И.Е. Евсеев, Ф.Г. Калугина I. Поучение Луки Жидяты, архиепископа новгородского И. Е. Евсеева Немного сведений сохранила нам древняя летопись о первом 1 нашем проповеднике Луке Жидяте. Его духовная пастырская деятельность была более назидательна, чем поразительна по внешности, а потому современный ему летописатель почти прошел ее молчанием: его простые, безыскусственные поучения не могли привлекать к себе особенного внимания потомков, а потому и то, что сохранилось от современников, было забыто в последующее время. В результате всего этого мы имеем несколько строк летописных заметок о его жизни и одно небольшое поучение, сохранившееся в 2–3 списках 2 . Вот что говорят летописи о жизни Луки Жидяты: «в лето 6538 (=1030) преставися архиепископ Аким Новгородский, и бяше ученик его Ефрем иже ны учаше. 3 В лето 6544 (=1036) Мьстислав изиде на ловы, разболеся и умре ... по сем же перея власть его всю Ярослав и бысть самовластец Русьстей земли. Иде Ярослав Новугороду и посади сына своего Володимера Новегороде, епископа постави Жидяту 4 .... и людям написа грамоту, рекъ: «по сей грамоте дадите дань». 5 В лето 6563 (=1055) клевета бысть на архиепископа Луку от своего холопа Дудики, и изыде из Новагорода, и иде к Киеву, и осуди и митрополит Ефрем и пребысть тамо три лета. 6 В лето 6566 (=1058) архиепископ Лука приа стол свой в Новегороде и свою власть; Дудици же холопу оскомины беша, урезаша ему носа и руце отсекоша, и сбеже в Немци 7 . В лето 6567 (=1059) октовриа в 15 день, преставися епископ новгородский Лука, едучи из Киева, на Копысе, и положен бысть в Великом Новегороде за святою Софиею, и бысть во епископии 23 лета» 8 . Из этих немногих летописных данных можно составить о Луке следующее представление. Лука, знатный новгородец по происхождению 9 , известный лично Ярославу по своим выдающимся способностям, может быть воспитавшийся в школе Иоакима Корсунянина под влиянием Ярослава, был поставлен Ярославом в епископа для Новгорода, помимо ближайшего кандидата на епископство Ефрема.·Ефрем был учеником умершего Иоакима и учителем в состоявшей при епископе школе (иже ны учаше). Перед смертью Иоаким назначил его своим наследником по кафедре (благословен бысть) и новгородцы смотрели на него как на несомненного кандидата на епископство (сеи же поучив люди пять лет святительству же не сподобися). Очевидно, грек 10 , Ефрем не соответствовал политическим и просветительным целям Ярослава 11 и был устранен от кафедры в пользу Луки.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Иоаким, святитель, епископ Новгородский (Корсунянин) († 1030, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни – греческого города на Таврическом полуострове – или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе. По просьбе великого князя Владимира Константинопольский патриарх Николай прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким. Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре (в 992 году) отправился в Новгород. Год прибытия в Новгород у разных летописцев указан по-разному. Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород. Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую. Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев и апостольски нес свой великий труд. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что, несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие. Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснению людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то епископ Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоаким Корсунянин, Новгородский, свт. - житие Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина ему дано или потому, что родом был из Корсуня (Корсунь – Херсонес таврический56 С.265)- города, находившегося на Таврическом полуострове, который еще в древности принадлежал грекам, или потому, может быть, что до прибытия на Русь был епископом в Корсуне. Неизвестно, какую иерархическую степень проходил Иоаким до посвящения своего в сан епископский и