Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1Пет.1:16 ; Мф.5:48, 6:9 ; Ин.1:12 ; 1Пет.1:23, 11, 21–25 ; 2Пет.1:4 ; Ис.50:6, 53:7, 9, 42:1 ; Мф.12:17–21 ; Лк.10:27 ; Ин.5 ; Деян.2:44–47, 4:32 и след.; Рим.8:15, 12:1–21, 13:12–14 ; 1Кор.13 ; Еф.5:1, 2, 8–10, 6:10–18 . Флп.4:8, 9 ; 1Фес.2:1–12 . и проч. § 9. Отсюда положительная главная цель собеседования церковного есть воспитание и усовершение человечества по духу и плану Религии Иисуса Христа, или учение о возрождении 9 . При содействии благодати Божией благовествованием о Христе Иисусе породить истинных чад Богу ( 1Кор.4:15 ; Гал.4:19 ); словом Бога живого воскрешая грешников, яко от мёртвых живых, ( Иак.1:18 ; 1Пет.1:23 ; Еф.2:6 ; Кол.3:1 ), вдохнуть им новую жизнь( Еф.2:5 . Рим.4:11 ), образовать новое творение ( 1Кор.5:7 ; Пс.50:12 ; Гал.6:15 ), – новых людей, созданных по Богу в правде и преподобии истины ( Еф.4:22–24 ), – вести человека к Богоподобию; – вот вторая главнейшая и постоянная точка 10 , к которой должны быть направляемы все церковные беседы. § 10. Растление человека преимущественно обнаруживается в упадке и неправильном действии трёх главных сил духовной природы человеческой – ума, воли и чувства, или сердца. В настроенности этих сил, в приведении их к надлежащей цели должно состоять и возрождение или пакибытие – ( Тит.3:5 ) человека. Отсюда главная положительная цель церковных наставлений объемлет три особенные цели: I. образование ума 11 соответственно духу Евангелия; II. истинное направление воли; III. развитие религиозного чувства 12 или вкуса 13 . § 11. Светское любомудрие завещает духовной природе человеческой три главные идеи: идею отрешённой истины для ума, идею добра для воли, идею красоты 14 для чувства. Христианство не любит ни отвлечённой истины, ни отвлечённого добра и красоты. У него есть одна воплощённая Истина, и одно Добро, и одна вечная Красота и сладость – Господь и Бог наш Иисус Христос . Потому в учении церковно-библейском жизнь и стремление ума к истине выражаются верою в Бога, – жизнь воли стремлением к осуществлению в себе совершенств Божиих, или любовью, – жизнь чувства наслаждением, миром, всяк ум преимущим, или стремлением к блаженству. Но как полное наслаждение блаженством на земле невозможно: то религиозный вкус питается сладостным предчувствием, предвкушением благ небесных, а недостаток оного восполняется надеждою, или, по-другому весьма характеристическому выражению Писания, живым упованием ( 1Пет.1:3 ). Ибо живое упование и совершенная надежда на получение блаженства есть почти действительное обладание блаженством, с тем только различием, что оно пока ещё не в наших руках, но что мы получим его непременно (мысль Св. Иоанна Лествичн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

( Флп. 2 ), но, призывая народы всего мира, один народ христианский сделал соименным Себе. Ст. 2. Целый день Я простирал руки Мои к народу неверующему, который ходит путем недобрым, по помышлениям своим . LXX: Целый день Я простирал руки Мои к народу неверующему и сварливому, который ходил не добрым путем, но вслед грехов своих . Когда апостол Павел писал римлянам, то, изложив по отношению к язычникам выше сказанное: Я открылся не вопрошавшим Меня, найден не искавшими Меня , присовокупил: в Израилю же говорит: Я простирал руки Мои к народу неверующему и сварливому ( Рим. 10 ), который когда побеждался благодеяниями Господа и видел знамения высшие [сил] человека, то говорил: Сей не изгонит бесы, токмо о Веелзевуле князе бесовстем ( Мф. 12:24 ) и еще: самарянин еси Ты, и беса имаши ( Ин. 8:48 ), и опять: Ты, человек сый, твориши