Приговор к распятию на кресте, чего требовали фарисеи, прямо вытекал из данной линии обвинения, поскольку подобная казнь применялась, как правило, именно к политическим преступникам. Такое представление о Христе сохранялось в иудейском обществе и после распятия, свидетельством чего служит обвинение в адрес апостолов в том, что они «поступают против повелений кесаря, почитая другого царем (курсив мой. — А. Ф. ), Иисуса» (Деян. 17:7). В этом не было ничего удивительного, ведь, по замечанию Р. Хейза, «во времена Иисуса понятие “Царство Божие имело мощный политический смысл. Если человек проповедовал Царство, то в его словах слышали весть о восстановлении Израиля после угнетения другими народами» . Уместно вспомнить, что и сами апостолы, услышав о грядущих страданиях и воскресении Спасителя, понимают под этим будущее наступление долгожданного господства Бога и заранее просят у Мессии: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк. 10:37). «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?», — вопрошают воскресшего Христа ученики (Деян. 1:6). Первой новозаветной христианской общине Христос представлялся подобным не только пророку Моисею, но и военачальнику Иисусу Навину . Согласно Его мессианской проповеди, Царство уже наступило для всех, кто принял Его как Царя. Ученики Христа были убеждены в царском достоинстве Христа, Которому дана всякая власть на небе и на земле (Мф. 28:18). Все силы и власти существуют лишь с дозволения Христа, поскольку все они были побеждены на Кресте и теперь повинуются Его воле (Деян. 28:31; 2 Кор. 10:4–5; Рим. 8:38 и сл.; 1 Кор. 3:22 и сл.; Кол. 1:15–20; 2:15), ведь Иисус победил мир (Ин. 16:33), и теперь всякое колено должно преклониться перед Христом и исповедовать его как Кириоса (Фил. 2:11). Очень показательно, что в данном случае апостол Павел употребляет это греческое слово, означавшее в переводе «господин» и относившееся, как правило, к кесарю. В изображении апостола Матфея Иисус приходит для суда над народами «с силою и славою великою» (Мф. 24:30), когда, добавляет апостол Павел, Им будет убит беззаконник «духом уст Своих» (2 Фес. 2:8).

http://bogoslov.ru/article/6177764

83 M SB исправл.: «предшествовавших тем блаженным дням, когда Господь, сжалившись надо мною, избавил меня от бесплодных исканий, посетив мою душу...» 84 Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и еще — о безмолвии и молитве. Гл. 3. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 5. М., 1900. С. 180. 85 M SB добавл.: «На это существует иной порядок, Богом указанный». 86 M SB добавл.: «будучи духом». 87 См. выше. Сноска 145. 88 M SB добавл.: «Подвиг веры во время оставления нас благодатию неизбежен. Наша вера будет долго и долго подвергаться испытанию». 89 M SB содержит следующий отрывок без даты и нумерации, который мы сочли возможным поместить как добавление к данному письму: «Из Вашего письма можно думать, что католики называют умной молитвою мысленные обращения к Богу без выражения их προφορικς — словом, также размышления о Боге и Божественном. Мы же под умною молитвою разумеем стояние ума в сердце пред Богом, могущее сопровождаться чувством благодарности, славословия или страха — прошения, покаяния. Но всякие размышления, умствования ума оставляются, а ум стоит вниманием в сердце и следит за его состоянием, за тем, что в нем делается; видит при этом подступающего врага и острым мечом, или как пламенем, отражает их именем Господа Иисуса». 90 А-7 согласно нумерации G 1 . 91 M SB добавл.: «и помогите мне своими молитвами». 92 M SB добавл.: «необлагодатствованные». 93 M SB добавл.: «Благодать Божия». 94 M SB добавл.: «или душе». 95 M SB добавл.: «бороться с душевной неустойчивостью, отказаться от требовательности и восторженности, не торопить, не пытать». 96 M SB добавл.: «Ваша удобопреклонность к соблазну, крайняя душевная неустойчивость, маловерие, а вместе горделивая требовательность невозможным сделают всякое руководство». 97 M SB добавл.: «Это скоро пройдет; вот, сказал мне, и теперь они не будут так наглы». 98 M SB добавл.: «на основании Св. Писания». 99 M SB добавл.: «Пророк Иона; Деяния апостолов, (Деян.27:23—24) — и после сего слова ап. Павла: “аще не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете” (Деян.27:31)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

