XVII. О вере и делах Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя; иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 ; Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: а) вера есть сердечное влечение человека к Богу ( Мк.11:23–24 ), б) и вера есть вероучение, или знание, о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой: Рим.10:14 ; Деян.10:6 . Вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины: Мф.8:10:15, 28 ; Мк.7:26 . Дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например у Италийского сотника Корнилия: Деян.10:1–2:28 . Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть ещё истинный христианин. Для достижения этого необходимо креститься водой и Духом Святым: Деян.19:48 ; Ин.3:5 . Отсюда видно, что сектанты хотя бы и имели веру и добрые дела, но, как не имеющие истинного вероучения, не могут наследовать Царствия Божия и потому весьма заблуждаются, а ведь Господу угодно, чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения: Еф.4:14 . Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о вере и делах Мф.7.16–18:20 . «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?.. не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Итак, по плодам их узнаете их». Объяснение. По одним делам нельзя узнать: истинной веры человек держится или ложной: Деян.10:2–6 . Закон и заповеди святы: Рим.7:12–14 , но бывает, что исполнители ими злоупотребляют: Лк.18:11 ; и не плод, а вред приносят: Рим.16:17–18 ; Мф.7:19 ; и при истинной вере и добрых делах ( Иак.2:26 ) должна быть истинная любовь: 1Кор.13:1–3 ; Рим.2:13 . Мф.8:13 . «И сказал Иисус сотнику: иди, и как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Казачество - исторически православное (в некоторых случаях старообрядческое ) русское военное сословие в XVIII — начале XX вв. Образованию казачества предшествовало появление в XII - XIII вв. на стыке границ Киевской Руси и Половецкой земли т.н. бродников - ватаг вольных людей совмещавших разбой с торговлей лошадьми и выступавших зачастую посредниками между русскими и половцами . В XIV — XVII вв. казаки - вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV — XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникли самоуправляющиеся общины “вольных” казаков (главным образом из беглых крестьян). Казачество было главной движущей силой народных восстаний в Украине XVI — XVII вв. и массовых движений в России XVIIXVIII вв. Правительство стремилось использовать казачество для охраны границ и в войнах, в XVIII в. окончательно подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население — свыше 4,4 млн. человек (свыше 53 млн. десятин земли). В первую мировую войну казачество выставило около 300 тыс. человек. После октября 1917 советская власть проводила политику “расказачивания”, сопровождавшуюся массовым террором против населения казачьих областей, что, в свою очередь, вызывало массовые восстания. В 1920 казачество как сословие упразднено. В 1936 созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне (расформированы во второй половине 40-х гг.). С конца 1980 -х гг. предпринимаются попытки возрождения казачества.

http://drevo-info.ru/articles/1689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (10.07.1910, г. Наровчат Пензенской губ.- 2.05.1976, Ленинград), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома . Самостоятельную трудовую жизнь начал в Наровчате в 1925 г. После переезда в Ленинград, с сент. 1928 по сент. 1931 г. работал шлифовщиком оптического стекла на «Лензосе». В 1932 г. окончил рабфак и поступил на курсы по подготовке в вуз при Ленинградском ин-те лит-ры и истории (впосл. филологический фак-т Ленинградского гос. ун-та), с сент. 1932 г. студент. По состоянию здоровья с мая 1934 по сент. 1936 г. работал сотрудником краеведческого музея в г. Боровске Московской обл., после чего вернулся в Ленинградский ун-т, к-рый окончил в 1939 г., получив диплом «литературоведа-русиста». С янв. по сент. 1940 г. работал старшим библиотекарем в Отделе рукописей БАН, с сент. 1940 г. по 3 авг. 1941 г. был научным сотрудником Карело-Финского научно-исследовательского ин-та культуры и преподавал в Петрозаводском ун-те. Во время Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был трижды ранен. С февр. по июль 1946 г. работал старшим библиотекарем Государственной публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), с 20 июля 1946 г.- научный сотрудник Ин-та русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Канд. дис. «Повесть о Сухане (из истории русской повести XVII в.)» защитил 29 марта 1956 г., докторскую - «Исследования и разыскания по литературному наследию Древней Руси» (по совокупности трудов) - 11 янв. 1968 г. В 1972 г. М. было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Первая научная публикация М. относится к 1940 г. Все основные работы ученого связаны с открытием и исследованием новых рукописей и памятников древнерус. литературы («Слово о погибели Русской земли», повести о Сухане, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о дворянине Карле и др.). Большое внимание М. уделял обследованию и описанию малоизвестных гос. архивов и частных коллекций.

