Объясн. Эти слова удостоверяют нас в том, что в таинстве Причащения истинно преобладает Тело и Кровь Христовы. Что вкушение Евхаристии не есть только образ духовного (какого-то) приобщения, об этом благоволил засвидетельствовать Сам Господь: Ин.6:51 , и апостол Павел вполне сознавал это: 1Кор.11:25–29 . В ст.17 апостол разумеет под «одним хлебом» не одну какую-то хлебную единицу, а сущность Евхаристии, соединяющей со Христом верующих в Него. В Православной Церкви хотя и совершается литургия на пяти просфорах, но для таинства Причащения употребляется одна просфора, из которой изъемлется Агнец: Ин.1:29 ; при этом вспоминается пророчество Исаии: Ис.53:7–8 . 1Кор.10:20–21 . «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу; но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской». Объясн. Язычники поклонялись идолам, тем самым служили бесам: Откр.9:20 ; Пс.105:35:38 ; Вар.4:7 ; следовательно, к православным христианам, поклоняющимся истинному Богу, это место не относится, так как первая и главнейшая жертва у них есть таинство Евхаристии: 1Кор.10:16:11:23–25 ; Мф.26:26–28 . 1Кор.11:25–27 . «Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание». Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Объясн. После вечери преподавалась чаша и не обычная, утоляющая телесную жажду, а с истинной Кровью Христовой: Ин.6:55 ; 1Кор.10:16 , так как предшествовавшие «преломлению» обыкновенные вечери отменены были ещё самими апостолами: 1Кор.11:22:34 . Из слов 27 ст. ясно видно, что «хлеб сей» – не простой хлеб, но Тело Христово, и «вино сие» – не простое вино, но пресуществлённое в истинную Кровь Христову: ст.24; Мф.26:26–28 . Господь не говорил: это есть образ или подобие тела Моего....

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3) Божественная и человеческая природа во Христе соединены ипостасно. Это соединение не есть простое общение Бога с человеком на подобие обитания или действия Божия, напр., в пророках, апостолах, или на подобие таинственного общения со святыми, равно не моральное только единство, какое бывает между друзьями, а реальное, постоянное, неразрывное единство двух природ, – восприятие человеческой природы в личное единство с божественным бытием. Человеческая природа во Христе не имеет своей собственной ипостаси, а существует в воспринявшей ее божественной ипостаси Слова (ν αυτ [του Θεο Λγου πστσει] ποστασα, посему не διοσστος πστασις – самостоятельная ипостась, хотя и не ανυπστατος – безъипостасна, но νυπστατος – воипостасна. Дамаскин, «Точн. Изл. Пр. В.» Кн. III, 9, сн. 2). Ипостась Слова действует в ней и чрез нее как чрез свой собственный орган, так что все действия и состояния человеческой природы в собственном смысле принадлежат воспринявшему ее Богу-Слову, запечатлены характером божественным. – Такое представление о единении божества и человечества во Христе дается у ап. Иоанна, когда он говорит, что то самое «Слово», которое искони было у Бога и которым создано все, «стало плотию» ( Ин.1:14 ; ср. Рим.1:3 ; Рим.9:5 ; Флп.2:7 ; 1Кор.2:8 ); равн. образом, оно выражается во всех тех местах ап. посланий, где говорится о Христе, как едином, одном и том же, всегда себе равном ( Еф.4:10 ; Флп.2:5 ; Евр.1:3 ; Евр.13:8 и др.), и где Ему, как Богу, приписываются свойства и действия человеческие, а как человеку – божеские ( Деян.20:28 ; 1Ин.1:7 ; 1Ин.3:15 ; Рим.1:3 ; 2Кор.2:8 ; Флп.2:10 ; Евр.9:14 ). – Это апост. учение имеет для себя твердое основание в самосвидетельстве Христа. В своих выражениях о Себе Христос никогда не делает различия между божественным и человеческим существом; нет ни одного изречения, в котором можно было бы усмотреть след двойственности его сознания, обособления божественной и человеческой жизни, божеств. и человеческой воли, с двумя обособленными друг от друга рядами действий, из которых каждый имел бы свой собственный