Parisot 1894, xxii; Nau F. Aphraate le Sage//Dictionnaire d Histoire et de Geographie Ecclesiastique, 936; Baarda 1975, 5. 13 Aphraate le Sage Persan 1988, 36. 14 См.: Duval R. La litterature syriaque. 218–219; Parisot 1894, XIII; Theodoret de Cyr 1977, 24. 15 Theodor. Hist. rel. 8,1:1–15:16 (TLG 4089/4). См. Theodoret de Cyr 1977, 372–379. 16 Theodoret de Cyr 1977, 47. 17 Муравьев энциклопедия. Т. IV. М., 18 Aphraate le Sage Persan 1988, 38. 19 Baarda 1975, 1–2. 20 Aphraate le Sage Persan 1988, 65–66. 21 Parisot 1894, col.1049. 22 Parisot 1894, col.1,4. 23 Parisot 1894, col.2–3. 24 Wright 1869, 6–43 (сирийская пагинация). 25 Начало Письма не сохранилось в оригинале, но есть в армянском переводе. Мы воспользовались его латинским переводом. 26 Мф. 10:8. 27 Мф. 25:29. 28 Мф. 7:24–27; Лк 6:44–49. 29 Рим. 8:30. 30 Иер. 7:4–5. 31 6:16; Лев. 26:12. 32 3:16; 6:19; 6:16. 33 Ин. 14:20. 34 3:10. 35 3:11. 36 3:16. 37 Ин 10:30. 38 Пс 117:22. 39 Ин 19:15. 40 Лк 19:12–14. 41 Иез 13:10–11. 42 Иез 22:30. 43 Ис 28:16. 44 Мф 21:44. 45 Дан 2:34. 46 Пс 84:12. 47 Пс 84:12. 48 Дан 2:34–35. 49 Пс 18:5; Рим 10:18. 50 Мф 28:19 51 Зах 4:7 52 Ин 1:1. 53 Ин 15:12. 54 Ин 15:15. 55 Еф 2:4–5. 56 Еф 5:2. 57 Зах 3:9. 58 Ис 11:2–3. 59 Зах 4:10. 60 Ис 49:6. 61 Пс 118:105. 62 Ин 1:1. 63 Ин 1:5. 64 Ин 1:11. 65 Мф 10:27. 66 Мф 5:14. 67 Мф 5:16. 68 Ин 12:35. 69 Ин 12:36. 70 Ин 8:12. 71 Мф 5:15; Мк 4:21; Лк 8:16. 72 Пс 118:105. 73 Ос 10:12. 74 Лк 15:8. 75 Исх 20:2; Втор 5:6. 76 Ос 10:12. 77 Ис 55:6–7. 78 Ин 1:5. 79 Мф 27:45; Мк 15:33; Лк 23:44. 80 Зах 14:6–7; Ам 8:9. 81 3:10–12. 82 3:13. 83 Дан 3:21–22. 84 Дан 3:48. 85 Быт 19:24–28. 86 Чис 3:4; Лев 10:1–2. 87 Чис 16:35. 88 1:9–16. 89 2:11. 90 Дан 3:22. 91 Ис 66:16. 92 Ис 66:24. 93 3:11. 94 13:13. 95 Быт 4:4. 96 Быт 5:24. 97 Быт 6:9. 98 Быт 15:6; Рим 4:9. 99 Мал 1:2–3; Рим 9:13. 100 Пс 80:6. 101 Исх 13:16. 102 |
notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 5:16. 18 Ос 13:14; 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 слав.). 35 Лк 21:19 слав.). 36 Ср. 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50 Пс 120:1. 51 Евр 13:7. 52 Исх 23:22. 53 Пс 26:1 слав.). 54 Мф 16:18. 55 Ср. Лк 10:41. 56 Ср. Мф 6:33. 57 ср. 9:6. 58 Ср. Мф 10:8. 59 Ср. Мф 25:21. 60 Быт 12:1. 61 Быт 15:6. 62 Быт 12:3. 63 См. Быт 18:1–8. 64 См. Быт 18:22–33. 65 См. Быт 22:1–16. 66 Мф 11:29. 67 13:2. 68 Ср. Деян 17:22–23. 69 Ср. Гал 6:7. 70 Иак 2:14–21. 71 Ср. Быт 22:15–18. 72 Ср. Быт 15:5. |
Свобода - то есть речь идет о свободе, сопряженной со властью и правом. Это изречение цитировалось Пелагием, о чем пишет блаженный Августин (О природе и благодати. XIV. 77., может означать и собственно «свободу именно так понял это слово Руфин, переведший его как libertas arbitrii. 19 20 Одно из древнейших свидетельств о мытарствах. Чедвик отмечает, что подобным образом неоднократно толкуется Оригеном известное место из Нагорной проповеди (Мф 5: Ср. также: Клим. Алекс. Стром. VII.83.1; IV.116.2. 21 12:34; Мф 6: Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3.) 22 23 381. 24 По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74–75; 77.4; VI.114.5–6; VII.88. Возможность уподобления Богу, или центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 25 Цитируется Пелагием. См.: Августин. О природе и благодати. XIV. Ср. тж.: Клим. Алекс. Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 26 27 28 Клим. Алекс. Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 29 Письма. 79.15. 30 418; Платон. Теэтет. 1 73e. 31 221–222, 225. 32 Слово можно перевести и как именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1: С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 375. 33 Руфин, по–видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 34 |
