«Хлбъ благословивъ, Хлбъ сый небесный, благодаривъ Отцу Родителю, npieмый, и чашу ученикомъ давалъ еси: npiuмume, ядите, boniя, cie есть Тло Мое, и Кровь нетлнныя жизни». «Хлеб небесный» — Ин. 6:32, 33, 41, 50, 51, 53, 58. Один протестантствующий не хотел признавать, что Евхаристическая Чаша есть Чаша Крови Христовой, поскольку апостолы, воспитанные в иудействе, не могли преступить ветхозаветного запрета вкушения крови (Лев. 3:17; 7:26; 17:14; Втор. 12:23). Он убедился в истинности православного учения о Евхаристии, размышляя над текстом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:54-56). «Руц простерлъ еси, имиже Хлбъ npiялъ еси нетлнiя, npiяmu сребреники, уста къ цлованiю принося льстивно, имиже Тло Христово и Кровь npiялъ еси: но горе теб, якоже рече Христосъ». «Горе тебе» — Мф. 26:24. Уподобляются Иуде-предателю нераскаянные грешники, которые и после причащения продолжают осуществлять свои злые намерения. «Христосъ учреди мipъ, небесный и божественный Хлбъ: npiuдume убо христолюбцы, бренными устнами, чистыми же сердцы npiuмeмъ врно жремую Пасху, въ насъ священнодйствуемую». «Учреди» — угостил на торжественной трапезе. «Бренными» — земляными; «тело бренно» (слав. Иов. 13:12). В книге Бытия сказано: «создал Господь Бог человека из праха земнаго» (2:7). «Жремую» — приносимую в жертву. Разночтение с греческим, где м. р. «жремаго», то есть Христа. «В нас» — у нас, то есть христиан. Утреня Четвертка, песнь 1 «Всевиновная и подательная жизни, безмрная Мудрость Бoжiя, созда храмъ Себ отъ Чистыя неискусомужныя Матере: въ храмъ бо тлесно oбoлkiйcя, славно прославися Христосъ Богъ нашъ». «Всевиновная» — причина всего, «Мудрость Божия» — Сын Божий. «Храм» — ср. Ин. 2:21. «Созда храм» — ср. Притч. 9:1. «Тайноводящи други Своя, душепитательную уготовляетъ трапезу, бeзcмepmiя же воистину Мудрость Бoжiя растворяетъ чашу врнымъ, приступимъ благочестно, и boзoniuмъ: славно прославися Христосъ Богъ нашъ».

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

Суд Царства. В противовес иудейскому представлению, что все потомки Авраама объединены в привилегированный Божий народ, Иисус заявлял, что принес в мир разделение ( Лк.12:51–53 ), что многие язычники придут в Царство, «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» ( Мф.8:11–12 ), что «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ; Лк.11:23 ), что «много званных, а мало избранных» ( Мф.22:14 ), что одни благословенны, а другие нет ( Мф.5:3–12 ; Лк.6:20–22 ), что «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:34–35 ; Мф.24:40–41 ), что Он отделит овец от козлов ( Мф.25:32–34 ). Иисус предупредил Капернаум, что «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» ( Мф.11:24 ), и провозгласил, что Иерусалим будет разрушен ( Лк.19:43–44 ). Требования Царства . Иоанн и Иисус показывали путь, как избежать грядущего суда и войти в Царство: людям надо покаяться ( Мф.4:17 ; Лк.3:3, 8; 5:32; 13:3, 5; 24:47 ). Но для этого требуется радикальное изменение: для вхождения в Царство необходима вера, как у ребенка ( Мк.10:15 ); богатые вряд ли смогут войти в него ( Мк.10:23 ). Равнозначным призыву Иисуса к покаянию было утверждение необходимости очищения и праведности ( Мф.5:20, 48; 6:33 ). Проклятие смоковницы и очищение храма символизировали Божий суд и необходимость очищения ( Мк.11:12–17 ; Ин.2:14–16 ). Из-за отказа покаяться Иисус объявил о суде над городами Хоразином, Вифсаидой и Капернаумом ( Мф.11:20–24 ; Лк.10:10–15 ). Условия Царства . В противовес злу в существовавшем порядке, Иисус открыл новый образ мышления и действий в новом обществе. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин.4:23 ). Иисус порвал с иудейским преданием и исцелял в субботу ( Мф.12:9–13 ; Мк.2:23–28 ; Ин.5:2–9 ). В Нагорной проповеди Иисус провозгласил новую мораль: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших» ( Мф.5:43–44 ). Важной характеристикой нового порядка служит изменение положения: нищие, плачущие, алчущие и гонимые благословляются ( Мф.5:3–12 ). Тот, кто имеет, получит больше, а кто не имеет, потеряет все ( Мф.13:12; 25:29 ; Мк.4:25 ). Слепые прозреют, а зрячие станут слепыми ( Ин.9:39–41 ). Хромые будут ходить, глухие услышат и мертвые воскреснут ( Мф.11:5 ). Кто держится за жизнь, тот потеряет ее, а кто отказывается от жизни, тот получит ее ( Лк.17:33 ; Ин.12:24–25 ). «Кто хочет быть первым», должен быть «из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ; Лк.22:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

о вере, глава 6, лист 51; Златоуст, в неделю 5 поста; Благовестн. зач. 23, лист 105; Бес. Златоуста, беседа 46 на Евангелие от Ин., и в пяток четвертой недели поста; Бесед. на Деян. святых Апостолов, нравоуч. 3). 28 И обручения перстня церковь , старообрядческими наставниками проповеданная, не имеет, т.е., в миропомазании подаваемого дара Святого Духа, без негоже никтоже может совершен быти христианин (Катехизис Великий о тайне миропомазания, глава 77; там же указание на 4 послание Климента папы Римского). 29 Таинства сего старообрядцы иметь не могут: понеже без епископа миро святое быть не может (Симеона Солун. гл. 77). 30 И десятью мнасами церковь старообрядческая от Христа Спасителя не обогащена, сиречь преподанием благодати хиротонии епископа, пресвитера и диакона, без чего церковь несть избранна, ниже собрание святое, ниже сонм преподобных; и без епископа и от него поставленных что-либо творяй оскверняется совестью, и невернаго горший есть. Иже убо сих не слушает, безбожен всячески есть и злочестив, и отметается Христа, и Его установление умаляет ( Игнатия Богоносца к Тралл. посл. 1). 31 Без епископа ниже христиане (Симеона Солун. кн. 1, глава 77; кн. 2, гл. 88). 32 Без епископа безглавно, ниже видено бысть, ниже видено будет (Тактикон Никона Черногорца, слово 23, л. 141, на об.). 33 Ключей царства небесного, во известие несомненное вечного спасения, церковь , старообрядческими наставниками проповеданная, также не имеет, понеже не имеет апостольские власти преемников, епископов, имже вручены суть сии царства небесного ключи: посему и надежды входа в царство небесное иметь не может. Исповедь же, без данной от епископа власти разрешения грехов, несть таинство и ничтоже пользует (Номоканон лист 6; Карф. собора, прав. 6, 7 и 43; Симеон Солун. кн. 1, глава 51, – книга 2, ответы на вопр. 10, 11, 12 и 13; Никона Черные горы слово 51, лист 411; его же Тактикон, слово 14, лист 72). 34 Вечность и неодоленность, обещанные Христом Господом церкви Его святой, церкви, старообрядческими наставниками проповедуемой, усвоена быть также не может: потому что не имеет она вида, церкви Христовой подобающего, сиречь от Христа, усвоенного в трех чинах священства; не имеет силы ее, понеже немощно без епископа ни единые силы сотворить, ни хиротонисать, ни миро освящать, ни власть даровать оставления грехов; не имеет и действа, церкви Христовой свойственного, понеже без благодати хиротонии тайнодействовать преданных от Христа церкви его таин не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Мы вамъ блговствемъ бывшее ко [ Деян.13:32 ]. И испрошь дщиц, написа, глагол: бдетъ им [ Лк.1:63 ]. Поднебесню всю стопама своима, весь свтиста. Кто убо тхъ мнитъ ти с быти впадшем въ разбойники; нъ же реч: сотворивый милость