206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

4–6 XII. 20–22 XII. 23–36 XII. 37–43 Главы XIII-XVII XIII. 1–3 XIII. 4–11 XIII. 12–20 XIII. 21–30 Проблема Иуды XIII. 30b XIII. 31 – XVI. 33 Построение беседы XIII. 31–38 Гл. XIV. 1 XIV. 2–3 XIV. 15–17 XIV. 26 Возвращение Христа в Духе XIV. 27–31 XV. 1-XVI. 4 XV. 1–8 XV. 9–17 XV. 17-XVI. 4 XV. 26–27 XVI. 5–33 XVI. 7–15 XVI. 16–22 XVI. 23–28 XVI. 29–33 Гл. XVII. Первосвященническая молитва XVII. 1–3 XVII. 4–10 XVII. 11–19 XVII. 17–19 XVII. 20–23 XVII. 24–26 Главы XVIII. I -XX. 18 XVIII. 1 XVIII. 1-ХХ. 18 в контексте Евангелия XVIII. 1–11 XVIII. 12–28 XVIII. 29-XIX. 16a XIX. 1–5 XIX. 6– 16а XIX. 19–22 XIX. 23–27 XIX. 28–30 XIX. 31–37 XIX. 38–42 XX. 1–10 XX. 11–18 XX. 19–23 Возвращение Христа во Святом Духе Эон Церкви Ин, ХХ и Деян. II XX. 24–29 XX. 30–31 Глава XXI Гл. XXI. Критическая проблема Гл. XXI как эпилог Ее деление XXI. 1–14. История и символ Толкование явления Толкование экклезиологическое Толкование евхаристическое Толкование эсхатологическое Проблема апостола Петра Апостол Петр в Ин Диалог XXI. 15–20 XXI. 15 XXI. 16 XXI. 17 Оценка вопросов Петр – пастырь Примат Петра XXI. 20–25 Епископ Кассиан (Безобразов). Водою и кровию и духом Только ли символ? ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ТЕКСТ)     Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний Сегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии – многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

«Великое множество» других больных лежали при этой купальне с расслаблением зрения, слуха, ног и всего организма ( Ин. 5:3 ). Каждый из них пребывал здесь в надежде движения воды чтобы, исцелившись, вновь начать жизнь здоровым и общественно-полезным человеком. Проходили долгие годы этих терпеливых и томительных ожиданий, и многие из тяжко-расслабленных успевали состариться и умереть, так и не дождавшись вожделенного часа, когда они могли бы омыться целительными струями воды. Ангел милосердия каждый раз при возмущении воды как бы проходил мимо, обрекая их на ещё большее терпение. Купальня при Вифезде с её «великим множеством» расслабленных и весьма малыми средствами для их исцеления (ангел Господень только «по временам», т. е. через более или менее большие сроки возмущал воду и всего лишь для одного человека ( Ин. 5:4 )) символизировала собой недостаточность и так сказать маломощность Ветхого Завета и предуказывала на великие задачи и великие благодатные средства наступающего Нового Завета. Ветхий Завет имел своей конечной целью подготовку подзаконного человека к встрече с Источником воды живой ( Ин. 4:10 ), сразу же и в должной мере даруемой Им всякому человеку, коль скоро он проникается верой в Иисуса Христа как Сына Божия, Спасителя мира ( Ин. 3:36 ). Каждый немощной и расслабленный с момента явления в мир Спасителя, точнее после Его воскресения и дня святой Пятидесятницы действительно получал и получает возможность возрождения, возвращения к жизни в Боге через новозаветную купель святого Крещения, через таинство покаяния и святого Причащения ( Ин. 6:54 ), через любовь к Богу и милосердие к ближним ( Мф. 22:37–40 ). Христос воскрес, и Его животворящая крестная сила в наших немощах совершается ( 2Кор. 12:9 ). Совершается в смиренно и покаянно сознаваемом и переживаемом недостоинстве нашем пред Богом, по примеру мытаря, кающегося и взывающего к Богу: Боже, милостив буди ко мне, грешному ( Лк. 18:13 ). Христос воскрес, и по вере в Его воскресение стали укрепляться и спасаться все расслабленные, грехом и пороком парализованные и скованные ( Рим. 10:9 ). Апостол Павел сказал Енею, восемь лет лежавшему в расслаблении: Еней! Исцеляет тебя Иисус Христос. Встань с постели