Ин. 1, 18



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Водою и кровию и Духом - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... падежом предполагает в переносном значении стремление одного лица к другому; иначе говоря, то единение, которое оно выражает, есть единение любви. Отрицательной иллюстрацией этого значения предлога προς является замечание земляков Иисуса, соблазнявшихся Его учением и солидаризировавшихся с Его сродниками по плоти: «и сестры Его не все ли» προς ημάς ( Мф. 13: 56; Мк. 6: 3 ) . В синодальном переводе стоит «между нами»; лучше было бы «с нами». Эта же мысль о Сыне, пребывающем в единении любви с Отцом, выражается в конце Иоанновского Пролога образом Единородного, пребывающего в лоне Отца ( Ин. 1: 18 ) . Мысль о единении Отца и Сына как единении любви есть одна из главных мыслей Прощальной беседы и Первосвященнической молитвы. Сын любит Отца ( Ин. 14: 31 ) , но и Отец любит Сына (ср. Ин. 17: 23, 24, 26, ср. еще Ин. 3: 35, 5: 26) . Учение Евангелия и в этой существенной точке преднамечается Прологом. То же должно быть сказано о понятии жизни (ср. ст. 4) и света (ср. ст. 4а) . О втором уже была речь. Сказанное выше должно было установить, что символика света и тьмы проходит через все Евангелие. Тогда же было указано на взаимную связь обоих понятий. В последующем раскрытии ... далее ...
О духе, душе и теле. Сущность разногласий в ...Искать в Источникеpravmir.ru
... ангела Корнилию ( Деян. 10: 3 ) . Однако нет совершенно никакого основания выводить плотяность сущности, являющейся под тем или иным видом. Любая духовная сущность может, по воле Божией, или оставаться бесплотной или временно облечься в видимую форму. Сам Бог, невидимый, абсолютно духовный, нематериальный и невещественный, являлся Аврааму и другим библейским лицам. Однако отсюда нельзя заключать о какой - то причастности Божественного существа к чему - то материальному, вещественному. В " Слове о смерти " епископ Игнатий на основании слов Евангелия " Бога никтоже виде нигдеже " ( Ин. 1: 18 ) заключает, что только Бог, как Существо бесконечное, не подчиняется никакой форме, не может иметь никакого вида [15]. Вполне соглашаясь с отсутствием какого бы то ни было вида или формы в Боге, совершенно не обязательно вслед за епископом Игнатием считать, что поэтому все, что вне Бога, должно иметь вид и форму. Здесь - логическая ошибка умозаключений, совпадающих в каких - то одних частях своего объема, но не совпадающих в других частях. А следовательно, Церковь может мыслить существование помимо Бога и других существ, невидимых, бесформенных и нематериальных, ибо ... далее ...
Вопросы и ответыИскать в Источникеpravmir.ru
... Её святитель Феофан изъясняет так: “Неискусни, ўdТkimoi, не выдерживаете пробы. Проба христиан — вера любовию споспешествуемая. Не выдерживает пробы, кто или в вере хромает, или в жизни по вере слаб и скуден”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Второе послание к Коринфянам. М., 1998. С. 443. 7В данном случае преподобный Анастасий предполагает эсхатологическую перспективу видения Бога. Ср. толкование Ис 64: 4 у святителя Кирилла Александрийского: “Божество по природе невидимо, ибо Бога никтоже виде нигдеже, по написанному ( Ин 1: 18 ) . Но Он созерцается мысленными очами в том, что Он сотворил удивительно и несказанно. Невидимая бо Его, сказано, от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и божество ( Рим 1: 20 ) . Но часто Он познаётся и в том, что совершает для благодеяния и в чём открывается свойственное Ему милосердие, неожиданно спасая уже лишившихся всякой надежды и простирая спасительную руку как бы лежащим долу и на земле”. — Творения святого Кирилла Александрийского. Ч. VIII. М., 1890. С. 464. В аскетическом ключе это место Священного Писания толкует святой Аммон: ... далее ...