съ нимъ [ Лк.10:36–37 ]. И та въ той часъ приставши исповдашес гдеви, и глаголаше немъ всмъ чающымъ во [ Лк.2:38 ]. И ставльше вс бжаша [ Мк.14:50 ]. И глгола има: идита въ весь, же прм вама, и вхдща въ ню, брщета жреб привзано, на неже никтоже человкъ всде: ршша приведита [ Мк.11:2 ]. И видвъ падъ ницъ, молс глгол: гди, аще хощеши, можеши м чистити. И простеръ рк, коснс рекъ: хощ, чистис [ Лк.5:12–13 ]. т въ ланит подаждь и дргю: и взимающаг т риз, и срачиц не возбран (не препятствуй взять и рубашку) [ Лк.6:29 ]. Живый на нбсхъ посметс имъ, и гдь поргаетс имъ [ Пс.2:4 ]. сел узрите небо версто и агглы восходщы и нисходщы над сна члвческаго (к Сыну Человеческому) [ Ин.1:51 ]. Глагола жена самарнын: како ты, жидовинъ сый, пити просиши, жены самараныни сщей; не прикасаютъ бо с жидове самарнмъ [ Ин.4:9 ]. И кленыйс нбсемъ, кленетс пртоломъ и сдщимъ на немъ [ Мф.23:22 . Оужасъ бо держаше и вс сщы съ нимъ [ Лк.5:9 ]. Оузрвше же рабына нка, сдща при свт ( гн) , и воззрвши нань, реч: и сей съ нимъ б [ Лк.22:56 ]. И возвратишас славще и хвалще бга всхъ (за всё), же слышаша и видша, коже глаголано бысть къ нимъ [ Лк.2:20 ]. Любите враг ваша, добро творите ненавидащымъ васъ, благословите кленщы вы, и молитес за творщихъ вамъ бид [ Лк.6:27–28 ]. верзши же, видитъ троча плачщеес въ ковчежц, и пощад дщерь фарана [ Исх.2:6 ]. Глаголаше же исходщымъ народмъ кртитис нег: кто сказа вамъ бжати грдщаг гнва; [ Лк.3:7 ]. Единъ же нихъ, видвъ, к изцл, возвратис, со гласомъ слав бга: и пад ницъ при ног хвал возда: и той б самарнинъ [ Лк.17:15–16 ]. вщаша глаголюще: добр дл (за доброе дело) не мещемъ на т, но хл (за хулу), к ты, члвкъ сый, твориши себ бга (делаешь себя богом) [ Ин.10:33 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1 Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь ( Мф.22:37-38 ). 2 Вторая же подобна еи: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф.22:39-40 ). 3 Заповедь новую даю вам да любите друг друга: якоже возлюбих вы, да и вы любите себе ( Ин.13:34 ). 4 Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите ( Ин.14:15 ). 5 Аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки ( Ин.8:51 ). 6 Покаитеся, приближибося Царствие Небесное ( Мф.3:2 ). 7 Уготоваите путь Господень, правы творите стези Его ( Мф.3:3 ). 8 Сотворите убо плод достоин покаяния ( Мф.3:8 ). 9 Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изоуст Божиих ( Мф.4:4 ). 10 Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесныи совершен есть ( Мф.5:48 ). 11 Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам ( Мф.6:33 ). 12 Не всяк глаголяи Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяи волю Отца Моего, Иже есть на небесех ( Мф.7:21 ). 13 Всяк грех и хула отпустится человеком: а яже на Духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). 14 Всяк сад, егоже не насади Отец Мои Небесныи, искоренится ( Мф.15:13 ). 15 Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свои, и по Мне грядет ( Мф.16:24 ). 16 Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою? ( Мф.16:26 ). 17 Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их ( Мф.18:20 ). 18 Горе же человеку тому, имже Сын Человеческии предастся ( Мф.26:24 ). 19 Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всеи твари. Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). 20 Блажени слышащии слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). 21 Не боися, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). 22 Иже не носит креста своего, и вслед Мене грядет не может Мои быти ученик ( Лк.14:27 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/zapovedi-t...