твоей. И он тотчас встал ( Деян. 9:38, 34 ). К такому же исцелению силой воскресшего Господа призываемся и все мы, обременённые и обессиленные многими недугами, скорбями, болезнями и житейскими невзгодами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Ис.49:3 . и сказал Мне: Ты раб Мой, Израиль, в Тебе Я про­славлюсь. «Ты раб Мой Израиль, – в Тебе я прославлюсь». Несомненно, что этого места нельзя относить к историческому, плотскому Израилю, потому что тогда получилось бы резкое противоречие данного стиха с одним из предыдущих (5 ст.). Рискованно прилагать его и к самому пророку Исаии, потому что это слишком не отвечало бы и личному смирению пророка и действительному характеру его служения. Остается, таким образом, единственно возможным и правильным относить это обращение к Мессии, Отроку Господню. «Являясь в мир, Отрок Господень изображается здесь, как исполнитель воли Божией ( Пс.39:8–9 ; Мф.5:17 ); а так как исполнение таковой воли составляло историческое призвание израильского народа и служило к прославлению Господа, то исполнивший всю волю Божию, Отрок Господень, чрез это являлся представителем Израиля, через которого прославится Бог (ср. Ис.42:1 ; Ин.17 – СПб. проф.). «В Тебе Я прославлюсь». Лучшим комментарием этих слов является известное, торжественное начало прощальной беседы Иисуса Христа со своими учениками: «ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» ( Ин.13:31 ). А святой Иоанн Златоуст в одном из своих толкований прекрасно поясняет, что «Бог почитает наше спасение Своею славою» (Том 10. Бес. 7, на 1Кор.2:6–7 ). Ис.49:4 . А Я сказал: напрасно Я трудил­ся, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Го­с­по­да, и награда Моя у Бога Моего. «А Я сказал: напрасно Я трудился». Данными словами Отрок Господень, Сын Божий, выражает сомнение в успехе своей миссии – даже больше того – сознает ее бесполезность и как бы разочаровывается в ней. Историческое оправдание этих слов должно видеть в том печальном обстоятельстве, что первая и ближайшая цель пришествия Мессии – собрание заблужденных овец дома Израилева ( Мф.15:24 ; Мф.23:37 ) – по жестокосердию последнего не осуществилась ( Ин.1:11 ). В сознании этой как бы некоторой недостаточности и неполноты искупительной миссии Богочеловека и следует видеть главную причину той глубочайшей сердечной муки и того чувства подавленности и покинутости, которые испытывал по человечеству Божественный Страдалец, как еще накануне, во время моления о чаше в Гефсиманской роще, так и вися на кресте, в последний предсмертный момент ( Мф.26:37–38 и Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28 ; Лк.7:37–38 ; Лк.15:20 ; Ин.14:6 ; Деян.4:11, 12 ; Деян.12:1 ; 1Тим.2:5–6 ; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» ( Деян.19:18 ), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв. Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога ( Ин.20:21–23 ). Сектанты говорят : что власть прощения грехов, действительно дарована Христом, но исключительно только Апостолам, которым Христос говорит: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, но не всем пастырям. Православный ответ : Православные в ответ сектантам должны спрашивать их; скажите: имел силу прощения грехов ап. Павел, когда в Ефесе «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои?» Имели силу прощения грехов ап. Тимофей и Тит? Конечно, имели. Если так, то не двенадцать, но все истинное священство Христово имело это право и имеет его. Христос основал Церковь Свою не на время жизни Апостолов, но до скончания мира. Посему-то Господь и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века»: Значит, не только с 11 Апостолами, но и с их преемниками. С кем Христос, те и