Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Таинство это установлено Иисусом Христом на тайной вечери, когда Он Сам совершил его и затем заповедал Своим ученикам: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк. 22:19 ; 1Кор. 11:23–26 ). Верная завету своего Основателя и Главы, Церковь непрерывно и неизменно совершает на литургии это таинство, которое превосходить все остальные своею особенною таинственностью и чрезвычайным величием дара, который преподается в нем: здесь Господь предлагает Себя Самого в снедь верным; здесь мы не только духовно, но и телесно соединяемся со Христом ( Ин. 6:54–56 ). Как соки из ствола дерева переходят на ветвь, так благодать Божия сообщается причащающемуся, и Тело и Кровь Христовы являются истинной и столь необходимой пищей для него, что без нее, как и без обычной пищи, он не может жить здоровой, нормальной духовной жизнью (Ин., 6:53). – Вещество таинства причащения составляют: 1) хлеб – пшеничный, чистый, квасный, и 2) виновиноградное, красное, соединенное с водою. Таинство совершается во время литургии, важнейшую часть которой составляют: произнесение слов и Спасителя: «приимите, ядите, сие есть тело Мое...», «пийте от нее вси, сия есть кровь Моя...» ( Мф. 26:26–23 ), затем – благословение Даров и призывание Св. Духа; во время этого священнодействия хлеб и вино, действием Св. Духа, прелагаются или пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христовы. В исторической, с давних пор сложившейся, жизни нашей Православной Церкви, таинству Причащения всегда предшествует «говение», длительная пора всяческого воздержании, христианского самоуглубления и покаянно-молитвенного подвига. Говение необходимо, как приготовление к величайшему таинству, так как, по словам св. ап. Павла, «ядый и пияй недостойне суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Госнодня» (1 Кор., 11:28–29). И, наоборот, приобщающийся Тела и Крови Христовой с приготовлением, «со страхом Божиим и верою», удостаивается благодати Божией: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день» ( Ин. 6 :4О).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

1) Истина о божеств. достоинстве И. Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего единства с Б.Отцом, – единства в отношении бытия ( Ин.10:38 ; Ин.14:10 сл.), жизни ( Ин.5:26 ), мощи ( Ин.10:29,30 ) и деятельности ( Ин.5:17 сл.), словом, – единства по всему ( Ин.16:15 ). Указание на это единство дается, равн. обр., и в наименовании «Сын Божий», которое, хотя и служит, для обозначения всего лица Спасителя и употребляется для выражения мессианского Его достоинства ( Ин.1:50 ; Ин.11:27 ; Лк.4:41 ), не тождественно, однако, с названием «Мессия». Оно выражает, прежде всего и ближайшим образом, мысль о божеств. происхождении, о божеств. достоинстве, почему и вызывало со стороны иудеев, понимавших его в метафизическом смысле, обвинение Христа в богохульстве ( Ин.10:36 ; Ин.5:18 ; Ин.6:1 ; Мф.26:63–65 ), тогда как признание Его Мессией повода к такому обвинению никому не подавало ( Ин.6:14–15 ; Ин.10:24 и др.). Не отрицая правильности иудейского понимания, а даже решительно утверждая его ( Мф.26:63,64 ; Мк.14:61,62 ), Христос данным названием указывает на то, что Он – Сын Божий не в теократическом смысле (как напр. Исх.4:22 ; Втор.14:1 ; Пс.81:6 и др.), а в собственном, что Он – Сын, бывший у Отца от вечности. Согласно с этим, Он решительно свидетельствует о Себе, что Он имел славу у Отца прежде бытия мира ( Ин.17:5 ; сн. Ин.8:58 ), что бы от Бога изшел ( Ин.8:42 ), пришел с небес ( Ин.3:13 ; Ин.6:38 , сн. Ин.6:51:58,62 ). В силу такого отношения единства с Отцом, Христос усвояет Себе и все божественные предикаты, называя Себя Жизнью ( Ин.6:35,48,51 ; Ин.11:25 ), Светом ( Ин.8:12 ; Ин.9:5 ; Ин.12:35,36 ) и Истиной ( Ин.14:6 ), – не в том смысле, что чрез Него, как посредство, изливается на человека жизнь и свет истины пославшего Его и обитающего в Нем Отца, но в том, что Он Сам есть все это – и Жизнь, и Свет, и Истина, – по существу своему, что Он обладает всем этим как своею собственностью, имеет «в Себе», что Он Сам есть творческий принцип всякой жизни, начало, оживляющее в жизнь вечную, сама абсолютная истина и источник света для мира. Как обладающий всей полнотою Божества Отца, Христос обнаруживает и чисто божественную деятельность: властно прощает грехи ( Мф.9:2 ; Мк.2:7 ; Лк.5:21 ), принимает молитвы ( Ин.14:13,14 ), спасает и судит мир ( Ин.10:9,28 ; Ин.5:22,27 ; Мф.25:31 сл.), и в силу того является таким же предметом веры и почитания, как и Отец ( Ин.5:23 ; Ин.6:29,40,47 ; Ин.12:44 сл.; Ин.17:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Очевидно, земное явление было у Него не самовольное ( Ин. 7:28–29 ) и устроилось по нарочитому соизволению Отца, Который специально послал Сына в мир 160 чрезвычайным уполномоченным, почему никто не может придти к Нему без Отчего привлечения ( Ин. 7:44 ), а принимающие Его тем самым принимают и Пославшего ( Ин. 13:20 ). Ясно, что Он – подобно Отцу ( Ин. 17:14 ) – не от низших ( Ин. 17:16 ), но от вышних ( Ин. 8:23 ), куда и отойдет к Отцу своему ( Ин. 20:17 ), поскольку там был раньше ( Ин. 6:12 ) – прежде Авраама ( Ин. 8:58 ) и даже до основания Мира ( Ин. 17:24 ). Сему соответствует и персональное достоинство, что Господь выше пророков ( Ин. 1:27 , Ин. 1:30 ) не просто фактически, но эссенциально – по самой своей природе. И, действительно, Христос есть Сын Божий ( Ин. 3:17 ), единородный ( Ин. 3:18 ) и возлюбленный для своего Небесного Отца 161 . И это – не голая относительная метафора по содержанию и по объему концепции. Придя во имя Отца ( Ин. 5:43 ) и во всем творя Его волю ( Ин. 5:38–39 ; Ин. 8:28 ), Господь созидает свое неземное царство ( Ин. 18:36 ) в адекватном полновластии с Ним. Правда, Отец больше Его ( Ин. 14:28 ), но именно как Отец, Который всегда с Сыном ( Ин. 16:32 ) по безусловному единству 162 , когда Христос может категорически говорить: все, что у Отца, Мое ( Ин. 16:15 ) и – наоборот – все Моё Твое ( Ин. 17:10 ). Конечно, Утешителя пошлет Отец, однако лишь во имя Христово ( Ин. 14:26 ), и Тот от Сына возьмет свое возвещение ( Ин. 16:14 ), почему Господь чувствовал за Собою право утверждать перед Апостолами: Утешителя Я пошлю от Отца, от Которого Он, – Дух истины, – исходит ( Ин. 15:26 ). По совокупности всех отмеченных моментов формулируется прямой результат, что Христос несомненно делал Себя Сыном Божиим ( Ин. 5:18 ) и представлялся таковым не приблизительно и переносно, а в смысле тогдашней санкционированной догматики ( Ин. 19:7 ), где Отец Господа Христа есть Бог ( Ин. 6:27 ) в значении исповедуемого иудейством Верховного Существа ( Ин. 8:54 ), так что и собственный Его Сын непременно будет тоже Богом ( Ин. 10:33 ). И вся историческая деятельность Христа Спасителя, гарантирует это суждение незыблемо и неотразимо. Находясь на земле, Он пребывает во взаимной неразрывности с Пославшим и твердо заявляет: Я – в Отце и Отец во Мне 163 . Данная истина, верная онтологически, справедлива и для фактического функционирования по ясным словам Христа: «Отец Мой доселе, делает и Аз делаю» ( Ин. 5:17 ) с абсолютною безошибочностью, будучи постоянно и точно осведомлен о божественных планах: «якоже знает Мя Отец, и Аз знаю Отца» ( Ин. 10:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Нач.: «Трезвение есть, художество духовно от встраственных помышлений и словес и лукавых дел».   