самостоятельный центр. В единстве самосознания Христа объединяются как предвечное бытие Его у Отца, так и человеческое бытие в мире, как Его собственные, принадлежащие одному и тому же лицу состояния. «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ) – таково рельефнейшее выражение этого единства богочеловеческого самосознания, с которым могут быть сопоставлены подобные же выражения – Ин.3:13 ; Ин.8:25 ; Ин.16:28 и др. Равн. образом, как об одном и том же, едином субъекте, говорит Он о Себе, что Он есть сама истина ( Ин.14:6 ), источник жизни ( Ин.6:35,48,51 ), что имеет власть живота и смерти ( Ин.11:25 ), и что Он имеет быть пригвожден ко кресту и умереть ( Мф.16:21 ; Лк.18:32 ), но в смерти победить смерть ( Ин.2:19 ; Ин.12:32 ; Лк.24:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Явление Христа поставило человечество перед страшной дилеммой, потому что так или иначе, ведая или не ведая, каждый будет «есть плоть» Его как «хлеб». Либо чтобы «иметь жизнь вечную» ( Ин.6:54 ), либо человек окажется на стороне тех, кто порывается «есть плоть» Его ( Церковь ) и «народ» (церковный) – как «хлеб», враждуя на Христа и на Церковь . Когда Христос сказал: «Я хлеб живой… Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ), то «многие из учеников Его говорили: жестоко (σκληρς) есть слово сие. Кто может это слушать?» ( Ин.6:60 ). Для понимания книги Псалмы необходимо понять «жесткое слово»: в религиозной жизни неизбежно происходит поляризация с выделением тех, кто для Христа и Церкви враждебен в абсолютном измерении. Поэтому мы повторяем каждый день не один раз: «избавь нас от лукавого» – диавола. Пс.26:11             Научи меня, Боже, пути Твоему                         и веди меня по стезе прямой из-за соглядатаев моих. «Научи… пути» – о связи Учения (Тора) и «пути» говорит Псалом 1. «Соглядатаи» – те, кто караулит, оставаясь невидимым, они – «семя змея», что «блюдет» всякого человека ( Быт.3:15 ). «По стезе прямой» – ср.: «ради соглядатаев моих сделай прямым предо мною путь Твой» ( Пс.5:9 ). Если «прямыми сделать стези Господу» ( Мф.3:3 ) – прямыми от Него к себе, и самому пойти по этой прямой, – то «соглядатаям» негде будет укрыться и вредить. Пс.26:12             Не отдай меня на алчность врагов моих… «На алчность» – букв.: «в душу» (см. Пс.17 /16:9). Нефеш – это «душа» и (как носительница желаний) «жадность, алчность, произвол». Например: «расширил Шеол алчность (душу) свою и разинул пасть свою» ( Ис.5 :14). Пс.26:12             …ибо восстали на меня свидетели лжи и выдыхают насилие. «Свидетели лжи» – в прямое нарушение Девятой заповеди: «не произноси на ближнего твоего свидетельство ложное» ( Исх.20:16 ). «Восстали» – так «Каин восстал на Авеля» ( Быт.4:8 ). «Выдыхают» – hap.leg.: возможно, отдуваются (выталкивают дыхание, как при родовых схватках; Иер.4:31 ). «Насилие» хамас – дышат насилием те, кто ненавидит ненавистью насилия» ( Пс.25–24:19 ). О суде над Христом сказано: «встали свидетели-насильники» ( Пс.35 /34:11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

в) искушение самолюбия и властолюбия. Победа Христа, ее характер: а) полная (все искушения преодолены), б) не окончательная (искушение не было последним, Лк.4:13 , Мф. 26:53 ), в) достигнута борьбой, противодействием искусителю, самоотречением, святостью и верою, оружием Слова Божия: «написано!», Мф.4:4–6–10 и пар., Иак.4:7 . III. Первая проповедь Христа, ст. 14–15 Время, место, повод, внутренние и внешние условия, ст. 14; см. выше примеч. к этому ст. Характер и содержание первой проповеди а) религиозно- и философско-историческое: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие», б) нравственно-практическое: «покайтесь и веруйте» Отношение к проповеди Иоанна Крестителя а) по времени, ст.14; Мф.4:12–17 ; б) по характеру и содержанию, ст. 15; ср. ст. 4–7 (продолжение и дальнейшее