран был Господом из множества учеников Его в число 12 Апостолов. Во время земной жизни Иисуса Христа Иоанн пользовался особенным Его благоволением, был возлюбленным Его учеником, его же, как неоднократно свидетельствует об нём Евангелие, любляше Иисус ( Ин.13:23,19:26,21:20 ), по словам св. Златоуста, за его великую кротость и тихость. Вместе с Петром и Иаковом Иоанн удостоен был Господом находиться при воскресении дочери Иаира, при преображении Господнем и при молитве Спасителя в саду Гефсиманском. Когда Господь, для всегдашнего единения с верующими, возжелал установить таинство св. Причащения, Он послал Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить для сего особенную горницу ( Лк.22:8 ). Во время Тайной Вечери возлюбленный ученик возлежал на персях Господа ( Ин.13:23,21:20 ). После объявления Иисусом Христом о близком Его предании, опечалившего Его учеников, по знаку Петра Иоанн один осмелился спросить у Господа о предателе ( Ин. 13:21–26 ). Когда Иисус Христос указан был предателем и взят в саду Гефсиманском, все ученики разбежались; только Пётр и Иоанн следовали за Господом ( Ин.18:15 ). Но и Пётр при страдании Его отрёкся от Него; Иоанн же один и при кресте Господа стоял. За столь великую любовь Иоанн высоко награждён был от Господа. С креста Иисус Христос заповедал ему быть у Пречистой Матери Своей вместо сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf 5. Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат св. апостола Иакова. Братья помогали отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. При Иордане, где Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии, он показал Христа своим ученикам. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им обоим хотелось видеть, где живет Христос, и они с радостью воспользовались данным им позволением идти с Ним. «Идите и увидите», – сказал Он им. Было немного за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у него до ночи ( Ин.1:29–40 ). Иоанн полюбил Христа с первого же дня. Любовь Иоанна ко Христу была не такой порывистой, как у Петра. Она горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. Некоторое время он оставался в доме своего отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в родительском доме. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Св. Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как по слову Господню он бросил свои сети и последовал за Христом, и понял, что только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу своему Зеведею, который в лодке чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив отца своего в лодке с работниками ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16–20 ; Мф.4:18–22 ). Избрав в число 12-ти апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обстоятельства призвания Иоанна к апостольскому служению. – Открытое выступление Спасителя на общественное служение. – Проповедь Спасителя с лодки. – Новое поразительное чудо. – Призвание Петра и Андрея, товарищей Иоанна. – „Следуй за мною“. – Второе и окончательное призвание Иоанна – Петр и Андрей, Яков и Иоанн навсегда оставляют свои занятия и своих родителей – Великое предназначение избранных. – Отношение к Спасителю народа. – „Никогда человек не говорил, как этот человек“! – Влияние Спасителя на Иоанна. – Недостатки итальянского искусства при изображении Иоанна, как ученика Спасителя. – Был ли Иоанн совершеннее других Апостолов? – Его исключительность. – Его нетерпимость в Ен-Ганниме. – Примесь человеческих побуждений к его ревности. – „Как сделал Илия“. – Просьба сыновей Зеведея. – „Не знаете, какого духа вы“. – Чаша и крещение. – Действительный характер Иоанна. – Неопровержимые данные для суждения об этом. – Жизнь Иоанна не богата внешнею деятельностью. – Замечательная пылкость его увлечения. – Это созерцательная натура (contemplativa natura). – Характеристические особенности подобных людей – Постоянная идейность и жизнь внутри себя. – Безусловность, цельность, глубина увлечения. – Замечательная наблюдательность. – У Иоанна мы находим самые точные хронологические и топографические даты – Он точно воспроизводит беседы Спасителя. – У Иоанна повсюду поразительно точные характеристики как отдельных лиц, так и целых партий и обществ. – Мог ли усвоить Иоанн содержание речей Спасителя? – Влияние Спасителя на постепенное развитие Иоанна до высоты умозрительно-богословского созерцания – Отношение Спасителя к Иоанну.Иоанн – член знаменитого апостольского союза. – Это ученик, „которого любил Иисус“, близкий друг ( φιλοιησοις) Спасителя. – Склонение на грудь Спасителя. – ’ πιστθιος – „Господи, кто это“? – В Гефсиманском саду. – Бегство учеников. – Только Петр и Иоанн остаются вместе со Спасителем. – Иоанн во дворе первосвященников. – „Распни, распни Его“! – Иоанн на Голгофе – „Жено, се, сын твой“! – „Се Мати твоя! – „Совершилось“. – Возвращение Иоанна с Голгофы. – Первый вечер после погребения Иисуса. – Радостная весть о воскресении Спасителя. – Иоанн „бежит“ к Его гробу.