Возвращаясь собственно к чину интронизации Московских Патриархов, следует вновь повторить, что до Патриарха Никона включительно он имел тот же порядок, что и поставлении Московских митрополитов: после литургии Патриарха возводили на архиерейский амвон два митрополита (вместо прежних архиепископа и епископа) и трижды усаживали на поставленный там трон, с пением «Ис полла эти, деспота». Следовало переоблачение из литургических облачений во внебогослужебные одежды Патриарха, вручение жезла царем (при поставлении Патриарха Филарета жезл вручал ему не царь, приходившийся Филарету сыном, а находившийся в тот момент в Москве Иерусалимский Патриарх; см. подробный «Чин наречения и поставления на Патриаршеский Российский престол Преосвященнаго Филарета Никитича [Романова], Ростовскаго митрополита»: ДРВ. Ч. 6. С. 125-162) и пение многолетий, посещение царя в его палатах, шествие на осляти по Москве ( Никольский. 1885. С. 7-8, 23-25). Интронизация Московских Патриархов Иоасафа II, Питирима, Иоакима и Адриана С упразднением неканонического обычая пере-рукоположения Патриарха при его поставлении в Русской Церкви была оставлена и традиция совершения обряда настолования — усаживания Патриарха на его трон («престол») — по окончании Божественной литургии. Можно предположить, что в ходе более общего процесса приведения русской практики того времени в соответствие греческой была пересмотрена и церемония Патриаршей интронизации, которая начала совершаться, как и у греков, после литургийного Трисвятого и стала представлять собой просто троекратное — место обычного единократного — восседание на горнем месте. Впрочем, в описаниях поставлений последних русских Патриархов XVII века этот момент литургии обойден молчанием; возможно, что обряд настолования был и вовсе отменен. От старой традиции остались лишь обряды переоблачения Патриарха из обычных архиерейских облачений в патриаршие и вручения Патриарху царем первосвятительского жезла — но и эти обряды стали совершаться не после литургии, а до нее, так что патриаршие мантию, клобук и панагию заменили литургийные одежды: саккос и проч. (см.: ДРВ. Ч. 6. С. 254-255; Никольский. 1885. С. 8-14). Пелись многолетия и совершалась литургия. После литургии Патриарх навещал царя, а затем объезжал город — но не на осляти, как раньше, а на санях или в карете (см. Никольский. 1885. С. 26-29). С упразднением Патриаршества совершение чина интронизации Предстоятеля Русской Церкви, естественно, и вовсе прекратилось.

http://bogoslov.ru/article/378672

Сегодня мы можем признать, что первая реформа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, предложенная им на уже памятном Поместном Соборе 2009 года, достигла своего результата. На протяжении более десятка лет звучали претензии в адрес Церкви о том, что система Поместных Соборов не работает. Претензии звучали прежде всего от самих же членов нашей Церкви. Но что предлагалось критиками? Ничего. Звучало только предложение об увеличении частоты созыва таких Соборов. Привело бы это к какому-нибудь результату? Нет. Максимум, чего можно было бы добиться, — увеличения расходов общецерковного бюджета. Ведь, как и было сказано выше, сам формат проведения современных Соборов не подразумевает работы по подготовке соборных решений «с ноля» и длительной дискуссии по обсуждаемым вопросам. И вот сейчас можно сказать, что Святейший Патриарх, а также владыки и отцы, собранные Его Святейшеством в органах общецерковного управления, похоже, смогли переломить сложившуюся ситуацию. То, что готовилось почти целый год, казалось настолько нереальным, настолько безнадежно фантастическим, что даже среди людей, имевших отношении к созданию Межсоборного Присутствия, иногда звучали сомнения, что подобное возможно сегодня. Но 29 января это произошло. 29 января стал историей период создания полноценной Соборной системы Русской Православной Церкви, и мы вступили в эпоху настоящего Соборного делания. Знаменательно, что это произошло за несколько дней до годовщины интронизации Святейшего Патриарха. И в дни годовщины Поместного Собора 2009 года, где слова о создании постоянно действующего Межсоборного Присутствия, стали по сути первым обещанием Патриарха Кирилла своей Церкви. 1 февраля 2010 года, в Москве в Храме Христа Спасителя начались торжества, посвященные годовщине интронизации нашего Предстоятеля. А 2 февраля, состоится Архиерейское совещание — собрание епископата Русской Православной Церкви, на котором Святейший Патриарх Кирилл обратится к своим братьям-епископам с речью. И можно уже сейчас предположить, что это будет не простой доклад о том, что случилось в нашей Церкви за прошедший год, а речь подобная ежегодному обращению Президента России к Федеральному Собранию — речь в которой не только подводятся итоги года, но и ставятся стратегические цели и задачи. Вероятно, что такая ежегодная традиция укрепится в нашей многострадальной Церкви. И это будет продолжением реформы соборной системы управления Московского Патриархата.

http://pravmir.ru/nachalo-epoxi-sobornog...