развитие). Отношение к обычным иудейским представлениям о грядущем Мессианском царстве а) положительное, – исполнение национальных чаяний иудейского народа; б) скрыто-отрицательное, – наступление царства, существенно отличного от того, какое ожидалось иудейским народом. Место благой вести о Царстве Божием в жизни и учение Спасителя (центральное): а) основание Царствия Божия (не научение правильному пониманию его природы) – цель земного служения Его, как Мессии; б) учение о Царствии Божием – основное содержание проповеди Его, как Пророка. Личность Христа, по Его первой проповеди. а) Христос открывает религиозный смысл истории (одно из свойств Истинного Бога, по учению прор. Исаии, cp. 44:6–8, 41:21–24...). б) Провозвестник и основатель Царствия Божия, Мессия. в) Источник духовного возрождения человечества. IV. Призвание учеников, ст. 16–20 Жизнь Галилейских рыбаков до призвания. Ин.21:2–13 . Первая встреча и знакомство с будущим Учителем, Ин.1:35–51 . Призвание к ученичеству, ст.16–20. Смысл обетования, ст.17. Отношение к Учителю: а) послушание призыву к высшему служению, ст. 18–20 б) причины доверия: внутренние (в учениках) и внешние (во Христе); в) следование за Христом: его внешний (исторический) и внутренний (духовный) смыл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Во всех случаях Иоанн Златоуст не двусмысленно, но решительно утверждает, что причащающиеся евхаристических хлеба и вина принимают истинное, реальное Тело и Кровь Господа, соединяются через это причащение с Самим Иисусом Христом, Который «растворяет» в них Свое Тело, делается их братом, а они становятся «сокровными» Ему и через это являются наследниками жизни вечной. Как красноречивый, златоустый оратор Иоанн в некоторых случаях допускает натурализм, например, когда говорит, что Христос «предоставил желающим не только видеть Его, но и осязать и есть, вонзать зубы в Плоть», или когда причащение от чаши называет прикосновением губ к прободенному ребру Спасителя и испиванием Его Крови от этого ребра. Это только прием ораторского красноречия, и из него не следует делать вывода ни о натуралистическом понимании Златоустом таинства Евхаристии, подобном тому, какое возникло на Западе под влиянием учения бенедиктинца Радберта Пасхазия (785–860), ни о спиритуалистическом, абстрактном. Знаменательно, что Иоанн Златоуст в большинстве случаев, говоря о евхаристическом хлебе как о Теле Христовом, употребляет термин σρξ, а не τ σμα. На первый взгляд это два равнозначащих слова, но в Священном Писании это не одно и то же. Господь мог употребить для установления таинства Евхаристии любую пищу, любой продукт питания, «ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4, 4–5 ). Но Христос избрал для этого хлеб и вино, потому что этим продуктам в еврейской священной символике придавалось особое значение. Хлеб являлся символом жизни. И Сам Христос пользовался этим символом, когда говорил о Себе иудеям: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6, 32–33.35.51 ). Виноградная лоза – символ избранного народа Божия ( Ис. 5,1–6 ). «Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды – любимое насаждение Его» (5,7). В Новом Завете Сам Господь – «истинная виноградная Лоза», а Бог Отец – виноградарь, все же люди, кто пребывает со Христом, – ветви этой Лозы ( Ин. 15, 1–6 ). Чаша вина – прежде всего символ спасения. «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс. 115, 4 ), но вместе с тем она и символ страданий. «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?», – сказал Иисус матери сыновей Зеведеевых ( Мф. 20, 22 ). Свои собственные страдания Он тоже назвал чашей: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия… Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф. 26, 39.42 ; ср. Мк. 14, 36 , и Лк. 22, 42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Prochee/svjato...

