Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Свобода, свободный I. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ Дать определение С., можно исходя из ее противоположности. Раб, как и пленный, не может распоряжаться собой – ни своим временем, ни своими поступками, – им распоряжаются другие. Следовательно, быть свободным – значит не быть рабом, никому не подчиняться и ни от кого не зависеть. С. – это особое отличие, которое дается либо от рождения, либо приобретается заслугами (так было, напр., у римлян). В странах греко-рим. культуры С. являлась неотъемлемым правом каждого гражданина, отличавшим его от представителей низших социальных слоев и порабощ. народов, которые гражданами не считались. Некоторые философы, напр. стоики и киники (циники), придавали понятию С. особое значение. Их наивысшей целью было достижение абсолютной независимости, освобождение даже от страха смерти. Однако лишь немногие, как, напр., Диоген и Сократ, действительно достигли состояния полного душевного спокойствия и внутр. уравновешенности, т.е. обрели ту самую С., которую провозгласили своей философией. II. БИБЛЕЙСКОЕ ПОНЯТИЕ Согласно Библии, освобождение от греха делает человека свободным для служения Богу ( Рим. 6:7.18.20.22 ; Рим. 7:6 ). А. ВНЕШНЯЯ СВОБОДА 1) лишь немногие страницы истории Израиля рассказывают о днях независимости. Гораздо чаще народ находился под гнетом чужеземных правителей. В эти тяжелые времена евреи мечтали о С. ( Пс. 13:7 ), особенно это касается периода вавил. плена ( Пс. 125:1 ; Пс. 136:1 ). Народ ВЗ воспринимал С. как великий дар Божий, о котором можно и нужно просить Дарителя всех благ. Отношение израильтян к рабам и пришельцам свидетельствовало о том, сколь высоко они ценили С. Рабы-евреи не должны были оставаться рабами в течение всей жизни ( Иер. 34:9 ; ⇒ Раб ). Если Бог лишал человека или народ С., значит вершился суд Божий ( Втор. 28:58 ); 2) Иисус не осуждает стремления к С., Он отвергает лишь насильств. достижение ее. Иисус не отвергает и обостренное чувство С., заставлявшее смотреть на римлян как на поработителей. Он предостерегает от переоценки земной С. в ущерб истинной С., даруемой Им Самим ( Ин. 8:31 ; ср. 1Кор. 7:22 ). Хотя Благая Весть провозглашает принципы, необходимые для создания такого гос. устройства, при котором, на основании всеобщего подобия Богу, каждый может быть свободным, тем не менее НЗ отражает весьма реалистичный взгляд на отношения между рабами и свободными людьми (см. Флм). Поскольку, в ожидании скорого Второго пришествия, социальные вопросы представлялись малозначительными, то и вопрос о реальной форме гос. устройства, более всего соответствующей библ. представлению о человеке, является в НЗ второстепенным. Центральное место занимает вопрос об отношениях между Богом и человеком, т.е. о свободе от греха и спасении. Из этого, однако, не следует, что человек, живя на земле, не должен добиваться справедливости в обществ. отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " От начала Сущий 01.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Великий Пост , Пассия Пассия. Евангелие от Иоанна В Евангелии от Иоанна нет описаний Страданий Господа в Гефсимании. Хотя незадолго до них, Господь, взволнованный приходом язычников, желающих видеть Его, охвачен переживаниями предстоящей Ему Крестной смерти: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому… Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12, 23, 27). Таким образом Евангелие от Иоанна с особенной силой обозначает победоносный путь Спасителя, с державным достоинством хранящего власть над всеми событиями. Господь Сам предает Себя пришедшим взять Его и требует, чтобы никто не смел возложить рук на Его учеников. Мы видим это нелепое шествие среди ночи во главе с предателем Иудой, этот