Огромное значение в жизни Украинской Православной Церкви имел визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Украину, который имел место 27 июля 6 августа 1990 года. Тем самым была оказана весьма значительная моральная поддержка православному населению Украины, подвергавшемуся в это время агрессии со стороны униатов и автокефалистов. Приезд Первосвятителя, посетившего Украину вскоре после своей интронизации, свидетельствовал о том, что преодоление религиозного конфликта на Украине являлось одной из важнейших задач, стоявших перед Московским Патриархатом. Обращаясь к молящимся после богослуженния в киевском кафедральном соборе во имя святого равноапостольного князя Владимира, проходившего в день памяти Крестителя Руси, Патриарх Алексий сказал: «Нас не может не тревожить распространение так называемой автокефалии, а по сути раскола в Церкви. Мое посещение Украины является свидетельством того, что мы едины с епископатом, клиром и верующими Украинской Православной Церкви в радостях и скорбях» Во время визита Первосвятителя Русской Церкви на Украину впервые имели место несколько попыток автокефалистов распространить раскол и за пределы Галичины. Так, во время торжественной встречи Патриарха Алексия возле кафедрального Воскресенского собора города Ровно раскольники учинили хулиганскую выходку. Несколько молодых людей в момент приезда Патриарха подняли три транспоранта с требованиями вернуть «отобранные права Украинской автокефальной православной Церкви» и даже учредить патриаршую кафедру в Киеве. Однако, верующие, возмущенные действиями националистов, проявили резкое неприятие самой идеи автокефалии К сожалению, эта акция раскольников свидетельствовала о том, что раскол перерастает пределы Галичины и может в ближайшем будущем перекинуться на Центральные и Восточные области Украины. Другим тревожным моментом патриаршего визита явились суждения, высказанные западно-украинским духовенством на встрече с Первосвятителем. Клирики Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епархий, лишившиеся своих приходов или стоящие на грани их потери вследствие униатской экспансии и бесчинств автокефалистов, рассказывали Патриарху о ситуации в Галичине. И если одни предлагали как средство для сохранения Православия на Западе Украины уход в леса и подполье, то другие просили благословения Предстоятеля Русской Церкви на временный переход к раскольникам ради того, чтобы сохранить свои приходы от униатской агрессии Безусловно, это было свидетельством того, что среди части духовенства отсутствовало понимание допустимых пределов компромисса, что также было чревато расширением раскола. Полагают, что именно во время этой встречи Патриарха с галицким духовенством последние убеждали Первосвятителя даровать Украинской Православной Церкви грамоту о самостоятельности и титул «Блаженнейшего» для митрополита Филарета с.26].

http://sedmitza.ru/lib/text/440064/

Но это не так. Он на самом деле гораздо более прост. И глубок одновременно. Другое дело, что величие фигуры Патриарха иногда провоцирует окружающих на велеречивость, даже когда речь идет о самом обыденном. Священник из ближайшего окружения Патриарха рассказывал нам о перестройке резиденции в Переделкине, где содержатся и домашние животные. - А как там Чижик поживает? - спросили мы про любимую собачку Патриарха. - Преставился два месяца назад, - скорбно сообщил наш собеседник. Через пару дней мы встречались уже с самим Патриархом и в конце разговора вспомнили осторожно про Чижика, не зная точно, как правильно в этой ситуации обозначить его уход из жизни. - Да, - с горечью сказал Патриарх, - околел мой Чижик. БАРРИКАДЫ Говорили об экономике, а разговор сам собой повернул к культуре и борьбе с пошлостью не на жизнь, а на смерть. Патриарх заметил, что в последнее время у нас сложилось не очень правильное отношение к предпринимательству. Предпринимательством стали называть не труд, а ловкачество, да и просто воровство. - Конечно, это оттого, - сказал он, - что были очень плохие условия для честного предпринимательства, особенно во время налоговой чехарды. А ведь предприниматель - прежде всего организатор производства. Это такой же талант, как талант писателя, инженера. И такой труд получает благословение, если, конечно, ты не обворовываешь вокруг себя людей, а думаешь о тех, кто трудится и живет рядом с тобой. Лучшие русские предприниматели, они ведь и больницы строили, и занимались благотворительностью. И сейчас есть, например, партнерство православных предпринимателей " Попечитель " . Без рекламы и выгоды они просто считают своим долгом часть доходов тратить на церковные нужды. Не только на строительство храмов, но и на поддержку приютов, на содержание семей священников, погибших в Чечне, на помощь детским домам, миссионерским акциям, духовным академиям. Люди заботятся о возрождении духовной жизни. Это вовсе не узкоцерковная проблема. У нас ведь за последние десять лет стала почти официальной идеология наживы и полной неразборчивости в средствах. Если посмотреть, какие герои появились в телесериалах, как много программ, в которых смакуются пороки, то станет очевидной разрушительная угроза для общества. И в этом смысле мы и светская наука, и светская культура находимся по одну сторону баррикад, мы все - здесь. А с той стороны - пошлость, ложь и зло...