http://pravenc.ru/text/2561754.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купола Пятницкой башни 17.11.2016 В рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» в Троице-Сергиевой лавре проводятся работы по воссозданию исторического облика купольного покрытия Пятницкой башни. Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» осуществляется реконструкция здания типографии Троице-Сергиевой лавры. Пятницкая башня, восьмигранная в плане, располагается в юго-восточном углу монастырской ограды, сооружена в 1640 году. Это одно из самых мощных крепостных сооружений, построенных в XVII веке на месте разрушенной взрывом «в осадное время» башни. Высота башни до верха зубцов составляет 25 м, по диагонали 21 м. В шести ярусах башни имеется 77 бойниц. На всю высоту башни проходит восьмигранный каменный пилон, который поддерживает своды и бревенчатые накаты междуэтажных перекрытий. На основании проекта реставрации Пятницкой башни, согласованного и утвержденного Министерством культуры РФ как заказчиком данных работ, Троице-Сергиевой лаврой были поданы заявки на проведение конкурсных процедур по осуществлению реставрации. ООО «Промпроект» выиграло конкурс на проведение данных работ и получило разрешение Министерства культуры РФ на их проведение. С ООО «Промпроект» был заключен двухгодичный государственный контракт для проведения реставрационных работ на выбранном объекте. Куратором реставрационных работ является Сергей Васильевич Демидов, директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра (ПАРЦ) Троице-Сергиевой лавры, архитектор-реставратор высшей квалификации, член Федерального научно-методического совета Министерства культуры РФ, заслуженный деятель искусств РФ. Производимые работы контролируются Федеральным технадзором. Технологии производимых работ согласованы с Министерством культуры РФ.

http://drevo-info.ru/news/21579.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. А. Архангельский. Фотография. 1892 г. (ГИМ) Александр Андреевич (11.10.1846, с. Ст. Тезиково Пензенской губ.- 16.11.1924, Прага), рус. хоровой дирижер, композитор, педагог. Род. в семье священника, окончил Пензенскую ДС. Теорией музыки занимался у Н. М. Потулова . С 1862 г. регент архиерейского хора в Пензе. С 1870 г. жил в С.-Петербурге. В 1870-1871 гг. вольнослушатель хирургического отд-ния Военно-медицинской академии, в 1871-1873 гг. студент химического фак-та Технологического ин-та. В 1872 г. сдал экзамен в Придворной певч. капелле на звание регента. В 1873-1878 гг. регент хоров Саперного батальона, Конногвардейского полка, Придворно-конюшенной ц. Преподавал сольное и хоровое пение в жен. Патриотическом ин-те (1885-1908), Александровском лицее (1891-1897), Екатерининском жен. уч-ще (1893-1898, 1904-1906), Музыкальном ин-те (1913-1919) и др. учебных заведениях. В 1902-1908 гг. руководитель и педагог организованных им бесплатных курсов хорового пения. В 1880 г. А. создал смешанный хор (вначале из 20, впосл. до 90 чел.) и возглавлял его до 1923 г. (с 1917 Трудовой коммунальный хор). В 1887 г. А. реформировал состав хора, полностью заменив голоса мальчиков женскими. Первые программы хора (1883-1885) включали рус., слав. и западноевроп. народные песни. С 1886 г. репертуар хора пополнила рус. церковная и светская музыка XVII-XIX вв., западноевроп. музыка различных эпох и стилей; мн. произведения хор исполнял в России впервые. Исполнительский уровень хора был чрезвычайно высок. В 1897-1901 гг. хор совершал гастрольные поездки по России (более 50 городов), Польше, Финляндии, в 1907 и 1913 гг. выступал в Германии, участвовал в концертах РМО, Русских симфонических концертах М. П. Беляева, в общедоступных симфонических концертах А. Д. Шереметева, в частных антрепризах А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, в спектаклях Мариинского театра и др. В 1901 г. А. создал С.-Петербургское певч. благотворительное об-во (существовало до 1918), объединившее все хоры С.-Петербурга. В 62 концертах объединенного хора в составе до 600 чел. было исполнено 125 сочинений. С 1906 г. А.- главный инспектор Святейшего Синода по устройству и инспектированию церковных хоров, в 1923 г. возглавил Общестуденческий рус. хор в Праге, к-рый впосл. носил его имя.

