Усолье. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Авторство памятника приписывается русскому архитектору А.Н. Воронихину (церковь строилась в последние годы жизни зодчего, когда он много работал над проектами храмов-памятников для провинции), хотя скорее автором является Иван Подъячев, который был правой рукой А. Воронихина при проектировании интерьеров Строгановского дворца и Казанского собора в С.-Петербурге. На Урале он создал архитектурную школу в Чёрмозе и по заказу Строгановых мог стать автором Николаевской церкви в Усолье. Каменная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца заложена в 1813 году и освящена в 1820 году, в память об Отечественной войне 1812 г., в чем сохранилась запись на бронзовой доске, установленной в алтаре церкви. Просторный зал церкви с замечательной акустикой мало напоминает традиционное церковное помещение. Даже иконостас был решен в виде триумфальной арки. Стены, своды, иконы – работы усольского живописца И.С. Дощеникова и академистов И. Мельникова, И. Васильева, П. Веденецкого. В убранстве интерьера широко применены искусственный мрамор, золоченая бронза, поделочный камень. На мемориальном кладбище, рядом с церковью, находится захоронение Строгановского архивариуса, автора «Родословной Строгановых» и «Усольской летописи» Ф.А. Волегова. В настоящее время ведутся работы по восстановлению памятника архитектуры, ограда и надгробия не сохранились. Памятник архитектуры Российской Федерации. С сайта www.usolie.by.ru Никольская церковь. 1813-1820 гг. Архитектор А.Н. Воронихин (?). Построена в честь победы России над Наполеоном, о чем говорила надпись на бронзовой доске, установленной в алтаре. Церковь выстроена в стиле классицизма. План здания крестообразный. К центральному, увенчанному куполом на низком барабане, кубическому объему примыкают с трех сторон дорические четырехколонные портики с треугольными фронтонами, а с запада — паперть с двухъярусной колокольней, завершенной небольшим куполом со шпилем. Вход в колокольню оформлен дорическим четырех-колонным портиком. Углы здания и барабан купола обработаны рустом. Над оконными проемами основного храма и апсиды устроены неглубокие ниши с барельефами, дверные проемы украшены сандриками. Сдержанная трактовка фасада еще более подчеркивала богатое устройство интерьера.

http://sobory.ru/article/?object=02970

ЖМП 4 апрель 2013 / 4 апреля 2013 г. 08:50 Дмитрий Анохин В этом году Свято-Троицкая Александро-Невская лавра отмечает 300 летие со дня основания. Мероприятия, посвященные этой дате, уже прошли в Москве, Санкт-Петербурге и ряде городов Украины. Тем не менее юбилейный для лавры год официально открывается 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. И связано это с тем, что 25 марта (7 апреля) 1713 года состоялась первая Божественная литургия в Благовещенском храме лавры. Этот храм находился на месте Лазаревской усыпальницы, и сегодня не сохранился, однако именно с него начиналась жизнь монашеской общины на этом месте. Масштабные реставрационные работы, о которых «Журнал Момковской Патриархии» будет рассказывать подробно, к этому времени еще не закончатся, и строительные леса в Троицком соборе будут разобраны только к Пасхе. 12 июня состоится Александро-Невский хоровой собор, который соберет более 700 участников из России, Белоруссии и с Украины, а 12 сентября состоится крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской лавре. Мощная реставрационная программа — один из краеугольных камней в подготовке лавры к юбилейным торжествам, кульминация которых намечена на день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского 12 сентября. Увы, полностью реализовать целостный замысел научной реставрации, даже в прошедшей стадию проектных чертежей части, к круглой дате не получается. Тому есть множество как объективных, так и субъективных причин. Прежде всего, если отказаться от пагубного принципа латания дыр и воссоздавать архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры в целостном единстве, потребуется очень много времени, сил и средств. Ведь на протяжении трех минувших веков уникальный монастырский комплекс претерпевал колоссальное количество локальных изменений, приспосабливаясь под меняющиеся хозяйственные функции отдельных зданий. Едва ли не катастрофичной в этом смысле стала для монастырских строений советская эпоха. В прошлом веке перепланировка старинных интерьеров приняла лавинообразный характер, апофеозом же бурной сторонней деятельности стал въезд на территорию лавры оборонного Центрального научно-исследовательского института «Прометей» и размещение в нескольких церковных зданиях производственных мастерских. В результате единого комплекса инженерных сетей у лавры сейчас нет (к примеру, отсутствуют собственные очистные сооружения), большая часть кровель монастырских корпусов выполнена в различных материалах и окрашена в разные цвета, а дворовая территория, задуманная некогда первым архитектором лавры Доменико Трезини как Парадный двор, застроена хаотично и бессистемно.

http://e-vestnik.ru/church/aleksandro-ne...

