Ин. 1, 18



  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Приход Храма Преображения Господня с. Метели - <Искать в Источникеprihod.ru
... может не ощущать Его нигде — Сам Бог при этом остается вообще вне категории «где-то», вне категории «места». Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», — пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более невозможно». Бог невидим — Его «не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» — это значит в каком-то смысле исчерпать. ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ Рассматривая имена Бога, мы приходим к выводу, что ни одно из них не может дать нам полного представления о Нем. Говоря о свойствах Бога, мы также обнаруживаем, что их совокупность не есть Бог. Бог превосходит любое имя: назовем ли Его бытием — Он превосходит бытие, Он есть ... далее ...
Межцерковные связи архиепископа Михаила и ...Искать в Источникеsdsmp.ru
... Михаила и православное свидетельство Архиепископ Михаил (Мудьюгин) известен своим вкладом в дело межхристианского диалога. Сам по себе этот диалог, как и его участники, очень часто получает со стороны ригористически настроенных верующих неоднозначную оценку. Поэтому контакты владыки Михаила с представителями инославных церквей должны быть правильно осмыслены, причем прежде всего необходимо принимать во внимание то, как он сам оценивал свои связи с церквями Запада. Богословие, как известно, не есть абстрактная система логических построений о Том, Кого «никто никогда не видел» ( Ин. 1: 18, 1 Ин. 4: 12 ) . Прежде всего, богословие проявляется в поведении верующего и в его исповедании, которое может принимать форму проповеди. Каждый верующий человек глубоко неравнодушен к тому, как сформулировать свои вероучительные принципы, что всегда служило основой для разделения Церкви на отдельные юрисдикции, движения, ереси и секты. Этот же принцип убежденности в правоте своей веры делает межцерковный диалог столь трудным. С другой стороны, поскольку «блаженны миротворцы» ( Мф. 5: 9; ср. Кол. 3: 15; Еф. 4: 4 ) , межцерковный диалог необходим, ибо он пролагает путь к единству ... далее ...
Благовещение Пресвятой БогородицыИскать в Источникеsdsmp.ru
... Бога от людей отделяет непреодолимый человеческими силами грех, и Он остается бесконечно далеким от них, непостижимым ни в каком смысле. Сам Бог говорит Моисею: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» ( Исх. 33: 20 ) . В языческих мифах боги по своей прихоти могут время от времени вторгаться в жизнь людей и даже принимать видимость человека, но никогда не могут стать человеком: между бессмертными и смертными непреодолимая пропасть. И вот, – о чудо! – «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) . Само Слово, которое было Богом, «стало плотью, и обитало с нами» ( Ин. 1: 14 ) . Люди слышали Бога, видели Его своими очами, рассматривали и осязали своими руками ( 1Ин. 1: 1 ) . Небо, оставшись небом, сошло на землю. Вечное, оставаясь вечным, стало временным. Беспредельное, оставаясь беспредельным, обрело земные формы и пределы. Бог стал Человеком. О начале этого спасительного события и напоминает нам сегодняшний праздник Благовещения. Мысль о спасительном Боговоплощении особым образом развивается в Послании к Евреям, отрывок из которого читается за Божественной литургией ... далее ...
Богословие иконы в Православной Церкви. Лекция ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... храме играют катехизическую роль. «Если к тебе придет один из язычников, говоря: покажи мне твою веру… ты отведешь его в церковь и поставишь перед разными видами святых изображений», — говорит преподобный Иоанн Дамаскин (8) . В то же время икону нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к Евангелию или к событиям из жизни Церкви. «Икона ничего не изображает, она являет», — говорит архимандрит Зинон (9) . Прежде всего, она являет людям Бога Невидимого — Бога, Которого, по слову евангелиста, «не видел никто никогда», но Который был явлен человечеству в лице Богочеловека Иисуса Христа ( Ин. 1: 18 ) . Как известно, в Ветхом Завете существовал строжайший запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисеева декалога гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель» ( Исх. 20: 4-5 ) . Любое изображение невидимого Бога было бы плодом человеческой фантазии и ложью против Бога; поклонение такому изображению было бы поклонением твари вместо Творца. Однако Новый Завет был откровением Бога, Который стал человеком, то есть сделался видимым для ... далее ...
Слово Предстоятеля Русской Церкви после Литургии ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... на периферии жизни! А в центре эти Божественные слова — «сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Все философии мира отступают и разрушаются, и превращаются в прах и пепел под силой этих слов. И даже если человек ничего не знает о Боге, если он никогда не читал Евангелие, если он не знает истории Церкви, если он не знает жизни ни одного святого, — но он знает эти слова, то у него есть надежда на спасение. А как же можно знать Бога? Через Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда», — говорит тот же апостол Иоанн Богослов ( Ин. 1, 18 ) . Мы не можем даже представить себе, что есть Бог. Конечно, художники иногда рисуют Бога неким старцем — в какой-то момент Церковь даже запретила изображать Бога так, потому что никто не знает Лицо Бога, никто не знает, что есть Бог. Мы можем только опытно Его познавать. Мы можем чувствовать Его силу, мы можем чувствовать ответы на наши молитвы. Мы можем представить себе, что вся красота космоса, вся многосложность существующего мира является Его творением. Что же тогда означает Бог? Бесконечный разум, бесконечная сила, бесконечное могущество? Это Он запустил все физические ... далее ...