http://pravenc.ru/text/76438.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЯЗЕМСКИЙ АРКАДИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вяземский Спасский собор бывшего Аркадьевского монастыря Монастырь располагался на левом берегу р. Вязьмы, на месте подвигов прп. Аркадия Вяземского . По сообщению жития прп. Аркадия, в 1661 г. святой явился в видении пастуху Сергию и заповедал возобновить близ места своих подвигов («в главной крепости у наместничья двора») некогда существовавшую там церковь во имя Всемилостивого Спаса («Нижнего»). Горожане построили храм, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при нем мужской монастырь и стал его строителем. В документах XVII в. храм именовался «церковью Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря» (в XV-XVII вв. в Вязьме существовал и др. Спасский монастырь - Преображенский, называвшийся «Верхним» или «Вышним» ). В начале XVIII в. «Нижний» монастырьрь пришел в запустение и был упразднен, указ архиеп. Сарского Леонида от 30 сентября 1727 г. свидетельствует, что церковь Всемилостивого Спаса стояла «бесприходной», как бывшая монастырская. В 1762 г. на средства купца Т. Ф. Бубкова на месте обветшавшей церкви была выстроена одноименная каменная с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (в кон. XVII в. в Вязьме возникла традиция отождествлять преподобных Аркадия Вяземского и Аркадия Новоторжского); в 1774 г. в ее приходе числилось 3 двора. В конце 1779 г. после закрытия Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса «Нижнего» монастыря, в то время приписной к Троицкому собору Вязьмы . В июне 1780 г. сестры испросили у ген.-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств кн. Н. В. Репнина дозволения устроить при Спасском храме «своим коштом казенную богадельню», строительство каменного двухэтажного здания богадельни завершилось к лету 1783 г. Храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды были обнесены каменной оградой. Духовником сестер был священник из Троицкого собора, руководила общиной избранная сестрами мон. Севастиана (Радванская) , по ходатайству которой в мае 1788 г. Смоленское наместническое правление выдало общине «отверстный указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства». В 1805 г. в общине насчитывалось 30 сестер, в 1809 г.- 11. Насельницы шили облачения, выпекали просфоры для всех городских храмов, изготавливали свечи.

http://drevo-info.ru/articles/26084.html

Глава XVII. Крещение обдержно совершается иереем I. Правила св. Апостол: а) «Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестить, или аще от нечестивых оскверненного не окрестить, да будет извержен, яко посмевающийся кресту и смерти Господней и не различавший священников от лжесвященников» (47 пр.). б) «Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святого Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей, да будет извержен» (пр. 49). в) «Аще кто епископ, или пресвитер, совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен»... (пр. 50). г) Вальсамон в толковании на 49 пр. пишет: «Об епископах и пресвитерах упомянуто правило потому, что никому другому не дозволено крестить» (Полн. Кормч. вып. 1-й, стр. 93). II. Апостольские постановления: «Мирянам не позволяем мы совершать какое-либо из дел священнических, каковы: жертва, или крещение, или рукоположение, или благословение, малое или великое. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом ( Евр.5:4 ), потому что достоинство это дается чрез возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его себе сам, потерпит наказание Озии. Не позволяем крестить и прочим клирикам, как то: чтецам или певцам, или привратникам, или служителям, но одним епископам и пресвитерам, при служении им диаконов. А кто дерзнет на это, те подпадут наказание кореан» (кн. 3-л, гл. 10 и 11, изд. 1864 г., стр. 112). III. Св. Игнатий Богоносец : «Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечери любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно» (Посл. к Смирнянам, Писания муж. апост. стр. 305). IV. Св. Иоанн Златоуст : а) «Если никто не может войти в царство небесное, аще не родится водою и Духом ( Ин.3:5 ), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крове Его лишается вечной жизни ( Ин.6:53 ), а все это совершается никем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенского огня, или получить уготованные венцы»? (т. I, сл. 3-е о священстве, стр. 418).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Александровский кремль с высоты птичьего полёта Панорама Александровского Успенского монастыря Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений. К концу XIX века при монастыре действовали школа для девочек, больница, странноприимный дом, а с 1889 года также рукодельная мастерская. В начале XX века в Успенском монастыре находилась чудотворная Владимирская икона Божией Матери и местночтимая икона Успения Божией Матери . Ризница заключала в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII веков, в библиотеке было немало рукописей и синодиков XVI и XVII веков, подлинных царских грамот и письма царевны Марфы-Маргариты. Ежегодно в день кончины игумена Корнилия 11 августа совершалось о нем заупокойное богослужение. После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц. Монастырь должен был принять военную часть красноармейцев, которая к концу Гражданской войны размещалась в строениях, прилегающих к Покровскому храму. Тем временем С. С. Погодин, краевед и историк, которого возвели в чин агента по охране культурных памятников и по делам музеев Владимирского Губернского подотдела, в августе 1919 года выступил с мыслью об основании тут музея-заповедника " Александровская слобода " . 13 февраля 1923 года монастырь был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе. В том же году был официально открыт музей-заповедник " Александровская слобода " .