13 Что такое жизнь мира сего? Медленно прогрессирующее сумасшествие тех, кто «от мира, потому… они… и говорят по-мирски, и мир слушает их» (1 Ин 4: 5). 14 У греха есть путь назад, а у Добра пути назад нет и быть не может. 15 Даже умирая, монах должен сохранить свою душу не побежденной врагом. 16 Настоящее – это вечность, в которой нет ни прошлого, ни будущего. 17 Не опоздай стать монахом, чтобы стоять «в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5: 1). 18 Ищи то, что никогда тебя не оставит, а то, что тебя оставляет, – не то. 19 Семь раз подумай, один раз скажи, а лучше промолчи – золотое правило монаха. 20 Божественная воля любит порядок, человеческая воля – безпорядок, сатанинская – предпочитает хаос. 21 Желание души измениться и быть с Богом – это и есть истинное покаяние. 22 Спеши сказать о своих недостатках прежде, чем о них не сказали тебе другие. 23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. |
И иже бо о онех хотяй творити Слово, онем подобен во всем хотяй быти и да к величеству похваляемых течением слово достигнем, обаче ж ни тако возможет в телесы, аще бо Павел великий Апостол таковый и великий до третиаго небесе восхытивыися, о них же тамо виде и слыша нам сказуа глаголаше, ихже не леть есть человеку глаголати 19 . Како ин кто от Павловы добродетели остая, возможет по достоянию онех неизреченную славу похвалным представити (Л. 244)//словом, ибо онем сподобишася чистем, понеже бо Бог в лепоту любящим Его уготова, их же око не виде, ни ухо слыша, ни на сердце человеку взыдоша 20 внидоша в радость Господа Своего 21 , ибо умножиша талант и слышаша сладкий глас: Блазии раби, добрии вернии надо многыми вас поставлю 22 , нектому вас нареку рабы, но братию 23 ; братиа бо Мне – творящеи волю Отца Моего: с зверми жительствоваста временно – с ангелы будете бесконечну имуще жизнь; в пустыных и в пещерах и горах жительствовасте – наследуйте небо; нищету изволисте ради обнищавшаго Мене – обогатитеся нетлением, плакасте тогда – радуйтеся ныне и радости вашея никто же от вас возмет 24 ; кротцыи, смирени сердцем бысте – приимете (Л. 244 об.)//жребиа вашего землю кроткых; алкасте и жадасте – насытитеся Мене, Аз бо есмь Хлеб истинный сшедый с небесе 25 и упистеся от обилия дому Моего, потоком бо пища напою вас, у Мене источник животу; текосте тесным и прискорбным путем и внидосте тесными враты и приведоша вас в жизнь: Аз есмь воскресение и жизнь 26 и путь и дверь и пастырь добрый, положивый душу свою за овеца 27 . И жених грядый в полунощи, егда вси спят 28 , егда ради безгодиа временнаго отлагаем есть жениха приход, егда дремание последнее, и понеже вы сиа очима своима ни веждема даете, но светилники украсисте и воплю бывшу первии к сретению явистеся 29 и не токмо ж вы, но и многы ины утрависте 30 (Л. 245)//и научисте – со Мною внидите на бракы и в брачную облецетеся одежду да процветете нетлениа заря измождалныа плоти ваша злостраданием паче солнца да просияют праведницы, бо восиают аки солнце 31 , таковым убо честем сподобльшихся, кто не похвалит по достоянию? Мы же братие, елико по силе немощи нашея ради, по достоиньству их похвалим, поне же тех блаженных преблаженная наста память и не зазрите ми грубости, рех бо тогда: имам глаголати мужи великиа же и чюдны и в лепоту |