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью. Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником Благовещения Пресвятой Богородицы! Праздником действительно великим, потому что ни словами, ни мыслью невозможно охватить божественную тайну, которая совершилась в момент явления Архангела Гавриила Деве Марии в Назарете. Ветхозаветная история свидетельствует, что Бог являлся избранному народу в громе и молнии, Неопалимой Купине, но Бога не видел никто никогда, говорит апостол Иоанн ( Ин. 1: 18 ) . У людей не было видимого образа Бога; более того, всякие попытки изобразить Его сурово пресекались, потому что их источником было не Божественное откровение, а человеческая фантазия. С фантастическими изображениями божества, которые именовались идолами, боролись те, кто верил в единого истинного Бога. Богу было угодно, чтобы Его лик стал видим людям. Мы и представить не можем, какое это имеет значение для укрепления религиозного чувства. Нужно обладать действительно огромной внутренней силой, чтобы, обращаясь в никуда, обращаться к Богу. Мы знаем, что в дохристианскую эпоху ... далее ...
«В мире, но не от мира»: К вопросу о богословии ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... воедино ( Ин. 11, 52 ) , собрать всех верующих в вечное и блаженное единство любви, в единое стадо ( Ин. 10, 16 ) , в единое тело ( Рим. 12, 5 ) . Единство любви между верующими, будучи образом божественного единства и божественной любви, осуществляется не само по себе и не ради себя, но ради единства в Боге и ради соединения всех людей и всего творения с Богом. Но как возможно единство тварного с нетварным, человека с Богом? Ведь невозможно человеку увидеть Бога и остаться живым ( Исх. 33, 20 ) . Бога не видел никто никогда... Но Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1, 18 ) . Для того, чтобы соединение человека с Богом стало реальностью, понадобилось Боговоплощение - ипостасное соединение божественной и человеческой природ в Едином Лице Богочеловека Иисуса Христа, Второй Ипостаси Святой Троицы, вочеловечившейся «нас ради человек и нашего ради спасения». Предвечный Бог-Слово воспринял в Свою Божественную Ипостась человеческую природу, исцелил ее в Себе посредством этого соединения, посредством Крестной смерти избавил ее от смерти и тления и Воскресением Своей Плоти даровал ей жизнь вечную, вознес на Небо. Здесь вступает в силу христологический ... далее ...
Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... благочестия. А тех, кто противопоставляет одно [утверждение] другому, или считает их подобными друг другу, надлежит отвергать как нечестивых и безумных» ( «Феофан»; PL 150, 932 ) . «Противопоставляющих одно [утверждение] другому... надлежит отвергать», так как они еретики, искажающие живую антиномичность догматов, добытую в мистическом опыте богообщения, в угоду своим логически безупречным и непротиворечивым, но потому же и ложным, убогим понятиям. Догматы противоречивы, настаивает Палама в диалоге «Феофан», как противоречивы и библейские откровения: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ) , но «чистые сердцем Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ) . На эту тему, между прочим, писал о. П. Флоренский в своем «Столпе и утверждении Истины». Сам Палама выказал себя диалектиком, когда снял оппозицию Бога и тварного мира, введя в нее третий член, благодать, совокупность энергий, отличных от Божественной природы, но не отделенных от нее. И тогда, вместо оппозиции возникла триада: непричастная причина - причастное - причащающееся. Вслед за отцами восточной Церкви Палама описывал эти энергии («исхождения», «силы», если вспомнить терминологию Ареопагита) следующим образом: Григорий ... далее ...
От Луки святое благовествование. Глава 22 : ...Искать в Источникеmospat.ru
... 22. 61 Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. Мф 26, 34. Мк 14, 30, 72. Ин 13, 38. 22. 62 И, выйдя вон, горько заплакал. 22. 63 Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним и били Его; Мф 26, 67. Мк 14, 65. 22. 64 и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? 22. 65 И много иных хулений произносили против Него. 22. 66 И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион Пс 2, 2. Мф 27, 2. Мк 15, 1. Ин 18, 28. 22. 67 и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; 22. 68 если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; 22. 69 отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. Пс 109, 1. Дан 7, 13. Мф 26, 64. Мк 14, 62. Ин 6, 62. 22. 70 И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. 22. 71 Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его. Назад · Вперед Апрель 2018 « Январь Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 ... далее ...
Слово митрополита Илариона в пресвитерианской ...Искать в Источникеmospat.ru
... не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ) — слова эти имеют поистине глубокий, вселенский смысл, потому что, действительно, Бога Отца — невидимого Бога, Который не имеет материального тела, материальной формы, человеческими очами не видел никто никогда. Но для того, чтобы люди укрепились в вере в Бога, чтобы они познали, что Бог не только действительно существует, но что Он слышит их молитвы и готов приходить к ним на помощь, Бог Отец послал Сына Своего Единородного, Который стал Богом воплотившимся и явил нам невидимого Бога Отца. Именно после воплощения слова Божия, после того как Бог стал одним из нас, прожил человеческую жизнь, пострадал и умер на кресте, воскрес из мертвых, чтобы открыть нам путь в Царствие Небесное, воскресить нас вместе с Собою, люди по-настоящему узнали Бога. До пришествия в мир Христа люди не знали, что Бог может быть настолько близок к человеку, настолько солидарен с ним. Не знали, что Он настолько любит человека, что готов ради каждого из нас принять страдание и смерть. Он Сам преодолел ту дистанцию, которая отделяет нас от Него, и которую мы своими силами никогда не смогли бы преодолеть. Нет более ... далее ...

  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018  019   020   021   022   023   024   025   026   027   028   029

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"