Богословие Святейшего Патриарха Пимена. Его общественное и миротворческое служение [доклад на торжественном собрании в МДА и МДС]//1983. 2. С. 20–25. Слово на Вознесение Господне//1983. 9. С. 36–37. Пастырская дидактика святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова//1984. 3. С.70–75. Слово в день памяти святого пророка Божия Елисея//1984. 8. С. 41–42. Жертва вечерняя//1985. 1. С. 40–41. Свете Тихий//1985. С. 41–43. О званых и избранных//1985. 12. С. 34–36. «Ангела Хранителя у Господа просим»//1986. 1. С. 41–42. Дидактические принципы Яна Амоса Коменского и их влияние на становление богословского образования в русской Духовной школе [доклад, прочитанный при вручении ему диплома доктора богословия honoris causa на Богословском факультете имени Яна Амоса Коменского в Праге 9 декабря 1985 года]//1986. 5. С. 69–72; 6. С. 70–75. Слово в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне ( Ин. 4, 4–42 )//1987. 4. С. 30–32. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы//1987. 9. С. 43–44. Ответы на вопросы итальянского журналиста//1987. 10. С. 4–5. Слово в день празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста //1988. 1.С. 35–36. Слово в Неделю Всех святых, в земле Российской просиявших//1988. 6. С. 42–43. Эстетика преподобного Иосифа Волоцкого //1989. 1. С. 60–65. Слово в Неделю о мытаре и фарисее//1989. 2. С. 42–44. Верую во Единаго Бога Отца//1989. 8. С. 45–46. Выступление на Съезде народных депутатов СССР//1989. 9. С. 7–8. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя//1989. 9. С. 37–38. Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым//1989. 11. С. 37–39. Об издательской деятельности Московского Патриархата//1990. 2. С. 24–31. Патриарх и его время//1990. С. 27–28. Слово в Прощеное воскресенье//1991. 2. С. 39–40. Выступление на IV Съезде народных депутатов СССР (20 декабря 1990 года)//1991. 4. С. 47–48. Слово в день памяти мученика Иоанна Воина//1991. 8. С. 36. Византия и Радонеж (из доклада на XVIII Международном конгрессе византинистов)//1991. С. 60–61.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Беседа L. О восьмом члене символа веры. О третьей ипостаси Св. Троицы – Св. Духе И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. В первом члене символа веры , братие, мы говорили, с вами, о первом Лице св. Троицы – Боге Отце; во 2, 3, 4, 5, 6 и 7 членах – о втором Лице св. Троицы – Сыне Божием Господе нашем Иисусе Христе. Мы сказали, что Сын Божий для нашего спасения сделался человеком, пострадал за всех людей и всем приобрел оправдание и спасение. Но нужно, чтобы это великое дело, совершенное за нас и для нас Сыном Божиим, было усвоено нами и сделалось нашею собственностью. Как существа свободные, мы должны сами участвовать в том, что приобретено для нас Господом, должны, так сказать, заслужить свое спасение. Но без особенной помощи Божией, мы, братие, по своей ограниченности, не можем усвоить себе совершенного Господом спасения нашего. «Никто не может прийти ко Мне», говорил Иисус Христос, «если не привлечет его Отец, пославший Меня» ( Ин.6:44 ). И апостол Павел свидетельствует, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор. 12:2 ). Следовательно, для того чтобы получить спасение, совершенное для нас Сыном Божиим, нужно особенное действие Божие в отношении к нам. Действие это состоит в освящении нашем. Под именем освящения разумеется такое дело, в котором всесвятый Бог, при известных условиях с нашей стороны, действительно, очищает нас от грехов, оправдывает и соделывает освященными и святыми ( 1Кор.1:2 ; 2Кор.1:2 ). В освящении нашем участвуют все три Лица Пресвятой Троицы, Бог Отец есть источник нашего освящения. От Него Спаситель первоначально ниспослал на землю Духа Святого: Аз умолю Отца, говорит Иисус Христос ученикам пред вознесением Своим на небо, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами во век ( Ин.14:16 ). Сын Божий есть виновник нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертью. А посему и Дух Святый ниспослан от Отца на землю по ходатайству и во имя Сына Божия ( Ин.14:16,26 ), и никогда бы не был послан, если бы Он не совершил на кресте нашего искупления ( Ин.7:39 ). Дух Святой есть совершитель нашего освящения. Он именно усвояет и прилагает нам то, что приобрел нам на кресте смертью Своею Господь наш Иисус Христос. Все действия Духа Святого в деле освящения нашего обыкновенно называются благодатию. О третьем Лице Святой Троицы, Духе Святом, Совершителе нашего освящения, и говорится, братие, в восьмом члене символа веры , о котором мы и намерены побеседовать с вами.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» 21.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Неделя о мытаре и фарисее Сегодня начинается служба Постной Триоди — Неделя о мытаре и фарисее. Первый раз мы услышим сегодня великопостное пение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». И призыв, с которым Христос обращается ко всем людям: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», должен быть нам особенно понятен. За воскресной всенощной мы услышим также слова, с которыми Господь направляет в мир Своих учеников, чтобы они научили все народы, «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Эти слова говорят о том, что всех людей нужно научить тайне покаяния, которая раскрывается в полноте только тогда, когда человек принимает крещение, когда он принимает от Бога этот дар новой жизни, и в его свете может оценивать, что с ним происходит. Мир не может, не хочет покаяться, потому что исполнен самооправдания — того, что абсолютно противоположно покаянию; он исполнен самоутверждения, отвергающего покаяние. И те, кто пытаются порою искать духовной жизни, тоже ищут в ней самоутверждения и думают, что какими-то внешними знаниями, какой-то «техникой» (буквально употребляя эти слова: «техника духовной жизни») они смогут достичь духовных высот. Но Святая Церковь молитвою о даровании нам покаяния и говорит, что покаяние — это дар Божий. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», — звучит призыв Господень к покаянию, и, кажется, что мешает нам покаяться? Но нет у нас сил для покаяния, нет способности для этого. Никто сам, своими собственными силами не может прийти к Богу. «Никто не может придти ко Мне, — говорит Христос, — если не привлечет его Отец…» (Ин. 6, 44). И святой пророк издревле говорит, обращаясь с молитвой ко Господу: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся…» (Плач. 5, 21). Однако Господь обращает к Себе тех, кто желает этого обращения: тех, кто ищет лица Его. Он ко всем обращается: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» (Мф. 11, 28). «Приходящего ко Мне, — говорит Он, — не изгоню вон» (Ин. 6, 37), и «аще кто алчет, да грядет ко Мне». Всех зовет Господь, и покаяние — это воля Божия о жизни каждого человека: воля, любящая человека и исполненная великих даров. Покаяние — это воля человеческая, которая знает грех, боится греха и боится Бога; которая знает страх Божий и ищет возвращения ко Господу.

