notes Примечания 1 См. Мф 13:47–48. 2 Пс 18:2. 3 5:19. 4 Ин 16:33. 5 Мф 11:28. 6 Ср. Ис 8:9–10. 7 Пс 26:1 слав.). 8 Пс 18:2. 9 ср. Еф 5:14. 10 ср. Откр 3:16. 11 Ср. Мф 18:3. 12 Ср. Мф 18:19. 13 Ср. 6:9–10. 14 Мк 10:17. 15 Ср. Еккл 6:2. 16 Мф 19:21. 17 5:16. 18 Ос 13:14; 15:55. 19 Речь идет о двух ангелах, один из которых держит свиток со списком добрых дел, а другой со списком злых. Это образы Страшного Суда, обычно изображаемые на западной стене храма. 20 Пс 21:2. 21 Пс 129:1. 22 Ср. Иер 21:8. 23 Мф 15:22. 24 ср. Ев 13:8. 25 Ср. Мф 10:32. 26 Ср. Мф 5:16. 27 см. Мф 25:1–13. 28 ср. Тим 4:7–8. 29 Ср. Мф 11:28–29. 30 Ср. Ин 6:68. 31 4:16. 32 Флп 4:13. 33 Ср. Ин 14:12. 34 Гал 5:24 слав.). 35 Лк 21:19 слав.). 36 Ср. 10:31; Кол 3:17. 37 Деян 20:35. 38 Мф 16:18. 39 Мф 25:40. 40 Мф 6:22. 41 Пс 76:12 слав.). 42 Деян 9:4. 43 Мк 6:37. 44 Ср. Мф 6:33. 45 Ср. Лк 5:33–35. 46 Ср. Ин 13:34. 47 Ср. Мф 25:1–13. 48 Ср. Деян 20:35. 49 Ср. Лк 20:38. 50 Пс 120:1. 51 Евр 13:7. 52 Исх 23:22. 53 Пс 26:1 слав.). 54 Мф 16:18. 55 Ср. Лк 10:41. 56 Ср. Мф 6:33. 57 ср. 9:6. 58 Ср. Мф 10:8. 59 Ср. Мф 25:21. 60 Быт 12:1. 61 Быт 15:6. 62 Быт 12:3. 63 См. Быт 18:1–8. 64 См. Быт 18:22–33. 65 См. Быт 22:1–16. 66 Мф 11:29. 67 13:2. 68 Ср. Деян 17:22–23. 69 Ср. Гал 6:7. 70 Иак 2:14–21. 71 Ср. Быт 22:15–18. 72 Ср. Быт 15:5.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

52 Вопрошаше убо от них о часе, в который легчае ему бысть, и реша ему, яко вчера в час седмый остави его огнь. 53 Разуме же отец, яко той бе час, в оньже рече ему Иисус, яко сын твой жив есть: и верова сам и весь дом его. 54 Сие паки второе знамение сотвори Иисус, пришед от иудеи в галилею. Глава 5 1 По сих (же) бе праздник иудейский, и взыде Иисус во Иерусалим. 2 Есть же во Иерусалимех овчая купель, яже глаголется еврейски вифесда, пять притвор имущи: 3 в тех слежаше множество болящих, слепых, хромых, сухих, чающих движения воды: 4 ангел бо Господень на (всяко) лето схождаше в купель и возмущаше воду: (и) иже первее влазяше по возмущении воды, здрав бываше, яцем же недугом одержимь бываше. 5 Бе же ту некий человек, тридесять и осмь лет имый в недузе (своем). 6 Сего видев Иисус лежаща и разумев, яко многа лета уже имяше (в недузе), глагола ему: хощеши ли цел быти? 7 Отвеща ему недужный: ей, Господи, человека не имам, да, егда возмутится вода, ввержет мя в купель: егда же прихожду аз, ин прежде мене слазит. 8 глагола ему Иисус: востани, возми одр твой и ходи. 9 И абие здрав бысть человек: и взем одр свой и хождаше. Бе же суббота в той день. 10 Глаголаху же жидове исцелевшему: суббота есть, и не достоит ти взяти одра (твоего). 11 Он (же) отвеща им: иже мя сотвори цела, той мне рече: возми одр твой и ходи. 12 Вопросиша же его: кто есть Человек рекий ти: возми одр твой и ходи? 13 Изцелевый же не ведяше, кто есть: Иисус бо уклонися, народу сущу на месте. 14 Потом (же) обрете его Иисус в церкви и рече ему: се, здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет. 15 Иде (же) человек и поведа иудеом, яко Иисус есть, иже мя сотвори цела. 16 И сего ради гоняху Иисуса иудее и искаху его убити, зане сия творяше в субботу. 17 Иисус же отвещаваше им: Отец мой доселе делает, и аз делаю. 18 И сего ради паче искаху его иудее убити, яко не токмо разоряше субботу, но и Отца своего глаголаше Бога, равен ся творя Богу. 19 Отвеща же Иисус и рече им: аминь, аминь глаголю вам, не может Сын творити о себе ничесоже, аще не еже видит Отца творяща: яже бо он творит, сия и Сын такожде творит.