Духовный опыт: истинный и ложный Истинный духовный опыт открывает божественность человека, а ложный духовный опыт не дает благодати Божией действовать в человеческой жизни. Поэтому истинность опыта является необходимым условием духовной жизни. Как же нам распознать это? Разумеется, речь идет не об интеллектуальной аргументации. Абсолютный характер для нас имеют слова Господа: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12: 30), «никто не может служить двум господам» (Мф. 6: 24), «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34) и «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5: 20). Кроме того, в Евангелии мы видим, как Господь отвергает человеческое право одного из Своих учеников – присутствовать на похоронах своего отца (см.: Мф. 8: 22), предрекает мученичество и испытания для всех, кто следует за Ним (см.: Мф. 24), обличает теплохладность (см.: Откр. 3: 16), требует поста и молитвы и ставит целью совершенство (см.: Мф. 17: 21, Еф. 4: 13; Иак. 1: 4). Бог абсолютен, вечен, и Божия истина наполняет человека, но оставляет в нем ощущение, что она превосходит его. Это нечто необъятное. Но от желающих последовать Ему Бог ищет не чего-то превышающего их силы и возможности – все это восполняет Его благодать, – а искренности в согласии следовать за Ним, твердости в воле и последовательности в решениях. Только такой человек пригоден к жизни с Богом, может следовать по Его стопам и различать Его следы. Подлинный христианин В Писании мы часто видим, как апостолы для убеждения читающих ссылаются на аутентичность своего личного свидетельства: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши» (1 Ин. 1: 1); «И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его» (Ин. 19: 35). И самаряне (см.: Ин. 4: 42), и святой Иоанн Креститель (см.: Ин. 1: 34) также прибегают к непосредственности своего опыта. Свидетельство опыта – это самый убедительный аргумент в пользу истинности того, что мы говорим.

