XX. О возрождении Бог возрождает человека по Своей любви к нему и милосердию, ибо мы все были по природе чадами гнева, но Бог, по своей великой любви, нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом ( Еф.2:3–5 ). Благословен Бог, по великой Своей милости возродивший нас ( 1Пет.1:3 ). Когда явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом» ( Тит.3:5 ). Возрождение человека состоит: в призвании из тьмы в свет Еф.5:8 ; в духовном воскресении от смерти греховной: Кол.2:13:3:1 ; в обновлении внутреннего человека: 2Кор.4:16 . Возрождение производит: познание Бога: Иер.24:8 ; Евр.8:11 ; послушание заповедям: Евр.8:10 ; Иез.36:27 . Совершается оно водою и Духом и притом таинственным образом: Ин.3:5 ; предваряется научением человека истинам веры: Мф.28:19 ; Ин.3:9 ; обнаруживается чрез веру во Христа: Ин.1:12:5:1 . Православные христиане, веруя в Бога и Его святую Церковь , чрез это имеют надёжные пути к Богопознанию; наоборот, сектанты, руководствуясь одной Библией (произвольно ими объясняемой), колеблются и увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о возрождении человека Ин.15:3 . «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам». Объясн. Слышание слов Христа очищает Душу человека, но ещё не делает его совершенным, напротив, слова Спасителя могут обратиться в судью: Ин.12:48 ; чрез одно слышание можно уподобиться дому, подметённому и украшенному, но пустому: Мф.12:44 ; чтобы быть истинным христианином, должно приносить плод, а для сего нужно быть ветвью на истинной Лозе: Ин.15:4–5 ; такое единение со Христом достигается чрез святые таинства Церкви и чрез послушание ей: Ин.6:56 ; Мф.18:17 . Иак.1:18 . «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начаткам Его созданий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Отвернутся – значит, не любили Беседа с епископом Североморским и Умбским Митрофаном (Баданиным) Предвзятое отношение к Церкви, ее проповеди, ее людям – одна из примет наших, 2010-х годов. О росте негативного отношения к Церкви, особенно в молодежной среде, говорил Святейший Патриарх Кирилл в своем слове на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь», отмечая: «Происходит это, конечно, не на ровном месте, происходит это под влиянием того сильного и враждебного по отношению к Церкви информационного потока, который распространяется через социальные сети». Механизм возбуждения ненависти хорошо известен и придуман не сегодня: «Используется все то же, что использовалось в конце XIX – начале XX века, и тем более в революционные годы: какие-то ошибки со стороны духовенства, оплошности, какие-то проявления недостойной жизни… В масштабах Церкви – это единичные случаи, но эти единичные случаи таким образом подсвечиваются, чтобы создать образ Церкви, погрязшей в богатстве, грехе, безразличной к повседневным трудностям людей». Почему же негатив о Церкви с такой легкостью, если не радостью, воспринимается обществом? Есть ли глубинные причины у ненависти к Церкви? Действительно ли этот поток «разоблачений» может увести кого-то из Церкви, «открыв ему глаза»? И если так, то не следует ли церковным людям бороться с «грехами» Церкви и в Церкви? Об этом – наша беседа с епископом Североморским и Умбским Митрофаном (Баданиным) Епископ Митрофан (Баданин) Митрофан (Баданин), епископ – Владыка, с чем, по вашему мнению, связан рост негативного отношения к Русской Православной Церкви? – Рост негативного отношения к Церкви есть, и он будет усиливаться по мере роста самой Церкви. И по-другому в этом мире не будет, поскольку «мы от Бога», а «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5: 19). Это онтологическое противостояние, начало которому положил Господь наш Иисус Христос. Он ясно определил дальнейшую расстановку сил света и сил тьмы: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин. 8: 23). Таким образом, всё закономерно – наша Церковь и все верующие ее члены всегда будут «не от мира сего». Так что это фундаментальный закон жизни христианина: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Или мы сомневаемся в Божием предупреждении: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16: 33)?