http://moral.ru/?p=401

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЕРМАН (ТИМОФЕЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митрополит Герман (Тимофеев) Еп. Герман (Тимофеев) Герман (Тимофеев), митрополит Волгоградский и Камышинский 25 февраля 2000 года возведён в сан митрополита . 15 марта 2012 года был назначен главой новообразованной Волгоградской митрополии и временно управляющим Калачёвской и Палласовской епархией . 26 декабря 2012 года Священный Синод рассмотрев прошение о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия, постановил просить продолжить архипастырское служение в Волгоградской епархии и временное управление Калачёвской епархией, выразив ему благодарность за труды по окормлению православной паствы Волгоградской области . Калачёвской кафедрой управлял до 6 ноября 2013 года. 28 декабря 2018 года почислен на покой в связи с достижением 75-летия . Награды Церковные: Медаль прп. Сергия Радонежского 1-й степени (1979) Орден прп. Сергия Радонежского 2-й степени (14 сентября 1980) Орден св. равноап. блгв. кн. Владимира 2-й степени (во внимание к церковным заслугам и в связи с 50-летием со дня рождения, 11 ноября 1987) Орден свт. Макария, митр. Московского (февраль 2003) Орден прп. Серафима Саровского 2-й степени (2005) Орден прп. Сергия Радонежского 1-й степени (2007) Орден св. блгв. кн. Даниила Московского 2-й степени Светские: Государственный орден " Дружба народов " (1988) Государственный орден Почёта (2001) Орден " За заслуги перед Отечеством " 4-й степени (2008) Сочинения Речь при наречении во епископа Тихвинского (5 декабря 1968 г.) — ЖМП. 1969, 2, с. 7. «Цель поста — преображение человека». (Произнесено на нем. языке 14 марта 1971 г. во 2-ю неделю Великого Поста на экуменическом богослужении в Вене. Транслировалось по австрийскому радио) — ЖМП. 1972, 2, с. 31-32. «Сессия Межправославной Комиссии по диалогу со старокатоликами» — ЖМП. 1972, 5, с. 54-56. «Пастырский съезд в Вене» — ЖМП. 1972, 8, с. 61-62. «Отшельничество на службе человечеству» — ЖМП. 1974, 6, с. 38-39. «Братский визит делегации Иерусалимской Православной Церкви» — ЖМП. 1976, 2, с. 13-15. 4-й экуменический симпозиум. StdO 1972, 11, 42-44. Das Reich Gottes als gegenwartige und zukunftige Wirklichkeit, StdO 1977, 2, 31-46.