себе Бога ( Ин. 10:33 ). И в другом месте: несть сей от Бога человек, яко субботу не хранит ( Ин. 9:16 ), и многое другое, что долго было бы приводить. Наконец, когда Он на кресте простирал руки к народу неверующему и говорил: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят ( Лк. 23:34 ), то они прямо говорили: увы, разоряяй церковь и треми денми созидаяй, да снидет ныне со креста, и веруем в Него. Иныя спасе, Себе ли не может спасти ( Мф. 27:40–43 )? Об этом и Симеон, держа на руках Младенца, пророчествовал: се лежит Сей на падение и на востание многим и в знамение прорекаемо ( Лк. 2:34 ). В Риме иудеи говорят Павлу: о секте сей ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть ( Деян. 28:22 ). Простертые руки мы можем понимать и в отношении в щедрости Подателя, потому что Он ни в чем ни отказывает просящим, но тотчас и просящему прокаженному даровал исцеление ( Мф. 8 ), и слепорожденный получил прозрение ( Ин. 9 ), и насыщены тысячи алчущего народа в пустыне, кроме детей и жен ( Мф. 14 ). Обозначают простертые руки и благость Родителя, желающего принять своих чад в объятия. А они, напротив того, ходили путем недобрым и следовали помышлениям своим. Таковым Господь говорит чрез пророка: отврати ногу твою от пути зла ( Прит. 4:27 ). Ибо они любили чужих и подобно блуднице говорили: пойду в след похотников моих ( Ос. 2:5 ), И оставив добрый путь, говорящий в Евангелии: Аз есмь путь ( Ин. 14:6 ), ходили по широкому и пространному пути, ведущему к смерти, и следовали помышлениям своим, избегая которых, пророк молит Господа: от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади раба Твоего. Аще не обладают мною, тогда непорочен буду ( Пс. 18:13–14 ). И апостол учит, что те, кои не имеют познания о Боге, предаются превратному уму, чтобы делать непотребства ( Рим. 1 ). Мы же скажем словом псалмопевца: настави мя на стезю правую ( Пс. 26:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Как по Евангелию Христос есть Единородный Сын Отца и Единосущный Ему, от вечности существовавшее Слово, через Которое все произошло, так и по Апокалипсису Он есть Слово Божие ( Откр. 19:13 ), Сын Отца ( Откр. 1:6 ) и как Сын – единосущный Отцу, Он есть, как и Бог Отец, альфа и омега, начало и конец, первый и последний ( Откр. 1:8; 21:6 ; ср. 22:13; 1:17), Он – начало создания Божия ( Откр. 3:14 ). Поэтому, как единосущный Отцу и вечный, Он равен Ему: «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его», – говорить евангелист ( Ин. 5:23 ); сидящему на престоле (Богу Отцу) и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков – говорить апокалиптик ( Откр. 5:13 ). Вообще в Апокалипсисе Бог и Христос везде поставляются вместе и обоим приписываются одинаковое достоинство и значение ( Откр. 7:10; 11:15; 14:4; 21:22; 22:1, 22:3 ). Таким образом отношение Христа к Богу, как Бога к Богу, Сына к Отцу, второго Лица к первому, совершенно одинаково как по Евангелию, так и по Апокалипсису. Такое же сходство между обоими писаниями и в изображении Христа вочеловечившегося и Его отношений к людям. По Евангелию Слово стало плотью ( Ин. 1:14 ) и в Апокалипсисе Оно – Сын Человеческий; там Христос говорит, что спасение и след. Сам Он – Спаситель от Иудеев ( Ин. 4:22 ), что Христос должен произойти от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид ( Ин. 7:48 ), что Он, как победивший мир, Царь мира ( Ин. 6:33 ),– здесь, в Апокалипсисе, Он лев из колена Иудина, корень Давидов, Победитель ( Откр. 5:5 ) и Царь царствующих ( Откр. 19:16 ). Что касается отношений Христа к человечеству, то и по Евангелию и по Апокалипсису Он есть в этом отношении: а) Спаситель мира и б) Судия вселенной. а) Первое название, какое усвояется в Евангелии воплотившемуся Слову, есть Агнец Бога, принявший на Себя грехи мира ( Ин. 1:29 ), отдавший Себя за жизнь мира ( Ин. 6:51 ), в своей смерти принесший Богу умилостивительную жертву за грехи всего мира ( 1Ин. 2:2 ) и своею кровью омывший всякий грех ( Ин. 1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