http://pravoslavie.ru/42300.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 4, 2008 год Свидетели Креста. В первой книге, Феофил, я рассказал обо всем, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?» 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью! 8 Но вы примете силу Святого Духа, Который сойдет на вас, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли». Деян. 1, 1-8 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) НЕПОСТИЖИМАЯ ВЕСТЬ В день Светлого Христова Воскресения в Церкви многократно и многоголосно звучит радостная Божественная весть, столь восторженная, что все прочие слова и проповеди могут показаться излишними. Но, как бы то ни было, в храмах в день Праздника праздников читается начало книги Деяний, и уже в силу своего особого положения в ряду прочих апостольских чтений оно достойно внимательного прочтения и размышления. Начиная вторую часть своего труда, евангелист Лука в кратких словах обобщает происходившее в течение сорока дней после того утра, когда пришедшие к месту погребения распятого Иисуса Христа женщины увидели, что гроб, место смерти, - пуст. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь», - услышали они (Лк. 24, 5-6). Непостижимая весть! Но именно она в скором времени ляжет в основу христианской проповеди спасения. «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). Апостольская весть повернет ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/45...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 6, 2008 год Вознесение Господне. Путь Восхождения В первой книге, Феофил, я рассказал обо всём, что делал Иисус и чему Он учил с самого начала 2 до того дня, когда Он был вознесен, дав прежде повеления апостолам, которых Он избрал Духом Святым, 3 которым и предстал после Своих страданий живым, доказывая это многократно, в течение сорока дней являясь им и говоря с ними о Царствии Божием. 4 И собравшись с ними за трапезой, Он повелел им не отлучаться из Иерусалима, но ждать того, что было обещано Отцом: «Об этом вы уже слышали от Меня: 5 Иоанн крестил водой, а вы через несколько дней будете крещены Духом Святым». 6 Тогда собравшиеся стали спрашивать Его, говоря: «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернешь Израилю царство?» 7 Он же сказал им: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своею властью. 8 Но когда на вас сойдет Дух Святой, тогда вы примете Его силу и будете Моими свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее, и в Самарии, и даже до края земли». 9 И сказав это, Он был поднят, а они смотрели на Него. И облако подхватило Его, унося Его прочь от глаз их. 10 И они продолжали взирать на небо, куда Он ушел. И смотри! - Два человека в белых одеждах предстали перед ними 11 и сказали: «Мужи Галилеяне! что вы стоите и смотрите на небо? Этот Иисус, вознесенный от вас на небо, придет таким же образом, каким Он на ваших глазах ушел на небо». 12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, которая называется Масличной и находится близ Иерусалима, на расстоянии субботнего пути. Деян. 1, 1-12 Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева) В праздник Вознесения Господня читается Книга Деяний святых апостолов евангелиста Луки. Только этот евангелист сообщает нам о Вознесении, причем дважды: в своём Евангелии (Лк. 24, 50-53) и в Книге Деяний (Деян. 1, 9-11). В последнем случае всего в трех стихах! Но они для евангелиста имели очень большое значение. Сегодня мы далеко не всегда понимаем, почему уход Иисуса Христа с земли, на которой Он сорок дней после Своего Воскресения являлся Своим ученикам, почему этот уход празднуется как великое и радостное событие. Вспомним: в Евангелии говорится, что ученики Господа после Его отшествия на небо «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк. 24, 52). Чтобы понять их радость, нам необходимо выяснить, какой смысл для людей того времени имело взятие человека на небо. Разумеется, сегодня мы не можем себе мыслить небо так же, как в первом столетии христианской эры. Но как бы «небо» ни мыслилось, в религиозном сознании оно было и остается сферой Божественного.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 8, 2008 год СЛОВО БОЖИЕ И МОЛИТВА В книге Деяний об успехе проповеди апостолов сообщается такимисловами: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось вИерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6,7). В последние годы в наших приходах все сильнее ощущается потребностьв чтении Библии. Если мы хотим, чтобы Слово Божие «разрасталось»,совершая свое победное шествие, покоряя вере сердца людей нашеговремени, обратимся к опыту Отцов Церкви. Вжитиях святых мы находим множество повествований о том, как СвященноеПисание становится школой молитвы, школой жизни и подлинным опытомдуховного общения с Богом. Слово Божие взывает, влечет к себе,направляет мысль, преображает чувства и саму жизнь. Церковьво все времена жива Словом Божиим прежде всего в богослужении. Дляпервых поколений христиан такие выражения, как «Тело Христово естьразумение Слова Божия» или «насыщаться Телом и Кровью Христа не тольков таинствах Престола, но и в чтении Слова» были не просто красивойметафорой, а реальностью их жизни. К сожалению,мы нередко сталкиваемся с недоверчивым отношением к чтению Библии дома.Достаточно широко распространены предрассудки, будто келейное чтениеСвященного Писания вообще чуждо православной традиции. С другойстороны, среди нас не так много образованных людей, которые могли быпробудить в своих собратьях живой интерес к Слову. Без этого вераоказывается отрезанной от своих корней, а Благовестие Христово легкоможно свести к сумме нравственных предписаний, православную веру — копределенному укладу жизни. Недаром еще на зарехристианства блаженный Августин сказал: «Писание делает христианина».По мере того как оно звучит и встречает живой отклик в сердцах людей,Слово просвещает, испытывает, преображает, силой Святого Духа оноспособно воссоздавать в человеке искаженный грехом образ Божий. Вместес тем оно становится ядром, вокруг которого постепенно собираетсявоедино Церковь. Сама община верующих становится неким необходимымпространством, в котором Слово Божие становится словом жизни.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/8/62...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелие Пасхальной ночи: «В начале было Слово...» 5 мин., 27.04.2019 В Американской Православной Церкви принято читать Пасхальное Евангелие на многих языках (как и в Русской Православной Церкви - прим. ред.), потому что прихожане бывают разного этнического происхождения, им разные языки родные. В моем собственном приходе зачастую можно услышать английский, латынь, румынский, русский, японский, французский, немецкий и другие языки. И каждый евангельский отрывок начинается со слов (на своем собственном языке): «В начале было Слово»  (Ин., 1 зач., I, 1-17): 1В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале у Бога. 3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. 10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. 11 Пришел к своим, и свои Его не приняли. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,   13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. 14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. 16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,   17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Конечно, Слово по святому Иоанну Богослову — это Логос, Второе Лицо Троицы, воплотившееся как Иисус Христос. Да, разумеется, это Слово — совсем не то же самое, что мы обычно понимаем под словом , когда думаем о разных языках. Но между Словом-Логосом и понятием слова в лингвистическом смысле есть действительно глубинная связь.

http://foma.ru/v-nachale-byilo-slovo-2.h...