Сортировать по Исключить новости Восстановительные работы начались в Казанском кафедральном соборе Петербурга, который готовится отметить 200-летний юбилей в сентябре этого года. Собор, который находится под охраной ЮНЕСКО, не реставрировался более 50 лет. Восстановительные работы начались в Казанском кафедральном соборе Петербурга, который готовится отметить 200-летний юбилей в сентябре этого года, сообщает «Интерфакс». Собор, который находится под охраной ЮНЕСКО, не реставрировался более 50 лет. Специалисты, в частности, ведут ремонт главного входа со стороны Казанской улицы и первого ряда колонн центральной колоннады. Для расчистки фасадов применяется воздушно-вихревой способ обработки пудостского камня, из которого построено здание. Такая технология не повреждает этот пористый материал. К сентябрю экстерьер собора будет полностью обновлен, балюстрады на крышах колоннад откроют и заново покрасят. Сейчас открыта только одна часть балюстрад для дальнейшей покраски. Изменения коснутся и интерьеров: сейчас полностью воссоздается иконостас алтаря северного придела, который был утрачен ранее. Кроме того, будет воссоздана памятная доска графу Александру Строганову, руководившему комиссией по строительству собора, и изготовлен его портрет. Они займут свое историческое место в храме. Юбилей Казанского собора будет отмечаться 20-25 сентября. Торжества откроются Всенощным бдением и Божественной литургией. В рамках празднования выставки, концерты и прочие мероприятия пройдут в Александро-Невской лавре, Государственной академической капелле, Государственной филармонии им. Дмитрия Шостаковича, Музее религии и в других местах. На праздничные мероприятия ожидается приезд патриарха Московского и всея Руси Кирилла и представителей правительства РФ. В 1799 году Павел I объявил конкурс на проект нового собора в центре Петербурга. В 1800 году граф Александр Строганов предложил императору проект, созданный архитектором Андреем Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф возглавил попечительский совет собора.

http://pravmir.ru/kolonnadu-kazanskogo-s...

Волгоград. Кафедральный собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский кафедральный собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Памятник архитектуры 19 века. Настоятель- митрополит Волгоградский и Камышинский Герман, ключарь собора – Николай Пичейкин. E-mail: kafedra.sobor@mail.ru В 1894 году епископ Саратовский и Царицынский Николай (Налимов) освятил место под храм. В 1896 произошла закладка церкви, а освящение 23 августа 1899 года. К храму примыкало кладбище второй части города. Казанская церковь имеет форму креста в псевдорусском стиле. В 1904 году к основному помещению храмы пристраивают трапезную и колокольню. С приходом советской власти Казанская церковь претерпела немало бед. Сначала она была лишена всех своих ценностей, которые одухотворяли и украшали ее интерьер. А затем и вовсе была закрыта 15 декабря 1939. Во время войны церковь пострадала от обстрелов и пожара. До войны в Казанской церкви работал хлебозавод. Лишь перед окончанием Второй Мировой войны Казанскую церковь по многочисленным прошениям была возвращена верующим. По окончании восстановительных работ 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I церковь была возведена в ранг собора, и в скором времени начинается период, когда Казанский собор начинает привлекать к себе внимание иностранных гостей, которые хотели своими глазами увидеть величие собора и города-героя. Икона Божией Матери «Казанская» считается покровительницей волгоградской земли. Первая Казанская церковь появилась ещё в Царицынской крепости в XVIII веке. На настоящем месте расположения Кафедрального собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части», недалеко располагалось кладбище. Новый Казанский храм появился в XIX веке при епископе Саратовском и Царицынском Иоанне (Кратирове). Автор проекта остался неизвестен. В 1939 году 15 декабря церковь была закрыта. В Великую Отечественную войну храм неоднократно подвергался бомбардировке. Официальное его открытие состоялось 27 июля 1945 года, а регулярное богослужение совершалось с 10 сентября, но в молельном доме поблизости от храма. Первая служба в самом храме после некоторого ремонта была отслужена на Вербное воскресенье 1946 года. Уже на пасхальный праздник около храма собралось более 8 тыс верующих. В 1989 году при храме открывается первая воскресная школа «Конкордия». Уже после восстановления Волгоградской епархии и назначения на кафедру архиепископа Германа, храм становится кафедральным, где совершаются архиерейские богослужения и проводятся собрания духовенства Волгоградской епархии.