Итак, в устах Иисуса Христа, и пророческое служение раскрыто довольно подробно. Иисус Христос, по Его собственным словам, есть Единый Учитель, какого только могут искать себе верующие ( Мф.23:8 ), и который один, как единственный орган откровения, открыл Имя Отца Своего людям ( Ин.17:6–8 ). Учение Его не есть Его собственное учение, но учение божественное, учение Пославшего Его ( Ин.7:16–17 ), которое освобождает принимающих его от греха и смерти, и дарует им жизнь вечную ( Ин.8:32, 12:47–50 ). A потому и принимать это учение обязан всякий слушающий его, если только он искренно любит своего Божественного Учителя, принимающего как брата или сестру всякого приходящего к Нему ( Ин.12:47:49, 14:15–23, 15:7 ; Лк.8:21 ). Проповедуя таким образом свое учение, как новое, Божественное Откровение, и притом как откровение безусловно необходимое для всех, Иисус Христос тем самым отменил весь ветхозаветный закон, с его формальной стороны, со всеми его обрядами, жертвами, богослужебным устройством и теократическим правлением ( Мф.5:28–48, 12:8, 21:42–43, 24:1 и след. Мк.13:1 и след.; Лк.21:5–6 ; Ин.4:21 ), и удержал только сущность всего ветхозаветного Богооткровения ( Мф.5:17–18,15:3–4 ; Лк.10:25–28 ), ту сущность, которая сосредоточивалась около Лица обетованного Мессии, как краеугольного камня. На этом-то пренебреженном зиждущими камне ( Мф.21:42–43 ; Мк.12:10 ), Иисус Христос и основал новый завет, доступный для всех, приходящих от востока и запада ( Мф.26:28 ; Лк.13:29 ). Но как истинный пророк, Иисус Христос основал новый завет не только своим учением, но самою Своею безгрешною и Божественною жизнью ( Мф.8:29–46 ), подавая тем самым высочайший образец для своих последователей ( Ин.13:14–17 ) и, завещавая им взять на себя Его иго, кротости и смирения сердца ( Мф.11:29 ). Кроме того, истинность Своего пророческого служения Иисус Христос подтверждал чудесами, как истинными делами Божиими, видя которые слушатели не могли не веровать и в самого чудотворца, как истинного Посланника Божия ( Ин.9:3, 14:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

28 . Вторичное возвращение нечистого духа. Мф. 12:43–45 ; Лк. 12:24–26 . 29 . Блаженно чрево. Лк. 11:27–28 . 30 . Кто мать и братья? Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:31–35 ; Лк. 8:19–21 . 31 . С лодки говорит притчи: о сеятеле; о семени, постепенно развивающемся; о плевелах сельных; о зерне горчичном и закваске 1 ; о сокровище, сокрытом на селе, и бисере многоценном; о неводе и хозяине, износящем старое и новое. – Мф. 13:1–52 ; Мк. 4:1–34; 8:4–18; 13:18–21 . 32 . Ответы, хотевшим идти в след Господа. Мф. 8:18–22 ; Лк. 9:57–62 . 33 . Укрощение бури. Мф. 8:23–27 ; Мк. 4:35–41 ; Лк. 8:22–25 . 34 . Изгнание легиона бесов, Мф. 8:28–34 ; Мк. 5:1–20 . Лк. 8:26–39 . 35 . Исцеление кровоточивой. Мф. 9:18–22 ; Марк, 5:21–34; Лк. 8:40–48 . 36 . Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9:23–26 ; Мк. 5:35–43 ; Лк. 8:49–56 . 37 . Исцеление двух слепцов. Мф. 9:27–31 . 38 . И немого бесного. Мф. 9:32–34 . 39 . Проповедь в Назарете. Мф. 13:53–58 ; Мк. 6:1–5 ; Лк. 4:16–30 . 