Ин. 14, 9



  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Единство Империи и разделения христиан, Глава 3 ...Искать в Источникеazbyka.ru
... наличия восьми гласов, или ладов, для исполнения песнопений, свойственных определенному литургическому времени или периоду. Преемственность еврейских и христианских традиций в музыке не имела аналогов в области изобразительной или образной. Помимо исключений позднего периода (а именно сирийской синагоги III в. в Дура-Европос, являющей очевидное сходство с раннехристианским искусством) евреи придерживались ветхозаветного запрета «тесаных образов». Христианство же, наоборот, основывалось научении о Боге, ставшем видимым и тем самым изобразимым в Своем воплощении: «Видевый Мя, виде Отца» ( Ин. 14, 9 ) . Некоторые «иконоборческие» течения, по-видимому, существовали в Церкви с самого начала (и впоследствии вылились в иконоборческое движение VIIIв.) , но со времени Константина и под широким императорским покровительством изображения Христа, Девы Марии, мучеников и святых, так же как библейских событий Ветхого и Нового Завета, используемые часто символически, появляются практически повсюду. К середине этого века устанавливаются образцы христианского изобразительного искусства, тесно связанные с богослужением, а также и с личным благочестием. Среди христиан не существовало ... далее ...
Толкование на Евангелие от Иоанна, Книга 3 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Рим. 1: 20; ср. Прем. 13: 5 ) . Также и Спаситель руководствует к познанию о Себе в словах: «Если не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; если же творю, то, когда Мне не верите, делам Моим верьте» ( Ин. 10: 37–38 ) . А однажды обвинял, и конечно справедливо, ученика Своего – Филипп то был, – неосновательно вообразившего, что иначе (как чрез видение) невозможно прийти к созерцанию Бога и Отца, хотя у него во власти было – рассматривать подлинный Образ, точно показующий в Себе Родителя. Посему-то и сказал: «Столько времени с вами Я, и не познал ты Меня, Филипп! Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14: 9 ) . Ин. 5: 39–40. Испытайте Писания, яко в них мните вы живот вечный имети: и та суть свидетельствующая о Мне: и не хощете приити ко Мне, да живот имате 436 Обычный, общепринятый и общеизвестный смысл этого изречения заставляет думать, что в виде повеления сказано Спасителем нашим к фарисеям, чтобы они, исследуя Божественные Писания, собирали свидетельства о Нем к жизни. Но так как, поставив в средине союз, разумею «и», присоединяет слова «не хотите прийти ко Мне», то, очевидно, уже должен указывать на что-либо другое, хотя и родственное сказанному, но и имеющее какое-либо малое ... далее ...
Толкование особых изречений в церковной Псалтири, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... силу нападения, а последний то, что все согласно соединились в одну мысль подвергнуть смерти Иисуса. Некоторые из св. писателей, как-то: Тертуллиан, под именем единорога разумеют крест (Феодор. на сие место) . Пс. 30: 21. Скрыеши их в тайне лица твоего от мятежа человеческа. Выражение, скрывши в тайне лица кажется довольно темным. Но темнота сего изречения сама собою исчезает, когда объясним себе, что такое лицо Божие? Существо Божие бесконечно и непостижимо; но Бог открыл нам Себя в Единородном Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе. Видевый Мене, виде Отца, говорит Спаситель ( Ин. 14: 9 ) . Он есть лицо Божие; Он – образ Ипостаси Его ( Евр. 1: 3 ) ; чрез Него говорит нам бесконечный Бог. Его св. Давид называет лицом Божиим: лица Твоего Господи взыщу ( Пс. 26: 9 ) . Сие лицо есть самая высокая тайна, ибо как непостижима тайна в Троице, так велика и тайна воплощения Сына Божия. В сей-то тайне лица Христова, или в тайне воплощения, скрываются благочестивые от мятежа человеческого. Сильно мятется ум от недоумений и различных сомнений, беспрестанный мятеж ощущается в сердце от суетных исканий и пристрастий; не менее или даже более, мятежи происходят в совести, ... далее ...