Поэтому, как представляется, аргументы В. Л. Янина остаются в силе, и датировать грамоту Изяслава следует 1134 г. или, принимая во внимание более ранний визит Изяслава в Новгород, чуть более широко – 1133-1134 гг. Таким образом, прямое свидетельство об изменении в сфере княжеско-вечевых отношений относится уже к начальному периоду святительства Нифонта. Важнейший и наиболее известный (можно сказать, хрестоматийный) эпизод в становлении республиканского строя в Новгороде, событие, которому Б. Д. Греков и его последователи в советской историографии склонны были придавать революционное значение, приходится на 1136 г., когда «новгородьцы призваша пльсковиче и ладожаны и сдумаша, яко изгонити князя своего Всеволода (т. е. князь в том числе псковичей и ладожан.– М. П.), и всадиша и в епископль двор, с женою и с детьми и с тещею, месяця маия в 28; и стражье стрежаху день и нощь с оружиемь, 30 мужь на день. И седе 2 месяця, и пустиша из города июля в 15, а Володимира, сына его, прияша. А се вины его творяху: 1, не блюдеть смерд; 2, «чему хотел еси сести Переяславле»; 3, «ехал еси с пълку переди всех (имеется в виду, очевидно, поведение князя в битве при Ждане-горе.– М. П.), а на то много; на початыи велев ны, рече, к Всеволод(к)у приступити (Всеволоду Ольговичу, черниговскому князю.– М. П.), а пакы отступити велить; не пустиша его, донележе ин князь приде» (князь Святослав Ольгович приехал на новгородское княжение из Чернигова 19 июля) . Для нашего исследования важны не те обстоятельства, на которые обычно обращали внимания исследователи, а тот отмеченный летописцем факт, что новгородцы в 1136 г. распоряжались епископским двором, помещая туда Всеволода под охрану, составленную из вооруженных горожан. Кажется, первым и одним из немногих историков прокомментировал это обстоятельство Б. Д. Греков в известной статье 1929 г.: «Здесь интересны все подробности. Почему именно «в епископль двор» посадили князя? Как к этому отнесся сам епископ? Против ли его воли Софийский Дом превратили в тюрьму для князя, или сам владыка сочувствовал аресту |
Так вот, сила христианского свидетельства в том, что мы говорим о Господе, Которого знаем, о благодати, которую испытали, о благословении, которое пережили, о вере, которая есть в нашем сердце. Если нет у нас Духа, если нет у нас этой силы, то мы дурные свидетели. Апостолы говорили: «Он воскрешен Богом, и мы тому свидетели». Потому что они это знали, воочию увидели, пережили. Причащаясь Святых Тайн, в молитве обращаясь к Господу, разве мы не прикасаемся к Нему? Всякая подлинная вера есть прикосновение к Господу, а раз это прикосновение было живым, к Богу Воскресшему Христу, спасшему нас, то, значит, мы можем честно и смело свидетельствовать перед миром о нашем уповании, о нашей надежде и нашей радости. Наша Господь, возлюбивший мир, спасающий каждого человека и ищущий каждую душу, если она заблудилась. И мы не просто это говорим с чужих слов, а мы должны быть свидетелями Его Духа, свидетелями Его силы. Будем сегодня молиться о самом главном, о том, чтобы Дух Господень, который обещан нам, обещан каждому, пришел к нам и коснулся нашего сердца. Чтобы мы не говорили зря, а говорили от опыта сердца, что мы знаем нашего Господа, испытали прикосновение Духа Христова, Духа Божия, и поэтому мы имеем право сказать: «Да, мы знаем Того, Кого возлюбили, Кто нас возлюбил, спас и даровал нам жизнь вечную». К Нему мы все взываем: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, прииди и вселися в ны». Аминь. 