где; но не подлежит никакому сомнению то, что он рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием. Это предположение имеет всю силу вероятия, когда припомним, как была всегда осторожна греческая церковь в назначении проповедников высоких евангельских истин народам языческим. Из опасения, чтобы проповедь о кресте и Распятом не была гласом вопиющего в пустыне, она обыкновенно избирала на дело благовестия людей благочестивых и всегда хорошо знакомых с языком и нравами тех народов, к которым посылались проповедники. По этой-то именно причине и епископ Иоаким, как муж добродетельный и знающий язык и нравы славян, был избран на дело проповеди в северных пределах языческой Руси. Личность Иоакима делается известной в летописях со времени просвещения Новгорода христианской верой. Как только были окрещены жители Киева, Владимир озаботился, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась святой верой. Повсюду велел он сокрушать капища, низвергать кумиров и приводить людей к крещению по всем городам и селам; но, чтобы святое дело не остановилось от недостатка истинных пастырей, Владимир «посылал паки» (в 990 г.) в Царьград к Патриарху Николаю с просьбой «да послет ему более епископов». Патриарх, исполняя усердную просьбу благочестивого князя, прислал к нему Феодора и Фому и других епископов, а в том числе и Иоакима Корсунянина. Иоаким прибыл в Киев около 991 года и в скором времени (в 992 г.) отправился в Новгород в сопровождении нового Киевского митрополита Леона, который, подобно предшественнику, предпринимал в это время путешествие по России для проповедования и утверждения православной веры.

http://pravicon.com/info-2444

Епископы 1. Св. Иоаким Корсунянин (992–1030) 1 Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина ему дано или потому, что родом был из Корсуня – города, находившегося на Таврическом полуострове, который еще в древности принадлежал грекам, или потому, может быть, что до прибытия на Русь был епископом в Корсуне. Неизвестно какую иерархическую степень проходил Иоаким до посвящения своего в сан епископский и где 2 ; но не подлежит никакому сомнению то, что он рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием 3 . Это предположение имеет всю силу вероятия, когда припомним, как была всегда осторожна греческая церковь в назначении проповедников высоких евангельских истин народам языческим. Из опасения, чтобы проповедь о кресте и Распятом не была гласом вопиющего в пустыни, она, обыкновенно, избирала на дело благовестия людей благочестивых и всегда хорошо знакомых с языком и нравами тех народов, к которым посылались проповедники. По этой-то именно причине и епископ Иоаким, как муж добродетельный и знающий язык и нравы славян, был избран на дело проповеди в северных пределах языческой Руси. Личность Иоакима делается известной в летописях со времени просвещения Новгорода христианской верой. Как только были окрещены жители Киева, Владимир озаботился, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась св. верою. Повсюду велел он сокрушать капища, низвергать кумиров и приводить людей к крещению по всем городам и селам, но, чтобы святое дело не остановилось от недостатка истинных пастырей, Владимир «посылал паки» (в 990 г.) в Царьград к патриарху Николаю с просьбою, «да послет ему болей епископов». Патриарх, исполняя усердную просьбу благочестивого князя, прислал к нему Феодора и Фому, и других епископов, а в том числе и Иоакима Корсунянина 4 . Иоаким прибыл в Киев около 991 года и в скором времени (в 992 г.) 5 отправился в Новгород в сопровождении нового Киевского митрополита Леона, который, подобно предшественнику, предпринимал в это время путешествие по России для проповедания и утверждения православной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Новгородская Основана в 991/992 г. В большинстве летописей сообщение о взятии от Царьграда Киеву митрополита Леонта (Леона), а Новгороду – архиепископа Иоакима Корсунянина – относится к 991 г. (Воскресенская лет., ПСРЛ. Т. 