    M исправл.: «предшествовавших тем блаженным дням, когда Господь, сжалившись надо мною, избавил меня от бесплодных исканий, посетив мою душу...»    Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, — еще же — о помыслах, страстях и добродетелях, — и еще — о безмолвии и молитве. Гл. 3. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 5. М., 1900. С. 180.     M добавл.: «На это существует иной порядок, Богом указанный».     M добавл.: «будучи духом».    См. выше. Сноска 145.     M добавл.: «Подвиг веры во время оставления нас благодатию неизбежен. Наша вера будет долго и долго подвергаться испытанию».     M содержит следующий отрывок без даты и нумерации, который мы сочли возможным поместить как добавление к данному письму: «Из Вашего письма можно думать, что католики называют умной молитвою мысленные обращения к Богу без выражения их προφορικς — словом, также размышления о Боге и Божественном. Мы же под умною молитвою разумеем стояние ума в сердце пред Богом, могущее сопровождаться чувством благодарности, славословия или страха — прошения, покаяния. Но всякие размышления, умствования ума оставляются, а ум стоит вниманием в сердце и следит за его состоянием, за тем, что в нем делается; видит при этом подступающего врага и острым мечом, или как пламенем, отражает их именем Господа Иисуса». А-7 согласно нумерации G .     M добавл.: «и помогите мне своими молитвами».     M добавл.: «необлагодатствованные».     M добавл.: «Благодать Божия».     M добавл.: «или душе».     M добавл.: «бороться с душевной неустойчивостью, отказаться от требовательности и восторженности, не торопить, не пытать».     M добавл.: «Ваша удобопреклонность к соблазну, крайняя душевная неустойчивость, маловерие, а вместе горделивая требовательность невозможным сделают всякое руководство».     M добавл.: «Это скоро пройдет; вот, сказал мне, и теперь они не будут так наглы».     M добавл.: «на основании Св. Писания».     M добавл.: «Пророк Иона; Деяния апостолов, (Деян.27:23—24) — и после сего слова ап. Павла: “аще не сии пребудут в корабли, вы спастися не можете” (Деян.27:31)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

70 M SB добавл.: «памяти или глубине сердца. Ибо действительно это место указано Божией благодатью Вам». 71 M SB добавл.: «по благодати Божией». 72 M SB добавл.: «и избежите мечтательности и юношеского тщеславия, которые Вам причиняют чувства стыда и печали». 73 M SB исправл.: «самодовольством». 74 M SB добавл.: «особенно убоимся принять ее за благодатную». 75 M SB исправл.: «рай». 76 M SB добавл.: «Что возможно сделать не прежде, чем Вам человек даст совершенно удовлетворительное разъяснение на многие из труднейших (богословских)вопросов». 77 M SB добавл.: «Я сам, однако, так не делал по отношению к кому бы то ни было, то есть не требовал отчета. Хотя не люблю мечтательности, а хочу и всегда хотел подлинной реальности, а не фантазерства». 78 M SB исправл.: «чтобы Вас отвести от пути прелести на путь подлинного бытия». 79 M SB добавл.: «совсем, потому что нога Ваша еще не вступала туда». 80 M SB добавл.: «Простите меня, дорогой отец Давид, но еще настойчиво хочу Вам посоветовать иметь пред глазами пример достойный подражания в лице Авраама. Он беспрекословно повиновался велению Божию и поселился там, где ему указал Господь. В своей вере он не колебался, несмотря на то, что все современное ему человечество отступило от истинного богопочитания. Он, наверное, так помышлял: “Господня земля, и исполнение ея, и... живущии“ (Пс.23:1); “не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем” (Евр.13:14). Так и Вы помышляйте и предавайтесь воле Божией, служа Богу на всяком месте, где то захочет Господь — ибо “Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней“ ». 81 M SB добавл.: «и хотя бы весь мир отступил, она, подобно Аврааму, будет верною». 82 M SB добавл.: «Тот путь, которым Вы шли раньше, — неплодотворен. Нам совсем нет нужды забивать ум сведениями, не являющимися существенно необходимыми для спасения нашего или даже для выполнения лежащих на нас обязанностей. То есть монах, например, может совершенно отстраниться от мира и ничего о нем не знать, никогда не читать газет. Епископ же должен уже входить во все это в значительной мере, чтобы знать нужды, интересы и вообще жизнь своей паствы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