– У гроба – Воистинну воскрес Христос. – Возвращение Иоанна в Галилею. – Явление при Тивериадском озере – „Это Господь“. – „Господи, сей же что“? – Возвращение в Иудею. – Вознесение. – Последний завет Спасителя. – Ожидание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Беседа 4. Евангелие от Матфея, глава 3, 1–17. «Иоанн Креститель и Крещение Господне» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне». И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: Мф.3:1 . «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами. Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях. В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евангелие По троекратном искушении, Христос, Сын Божий, когда услышал, что предан был Иоанн Предтеча, проповедовавший покаяние и крестивший приходящих людей, вышел на проповедь и начал проповедовать Евангелие Царствия Божия, говоря: Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мф. 4, 17 ; Мк. 1, 14–15 ). Когда читаешь Евангелие, Христос Бог с тобой говорит. Когда, читая, молишься к Нему, то ты с Ним говоришь. Ах, сладкая беседа! Ах, любезный и всеприятный разговор! Бог с человеком, Царь Небесный с прахом тленным, Господь с рабом разговаривает! Что может быть приятнее этого, и что полезнее? Что пластырь живительный для язвы или раны телесной, то для души грешной, страхом суда Божия и печалью о грехах уязвившейся, – Евангелие. Рана телесная ослабление болезни и исцеление от живительного пластыря получает. Так душа грешная, трепещущая суда Божия, страхом перед ним и печалью сокрушенная, ослабление, живое утешение и исцеление от Евангелия получает. Это есть то, что Псаломник воспел о человеколюбии Божием: исцеляет сокрушенных сердцем и обвязывает раны их ( Пс. 146, 3 ). Не бойся, грешная, но кающаяся и болезнующая о грехах душа! Веруй только в Евангелие, и почувствуешь в сердце своем жизненность его. Кому же Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божьего боящимся, печалью сокрушенным, милости Божией ищущим и со смирением к Нему припадающим. Поэтому написано: покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк. 1, 15 ). Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие никакой пользы не принесет. Евангелие утешение нам приносит. Но на что утешение тому, который не имеет печального и сокрушенного сердца? И это есть то, что Христос Господь говорит о Себе: Он помазал Меня благовествовать нищим, и по слал Меня исцелять сокрушенных сердцем ( Лк. 4, 18 ). Видишь, кому Христос благовествует. Покайся, и обратись от грехов к Богу, и имей сокрушенное сердце. Тогда и тебе Евангелие святое будет приличествовать, как язве телесной живительный пластырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Почему Иоанн Предтеча проповедует именно в пустыне? О каком Царстве его проповедь? Зачем Сын Божий принимает Крещение? Где еще и как в Библии говорится о Святой Троице? Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея, и тема сегодняшней – Крещение Господне. Читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» (Мф. 3: 1). Великий пророк Иоанн Креститель был сродником Христа по плоти, так как мать Иоанна праведная Елисавета и Пресвятая Дева Мария были южницы . Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях . Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до 30-го года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе, вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» . По выражению церковных песнопений, Иоанн Креститель был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя. Современные исследователи Библии предполагают, что воспитывался Иоанн Креститель в общинах ессеев, живших в пустынях. Кумранские отшельники вели столь строгий образ жизни, что еще их современники называли их «земными Ангелами» . Так или иначе, но жизнь будущего Предтечи Христа проходила до 30-летнего возраста более чем в строгих и тяжелых условиях. И мы читаем далее: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3: 2). По истолкованию святых отцов, именно за проповедь о Царствии Небесном святой Иоанн Креститель и был назван Предтечею Господним. Ибо потом главным содержанием всех проповедей Сына Божия станет именно тема о Царствии Небесном, которую как бы предваряет проповедь Иоанна Крестителя. Такая проповедь была предназначена отвращать внимание слушателей от значимости земных царств и возводить их сознание к принципам небесной теократии. Блаженный Иероним Стридонский писал: «Иоанн Креститель первый проповедует Царство Небесное, так что за это преимущество свое почитается Предтечей» .