отряд стражи Храма с фонарями, с дрекольями и оружием. Что значат все их предосторожности? Господь Сам выходит навстречу им. Он не ждет, когда поцелуй лицемера укажет на Него и предаст Его на расправу первосвященникам. До этого времени никто не мог взять Его — ни восторженные толпы, желавшие провозгласить Его царем (Ин. 6, 15), ни посланные от первосвященников и фарисеев, пришедшие взять Его в праздник Кущ (Ин. 8, 20), ни иудеи, намеревающиеся побить Его камнями (Ин. 8, 59 и 10, 31) «ибо не пришел еще час Его». Теперь Его час пришел. Господь принимает его. «Грядый Господь на вольную Страсть», — исповедуем мы на Страстной Седмице. «Кого ищете?» — спрашивает их Господь. Ему отвечают: «Иисуса Назорея». Господь говорит им: «Это Я». Мы знаем, какой смысл придает Евангелие этим словам Спасителя. «Это Я», «Аз есмь» — чаще обозначает Божественную Личность и Божественное служение Господа. «Аз есмь, от начала Сущий» (Ин. 8, 25), «Аз есмь путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14, 6), «Аз есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11), «Аз есмь лоза истинная» (Ин. 15, 1). Иногда Господь употребляет эти слова в абсолютном значении: «Прежде даже Авраам не бысть, Аз есмь» (Ин. 8, 58). Теми же словами Бог открывает Себя Моисею: «Аз есмь Сущий» (Исх. 3, 14).

http://moral.ru/?p=1006

Глава 20 1–10. Мария Магдалина и два ученика, Петр и Иоанн, при гробе. – 11–18. Явление Христа Марии Магдалине. – 19–23. Явление Христа ученикам в вечер дня воскресения. – 24–29. Явление Христа апостолу Фоме в присутствии других учеников. – 30–31. Заключение к Евангелию. Ин.20:1 .  В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Евангелист Иоанн, как и синоптики, не изображает самого события воскресения, а говорит только о том, как узнали об этом событии ученики Христа: ему нужно было показать своим читателям, что воскресение Христа – факт, достаточно засвидетельствованный. Но, как и в других своих повествованиях, Иоанн не повторяет того, что уже сказано у синоптиков, а пополняет их сообщения новыми подробностями. «В первый день недели» – см. комментарии к Мф.28:1 и параллельные места. «Мария Магдалина», одна из преданнейших учениц Христа ( Ин.19:25 ), приходит ко гробу (конечно, с целью намастить тело Иисуса ароматами, Мк.16:1 ), когда еще было темно. Она пошла не одна, а с другими женами, как видно из слов ее ( «не знаем», – стих 2), но, по сообщению Иоанна, она опередила других жен и одна пришла ко гробу, где и увидела, что камень, закрывавший гробницу, был отвален. Ин.20:2 .  Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его. Мария, подумав, что камень отвален людьми, которые куда-то перенесли тело Христа, спешит известить об этом наиболее уважаемых ею учеников Христа – Петра и Иоанна (который и здесь, как в других местах, не называет себя по имени). «Не знаем». Она, очевидно, говорит так потому, что ей было неизвестно о том, что другие жены, пришедшие после нее к гробу, увидели здесь Ангелов, возвестивших им, что Христос воскрес (см. Мф.28:5–8 и параллельные места). Ин.20:3 .  Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу. Ин.20:4 .  Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Братья Господни , ο δελφο το Κυρου. Господь И. Христос не стыдился ( Евр.2:11 ) называть братьями Своими всех учеников ( Мф.28:10 ; Ин.20:17 ) и последователей Своих, Им искупленных, возрожденных и усыновленных Богу, а равно и ап. Павел ( Рим.8:29 ) на том же основании выражается о Нем, что Он – «первородный между многими братьями». Но в Евангелии и в других новозаветных писаниях, кроме этого духовно­благодатного братства, упоминается еще о братьях Господа по плоти. Евангелия и др. апостольские писания заключают в себе следующие сведения и об этих «братьях Господних». По свидетельству