Ин. 1, 18



  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Сумма теологии. Том I, Вопрос 12 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... что там есть; 9 (знает ли он то, что знает, посредством некоторого уподобления; 10) дано ли сотворенному уму сразу познать всето, что он созерцает в Боге; 11 (может ли кто-либо, находясь в состоянии этой жизни, созерцать сущность Бога; 12) можем ли мы познать Бога в свете естественного разума [еще] в этой жизни; 13 (можно ли [еще] в этой жизни каким-либо образом познать Бога в свете естественного разума при посредстве благодати.) Кажется, что ни один из сотворенных умов не может созерцать сущность Бога. Так, Златоуст, комментируя слова евангелиста Иоанна «Бога не видел никто никогда» ( Ин. 1, 18 ) , говорит: «Не только пророки, но даже ангелы и архангелы не видели Бога. Ибо как может тварь видеть Несотворенного? » 175. И Дионисий, рассуждая о Боге, замечает, что Бог не воспринимаем ни чувством, ни воображением, ни мнением, ни суждением, ни познанием 176. Возражение 2. Далее, все бесконечное как таковое непознаваемо. Но Бог, как было показано выше (7, 1) , бесконечен. Следовательно, Сам по себе Он непознаваем. Возражение 3. Далее, сотворенный ум знает только те вещи, кои существуют [в действительности]. Ведь первое, что постигается умом, [это именно] сущее. Но Бог не есть ... далее ...
София-Логос. Словарь, София-Логос - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... средневековое искусство вообще постоянно избегали изображения Бога Отца в виде величавого Старца с седыми волосами и бородой; при изображении некоторых мотивов Ветхого Завета, таких как творение неба и земли, Творец является с обликом Христа не только в византийской миниатюре, а и в скульптурах Шартрского собора и некоторых других западных шедеврах. И это было логично, ибо лик Христа возникает в контексте христианской традиции как единственный и неповторимый человеческий лик Бога невидимого, не только Сына, но также Иконы Отца. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил», Ин. 1: 18) . Лишь накануне Ренессанса ясность и порядок этих метафизических концепций затуманились, и таким образом появилась возможность для Микеланджело создать прославленное Творение в Сикстинских фресках (которые, будучи одним из высочайших достижений всей европейской культуры, отображают вместе с тем глубочайший кризис сакрального искусства как такового) . Повторяю, искусство Иконы не поглощено ни божественным как таковым, ни «человеческим, слишком человеческим», по выражению Ницше, простым натуралистическим уровнем человеческого существования, который оказывается ... далее ...
15 апреля 1985 - Православный Церковный календарьИскать в Источникеazbyka.ru
... ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, засорять ее, закрывать вам глаза на что-то более важное. У меня все, лекция окончена. Проповедь дня Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. Христос воскресе! Этими словами мы свидетельствуем пред всем миром, что убитый Иисус Христос воскрес из мертвых, чтобы уже никогда не умирать. Но не много ли мы на себя берем? Ведь свидетельствуют о том, что видели сами. Апостолы, когда им надо было принять в число двенадцати... ► Проповедь протоиерея Родиона Путятина. Бога не видел никто никогда ( Ин. 1: 18 ) . Это из чтения Евангелия на нынешний день. Бога не видал никто никогда, и невозможно человекам видеть Бога. Неверующие спрашивают: " Как же Бог есть, когда Его никто никогда не видал? " " А как же вы, неверующие, знаете, что Бога нет, когда видеть Его невозможно... ► Проповедь святителя Луки ( Войно-Ясенецкого ) . Глубокое уныние и безнадежность овладели сердцами апостолов после страшной крестной казни их Учителя. Беспросветная тьма водворилась в их сердцах, ибо рушились все надежды их на то, чего ждали они от Учителя своего, Которого считали Сыном Божиим и Мессией... ► ... далее ...