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Добровольность страданий Христос знал, что его арестуют, будут мучить и приговорят к страшной смерти на Кресте. Он легко мог уйти от Своих врагов, но принял все страдания добровольно (Ин 12 :27) и ничего не говорил мучителям в Свою защиту (Мк 14 :60—61). Пророк Исаия говорит: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис 53 :7). 10 Оплевание и пощечины После допроса в доме первосвященника арестованному Христу плевали в лицо и били его по щекам (Мф 26 :67). Пророк Исаия говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50 :6). 11 …И злодеям причтен Христа, Который не сделал ничего противозаконного, осудили и распяли вместе с уголовными преступниками (Мк 15 :27—28). Пророк Исаия говорит: …предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис 53 :12). 12 Распятие Иисус был распят, как это обычно делали по-римски: Его руки и ноги прибили к кресту толстыми гвоздями, удерживавшими тело. Пророк Давид говорит: …Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21 :17). 13 «Сойди с креста!» Глядя на умирающего в страшных мучениях Иисуса, первосвященники, фарисеи, книжники и простые прохожие смеялись над ним и говорили: «Пусть сойдет с креста, тогда поверим, что он — Сын Божий» (Мф 27 :40—43). Пророк Давид говорит: …Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему (Пс 21 :8—9). 14 Жребий об одежде Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет… (Ин 19 :20—24). Пророк Давид говорит: Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21 :18—19).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

НИКИФОР II расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР II предыдущая статья следующая статья печать библиотека 49 , С. 640-641 опубликовано: 5 сентября 2022г. НИКИФОР II Патриарх Иерусалимский (до 2 марта 1166 - после 11 июля 1173). Известен по упоминаниям в документах К-польской Патриархии, из чего следует, что он, как и большинство Иерусалимских патриархов эпохи крестовых походов , проживал в К-поле. Н. участвовал в заседании К-польского Синода 2 марта 1166 г. по вопросу о словах Христа «Отец Мой более Меня» (Ин 14. 28), проводившемся при К-польском патриархе Луке Хрисоверге (RegPatr, N 1058a). 11 июля 1173 г. он вместе с Антиохийским патриархом Кириллом I (II) подписал синодальный акт К-польского патриарха Михаила III Анхиала о перемещении митр. Михаила Анкирского на Керасунтскую кафедру (RegPatr, N 1126). Эти 2 даты и определяют приблизительные границы Патриаршества Н. Рубрики: Иерусалимская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Патриархи Иерусалимские Никифор II, патриарх Иерусалимский (до 2 марта 1166 - после 11 июля 1173) См.также: АВРААМИЙ 1787), Патриарх Иерусалимский (в 1775 - 1787) АМОС Патриарх Иерусалимский (594-601) АНАСТАСИЙ I 478), Патр. Иерусалимский (с 458) АНАСТАСИЙ II ок. 705), Патр. Иерусалимский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2565516.html

Список статей по запросу «Лазарю» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома Православной энциклопедии 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Лазарю» найдены статьи: БОГША ЛАЗАРЬ (XII в.), золотых дел мастер, эмальер ВЕРЕЩАГИНСКИЙ ВО ИМЯ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ ЧЕТВЕРОДНЕВНОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЛАЗАРЬ [Лазарь Четверодневный] (I в. по Р. Х.), прав. (пам. в Лазареву субботу и 17 окт.), еп. Китийский, «друг Божий», воскрешенный Господом Иисусом Христом (ср.: Ин 11. 11) ЛАЗАРЬ (1733-1824), иеросхим. , прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псково-Печерских святых) ЛАЗАРЬ ок. 857), прп. (пам. 17 нояб.), иконописец ЛАЗАРЬ 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ ок. 1605), сщмч. (пам. греч. 23 февр.) ЛАЗАРЬ мч. (пам. 28 марта) - см. ст. Иона и Варахисий, мученики Персидские (пам. 28 марта) ЛАЗАРЬ (ок. 1329 - 15.06.1389), мч. (пам. серб. 15 июня), серб. кн., основатель серб. правящей династии, один из самых чтимых серб. святых ЛАЗАРЬ [болг. Лазар; Габровский, Дебел-Дялский] (ок. 1774 - 1802)), нмч. (пам. 23 апр.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Лазарю.html