св. Иоанна ( Ин.2:12 ), Господь И. Христос, по совершении Им первого чуда в Кане, на короткое время отправился в Капернаум – со Своею Матерью, братьями и учениками. По Мф.13:54–57 и Мк.6:2–4 (ср. Лк.4:16–24 ), жители Назарета, внимая учению Господа в их синагоге, в изумлении говорили: «откуда у него такая премудрость и силы? Не плотников ли он сын? не его ли матерь называется Мария и братья его, Иаков, и Иосий, (по некоторым кодд. Иосиф), и Симон, и Иуда, и сестры его не все ли между нами?» Отвечая соблазняющимся о Нем, Спаситель говорил: «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников своих, и в доме своем» (сн. Лк.4:24 ; Ин.4:44 ). В последних словах намекается, что «братья Господа» до времени не веровали в Его мессианское достоинство. То же не прямо высказывается и в след. рассказе, передаваемом тремя первыми евангелистами: Мф.12:46–50 ; Мк.3:21,31–35 ; Лк.8:19–21 . Когда книжники из Иерусалима распространили молву, что И. Хр. вышел из себя и творит чудеса силою князя бесовского, то пришли мать и братья Его и хотели взять Его; но на известие о их желании видеть Его, Он ответил: «кто матерь и братья мои? Матерь и братия Мои суть слушающие и исполняющие слово Божие». Определенно высказывается мысль о первоначальном неверии «братьев Г.» в свидетельстве св. Иоанна, Ин.7:2–7 , что они настаивали, чтобы Господь «явил Себя миру», (ст. 4), ибо (ст. 5) «и братья Его не веровали в Него», и, в противоположность апостолам, принадлежали еще миру (ср. Ин.7:7 с Ин.15:19 ). Напротив, после воскресения и вознесения Господа, братья Его, по Деян.1:13–14 , постоянно пребывали в Сионской горнице и проводили время в единодушной молитве. По мере распространения веры и утверждения Церкви Христовой, братья Г. заняли в Церкви высокое положение, наравне с апостолами, хотя все же отличались от них: 1Кор.9:5 . Первенствующее значение между братьями и в церкви Иерусалимской занял св. Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ; Деян.12:17 ; Деян.15:4–29 ; Деян.21:18 и дал.), поставляемый ап. Павлом наравне с апп. Иоанном и Петром ( Гал.2:9 ). Этому Иакову, по всем основаниям, принадлежит первое послание в ряду «соборных» ( Иак.1:1 ); седьмое же соборное послание – ап. Иуды – принадлежит «брату Иакова» ( Иуд.1 ) – Иуде, так же брату Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Глава одиннадцатая Мы знаем, что Евангелист Иоанн Богослов в гл. 20:30–31 указывает, что он не считал возможным начертать сказание о всех совершенных Господом чудесах: «сия же писана Быша да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живот имате во имя Его». Иоанн Богослов из всех чудес, сотворенных Господом, избирает семь чудес, в числе которых воскрешение Лазаря есть последнее. Эти семь чудес суть: 1) Превращение воды в вино в Кане ( Ин. 2:1 ). 2) Исцеление сына царедворца в Капернауме ( Ин. 4:46 ). 3) Исцеление расслабленного в Иерусалиме, в купели Вифезда ( Ин. 5:1 ). 4) Чудесное умножение хлебов на берегу озера Галилейского ( Ин. 6:1 ). 5) Хождение Господа по водам ( Ин. 6:16 ). 6) Исцеление слепорожденного в Иерусалиме ( Ин. 9:1 ) и 7) Воскрешение Лазаря в Вифании близь Иерусалима. Из семи чудес три совершены в Галилее, три в Иерусалиме: хождение по водам есть проявление владычества Господа над всей землей как Бога. Два чуда первое и последнее были совершены как бы в кругу семейной жизни, хотя получили немедленно громкую известность. Четыре чуда совершены при многочисленном стечении народа и при очах врагов Господа. Седьмое чудо – хождение по водам – совершено лишь при очах учеников, хотя также стало немедленно известным. Самая последовательность чудес, как они рассказаны в Евангелии от Иоанна, наводит на размышление. Первое чудо превращения воды в вино являет Господа Иисуса властелином над природой. Нравственное