Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна Содержание Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний ВВЕДЕНИЕ Предварительные замечания Проблема текста Экзегетические предпосылки толкования Ин. Своеобразие Ин. Форма Ин. Ритм Неясности Форма и содержание Толкование фактического содержания Ин. Историческая верность Иоанна О братьях Господних О Вифанском помазании Смысл истории Толкование духовное Выводы Множественность смысла Двусмысленности Список учеников, свидетелей явления Воскресшего Господа при море Тивериадском (Ин. XXI, 2) План Ин ТОЛКОВАНИЕ 1. 1–18. Отношение Пролога к Евангелию Понятие Логоса Концентрическое построение Пролога Глава I. 1–2. Божество Логоса 3–5. Логос как посредник Творения и Откровения Свет и Тьма 10–13. Спасение как усыновление 14–18. Воплощение Логоса Благодать и Истина Теоцентризм Ин 6–8, 15. Иоанн Креститель Глава II. 19-II. 22 как вторая часть Введения 19–34. Свидетельство Иоанна Крестителя Агнец Божий Крестящий Духом Святым Сын Божий 35–51. Призвание учеников Иисус и Нафанаил Проблема апостола Петра 1–11. Знамение в Кане 12. Иисус в Капернауме. I 13–22. Очищение Храма 23–25 Глава III 1–21. Беседа с Никодимом 22-IV. 3. Свидетельство Иоанна Крестителя Глава IV IV. 4–42. Иисус в Самарии IV. 43–54. Исцеление Капернаумского отрока Глава V-VI Главы V и VI. Их порядок Единство глав V и VI. Внешнее единство Внутреннее единство Глава V Ин. V. 2–15 Конфликт. Ин. V. 10–18 V. 17–47 Глава VI Знамение и учение Хлеб жизни Дело Божие Вера Жизнь Отец Евхаристия Вознесение и Святой Дух Мистическое единение VI. 60–71 Главы VII-VIII Мир Христос Его отшествие VII. 37–39 Гл. VIII VIII. 12–30 VIII. 21–23 VIII. 24–29 VIII. 30–36 VIII. 44. Диавол – отец иудеев Главы IX и X IX. 1–7 IX. 8–23 IX. 24–34 IX. 35–38 IX. 39–41. й Тема греха X. 1–21 X. 19–39 X. 40–42 Глава XI Гл. XI Историческая проблема XI. 1–16 XI. 17–40. Воскрешение Лазаря как символ Воскрешение Лазаря как прообраз XI. 45–57. Решение начальников Глава XII XII. 1–19 XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В благой заботливости о спасении людей Господь Бог еще чрез пророков Исаию ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахию ( Мал. 3, 1 ) предвозвестил, что предварительно явления Мессии будет послан Предтеча, который путем нравственного возвышения людей чрез обличение пороков и страстей предуготовит еврейский народ к достойному принятию Мессии и вступлению в благодатное Его Царство. По предречению ангела Господня ( Лк. 1, 13–17 ) таким Предтечей – пророком назначено быть сыну священника Захарии Иоанну. Последний, явившись в пустыне Иудейской при реке Иордане на полгода ранее выступления Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, выполнял свое чрезвычайное назначение тем, что приходившим к нему во множестве иудеям проповедовал о приближении Царства Божия, Небесного, о грядущем вскоре Мессии и совершал над ними в Иордане крещение покаяния ( Мф. 3, 2–12 ; Лк. 3, 3–17 ). Когда же Иисус Христос (около 30 лет жизни, Лк. 3, 23 ) пришел креститься к Иоанну Захариину, последний открыто и велегласно указал евреям на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин. 1, 29–36 ; ср. 3, 31–36); и впоследствии он, по свидетельству Спасителя, был светильник горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ) и всеми был почитаем за пророка ( Мф. 14, 5; 21, 26 ). Своим рождением и проповедью предваривши Господа Иисуса Христа, Иоанн Предтеча предварил и добровольные Его за грехи людские страдания крестные и смерть своей мученической смертью . За бесстрашное обличение Ирода Антипы, властителя Галилеи, в прелюбодеянии с Иродиадой, женой брата Филиппа, великий провозвестник пришествия Христова, проповедник правды, по приказанию Ирода, ради бесстыдной плясавицы Саломии, дочери ее, потерпел усекновение честной главы своей. Так зашла светлая звезда утренняя (служба 23 сентября утреня, канон, песнь 7, Богородичен), угас светильник после того как воссияло Солнце правды ( Мал. 4, 2 ) Христос Бог, открылся для всех Свет истинный, просвещающий всякого человека ( Ин. 1, 9 ). Сведения о страдальческой кончине Иоанна Предтечи и Крестителя христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелий ( Мф. 14, 1–12 ; Мк. 6, 14–29 ; Лк. 9, 7–9 ), с другой же – из древних поучений: святого Амвросия Медиоланского , святого Иоанна Златоуста , блаженного Августина ; также из богослужебных песнопений, составленных в VII веке святым Андреем Критским и в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Герасимом Константинопольским, в коих христианская Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя в великий день 29 августа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Что Сам Иисус Христос считал свое служение пастырским, а себя – Пастырем, и притом истинным Пастырем, это выражено Им многократно в