218/355 Сборник аскетический 1805 г. 4о. 24х17. 71 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Платон. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон. Украшени я На л. 16 (1) рамка геометрического орнамента киноварью. Записи Запись по нижнему колонтитулу (лл. 1-8): «Сия книжица дана по благословению старца брату (Андриану) Афанасию от монаха Платона 1805 марта 14». Содержание л. 1. Феолипта Филадельфийского житие. «Житие вкратце блаженнейшаго Феолипта митрополита Филадельфийскаго». Нач.: «Феолипт великое воистинну филадельфийское светило». л. 2. Феолипта Филадельфийского слова. «Феолипта митрополита Филадельфийскаго слово сокровенное во Христе делание изъясняющее и показующее вкратце монашескаго обета труд». Нач.: «Монашеский обет, древо есть высоколиственно же и плодовитейшее». л. 16 (1). Ефрема Сирина слова. «Избрание из словес преподобнаго и богоноснаго отца нашего Ефрема Сирина о самоукорении имиже стый себе выну укоряше обличение себе и исповедание». Нач.: «Братие, умилосердитеся о мне, утробы имуще щедрот». л. 62 (1). Слово Ефрема Сирина на Преображение. «Преподобнаго отца нашего Ефрема Сирина слово на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Нач.: «От нивы, жатвы радование, от винограда плоди снедей, а от Писаний, учение животворно».   219/356 Каллист Катафигиот. Главы 1806 г. 4о. 23х170. III+78 л. Полуустав одного почерка. Писец схим. Афанасий. В конце два листа вне нумерации пустые. Нумерация буквенная писца. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Имеются следы жучка, с незначительными потерями текста. Переплет картон с кожаным корешком. Без украшений. Записи На л. I запись писца: «1806 года декабря 17 дня начал писать сию книгу святаго Каллиста Катафигиота». Там же другой руки: «1855. Двапуть (дважды?) прочтох сию книгу, но весма високаго разума, того ради моего кусаго непостизал». На л. 78 запись писца: «Сию книгу написал мон(ах) Афанасий за келлию свою».

http://bogoslov.ru/article/6191995

9) О числе избиравших Гликерию показали принадлежащие к ее стороне: две — кажется, больше, чем на Елисаветиной стороне, 8 — меньшая часть, 1 — гораздо менее, 1 — в половину, 1 — по равной части, 1 — до 150, 9 – до 100 и более, 1—5о или 100, 2 — 7о. Таким образом, партия Гликерии сама признает более или менее слабое меньшинство голосов в пользу Гликерии, кроме двух догадочно приписывающих Гликерии большинство голосов, что, очевидно, опровергается собственной их партией. Находящиеся на стороне Елисаветы о числе голосов в пользу Гликерии показали: 6 — меньше, нежели на стороне Ушаковой, 4 — или 5о, 1 — слишком 4о, 1 — быть может 8о, 21 — 40. Очевидно преобладает число 40. 10) Следователи, кроме спросов, составили еще избирательные списки. В список избирающих Елисавету записалось 293. B список избирающих Гликерию —104, избирающих Параскеву— 2. Осталось нейтральных и не вписавшихся по болезни или отлучке 63. Избирающих Елисавету и здесь втрое больше. Но если принять в рассуждение, что от стороны Елисаветы многие отвлечены уже после избрания Гликерии начальническим усилием ее и дартий ее, «на что есть в деле доказательства», то остается неопровержимым, что при первоначальном избрании на стороне Гликерии было только около 40 сестер, и следственно на стороне Елисаветы вдесятеро более, и на сей стороне старейшие и достойнейшие сестры. 