7. С. 313; Софийская II лет., ПСРЛ. Т. 6. Стб. 104). Повествование Никоновской лет. несколько отличается. Под 990 г. рассказывается о митрополите Михаиле, его посещении Новгорода, под 991 г. – о просвещении прочих областей Руси, а под 992 г. – о взятии Киеву митрополита Леонта. Под этим же годом говорится о поставлении Новугороду и Пскову епископа Иоакима Корсунянина, а также о поставлении епископов по другим городам (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–65). Посещение митрополитом Св. Михаилом Новгорода может быть отнесено и к значительно более раннему времени – времени Константинопольского патриарха Фотия, т. е. на столетие раньше описываемых событий, одним из аргументов в пользу этого предположения может являться упоминание имени Фотия в летописи: «Того же лта иде Михаилъ митрополитъ и всея Руси въ Новгородъ съ епископы Фотя патриарха, даде бо ему Фотй патриархъ шесть епископовъ на помощь» (ПСРЛ. Т. 9. С. 63–64). Патриарх Св. Фотий возглавлял Константинопольскую Церковь на столетие раньше описываемых событий. При его правлении произошел первый поход руссов на Царьград (860 г.), последствием которого было и первое крещение руссов при кн. Аскольде и Дире. При втором пребывании Св. Фотия на Патриаршем престоле могло быть и возвышение Киевской архиепископии в митрополию. Не исключено, что упоминание имени Патриарха Св. Фотия не случайно, а сами события произошли на сто лет ранее, а в позднейших записях они наложились на другие события. Сомнительно, чтобы с предположительной кончиной в 991 г. митрополита Св. Михаила исчез и весь поставленный им епископат, и его преемнику митрополиту Леону пришлось ставить на прежние кафедры новых епископов. Летописные тексты безусловно подразумевают поставления митрополитом Леоном епископов на вновь открываемые кафедры. Следовательно, время митрополита Михаила и современных ему епископов отдалено от времени митрополита Леона, и скорее всего – значительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отв. ред. Д. С. Лихачев Иоаким, епископ Новгородский Иоаким (ум. 1030 г.) – епископ новгородский, предполагаемый составитель т. н. Иоакимовской летописи. И. упоминается в Летописи Новгородской первой Младшего извода в статье 989 г., в рассказе о крещении новгородцев, и именуется там «архиепископом Акимом Корсунянином». В HIIЛ говорится, что Владимир, крестившись, привел на Русь в Киев митрополита Леона, а в Новгород – И. В Новгороде И. «требища разори и Перуна посече и повеле врещи в Волхов» (ПСРЛ, 1965, т. 30, с. 169). В той же летописи в статье 988 г. это же сообщение приводится в иной редакции: «И прииде Новугороду епископ Иаким и бе в епископь (так!) лет 42. И бе в него место ученик его Ефрем, и благословен бысть и епископом Иакимом, иже ны учити...» (с. 196). Сведения о И. и его ученике Ефреме содержатся в CIЛ и других летописях, а также в перечнях новгородских епископов, которые сопровождают текст новгородских летописей. С именем И. долгое время связывалось составление летописи, которая была обнаружена и описана В. Н. Татищевым. Историк сообщил, что он получил от свойственника своего Мелхиседека Борщова, архимандрита Бизюкова монастыря, три тетради с копией фрагмента из древнего, как полагал Татищев, летописного свода («письмо новое, но худое, склад старой, смешенной с новым»). В этом тексте повествовалось о древнейшей истории Руси, кончая описанием событий крещения Новгорода. Внимание историка привлекли отличия от «Нестора» (рассказ о генеалогии древнейших русских князей, о новгородском старейшине Гостомысле, иные версии о происхождении Рюрика, Олега, Ольги и т. д.). Татищев приводит слова, видимо, читавшиеся в источнике: «О князьях русских старобытных Нестор монах не добре сведем бе, что ся деяло у нас славян во Новеграде, а святитель Иоаким добре сведомый, написа...», но тем не менее счел необходимым отметить, что в цитируемую им летопись «нечто баснословное по тогдашнему обычаю внесено». В дальнейшем, излагая историю Руси в целом «по Нестору», Татищев неоднократно ссылается на Иоакимовскую летопись, признавая иногда, что сведения ее «полнее», «порядочнее», и уточняя данные Нестора «по сказанию Иоакимову».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