Евангелии. Кроме классической в этом отношении X гл. Ев. Иоанна, пасторалисты обращают внимание на другие места. Так, проф. С. А. Соллертинский видит указание Спасителя на Свое пастырство в Его сближении Себя с пророком Ионою, проповедовавшим у Ниневитян ( Лк.11:30–32 ), а также в многократном именовании Себя «Сыном Человеческим», каковое название Спаситель обыкновенно употребляет в тех случаях, когда Он изображает процесс, пройденный им для доведения людей до состояния святости, потребовавший от «Сына Человеческого» «неусыпной проповеди, сияния Слова Божия, заботы о спасаемых, смирения, уничижения и даже осуждения Себя на незаслуженную смерть». А X гл. Матфея свидетельствует, что Иисус Христос не только Сам пастырствовал, но, сжалившись над толпами народа, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф.9:36 ), привлек к сотрудничеству Себе, в качестве сопастырей, Своих Апостолов, в лице же их – и всех последующих продолжателей этого дела. И это последнее достаточно ярко отмечено в Его речи (Мф., X гл.), заключающей в себе явно эсхатологические подробности, своим исполнением уходящие дальше времени и Иисуса Христа, и Апостолов 44 и потому явно относящиеся не только к Апостолам, но и ко всем дальнейшим продолжателям их дела. Апостолов Иисус Христос привлек к себе именно с той целью, чтобы сделать их пастырями. «Идите за Мною, – говорил Он Петру и Андрею, – и Я сделаю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). «Сделаю», греч. ποισω), указывает на действие рассчитанное, соединенное с известными усилиями, а в связи со следующими словами: «вас ловцами человеков» – означает действие воспитательное. Как видно из Евангелия и как мы уже говорили, воспитание Иисусом Христом Апостолов для пастырского дела состояло в сообщении им величайших тайн богознания («вам дано ведети тайны царствия Божия»), в даровании им силы для священнодействий 45 и, наконец, в преподании им практических мудрых советов, необходимых для успеха дела 46 . В качестве же могучего воспитательного средства Апостолам Небесным Учителем предложен Его собственный пример. «Я дал вам пример (πδειγμα, exemplum, Beispiel – пример, образец), чтобы и вы делали то же, что Я сделал вас ( Ин.13:15 ), – заповедал Христос Апостолам 47 . Что Апостолы понимали свой долг всегда иметь перед глазами пример Учителя, это видно хотя бы из слов ап. Павла: «С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» ( Евр.12:1–2 ), и не менее – из пастырских посланий ап. Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Вопрос: Сейчас много говорят о «христианском социализме». Хотелось бы знать мнение Русской Православной Церкви по этому вопросу? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Христианство является Богооткровенной религией спасения в Царстве Небесном. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), – сказал Господь Пилату. Социализм (фр. socialisme; от лат. socialis – общественный) представляет собой идеологию, которая ставит целью достижение на земле идеального общества, основанного на справедливости и равенстве. Священномученик Иоанн Восторгов точно заметил: «Трудно представить себе такое, можно сказать, противоестественное сочетание понятий, какое мы видим в ныне распространенном термине “христианский социализм”: по самому существу, по природе своей они взаимно исключают друг друга. Термин этот, столь двусмысленный и неудобный, представляющий в себе наглядное contraditio in adjecto, естественно, способен оттолкнуть и устрашить как истинно-верующего христианина, так и правоверного социалиста нашего времени. Неудачный термин – пережиток старого времени. Возник он гораздо ранее того времени, когда новейший социализм в обработке Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и других еще не явил себя как откровенно атеистическое и материалистическое учение» (Иоанн Восторгов, протоиерей. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1913. С. 156–157). Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь. Хотя проекты создания идеального общества, основанного на гармонии интересов всех людей, выдвигались в разные эпохи («Государство» Платона, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов Э.-Г. Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Г.-Б. Мабли), социализм как идеология сформировался в первой половине XIX века. Сам термин «социализм» впервые появился в 1834 году в статье Пьера Леру (1797–1871). Этот политический писатель считал, что история проходит три стадии прогресса: освобождение от семейного рабства, от рабства государству и от тирании собственности. У него не было и тени догадки, что через 100 лет введение социализма (о котором он писал в «Revue Encyclopédique») на практике станет самым жестоким экспериментом в истории, стоившим более сотни миллионов жизней людей в России, Китае, Албании и других странах.