11) Доказательством усиленного отвлечения сестер от стороны Елисаветы к стороне начальствующей уже Гликерии служит показание благочинной Ерофеевой, что Гликерия послала ее и Глафиру, начинательницу, действовать в пользу Гликерии, по кельям, и они собрали подписку 230 сестер. Но при следствии объявили из них: 40 — что подписались страха ради; 23 — что их записали без их согласия, и сей подлог обличается тем, что некоторые из них, сами умея писать, записаны как неумеющие. В сей список записаны 12 бывших во время подписи в отсутствии, 1 — выбывшая из обители еще в Великий пост, 1 — малоумная, 1 — повредившаяся в рассудке. Ясно, что сей список не заслуживает доверия и должен быть отвержен как незаконный. Он доказывает только то, что управление Гликерии неправдиво и притеснительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

масло дрвнно (λαιος) (Мк. 6:13, Лк. 7:46–10:34 ); мтитис (βασανζεσqαι) (Мф. 14:24); мытарьница (το τελνιον) (Мф. 9:9); мьчьтъ (φντασμα) (Мф. 14:26); мщьць (πρα) ( Мк. 6:8 ); наконьча (πληρω) ( Мф. 23:32 ); невровани (πιστα) ( Мк. 16:14 ); нивьный (тο grο) (Мф. 13:36); облжда (αφανζω) (Мф. 6:16); обнижа (ταπεινω) (Мф. 23:12); озирас (περιβλπω) ( Мк. 5:32 ); остатъкы (τ¦ περισσεσαντα) ( Ин. 6:12 ); пажиства и паства (νομ) ( Ин. 10:9 ); палю (τφω) (Мф. 12:20); пищльникъ (αλητς) (Мф. 9:23); подольца (κρσπεδον) ( Мф. 9:20 ); подьти (βαστζειν) ( Ин. 16:12 ); понижас (λαττομαι) ( Ин. 3:10 ); понва (σνδον) (Мф. 27:59); послхъ (μαρτρ) ( Лк. 24:48 ); послшьство (μαρτυρα) ( Ин. 1:7 ); послшьствовани (μαρτυρα) ( Ин. 5:31 ); постига (καταλαμβνω) ( Ин. 12:35 ); потъщани (σπουδ) (Мк. 6:25); по (φωνω) ( Ин. 13:38 ); правьдивый (δικιος) ( Ин. 7:24 ; Лк. 5:32 ); приходъ (παρouσα) ( Мф. 24:37 ); причаща (κληρονομω) (Мф. 19:29); прозыва (καλω) (Мф. 1:21; Ин. 1:42 ); пронырьство ( πονηρα) (Μф. 22:18); пргы (κρδα) (Мк. 1:6); пробижа (καταφρονω) ( Мф. 6:24 ); пстошьный (τς ρημωσως) (Мф. 24:15); птьна (τν δν) (Мф. 12:9); поуща (αποστλλω) ( Ин. 5:33 ; Мф. 10:16–11:2); пыта (ζητω) ( Ин. 16:19 ); разграбл (ρπζω) ( Ин. 10:12–28 ); разорени ( πτσις) (Мф. 7:27); распьрни (σχσμα) ( Ин. 7:43 ); ратьна (τν πολεμν) (Мф. 24:6); сво са (τ¦ δια) ( Ин. 16:22 ); смитис (καταγελν) (Мф. 9:24); соха (τ ξλον) ( Лк. 22:52 ); срачица (πενδτης) ( Ин. 21:7 ); стадьна (τς πομνς) (Мф. 26:31); страньникъ ( qνικς) (Мф. 18:17); строитель (πτροπος) (Мф. 20:8); стронъ (κραμος, στγη) ( Лк. 5:19 ); стьклница (λβαστρον) ( Мк. 14:3 ); скъ (τ κρφος) (Мф. 7:3); спостатъ ( διβολος) ( Мф. 4:8 ); съградити (οκοδομιν) (Мф. 16:18, 7:24); съдолни (νκος) (Мф. 12:20); сълъ ( πστολος) ( Ин. 13:16 ); съмыслъ (λικα) ( Ин. 9:21 ); съповда (ξηγομαι) ( Ин. 1:18 ); съпрашани (ζτησις) ( Ин. 3:25 ); тришьд (τρς) (Мф. 26:75); трба (qus…a) ( Лк. 13:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Выходит, что иудеи непреодолимы для Сына и Сын бессилен перед ними, почему Его действенность оказывается обусловленною, а ничуть не универсальной, ибо истинный Бог может даже из камней воздвигнуть детей Аврааму (Μф. 3:9). Такие выводы неосновательны и тенденциозны, даже немыслимы по самому смыслу Иоанновой христологии. Разумеемый термин у Апостола собственно этнически-географически нейтрален, как земля иудейская ( Ин. 3:22 ), служители иудейские ( Ин. 18:12 ), царь иудейский ( Ин. 19:3 ), равно «иудеи» в устах родителей слепорожденного ( Ин. 9:22 ), их самих ( Ин. 18:31 и сравните Ин. 18:36 ) и Пилата ( Ин. 18:35 ). Это есть почетное обозначение всего Израиля 173 , а Он – свой Христу народ ( Ин. 18:35 ), члены коего – и именно иудеи – всегда сходятся в общем храме Божием для молитвы ( Ин. 13:20 ). С этой стороны они были преемственные ученики Моисеевы (9:28–29), наследники и хранители божественных заветов, ибо спасение от иудеев ( Ин. 4:20 ), единственно авторитативных по сравнению с сектантски невежественной Самарией ( Ин. 4:9 , Ин. 4:22 ) и безнадежно темною Галилеей ( Ин. 7:41 , Ин. 7:52 ). Тогда и соответственное обозначение священных времен, обычаев и порядков выражает их установленную законность и нормативность. Очевидно, беда не в иудейской природе отвергнутых и не в окончательной злостности иудейства, а в иудейском нарушении Божиих велений и в злоупотреблениях – вопреки обязывающей внушительности Писаний ( Ин. 5:39 , Ин. 5:47 ), причем эти иудеи сказываются умышленно-богоубийственными 174 наряду со светлыми образами Никодима, Иосифа Аримафейского и многими последователями Христовыми. И принципиально, и фактически не было ни абсолютности иудейского упорства, ни беспомощности Христовой благодати, ибо никто не погибает кроме сынов погибели ( Ин. 17:12 ), исполняющих похоти своего отца – диавола, исконного лжеца и человекоубийцы ( Ин. 8:44 ). В итоге находим, что Христос Искупитель есть эссенциальный Сын Божий, Бог-Слово, а Его дело – божественно, всесовершенно и вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Очень часто термин «иудеи» в четвертом Евангелии синонимичен термину «фарисеи»: пришедший к Иисусу ночью Никодим обозначен как человек из фарисеев (νθρωπος κ τν Φαρισαων), начальник Иудейский (ρχων τν ουδαων – буквально: «начальник иудеев») ( Ин.3:1 ). Священники и левиты, посланные иудеями к Иоанну Крестителю, были из фарисеев ( Ин.1:24 ). Ученики Иоанновы спорили с иудеями об очищении ( Ин.3:25 ). Иудеи говорили бывшему расслабленному: Сегодня суббота; не должно тебе брать постели ( Ин.5:10 ). Иудеи роптали на Иисуса и говорили: Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? ( Ин.6:41–42 ). Иудеи искали Его на празднике и говорили: где Он? ( Ин.7:11 ). Иудеи, услышав слова Иисуса, дивились: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Иудеи говорили: Куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? ( Ин.7:35 ). Иудеи спрашивали: Неужели Он убьет Сам Себя? ( Ин.8:22 ). Иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он самарянин и в Нем бес ( Ин.8:48, 52 ). Иудеи допрашивали исцеленного от слепоты ( Ин.9:18–34 ), как ранее они же допрашивали исцеленного от расслабления. Иудеи хватали в руки камни, чтобы побить Иисуса ( Ин.10:31 ). Иудеи искали убить Его ( Ин.5:16 ; Ин.7:1 ). Во всех этих и многих других эпизодах отчетливо просматривается конкретная, по-видимому, небольшая, группа лиц, объединенная условным наименованием «иудеи», но представляющая собой не весь иудейский народ, а только его религиозно-политическую верхушку. Эта группа лиц озабочена буквальным соблюдением закона Моисеева, в частности заповеди субботнего покоя ( Ин.5:16 ); видит в Иисусе Человека, который возомнил о Себе слишком много, ставя Себя выше Авраама ( Ин.8:58 ), делая Себя равным Богу ( Ин.5:18; 10:33 ). Иногда «иудеи» прямо противопоставляются «народу»: И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. Впрочем, никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев ( Ин.7:12–13 ). В данном случае «народ» – это жители Иерусалима и окрестностей, иудеи по вероисповеданию и этническому происхождению. Однако термин «иудеи» зарезервирован для группы лиц, которой народ «боялся». Почему боялся? Потому что в ее руках была сосредоточена власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, выводит