http://pravoslavie.ru/105248.html

Глава 5 1–18. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу. Иудеи замышляют убить Христа за нарушение субботы и за Его учение о Себе как Сыне Божием. – 19–47. Речь Христа о Себе как об истинном Сыне Божием, Которому Отец отдал власть над миром. Ин.5:1 .  После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. «После сего», т.е. после событий ( μετ τατα – множественное число; ср. μετ τοτο – единственное число в Ин.2:12 ), описанных Иоанном в 4-й главе. «Был праздник Иудейский». Что это за праздник? Вероятнее всего предположить, что таким выражением Иоанн хотел обозначить праздник Кущей, как наиболее веселый и любимый в народе. Просто праздником ( ορτ) называется иногда праздник Кущей и в книгах Ветхого Завета ( 3Цар.8:2, 12:32 ; Иез.45:25 ; Неем.8:14 ) и у Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. «Иудейские древности» XX, 9, 3; XIII, 13, 5). Ни о Пасхе, ни о Пятидесятнице нельзя сказать ничего подобного, тем более о празднике Пурим. Например, в Ветхом Завете в переводе Семидесяти праздник Пятидесятницы (по-арамейски – Асарта, по-еврейски – Ацерет) нигде не обозначен просто выражением «праздник» ( ορτ). Но если Иоанн здесь имеет в виду праздник Кущей, то значит, что между прохождением Христа по Самарии в январе ( Ин.4:35 ) и настоящим событием, случившемся в Иерусалиме в начале октября (от 15 до 22 месяца тисри), прошло около девяти месяцев, в течение которых Господь прожил в уединении в Галилее, не посетив в предшествующую Пасху (2-ю Пасху) Иерусалим. «Пришел Иисус в Иерусалим». Господь приходит в Иерусалим один, без учеников, которые в это время, по-видимому, вернулись к своим прежним занятиям. Можно предполагать, впрочем, что апостол Иоанн, у которого была возможность прибыть с Господом в Иерусалим, не оставлял своего Учителя и в это пребывание Христа в Иерусалим. Иначе откуда он мог бы заимствовать речь Христа, сказанную по поводу исцеления расслабленного? (Предположение Эдершейма, что Христос Сам впоследствии передал ее содержание Иоанну, неправдоподобно: в Евангелиях нет нигде ни малейшего указания на такой способ ознакомления Матфея и Иоанна с речами Христа.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX – начала XX века Первым клеветником был дьявол. Само слово переводится с греческого как клеветник . Господь Иисус Христос говорит о нем: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8: 44). Некогда, оклеветав, распяли Богочеловека Иисуса Христа. И в отношении Его учеников поступали так же, как и в отношении Учителя, особенно если ученики проповедовали свою веру. Из 12 апостолов только Иоанн Богослов не умер насильственной смертью. Рассмотрев историю, можно видеть, что почти все проповедники терпели незаслуженное поношение. Святитель Филарет (Дроздов) отмечает: «Путь миссионера легок не бывает» . Алтайскому миссионеру архимандриту Макарию (Глухареву) мудрый иерарх дает совет, который состоит в том, чтобы он посмотрел на предпринимаемое дело миссии «оком осторожности. Век сей лукав, чистому добру не охотно верит, случаи к нареканию и клевете ловит жадно; жалом насмешки, даже неосновательной, язвит иногда не без вреда успехам добрых предприятий» . Этот совет был дан еще в первой половине XIX века, но, пожалуй, за весь период русской истории степень ненависти и клеветы никогда не были столь сильны, как в конце XIX – начале XX века. До 1905 года, благодаря цензуре, открыто клеветать было либо невозможно, либо весьма затруднительно. Поэтому авторы шли иным путем – писали литературные произведения, в которых, под видом отрицательных персонажей, изображали тех или иных миссионеров. Так, например, выдающийся начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) был осмеян и опорочен в романе-памфлете «Пейс-паша и его консорты. Мозаики, камеи и миниатюры из любопытных раскопок в трущобах Святой Земли». Роман был издан в 1881 году в Петербурге, автор скрылся за псевдонимом. Причиной появления романа, как считает архимандрит Киприан (Керн), стала борьба русских консулов в Иерусалиме с Русской духовной миссией. «Чиновничество наше, приученное синодальным строем всегда смотреть на Церковь как на подчиненное ему ведомство, лелеяло мысль поскорее ликвидировать и миссию, и ее неутомимого и независимого начальника» . Исчерпав политические возможности устранить абсолютно безукоризненную личность отца Антонина, они прибегли к клевете.