имеют право прощения грехов. Сектанты говорят: Пс.31:5 ; Пс.50:3 ; 2Цар.12:13 . О покаянии и прощении Давида; так же и они – сектанты, каются и очищаются. Православный ответ: Если право прощения грехов было даровано только Апостолам, а не преемникам, тогда только 11-ти принадлежит и право крещения и причащения. Тогда и все Христианство только для современников апостольских, однако, этого сектанты не признают ( Евр.10:1–4 ). Сектанты говорят: Деян.8:18, 22 : Петр сказал Симону: «сердце твое не право пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Православный ответ: Здесь не отвергается таинство Покаяния, а скорее требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Иоанна, о четвертом Евангелии говорит, что «автор его не мог не стоять в каких-нибудь отношениях к ап. Иоанну и поэтому представляет известное сходство в стиле и образах с книгою, приписываемою на важных основаниях ап. Иоанну» (т. е. с Апокалипсисом 4 ) . Эти характеристические и исключительно свойственные только ап. Иоанну черты, встречающиеся в Евангелии и в Апокалипсисе, следующие: изображение Иисуса Христа под образом Агнца, название Его λγος το θεο ( Откр. 19:13 ; Ин. 1:1 ; 1Ин. 1:1 ), образ живой воды ( Откр. 21:6; 22:17 ; Ин. 4:10–14; 7:38 ), цитат из пр. Захарии (12:10) по тексту, приближающемуся к еврейскому подлиннику и далекому от текста LXX ( Откр. 1:7 ; Ин. 19:37 ) 5 . Вообще относительно внешней стороны Евангелия и Апокалипсиса нужно заметить, что писатель того и другого произведения с одной стороны обнаруживает обширное знание ветхозаветного писания, хорошее знакомство с иудейскими воззрениями, преданиями и обычаями, непосредственное знание Иерусалима и храма, с другой – полное усвоение греческого языка и литературное применение его. To и другое как нельзя лучше совмещается в ап. Иоанне, который родился и жил в Палестине среди иудеев, хорошо был знаком с ветхозаветным писанием, к которому он как в Евангелии так и в Апокалипсисе, соответственно своему созерцательному характеру, относится везде так сказать метафорически, иносказательно, понимая те или другие, приводимые им ветхозаветные изречения в переносном значении, видя в них указание на те или другие события из жизни Иисуса Христа. Но ап. Иоанн не все время жил в Иудее: в конце 60 годов он переселился в м. Азию, в Ефес, и жил там более 30 лет, в продолжении которых он имел полную возможность в совершенстве овладеть греческим языком, бывшим общепринятым разговорным языком среди малоазийцев 6 . Сравнивая Евангелие и Апокалипсис по их внутренней стороне, по их содержанию, мы должны сказать, что оба эти произведения не только не стоят в противоречии, но взаимно дополняют одно другое и вместе составляют одно гармоническое и законченное целое. Это сходство в содержании Евангелия и Апокалипсиса выступает так решительно, что даже противники тождества евангелиста с апокалиптиком, именно тюбингенская школа называет Евангелие «одухотворенным Апокалипсисом» 7 . Все те разности в содержании Апокалипсиса и Евангелия, в которых будто бы евангелист и апокалиптик совершенно расходятся между собою, при внимательном и беспристрастном их рассмотрении и при правильном понимании Апокалипсиса и его характера, оказываются не только вполне примиримыми и возможными в одном и том же писателе, но и заключают в себе такие характеристические черты сходства, которые, вместе с поразительным сходством в общем направлении того и другого писания, необходимо заставляют признать и евангелиста и апокалиптика за одно и то же лицо, за одного и того же автора. Эти указываемые различия в содержании рассматриваемых писаний касаются следующих пяти пунктов:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sv-apos...

