Изложение необходимейших (указаний) о выражениях божественного Символа, откуда они собраны и против кого поставлены Полезно изъяснить и то, на каких основаниях составлен божественными Отцами священнейший Символ, дабы знать, что они не сами от себя, но из божественных Писаний заимствовав выражения и мысли, составили его в духе благочестия. Таким образом почти все речения божественного символа (взяты) из святых Писаний: мы покажем это по отношению, в отдельности, к каждому выражению.   Против Еллинов, Иудеев и язычников, и всех прочих нечестивцев, которые или вовсе не исповедают Бога, или и признают Его, но не исповедают Отцем единородного Слова и Изводителем Святаго Духа:   Верую .   В Евангелии (говорится): «ты веруеши ли в Сына Божия» (Иоан. 9:35)? «Веруйте в Бога, и в Мя веруйте» (Иоан. 14:1). Апостол: «веруй в Господа Иисуса» (Деян. 16:31).   Во единого Бога .   В Евангелии: «да знают Тебе единого истинного Бога» (Иоан. 17:3). Брат Божий: «ты веруеши, яко Бог един есть» (Иак. 2:19). Павел: «но нам един Бог Отец, из Негоже вся и мы у Него: и един Господь Иисус Христос, Имже вся» (1 Кор. 8:6).   Отца .   В Евангелии (сказано): «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20:17). «Отче праведный, и мир Тебе не позна» (Иоан. 17:25). «Ко Отцу Моему иду» (Иоан. 16:10). «Аз умолю Отца» (Иоан. 14:16). «Или мнится ти, яко не могу ныне умолити Отца Моего» (Матф. 26:53)? «Отче, в руце Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46). Петр (говорит): «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3). Павел: «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть» (2 Кор. 11:31).   Вседержителя .   Захария: «сице глаголет Господь Вседержитель; в храм Господа Вседержителя; глаголет Господь Вседержитель» (Зах. 1:3, 4:14, 7:4, 8и мн. др.). Иезекииль: «Адонаи Господь» (Иез. 2, 4 и др.), что значит — Вседержитель. Вседержителя означает и имя Саваоф, которое Исаия усвояет всей Святой Троице, говоря: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис. 6:3). В Евангелии: «Отче, Господи небесе и земли» (Матф. 11:25). Давид: «в руце Его вси концы земли» (Псал. 94:4). Наперсник (Христов, Иоанн): «Вседержителю, Иже сый, и бе, и грядый» (Апок. 11:17).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Сегодня, 9 октября по новому стилю, Русская Православная Церковь торжественно воспоминает день преставления святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Всякий раз, дорогие братья и сестры, когда Православная Церковь обращает наши умы и сердца к воспоминанию святых Апостолов, сердца наши должны исполняться благоговения перед их богославными именами. Многие современники Первого Пришествия Христова ходили за Господом и внимали Его словам, потому что Господь подавал исцеления страждущим, изгонял бесов, творил многие чудеса, но, при этом, отнюдь немногие, из влекомых любопытством или личной бедой к Спасителю, имели любовь к Нему. Господь - сердцеведец, Сам избрал Двенадцать Апостолов, как их еще называют Двенадцать высших Апостолов, и прямо им сказал: " Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир " (Иоан. 15:16,19). И они, призванные, оставив все, - свои занятия, дома, родственников, - последовали за Господом и разделили Его страдания, Его скорби, " пребыли с Господом в напастях Его " , - как сказал о них Сам Спаситель (Лук. 22:28). И Господь, на Тайной Вечери, на Своей прощальной Вечери любви, называет их Своими друзьями, и говорит им: " Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего " (Иоан. 15:14-15). Вы только подумайте, какое поистине великое достоинство даровано Апостолам - именоваться друзьями Божиими, друзьями Творца мира и времени, духов и человека, и Вседержителя всего сотворенного. До Пришествия Христова только один Авраам удостоился такого именования, как о том пишет Апостол Иаков: " Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим " (Иак. 2:23). Более того, Господь в Своей последней молитве на Тайной Вечери молит Отца Небесного не о всем мире, а, прежде, о Своих Учениках, Апостолах: " Я о них молю, - говорит Спаситель, - не о всем мире молю, но о тех,.. которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне... " (Иоан. 17:9,6). И далее Господь прямо говорит Отцу Небесному: " И за них Я посвящаю Себя " (Иоан. 17:19). То есть, этими словами Господь говорит, что Он посвящает Себя за Апостолов, за тех, кого Он возлюбил, и, возлюбив их, Себя предает в жертву любви за них.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1930...