http://sedmitza.ru/text/399720.html

Е. Грачева: А если говорить о родных детях, когда службы опеки не имеют отношения к семье, там допустимо применение физической силы? Митрополит Иларион: Я считаю, что применение физической силы недопустимо в принципе. Меня, например, мама воспитывала без применения физической силы и вроде неплохо получилось. Я вообще не знаю детей из хороших православных семей, к которым бы применялось физическое насилие. Конечно, существуют определенные меры воздействия на детей, меры наказания. В каждой семье это решается по-разному. Но насколько допустимо вмешательство внешних органов в жизнь семьи, это большой вопрос. Думаю, оно допустимо только в тех случаях, когда это насилие засвидетельствовано, когда оно очевидно, когда известно, что семья неблагополучная, причем не в материальном плане, а в нравственном, когда, например, у ребенка родители алкоголики. Мы должны прежде всего на государственном уровне ответить на вопрос: нужны нам дети или нет? Чего мы хотим: чтобы у нас население увеличивалось или уменьшалось? Хотим ли мы, чтобы через одно или два поколения было кому защищать наши огромные границы? Если да, тогда давайте создавать условия для того, чтобы люди могли рожать детей, чтобы они могли усыновлять детей, чтобы не боялись, что если они усыновят детей, то потом, через восемь лет, придут люди из органов опеки и отнимут их. Для начала мы должны решить этот вопрос, а дальше уже действовать на всех уровнях. Е. Грачева: Иными словами, Вы против декриминализации насилия в семье? Митрополит Иларион: Я считаю, что за физическое насилие должно быть соответствующее наказание, должна быть ответственность. Но к этому вопросу нужно подходить, исходя из того глобального принципа, который я попытался сформулировать. Е. Грачева: 1 февраля отмечалась восьмая годовщина интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Что бы Вы могли выделить за прошедшие восемь лет? Что удалось сделать? Митрополит Иларион: За восемь лет удалось сделать очень многое. После смерти Патриарха Алексия II многие говорили: что еще можно сделать? Ведь все уже возродили, построили много храмов. Люди думали, что достигнув некоего критического максимума, все пойдет на спад.

http://patriarchia.ru/db/text/4800923.ht...