http://drevo-info.ru/articles/6114.html

Святость Святость заповедана: Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят ( Лев.11:44–45 ). Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Примерь святости Господь наш: Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:21,24 ). Святость а) состоит во всецелом подчинении Богу: Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим ( Числ.15:40 ). Поставит тебя Господь народом святым Своим, если ты будешь ходить путями Его ( Втор.28:9 ). Ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:22 ); б) должна быть телесная, духовная и душевная: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ); в) зависит от действия благодати Божией: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит.2:11–12 ). Без святости никто не увидит царства Божия: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто ( Пс.23:3–4 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Слово Божие ведет ко святости: Отче! которых Ты дал Мне, освяти истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Писание богодухновенно, полезно для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Верные а) избраны для святости: Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ( 1Фес.4:7 ); б) сотворены к святости чрез обновление: Вы слышали о Христе, и в Нем научились облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:21,24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6. Видимая сторона таинства крещения Видимую сторону собственно таинства крещения (которая со всеми обстоятельствами изображена в чинопоследования этого таинства) составляет троекратное погружение в воду, с произнесением слов: «Крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Св. Духа» (Простр. хр. катих. о крещении). Здесь, в частности различаются: а) вещество таинства – вода, б) действие при самом совершении таинства – троекратное погружение крещаемого в воду, и в) слова, произносимые во время этого действия. 1) Веществом для таинства крещения должна быть вода чистая, естественная (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 103), ибо на это вещество для крещения указал Сам Спаситель словами: «аше кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). В воде всегда совершала крещение и св. церковь , как видно из бесчисленных свидетельств ее пастырей и учителей, например: а) св. Иустина: «Кто убедится и поверит, что учение наше и слова истинны и кто обещается, что может жить таким образом, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили Бога об отпущении прежних грехов, и мы с ними молимся и постимся; потом приводятся они нами туда, где есть вода, и возрождаются тем же образом, каким сами мы возродились, т. е. омываются они тогда водою во имя Отца всех и Владыки Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого» (Apolog. 1, п. 79, в «Хр. Чт.» 1825, XVII, 91 – 92); б) св. Кирилла Иерусалимского : «Так как человек состоит из двух частей: из души и тела, то и очищение двоякое: бестелесное для бестелесного, а телесное для тела: вода, т. е. очищает тело, а Дух душу запечатлевает, чтобы нам приступить к Богу с сердцем окропленным и телом омытым водою чистою» («Огл. поуч.», III. п. 2. стр. 44 – 45); в) св. Григория Богослова : «Поскольку мы состоим из двух естеств, т. е. из души и тела, из естества, видимого и не видимого; то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое, в то же время, совершается не телесно и не видимо; одно есть образное, а другое истинное и очищающее самой глубины» («Слова на св. крещение», в «Тв. св. отц.» III, 277);

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Взойдя на кафедру, 122-й Митрополит Киевский и всея Украины, Блаженнейший Онуфрий, со свойственным ему смирением призвал многомиллионную паству Православной Церкви к посту и молитве. Как христианин и архиерей, он напомнил в первой проповеди, что враг рода человеческого – диавол, который не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44), и враг рода человеческого стремится разъединить людей до пролития крови. Как победить грех, посеянный диаволом? Митрополит Онуфрий обращает паству к Евангелию, к словам Христа: Род сей (диавольский) изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21). На каждой проповеди новоизбранный иерарх, преемник своего предшественника Блаженнейшего Митрополита Владимира, продолжая его миротворческую миссию, говорил о причинах всех невзгод и несчастий нашего времени: «Мир сегодня вместо любви исполнен ненависти и злобы. Культивирование агрессии и ненависти стало частью технологий для достижения богатства и власти. Бесконечные распри сжигают духовные мосты, которыми соединяются семьи, общества, государства. Но тот, кто стремится достичь своей цели, сея раздор, жестоко ошибается. Он будет посрамлен историей, потому что на призывающих к вражде никогда не будет Божьего благословения. Ведь Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9). Сегодня мы видим, что без Божьей любви перед враждой этого мира бессильны самые мудрые человеческие слова. Жертвы десятков тысяч наших соотечественников, слезы вдов и сирот призывают всех, кто враждует, – сойти с дороги войны и стать на путь мира. Мир на украинскую землю снова придет только после прощения. Прощение – это не поражение. Прощение – это единственная настоящая победа, которой уничтожается грех и исцеляются его последствия. Бог на Кресте простил мир. И Его Божественная смерть открыла путь всепобеждающего Воскресения. Пусть не только один день в году, а вся наша жизнь станет Прощеным воскресеньем. Тем самым каждый из нас приложит усилия для того, чтобы мир и благословение Божие вернулись на Украинскую землю».