Содержание    После воскресения из мертвых Спаситель «денми четыредесятми» являлся ученикам (Деян. 1:3). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это — естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам (Мк. 16:9; Иоан. 20:11, 14—17; Мф. 28:5), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: «жены грядущия с позорища приидите» (Ис. 27:11), возвестите нам (Матф. 28:10). Потом он явился Петру (1 Кор. 15:5), после — Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им (Лук. 24:13—35), затем — десяти, в отсутствие Фомы «сущу позде в день той» (Иоан. 20:19), после — одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников (Иоан. 20:26), потом явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что «от нихже множайшии пребывают доселе» (1 Кор. 15:6), еще — явился Иакову, как и об этом учит Павел (1 Кор. 15:7), потом — семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим из учеников Его (Иоан. 21:1—2), после — всем Апостолам, т. е. семидесяти (1 Кор. 15:7), далее — на горе Галилейской, «аможе повеле им Иисус» (Мф. 28:16), и наконец, на горе Елеонской, где было и вознесение.    Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении (Лук. 24:36—52), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (Деян. 1:2—12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: «Единии же надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнишася. И приступл Иисус рече им..: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:16—20). Таким образом евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: «Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо и седе одесную Бога» (Мк. 16:19), и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: «суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана быша, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг. Аминь» (Ин. 21:25). Таким образом, только один Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3004...

Против Апполинария книга вторая. О спасительном пришествии Христовом. 1) Неисповедующие, что Господь наш Иисус Христос есть един от Бога и человека, по написанному в Евангелии: «Адамов, Божий» (Лук. 3:38) пусть скажут, как представляют себе в образе Божием сущего Бога и приявшего на Себя зрак раба, или как разумеют сказанное: «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14)? Ибо сказавший: «Слово плоть бысть» , сказал также, что Христос душу Свою предал за нас. Разумеют ли претворение в плоть или уподобление душе, так как бы Слово потерпело изменение? Или представляют, что Слово произвело мечтательное явление человеческого образа, как утверждают в заблуждении своем другие еретики? Но сего не дозволяет Апостол, ясно сказав, Кто и что приял. Ибо как под образом Божиим разумеется полнота Божества в Слове, так под рабиим зраком признается умное естество и членораздельный состав существа человеческого, так чтобы при речении «бе» (Иоан. 1:1) разумелось Слово, а при речении «бысть» (Иоан. 1:14) признавались плоть и душа, что и называется рабиим зраком, неким умопредставляемым умным существом. Посему-то умерший человек называется неимеющим вида и весь разрушается, как скоро разлучается с телом душа, которой естество неразрушимо. Посему, Павел представляет свидетельство об умном естестве, а Иоанн о членораздельных признаках тела, оба же возвещают все таинство домостроительства. Ибо явно, что Бог-Слово, сущий до пришествия во плоти, не человек был, но был Бог у Бога, невидимый и бесстрастный. 2) Посему, именование «Христос» употребляется не в отдельности от плоти, потому что за этим именем следуют страдания и смерть, как пишет Павел: «яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых» (Деян. 26:23), и в другом месте говорит: «Пасха наша... пожрен бысть Христос» (1 Кор. 5:7), и: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за нас» (1 Тим. 2:5, 6); говорит же не потому, что Христос не Бог, но потому, что Он и человек. Почему и сказано: «поминай Иисуса Христа воставшаго от мертвых, от семене Давидова по плоти» (2 Тим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2580...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей прот. Иоанн Толмачев Практическая Гомилетика. Том 4. Недели по Троице 18–32 " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление 8я Неделя по Троице I. Евангельское чтение. Зачало (25): от Матфея 14:14–22 14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. 15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. 17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. 18 Он сказал: принесите их Мне сюда. 19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. 20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; 21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей. 22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. Практический очерк содержания рядового чтения Главная истина нынешнего чтения из Евангелия, передающего историю чудесного насыщения пяти тысяч народа, заключается в том, что Иисус Христос есть хлеб жизни, как Он Сам именует Себя, давая высшее значение этому чуду (ср. Иоан. 6:34–35 ). Тут Иисус Христос показал нам: а) что никто, кроме Него , не может удовлетворить всех нужд, ст. 14 16; б) что никто, кроме Него , не может дать совершенного удовлетворения, ст. 17; в) что Он приготовляет все к принятию от Него истинной пищи, ст.18:19; г) что Он насыщает нас совершенно посредством своих учеников ст. 19; д) что Он заповедует нам высоко ценить небесные дары и не расточать их ст. 20 ср. Иоан. 6:12; е) что мы должны признавать Его , как Единого для всех Спасителя и Господа ст. 21. Всматриваясь глубже во все частности дневного Евангелия, проповедник может извлечь для себя темы: Ст. 14. О милосердии к бедным.