κλμα – лоза ( Ин. 15:2 ). θνικς – страньникъ ( Мф. 18:17 ). θανατειν – морити ( Мф. 27:1 ). κυρω – безъ става творю ( Мк. 7:13 ). ποστερειν – лихвовати ( Мк. 10:19 ). ξιος – подобьнъ (Мф. 10:37). В О. Е.: достоинъ. оς – слхъ (Мф. 10:27). В Ο. Е: κο. δηνριον – сребрьникъ (Мф 22:2). В О. Е.: αγριον. θνоς – страна ( Лк. 24:47 ) В О. Е.: χρα. Другому чтению следовал переводчик Евангелия апракос, с которого списано Евангелие 1118–28 года в сем слове: не и мытари ли (Мф. 5:47). У Тишендорфа в выносках при Евангелии Греческом есть в сем стихе чтения θνικ, κι τελναι. В О. Е. вовсе нет следующих слов, частию потому, что не во все недели есть чтения Евангелий после пятидесятницы, а частию потому, что разбираемое Евангелие другой редакции, нежели Остромирово Евангелие. Отчего те же слова, которые есть и в О. Е., здесь употреблены в другом значении. Такие слова следующие: алкание (νηστα), багръ (χλαμς), блгвоньно масло (μρον), богочьстивъ (θεοσεβς), везьти (ρχεσqαι) ( Ин. 6:17 ); виньныи (τς ¢μπšλоu) (Мф. 26:29); вол (επιθυμα) ( Ин. 8:44 ); възвзъ (μς) ( Мк. 1:7 ); възглави (πρς τ κεφαλ) ( Ин. 20:12 ); вълчьць (τρβολος) (Мф. 7:16); въставл (gερω) (Мф. 3:9); в (πνω) ( Ин. 6:18 ); главьно мсто (κρανоu τπος) ( Мк. 15:22 ; Мф. 27:33); гнилый (σαπρς) (Мф. 13:48; Мф. 12:33 ); градарь (κηπоuρς) ( Ин. 20:15 ); дтищь (βρφος) ( Лк. 2:12 ), (τ παιδιν) (Мф. 18:4); дни (πργμα) (Мф. 18:19); жел (κλαω) (Мк. 16:10); женйс (νuμφος) ( Ин. 3:29 ); жити (ζω) ( Лк. 18:30 ); жьрьцъ (ερες) ( Лк. 1:5 ); запона (καταπτασμα) (Мф. 27:51); закъливый (μογλαλος) ( Мк. 7:32 ); знамен (σφραγζω) ( Ин. 3:33 ); злоцньнъ (πολτιμος) (Мф. 13:46); иждиза (κατακαο) (Мф. 13:40); иночадый (μονογενς) ( Ин. 1:18 ); истово (κριβς) (Мф. 2:8); дь (τροφ) (Мф. 3:4), ( Лк. 12:23 ); рьмъ (ζυγς) (Мф. 11:29,30); кладзь (πηγ) ( Ин. 4:6 ); клиц (qορυβομαι) (Мф. 9:23, Мк. 5:39); клиць (qρυβος) (Мк. 5:38); крина (μδιος) (Мф. 5:15); кщь (σκηνοπηγα) ( Ин. 7:2 ); лчитис (λαγχνειν) ( Лк. 1:9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Нет нужды противопоставлять одно истолкование другому. Иисус и Его первые последователи, без сомнения, рассматривали хлеб на Его столе одновременно как дар Божий и как символ Божьего эсхатологического провидения о святых. То же самое можно сказать о хлебе на вечере Господней, и вполне оправданно, что экзегетика постоянно связывает четвертую строку молитвы Господней с евхаристией. Таким образом, слова «хлеб наш насущный дай нам на сей день» напоминают одновременно о четырех вещах – о манне в пустыне, о Божьей милосердной власти в настоящем, об евхаристии и об эсхатологическом будущем. Хлеб как метафора . Образ хлеба иногда используется в метафорическом смысле. В Чис. 14:9 Иисус Навин обратился к Израилю с призывом: «Не бойтесь народа земли сей, ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало; а с нами Господь, не бойтесь их». Иными словами, победить хананеев так же легко, как съесть хлеб. В Ис.55:2 внимательное отношение к слову Господа сравнивается с вкушением хлеба. Тот же самый образ показан в Притч.9:5 , где Премудрость приглашает: «Идите, ешьте хлеб мой». Вполне понятно, почему в последующей иудейской традиции хлеб и манна стали символами Торы (Mek. on Исх.13:17 ). Наиболее яркий метафорический образ хлеба мы видим в Ин.6 . Здесь Иисус называет Себя «хлебом жизни» ( Ин.6:35 ; ср. Ин.6:33, 41, 48, 51 ). Этот образ вполне уместен, поскольку