53 кто... кому? Этот риторический вопрос подразумевает отрицательный ответ ( ; ), ибо язычники, за небольшим исключением (52,15), так и остались в неверии. слышанному от нас. Эти слова звучат как бы из уст избранного остатка верных Израиля (см. 52,15). открылась. Господь открыл Себя людям в Иисусе Христе. 53 отпрыск. В привычной системе религиозных и общественных ценностей иудеев не было места для Иисуса Христа, и всю Свою земную жизнь Он оставался чуждым народу Израиля, подобно дикому побегу на древе ветхозаветной веры. ни вида, ни величия. См. . 53 презрен и умален. См. 49,7; ; . 53:4–6 Эти стихи раскрывают искупительный смысл страданий Божиего Раба. 53 немощи... болезни. Христос принес Себя в жертву за грехи человечества (ст. 5) и избавил людей от их мучительных последствий (ст. 6,11,12). поражаем... Богом. Христос был поражен Богом за грехи людей. наказуем и уничижен. Люди взирали на страдания Христа (ст. 3) как на заслуженное наказание, не сознавая, что Господь приносит Себя в жертву, чтобы искупить их ( ; ср. ; ). 53 изъязвлен. См. ах. 12,10; . ранами Его мы исцелились. Эти слова представляют собой исповедание веры в искупительную силу страданий и смерти Божиего Слуги, в Чьей власти находите духовное и физическое преображение избранных ( ). Будучи исцелены духовно, святые умерли для греха, и отныне ничто не препятствует их служению праведности ( ; ). 53 Все мы... всех нас. Несмотря на то, что Исаия говорит здесь об избранном остатке Израиля, Христос страдал и умер за «всех нас» именно потому, что «все мы» греховны, и, следовательно, каждый человек причастен к тайне Его крестных мук. См. статьи: «Первородный грех и всеобщая греховность»; «Предопределенное искупление». блуждали... совратились. См. . возложил. Господь возложил на Своего Слугу грехи всего мира и принес Его в жертву за всех людей ( ; ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

53 как овца... как агнец. Христос подобен Агнцу Божиему ( ; ; ) в Своем послушании воле Господа и в Своей молчаливой покорности (ср. ; ) так же, как и в венце небесной славы ( ). 53 От уз и суда. Это может указывать одновременно и на неправедный суд синедриона и на то, что умерев на кресте, Христос не предстал перед судом Божиим и не подвергся вечным узам смерти, а, как невинная и святая Жертва, воскрес из мертвых. См. статью «Искупление». за преступления народа Моего. Как уверовавших из числа народа израильского, так и всех верующих, которые также являются народом Божиим. 53 гроб со злодеями... у богатого. Благочестивый Иосиф Аримафейский богатый человек, который, будучи верным учеником Христа ( ), употребил свое состояние на достойное погребение Учителя. Приблизившись к распятому Иисусу и увидев Его уже мертвым, воины не перебили у Него голеней ( ), и сбылось сказанное в Писании. не сделал греха, и не было лжи. См. . 53 Господу угодно было. В словах этого пророчества открывается смысл служения и смерти Христа, совершившихся «по определенному совету и предведению Божию» ( ). жертву умилостивления. Подобная жертва приносится, дабы искупить злодеяние, совершенное против Бога ( 6,7; 7,1–7; 14,12; 19,21). потомство. Речь идет о духовном потомстве Сына Божиего, обретенном Им после смерти (ст. 8; ). 53 Праведник. См. ; статью «Оправдание и заслуги». оправдает. См. ст. 4–6 и ком. многих. См. ком. к ст. 8. грехи... понесет. Исаия подчеркивает искупительный характер служения Слуги Божия (ст. 12). 