Прежде чем рассмотреть мусульманские представления о чудесах, кратко изложим православное понимание чуда и его значение в качестве свидетельства истинности Откровения Божиего. Это необходимо сделать для того, чтобы оценить характер чудес, о которых сообщает нам исламское предание. По православному вероучению, чудеса относятся к внешним, сверхъестественным признакам Откровения Божиего. «Чудеса – это события в природе или естестве сверхъестественные, то есть такие, которые превышают силы и законы самой природы и могут быть совершаемы в ней только силою высочайшею – Божественною» 3 . Чудеса необходимы для высочайших целей веры, они необходимы в деле подтверждения истинности Откровения Божиего. Чудо совершить может только один Бог, таким образом, человек или ангел может творить чудеса только по силе, данной Богом. Поэтому когда человек или ангел возвещает людям какое-либо учение, претендующее на Откровение Самого Бога, в подтверждение своих слов совершает истинные чудеса Божии, то в отношении его проповеди не должно быть сомнений 4 . В Священном Писании мы неоднократно встречаемся с такими чудесами Божиими, Сам Бог часто указывает на Свои сверхъестественные деяния как на знак, подтверждающий истинность Его Откровения. Это видно у ветхозаветных пророков: пророку Моисею при его призвании Господь являет чудеса для того, чтобы поверили [тебе], что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 4 , 5) (см.: Исх. 4 , 8–9). Неоднократно Сам Бог через чудеса подтверждал пророческие полномочия Моисея (см., напр.: Исх. 14 , 11, 13–31; Числ. 16 , 5, 28–30, 33 и др.). Чудо подтверждает истинность пророческой проповеди Илии, когда он, противостоя языческому многобожию, бросает вызов пророкам ханаанского божества Ваала и подтверждает истинность веры в единого Бога сверхъестественным и очевидным для всех израильтян чудом (см.: 3 Цар. 18 , 21–39). В Новом Завете Сам Господь наш Иисус Христос указывал на Свои чудеса как на доказательство Своих Божественных полномочий. Об этом Он говорит посланным к Нему ученикам Иоанна Крестителя (см.: Лк. 7 , 20–22; Ин. 5 , 33, 36), чудеса есть свидетельство того, что Сам Бог явился во Христе и творит дела, свойственные Ему одному (см.: Ин. 10 , 30, 37–38), поэтому иудеи не имеют извинений в своем неверии, так как видели эти дела Божии и не уверовали (см.: Ин. 15 , 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Пророк призывал израильский народ, возвратившийся в свою землю, вспомнить о верности Господу; в грядущем Царстве Божием проявится слава Господня в избавленных и спасенных Им, и они узрят новое небо и новую землю (65,1–25). Трудности истолкования Более ста лет ученые спорят относительно авторства Книги пророка Исаии. Несмотря на то, что иудеи и христиане никогда не сомневались в композиционной целостности этой книги, как и в том, что ее автором является Исаия, критически настроенные ученые, апеллируя к историческим, философским и лингвистическим аспектам книги, стремятся доказать, что она явилась плодом усилий нескольких авторов. Придерживающиеся такой точки зрения исследователи делят Книгу пророка Исаии на несколько книг и рассуждают о «первом Исаии» (Первоисаии) гл. 1–39. Этот раздел книги приписывается самому Исаии, жившему в Иерусалиме в VII в. до Р.Х.; о «втором Исаии» (Второисаии) гл. 40–66 или 40–55. Эта часть приписывается другому пророку, жившему в период пленения и после него; и, наконец, о «третьем Исаии» (Третьеисаии) гл. 56–66. Этот раздел приписывается еще одному пророку, жившему в Иудее уже после пленения. Исследователи традиционного направления считают, что Книга пророка Исаии была написана одним автором. При этом они ссылаются на доказательства, имеющиеся в книге, и прежде всего на четкие и недвусмысленные упоминания о самом Исаии (2,1; 7,3; 13,1; 20,2; 37,2; 6,21; 38,1.4.21; 39,3.5.8), на заглавие книги (1,1), на сходство тем, литературных образов, лексики и метафор, повторяющихся на протяжении всей книги (напр., «слава», «Святой Израилев», «Сион», «город»). Книги Библии, написанные разными людьми (напр., Псалтирь и Книга притчей Соломоновых), как правило, называют всех своих авторов. В Книге же пророка Исаии только указывается на его авторство. Новый Завет утверждает авторство Исаии как факт: апостол Иоанн относит пророчества из Ис. 6,10 и 53,10, которые якобы принадлежат «Первоисаии» и «Второисаии», к одному и тому же пророку Исаии ( Ин. 12,38–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Как общее и тяжкое обвинение против лютеран в отечественной полемической литературе выставляется их самовольное выступление в мир с проповедию нового религиозного