http://drevo-info.ru/articles/16867.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ КАФОЛИЧЕСКОЙ И АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ ВОСТОЧНОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, титульный лист издания 1838 года Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной , один из символических памятников XVII века Православное Исповедание было составлено первоначально на латинском языке Киевским митрополитом Петром Могилой и его ближайшими сотрудниками - Исаией Козловским и Сильвестром Коссовым . В 1640 году " Исповедание " было одобрено на Соборе в Киеве , созванном Петром Могилой, оно было послано на утверждение Константинопольскому патриарху Парфению и передано последним на рассмотрение Поместному Собору в Яссах в 1641-1642 годах. Там латинский текст был переведен на греческий разговорный язык ученым богословом Мелетием Сиригом . Он его порядочно переделал, выкинув или изменив наиболее очевидные латинские отступления от православной веры первоначального текста, как, например, о времени преложения Св. Даров , о чистилище и т. д. Переделка эта была сделана, однако, очень поспешно, да и сам Мелетий Сириг, хотя и был убежденным противником Римско-Католической церкви , находился, как воспитанник Падуанского университета, под латинским влиянием в богословии. Естественно, что “чистка”, произведенная им в латинском тексте митр. Петра Могилы, не могла быть достаточной, и греческое Православное Исповедание, даже в таком исправленном виде, все же остается наиболее “латиномудрствующим” текстом из символических памятников XVII века. В таком переработанном виде оно было одобрено в Константинополе патриаршим письмом от 11 марта 1643 года, подписанным четырьмя восточными патриархами и 22 архиереями и посланным митр. Петру Могиле в Киев. Митр. Петр (Могила), однако, не согласился с внесенными в текст изменениями и отказался признать и опубликовать присланное ему исправленное Православное Исповедание. Вместо него он опубликовал в 1645 году свой “Малый Катехизис”, где вновь возвращается к своим латинским заблуждениям. Как бы то ни было, Православное Исповедание оставалось в Русской Церкви неизвестным вплоть до 1696 года, когда оно было переведено в Москве с греческого на церковнославянский язык при патриархе Адриане.

http://drevo-info.ru/articles/13677396.h...

К вопросу о прославлении святых Вы друзья Мои, если исполняте то, что Я заповедую вам ( Ин. 15, 14 ) «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное, 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, 3) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес " (Патриарх Иерусалимский Нектарий, – XVII в.) В Древней Церкви христиане in corpore именовались святыми (например, в посланиях святого апостола Павла). В Евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства во всех его проявлениях: Да святится имя Твое ( Мф. 6, 9 ), Отче Святый!.. Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина ( Ин. 27,11,17 ). И лишь с IV столетия слово «святой» ( γιος, sanctus) стало усвояться только особенным лицам – подвижникам веры и благочестия. По учению Христианской Церкви люди, совершеннейшие по жизни, оказавшие Церкви своей деятельностью великие услуги, по кончине удостаиваются особенной Божией благодати и в сонме небожителей образуют особенный лик «святых человеков», которые молятся за своих живых собратий и которым последние, со своей стороны, должны воздавать молитвенное почитание. Но чтобы это чествование было непогрешительным, т.е. чтобы оно воздавалось действительно святым людям, необходимо руководство Церкви – свидетельство Церкви, признание, санкция, прославление, или, как мы называем, канонизация подвижника благочестия Церковью. «Канонизация святых, – читаем у профессора Е. Голубинского , – есть замена русского описательного выражения: причтение усопших подвижников благочестия к лику святых» 254 . Более полное определение понятия канонизации находим у В. Васильева. «Канонизация святых, – пишет он, – есть причисление высшей властью Церкви, выраженное в известных установленных ею формах, того или другого лица, известного ей благочестивой жизнью, мученичеством за веру и прославленного от Бога знамениями и чудесами, к лику святых» 255 . Чтобы найти пути к установлению единообразной всеправославной практики в области прославления святых, необходимо, прежде всего, ознакомиться с тем, как совершалась канонизация в Древней Восточной Церкви, ибо оттуда воссиял нам Свет Христовой Истины, оттуда мы позаимствовали обряды, обычаи, праздники и т.п. И здесь сразу же встречаемся с трудностями. Присматриваясь к тому, как совершалась канонизация святых в Древней Церкви, видим, что определённого «чина причтения к лику святых не было» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010