http://pravoslavie.ru/7134.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 23 февраля 2008, 15:11 В качестве конкретных шагов по укреплению духовности в российском обществе единороссы предложили ограничить деятельность СМИ и привлечь ученых в российскую политику. 21 февраля 2008, 13:21 " С каждым годом православных лагерей становится все больше и стало нужно обсуждать проблемы, которые возникают при их организации, – пояснила корреспонденту «Воды живой» сотрудник отдела Зинаида Гольцова. 20 февраля 2008, 15:26 Пособие «Земное и Небесное Воинство» издано при содействии сообщества православных предпринимателей «ДелоРус». Автор-составитель пособия - кандидат искусствоведения Виктория Гусакова в течение двух лет успешно преподает «Основы православной культуры» в Кадетском ракетно-артиллерийском корпусе Санкт-Петербурга. 19 февраля 2008, 18:14 15 февраля, на праздник Сретения Господня Александро-Невский союз молодёжи (АНСМ) отметил свою шестую годовщину. По этому случаю в культурно-просветительском центре «Святодуховский» в Александро-Невской Лавре прошел праздничный вечер. 18 февраля 2008, 17:36 Молодежная община при храме Богоявления Господня на Гутуевском острове образовалась в 2002 году. С тех пор «Агапа» собирается каждый четверг вечером. 18 февраля 2008, 15:12 15 февраля в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры завершился VIII Сретенский фестиваль духовной и народной музыки. Двенадцать коллективов, принимавших участие в конкурсе, были награждены дипломами и грамотами.

http://old.aquaviva.ru/news/?offset=14&t...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Ислам и христианство Многие понятия в христианстве и исламе омонимичны, то есть по-русски называются одними и теми же словами, но на деле подразумевают совершенно разное наполнение… Когда мы произносим: «молитва», «пост», «милостыня», «паломничество», «душа», «грех», «Писание», — христиане и мусульмане подразумевают при этом совершенно разные вещи…Например, ислам отрицает понятие первородного греха… По сути ответственность за реально наблюдаемую в естестве каждого человека отрицательную силу ислам списывает на Бога. То же самое и в мусульманском учении о предопределении, и в том, что Аллах — равно источник и добра, и зла. Ну а если говорить о таинствах, то такого понятия, равно как и явления, в исламе нет. В исламе же Аллах предельно удален из мира, никакого богоявления быть не может. Христианство – это не просто признание некоего абстрактного Бога и набор расхожих моральных предписаний. Христиане верят в Иисуса Христа – Бога, Который стал Человеком, Который не просто спускает «сверху» директивы, как жить правильно, а Который стал как один из нас, жил среди людей и Своей жизнью, смертью на кресте и воскресением из мертвых открыл нам путь спасения . В такого Бога человек, ставший мусульманином, не верит. В Коране прямо порицается учение, что Христос есть Бог и Сын Божий (5.17, 9.30). Если христианин принимает ислам, то это значит, что он отрекается от Христа, сказавшего: «Я Сын Божий» ( Ин.10:36 ). И к такому человеку относятся слова Иисуса: «Кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» ( Мф.10:33 ). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ). Вот почему это духовная трагедия, о которой скорбит Церковь . Что же касается заповедей, то они в разных религиях различны; пересечения, конечно, есть, но их не так уж много. диакон Георгий Максимов Появление перевода Библии на арабский язык спустя целое столетие (самый ранний перевод Нового Завета на арабский язык датируется VIII в.) после существования Корана дало свои результаты. За это время мусульмане успели по-своему понять как Ветхий, так и Новый Завет… священник Назарий Эйвазов «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» ( 1Ин. 4:1 ). Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/1/religii/islam/islam-i...