учения. «Люторская вера – новозаконение христиано-хулника Лютора Мартина еретика, что он по своей самохотной прелести узаконил, что ему от Бога и ученик Его, святых апостол и от святых отец и учителей и от вселенских седми соборов не предано» 37 . «Вашего лютора и вас кто на се поставил?» – спрашивает Иоанн Грозный Рокиту. «А что лютор будто от собора християнского выбран на тот уряд, и ты б нам о том ведомо учинил, от кого он выбран, и кто его ставил, и в каком он урядстве был: апостол ли, или епископ. Апостол бо Павел пишет о самоволном учении, яко ваше: Всяк бо, аще призовет имя Господне спасется, како же убо призовут, иже в него же не вероваша, како же веруют, его же не услышаша, и яко услышат бес проповедующего, и како проповедуют, аще не послани будут ( Рим.10:13–14 ). А вы убо от кого послани, сице прелщаете человеки, развращающе истинну». Лютеране, по мнению царя, совершенно неосновательно и своевольно восхищают себе звание учителей и проповедников истины. «Вы через переграду божественного учения прелезше и на учительском месте ставше, и своим учением христовы словесные овца их же искупи своею честною кровию, яко татие крадете и разбиваете, понеже убо дверми не внидосте ни коим повелением». Поэтому к лютеранам справедливо могут быть отнесены все свойства тех лжепророков и отступников от веры, от которых предостерегают нас Христос и Апостолы ( Мф.7:15–16 ; Ин.10:1–3 ; Ин.2:19, 4:3 ; Лк.10:16, 3:35 )» 38 . По поводу самозванного учительства лютеран старец Артемий предлагает вниманию «нынешних самозаконников», как он называет лютеран 39 , следующие наставления. Проповедывать и учить других должно не по своему произволу и желанию, а только по избранию и повелению Божию. В Ветхом Завете пророки (Моисей, Исаия, Иеремия, Даниил и другие) были посылаемы на служение Богом; св. апостол Павел сделался проповедником Евангелия также после чудесного призвания 40 . Притом, же должно прежде самому выполнить все заповеди Божии и приобрести опытность в жизни духовной, а потом уже решаться учить других. «Ако же и священник», говорит Артемий, «причащается прежде сам Пречистого Тела и Крове Агнеца Божия, потом и иных призывает и проповедает, сице несть из смети кому иным проповедати, иже сам не створи. Како бо иным покажет путь, его же никогда же шествова, или слепец поведет?» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

А по разумению духовному: миролюбивый и возлюбленный Бога Отца и Екклезиаст наш есть Христос, Который, разрушив стоявшую посреди преграду и упразднив вражду плотью своею, соделал из обоих одно, говоря: «мир мой даю вам, мир мой оставляю вам» ( Ин.14:27 ), о Котором Отец глаголал ученикам: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте», Который есть глава всей церкви. Он говорит не к синагоге иудейской, но ко множеству язычников; Он царь Иерусалима, созданного из живых камней, не того, о котором Сам сказал: «Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки» ( Мф.23:37 ) и: «се оставляется сам дом ваш пуст» ( Мф.23:38 ), а того, которым Он воспрещает клясться, потому что это город великого Царя. Он есть Сын Давидов, к которому слепые в Евангелии взывали: «помилуй ны, сыне Давидов» ( Мф.9:27 ), и все множество единогласно восклицало: «осанна сыну Давидову» ( Мф.21:9 ). Наконец, не бывает к Нему слово Божие как к Иеремии и прочим пророкам, но поскольку Он Сам и богат, и царь, и могуществен (ибо есть Слово, и Премудрость, и прочие силы), то Он Сам говорит к мужам церкви, – внушает словеса апостолам, о коих воспевается в псалме: «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс.18:5 ). Неправо некоторые думают, что из этой книги мы возбуждаемся к наслаждениям и роскоши: напротив, здесь предлагается учение, что все, что видим в мире, есть суета, и что мы не должны стремиться к тому, что, тотчас по достижении нами, приходит. Еккл.1:2 . Суета сует, сказал Екклезиаст: суета сует, и все суета. Если все, что сотворил Бог , «добра зело», то каким образом все суета, и не только суета, но и суета сует? Как именем Песни Песней показывается, что это между всеми песнями превосходнейшая песнь, так и словом: «суета сует» обозначается великость суеты. Нечто подобное написано и в псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ( Пс.38:6 ). Если живой человек суета, то мертвый суета сует. В Исходе читаем, что лице Моисея настолько было прославлено, что сыны Израилевы не могли смотреть на него; но славу эту по сравнению с славою евангельскою, апостол Павел называет неславною: «ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу» ( 2Кор.3:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010