Основы древнецерковной антропологии. Том II. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... защищающий от лукавых покушений врага-дьявола (т. ж. 322) , «Будь же паче уверен, что Хранитель твои с тобою» ( Сл. 41, 146 ) . Для ангелов, для всех небожителей-архетипов, Он – «Святый Крепкий», твердый и непоколебимый, верный до конца, «Ангел Высшего Совета», образец для всех, смертных и бессмертных. Ап. Павел говорит: «Он показал Себя ангелам» – апостол имеет в виду Голгофу Христа. Для всех, верующих в Него, Он есть живой Образ Бога Отца, живая икона Бога, первая, единственная и неповторимая, которую не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.? 1,? 18 ) . Явил, значит, показал Бога в Себе. На вопрос смущенного ап. Филиппа в прощальной беседе Он отвечает: «Видевший Меня видит и Пославшего Меня» ( Ин.? 12,? 45 ) . Самое, быть может, потрясающее из всех откровений Христа. Как Бог похож на человека! – думает каждый, читающий эти строки. Верующая душа наполняется энтузиазмом при мысли об этом. Но сходство это обязывает. Грешная душа чувствует это и приходит в отчаяние. Искупление Грех есть начало противоестества, а смерть – конец и завершение. Смерть противоестественна, это чувствует человек всеми силами своей души и противится ... далее ...
Вопросы и ответы, "Вопросы и ответы" преп. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... чим неикусни есте». Его свт. Феофан изъясняет так: «Неискусны», ???????? , “не выдерживаете пробы». Проба христиан – «вера, любовию споспешествуемая») Гал. 5: 6 (. Не выдерживает пробы кто или в вере хромает, или в жизни по вере слаб и скуден») Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 443 (. 35 Преп. Анастасий цитирует свободно. 36 В данном случае преп. Анастасий предполагает эсхатологическую перспективу видения Бога. Ср. толкование Ис. 64 у свт. Кирилла Александрийского: «Божество по природе невидимо, ибо «Бога никто же виде нигде же», по написанному) Ин. 1: 18 (. Но Он созерцается мысленными очами в том, что Он сотворил удивительно и несказанно. «Невидимая бо Его, – сказано, – от создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и божество») Рим. 1: 20 (. Но часто Он познается и в том, что совершает для благодеяния и в чем открывается свойственное Ему милосердие. неожиданно спасая уже лишившихся всякой, надежды и простирая спасительную руку как бы лежащим долу и на земле») Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Исаию. V, 5 Творения святого ... далее ...
Вселенские Соборы, Часть 5 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... диалектикой как бы «припереть к стене», заставить холодного рационалиста и тем более озлобленного скептика признаться, что в том или ином моменте истории, в частности, в каком-то церковном соборе, он видит, наконец, тот «синергизм» сил человеческих и сил божественных, который может открываться только очам веры. Один ученый умник с гордостью пустил в оборот свое речение, что вот он всю жизнь сидит около микроскопов и телескопов, а «Бога нигде не заметил». Он прав. Физическими очами ни в микроскопы, ни в телескопы Бога увидеть нельзя. B этом смысле «Бога никтоже виде нигдеже» ( Ин. 1: 18 ) . На то дан человеку другой орган. Ему нет рационального имени. Это – «очи веры, голос сердца, озарение духа светом Фаворским 48 (исихия) ». – «Но лишь Божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа» человека «встрепенется, как пробудившийся орел». – «Тоскует он» в суете этого мира. «К ногам народного кумира (хотя бы и вооруженного микротелескопами) не клонит гордой головы». – «И долго на свете» душа его «томится, желанием чудным полна», пока в непосредственных, интуитивных и опытных соприкосновениях с Творцом, Отцом и Господом своим, не успокаивается, как магнитная стрелка, ... далее ...
Руководство к изучению Нового Завета. Апостол – ...Искать в Источникеazbyka.ru
... любовь, которую Он являет к людям. Она должна быть лучшим средством приближения к Богу и познания Его. Чтобы лучше познать предмет, нужно приблизиться к нему, видеть его; Бога же нельзя видеть, и никто никогда Его не мог видеть и познать, как мы видим и познаём другие ограниченные предметы. Только любовь может приблизить нас к Богу так, что через неё мы можем осязать и ощущать Его ( Деян.? 17: 27 ) , только через любовь Бог делается видимым и доступным человеку. Видимым Он сделался, во-первых, потому, что по любви к людям послал на Землю Своего Единородного Сына, Который исповедал Его ( Ин.? 1: 18 ) ; видимым, далее, Он становится нам, когда мы любим друг друга и привлекаем к себе любовь Божию, потому что в ближних мы любим образ Божий и, усовершаясь в любви, более и более уподобляемся Богу. [Взятое безотносительно, это выражение показывает непостижимость существа Божия и недоступность лицезрения Его не только для человека, но и для ангелов. И потому все Боговидения, о которых говорится в Ветхом и Новом Заветах, нужно понимать как чувственныя, как видения следа славы Божией, а не самого Лица Его ( Сравните Исх.? 33: 23 ) ]. Стих 13. От Духа Своего дал есть нам. ... далее ...