http://pravoslavie.ru/54834.html

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Духовное наследие афонского подвижничества: история и современность Епископ Троицкий Панкратий, игумен Валаамского монастыря (Россия, Валаам). Благословение знать путь. Святогорские подвижники XX в. как путевожди современного монашества Монашество иногда рассматривают только как уход от мира, бегство с «тонущего корабля современности». Это печальное умаление его смысла. В святоотеческом понимании оно приобщает «духовной жизни того порядка, как нарисовал нам Господь», зовет «познать Христа в совершенстве, возможном для человека» и «рождается как особое служение, как предельная готовность следовать за Ним» 1 . Откуда же возникает эта «предельная готовность» и чем поддерживается? Св. Отцы говорят нам о том, что «никто не становился монахом, не увидев на лице другого отблеск вечного света». То есть становление монаха (а речь здесь именно об этом, а не о простом уходе в монастырь) так или иначе происходит в личном контакте с людьми, которые несут в себе тайну приобщения Богу. Количество такого общения может быть самым разным – от каждодневного ученичества до единичных встреч, но суть остается той же: во плоти, в живом человеке Христос вновь и вновь являет Свое присутствие, Свое вселение. Различна и степень такого явления Бога через человека: это может быть сам подвижник, стяжавший преподобие Христу, или его ученики, апостольски свидетельствующие миру о возможности такой полноты и несущие в себе заряд того же качества и направления. Сам по себе вопрос о том, почему научение искусству святости происходит через человека, зачем нужен еще кто-то, кроме Самого Бога – звучит в разных формах вот уже две тысячи лет: Покажи нам Отца и довлеет нам ( Ин.14:8 ). Он очень глубок и касается самой сути веры, 2 самой сути Боговоплощения 3 . Когда мы внимательно читаем Евангелие, нам открывается глубина этой темы. Христианство принесло человечеству полноту Богообщения, к которому Бог вел Своих избранных всей болью земной истории: Вселюся в них и похожду, и будут мне людие. Но как происходит это вселение, это «стяжание» Бога? О том, что такое «стяжание благодати» и непосредственно ли мы научаемся ему, невозможно рассуждать отвлеченно, как и Бога нельзя познать как объект, но только как Того, Кто Сам раскрывается в личном общении. Неудивительно поэтому, что этот вопрос во все века был камнем претыкания и соблазна. Всякий раз, как человек дерзал говорить о непосредственном Богообщении, его подозревали в прелести. Вот та самая «невозможность поведать миру о подлинных измерениях бытия», о которой говорил отец Софроний (Сахаров) . Осторожность необходима, но если бы она лежала в основе «неприязни» мира к святым, то не пользовались бы такой популярностью в народном благочестии люди властные и проповедующие себя 4 . Чаще нами движет не осторожность, а нежелание признать, что в собственной нашей недостаточности виновато не время, в которое, дескать, «нет больше старцев», а нечто внутри нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия - как Иов Многострадальный Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества 10.01.2018 999 Время на чтение 4 минуты Приснопамятная игумения Анастасия (Шестун; 1952-2012) в свое время добилась выделения под скит участка на Гавриловой Поляне недалеко от Самары. Здесь в советское время размещался лагерь, одним из заключенных которого был отец Иоанн (Крестьянкин). Скит матушка Анастасия посвятила Иову Многострадальному, которого считала символом России XX в. и последующих времен. Господь провел русский народ так же, как Иова Многострадального, через горнило страданий. В ветхозаветные времена это был определенный шаг к Боговоплощению. Господь испытывал род человеческий, готов ли хотя бы один человек вытерпеть малую долю того, что предстояло Сыну Божию. Так же и русскому народу Он попустил в ХХ в. пройти через гонения. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), - заповедал Спаситель Своим ученикам. Но сохранился ли народ, который во всей полноте сможет выдержать эту духовную брань верности за пострадавшего Христа? «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Наши новомученики и исповедники выдержали этот экзамен. Россия оттого и стоит, и мир продолжает свое существование. Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу увековечить память за Христа пострадавших в ХХ в. А как это сделать? Прежде всего, службой и молитвой. В нашем Заволжском Свято-Ильинском женском монастыре освящен храм в честь священномученика Константина (Сухова), где мы совершаем все богослужения, связанные с новомучениками, с царственными страстотерпцами. Пересматривая синодики, ставим на первые места новомучеников и исповедников, чтобы им служить всенощные, полиелеи. Их имена должны становиться известны народу. Новомученики и исповедники - главные святые из всех, почитаемых нами. К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах. Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/10/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (5.04.1920, г. Мещовск Калужской губ.- 7.01.1994, Москва), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР. В 1929 г. переехала с родителями из пос. Костерёво (ныне город во Владимирской обл.) в Москву. В 1937 г. поступила на фак-т русского языка и лит-ры Московского городского педагогического ин-та (МГПИ), который окончила с отличием в 1941 г. До кон. 1943 г. жила в эвакуации в Свердловске (ныне Екатеринбург). После возвращения в Москву поступила в аспирантуру МГПИ, ее научным руководителем являлся Р. И. Аванесов. На формирование научных интересов и выбор темы для канд. диссертации Ж. оказали влияние палеографы-слависты акад. М. Н. Тихомиров и М. В. Щепкина . Диссертационная работа Ж., посвященная палеографическому и фонетическому описанию Галичского Евангелия 1357 г., была защищена в 1953 г. (публ.: Из истории языка Сев.-Вост. Руси сер. XIV в.: (Фонетика галичского говора по мат-лам Галичского евангелия 1357 г.)//Тр. Ин-та языкознания АН СССР. 1957. Т. 8. С. 5-106). С 1947 г. Ж. являлась научным сотрудником, в 1959-1988 гг.- старшим научным сотрудником Ин-та рус. языка (ИРЯ) АН СССР, в 1988-1994 гг.- старшим, затем главным научным сотрудником Отдела рукописей ГБЛ (ныне РГБ). Л. П. Жуковская. Фотография. 40-е гг. XX в. (РГБ) Л. П. Жуковская. Фотография. 40-е гг. XX в. (РГБ) В начале работы в ИРЯ Ж. входила в группу авторов, составлявших «Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы» (М., 1957. Ч. 1). В 50-х гг. она опубликовала несколько работ о берестяных грамотах , введенных в научный оборот в 1951 г. (Палеография//Палеогр. и лингвист. анализ новгородских берестяных грамот. М., 1955. С. 13-78; Тексты грамот и переводы с разночтениями//Там же. С. 189-204; Новгородские берестяные грамоты. М., 1959). На протяжении мн. лет в центре научных интересов Ж. находились вопросы текстологии слав.