40 . Хождение по Галилее, и жаление, что люди, как овцы без пастырей. Мф. 9:35–38 . Следует светлая грань. Светлая потому, что простой глаз видит, в каком порядке идут события, по совершенному согласию в нем всех трех Евангелистов. Остается только переписывать заглавия. – 41 . Послание 12 Апостолов на проповедь. Наставления им. Мф. 10:1–42 ; Мк. 6:6–13 ; Лк. 9:1–6; 12:2–7,11  и 12. 42 . Смятение Ирода. Сказание об усекновении. Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 9:7–9 . 43 . Апостолы возвращаются. Идут в пусто место. – Мк. 6:30–32 ; Лк. 9:10 . 44 . После учения и исцелений, насыщение пяти тысяч. Мф. 14:13–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–13 . 45 . Хождение по водам, и спасение Петра утопавшего. Мф. 14:22–33 ; Мк. 6:45–52 ; Ин. 6:14–21 . 46 . На берег – в Генисарете. Стечение народа. – Мф. 14:34–36 ; Мк. 6:53–56 . 47 . В тот же день беседа в Капернауме, в Синагоге, о хлебе небесном, Ин. 6:22–71 . (Пасха 3-я миновала. На ней не был Господь). 48 . Иерусалимские Фарисеи и книжники укоряют учеников, что не умывают рук. Урок по сему. Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Они сохраняют всю свою четкость и полноту. В этом таинственное своеобразие Евангельского изображения, передающего своеобразие самого чудесного Христова лика. Полнота человечества, – именно поэтому Христа можно было принимать за «только человека», ибо не для всех вразумительны знамения божества. Для иных они были поводом к горшему соблазну. Книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет вельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя. И даже ближние Его хотели взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя ( Мк.3:22–21 и след.: Мф.9:34 ; Лк.11:15 и след. Ин.8:48 ). И пришед в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это? И соблазнялись о нем ( Мф.13:54–57 ; Мк.6:2–3 )... Из Евангелия мы знаем, что все почти принимали Иисуса за простого человека – и не только враги Его, книжники и старцы, архиереи, Ирод и Пилат, но и ближние Его, и ученики – до времени... Полнота человечества, – отсюда бесспорная четкость и живость изобразительного рисунка в Евангелии. Евангелие полно живых людей, зарисованных в полноте их личного своеобразия, которое часто дается понять и почувствовать немногими словами. Евангельские лица выступают перед нами так ясно и ярко, что только с натуры, с действительности можно снять такое изображение. И образ Захарии и Предтечи, и образ Пречистой Девы и образы часто безымянных верующих и исцеленных, притекавших к Иисусу, – все они в самих себе несут свидетельство своей подлинности, своей жизненной действительности. Они взяты из жизни. Конечно, сама наглядность и изобразительность рассказа еще не вполне обеспечивает его историческую достоверность. Но в Евангельском рассказе есть нечто большее, чем одна только живая наглядность. Есть бескорыстная, свободная непосредственность рассказа, прямо свидетельствующая о его действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

2 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 3 Игумения Каллиста, настоятельница Казанского монастыря в 1865-1867 гг. Переведена из Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря, где была настоятельницей 23 года. См.: Зеленецкий А.Ф., прот. Казанский Богородичный первоклассный женский монастырь. Краткий исторический очерк с фотографическими снимками. Казань, 1910. С. 102-103; Елдашев А. М. Монастыри Казанского края: очерки истории. Казань: Ин-т истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2004. С. 33-34. 4 Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 91-93; Малов Е. А., свящ. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние. Казань: Типография Императорского ун-та, 1879. С. 100-101. 5 См.: Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской Духовной академии на 1867 год. Казань: Университетская типография, 1867. С. 93. 6 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 29 об., 30, 34 об., 35, 36 об., 37, 37 об., 38, 39. об., 40, 47 об., 48, 48 об., 49, 49 об., 50, 50 об., 51, 51 об., 52. «Ведомость о Казанском I-kлacca Богородицком девичьем монастыре, настоятельнице оного и всех живущих в сем монастыре за 1873 год». 7 См.: Ключевская Е. П. Из истории православного искусства Казанской епархии в XVIII - начале XX вв.//Православный собеседник: Альманах Казанской Духовной семинарии. Вып. 1 (22). 2012. Казань: Казанская Духовная семинария, 2012. С. 158 8 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 67. Д. 1. Л. 51 об., 52. 9 См.: НА РТ. Ф. 484. Оп. 87. Д. 1. Л. 13 об., 14. 10 См.: Малов Е.А, свящ. Историческое описание церквей г. Казани. Вып. 1. Казань: Типография Императорского ун-та, 1884. С. 184. 11 Малов Е. А., свящ. Указ. соч. С. 103. 12 См.: Зеленецкий А. Ф., прот. Указ. соч. С. 134. 13 См.: Ключевская Е. П. Словарь казанских художников. Вторая половина XVI - начало XX века. СПб.: Славия, 2009. С. 43.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Весьма примечательны были и другие еврейские праздники, как то: Пасха (14 Нисана), пятидесятница (спустя 50 дней после Пасхи), праздник кущей (от 10 до 15 в седьмом месяце) и день очищения. Каждый из этих праздников, помимо отношения к историческим событиям, имел отношение к будущим. Пасха, с ее закланием единолетнего непорочного агнца, указывала на Агнца Божия, закланного прежде сложения мира ( 1Пет.1:19–20 . Срав. 1Кор.5:7 ) 415 . Пятидесятница, с ее воспоминанием о Синайском законодательстве и с жертвами за новые плоды земные, указывала на будущее совершеннейшее законодательство и на будущее духовное плодородие 416 . Праздник кущей, с его палатками, кроме воспоминания о пребывании в пустыне, указывал на те многие обители, которые обещал уготовать людям воплотившийся Сын Божий ( Ин.14:2 ) 417 , а праздник очищения, с его постом, с его вхождением первосвященника с кровью во святая святых, указывал, очевидно, на день страданий Христовых ( Евр.9:11–12 ). Исторические события и лица. Из исторических событий и лиц достаточно указать на те только, которые особенно отмечены или Самим Иисусом Христом или Его апостолами. Таковыми, между событиями, были: переход чрез Чермное море, как образ всеобщего крещения ( 1Кор.10:1 и след); ниспослание манны с неба, как образ хлеба животного ( Ин.6:49–51 ); вступление народа в землю обетованную и устроение в ней Иерусалима – города Божия, как образ вступления в царство благодати и царство славы, к Иерусалиму Небесному, к церкви первородных, на небесах написанных ( Евр.4:9. 12:21–23 ). Между лицами примечательны: Адам, родоначальник смертных, как образ нового Адама – Христа, родоначальника небесных ( 1Кор.15:48–49 ), Ной с его ковчегом, как образ Христа с церковию ( 1Пет.3:20–21 ); Мелхиседек, царь Салимский, с его таинственным происхождением, с его вечным священством, как образ Христа с его непостижимым рождением и вечным священством ( Евр.7:1–2 ); Измаил, сын рабыни и Исаак, сын свободной, как образ двух Заветов: Завета Ветхого, рождающего в рабство, и Завета Нового, рождающего в свободу ( Гал.4:21–31 ); Моисей, совмещавший в лице своем: священническое, царское и пророческое достоинство, как образ Христа, совмещавшего в большой степени те же достоинства ( Евр.3:1–7 ); Иисус Навин, входящий в землю