О разных иконах Пресвятой ТроицыИскать в Источникеazbyka.ru
... 3. Икона « Отечество»? Здесь сюжет вообще придуман. На Небесном Троне сидит Бог Отец. На коленях у Него – отрок Сын. Над ними парит Дух Святой. 4. Икона Бога Отца? Очень редкое изображение, которое грубо, как бы в игнорируя всю догматическую логику запретов Бога Отца, именно Его и изображает. 5. Распятие в Лоне Отчем? Эта икона показывает нам, как Отец держит Крест с Распятым Сыном. Рядом помещается Святой Дух. Теперь – несколько слов о допустимости таких икон Для нас программным в этом отношении является текст Апостола Иоанна Богослова: «Бога не видел никто и никогда» ( Ин. 1, 18 ) . Бога Отца, продолжает Апостол Иоанн, что нам явил Сын Божий. Таким образом, изображение Бога Отца если и возможно, то только в том случае, если Он изображается символически, например, под видом Сына. Именно такой вариант мы встречаем на иконах Троицы первого типа (к которым принадлежит и рублевская «Троица») . На этих иконах все три изображенных персонажа имеют черты Сына. Таким способом достигается цель иконописца: показать, что Сын явил нам всю Тайну Пресвятой Троицы. Сын явил нам и Себя, и Отца, и Духа. Все остальные иконы, несмотря на их назидательную доступность ... далее ...
Догматика Православной Церкви. Том II. Бог в ...Искать в Источникеazbyka.ru
... недопустимо смешивать. «Различие между рождением и исхождением существует, – говорит святой Дамаскин, – но природу этого различия мы не можем никоим образом постигнуть». б (Личное свойство Сына, которым Он вечно и неизменно отличается от Отца и Духа, – это рождение) ???????? (. Он вечно рождается из естества Отца по Своей воле и в согласии с жизнью абсолютной гармонии, царствующей во всесовершенной полноте Божия существа. По самой Своей природе «Отец хочет и любит Сына, и Сын хочет и любит Отца». Вечное бытие Одного обусловлено вечным бытием Другого. Вечен Отец, вечен и Сын, поэтому и рождение Сына вечное) см. Пс. 2: 7, 109: 3; Мих. 5: 2 (, одно и единственное) см. Ин. 1: 18, 10: 30 (, всесовершенное и всеимеющее) см. Ин. 17: 10 (, внутреннее, в неприступном свете Божества) см. Ин. 1: 18, 10: 38 (, непостижимое) см. Ис. 53: 8 (. Оно, по словам святого Афанасия Великого, является «совершенным рождением от Совершенного», поэтому его никак нельзя сравнить с рождением творений во времени и пространстве. По своей природе и по своим свойствам оно абсолютно непостижимо для сотворенных существ: как для Ангелов и Архангелов, так и для пророков и апостолов, для всех людей – для всей ... далее ...
Опровержение Евномия, Книга 3 - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... упомянутое нами несколько прежде: «вселих совет, иразум и смысл» ( Притч. 8, 12 ) , и все, что свойственно учению умственному и расширяющему сведения. Изложив сие и подобное сему, Соломон присовокупляет учение о домостроительстве касательно человека, для чего «Слово плоть бысть» ( Ин. 1, 14 ) . Ибо так как для всех явно, что сущий над всеми Бог не имеет в Себе ничего сотворенного или вводного: ни силы, ни премудрости, ни света, ни слова, ни жизни, ни истины, ни вообще чего-либо умопредставляемого в полноте Божественного лона, – все это есть «Единородный Бог, Сый в лоне Отчи» ( Ин. 1, 18 ) , то ни к чему, умопредставляемому в Боге, не может по справедливости приложено быть имя твари, так что Сыну в Отце или Слову в начале, или свету в свете, или жизни в жизни, или премудрости в премудрости прилично было бы сказать: «Господь созда мя». Ибо если создана Богом премудрость, Христос же – «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1, 24 ) , то, конечно, Бог возымел премудрость вводную, в последствии из приуготовленного восприяв то, чего не имел сначала. Но однако же Тот, Кто в лоне Отчем, не позволяет нам представлять себе Отчее лоно когда-либо праздным от Него, ... далее ...

  004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017   018   019   020   021   022   023   024

Постоянная ссылка на эту страницу: Ин. 1, 18
Справочник - ПОИСКОВ.РФ