Предательство всегда оборачивается крахом того, кто предает. 8 апреля. ПРАВМИР. 8 апреля 2015 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с проповедью. Ваши Преосвященства, дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Великой Средой! В этот день мы размышляем о двух пороках — о сребролюбии и о предательстве — на примере Иуды, который за деньги продал Спасителя. И вот это повествование о падении Иуды развивается на фоне замечательного события, когда женщина в доме Симона прокаженного, во время вечери, на которой присутствовал Спаситель, возлила на Него драгоценное миро (см. Мф. 26:6-16). Драгоценной эта жидкость называлась, потому что стоила огромных денег, ее не употребляли в быту. Когда поставлялись цари, на них возливалась эта драгоценная жидкость; и, наверное, чтобы скопить денег на ту скляницу, что была разбита над Спасителем, нужно было трудиться долгие-долгие годы. Была ли богатой эта женщина? Несомненно! Другой разговор, что, может быть, полжизни потребовалось на сбережение средств, для того чтобы купить миро, но в тот самый момент, когда она поднесла сосуд с миром к телу Спасителя, она была очень богатой. Когда мы размышляем о материальных средствах и, основываясь на слове Божием, на творениях святых отцов, убеждаемся, что сребролюбие есть грех, нам нужно ясно понимать следующее. Владение средствами и сребролюбие — это разные понятия. Женщина, которая все свое имущество отдала Богу, не имела в сердце своем сребролюбия, хоть у нее и были средства, и средства значительные. А несчастный Иуда, возбужденный этим событием, не мог пережить того, что увидел. Как свидетельствует Евангелие, он был вор — носил ящик с общими деньгами, которые принадлежали всем апостолам, и часто использовал эти деньги для себя (см. Ин. 12:6). Поступок женщины бросал вызов такой силы, что нужно было либо отразить его, либо, приняв, изменить всю свою жизнь. Но на последнее у Иуды сил не было, и он идет и за деньги предает Спасителя…

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-chto-o...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Часть первая Малая Агио Анна 1 Самое легкое – это уйти из жизни. Те, которые остались жить, выбрали самое трудное – скорби, но именно в скорбях человек становится Человеком. 2 Когда Безконечность открывает глаза, она становится глазами человека. 3 Вглядываться в мир – дурная привычка, которая губит душу, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин 2: 16). 4 Если молиться, считая это основным занятием, не постигая сути Спасения, состоящей в преодолении этого суетного мира, – это все равно, что толочь воду в ступе. 5 Если ты молишься в течение долгого времени и не получаешь ответа, значит ты сам враждебен смыслу молитвы, «...не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию» (Рим. 2: 4). 6 Жить – не значит накапливать недостатки, а избавляться от них. 7 Часто у неверующих людей сердце более открыто, чем у долговерующих. 8 Важно – не что говорят, а – кто говорит. 9 Наставник показывает только путь и способ, а очищать свое сердце каждый должен самостоятельно. 10 Покаяние – это начало освобождения от оков этого суетного мира, приближающее к нам Царство Небесное. 11 Никогда не вини обстоятельства и людей – всегда вини одного себя. 12 Не доверяй своим глазам и ушам, доверяй только Богу, – и не ошибешься. 13 Преданность Богу состоит в преодолении панического страха перед злом. 14 Буквальное, неосознанное следование заповедям не приводит человека к очищению сердца и Спасению, ибо сердце человека должно опираться на Бога Живого (Евр. 3: 12), а не на букву, «...потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 6). 15 Все поступки человека зависят от чистоты или омраченности его сердца. 16 Замечать недостатки других людей значит – умножать собственные. 17 Люди по рождению все безымянны, а потому все они вместе представляют одно безымянное единство. 18 Я видел, как родились мои дети. Видел, как они росли, как поженились, видел, как родились их дети. Еще успел увидеть, как подросли дети их детей. Но дальше я уже не успел ничего увидеть, потому что я умер, так и не увидев своей собственной жизни.