в Ин.6 соединяются все основные библейские темы, связанные с хлебом. Хлеб с неба показан как дар свыше: «Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» ( Ин.6:32 ). Умножение Иисусом хлебов и рыб, напоминающее аналогичное чудо, совершенное Елисеем ( 4Цар.4:42–44 ), сравнивается с ниспосланием манны в пустыне ( Ин.6:31–34, 49–51 ). Иисус дает хлеб в настоящем ( Ин.6:35, 47 ), но хлеб означает также вечную жизнь ( Ин.6:27, 40 ). Наконец, Иисус связывает Себя с истинным хлебом евхаристии: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). В заключение следует упомянуть о названии Вифлеем, означающем буквально «дом хлеба, город хлеба». В этом выражается очевидная символика: Бог, предоставивший хлеб в пустыне и пославший Сына как спасительный хлеб с неба, предопределил, что Христос родится в городе хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Всемогущий Бог, – создавший из ничего дивную вселенную, для Которого нет ничего невозможного, – ясно свидетельствует в Священном Писании, что при воскресении мёртвые восстанут в тех же телесах, с которыми мы живём, умираем и полагаемся во гроб. «Оживут мертвецы Твои, – пророчествует по вдохновению Божию святой пророк Исаия, – восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений и земля извергает мертвецов» ( Ис.26:19 ). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, – читаем у прор. Даниила, – одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ; Иез.37:3:12–13 . Сравн. 2Ездр.7:32–33:14:35 ; Иов.19:25–26 ; 2Мак.12:39:43–44 ; Прем.16:13–14 ; Тов.13:2 ; Втор.22:39 ). Ещё яснее о том свидетельства Нового Завета: «Не дивитесь сему, – говорит Сам Христос Спаситель, – ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» ( Ин.5:28–29 ). И святой апостол Павел также учит: «Если мы соединены с Ним (Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» ( Рим.6:5:8 ). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых животворит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» ( Рим.8:11 ). «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся, вдруг во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» ( 1Кор.15:51–53 ). Второе пришествие Христово будут предварять, по Писанию, некоторые особые признаки, которых теперь в наличности пока ещё не имеется. Так, во-первых, не вполне проявились теперь ещё особенные ослабления нравственности. Ведь пред кончиной мира «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры, землетрясения по местам: и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф.24:7:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Образ П. получил богословское развитие в НЗ: в синоптических Евангелиях запечатлен путь Иисуса Христа в Иерусалим - св. город, где Ему предстоит претерпеть страдания и воскреснуть (Мк 8. 27; 9. 33-34; 10. 1, 17, 32, 46, 52; Лк 9. 51-19. 28). В Евангелии от Иоанна Сам Христос называет Себя Путем, идя по которому верующий приходит к Отцу (Ин 14. 6). П. на Св. землю до арабского завоевания Паломники приходят в Иерусалим ко Гробу Господню. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. (Paris. fr. 2810. F. 125r) Паломники приходят в Иерусалим ко Гробу Господню. Миниатюра из «Книги чудес света» Марко Поло. Ок. 1410–1412 гг. (Paris. fr. 2810. F. 125r) В христианстве наиболее ранние случаи П. засвидетельствованы во II в. Во 2-й пол. II в. Сардский еп. Мелитон посетил Св. землю, чтобы, по словам Евсевия Кесарийского, «в точности узнать о ветхозаветных книгах, будучи уверен, что это лучше делать там, где Спасение было проповедано и исполнено» ( Euseb. Hist. eccl. IV 26. 