На часах – тропарь Преполовения. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки Преполовения и святителя читаются попеременно. На Литургии блаженны 1-го канона Преполовения, песнь 5-я – 4 (со ирмосом), и святителя, песнь 6-я – 4. По входе – тропарь Преполовения, тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь святителя; кондак храма святого. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак Преполовения. Прокимен, аллилуиарий и причастен – Преполовения (см. на Литургии в среду Преполовения) и святителя (общие). Апостол и Евангелие – дня и святителя (общие: Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2. Ин., 36 зач., X, 9–16). Задостойник Пасхи. 1 См.: Минея-Апрель. Ч. 2. М., 2002. С. 381–393. 2 Служба ап. Иакова Зеведеева в этом случае может быть перенесена по усмотрению настоятеля. 3 Пение 8 стихир на «Господи, воззвах» – особенность полиелейной субботней службы периода пения Цветной Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 2-е «зри»). 4 Допустимо в число четырех стихир праздника Триоди (Преполовения) включить славник Триоди, глас 1-й: «Пятдесятницы наста дней преполовение...» (ср.: Устав. М., 1641. Л. 60 (531); Сырников Н. Ключ к Церковному Уставу. Л. 106 об.). 5 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах. 6 На стиховне поются стихиры воскресные гласа из Триоди (с воскресными припевами: «Господь воцарися...»), даже если случится память полиелейного святого (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 3-е «зри»). 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). 9 Ср.: Типикон, 30 апреля; Минея-Апрель. Киев, 1893. Л. 147. 10 Если в субботы Пятидесятницы случится святой, которому на блаженнах назначена особая песнь (3-я или 6-я), то по Уставу вместе с рядовой праздничной песнью (на 4) должна петься только 6-я песнь святого (на 4) (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 14-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-13/

имп. Валентиниан III пожертвовал базилике новый (LP. Vol. 1. P. 233). Центральный неф базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Центральный неф базилики Сан-Джованни-ин-Латерано В 896 г. храм был сильно поврежден при землетрясении, восстановлен в 904-911 гг., при папе Сергии III. Выход в глубине левого нефа базилики ведет в ее внутренний двор (клуатр) - самый обширный в Риме (36 ´ 36 м), окруженный мраморными сдвоенными колоннами различной формы. Сооружен в 1222-1232 гг. мастерами рим. семьи каменщиков Вассаллетто. Авторы не использовали элементы античных зданий, а создали убранство (колонны, капители, карнизы, интарсии) по собственному проекту, вдохновляясь античными образцами, трансформированными во вкусе готики (напр., капители с изображениями фантастических зверей). Во дворе находятся скульптурные, мозаичные и архитектурные фрагменты старой базилики, археологические материалы, надгробные плиты и мемориальные надписи (в т. ч. статуя имп. Константина IV в.). От скульптурного убранства 2-й пол. XIII в. в базилике и ее внутреннем дворе сохранились надгробия кардиналов и папского нотариуса Р. Аннибальди (ум. в 1289), к-рое приписывается скульптору Арнольфо ди Камбио. Оно состоит из 2 частей (статуи усопшего и фриза с изображением кортежа) и послужило прототипом мн. рим. надгробий периода готики. На ближайшей от входа в базилику правой пилястре размещен фрагмент фрески «Бонифаций VIII объявляет Юбилейный год» (ок. 1297), приписываемой Джотто. Первоначально роспись располагалась в Лоджии Благословения и при ее перестройке в XV в. была перенесена каноником базилики Ф. Орсини во внутренний двор, в 1786 г.- в интерьер базилики. Клуатр базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Клуатр базилики Сан-Джованни-ин-Латерано Несколько стихийных бедствий (пожары 1308, 1361), постигших храм в XIV в., совпали с «Авиньонским пленением пап», во время которого убранству базилики уделялось мало внимания. После пожара 1361 г. папа Урбан V (1362-1370) поручил восстановление храма сиенскому архит. Дж. ди Стефано, от работы которого сохранился монументальный киворий над главным алтарем (1367-1370). Многочисленные ремонты и переделки XV-XVI вв. включали создание в 1421-1425 гг. мастерами семьи Космати мраморного пола и незавершенной росписи правого нефа Дж. да Фабриано и Пизанелло (ок. 1421), которая известна по рисунку Ф. Борромини. В 1586 г. по проекту Д. Фонтаны был сооружен новый фасад сев. трансепта с просторным портиком и Лоджией Благословения. О внешнем облике базилики Л. к. XIV-XVI вв. и деталях ее архитектуры можно судить по воспроизведениям в памятниках монументальной живописи, по рисункам, планам и картам.