действие сего чуда распространяется лишь на тесный кружок ближайших и первых учеников Господа: лишь позже чудо это получает известность. Но однако слава Господня растет с каждым днем: «слепые видят, глухие слышат, прокаженные очищаются», бесы трепещут и изгоняются, наконец мертвые воскресают. Народ Галилеи потрясен известием о восстановлении с одра смерти сына царедвора и слуги сотника. Вслед за сим дочь Иаира воздвигается из мертвых в стенах дома, а сын Наинской вдовы воскресает пред очами толпы, по слову Господа. В Иерусалиме народ волнуется исцелением расслабленного, лежавшего безнадежно 38 лет, но злоба Иудеев так сильна, что Господь оставляет Иерусалим и идет опять в Галилею.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Евангелие от Иоанна (John, Gospel of) Ключ к пониманию замысла книги нам дает сам автор, заявивший ближе к ее концу: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» ( Ин.20:30–31 ). Иоанна потрясала широта личности Христа не только как Бога, но и в плане Его дел на земле. В последнем стихе Евангелия автор делает гиперболическое замечание, что если бы написать о всем сотворенном Иисусом, «самому миру не вместить бы написанных книг» ( Ин.21:25 ). В своем рассказе Иоанн придерживается строго установленных рамок, особенно в том, что касается использования символики. Применяя силу образов и символов для выражения крупных пластов жизненного опыта и истины, Иоанн прибегает к ним так часто, что его книга становится поэтическим Евангелием. Но тогда как в Откровении (имеющем множество сходных черт с Евангелием) используются апокалиптические неземные образы, в своем Евангелии Иоанн придает символический смысл земным событиям, происходившим в обычном мире Палестины первого века. Евангелие от Иоанна – самое, пожалуй, осознанно задуманное как таковое литературное произведение среди четырех евангелий. В частности, можно отметить пристрастие Иоанна в какой-то мере приукрашивать повествовательные разделы (в отличие от отрывочного и беглого стиля синоптических евангелий), его тенденцию приводить развернутые речи Иисуса и его склонность к ярким образам и символам. Как и другие евангелисты, Иоанн в целом придерживается хронологического порядка жизни и служения Иисуса. Отличительной же чертой его рассказа служат указания Самого Иисуса на конечный смысл Его жизни, как это видно из многочисленных заявлений о наступлении «часа» Иисуса, то есть кульминационного момента Его смерти и воскресения ( Ин.2:4; 4:21; 5:28; 7:30; 8:20; 12:23; 13:1; 17:1 ). В основе сюжетной линии лежит постепенное нарастание конфликта Иисуса с Его противниками. Общий план развития рассказа состоит из пролога ( Ин.1 ), книги знамений ( Ин.2–12 ) и книги крестных мук ( Ин.13–21 ). Основная нить рассказа проходит через эти две «книги».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

К М. П. П. Под такими инициалами в издании 1860 г. (т. II, стр. 206−234) скрыто лицо, к которому писано нижепечатаемое, одно ли письмо или 37 отдельных записок, содержащих почти одни тексты Свящ. Писания. 286 Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения (2 Kop.1:3), да помилует и да укрепит раба Своего в спасительном крестоношении по святой воле Его. Предаю вас Богу и благодатному слову Его ( Деян. 20. 32 ), чтоб сам Он Создатель и Искупитель наш, врачевал раны сердца вашего. Вы читали в посланной мною вам книжке «Христ. Чт.» (1835 г.) описание чудесного исцеления в Нижнем Новгороде девицы О. Аз-й). 