(Воскресший) уничтожил тьмочисленные списки эллинских богов, ниспроверг всех идолов, истребил нечестивые жертвенники, обагренные человеческой кровью, привел в бессилие диавола, обратил в бегство демонов, укротил дикие племена, иудеев подверг весьма великим бедствиям, а уверовавших в Него возводит превыше неба… (48,2). (Бог Отец) Единородного дал в цену искупления, чтобы благодать имела основание, потому что, прияв жертву единую за всех и превышающую достоинство всех жертв, и вражду истребил, и осуждение отменил, и ввел в сыноположение, и украсил тьмочисленными благами (48,462). Красота Твоя, Владыко Христе, неизъяснима, великолепие неизреченно, и слава превышает ум и слово. Твой нрав, Твоя благость и кротость превосходят помышления всех земнородных (56,68). Бог воплотившийся подъял смерть ради грехов и именно того ради, чтобы благодатию Его могли не грешить более те, которые верою приемлют Христа яко Господа, ради избавления их от греха закланного, умершего и воскресшего тридневно от гроба. Отсюда очевидно, что те, которые грешат, еще не приняли Христа Господа, хотя и мнят, что приняли Его. Ибо если они приняли Его, то Он даровал бы им, как говорит Иоанн Богослов, область чадом Божиим быти ( Ин. 1,12 ), которые не могут грешить (57,247). Ты, Христе, – Царство Небесное, Ты – Земля кротких, Ты – Рай зеленеющий, Ты – Чертог Божественный, Ты – неизреченная Таинница, Ты – (общая) для всех Трапеза, Ты – Хлеб жизни, Ты – Питие совершенно новое, Ты – и Чаша воды, и Вода жизни, Ты для каждого из святых – Светильник неугасимый, Ты – и Одеяние, и Венец, и Раздаятель венцов, Ты – Радость и Упокоение, Ты – Утеха и Слава, Ты – Веселие и Радование (56,121). СРЕДА. Ин. Зач.  4. (1,35–51) ХРИСТОЛОГИЯ Само Божие Слово превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начала, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, Отпечаток Первообразной Красоты, печать непереносимая, Образ неизменяемый, определение и Слово Отца приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумною душою ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха… единое из двух противоположных – плоти и Духа, из которых Один обожил, а другая обожена (10,245).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иеремии пророка Книга не является произведением, написанным в одно время. Пророк писал ее долгие годы (примерно с 625 по 580) и собирал в несколько этапов. Первый известный нам этап – это книга о народах, продиктованная Варуху около 604, а затем повторенная и расширенная. Последнее собрание речений адресовано уже иудеям, переселившимся в Египет (гл.44). Варух сопровождал Иеремию в Египте ( Иер.43:3,6 ), но, поскольку его книга была сохранена вавилонскими переселенцами, есть все основания думать, что именно Варух привез ее в Халдею. Он же мог добавить к ней биографические разделы. Таким образом, Иеремии пророка Книга является многоплановым сборником священных текстов, включающих пророчества, «исповеди» Иеремии и сказания о его жизни. Они расположены в книге следующим образом: 1) призвание пророка ( Иер.1:1–19 ); 2) пророчества об Иудее ( Иер.2:1–25; 38 ); 3) борьба Иеремии с лжепророками. «Книга Утешения» ( Иер.26–35 ); 4) крестный путь пророка ( Иер.36–45 ); 5) пророчества о народах ( Иер.46–51 ); 6) исторический эпилог (52). Провозвестие Иеремии пророка Книги . Как левит, пророк Иеремия был связан с духовной традицией Севера, что сказалось на близости его книги к Книге пророка Осии и Второзаконию. Одна