http://pravenc.ru/text/182351.html

     – Батюшка Илий, часто говорят, что мужское устроение более спасительно, когда разум доминирует над чувствами. Но жены-мироносицы вообще ни о чем не думали, когда шли за Господом. Как так? – Да, женщины по своей любви к Господу бывают даже более мужественными. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4:18). И в XX в. при гонениях в нашей стране женщины зачастую смелее выступали, защищая святыни. И сейчас многие служения в Церкви несут именно женщины. Тут, конечно, много причин. Страна прошла через столько войн. А на войне погибают всегда самые лучшие. И гибли преимущественно мужчины. В одном XX в. – не только в Великой Отечественной, но и в последних войнах в Афганистане, в Чечне. А многие умирают из-за наркомании, алкоголизма. В большей степени подвержены этим недугам именно мужчины. Женщины все-таки в этом смысле воздержаннее, бережливее относятся к жизни. Они как призванные к воспитанию новых поколений более нравственны. Многие жены сегодня мучаются из-за измен мужей. А те, кто из незамужних, – страдают из-за своей доверчивости. С одной стороны, она старается быть женственной, не прекословить. Но с другой стороны, когда нет крепкой семьи, где глава отец или муж, этими благими качествами могут воспользоваться, поступить коварно. Каждый судит о другом в меру своей испорченности. А сегодня общество в большей своей части развращено. Женщина, если она живет без Бога, в своей жизни не имеет ничего устойчивого. – Какое наставление можно дать современной женщине? – Быть твердой в вере. Иметь страх Божий. Жить нравственно. Быть христианкой. – К чему призваны сегодня христианки и есть ли вообще на духовном уровне разница в призвании женщин и мужчин? – Один закон, одно Евангелие. Едина вера, едино Крещение, Един Господь наш Иисус Христос, Который «вчера и днесь, той же и во веки» (Евр. 13:8). В чем-то все мы, люди, схожи. Но, конечно же, при этом каждый человек индивидуален. Не только женщины от мужчин, но вообще все мы друг от друга отличаемся. И Господь ведает качества души каждого человека. Поэтому и призвание у каждого – свое.

http://pravoslavie.ru/91287.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВСЕЕДИНСТВО религиозно-философский, мифологический и художественно-поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге, мире и человеке; «философия всеединства» - направление рус. религ. мысли XIX-XX вв. Вопрос о значении термина «В.» остается дискуссионным. Отсутствие четких границ между терминами «единое» , «единство» и «В.» позволяет исследователям по своему усмотрению толковать «В.» и тем самым определять принадлежность той или иной философии к этому направлению. Понимаемое в широком смысле «В.» включает философские учения, в основе к-рых лежит учение о Едином, или Абсолюте , а также те, в к-рых принцип единства становится определяющим и находит свое выражение в самой форме философствования, в построении системы философии. В узком смысле под «В.» понимается определенный тип единства, к-рый предполагает связь всех вещей в Едином в качестве их причины или конечной цели. В европ. истории и культуре многообразие учений о В. своими глубинными истоками имеют: ветхозаветную традицию, в к-рой понимание единства тварного мира связано с «единым», одним, Богом («Ты един, и мы единое творение рук Твоих» - 3 Езд 8. 7); новозаветное понимание «единства» как единства: в Св. Троице («…да будет все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино…» - Ин 17. 21), во Христе («...так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» - Рим 12. 5), в Церкви («И вы - тело Христово, а порознь члены» - 1 Кор 12. 27), в вере («…один Господь, одна вера» - Еф 4. 5), в любви («…любите друг друга, как Я возлюбил вас…» - Ин 13. 34); античную философскую традицию, связанную с мифологией и развившую на этой основе подробно разработанную концепцию «единого»; гностицизм , религиозно-философское течение, эклектически соединявшее религ. представления христианства, иудаизма и нек-рых вост. религий с философскими умозрениями античности.

http://pravenc.ru/text/всеединстве.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010