его на путь заповедей Христовых, и путь неправды отставляет от него Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда разширил ecu сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим Такая душа непременно соделывается причастницей Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя Человек доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться, и не ведает, о чем ему должно молиться он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истиною. Аминь. Ин. 4:23 Ин. 14:6 Ин. 17:17; Кол. 1:16 Ин. 1:1, 3; Кол. 1:16 Ин. 1:14 Ин. 1:18 Ин. 1:16-17 2Пет. 1:4 Ин. 15:26; 16:13 Ин. 15:26 Ин. 14:26 Гал. 4:6 Ин. 16:13 Ин. 16:14-15 Еф. 2:22 Еф. 3:16-17 Ин. 14:6 Рим. 8:16 Гал. 4:6 Ин. 14:6 1Ин. 2:23 Ин. 3:36 1Кор. 12:3 Рим. 8:9 Марк Подвижник. О Законе Духовном. Доброт., ч. 1, гл 2 Быт. 8:21 Матф.7:11; Лк. 11:13 Мф. 10:39 Ин. 8:31-32 Ин. 8:43 Пс. 118:29 Пс. 113:32-34 Пс. 118:63, по объяснению преп. Пимена Великого, помещенному в Алфавитном Патерике Рим. 8:26 Пс. 118:131  Поучение в неделю о слепорожденном. О самомнении и смиренномудрии Возлюбленные братия! Господь наш Иисус Христос по исцелении слепорожденного, о чем мы слышали сегодня в святом Евангелии, сказал: На суд Аз в мир сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут Этих слов Господа не могли равнодушно выслушать гордые мудрецы и праведники мира, каковыми были иудейские фарисеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1901...

Отсюда для Них неизбежна пропорциональная совместность и влияний и восприятий. Нужно веровать в Бога и во Христа ( Ин. 14:1 ), знать Отца и посланного Им Сына, ( Ин. 17:3 ), как равно великих и взаимно соответственных. В силу этого всякий приходит к Отцу только через Сына ( Ин. 14:6 ) и к Сыну никто не может придти, если то не дано будет ему от Отца ( Ин. 6:65 ). Не менее натурально, что видящий и знающий Сына видит и знает и Отца 164 , а верующий Посланному верит и в Пославшего ( Ин. 12:44 ). При этих условиях персональной коррелятивности вполне естественно, что происходит обмен в самых следствиях от совершенных перед одним из них актов. И Христос прямо провозглашал: «кто Мне служит, того почтит Отец Мой» ( Ин. 12:26 ), «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» ( Ин. 14:21 ), «и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14:23 ); напротив, – «ненавидящий Меня ненавидит и Отца» ( Ин. 15:23 ). «Отец любит Сына и все дал в руку Его» ( Ин. 3:35 ). По этой причине – о чем бы верующие ни попросили Отца во имя Христово, – все они получат до степени совершенной радости, ибо желаемое дано будет им полностью ( Ин. 16:23–24 ), как не мерою Бог дал Христу Духа ( Ин. 3:34 ). Наивысшее для человека – это истинная жизнь, которая почерпается только в абсолютном первоисточнике ее – Боге, но для приближения к Нему нужно наперед знать Его ( Ин. 17:3 ), а – за помраченностью людей – тут требуется точный и авторитетный посредник, ближайше соприкосновенный с Ним. В этом отношении всячески непреложно, что Бога никто не видел никогда кроме исшедшего от Него Сына ( Ин. 6:46 ), Который – значит – детально осведомлен и компетентен. И вот Он открыл уже Отчее имя и будет неослабно открывать таковое миру ( Ин. 17:26 ). Следовательно, теперь всякий живет только Сыном при внутреннем единении с Ним ( Ин. 6:56–57 ), получая от Него по вере суд, воскресение и жизнь вечную 165 . Отсюда усматривается, что иудеи правильно приписали Христу усвоение Им Себе эссенциального богосыновства, а чистые души искренно приняли это, как догматический факт 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010