http://sobory.ru/article/?object=07228

Шлиссельбург. Храмовый комплекс. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург Координаты: 59.944131, 31.032815 Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты На левом берегу Невы в центре Шлиссельбурга расположен храмовый комплекс, состоящий из собора, церкви и часовни. Наиболее значительное сооружение - каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, построенный в 1762 году на месте деревянного предшественника в стиле барокко и сейчас пребывающий в не самом лучшем состоянии. Этот храм – уменьшенная копия знаменитого Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, но сейчас заметить это непросто: во время войны здание лишилось кровли и характерного шпиля, а затем – еще и остатков своих интерьеров. Сильно затянувшаяся реставрация церкви продолжается с 1991 года, но храм уже восстановлен в достаточной степени для того, чтобы в нем начали проводиться периодические богослужения. По соседству с ним стоит полностью восстановленная часовня Казанской иконы Божией Матери (1864 г.). Рядом расположена более скромная церковь Николая Чудотворца 1770 года постройки: этот храм, также построенный в стиле " провинциального " барокко, сильно пострадал в ходе боев за Шлиссельбург, но его сохранность оказалась более высокой, и с 1995 года Никольский храм вновь является действующим.  Храмовый ансамбль Красной площади, датированный XVIII-XIX веками, располагается в Шлиссельбурге. Он состоит из Благовещенского собора, Николаевского храма и Казанской часовни. В 1995 году указом Президента РФ Б.Н. Ельциным данный комплекс был отнесен к объектам культурного наследия федерального (общероссийского) значения. На месте нынешнего каменного собора Благовещения Пресвятой Богородицы стояла деревянная церковь, построенная в 1702 году по указу императора Петра I. Здание простояло около двух десятков лет и было разобрано в 1725 году. Новый деревянный храм был построен в 1728 году, но он сгорел в 1756 году. На месте деревянной церкви в 1764 году было возведено новое каменное здание храма на средства меценатов Сибилевых и Белова, которые были похоронены позже здесь же. В 1778 году к храму была пристроена колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=05107

Сортировать по Исключить новости Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея 17 мая. ПРАВМИР. Собор Рождества Богородицы города Устюжны передали в собственность Череповецкой епархии Вологодской митрополии. Епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан и руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Лилия Ермоленко подписали акт приема-передачи в епархиальную собственность собора Рождества Пресвятой Богородицы города Устюжны. Эта церковь построена в 1690 году и является объектом культурного наследия федерального значения, сообщает официальный сайт Вологодской митрополии. Сейчас в соборе располагается экспозиция Устюженского краеведческого музея. По договоренности между учреждением культуры и православной общиной Казанского храма в церкви в течение двух десятилетий по праздничным дням проводятся молебны. В будущем в собственность Череповецкой епархии будет передан и еще один музейный объект Устюжны — церковь Благовещения, говорится в сообщении правительства Вологодской области. Ранее сообщалось о том, что здание Воскресенского собора Вологодского кремля передано местной епархии. До декабря 2016 года Картинная галерея будет находиться в здании на безвозмездной основе, а потом должна будет освободить все занимаемые помещения, для чего будет составлен график переезда. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне стоит на месте сгоревшего деревянного храма на берегу реки Ворожи у впадения ее в Мологу. Храм квадратный, пятикупольный, с примыкающей округлой апсидой. С западной стороны к нему пристроена зимняя церковь с четырьмя приделами. Хорошо сохранились богатые внутренние интерьеры церкви — лепнина, роспись стен, пятиярусный иконостас конца XVII века с 95 иконами, выполненными московскими мастерами из мастерских Оружейной Палаты (среди них были Тихон Филатьев и Кирилл Уланов — одни из самых известных русских живописцев того времени). Самая древняя и знаменитая икона собора — чудотворный образ Богоматери Одигитрия (конец XV века).

http://pravmir.ru/sobor-rozhdestva-bogor...