http://pravoslavie.ru/94668.html

Вопрос: Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Анава Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4). Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение , преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель. «Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство.

http://pravoslavie.ru/7042.html

Воскресение Воскресение, эта истина разумевается верою. Воскресения разум, верою не просвещенный, не может понять. Воскресение Христово есть торжество над всеми Его врагами. Подобно семени, умершие тела воскреснут. Солнце есть образ воскресения. Воскресение подобно весне. Всё оживет, как весной. Весна есть образ воскресения мертвых. Бог обещал воскресение – непременно будет. СЛОВО БОЖИЕ рассеивает сомнения о возможности воскресения. Жизнь нерадивая показывает неверие в воскресение. Чтобы воскреснуть в жизнь вечную, следует здесь воскреснуть от грехов. Надо здесь воскреснуть душой, чтобы БЛАЖЕНСТВОВАТЬ в ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ. Надо со Христом восстать, чтобы с Ним и вознестись. Чтобы пребывать с благочестивыми, надо жить благочестиво. В воскресение грешники окажутся нагими и безобразными. Воскресение благочестивых во славу, а нечестивых в осуждение. В час СМЕРТИ все имеют одинаковый внешний вид, но в воскресении праведники преобразятся (8, с.181–186). Надо воскреснуть душой, а мертвецы тамне нужны (3, с.77). Удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших. Воскрешение Лазаря Церковь прославляет как доказательство Божественной силы Христа Спасителя и как удостоверение в Воскресении Христа и в общем воскресении всех умерших (4, с.244). Воскрешением сына наинской вдовы Господь Иисус Христос уверяет нас прежде всего в истине всеобщего Воскресения и поучает нас готовиться к нему (21, с.30). В один определенный час придет то время, когда находящиеся в гробах «услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» ( Ин.5,25,28 ) и восстанут в том же теле, только измененном: не в немощном, а в сильном, не в бесчест­ном, а в славном, не в душевном, а в духовном ( 1Кор.15,43,44 ). «Подобает бо тленному сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертне, тогда будет слово написанное пожерта бысть смерть победою» ( 1Кор.15,53–54 ). Когда и как это совершится, какое это будет «духовное» тело, мы узнаем об этом после второго Христова пришествия. Это тайна Божия, и разум человека не может ее постигнуть (7, с.398).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГУСЕВ ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Автор статей о жизни и творениях сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, сщмч. Игнатия Богоносца, еп. Антиохийского , мч. Иустина Философа , Тертуллиана , свт. Феофила, еп. Антиохийского , сщмч. Киприана, еп. Карфагенского . На годичном акте 1886 года в КазДА произносил актовую речь " Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена « Против Цельса » " . Инициировал начало перевода этого сочинения, взяв на себя составление предисловия и комментария к тексту. Но сделать этого не успел. Его проект продолжил Писарев . Скончался 19 октября 1894 года в Казани. Похоронен на Арском кладбище . Сочинения «Ересь антитринитариев III в.» (Каз.,1872. магистерская диссертация) Чистилище у средневековых римско-католических богословов//ПС. 1872. 6. С. 226-264. Догматическая система св. Иринея Лионского в связи с гностическими учениями II в.//Там же. 1874. 7. С. 181-235; 9. С. 3-55. Антропологические воззрения блж. Августина в связи с учением пелагианства//Там же. 1876. 7. С. 271-334 Чтения по патрологии. Каз., 1895-1899. Вып. 1: Введение в патрологию и век мужей апостольских; Вып. 2: Период христ. письменности с пол. II и до нач. IV в. Св. Иустин, философ и мученик//ПС. 1898. 5. Прил. С. 1-64 Св. Феофил Антиохийский//Там же. 10. Прил. С. 1-26; Тертуллиан, пресвитер карфагенский: Очерк его лит. деятельности//Там же. 11-12. Прил. С. 1-66 Значительная часть его трудов появилась в печати уже после его смерти. Награды орден св. Станислава III и II ст. орден св. Анны III и II ст. орден св. Владимира IV ст. Литература Знаменский П.В. История КазДА за 1-й (дореформенный) период ее существования (1842-1870 гг.). Каз., 1891-1892. 3 вып. Терновский С. Историческая записка о состоянии КазДА после ее преобразования: 1870-1892. Каз., 1892. с. 379-382 Несмелов В.И. Дмитрий Васильевич Гусев (Некролог)//Православный собеседник, 1894. ч. 3, с. 279-280 " Церковные Ведомости " , 1894, 44, с. 1583-1584 " Московские Церковные Ведомости " , 1894, 45, с. 580 " Московские Ведомости " , 1894, 292, 325 " Новое Время " , 1894, 6703

http://drevo-info.ru/articles/13676363.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010