    M добавл.: «памяти или глубине сердца. Ибо действительно это место указано Божией благодатью Вам».     M добавл.: «по благодати Божией».     M добавл.: «и избежите мечтательности и юношеского тщеславия, которые Вам причиняют чувства стыда и печали».     M исправл.: «самодовольством».     M добавл.: «особенно убоимся принять ее за благодатную».     M исправл.: «рай».     M добавл.: «Что возможно сделать не прежде, чем Вам человек даст совершенно удовлетворительное разъяснение на многие из труднейших (богословских)вопросов».     M добавл.: «Я сам, однако, так не делал по отношению к кому бы то ни было, то есть не требовал отчета. Хотя не люблю мечтательности, а хочу и всегда хотел подлинной реальности, а не фантазерства».     M исправл.: «чтобы Вас отвести от пути прелести на путь подлинного бытия».     M добавл.: «совсем, потому что нога Ваша еще не вступала туда».     M добавл.: «Простите меня, дорогой отец Давид, но еще настойчиво хочу Вам посоветовать иметь пред глазами пример достойный подражания в лице Авраама. Он беспрекословно повиновался велению Божию и поселился там, где ему указал Господь. В своей вере он не колебался, несмотря на то, что все современное ему человечество отступило от истинного богопочитания. Он, наверное, так помышлял: “Господня земля, и исполнение ея, и... живущии“ (Пс.23:1); “не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем” (Евр.13:14). Так и Вы помышляйте и предавайтесь воле Божией, служа Богу на всяком месте, где то захочет Господь — ибо “Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней“».     M добавл.: «и хотя бы весь мир отступил, она, подобно Аврааму, будет верною».     M добавл.: «Тот путь, которым Вы шли раньше, — неплодотворен. Нам совсем нет нужды забивать ум сведениями, не являющимися существенно необходимыми для спасения нашего или даже для выполнения лежащих на нас обязанностей. То есть монах, например, может совершенно отстраниться от мира и ничего о нем не знать, никогда не читать газет. Епископ же должен уже входить во все это в значительной мере, чтобы знать нужды, интересы и вообще жизнь своей паствы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

    M добавл.: «О помыслах очень хорошо и подробно с длинною последовательностию пишет епископ Игнатий Брянчанинов, об этом многое можно найти у аввы Варсануфия — и у других святых отцов».    См.: Приложение I, 1: «О послушании при отсутствии старца».     M добавл.: «когда Вы поживете согласно учению Православной Церкви».    См.: Прп. Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово к Феодулу о трезвении и молитве. Гл. 1. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 157.     M исправл.: «человеку дана заповедь любви, превышающей справедливость».    Письмо не сохранилось.    Продолжение письма, согласно M , см. в Приложении I, 2: «О благодати и душевном-духовном». В-11 согласно нумерации G .    Иоанн Креста (1542–1591) — один из наиболее известных западных мистиков, представитель течения так называемых «кармелитов». Среди западных христиан наибольшей популярностью пользуются его трактаты «Духовная песнь», «Восход на гору Кармил» и «Живое пламя любви».     M добавл.: «что Господь привел Вас к совершенной истине».     M добавл.: «непрелестному».    Прп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Правило веры: М., 1995. С. 494.     M добавл.: «о том же, то есть чтобы мне не ошибиться в самом существенном в данном случае для нас (оставив, конечно, в стороне все очевидное и общеизвестное — то есть расхождение в догматическом отношении)».    Продолжение письма, согласно M , см. в Приложении I, 3: «О Божественной благодати и свободе человека». В-12 согласно нумерации G .    Письма не сохранились.    См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 28, 1. С. 246. M добавл.: «Писать о молитве в письмах к Вам излишне, думаю, при наличии великого изобилия творений и святых отцов, и новейших некоторых аскетических писателей, которые приняты, и испытаны, и одобрены поколениями подвижников в этом делании».    См.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 145 и 146. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 224. M исправл.: «Я уже писал Вам о том, что молитва духовная есть высочайшее из деланий, и что за нее, по слову прп. Нила Синайского, у человека вся брань с демонами, и что всякий незаконно стремящийся приноровить себя к этой ПРЕЕСТЕСТВЕННОЙ молитве навлечет на себя гнев Божий. А так, ничего не поняв толком, устремиться, как это думали Вы, — это уже просто безумие (простите за дерзость). Прилагаю выписку из прп. Исаака Сирина».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

