Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г.   Описание монастырей Российского государства и их вотчин в 1701–1705 гг. составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого Дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Это была попытка Петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Первое упоминание об этом описании и характеристика значения переписных книг содержатся в работе М. И. Горчакова Большое внимание этому виду источников уделил И. А. Булыгин. Он рассмотрел механизм работы Монастырского приказа по проведению переписи, установил время этого процесса – 1701–1705 гг. Работа над изучением переписных книг 1701–1705 гг. продолжается. Описания церковно-монастырских владений начала XVIII в. изучала Н. В. Соколова. Она проанализировала организационные принципы и практику проведения переписи в Нижегородском уезде О. Н. Адаменко изучила опись Спасо-Каменного монастыря 1702 г. Большое внимание переписи начала XVIII в. уделила М. С. Черкасова. Она рассмотрела механизм проведения этого описания в Вологодском уезде и выявила 3 книги в составе фонда Монастырского приказа РГАДА, а также несколько рукописей в Государственном архиве Вологодской области. Черкасова рассмотрела различные социально-экономические вопросы, на которые дает ответ источник В другой своей работе М. С. Черкасова изучила монастырские архивы, зафиксированные в переписных книгах, в том числе начала XVIII в. В 2011 г. увидело свет издание, посвященное переписным книгам вологодских монастырей. В нем опубликованы переписные книги Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей 1701–1702 гг. Н. В. Башнин в фонде Монастырского приказа РГАДА обнаружил еще одну, четвертую книгу, где содержатся описания вологодских монастырей: Дионисиева Глушицкого, Спасо-Нуромского и Александрова Куштского. Исследователь изучил и опубликовал переписную книгу Дионисиева Глушицкого монастыря Мною были изучены и опубликованы переписные книги вологодских Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского и Григориева Пельшемского Лопотова монастырей, Семигородней пустыни А. Н. Говорова опубликована переписную книгу Симоно-Воломского монастыря Устюжской епархии

http://sedmitza.ru/lib/text/7758339/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь Статья И.Н. Шаминой посвящена житию преподобного Иннокентия Комельского и истории основанного им монастыря на берегу реки Еды в верховьях Нурмы, в 50 км к юго-востоку от Вологды. И. Н. Шамина, кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Вестник церковной истории», литературный редактор журнала «Отечественная история». (Публикация Жития прп. Иннокентия Комельского выполнена при поддержке Агиографического совета при Патриархе Московском и всея Руси) Основатель Иннокентиева монастыря прп. Иннокентий Комельский был представителем княжеского рода Охлябининых (1). Прп. Иннокентий, скорее всего, принадлежал к первому поколению Охлябининых (2) - был одним из сыновей Федора Охлябина. Из сыновей Федора Охлябины в источниках упоминаются трое: Петр, Василий и Иван (3). Петра и Василия с прп. Иннокентием отождествить невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., а Василий - под 1550/51 г., когда прп. Иннокентия уже не было в живых. Иван Федорович Охлябинин упоминается единственный раз - в разрядной книге под 1515 г. (4), однако прп. Иннокетий, будучи в это время монахом (5), не мог находиться на государевой службе. Таким образом, прп. Иннокентий под своим светским именем в источниках не упоминается. Наиболее ранние сведения о прп. Иннокентии относятся ко времени его путешествия в Константинополь, Палестину и на Афон, которое он предпринял, сопровождая своего учителя прп. Нила Сорского (+ 1508 г.). Эти известия, сохранившиеся в сочинениях, посвященных прп. Нилу (6), позволяют предположить, что прп. Иннокентий, так же как и его учитель, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Паломничество состоялось между 1475 г., которым датируется последняя грамота Кирилло-Белозерского монастыря, где упомянут прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