53 Посему Я. Как могущественный Царь, Господь разделит славу победы со Своим торжествующим Рабом (41,8; 52,13). великими... сильными. Посмертное торжество Слуги Божия контрастирует с унижениями, которые Он испытал накануне казни. предал душу Свою на смерть. См. 53,4; ; ; ; . к злодеям. См. ; .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Нам представляется совершенно естественным желание и попытка проф. Павлова разобраться в коллизиях, замечаемых в действующей у нас практике относительно духовного родства как препятствия к браку, и наметить путь выхода из них, под руководством правил древней церкви. Только мы расходимся с проф. Павловым в некоторых частностях его воззрений на это дело. Мы вполне согласны с проф. Павловым в толковании выражения 53 пр. трулльского собора: Хотя все греческие толковники и канонисты, а также органы церковного и светского законодательства понимали в смысле плотского родства, и на этом основании считали справедливым запрещать браки в духовном родстве по крайней мере до тех же степеней, до каких они запрещались в родстве кровном, однако же это выражение действительно означает плотский союз мужчины с женщиной. Смысл этого правила осуществляется в запрещении лицам, состоящим между собой в духовном родстве (отношение высшее) вступать между собой в плотский союз брака (отношение низшее). При таком понимании 53 прав. Трулльского собора исчезает каноническое основание простирать запрещение браков по причине духовного родства далее тех пределов, какие указаны в этом правиле, подобно тому, как это сделано в позднейшем законодательстве греческой церкви и как это наблюдалось в древней русской церкви, и оправдывается с канонической точки зрения ограничение этих пределов в указе св. Синода 1810 года. Проф. Павлов однако же не довольствуется желанием, чтобы практика нашей церкви в этом случае примкнула к 53 пр. трулльского собора и точно держалась его буквы; он находит нужным предписание этого правила обобщить так, чтобы браки считались запрещенными не только в тех комбинацияхродства духовного, какие указаны в правиле, но и во всех других случаях родства духовного во второй степени. И этот проэкт законодательного толкования 53 пр трулльского собора проф. Павлов считает «действительным каноническим правом» в данном случае (стр. 181–3). Нам же кажется, что нет в настоящее время никакой надобности изыскивать новые случаи запрещения браков по причине духовного родства, и что поступая таким образом мы пошли бы путем греческих канонистов, которые, на основании свободного толкования 53 пр. трулльского собора, слишком расширили пределы запрещения браков по причине духовного родства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Египта легализовали 53 ранее возведенные христианские церкви 04.03.2018 Египетское правительство предоставило полные юридические сертификаты 53 церквям с прицерковными постройками, уже взведенными до принятия нового закона о строительстве христианских культовых зданий, принятого египетским парламентом 30 августа 2016 года, сообщило информационное агентство Fides. В ходе заседания правительственной комиссии, специально созданной для проведения переписи и изучения вопроса о легализации церковных зданий, построенных до 2016 года, ратифицирован перечень из 53 «легализованных» мест отправления культа с параметрами, определяемыми новыми правовыми положениями. Помимо технических специалистов и представителей министерств строительства, юстиции и проч. в заседании, которое состоялось в понедельник, 26 февраля 2018 года, принял участие премьер-министр Египта Шериф Исмаил. 