147 M SB добавл.: «О помыслах очень хорошо и подробно с длинною последовательностию пишет епископ Игнатий Брянчанинов, об этом многое можно найти у аввы Варсануфия — и у других святых отцов». 148 См.: Приложение I, 1: «О послушании при отсутствии старца». 149 M SB добавл.: «когда Вы поживете согласно учению Православной Церкви». 150 См.: Прп. Исихий Иерусалимский. Душеполезное и спасительное слово к Феодулу о трезвении и молитве. Гл. 1. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 157. 151 M SB исправл.: «человеку дана заповедь любви, превышающей справедливость». 152 Письмо не сохранилось. 153 Продолжение письма, согласно M SB , см. в Приложении I, 2: «О благодати и душевном-духовном». 154 В-11 согласно нумерации G 1 . 155 Иоанн Креста (1542–1591) — один из наиболее известных западных мистиков, представитель течения так называемых «кармелитов». Среди западных христиан наибольшей популярностью пользуются его трактаты «Духовная песнь», «Восход на гору Кармил» и «Живое пламя любви». 156 M SB добавл.: «что Господь привел Вас к совершенной истине ». 157 M SB добавл.: «непрелестному». 158 Прп. Варсануфий и Иоанн. Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Правило веры: М., 1995. С. 494. 159 M SB добавл.: «о том же, то есть чтобы мне не ошибиться в самом существенном в данном случае для нас (оставив, конечно, в стороне все очевидное и общеизвестное — то есть расхождение в догматическом отношении)». 160 Продолжение письма, согласно M SB , см. в Приложении I, 3: «О Божественной благодати и свободе человека». 161 В-12 согласно нумерации G 1 . 162 Письма не сохранились. 163 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 28, 1. С. 246. M SB добавл.: «Писать о молитве в письмах к Вам излишне, думаю, при наличии великого изобилия творений и святых отцов, и новейших некоторых аскетических писателей, которые приняты, и испытаны, и одобрены поколениями подвижников в этом делании». 164 См.: Прп. Нил Синайский. 153 главы о молитве. Гл. 145 и 146. — Добротолюбие. В 5 т. Т. 2. М., 1895. С. 224. M SB исправл.: «Я уже писал Вам о том, что молитва духовная есть высочайшее из деланий, и что за нее, по слову прп. Нила Синайского, у человека вся брань с демонами, и что всякий незаконно стремящийся приноровить себя к этой ПРЕЕСТЕСТВЕННОЙ молитве навлечет на себя гнев Божий. А так, ничего не поняв толком, устремиться, как это думали Вы, — это уже просто безумие (простите за дерзость). Прилагаю выписку из прп. Исаака Сирина».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

   Пушкин А. С. Борис Годунов.     M добавл.: «По неисповедимому обо мне Божию промыслу Господь даровал мне познать начало истинного пути ко спасению».     M добавл.: см.: Приложение I, 4: «О покаянии».     M добавл.: «Мое слово о том, что подвижник сознанием своим постоянно низводит себя во ад... сколько есть сил на это — душевных сил... — Вы не поняли. Скажу Вам, что да, сознанием, умом, чувством сердца. Это не пустота безмыслия, не бездейственное состояние ума, а именно делание, активное состояние, однако совершенно свободное от всякого воображения чувственного сводится как бы к тому, что человек сознает себя грешным, оскорбившим Бога, достойным ада и недостойным рая. И нужно так делать. Вы напрасно вдались в неполезные размышления. Вы думаете, что если я Вам говорю о жизни невещественной, то я тогда имею в виду эту «пустоту». Нет, дорогой. И у святого Дионисия Ареопагита не «ПУСТОТА», а великая невыразимая словом полнота и свет мысли. Но об этом в другой раз. Не поняли Вы моего слова об аде. Но когда-нибудь, Бог даст, поймете».     M добавл.: «Стоять умом в сердце — одно; рисовать образы в уме и мечтательность — другое совсем. Первое добро — другого надо избегать».     M добавл.: «Нужно также делать и другое, что я Вам, простите, советовал: то есть привыкать внимание ума своего обращать на сердце. И это сопровождается всегда молитвою — Иисусовою — главным образом. Когда вспомните, делайте это, но без воображения, без давления или особенного напряжения, в мире, просто. После разъясню Вам, почему это нужно».     M добавл.: см.: Приложение I, 5: «О том, как должно подвизаться умом».    Франц.: «пустота (душевных) сил».    Ср.: Свт. Василий Великий. Слово о том, что надлежит внимать себе. PG 31, 197D-217B.    См.: Древний Патерик. Гл. 10, 159. Изд. 2-е. М., 1891. С. 159.    См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 7, 58. С. 99. В-13 согласно нумерации G .    То есть местным странствующим монахам. Часть третья. Испытания     «Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению... ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, — в горниле уничижения» (Сир.2:1, 5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