Опровержение на защитительную речь злочестивого ...Искать в Источникеazbyka.ru
... сам с собою, придумывая новый способ смягчить хулу, не сказав что либо похожее на раскаяние, но усиливаясь последующим прикрыть предыдущее. Ибо, что осмелился выговорить? Евн. И будет далек от всякого сравнения и общения с рожденным. Вас. Но если Сыну нет сравнения с Отцом, ни общения с Родившим; то солгали Апостолы, солгали Евангелия и Сама Истина, Господь наш Иисус Христос. Хотя опять прихожу в ужас от этой хулы: однако же всякому легко приметить ее. Ибо, если не имеет никакого сравнения с Отцом, то как же сказал Филиппу: «столько времени Я с вами, и ты не познал Меня, Филипп» ( Ин. 14: 9. ) ? и: «Кто Меня увидел, увидел Отца»? Ибо Того, Кто не допускает никакого сравнения и не имеет с Ним никакого общения, как мог показать – в Себе Сын? Не чрез иное и чуждое постигается неведомое; но, обыкновенно, по сродному познается сродное. Так в отпечатке усматривается образ напечатлевшего; чрез изображение приобретается познание о первообразе, и именно, когда сличаем тождество в том и другом. Так, этою одною хулою отринуты все изречения, какие преданы Духом Святым в прославление Единородного. Ибо Евангелие учит, что «Его запечатлел Отец Бог» ( Ин. 6: 27. ) ; и Апостол ... далее ...
Тайна Пресвятой Троицы, Часть 2 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... 9 ) . Христос является совершенным и личным образом, Откровением тайны Божьей во всей полноте Его жизни, любви, святости, Его триединства: во Христе мы познаем Отца, Он Сам есть воплощенный Сын, и Он предвозвещает Святого Духа. Будучи воплощенным, Слово Божие вводит полноту Божества во время и пространство, в измерение тварного бытия, отпавшего от Богообще- ния по причине греха. Он обретает родословную, народ, Мать и через Нее живое тело, подлинный человеческий лик. В евангельском Откровении троичность и христология неотделимы, ибо Христос – образ Отца: «Видевший Сына видел и Отца» ( Ин. 14: 9 ) . Отец и Сын открывают друг друга взаимно в дуновении, свете и огне Святого Духа. Важно подчеркнуть некую взаимность евангельского Откровения Отца и Сына. Оно было дано раньше, чем выражено и выработано учение о Духе Святом. Конечно, в Евангелиях очень рано говорится о Духе. В частности, евангелист Лука уделяет особое внимание пневматологической стороне тайны Самого Христа, но все же главный акцент делается на особом взаимном служении, соединяющем Христа с Отцом: Христос открывает Отца, молится Ему, учит людей Ему молиться, подчеркивает, что всякое свидетельство о Своем ... далее ...
Чем отличается православная вера от западных ...Искать в Источникеazbyka.ru
... бы, что Я сказал: иду к Отцу, ибо Отец Мой более Меня» ( Ин. 14: 27–28 ) . Утешая учеников Своих в предстоящем распятии и смерти по человеческой Своей природе, мог ли Господь в этих словах Своих говорить о Своем Божестве, Которое не умирает? Ведь и без того Он только что исповедал Им Свое Божество и единосущие со Отцем: «Кто любит Меня, тот соблюдает слова Мои, и Отец Мой возлюбит его и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин. 14: 23 ) , и немного раньше: «видевший Меня, видел Отца, как же ты говоришь: покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? » ( Ин. 14: 9–10 ) Здесь указание на совершенную равночестность Отца и Сына. Те же слова об обители Отца и Сына в сердце верующего, а также и многие последующие глаголы Господа о том, что верующие будут приближаться и даже вступать в это единение Отца и Сына, разъяснять нам и последнее недоумение магометан по поводу слов: «Восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему», – записанных в том же Евангелии от Иоанна ( Ин. 20, 17 ) . Здесь вовсе нет указания на неравенство Отца и Сына, но напоминание прощальных слов Господних об участии всех верующих в славе Отца и Сына, ... далее ...
Один ли Бог в разных религиях?Искать в Источникеazbyka.ru
... отождествлять с Богом Отцом. В этом параграфе нам остаётся лишь вспомнить, что «Слово Божие последовательно утверждает, что без принятия Иисуса Христа как Сына Божия невозможно подлинное богопознание: « Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца » ( 1 Ин. 2: 23 ) , « кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца » ( Ин. 5: 23 ) , « никто не знает Отца, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть » ( Мф. 11: 27 ) . Сам Господь говорит: « Я есмь путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня » ( Ин. 14: 6 ) , « видевший Меня видел Отца Я в Отце и Отец во Мне » ( Ин. 14: 9, 11 ) . По свидетельству преподобного Иустина (Поповича) , «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней " »13. В чём неполнота нехристианских религий? «Христианство – это единственная в мире религия, основанная Самим Богом. Проблема других религий заключается в том, что тайна Боговоплощения Иисуса Христа ими не осознана. Для мусульман Иисус Христос – пророк, для последователей New Age – человек, ставший Христом, для буддистов – бодхисаттва, но истинного ... далее ...