Любовь - сущность христианстваИскать в Источникеpravmir.ru
... доступные разуму понятия о Божестве, Его жизни и свойствах, заимствованные нами из книг Божественного Откровения и учения Свв. Отцов. Нам кажется, что самое верное, доступное для человека богопознание могут дать нам имена Божии, которыми Он именуется в писаниях свв. пророков и особенно во Св. Евангелии Христа Спасителя, ибо Евангелие есть слово воплотившегося Сына Божия, Который говорит: Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть ( Мф. 11: 27 ) . И еще: Бога никто не видел нигде, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1: 18 ) . Однако же Святая Церковь Христова исповедует, что и через пророков говорил Дух Божий и Слово Его по воле Отца Бога. А потому и через пророков данное богопознание так же истинно, как истинно боговедение, принесенное человечеству Сыном Божиим, Иисусом Христом. Имена Божии, если человек стремится познать Бога, имеют важное значение, потому что в них выражаются свойства жизни непостижимого для нас Существа Божия. Правда, относительно Божества мы должны помнить, что никакое наименование Его не может полностью выразить Существа Его и свойств жизни Его. Тем не менее человечество — ... далее ...
Письма к разным лицамИскать в Источникеpravmir.ru
... Божией, то чествуешь, чего не знаешь». А я знаю, что Бог есть. Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения. Поэтому как спасаюсь? Чрез веру. А вера довольствуется знанием, «яко есть» Бог (а не что такое Он есть) «и взыскающим Его мздовоздаятель бывает» ( Евр. 11: 6 ) . Следовательно, сознание непостижимости Божией есть познание Божией сущности, и поклоняемся постигнутому не в том отношении, какая это сущность, но в том, что есть сия сущность. Пусть и им будет предложен такой вопрос: «Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда» ( Ин. 1: 18 ) . Что же исповедал об Отце Единородный? Сущность Его или силу? то сколько исповедал нам, столько и знаем. Если сущность, то укажи, где сказал Он, что нерожденность есть сущность Отца? Когда поклонился Авраам? Не тогда ли, как был призван? Где же засвидетельствовано в Писании, что он постиг при сем Бога? Когда поклонились Ему ученики? Не тогда ли, как увидели, что тварь покорена Ему? Ибо из того, что море и ветры повиновались Ему, познали Его Божество. Итак, вследствие действований — знание, а вследствие знания — поклонение. Веруешь ли «яко могу сие сотворити? Верую, Господи, и ... далее ...
Православная Церковь - Православная электронная ...Искать в Источникеpravmir.ru
... иконопочитатели, возьми его в храм и поставь перед иконами. Таким образом, иконы составляют часть Священного предания. 3. Вероучителъное значение икон. Здесь мы касаемся самого существа иконоборческой смуты. Допустим, иконы — не идолы; допустим, они полезны для наставления. Но необходимы ли они — или просто позволительны? Действительно ли сущностно важно иметь иконы? Иконопочитатели отвечают: да, важно, ибо иконы хранят истину и полноту догмата о воплощении. Иконоборцы и иконопочитатели согласны в том, что Бога нельзя представить в Его вечной природе: «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1: 18 ) . Но с точки зрения иконопочитателей, воплощение сделало возможным религиозное изобразительное искусство: Бог может быть изображен, потому что стал человеком и облекся плотью. Иоанн Дамаскин доказывает: возможно изготовить материальный образ Того, Кто воплотился в материальном теле: Прежнего Бога, бестелесного и неописуемого, вовсе нельзя было изобразить. Но теперь, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, я изготовляю образ Бога видимого. Я служу не материи, а Творцу материи, сделавшемуся материальным ради меня и соблаговолившему обитать в материи, дабы через нее совершить ... далее ...