http://pravoslavie.ru/93462.html

Преподобный Иоанн Кущник Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:40 мин. Размер 4.8 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Иоанн, Христа ради нищий, родился в Константинополе в правление Льва I (457–474). Сын богатого влиятельного сенатора Евтропия, Иоанн получил утонченное образование у прославленных учителей и с самого раннего детства являл пример необыкновенного благочестия. Когда Иоанну было 12 лет, он встретил монаха из монастыря Неусыпающих, который собирался отправиться в паломничество в Иерусалим. Иоанн засыпал его вопросами об образе жизни монахов, их аскетическом делании, непрестанных песнопениях и их молитве, свободной от всяких мирских забот. Исполненный радости от услышанных рассказов о той ангельской жизни, которую ведут смертные, Иоанн заручился у монаха обещанием взять его с собой на обратном пути. Под предлогом занятий чтением со школьным учителем мальчик добился, чтобы родители купили ему прекрасную рукопись Евангелия в богатом переплете, украшенном золотом и жемчугом. С тех пор он всюду носил ее с собой как самую драгоценную вещь из всего того, чем владел. Когда старец вернулся из Иерусалима, Иоанн втайне покинул родительский дом, взяв с собой из вещей лишь одно это Евангелие. Добравшись до монастыря Неусыпающих, Иоанн растрогал игумена своим душевным пылом и слезами и убедил, чтобы он постриг его в монахи в тот же день, невзирая на его молодость и не делая его предварительно послушником, как это обычно принято. С тех пор юноша стал выказывать замечательное рвение в аскетической брани и вскоре превзошел во всех добродетелях самых искушенных монахов. Три года подряд Иоанн вкушал пищу только по воскресеньям, предварительно причастившись, и стал настолько худым, что никто не мог в нем признать молодого утонченного аристократа. Диавол, исполнившись зависти из-за таких успехов подвижника, повел против него ожесточенную войну. Лукавый начал беспрестанно внушать Иоанну мысли о родителях, подстрекая его юношеское сердце навестить их. Ничто не помогало отогнать эти пагубные помыслы: ни многократные исповеди, ни усиленный пост, ни обильные слезы.

http://pravoslavie.ru/59059.html

Разделы портала «Азбука веры» Тест: Апостол Иоанн Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был младшим братом святого Иакова, сыном Зеведея и Саломии – дочери от первого брака святого Иосифа Обручника. Таким образом, Иоанн приходился Господу Иисусу Христу племянником. Спаситель называл Иоанна и его брата Иакова «сынами грома» (Воанергес), возможно, за их порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. До призвания в апостолы Иоанн, как и многие ученики Христовы, был рыбаком (в церковнославянском переводе – рыбарем). Согласно Евангелию по Иоанну, после того как двое учеников Иоанна Крестителя, одним из которых был Андрей, услышали от учителя, что Христос – Агнец Божий, они последовали за Христом. Вторым учеником, согласно известной трактовке, был Иоанн Богослов. Считается, что он не назвал себя по имени по причине свойственной ему благочестивой скромности. Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту, это отношение подчеркивается в Евангелии: «Один из учеников… которого любил Иисус», «ученик... которого любил», «ученик, которого любил Иисус». После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трех учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Христом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на горе, которая согласно преданию, носит название Фавор. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Иоанн Богослов занимает особое место в ряду апостолов также потому, что следовал за Господом, Которого, связав, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы (впрочем, по мнению некоторых исследователей, это мог быть и апостол Марк). Он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем.

http://azbyka.ru/test/apostol-ioann-bogo...

1. Словами этого чтения, нам, возлюбленнейшая братия, представляется в пример смирение Иоанна, который, имея такую святость, что мог быть признаваем за Христа, решился твердо держаться в самом себе, дабы от мнения человеческого не восхититься выше себя. Ибо он «Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос». Поскольку же он сказал: «не»; то совершенно отверг, чем не был, но не отверг того, чем был, дабы, говоря истину, быть членом Того, Коего имени ложно не присвоил себе. Итак, когда он не желает имени Христа, тогда соделывается членом Христа, потому что, ревнуя о смиренном сознании своей слабости, справедливо заслуживает место на высоте Его. Но когда мы припоминаем мысль Искупителя нашего из другого чтения, тогда из слов этого чтения рождается вопрос, для нас весьма запутанный. Ибо в другом месте Господь на вопрос учеников о пришествии Илии ответствует: «Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них.» (И если вы хотите знать, то сам Иоанн есть Илия) ( Мф 17.12 ). А спрошенный Иоанн говорит: «несмь» (Илия). Что же это такое, возлюбленнейшая братия, Пророк Истины отвергает то, что утверждает Истина? – Ибо выражения: «есть» и «не есть», весьма различны между собой. Следовательно, каким образом он есть Пророк Истины, когда не согласуется в словах с этой Истиной? – Но если мы тонко разберем саму Истину, то звучащее между собой разноречием перестанет быть противоречащим. Ибо Ангел об Иоанне говорит Захарии: «предъидет пред Ним в духе и силе Илии» ( Лк 1.17 ). Следовательно, он (Иоанн) называется грядущим в духе и силе Илии, потому что, как Илия будет предшествовать второму пришествию Господа, так Иоанн предшествовал первому. Как тот будет Предтечею Судии, так сей был Предтечею Искупителя. Итак, Иоанн был в духе и силе Илии, но лично не был Илией. Следовательно, что Господь утверждает о духе, то Иоанн отрицает о лице, потому что этому так и должно было быть, дабы и Господь высказал ученикам мысль об Иоанне духовную, и этим Иоанн ответствовал плотскому народу, не о духе, но о плоти. Следовательно, хотя и кажется противным истине то, что отвечал Иоанн, однако же он не отступил от стези истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010