   Знаю одного человека в Париже, который с Великой Субботы до третьего дня Пасхи, в течение трех дней, был в состоянии видения, которое в образах нашего земного бытия он находил возможным выразить только словами, что он видел утро невечернего дня. Утро — потому что свет был необычайно нежный, тонкий, «тихий», как бы голубой. Невечерний же день — вечность.    Помню еще, как три года тому назад, при первой нашей встрече, почувствовав дыхание вечности, мы с Вами затаили на время дыхание... В-14 согласно нумерации G .     M исправл.: «Душа должна научиться преодолевать всякие скорби, и искушения, и приражения, и посторонние влияния всякого рода, чтобы потом она ничего уже не боялась».     M добавл.: «то есть всякого рода неправославными учениями как религиозного, так и философско-научного характера».    Ср.: Прп. Макарий Египетский. Слово 7. Гл. 14. — Духовные беседы, послание и слова. С. 451.    Тропарь Рождеству. M добавл.: «Достигнуть в любовь Божию без скорбей невозможно».     M исправл.: «достигнуть обоженного состояния и жизни во свете и любви Божественной». В-15 согласно нумерации G .    См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 3, 16. С. 31.    Приписка рукой прп. Силуана. В-17 согласно нумерации G .    8 мая 1933 г. в Париже на Трехсвятительском подворье Д. Бальфур принял монашеский постриг в малую схиму от архиепископа Вениамина (Федченкова) и был наречен в иночестве Димитрием.     M добавл.: «Молитесь ему много, и тогда душа Ваша полюбит его».     M добавл.: «Что скажу по поводу Вашей поездки в Америку? Я не знаю воли Божией о Вас, а говорить по человеческому рассуждению — малополезно. Неожиданно для меня все это и, скажу откровенно, расходится с моими предположениями относительно Вас. Рассматривая, однако, все Ваши действия, поскольку мне дают возможность это сделать Ваши письма, я прихожу к тому заключению, что устроение Вашей души правильное, доброе, т. е. чтобы предаваться на волю Божию и не противиться воле старших, хотя бы то было сопряжено с большими жертвами; но скажу Вам в предупреждение, что путь этот хотя и блаженный, как дающий глубокий мир совести, однако по временам столь труден, тесен и тяжек, что душа иногда доходит до какого-то изнеможения. Путь этот добр тем, что держащийся его научится молиться, получит дар рассуждения духовного и достигнет “цели” скорее, чем каким бы то ни было другим путем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

M SB исправл.: «Душа должна научиться преодолевать всякие скорби, и искушения, и приражения, и посторонние влияния всякого рода, чтобы потом она ничего уже не боялась». 180 M SB добавл.: «то есть всякого рода неправославными учениями как религиозного, так и философско-научного характера». 181 Ср.: Прп. Макарий Египетский. Слово 7. Гл. 14. — Духовные беседы, послание и слова. С. 451. 182 Тропарь Рождеству. M SB добавл.: «Достигнуть в любовь Божию без скорбей невозможно». 183 M SB исправл.: «достигнуть обоженного состояния и жизни во свете и любви Божественной». 184 В-15 согласно нумерации G 1 . 185 См.: Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 3, 16. С. 31. 186 Приписка рукой прп. Силуана. 187 В-17 согласно нумерации G 1 . 188 8 мая 1933 г. в Париже на Трехсвятительском подворье Д. Бальфур принял монашеский постриг в малую схиму от архиепископа Вениамина (Федченкова) и был наречен в иночестве Димитрием. 189 M SB добавл.: «Молитесь ему много, и тогда душа Ваша полюбит его». 190 M SB добавл.: «Что скажу по поводу Вашей поездки в Америку? Я не знаю воли Божией о Вас, а говорить по человеческому рассуждению — малополезно. Неожиданно для меня все это и, скажу откровенно, расходится с моими предположениями относительно Вас. Рассматривая, однако, все Ваши действия, поскольку мне дают возможность это сделать Ваши письма, я прихожу к тому заключению, что устроение Вашей души правильное, доброе, т. е. чтобы предаваться на волю Божию и не противиться воле старших, хотя бы то было сопряжено с большими жертвами; но скажу Вам в предупреждение, что путь этот хотя и блаженный, как дающий глубокий мир совести, однако по временам столь труден, тесен и тяжек, что душа иногда доходит до какого-то изнеможения. Путь этот добр тем, что держащийся его научится молиться, получит дар рассуждения духовного и достигнет “цели” скорее, чем каким бы то ни было другим путем ». 191 В-19 согласно нумерации G 1 . 192 Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Гл. 1, 9. С. 18. 193 M SB исправл.: «Я всей душой был против и хотел о том писать, но отец Силуан не позволил мне этого сделать, говоря, что теперь, когда мы стоим пред уже совершившимся фактом, нельзя писать ничего против, дабы не посеять в душе сомнения или нерасположения к владыке Вениамину и к тому делу, на которое Вы ехали».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010