из основных ее мыслей – условность Завета. Грех полагает преграду между Богом и людьми, поэтому Обетование может исполниться только на «остатке». Иеремия – страстный обличитель национализма, войны, надежд на политическую силу. Призвание ветхозаветной Церкви он понимает чисто духовно. Отсюда его непримиримость к культовому формализму и проповедь истинной веры, которая живет в сердце. Иеремия – пророк «личной религии», провозвестник богопочитания «в духе и истине» (ср. Ин.4:23 ). Ковчег и Храм, говорил он, ничего не значат, если люди попирают заповеди и не хранят верность Богу. Судьбы мира, по Иеремии, зависят не от людей, а от Творца. Верные должны проникнуться к Нему сыновним доверием. Неверные же сами пожнут плоды своей неверности. Их грех , однако, не сможет изменить замыслов Божьих. «Вот наступают дни, говорит Господь, – читаем мы в «Книге Утешения», – когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый завет – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:31–33 ). Это мессианское пророчество дополняется пророчеством о Давидовой Отрасли праведной, т.е. о Царе-Спасителе ( Иер.23:5 ; на Рождество Христово). Великие обетования, данные Иеремией, позволили назвать его «евангельским мужем». Многие толкователи усматривают в жизни пророка, который называл себя агнцем, ведомым на заклание ( Иер.11:19 ), Господня (ср. Ис.53 ), прообраз Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

2:22 не об очищении Марии, а об очищении их (aut?n) – очевидно, не Марии и Иосифа, который в очищении не нуждался, а Марии и Иисуса. Очищение Марии совпадало с посвящением Богу и выкупом Ее Первенца (ср. ст. 23 и Исх. 13:2, 12, 15; 22:29; 34:19-20, Числ. 3:13; 8:16). Греческое слово katharismos, «очищение», может значить и «выкуп». Приносимое в ст. 24 есть приношение Марии. О Симеоне мы знаем только из этого отрывка. Предание, которое делает его одним из семидесяти толковников, иными словами, представляет его старцем, далеко перешедшим за пределы наблюдающегося на земле долголетия, а равно и другие предположения как древних, так и современных писателей – доказаны быть не могут. Симеон – благочестивый иудей, чающий в явлении Мессии утешения Израиля. Во исполнение реченного ему Духом Святым, почивающим на нем, он узнает Мессию в Младенце Иисусе (ст. 28-32). Песнь Симеона есть славословие Бога о явленном спасении. Явление спасения есть освобождение Симеона. Спасение обнимает всех: оно есть просвещение (apokalupsis, собственно, «откровение») язычников и слава народа Божия Израиля (ст. 31-32). Но в Израиле служение Иисуса приведет к разделению (ст. 34–35). Ст. 35b синтаксически связан, если не непосредственно со ст. 34, то, во всяком случае, не только с первой половиной стиха, которая в русском переводе поставлена в скобки. Симеон говорит Марии о служении Ее Сына в Израиле, а попутно – и о Ней самой. И для Нее служение Ее Сына будет источником страдания. И смысл этого разделения (ср. Лк. 12:49-53), а может быть, и Ее страдания– выявление истины. Тайное станет явным. Опять – переоценка ценностей, как в 1:51-53. В контексте Евангелия разделение в Израиле возведет Иисуса на крест. У креста Иисуса страдание Матери достигнет предельной точки. Но евангелист ограничивается тем, что приводит это слово Симеона. Матерь Божию у креста Господня мы имеем в Ин. (19:25-27), не в Лк. Но значение слова – в начале Лк. – не вызывает сомнения. К славословию Симеона присоединяется древняя старица Анна (ст.