Евхаристия. Таинство Царства, Глава 9 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятся на всяком месте владычествия Твоего. Этим сыновним знанием Отца, доступом к Нему в Сыне, живет Церковь, их возвещает как спасение и жизнь вечную, И потому таинство Евхаристии, в котором исполняет себя Церковь как новое творение, как Тело Христово и как причастие царству будущего века, есть, на последней глубине своей, таинство знания Отца, доступа, восхождения к Нему в Сыне Его единородном. Апостол просил: «Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам» ( Ин. 14: 8 ) . И вот, в Сыне Божьем Отец показан и явлен нам: «Видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14: 9 ) . И не только видел, но имеет доступ к Нему, знает Его как Отца. § VII Ты от небытия в бытие нас привел еси... Будучи знанием Отца, благодарение есть каждый раз и узнавание мира. Узнавание его, как нам Богом данного, и узнавание самих себя, как призванных Богом «из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2: 9 ) и получивших «великие и драгоценные обетования, дабы мы через них сделались причастниками Божьего естества» ( 2Пет. 1: 4 ) . Только предстоя во Христе, Сыне Божьем, Отцу, познаем мы и себя и мир знанием, ставшим невозможным во тьме «мира сего», но восстановленным, ... далее ...
Учение Оригена о Святой Троице, Часть 2 - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... ἀπὸ τοῦ Πατρ ό ς, ὅ σ ῳ ὑπερέχει αὐτὸς καὶ τὸ ἅ γιον Πνεῦμα τῶν λοιπῶν, οὐ τῶν τυχόντων ˙ ὅ ση γὰρ δοξολογία τοῦ ὑπερέχοντος θρόνων ( Ephes. 1: 21 ) ... ψυχῶν δικαίων... (пробел в тексте) καὶ λέγειν. Ἀλλ ’ ὅ μως τῶν τοσούτων καὶ τηλικούτων ὑπερέχων οὐσί ᾳ, καὶ πρεσβεί ᾳ, καὶ δυνάμει, καὶ θειότητι (ἔμψυχος γάρ ἐστι Λόγος) , καὶ σοφί ᾳ (lego Σοφία) , οὐ συγκρίνεται κατ ’ οὐδὲν τῷ Πατρί. Εἰκών γάρ ἐστι τῆς ἀγαθότητος αὐτοῦ, καὶ ἀπαύγασμα οὐ τοῦ Θεοῦ, ἀλλὰ τῆς δόξης αὐτοῦ, καὶ τοῦ ἀϊδίου φωτὸς αὐτοῦ, καὶ ἀτμὶς οὐ τοῦ Πατρ ό ς, ἀλλὰ τῆς δυνάμεως αὐτοῦ κ. τ. λ. ( Sap. Sol. 7: 25–26 ) . 709 Ин. 14: 9; 12: 45. 710 Опыт такого затемняющего смысл толкования даёт Маран (col. 745) . Non ignorabat Origenes haereticos, dum haec eflfutiunt, non Patri soli, sed et Filio et Spiritui s. consubstantiales se esse voluisse [Непонятно, зачем еретикам нужно было так осложнять своё желание, когда Отец для них был несомненно выше Сына и Св. Духа; ещё менее понятно, как возможно прочитать такое желание в коротких словах Гераклеона]. Quare in incusanda eorum impietate non Patris solum, sed et Filii et Spuritus s. gloriam defendit [Но, в таком случае, какая же цель речи о том, что Сын ни в чем не ... далее ...
Учение о Святой Троице — Посадский С.В., к.ф.н.Искать в Источникеazbyka.ru
... не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно так же дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. … Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных. Видевый Мене, виде Отца, – возвестил Сын, – Аз во Отце, и Отец во Мне есть ( Ин. 14: 9-10 ) . То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли, ознакомившийся с мыслью, ознакомился с умом, произведшим эту мысль» [33]. Указывая на человеческое слово как образ Божественного, святые отцы неизменно отмечали, что образом Божьим является именно внутреннее, душевное, а не внешнее, произнесенное слово. Именно внутренний мысленный логос, логос эндиатетос, не требующий в своем осуществлении телесного речевого аппарата, свидетельствует об образе Божьем в человеке. Отсюда и Само Слово Божие должно понимать как Божественную ... далее ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 14, 9
Справочник - ПОИСКОВ.РФ