Экзегетический анализ первых двух глав Послания ...Искать в Источникеpravmir.ru
... в изглаголание воли Божией, — замечает епископ Феофан. — По самому слову и образу выражения видно, что пророки не могут идти с Ним в сравнение, но изъяснять, что есть Сын, апостолу было еще не время. Он объяснит это после. Здесь же только намек дает, что Он есть Некто Высший, — и этого было довольно для начала». Блаженный Феодорит пишет: «Апостол ясно показал различие Владыки Христа и пророков, ибо Его одного назвал Сыном”. Принявшие уже Евангелие не могли при сем не припомнить слов святого Иоанна Богослова: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1: 18 ) — и не заключить, что слово Сына имеет в себе такое преимущество, которого не только пророки, но и никто из совершеннейших духом иметь не могут». Святой Златоуст выводит отсюда: «Превосходство (нового откровения) не только в том, что к тем посылаемы были пророки, а к нам Сын, но и в том, что никто из них не видел Бога, а Сын Единородный видел». «На кончине времен Сын Сам глаголал нам через Самого Себя. Единородный не через пророка уже или голос святых, но через Самого Себя, родившись ради нас, исполнил сказанное нам. Мы говорим, что в Сыне глаголал Отец не как через какого-нибудь ... далее ...
Патриарх Кирилл: слово к Троице | Православие и ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю с великом праздником — днем Святаго Духа! Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, что есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу. Бога не видел никто и никогда — так само слово Божие говорит о Боге ( Ин. 1, 18 ) . Но мы имеем множество откровений — и в Ветхом, и в Новом Завете — о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе — в образе старца, в образе царя… Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания ... далее ...
Благая часть. Беседы с монашествующими - ...Искать в Источникеpravmir.ru
... Иоанна Богослова, известного нам по Евангельскому чтению в первый день Пасхи: яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть ( Ин. 1: 17 ) . Далее мы видим, что апостол тут же делает некое примечание, дабы мы не думали, что Моисей, которому были необыкновенные Божественные явления, открыл нам образ бытия Божия и что слова благодать и истина Иисус Христом бысть означают, будто мы познали Бога в такой мере, в какой можем познать что-либо конкретное земное. Иоанн Богослов говорит: Бога никтоже виде нигдеже, единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда ( Ин. 1: 18 ) . То есть никто никогда не видел Бога - не потому, что не было достойных людей, но потому, что это в принципе невозможно. Ни Моисей, ни какой-либо другой великий пророк, никакие праведники - никогда никто из сотворенных существ созерцать Бога как Бога не мог по той причине, что Он есть Существо безграничное, беспредельное и превышающее все сотворенное. И только когда Сам Сын Божий открывает нам Бога и только в той мере, в какой Он это делает, мы способны Бога воспринять. Прежде всего здесь, конечно же, имеется в виду то теоретическое знание о Боге, которое нам необходимо для ... далее ...
Богословие иконыИскать в Источникеpravmir.ru
... других, естественно предположить, что он символизирует Отца, как источник бытия, на что указывает и древо, расположенное за спиной среднего ангела. Это и дуб Мамврийский, под которым Авраам приготовил трапезу путникам (Быт. 18. 1) , и древо жизни, которое насадил Бог посреди рая (Быт. 2. 9) . Но средний ангел в одеждах красно-синего цвета, т. е. в одеянии Христа, что и наводит всех исследователей на мысль, что в среднем ангеле следует видеть Бога-Слово, вторую ипостась Св. Троицы. Обратимся к тексту Библии: " Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил " (Ин. 1. 18) . Увидеть Бога Отца невозможно, " потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых " (Исх. 33. 20) . Эта возможность открывается только через Сына: " никто не приходит к Отцу, как только через Меня " (Ин. 14. 6) . Христос также говорит: " Я и Отец одно " (Ин. 10. 15) , " видевший Меня, видел Отца " (Ин. 14. 9) . Таким образом, здесь мы имеем изображение совсем не однозначное - если можно так сказать, мы на Отца смотрим через Сына. Но все-таки благословляющий " отеческий " жест среднего ангела заставляет нас думать, что акцент поставлен на образе Отца (" Сын есть Образ ... далее ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"