53 легализованные церкви представляют собой только первый «блок» из более чем 3 тысяч христианских храмов, обстоятельства возведения которых должны быть рассмотрены правительственной комиссией для проверки на предмет, соответствуют ли они стандартам, установленным новым законом. В последние десятилетия многие места для совершения христианских богослужений, которые должны быть представлены на рассмотрение правительственной комиссии, были построены спонтанно, без всех необходимых разрешений. В некоторых случаях эти здания, построенные местными общинами, использовались в качестве предлога исламистскими группами для разжигания религиозного насилия над христианами. Закон о местах отправления культа, одобренный в конце августа 2016 года, представляет для египетских христианских общин объективный шаг вперед в сравнении с так называемыми «10 правилами», добавленными в 1934 году в Османское законодательство в отношении министерства внутренних дел. Последнее, в частности, запрещало строительство новых церквей вблизи школ, каналов, правительственных зданий, железных дорог и жилых районов. Во многих случаях жесткое применение этих правил препятствовало построению церквей в городах и поселках, населенных христианами, особенно в сельских районах Верхнего Египта.

http://drevo-info.ru/news/23369.html

Мы согласны также с проф. Павловым ив том, что, по канонической норме, духовное родство между восприемником, воспринятым и родителями последнего не обуславливается тождеством пола восприемника с воспринятым младенцем, – что по смыслу 53 прав. трулльского собора, восприемник, какого бы пола ни был он и крещаемый младенец, необходимо вступает в духовное родство как с воспринятым, так и сего родителями, и что родство это составляет для восприемника безусловное препятствие к браку с означенными лицами. Поэтому нам кажется не совпадающим с канонической нормой толкование 53 прав. трулльского собора, выраженное в указе св. Синода 31 октября 1875 г. и гласящее: «содержащееся в 53 пр. шестого вселенского собора воспрещение браков между вдовствующими родителями и восприемниками их детей должно быть относимо только к восприемникам их сыновей и восприемницам их дочерей» (стр. 165–169). Но с другой стороны мы не согласны с положением проф. Павлова, будто «обычай начавший требовать двух восприемников не содержал в себе прямого противоречия 53 канону трулльского собора» (стр. 177). Соборное правило издано при господстве практики, требовавшей одного восприемника. Обычай употребления при крещении одного восприемника так прочно сросся с практикой православной церкви, что считался одним из отличительных признаков православия, а употребление пары восприемников нет и следа в греческой церкви. Установление пары восприемников в XVII веке и в 1834 г. есть норма, не известная древней вселенской церкви и церкви греко – восточной. Поэтому, чтобы возвратиться поданному вопросу к норме древних церковных правил, практике нашей церкви нужно прежде всего отменить пару восприемников, а признать юридическое значение за одним восприемником, поминаемым в молитвах и записываемым в метрики, а потом несколько видоизменить правило Требника, требующее восприемника одного пола с крещаемым, именно это требование оставить только для крещения возрастных ради приличия, что соблюдалось и в древности, а при крещении младенцев допустить в восприемники лиц обоего пола безразлично. Само собой разумеется, что при этом порядке восприемник, какого бы пола он ни был, будет считаться в родстве с крестником своим и с его плотскими родителями, препятствующем заключению браков между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010