29 мая 1988 г. notes Примечания 1 Ср. 3:8. 2 Откр 10:6. 3 Ср. Мф 25:21. 4 Ср. Ин 3:16. 5 Ср. 5:14. 6 Ср. Мф 25:40. 7 Если дата проповеди не указана, значит она неизвестна. 8 Ср. Притч 23:26. 9 Ин 15:16. 10 Ср. Ам4:12. 11 Ср. Мф 11:28. 12 Ср. Ис 11:6. 13 Ср. Лк 2:11. 14 Мф 3:2. 15 Ср. Мф 13:55. 16 Ср. Мк 1:35; Мк 6:46; Лк 5:16. 17 Мф 18:20. 18 Ср. Ин 8:46. 19 Ср. Мф 3:15. 20 Ср. Лк 2:29. 21 4:7–8. 22 Лк 1:38. 23 Мф 17:4. 24 Мф 17:4. 25 Ср. Ин 15:5. 26 4:7–8. 27 Ср. Мф 16:16. 28 Ср. Фил. 1:23. 29 Ср. Мф 25:21. 30 Ср. Ин 3:15–16. 31 Ср. Лк. 18:11. 32 Лк. 18:10. 33 |
В четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна Христос говорит Своим ученикам: Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить (Ин 14:19). На вопрос одного из учеников: что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру? Иисус ответил: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14:22–23). Богоявление — Богочеловеческая встреча. В этой встрече мы уже призваны, уже избраны, она происходит тогда, когда — не мы, а Господь: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал (Ин 15:16), когда — Он избрал и Он возлюбил. Когда на призыв Духа и Невесты: прииди! слышавший да скажет: прииди! (Откр 22:17), когда жаждущие и желающие воды жизни все вместе, как Церковь, взывают: Ей, гряди, Господи Иисусе! В воспоминании митрополита Антония Сурожского о том, как он встретил духовника, есть такие слова: вот он поднимался из церкви, и я видел сияние вечной 46 . Истинное Богоявления — Церковь Божия — во Христе, в ней Христос посреде нас, и есть и будет! 1 Из по Святой Земле в государстве Израиль Всемирного фонда паломничества с 25 ноября по 1 декабря 1996 года. 2 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Институт перевода Библии, Стокгольм, 1987 (репринт изд. преемников А. П. Лопухина. Петербург, 1911–1913). Кн. 3. Т. 9. С. 19. 6 Полный богословский энциклопедический словарь (репринт: Изд. П. П. Сойкина, СПб.). Т. 1. М., 1992. С. 516. 13 Творения иже во святых отца нашего Василия Великого Архиепископа Кесарии Каппадокийской. М., 1993 (репринт изд.: М., 1846). Ч. 3. С. 277. 19 Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VШ веков. Герменевтика, 2001. Т. 2. С. 4. 26 Гладков Б. И. Толкование Евангелия. М., 1991. С. 146 (воспроизведение с издания: С-Петербург, 1907). 29 Блаженный Феофилакт архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. М., 2001. С. 252. 30 См., например: Творения святителя Кирилла Архиепископа Александрийского. Кн. 3. М., 2002. С. 394; Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом. Париж-М., 2004. С. 127. |
1838 года, Июня 30 дня. Всяка добродетель, без смиренья бываема, несть добродетель, пишет Авва Дорофей . Якоже бо не возможно кораблю без гвоздей устроену быти, тако не возможно без смиренный мудрости спастися, – слово Синклитикии. Селенье бо и покой Духа Святаго смиренномудрие есть, и любовь, и кротость, пишет Преподобный Макарий. Таковы и прочие заповеди Господни. Прости, брате, прости. Благолюбезный брат отец Д…, Спаситеся о Господе. Два дружеския писания твои получил я со удовольствием, и благодарю тя, любимый брате, за память о мне грешном. Отец Александр еще жив и борется с болезнями, молится о нас и за себя Богу, и посылает тебе нижайший поклон. А преставились от нас во ин век Отец Паисий и Отец Иессей, поминай, брате, их в молитвах. – По прошение твоему, брате, посылаю исповедную книжицу, надеюсь, приятна ти будет; и тако остаюсь в надежде любви и усердия