http://sedmitza.ru/text/413405.html

В иудействе было особое священство, закрытое и недоступное для народа, была грань, которая раз и навсегда отделила священство от народа, было покрывало, которое закрывало от народа святыню. Царственное священство всего Израиля в Ветхом Завете оставалось обетованием. В настоящем оно было поглощено левитским священством, которому оставался чужд весь народ Израиля. Смешение настоящего и будущего в этом служении было тягчайшим преступлением. «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фа–лева, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: «полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь. Почему вы ставите себя выше народа Господня?… И разверзла земля уста свои и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество. И сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества… И вышел огонь от Господа, и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение» (Чис. 16, 1–35). На Моисея восстали во имя того, что сказал Господь Моисею: все принадлежат народу Божьему, среди всех Господь, все одинаково являются членами народа и никто не может поставить себя выше народа Божьего, а потому все святы и все священники (Исх. 19, 5–6). Земля разверзлась, и огонь пожрал восставших на Моисея, но обетование осталось непреложным. Оно исполнилось в Церкви. Покрывало снято со святыни — «и вот завеса во храме раздралась на двое, сверху до низу» (Мф. 27, 51), грань превзойдена, пропасть заполнена и весь народ, новозаветный Израиль, введен в святилище «посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл всем через завесу, т.е. плоть Свою» (Евр. 10, 19–20). Через это вхождение в «храм тела Христа» (Ин. 2, 21) новозаветный народ стал царственным священством (βασλειον ερτευμα)  . Царственное священство стало реальностью и основой жизни Церкви. В Ветхом Завете служение во храме было доступно одному левитскому священству, а в Новом Завете служение в Церкви, как в живой и нерукотво–ренной Скинии, распространяется на всех членов Церкви. Новозаветный народ составлен из царей и священников; он весь свят, и в его собрании Господь, а потому он не поглощается землею и не истребляется огнем. Весь новозаветный народ служит Богу не в ограде храма, а в самом святилище, в котором он весь находится. «Вы приступили к горе Сиону, ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу и к духам праведных, достигших совершенства, и к Ходатаю Нового Завета, Иисусу» (Евр. 12, 22–24). Новозаветному Израилю открыт доступ в святилище, куда ветхозаветный народ не мог приступать, а куда приступал только первосвященник и священники  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Между тем, проповедь Иоанна Предтечи и крещение, им совершаемое, возбудили внимание Синедриона в Иерусалиме. Старейшины народа Иудейского решились послать к нему священников и левитов, чтобы узнать, не Мессия ли он? Посольство нашло его по другую сторону Иордана, в Вифаваре. Посланные спрашивают: «кто ты?» Иоанн объявляет прямо, что он не Христос. Они говорят: «так что же? ты Илия?» Многие из Иудеев веровали, что Илия, вознесшийся на небо, перед пришествием Мессии, сойдет опять на землю, и сделает нужные приготовления к принятию Его, как Царя. Иоанн отвечает, что он не Илия. Спрашивают далее: «ты (известный) Пророк?» Вероятно, разумели здесь Иеремию, о котором говорили, что он, во время разрушения Иерусалима и храма Халдеями, вынес ковчег со скрижалями Завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, и скрыл в одной пещере горы Навав, и, что, перед пришествием Мессии, он воскреснет, и эти вещи опять откроет, (сн. 2Мак. 2:4–8 ). Иоанн говорит на это: «Нет». Посланные продолжают: «кто же ты? Чтобы нам принести какой-нибудь ответ тем, которые послали нас: что ты говоришь сам о себе?». Он говорит: «я – голос вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу! ( Ис. 40:3 ) как сказал пророк Исайя». Ученые Фарисеи не обдумали этих слов, которые, однако же, решали все их недоумения. Они предлагают еще вопрос: «что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни Пророк?» Иоанн отвечает: «я крещу в воде; но среди вас есть уже, Которого вы не знаете. Он идет вслед за мною, хотя был прежде меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». После этого посольства, на другой день, Иоанн видит, идущего к нему, Иисуса, и говорит: «се, Агнец Божий, Который принимает на Себя грех мира. Именно о Нем я и говорил: – вслед за мною идет Муж, Который был прежде меня, потому что Он, древнейший, предо мной. – И я не знал, что Он таков; а, между тем, я должен был крестить в воде для того, чтобы Он явлен был Израильскому народу. Кто послал меня крестить водою, Тот сказал: – «на Кого ты увидишь Духа, сходящего и пребывающего на Нем; Тот есть, Крестящий Духом Святым», – и я свидетельствую, что видел, как Дух, подобно голубю, сходил с неба, и почил на Нем; и утверждаю, что это – Сын Божий». 5. Первые последователи Иисуса Христа: Андрей, Иоанн, Симон Петр, Филипп и Нафанаил (Ин. 1:35–51)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010