14). В нач. III в. сщмч. Александр , епископ одного из городов в Каппадокии (впосл. епископ Иерусалима), совершил «путешествие в Иерусалим ради молитвы и истории тех мест» (Ibid. VI 11. 2). В этом свидетельстве ключевое слово - «молитва» (εχ): настоящий паломник посещает св. места не в поиске новых знаний и впечатлений, а ради сугубого молитвенного общения с Богом и Его святыми, к-рому способствует непосредственное пребывание в местах их земной жизни и погребения. Первоначально П. совершались именно на Св. землю, и прежде всего в Иерусалим, чему сильно способствовали обретение Честного Креста Господня св. равноап. царицей Еленой (Флавией) и возведение по приказу св. равноап. имп. Константина I Великого базилик Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме и Рождества Христова в Вифлееме. Уже в IV в. вслед. окончания гонений, резкого роста числа христиан и укрепления их правовой защищенности П. на Св. землю быстро обрели популярность в среде рим. сенаторской знати, что даже вызвало горько-ироническое предостережение блж.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Почему же для этого великого таинства берутся самые обычные земные хлеб и вино? Святоотеческое учение о Евхаристии поясняет, что для установления таинства Причащения Господь мог употребить любую пищу, любой продукт питания, ибо всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1 Тим.4:4 ). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в священной символике того времени придавалось особое значение. Хлеб являлся символом жизни. Вспомним, Господь неоднократно говорил о Себе иудеям: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я – хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век ( Ин.6:32, 33, 35, 48, 51 ). А чаша вина – прежде всего, символ спасения. Чашу спасения прииму и имя Господне призову, – говорит пророк Давид ( Пс.115:4 ), но вместе с тем она символизирует и страдания. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить? – сказал Спаситель ( Мф.20:22 ). Свои собственные страдания Он тоже назвал чашей: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… ( Мф.26:39 ). Господь, Сын Божий воплотился, принял на Себя плоть человеческую. И мы обожаемся, причащаясь достойно, приемля в себя Тело Спаса нашего, Самого Бога-Слова. Что делается, братья и сестры, с голодным человеком, если его хорошо накормить, предложить вкусную пищу и вино? Естественно, приняв обед и поблагодарив за угощение, человек становится весел, укрепляется в своих силах. Вот и душа человеческая, вкусив долгожданную трапезу Святых Даров, совершенно преображается, обновляется, наполняется неземной радостью, потому что отныне она озарена небесным светом, светом добра, милосердия и созидания. «Христиане приемлют как пищу для себя небесный огонь; он для них упокоение, он очищает и омывает, и освящает сердце их, он содействует их возрастанию, он для них воздух и жизнь», – говорит преподобный Макарий Египетский. Ничто не может сравниться с этой святыней Господней, с неизреченным даром Благого Бога! Святитель Григорий Богослов наставляет: «Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми».

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010