 ЖУРНАЛ 25 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно отчетов синодальных учреждений об их деятельности за 2016 год. Справка: Согласно пункту б статьи 29 главы V Устава Русской Православной Церкви: «Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод… утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты». ПОСТАНОВИЛИ: Одобрить отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2016 году. ЖУРНАЛ 26 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви, о программе юбилейных мероприятий. Справка: Организационный комитет был образован под председательством митрополита Варсонофия на основании решения Священного Синода от 27 декабря 2016 года (журнал 104). В ходе заседаний 21 февраля, 15 марта и 5 апреля 2017 года оргкомитет определил «Общий план юбилейных мероприятий» в 39 пунктов и отдельный «План юбилейных мероприятий в духовных учебных заведениях» в 178 пунктов. Планы мероприятий включают проведение конференций, лекториев и выставок в Москве и других городах, ряд научных и популярных издательских проектов, а также освещение юбилейных тем в средствах массовой информации. Центральными станут богослужебные торжества 28 августа — в день 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви 28 августа, 18 ноября — в день 100-летия избрания святителя Тихона на Московский Патриарший престол и 4 декабря — в день Патриаршей интронизации святителя Тихона. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Организационного комитета празднования 100-летия открытия Священного Собора Православной Российской Церкви и восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и поручить Преосвященному митрополиту Варсонофию представить отчет о состоявшихся торжествах на последнем заседании Священного Синода в 2017 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В качестве Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл официально посетил Поместные Православные Церкви: Константинопольскую (2009 г., 2014 г.), Александрийскую (2010 г.), Антиохийскую (2011 г.), Иерусалимскую (2012 г.), Сербскую (2013 г., 2014 г.), Румынскую (2017 г.), Болгарскую (2012 г.), Кипрскую (2012 г.), Элладскую (2013 г.), Польскую (2012 г.). Являясь Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейший Патриарх посетил с официальным визитом страны: Азербайджан (2009 г., 2010  г.), Армению (2010 г., 2011 г.), Беларусь (2009 г., 2012 г., 2013 г., 2015 г.), Болгарию (2012 г.), Бразилию (2016 г.), Великобританию (2016 г.), Грецию (2013 г.), Египет (2010 г.), Израиль (2012 г.), Иорданию (2012 г.), Казахстан (2010 г., 2012 г.), Кипр (2012 г.), Киргизию (2017г.), Китай (2013 г.), Кубу (2016 г.), Ливан (2011 г.), Молдавию (2011 г., 2013 г.), Палестину (2012 г.), Парагвай (2016 г.), Польшу (2012 г.), Румынию (2017 г.), Сербию (2013 г., 2014 г.), Сирию (2011 г.), Турцию (2009 г.), Украину (2009 г., 2010  г. — 3 раза, 2011 г. — 2 раза, 2012 г., 2013 г.), Францию (2016 г.), Черногорию (2013 г.), Эстонию (2013 г.), Японию (2012 г.). Святейший Патриарх Кирилл совершил 221 поездку в 116 епархий Русской Православной Церкви. Данные на 1 февраля 2018 г. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси , У дев " яту Кирила в Христа Спасителя звершено Божественну за темою Первосвятителя: звершення виклики [Стаття] Вийшов у другий номер «Журналу за 2024 Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле [Стаття] Поздравление Католикоса Гарегина II Святейшему Патриарху Кириллу с 15-летием интронизации та звернення] Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського Кирила директору служби охорони Д.В. з дня народження : та звернення] У день пам " священномученика Миколая глава звершив в в " де святого Кирила з дня народження : та звернення] з ключовими словами Кирила – нагороди   новини Кирил звершив голови Верховного суду В.М. Кирил звершив в Реутова та очолив (Корчукова) на Туранського У свято Господнього Предстоятель Церкви звершив в Христа Спасителя та очолив Володимира на свята Господнього Кирил звершив всеношну в Христа Спасителя У 34-у П " Кирил звершив в Олександро-Невському у Христа Спасителя передувала XXXII читань У день пам " святителя Филипа Московського Предстоятель Церкви в Успенському Московського Кремля У день свята Хрещення Господнього Кирил звершив в Христа Спасителя м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5140327...

Кроме того, следует отметить вклад ушедшего Папы в дело защиты христиан от дискриминации и преследований. К сожалению, приходится отметить, что явления становятся все более угрожающими, как на Ближнем Востоке, так и в других странах, в том числе в самой Европе, где христиане нередко становятся жертвами маргинализации и дискриминации. Папа Бенедикт XVI последовательно отстаивал интересы гонимых христиан на международной арене и в этом отношении был для нас хорошим союзником. Во время понтификата Бенедикта XVI произошло значительное улучшение отношений между Римско-католической Церковью и Русской Православной Церковью. В качестве председателя Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) несколько раз встречался с кардиналом Ратцингером и участвовал вместе с ним в работе Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-католической Церковью. Митрополит Кирилл присутствовал на его интронизации в качестве римского понтифика и имел с ним беседу. Ну, а после того, как я стал преемником Святейшего Патриарха Кирилла на посту главы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, эстафета таких встреч перешла ко мне. Я имел возможность трижды встречаться и беседовать с Папой Бенедиктом XVI. Он всегда производил на меня впечатление очень мудрого, рассудительного человека, с большим уважением относящегося к Православной Церкви и заинтересованного в развитии добрых отношений между православными и католиками. — Что сегодня сближает позиции Русской Православной и Римско-Католической Церквей? Какие здесь могут быть перспективы сотрудничества? — В последнее время все более очевидной становится необходимость сотрудничества православных и католиков в деле отстаивания традиционных христианских ценностей в современном секулярном обществе. По многим проблемам современного мира — таким как процессы либеральной секуляризации, глобализация, размывание семейных ценностей, подрыв норм традиционной морали — позиции Православной и Католической Церквей совпадают. И православные, и католики выступают против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, не совместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности, и т.п.

http://patriarchia.ru/db/text/2863175.ht...