Каспля. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери началось 2 октября 1905 года. Здание строилось по проекту епархиального архитектора Е.Ф.Лыщинского. Все черновые работы – доставка кирпича, леса и других материалов – производились бесплатно в течение всех 9 лет строительства. Камень для фундамента, стоивший 23000 рублей, был подарен прихожанами –каменщиками. На постройку церкви 500 рублей пожертвовал император Николай II, сделал вклад и протоиерей Иоанн Кронштадтский. К 1914 г. храм был окончен. По подсчетам, его стоимость определялась от 95 до 110 тысяч рублей, из которых наличными истрачено более 48 тысяч рублей, остальное – пожертвования прихожан и бесплатно произведенные работы. Новая церковь расположилась на берегу реки, за много верст можно было видеть блеск её золотых крестов. Прихожане восхищались внешней и внутренней отделкой здания. При входе в храм они сразу обращали внимание на прекрасно выполненный калужским живописцем П.С.Балашовым иконостас, стоивший 5500 рублей. Стены церкви украшали иконы, подаренные в Касплю из Поречского собора. 25 июня 1914 года церковь освящена в честь Казанской иконы Божией Матери. Боковые приделы освятили в честь иконы Божией Матери «Троеручица» и святого пророка Илии. В 1938 г. храм был закрыт, здание использовалось под клуб, звуковое кино и радиоузел. Вскоре после закрытия Казанская церковь утратила главы и верхние ярусы колокольни, был частично разграблен, частично уничтожен её интерьер. В 1990г. Храм передан верующим для восстановления и дальнейшего использования в молитвенных целях. Сведения из книги: Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Поречская земля:Православные храмы. Смоленск Церковь Казанская поставлена на высоком холме на берегу р. Каспля и доминирует над селом у подножия холма. Строилась в 1905-1914 г.г. по проекту епархиального архитектора Е.Ф. Лыщинского. Кирпичная кладка стен лицевая, цоколь выложен каменными блоками. Утрачены главы храма и верхние ярусы колокольни, убранство интерьера. Церковь в русском стиле близка базиликальному типу. Центральная часть имеет выступы наподобие трансепта; притвор в западной части напоминает нартекс из трех самостоятельных помещений; апсида пятигранная. Декор суховат, но довольно наряден. Окна арочные. Подоконная полка и карниз подчеркнуты сухариками, многие лопатки декорированы ширинками. В архивольты над порталами вписаны арочки с висячими гирьками. В центре аттиков над фасадами - полукруглое подвышение с арочными проемами, фланкированное килевидными кокошниками.

http://sobory.ru/article/?object=14421

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Петербургская епархия в случае передачи ей Благовещенского храма готова взять на себя уход за его захоронениями Вопрос о передаче Благовещенской усыпальницы Александро-Невской лавры обсуждается в Петербурге в течение многих лет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.  Санкт-Петербургская епархия в случае передачи ей Благовещенского храма готова полностью взять на себя уход за его захоронениями, а также обеспечивать сохранность расположенных там памятников, сообщили " Интерфаксу " в епархии. " В действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания " , - заявили в епархии. Как отмечается в сообщении, " странно и даже дико " звучат предположения, что необходимо, к примеру, демонтировать и куда-то перевозить надгробные плиты и памятники захороненных в Благовещенской церкви знаменитых людей России. " Их присутствие в храме не мешало совершению богослужений до революции, не станет препятствием и впредь " , - говорится в сообщении. В епархии уточнили, что, если Александро-Невской лавре передадут Благовещенскую церковь, захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, которые входят в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует действующему законодательству и не является каким-то исключительным случаем. В епархии отмечают, что подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности находящиеся над усыпальницей Михаила Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей.