746 Все такие происшествия, суть повторение и подтверждение обетования данного церкви Иисусом Христом пред вознесением Его на небо: «и се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века, аминь» ( Мф.28:20 .). Ничего другого не буду предлагать и теперь в утешении, кроме глаголов жизни вечной, изреченных Господом нашим и преданных нам в святом Евангелии ( Ин.6:67 −69), и кроме тех радостных истин, которые Апостолам Его открыты Духом Святым, и которые они возвещают нам не такими словами, коим бы научились от человеческой мудрости, но каким научились от Духа Святого ( 1Кор.2:12 −13). Спаситель глаголет: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ). Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). Истинно говорю вам, всякий, творящий грех, есть раб греха ( Ин.8:34 ). Ежели пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными ( Ин.8:31 −32). Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете, ежели не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших ( Ин.8:36 −24). Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всяк верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не для того Бог послал в мир Сына Своего, чтобы Он судил мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия ( Ин.3:16 −18).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

1) Евангелисты с особенною подробностию повествуют об обстоятельствах рождения Иисуса Христа, а именно: а) о благовестии Ангела Деве Марии ( Лк. 1:31, 35 ); б) о вразумлении Иосифа ( Мф. 1:20, 21 ); в) о самом рождении ( Лк. 2:6, 7 ); г) о поклонении пастырей, которые обретоша Мариам же и Иосифа, и Младенца лежаща во яслях ( Лк. 2:16 ); д) о пришествии волхвов с востока, которые пришедши в храмину, видеша Отроча с Мариею Материю Его ( Мф. 2:11 ); е) об обрезании и принесении в храм, где Симеон принял Младенца на руку своею ( Лк. 2:21–38 ). Евангелисты Матфей и Лука, в доказательство того, что Иисус Христос по плоти происходил от семени Авраама ( Быт. 22:18 ), Исаака ( Быт. 26:28 ) и Иакова ( Быт. 28:14 ), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама ( Мф. 1:1–17 ; Лк. 3:23–38 ). А евангелист Иоанн, изобразив Божество Иисуса Христа, как Слова Божия, говорит: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин. 1:14 ), и в своем послании замечает: «всяк Дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть: и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов» ( 1Ин. 4:2, 3 ). Излагая земную жизнь Иисуса Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, «благодательствуя и исцеляя вся» ( Деян. 10:38 ), и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» («Правосл. догмат. богосл.» преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком ( Ин. 8:40 ), и особенно часто – Сыном человеческим ( Ин. 3:13, 14, 1:51, 5:27, 6:27, 62 ; Мф. 8:20, 11:19, 11:32, 40, 18:11, 20:28 , Мк. 6:31, 9:12 ; Лк. 22:48 ). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти ( Рим. 1:3, 9:5 ), мужем ( Деян. 17:31 ), другим Адамом ( 1Кор. 15:45–49 ), и вообще человеком: «един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ; Рим. 5:15 ; 1Кор. 15:21, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Чудеса Иисуса Христа были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, «ихже ин никтоже сотвори» ( Ин. 15:24 ). Здесь Он явит Себя – а) владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино ( Ин. 2:1–11 ), повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему ( Лк. 8:24 ; Мф. 8:23–27 ); шествовал по водам ( Мф. 14:26 ); немногими хлебами и рыбами напитал однажды пять, в другой раз четыре тысячи мужей, кроме жен и детей ( Мф. 14 ; Мф. 15 ); б) владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни ( Мф. 9:20–23, 14:35, 36 ; Лк. 4:40 ); давал зрение слепым ( Мф. 20:29–34 ; Мк. 10:46–52 ); слух глухим, язык немым ( Мф. 9:32–35, 12:22 ; Лк. 11:14 ), исцеление прокаженным ( Мф. 8:1–5 ); в) владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым духами нечистыми, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон ( Мф. 8:28–34 ; Лк. 8:26–40 ); г) владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына бедной вдовы Наинской ( Лк. 7:11–15 ), дщерь Иаира, начальника синагоги ( Мф. 9:18, 19 ; Лк. 8:49 ), и воскресил Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня ( Ин. 11 ). Ко всему этому надобно присовокупить еще необыкновенные знамения, которые совершены не Самим Спасителем, а ради Спасителя, в разных обстоятельствах Его земной жизни, как-то: а) вдруг после Его Крещения, когда, при выходе Его из воды, над Ним разверзлись небеса, явился Дух Святой в виде голубя сходящим на Него, и слышан был с высоты глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф. 3:16, 17 ; Мк. 1:10, 11 ; Лк. 3:21, 22 ); б) во время Его преображение на Фаворе пред тремя апостолами, когда «просветися лице Его яко солнце, ризы... Его быша белы яко свет», когда явились к Нему Моисей и Илия для собеседование, и опять последовал из облака глас: «Сей есть Сын Мой возюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» ( Мф. 17:1–5 ); в) однажды в Иерусалиме, в присутствии многочисленного народа, когда, по молитве Господа к Отцу небесному; да прославить Он имя Свое, «прииде же с небесе глас: и прославих, и паки прославлю» ( Ин. 12:28–31 ); г) наконец, во время крестных страданий Искупителя, когда «от шестого часа тма бысть по всей земли до часа девятого», и как только предал Он дух Свой в руки Отца Небесного, «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижнего: и земля потрясеся: и камение распадеся: и гроби отверзошася: и многа телеса усопших святых воссташа» ( Мф. 28:45, 51, 52 ). Словом: жизнь нашего Спасителя, которая сама есть чудо в нравственном отношении, исполнена и окружена чудесами со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Объяснение Деян. 4:19–20, 5:29 в связи с Мф. 22:15–21 , Рим. 13:1–10 , ср. 1Пет. 2:13–20 и 1Тим. 2:2–4 . (Приложение к критическим замечаниям на книгу проф. Мищенко: «Речи Ап. Петра в книге Деяний Апостольских», – к пункту 5. б) Предъявляя автору вопросы об отношении христиан к мирской власти, в виду Деян. 4:18–20, 5:29 , – рецензент сам должен, конечно, иметь на них ответ. Вкратце он таков. Мир – κσμος есть проявление славы – δξα Бога, – Его премудрости и благости, ума и любви. И так как Бог есть Верховное Благо, то в мире должно быть «вся добра зело» ( Быт. 1:31 ; 1Тим. 4:4 ). Но тот же самый «космос», притом также «весь λος», т.е. во всей своей целостности (не только видимый, но и невидимый – злые духи, все творение – Ин. 1:2 ), «во зле лежит» ( 1Ин. 5:19 , ср. 1Ин. 2:16 , – Ин. 1:29, 8:23, 16:8, 17:10 , – Рим. 8:19 и дал. Апок. 4:10–11, 10:6 и др.). Есть другой, противобожий и злой «князь мира – ρχν το κοσμου» ( Ин. 12:31, 14:30, 16:11 ; Еф. 2:2 и др.) и «миродержец» или «мировладыка тьмы (века сего) – κοσμοκρτωρ το σκτους – το ανος τοτου» ( Еф. 6:12 ). В мире есть добро, правда, любовь, свет, блаженство святость, жизнь, Христос – Сын Бога – Логос – Бог. В мире есть и зло, кривда, ненависть, тьма, страдания, грех, смерть, антихрист, дьявол и сатана. Как взаимоотрицания, эти противоположности не могут быть мыслимы соединенными и примиренными в высшем синтезе. Выше Бога, добра, жизни мыслимо только ничто, т.е. немыслимость 1 . Тут возможно только «поглощение в победу» одной противоположности над другою ( 1Кор. 15:54 ). Конец борьбы сам собою очевиден как аксиома для непосредственного, свободного от софистики и схоластики, нравственно-религиозного сознания: положительное начало всегда и необходимо господствует над отрицательным, – это закон жизни и бытия. Но господство это дается не магически или механически, внешне, – а духовно, исторически, путем внутреннего подвига возрождения и преображения, – чрез нравственно-религиозное преодоление добра над злом и жизни над смертью .

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010