X-XI века В лето 6497 (989), Постави владыка Иаким церковь деревяную (дубовую) святую Софию имущи верхов 13, а стояла 60 лет, и поднелась церковь святая София от огня (в лето 6557-го – 1049), месяца марта в 4, в суботный день (при втором епископе Луки, в 13 лето) бывше естно устроена и украшена; а стояще конеци Епископли улици, над рекою над Волховом, идеже ныне поставил Сотко Сытинич церковь святых страстотерпец князей Русских Бориса и Глеба. (N II Л., из N III Л.). Реконструкция Л. E. Красноречьева. 1995 г. См. София: Епархиальная газета. Новгород. 1995. 3. С. 6. Житие Новгородского епископа Иоакима Косунянина 1 Память его празднуется месяца февраля в 10-й день и месяца октября в 4-й день † 1030 На Новгородской кафедре с 992 по 1030 гг. Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина ему дано или потому, что родом был из Корсуня (Корсунь – Херсонес таврический 56 С.265) – города, находившегося на Таврическом полуострове, который еще в древности принадлежал грекам, или потому, может быть, что до прибытия на Русь был епископом в Корсуне. Неизвестно, какую иерархическую степень проходил Иоаким до посвящения своего в сан епископский и где; но не подлежит никакому сомнению то, что он рукоположен в Константинополе и был муж добродетельный, образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием. Это предположение имеет всю силу вероятия, когда припомним, как была всегда осторожна греческая церковь в назначении проповедников высоких евангельских истин народам языческим. Из опасения, чтобы проповедь о кресте и Распятом не была гласом вопиющего в пустыне, она обыкновенно избирала на дело благовестия людей благочестивых и всегда хорошо знакомых с языком и нравами тех народов, к которым посылались проповедники. По этой-то именно причине и епископ Иоаким, как муж добродетельный и знающий язык и нравы славян, был избран на дело проповеди в северных пределах языческой Руси. Личность Иоакима делается известной в летописях со времени просвещения Новгорода христианской верой. Как только были окрещены жители Киева, Владимир озаботился, чтобы и вся подвластная ему земля Русская просветилась святой верой. Повсюду велел он сокрушать капища, низвергать кумиров и приводить людей к крещению по всем городам и селам; но, чтобы святое дело не остановилось от недостатка истинных пастырей, Владимир «посылал паки» (в 990 г.) в Царьград к Патриарху Николаю с просьбой «да послет ему более епископов». Патриарх, исполняя усердную просьбу благочестивого князя, прислал к нему Феодора и Фому и других епископов, а в том числе и Иоакима Корсунянина.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.А. Половцов Лука (Жидята, Жирята), святитель, епископ Новгородский Лука (Жидята) (или Жирята, а по некоторым – Вежета или Желдата) – святой, второй епископ Новгорода (1036–1059 гг.); профессор Малышевский в названии Луки Жидятою видит указание на еврейское происхождение его. С мнением его согласен и проф. И. А. Шляпкин, но большинство наших русских ученых признают еп. Луку русским по происхождению, в частности новогородцем. По мнению академика А. И. Соболевского, «Жидята» мирское, а не христианское имя еп. Луки, от обычного в древнем Новгороде Жидислав. Кем был в Новгороде Лука до поставления в епископа, об этом нет положительных сведений; несомненно одно, как новгородец знатного происхождения и отличавшийся выдающимися способностями и отличным образованием, он был известен великому князю Ярославу и пользовался его расположением. Полагают, что образование свое епископ Лука получил в школе своего предшественника – епископа Иоакима Корсунянина. Неизвестен точно и год поставления его в епископа Новгородского; существуют различные мнения ученых по этому вопросу: указываются годы: 1030 по 1037. Но так как все