http://sedmitza.ru/text/5713212.html

Речица. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты История церквей и костелов Беларуси схожа – все они знали разные времена. Их закрывали, превращали в клубы и бары, оскверняли, но они потом снова возрождались, на радость верующим. Свято-Успенский собор в Речице тоже не избежал такой судьбы, но смог выстоять и до сих пор несет свет и веру в души прихожан. Строительство этого собора началось в 1841 году. Правда, через три года недостроенное здание разрушилось. Целых двадцать лет храм был в таком виде. И только в 1864 году строительство снова возобновилось – благодаря деньгам одного минского купца. Но и тут собору не повезло: через два года купец разорился, а строительство снова прекратилось. Жители города вынуждены были просить помощи у минского губернатора Токарева, который выделил деньги на многострадальный храм. В 1872 году он был достроен и освящен. Годы советской власти ничего хорошего собору не принесли. В 1934 году его закрыли, а еще через несколько лет превратили в «Дом социалистической культуры». Собор остался без куполов, его интерьер был полностью изменен, к храму пристроили деревянное здание. В 60-е годы помещение и вовсе стало бесхозным. Только в самом конце XX века – в 1999 году – собор вернули верующим. В этом же году прошло первое богослужение. Сейчас Свято-Успенский собор – украшение города, храму присвоен статут историко-культурной ценности Беларуси. Это уже целый комплекс: рядом с основным зданием расположились церковная лавка и административно-хозяйственный блок, построена часовня для освящения воды. Эту часовню возвели в 2008 году на деньги прихожан. Административно-хозяйственный блок стал местом расположения воскресной школы, помещения для крещения, просфорни, а также рабочего кабинета настоятеля собора. Свято-Успенский собор по праву гордится своим иконостасом. Он пятиярусный, включает двадцать четыре иконы. В 2011 году в храме появились два киота в честь святого Николая и Казанской Божьей Матери, а недавно в собор привезли иконы Блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. За помощью можно обратиться и к своим – белорусским – святым: Евфросинье Полоцкой, Манефе Гомельской, Жировицкой Божией Матери, к святому праведному Иоанну Кормянскому.

http://sobory.ru/article/?object=03846

Симаково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Казанская церковь в селе Симаково построена в 1881 году, через двадцать лет после отмены крепостного права, в год убийства народовольцами царя Александра II. Имена Льва Наумова и Ивана Родионова, «финансировавших» строительство церквей в Верхнем Ландехе и Мыту, уже забылись и сохранились лишь в письменных источниках. Что же касается симаковской церкви, то по поводу ее строительства в народе до сих пор говорят, что построил ее некий купец, живший в Москве, но являвшийся выходцем из села Симаково или из ближайших к селу деревень. Со времени строительства прошло чуть больше ста лет, поэтому легенда вполне может иметь под собой реальные основания. Конечно, говорить «построил» по отношению к этому купцу не очень правомерно, так как он тоже только заплатил за строительство. Проектировал церковь неизвестный архитектор, возводили неизвестные строители. Кажущийся внешне очень сложным, объем церкви внутри разрешен довольно просто и ясно. Основное пространство перекрыто крестовым сводом, опирающимся на четыре массивных столба. Крестовые своды перекрывают и боковые объемы (нефы) церкви. А в целом внутреннее пространство ее несколько напоминает интерьер Никольского собора в Верхнем Ландехе, только в последнем вместо свода устроен купол. Сходство, может быть, неслучайное: между постройкой храмов прошло всего полтора десятка лет. Алтарная часть церкви состоит из трех полукруглых апсид довольно больших по объему. В общем. Казанская церковь четырехстолпная, трехапсидная, односветная (ложный барабан и луковичная главка церкви утрачены). При церкви имеется трехъярусная колокольня. К колокольне и трапезной церкви с южной стороны пристроено еще одно помещение — церковная сторожка. Основной декоративный элемент церкви — оформление дверных и оконных проемов сложными наличниками со стрельчатыми завершениями. Также оформлены и все проемы колокольни. Несколько нарочитое подчеркивание во внешнем виде различных внутренних объемов сооружения придает его композиции значительную дробность.

http://sobory.ru/article/?object=22389

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010