обетованную, как образ Христа, спасающего ( Евр.4:8 ); Давид, с его кротостию, с его страданиями, с его над врагами победою, как образ кроткого Христа и страждущего и прославленного; Соломон, с его мирным и славным царствованием, как образ мирного и славного Царства Христова ( Мф.12:42 ); Пророк Иона, с его тридневным во чреве китове пребыванием, как образ Христа тридневно-воскресшего ( Мф.12:39–40 ); пророк Илия с его ревностию по славе Божией, как образ Иоанна Крестителя ( Мф.17:12 ), и с его чудным вознесением, как образ Христа во славе вознесшегося 418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

—228— сознание тварности небесных братий наших, а след. бесконечного расстояния их от Бога по существу и ограниченности по действиям, сообщает и нашему поклонению им смысл и характер действия, не имеющего совсем ничего общего с богопоклонением. Мы поклоняемся им, как достигшим нравственного совершенства, как избранным сосудам божественной благодати, как друзьям Божиим, как молитвенникам и ходатаям нашим пред Богом. Все эти мотивы объединяются в одном общем, – в сознании близости святых к Богу, которое собственно и обязывает нас воздавать им почести; так что мы кланяемся им ради Бога, ради близких отношений их к Нему. А отсюда само собой понятно, что честь, воздаваемая святым, в своем последнем основании относится к Богу, дивному во святых Своих ( Пс.67:36 ) и потому ни в каком случае не может быть названа унижением или оскорблением славы Божией, а наоборот – прямым её возвеличением. Святые «покланяемы бывают» – справедливо рассуждает Стефан Яворский , – «не яко по естеству быти им покланяемым, но яко того, иже по естеству есть покланяемый, в себе содержат: по подобию железа разженного, еже не от естества своего есть неприкосновенно и палящее, но яко причастно есть огню, паления естество имущему… Поклоняемся убо святым, яко сам Царь почитается, егда видит слугу своего любимого, не яко Царя, но яко служителя и друга своего почитаема». 777 В таком смысле понимаемое поклонение святым имеет за себя ясные свидетельства в том же св. Писании, которое со всей решительностью запрещает воздавать божеское поклонение кому-либо кроме единого истинного Бога. Иисус Навин, увидев близ Иерихона человека с обнаженным мечем в руке и узнав, что это – «вождь воинства Господня,… пал лицем своим на землю и поклонился, и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:13–14 ). И это поклонение не вызвало никакого обличения со стороны явившегося архангела, так как оно было выражением почести, вполне приличествовавшей ему, как вестнику Бо- —229— жию. – Сыны пророческие в Иерихоне, увидев пророка Елисея, возвращавшегося после вознесения Илии, сказали: «почил дух Илии на Елисее; – и пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» ( 4Цар.2:15 ). И этот способ выражения почитания к носителю духа благодати, унаследованного от великого Илии, не заслужил никакого осуждения, потому что вполне соответствовал духовному величию избранника Божия. Наоборот, неуважение к тому же прор. Елисею, обнаруженное малолетними детьми вефильскими, навлекло на них страшную смертную кару (там же, ст. 23–24). Всех многочисленных библейских мест (напр. Пс.115:6 ; Лк.1:48 ; Ин.17:22 и др.), свидетельствующих или заповедующих почитание святых, мы не считаем нужным перечислять. Для разъяснения недоразумений, основанных лишь на словах, вполне достаточно и вышеприведенных, буквально утверждающих именно тот род почитания (поклонения), против которого восстают с таким ожесточением отщепенцы наши – пашковцы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010