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Слово Пространнейшее о вере 1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» — к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1:9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» — вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30:13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87:5, 6). 2) Человек или Бог — воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: «снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29—30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2:19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4:12). 3) Жизнь не может умереть, а паче — сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь — источник жизни; а умер, паче же — и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), — явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), — указывает на человечество Господне. 4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10:18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

Канон на Успение Пресвятыя Богородицы Песнь 1-я. Ирмос. Изукрашенная божественною славою священная и благознаменитая память твоя, Дева, всех верных собрала к веселию, чтобы при начатии Мариамны с ликами и тимпанами воспевать твоему Единородному: ибо он торжественно прославился. Лик безплотных небожителей окружал в Сионе божественное тело твое; и внезапно сонм Апостолов, стекшись от пределов (вселенной), тогда же предстал тебе, Богородица: с ними и мы, Пречистая Дева, прославляем честную память твою (Псал. 111:6). Почести победы над природою стяжала ты, Чистая, родивши Бога; но подражая Творцу своему и Сыну, ты подчиняешься законам природы сверхъестественно; ибо и умерши востаешь как и Сын твой, чтобы жить вечно (Деян. 2:27). Песнь 3-я. Ирмос. Всезиждущая и всесохраняющая Божия премудрость и сила, Христе, утверди Церковь непоколебимо и неподвижно: ибо Ты един свят, во святых почивающий (Ис. 57:15). Славные Апостолы, видя в тебе, Всенепорочная, жену смертную, но сверхъестественно (соделавшуюся) и Материю Божиею, касались (тебя) трепетными руками, и взирали (на тебя), сияюшую славою, как на вместившую Бога скинию (Иез. 43:2). Злодейственныя руки дерзкаго внезапно поразило отсечением правосудие Бога, оградившаго божественною славою честь одушевленнаго кивота, в котором Слово соделалось плотию (2 Цар. 6:7; Иоан. 1:14). Песнь 4-я. Ирмос. Изречения и гадания пророков предъявили воплощение Твое от девы, Христе: свет сияния Твоего (говорили они) приидет для просвещения язычников, и бездна с веселием воскликнет Тебе: слава силе Твоей, человеколюбче (Ис. 7:14; Авв. 3:4, 10). Взирайте, народы, и дивитесь: святая и преславная гора Божия вземлется выше небесных обителей, земное небо вселяется на земле небесной и нетленной (Ис. 2:2; Мих. 4:1). Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она преселила тебя, Пречистая, к (жизни) истинно-божественной и безконечной, дабы в радости созерцать тебе твоего Сына и Господа (Евр. 10:34). Небесныя врата возвысились, Ангелы воспели, и Христос принял девственное сокровище своей Матери; Херувимы преклонились пред тобою с веселием и Серафимы прославляют тебя с радостию (Псал. 23:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3569...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Разные сочинения Собрание сочинений преп. Максима Грека, характер которых не позволил отнести их ни к «догматическим», ни к «нравоучительным»: 1. Послание к некоторому другу, где объясняются некоторые неудобопонятные изречения Священного Писания (а именно: псалмы 1.4,5; 2.6,7; 3.7; 25; 33.11; 31.4; 141,3) 2. Объяснение слов 102–го псалма: «Обновляется, подобно орлу, юность твоя» 3. Объяснение, отчасти, псалма 18–го 4. Толкование на слова: «идите людие Мои» и прочее (Исаии 26, 20) 5. Толкование слов Евангелия от Иоанна: «думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан.21, 25) 6. Объяснение, отчасти, неудобопонятных некоторых изречений в слове Григория Богослова 7. Толкование некоторых мест Священного Писания 8. О том, что должно твердо сохранять исповедание православной веры 9. Слово оправдательное об исправлении русских книг; здесь же и против говорящих, что плоть Господня по воскресении из мертвых стала неописуема 10. Слово оправдательное об исправлении книг, написанное скудоумным иноком Максимом Святогорцем 11. Объяснение слов: „О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся» 12. О том, что не следует верить тем, кои говорят, что тот не был за божественной литургией, кто не поспел к чтению Святого Евангелия 13. Повесть о возвышении хлеба в честь Пресвятыя Богородицы 14. По поводу вопроса некоторых: „Почему от тридневного Воскресения Христова до субботы пред Фоминой неделей не воздвизается пречистый хлеб, а воздвизается только артос, при чем диакон трижды возглашает: „Христос Воскресе!»и снедается артос в эту субботу?» 15. О надписи на венце Спасителя и об имени Пресвятыя Богородицы 16. О венцах свадебных 17. Об освящении воды на утро Богоявления 18. О святом образе Христа Спасителя, именуемом «Уныние» 19. О полукружии в виде молодого месяца, находящемся под крестом на церквах 20. Обличение и опровержение лживого писания зломудрого Афродитиана персянина