http://pravenc.ru/text/2463155.html

   Исповедание веры называется также Символом веры или кратким изложением веры.     33. Как разделяется Символ веры?    Символ веры разделяется на двенадцать членов.     Пояснения:    I. Символ православной веры был составлен и объявлен на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе, состоявшемся в 325 г. в Никее, были приняты и объявлены I, II, III, IV, V, VI, VII члены и первая половина VIII члена; на Втором Вселенском Соборе, состоявшемся в 381 г. в Царьграде (Константинополе), были приняты вторая половина VIII члена и IX, X, XI и XII члены. Поэтому этот Символ веры и получил название Никеоцареградского. Этот Символ был составлен на основании Священного Предания и Священного Писания.    II. Член Символа называется по-гречески «догма», то есть «учение Церкви». О первом члене Символа Веры     34. Как читается первый член Символа веры?    Первый член Символа веры читается так: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым».     35. Что мы исповедуем первым членом Символа веры?    Первым членом Символа веры мы исповедуем, что есть только один Бог, Который является Творцом всего во вселенной. а) О Боге и Его свойствах     36. Кто есть Бог?    Бог — Творец и Господь неба и земли.     37. Можем мы видеть Бога?    Бога мы не можем видеть, потому что Бог есть дух, не имеющий тела.     Пояснение:    Иисус Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин.4:24).     38. Какие свойства Божии, кроме Его невидимости, мы должны помнить?    Кроме невидимости Бога мы должны еще помнить, что Бог есть дух:    1) вечный и совершенный;    2) вездесущий и всеведущий;    3) премудрый и всемогущий;    4) пресвятой и справедливый;    5) всеблагой и всемилосердный.     39. Что значит: Бог — вечен?    Бог вечен — это значит, что Бог всегда был, есть и будет (Пс.89:2—3).     40. Что значит: Бог — совершенен?    Бог совершенен — это значит, что Он обладает всеми добрыми свойствами в бесконечной мере, и никто не может с Ним равняться (Пс.144:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Будучи отрывком по форме, трактат «Против Ноэта», тем не менее, является целостным и законченным произведением по своему содержанию. Он представляет полное и обстоятельное изложение и опровержение заблуждений Ноэта – этого еретика, который по своим воззрениям на учение о лицах Святой Троицы, и о лице Сына Божия в частности, принадлежал к отрасли так называемого патрипассианского монархианизма и учил, что сходил на землю, страдал и умер, собственно, Сам же Бог Отец, совмещающий в Себе нераздельно единство божественной сущности. Поставивши своей задачей опровергнуть заблуждение этого еретика, Ипполит в своем сочинении прежде всего представляет самую характеристику этого заблуждения (гл. I), которое и изображается у него вышеуказанными чертами. Причем приводит все те места Священного Писания , на которых еретик обосновывал свое ложное учение, исключающее ипостасное различие между лицами Святой Троицы. Все эти места, взятые Ноэтом, главным образом, из книг Ветхого Завета ( Исх. 3:6, 20:3 ; Ис. 44:6, 45:14–15 ; Вар. 3:36– 38 ) и только в меньшем количестве из Нового Завета ( Рим. 9:5 ; Ин. 10:30, 14:10 ), Ипполит подвергает обстоятельной критике и упрекает Ноэта в подтасовке этих мест, в односторонности их освещения и отрывочном пользовании ими (гл. II – VIII). После критики оснований ноэтианской доктрины Ипполит переходит к положительному изложению и выяснению православного учения о Боге едином по существу и троичном в лицах, в частности о лице Сына Божия, о Его вечном бытии и сосуществовании вместе с Богом Отцем от вечности, об ипостасном различии Его с Богом Отцем и отношениях к Нему при творении мира, а затем в деле промышления о мире, важнейшим актом которого представляется искупительная деятельность Сына Божия. Говоря об искуплении, автор говорит, в то же время, об образе соединения во Христе двух естеств при сохранении двух действований в Нем. Во всех этих случаях он указывает Богооткровенные основы своего учения, обращает в свою пользу также и все вышесказанные места Священного Писания, приведенные Ноэтом в доказательство Своих положений (IX-XVIII). Обычным славословием Троице (XVIII) заканчивается этот любопытный и весьма важный в догматико-историческом отношении памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ippolit_Rimski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010