http://isihazm.ru/1/?id=176

Бяху же нецыи от книжник ту седяще и помышляюще в серцах своих: что Сей тако глаголет хулы? Мк. 2, 6–7. Мы, грешные люди, должны быть терпеливы, когда видим, что Сам безгрешный Сын Божий осуждается. Из стран Галилейских Иисус Христос, Божественный Целитель душ и телес, возвратился в Капернаум. В нынешнем Евангелии говорится, что в день Своего прихода Он совершил три великих благодеяния. Первое – Он предложил тамошним жителям проповедь, в которой изложил Свое божественное учение с такой силой и сладостью, что привлек к Себе почти весь город; тот дом, где Он проповедовал, был изнутри полон и извне окружен густой толпой. Слышано бысть, говорится в Евангелии, яко в дому есть. И абие собрашася мнози, якоже ктому не вмещатися ни при дверех; и глаголаше им слово (Мк. 2, 1–2). Второе – Он исцелил одним Своим всесильным словом несчастного расслабленного, которого принесли четыре человека: Востани, возми одр твой и ходи (Ин. 5, 8). Третье – вместе со здравием телесным Он даровал ему и здравие душевное, Своей Божественной властью разрешил его от грехов: Чадо, отпущаются ти греси твои (Мф. 9, 2). И чем же за все это благодарят Его жители Капернаума? Простой народ удивляется, хвалит и славит Бога – яко дивитися всем и славити Бога, глаголющим: яко николиже тако видехом (Мк. 2, 12). А книжники, блюстители закона, священный чин синагоги, осуждают Иисуса, как хулителя. Бяху же нецыи от книжник ту седяще и размышляюще в сердцах своих: что Сей тако глаголет хулы? Наоборот, вы, книжники, лицемеры и клеветники, вы говорите хулы! А Христос, вами порицаемый, имеет, как Бог, власть отпускать грехи, ибо Он имеет силу, как Бог, исцелять расслабленного от болезни. Итак, Он говорит хулы, потому что учит? Говорит хулы, потому что прощает, исцеляет? Вот это вас соблазняет? Это ваши сердца отравляет? Это изощряет ваш язык на осуждение? Прошу вас, братья, рассудите: какая причина побуждает книжников с такой страстью говорить против чудодействующего Владыки? Христос учит, Христос творит чудеса; книжники видят, что собирается бесчисленная толпа внимать поучениям Его; видят они, что весь народ изумлен Его чудесами, что одни веруют в Него, как в великого пророка, другие даже как в истинного Бога, и соблазняются, осуждают и открыто говорят, что Он богохульствует. Что же это такое? Одна зависть. Это зависть, которая борется со всем хорошим, порицает слова и чудеса воплотившегося Бога, как злохуления.

http://zavet.ru/minat2.htm

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Спасти погибшее Евангельское чтение в неделю о Закхее Лк. 19, 1-10 В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом. 2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; 7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8 А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек - сын Авраамов. 10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». Перевод Сергея Аверинцева Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой. С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени. Желание Закхея Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек - друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он - их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Часть восьмая Симонопетра 1 Хочешь научиться молитве? Все свои скорби и радости обращай в молитву. 2 Хочешь научиться смирению? Научись хранить мир души, когда тобою пренебрегают. 3 Хочешь научиться безпопечительности? Живи там, куда приведет тебя Бог. 4 Хочешь научиться безстрастию? Научись спокойно выслушивать все, что тебе говорят. 5 Хочешь войти в тайну Божества? Преодолей мирское мудрование, и Бог не замедлит открыться тебе: «ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5: 4). 6 Как бычок ни рвется, а все равно возвращается отдохнуть к колышку, к которому он привязан; куда бы твой ум ни уклонялся, все равно ему придется научиться непрестанной молитве, чтобы найти покой в Боге. 7 Этот мир – не мир жизни, как он нам видится. В действительности, это мир смерти, и действительно живых в этом мире очень мало, ибо мертвые обещают мертвым «свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19). 8 Когда монах один, он ищет утешения в Боге; а когда монах не один, он ищет утешения в ближних. 9 Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу, а то – какие мы есть, когда ее закроем. 10 Сначала мы не способны на добро, а потом, по мере очищения сердца, становимся не способны на зло. 11 Разожми руки, которыми ты ухватился за этот ненадежный и обманчивый мир. Вспомни, где ты находишься и куда ты уйдешь. 12 Мягкое и слабое – смирение – прогоняет сильное и жесткое – гордость и диавола. 13 Пища монаха – молитва. Как человек слабеет без пищи, так и монах – без молитвы. 14 Чтобы монашество было плодотворным, оно должно открывать душе все возможности для ее развития. 15 Ты гибнешь от сребролюбия? Тогда не вини деньги, вини свою привязанность к ним, которая «съест плоть вашу, как огонь» (Иак. 5: 3). 16 Тот, кто жалуется, не имеет помощи от людей; кто ропщет, не имеет помощи от Бога. 17 Когда мы живем без Бога, наше сердце подобно железу. Когда мы устремляемся к Богу, наше сердце становится сырой глиной, из которой оно было когда-то сотворено, а затем оно уподобится мягкому чистому воску, на котором отпечатается Лик Христов.

http://isihazm.ru/1/?id=203

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010