летописи согласно показывают, что Лука был епископом 23 года, и почти все наиболее достоверные годом смерти считают 1059 г., то временем избрания и рукоположения его нужно признать 1036 год. В этом году прибыл из Киева в Новгород великий князь Ярослав и привез с собой на Новгородское княжение старшего сына своего 14-летнего Владимира и избрал епископом Новгородским Луку Жидяту, с тем, конечно, чтобы он был главным советником и руководителем юного князя в деле управления обширною Новгородскою землею. До того же времени управлял Новгородскою паствою ученик епископа Иоакима и учитель Новгородской школы нареченный епископ, но непосвященный в этот сан Ефрем. Последний, согласно завещанию епископа Иоакима и общественному мнению новгородцев, должен был быть преемником его, но не был рукоположен в сан епископа потому, что не отвечал политическим и просветительным целям великого князя Ярослава.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Скачать epub pdf Иоаким, первый Епископ Новгородский Иоак им, первый Епископ Новгородский, прозываемый Корсунянин, неизвестно потому ли, что он родом был из Корсуня, города Тавро-Греческого, или потому, что он может быть в Корсуне был до того времени Епископом. Известно только, что он посвящен в Константинополе, а в Новгород прислан 992 года Киевским Митрополитом Леонтием для обращения Новгородцев к вере Христианской, которых он обратив, построил там первую Церковь деревянную во имя Св. Софии о 13-ти верхах, или главах на Епископле улице. Он завел там и школу, в которой некто Ефрем, ученик его, обучал детей Христианскому Закону и Греческому языку. Новгородскою паствою он управлял 38 лет, и в 1030 году скончался. Татищев полагает его первым Русским Летописателем. Но Летопись его до нас не дошла и никто даже не знал о ней до 1748 года, пока сам Татищев не получил от ближнего своего сродника, Бизюкова монастыря Архимандрита Мельхиседека Борщова, трех тетрадок, вырванных из какой-то Летописи, а Мельхиседеку сообщенных от какого-то Монаха Вениамина. В сих-то тетрадках нашлось упоминание об Иоакиме с замечанием, что «о Князех Русских старобытных Нестор Монах не добре сведом бе, что ся деяло у нас Славян в Нове-граде; а Святитель Иоаким добре сведомый еже», и проч. Вслед за сим писано было повествование Иоакимово. Выписку из сих тетрадок с примечаниями своими Татищев поместил в 4 главе I тома своей Российской Истории. Ни в одной из известных доныне Летописей наших нет таких подробных и связных сказаний о Северных Славянах и Руссах до Рюрикова Княжения, какие находятся в сем отрывке. Иное в нем с Нестором сходно; многое дополняет и изъясняет его; а нечто и противоречит ему. Если бы возможно было удостовериться в подлинности сего сказания, то находка сия была бы неоцененна для нашей Истории. Но: 1) трудно поверить, чтобы Нестор, для объяснения Истории Славян тщательно выбиравший все известия о них даже из Византийских Историков, не знал своих Отечественных Записок, а наипаче Сочинителя, жившего недалеко и с небольшим только за сто лет до него в самом главном гнезде Славян; особливо же, если еще по Татищеву предположить, что сам Нестор был родом с Бела Озера, то есть из Новгородской Области; 2) Новгородский Летописец, приписуемый Новгородскому же Попу Иоанну, имеющий на себе неоспоримую печать глубокой древности, также Новгородский Софийский, в коем много подробных известий о Новгороде, описывают пришествие Иоакимово в Новгород и разрушение идолов, но нигде не упоминают о том, чтобы сей Епископ что-нибудь писал; а Гостомысла, коего Иоакимов отрывок называет Князем, Новгородский Летописец ставит только первым Посадником Новгородским; 3) Митрополиты Киприан, в XIV веке сочинявший Степенную Книгу, и Макарий, в XVI веке поправлявший и дополнявший оную, и также Никон, в XVII веке собиравший свою Летопись из разных частных Летописей, ничего не знали об Иоакимовой Летописи, несмотря на то, что двое последние были сами Новгородскими Архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010