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Содержание Вера и церковь . 1899 г. Книга 1 1. Вместо предисловия. 5 с. 2. Письмо к издателю В. А. Грингмута. 25 с. Отдел 1 3. Божественно–чудодейственная сила Христова. Прот. И. Сергиева. С. 1–5 4. Апостольное исповедание веры и обетование Спасителя о силе Его Церкви. Свящ. И. Соловьева. С. 6–58 5. Апологеты древнехристианской Церкви. Пр. Н. В. Благоразумова. С. 59–78 6. То же. С. 161–192 7. Буддизм и современное неверие Свящ. И. И. Покровского . С. 79–111 8. То же. С. 193–230 9. Новая заповедь. К. Н. Сильченкова . С. 231–254 10. Христианское учение о клятве. Свящ. С. В. Страхова. С. 255–277 11. Благодатная сила Аристовой Церкви. Прот. И. Сергиева. С. 336–340 12. Конец мира по учению слова Божия и современным гипотезам естественных наук. А. П. Миловидова. С. 341–380 13. Об истинном счастье. Свящ. М. И. Соболева. С. 381–402 14. То же. С. 566–600 15. О христианском милосердии. А. С. Рождествина. С. 403–418 16. То же. С. 757–777 17. Мелкие статьи, заметки и известия: Значение веры в церковном сознании. И. И. Виноградова . – Французский ученый о потребности веры. – Мнение представителя науки об ее бессилии в вопросах духовной жизни. – Могут ли быть два пути. – Открытие останков. Будды. – Погребение старых книг. – Стоимость вооруженного мира. –Судебная статистика. С. 419–436 18. Действительность воскресения Христова. Свящ. Ф. Василевского. С. 501–519 19. Воскресение Христово в его изображениях. С. 520–539 20. Поклонение Богу духом и истиною ( Иоан.4:24 ). Свящ. Соловьева. С. 540–565 21. Радость Христова Воскресения. Прот. И. Сергиева. С. 601–603 22. Слово о духовном возрождении и воспитании. Его же. С. 601–604 23. Мысли церковных писателей первых веков о государстве. А. Т. Виноградова. С. 685–717 24. Христианский взгляд на значение и права женщины. Свящ. А. В. Никитина. С. 718–756 Отдел 2 25. Религиозно–нравственные идеи и типы в произведениях Ф. М. Достоевского. Свящ. Н. Г. Побединского. С. 112–128 26. То же. С. 278–301 27. Высокопреосвященный Сергий митрополит Московский. Свящ. Н. М. Миловского. С. 129–136

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3. Конечно, каждый христианин должен быть преисполнен желания объединения церквей; особливо же весь православный мир, одушевляемый духом истинного благочестия, согласно Божественной цели учреждения Богочеловеком Христом Спасителем святой Церкви, пламенно желает единения церквей в едином правиле веры, на основании апостольскаго и отеческаго учения, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф. 2, 20). Посему и молится Церковь наша постоянно на общих ко Господу молениях: " разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый обрати " , на тот путь, который один ведет к Животу всяческих, Единородному Сыну и Слову Божию, Господу нашему Иисусу Христу (Иоан. 14, 6). Согласно священному сему желанию наша православная Христова Церковь всегда охотно готова отозваться на всякое предложение о соединении, если бы только римский епископ раз навсегда отверг все допущенныя в его церкви многочисленныя и разнообразным, противныя Евангелию, новшества, вызвавшия печальное разделение церквей Востока и Запада, возвратился бы к основоположениям святых седьми Вселенских Соборов, которые, как собиравшиеся под водительством Святаго Духа из представителей всех святых Божиих церквей для разъяснения правильнаго учения веры против еретиков, имеют всеобщее и вечное значение в Христовой Церкви. На это постоянно и в сочинениях и в окружных посланиях указывалось папской церкви и ясно и решительно объявлялось, что до тех пор, пока она остается при своих новшествах, - православная же Церковь следует божественным и апостольским преданиям и установлениям девяти первых веков христианства, в течение которых и Церкви Запада еще исповедывали одну общую веру и пребывали в единении с Церквами Востока, - всякая речь о соединении будет пустой и тщетной. Посему и молчали мы доселе и не обращали внимания на упомянутую папскую энциклику, не желая обращаться к тем, которые не хотят нас слушать, Однако, с некотораго времени папская церковь, совершенно оставив путь убеждения и обсуждений, начала к общему изумлению и недоумению смущать совесть более простых православных христиан чрез посредство, лукавых делателей, вид апостолов Христовых на себя принимающих (2 Кор. 11, 13), посылает на Восток своих духовных лиц, носящих одежду православных священнослужителей, а также замышляет и многие другие коварные меры для достижения своих прозелитических целей. Вследствие сего мы сочли священным своим долгом издать это патриаршее и синодальное окружное послание, чтобы оградить от опасности православную веру и благочестие, зная, что " охранение истинных канонов составляет долг всякаго ревностнаго христнина, в особенности же тех, кто поставлен Провидением управлять другими " (Посл. Св. Фотия. 3, 10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1345...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010