Тема духовно-нравственного возрождения России всегда была лейтмотивом заявлений и РПЦ, и выступлений Святейшего Патриарха Кирилла. В Слове после интронизации он со всей ясностью вновь подчёркнул, что его особой заботой и в дальнейшем будет «церковная проповедь духовно-нравственных идеалов». В докладе XI Всемирному Русскому Народному Собору он указал на бездуховность либеральной идеи как первопричины кризисных явлений в обществе. Выступая перед молодёжью в Измайлово в рамках XIII Всемирного Русского Народного Собора, Святейший Патриарх призвал «выстраивать систему отсева информации», которая не должна разрушать психику и души людей, их самобытность, подлинность, духовную, культурную и национальную идентичность, способность отличать добро от зла посредством внутренней сигнальной системы - голоса нашей совести. «Духовное проросло сквозь материальное, потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды», - эти пророческие слова также принадлежат Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. Финансово-экономический кризис, охвативший сегодня весь мир, является прямым следствием духовного и морального кризиса «золотого миллиарда». Это одновременно и кризис аморальной идеологии культа наживы, которая была навязана России в 90-е годы протестантским Западом. Виртуальная экономика с её виртуальными деньгами, виртуальным фондовым рынком и разного рода «деривативами» обеспечивала в последние десятилетия паразитическое сверхпотребление «золотого миллиарда» за счёт сырьевых, трудовых ресурсов и растущего обнищания остального мира. Переживаемый мировой экономикой затяжной кризис обрушил не только миф о способности капиталистической системы к саморегулированию, но и о её жизнестойкости. Все «капитаны крупного бизнеса» не только в России, но и в «цивилизованных странах» выстроились в очередь с протянутой рукой за государственными кредитами. Но на щедрую государственную поддержку реального сектора и банковской системы «эффективные собственники» ответили в России резким сокращением уплаты налогов в бюджет, а банкиры умножили валютные спекуляции. Не остались в стороне и «топ-менеджеры» крупных компаний и банков, увеличив себе в разы зарплаты и бонусы.

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/12/...

На фоне многотысячных толп, приветствовавших главу РПЦ возгласами «Кирилл—наш патриарх!», немногочисленные пикеты ультранационалистов, обещавших сорвать визит «москальского попа», выглядели несолидно. В определенном смысле поездки патриарха на Украину и позднее в Белоруссию были куда эффективнее любых переговоров на высшем уровне, ибо ни один обитатель Кремля не мог себе позволить многодневный «тур» по сопредельным странам со столь большим и «широкоформатным» общением. «Это не имперские происки Москвы», -- в одном из своих обращений к украинским верующим сказал патриарх. Но, добавил он, «пространство исторической Руси» нерушимо и церковь на этом пространстве играет роль едва ли не большую, чем преходящие политические режимы. Михаил Мошкин 1 февраля Источник: " Время новостей " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 08.02.2010 15:57 " Газета " Чистота риз и госзаказ 02.02.2010 11:04 Секретариат конференции католических епископов России Поздравление католических епископов России Патриарху Кириллу по случаю годовщины интронизации 01.02.2010 22:12 " Патриархия.Ру " Интервью Патриарха Кирилла телеканалу «Россия» 01.02.2010 15:46 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Поздравление президента России Д.А. Медведева Патриарху Кириллу по случаю первой годовщины интронизации 01.02.2010 15:30 Благовест-инфо Первую годовщину со дня интронизации Патриарха Кирилла отпраздновали в Москве 01.02.2010 15:07 " Вести " В первый год служения Патриарха Кирилла многое в Церкви произошло впервые 01.02.2010 15:00 " Известия " Патриаршие труды 01.02.2010 13:31 Владимир Путин поздравил Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации 01.02.2010 12:22 " Российская газета " Собеседник от Бога На главную В раздел «Мониторинг СМИ» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Выставка «Свидетели единства: общие христианские святые» Все » Статьи Две церкви в селе полярного летчика Молокова Сидоровское – подмосковная родина профессора Петра Казанского Армения: специалисты изучают никогда не выставлявшееся ранее рукописное Евангелие XIV века Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010