вашего всеусердный доброжелатель. Желаю тебе здравия и благополучия, наипаче вечнаго спасения убогий Саровичь, Иеромонах Иларион, приснослабый и худо живущий, так как видел ты и знаеши. года, Августа 19 дня. Саров. Благолюбезный брат отец Д…., Спасися и возмогай о Господе. Я надеюсь, вы получили мое письмо, в коем извещал я о старце Александре, а ныне извещаю вас и еще, что, по долговременном его от болезни страдании, Августа 5-го, в нощи, он скончался и прешел во ин век, в торжествующую от воюющей церковь , идеже живот наш сокровен есть со Христом в Бозе. За ним же и туда же последовал и отец Иларий, окончив страдания водяной болезни, 16-го Августа же. Тот и другой маслом особорованы, и часто причащали их и соборне отпевали их. Вечная буди им память и со святыми упокоение, а нам, брате, даруй Боже еще подольше пожити и преподобием Господу послужити. За прислание Святых образов и паки благодарю тя, милый брате; и впредь остаюсь в надежде любви и усердия вашего убогий и последний в Сарове чернец Иларион в усерднонижайшее творю ти поклонение. Велия высота–смирение. 1840 года, Сентября 17 дня. Саров. Наставления новоначальным Иеромонаха Илариона |
Сортировать по Исключить новости Опубликовано в альманахе и 29, 30 2001 Храм Соломона Единственное место на земном шаре, которое от глубокой древности освящено поклонением Единому Богу и на которое издревле с благоговением взирали верующие трех религий — иудаисты, христиане и мусульмане, находится в восточной части Иерусалима. В конце Х I — начале Х вв. до Р. Х. Иерусалим стал столицей древнееврейского государства Израиль, а ок. 935 г. до Р. Х. — иудейского царства. К этому времени относится подъем в городе, когда были возведены новые крепостные стены, дворцовые и культовые здания. Наиболее выдающимся из них был храм, построенный в эпоху царей Давида и Соломона (кон. Х I в. — ок. 928 г. до Большинство исследователей, следуя сообщению Библии, что Соломон построил храм на горе Мориа, на том месте, его отец Давид купил у Орны Иевусеянина (2 Цар 24:18,25; 1 Пар 21 : 18–30). Но Давиду не суждено было совершить храма; он воздвиг на гумне Орны только алтарь Единому Богу и умер, завещав продолжение строительства сыну Соломону. Соломон начал строить храм почти за 1000 лет до Р. Х. И Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, была указана Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид , — говорится об этом в Библии (2 Пар 3 : 1). Работы по строительству храма длились 7 лет (3 Цар 6; 7; 2 3 –4 ). Храм стал единственным местом поклонения Богу Иегове; Я освятил этот дом, построенный тобою , — говорил Господь Соломону, — чтобы имя Мое пребывало там вечно; очи Мои и сердце Мое будут там во все дни (см. 3 Цар 9 : 3). В этот храм был перенесен Ковчег Завета; место, где Святое Святых, было запретным для посещения, и лишь раз в год сюда имел доступ первосвященник. Дальнейшая история ветхозаветного храма Впоследствии Иерусалим завоевывался, разрушался и вновь восстанавливался вавилонским царем Навуходоносором II , персидским царем Киром, египетским Птолемеем, римлянами. Судьбу города разделял и храм Соломона: в 588 г. до Р. Х. он был разрушен Навуходоносором. Второй храм, строительство которого было начато по возвращении евреев из плена в 524 году до Р. Х., строился в течение 19 лет и впоследствии неоднократно страдал от разрушений. В прежнем великолепии он был восстановлен при палестинском царе Ироде Великом (40 – 4 гг. до Р. Х.). Работы продолжались 46 лет (см. Ин 2:20). |
|