Какое чудное, истинно благословенное Богом, место был Комельский лес, простиравшийся во всю южную полосу страны вологодской и рассекаемый пустынным течением Нурмы, Комелы и множеством других, впадающих в них, безвестных речек и ручьев! Эта сплошная масса вековых дерев, тянувшаяся во все стороны на несколько десятков верст, со своими непроходимыми чащами и болотами, по=видимому, была удобна только для жительства диких зверей, но в нее издалека стремились ангелоподобные люди кто с Москвы, кто из Переяславля и Ростова, а иные даже из отдаленного Афона, – чтобы найти в ней путь к небу. В пустынной тишине Комельского леса, под сенью столетних елей и сосен они ставили свои кущи и кельи, сделавшими потом духовными твердынями, или же подобно птицам небесным витали в дуплах дерев, день и ночь воссылая хвалу Богу. Подвижники сначала селились только по окраинам леса, но потом проникли и в самую дикую глушь пустыни, наполнив ее, подобно пустыням Египта и Палестины, иноческими обителями. Первый проложил дорогу в Комельский лес пр. Димитрий Прилуцкий, поселившийся было с учеником своим Пахомием на реке Леже (1370 г.), но вскоре изгнанный оттуда грубыми авнежцами 158 . Потом, в начале XV века, на южной окраине леса на берегу реки Нурмы являются обители учеников Сергия Радонежского – Сергия Нуромского и Павла Обнорского, – южнее их и немного ранее обитель пр. Сильвестра Обнорского, тоже ученика Сергиева (ныне в ярославской епархии). Несколько позднее их в самой средине Комельского леса заводит общежитие друг и собеседник Нила Сорского пр. Иннокентий Комельский, – а Авраамий и Коприй на Печенге; пр. Корнилий поселяется в разбойничьем вертепе (1497 г.) и обращает его в рассадник святых пустынножителей и основателей монастырей; старцы Онуфрий и Авксентий устрояют пустыню в Перцеве, наконец пр. Стефан Озерский и Арсений Комельский заключают собою многочисленный лик подвижников, просиявших в комельском лесу. А сколько в нем было еще таких, которые известны одному только Богу! Так процвела и украсилась святыми обителями дикая пустыня комельская! К сожалению многих из них не пощадил роковой для монастырей 1764 год, а в тяжелое время татарских нападений жития святых по большей части утратились, так что о пр. Иннокентии – ближайшем ученике и спутнике Нила Сорского 159 мы можем сказать весьма немногое, а других известны одни только имена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИННОКЕНТИЙ (БЕЛЯЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Иннокентий (Беляев), архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Иннокентий (Беляев) ( 1862 - 1913 ), архиепископ Карталинский и Кахетинский , экзарх Грузии В миру Беляев Иван Васильевич, родился 23 сентября 1862 года во Владимирской губ., в семье священника. Окончил духовное училище, Владимирскую духовную семинарию , в 1885 году - Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия . Некоторое время был домашним учителем детей в семье будущего митр. Санкт-Петербургского Антония (Вадковского) . 16 августа 1885 года назначен преподавателем русской словесности и литературы в женское епархиальное училище г. Тобольска , затем - преподавателем в тобольскую Мариинскую женскую гимназию, в 1887 году - инспектором классов. После кончины супруги и детей в марте 1895 года был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского , 26 марта рукоположен во иерея , вскоре возведен в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем виленского Троицкого монастыря . Одновременно был председателем епархиального училищного совета, председателем комитета виленского Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству нравственно-религиозных народных чтений. В 1898 году выпустил капитальный труд " О пострижении в монашество " , за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему ученую степень магистра богословия . Сумский викарий Харьковской епархии 1 августа 1899 года был хиротонисан во епископа Сумского , викария Харьковской епархии . Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. 27 августа 1900 года освятил двухэтажное здание харьковского училища для глухонемых, произнес " теплое, задушевное слово, вызвавшее слезы у присутствующих " , благословил учредителя училища свящ. Василия Ветухова иконой Спасителя. Возглавил Харьковское отделение попечительства о глухонемых (учреждено имп. Марией Феодоровной), открыл ремесленную школу в с. Кочеток и хутор-школу в слободе Клугиновка.

http://drevo-info.ru/articles/13679532.h...

Свт. Иннокентий Иркутский 22 февраля Русская Церковь отмечает память свт. Иннокентия, первого епископа Иркутского. Фрагмент статьи из 22-го т. " Православной энциклопедии " , с. 716-725 (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682, Малороссия - 27.11.1731, Иркутск), свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых), 1-й еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский. По преданию, сын священника; предки принадлежали к мелкопоместному дворянскому роду. В 1695-1706 гг. обучался в Киево-Могилянской коллегии (с 1701 академия). Учителями И. были знаменитые впосл. церковные деятели: митр. Иоасаф (Кроковский), митр. Стефан (Яворский), архиеп. Феофан (Прокопович). Еще до окончания академического курса осиротел. В 1706 г. в пещерной ц. прп. Антония Печерского был пострижен в монашество с именем в честь прп. Иннокентия Комельского и принят в число братии Киево-Печерской лавры. В том же году рукоположен во диакона, затем во иерея. В нач. 1710 г. митр. Стефан (Яворский) вызвал И. в Москву и назначил на должность учителя словесности Славяно-греко-латинской академии. С 1714 г. префект (инспектор) академии. Одновременно преподавал метафизику, философию и нравственное богословие, а также следил за порядком в академии. В 1719 г. И. в числе 36 монашествующих был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невский мон-рь и назначен обер-иеромонахом в г. Або (Турку, Финляндия). По морскому уставу, составленному Петром I, в обязанности обер-иеромонаха входило еженедельное посещение каждого корабля. Под началом И. состояли все флотские иеромонахи, окормлявшие военные корабли рус. флота. В февр. 1721 г. Святейший Синод постановил И. «в архиереи посвятить, но лучше б без титула городов, понеже сии города порубежные к Хине, чтобы иезуиты не перетолковали инако и бедства б не нанесли», т. е. Синод опасался происков иезуитов в Китае. 5 марта 1721 г. И. в присутствии царя Петра I был хиротонисан во епископа Переяславского и назначен начальником Духовной миссии в Пекине. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невского мон-ря совершили митр.

http://sedmitza.ru/text/413477.html

19. Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хрисанфа и Дарии. Прп. Симеона Псково-Печерского . Прав. Софии, кн. Слуцкой . Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской. Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского. Вечерня. Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников Севастийских, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии. Об истории и различных вариантах совершения пассии см. в документе «Пассия как элемент богослужения Русской Православной Церкви» (см. в приложении «Богослужебных указаний») . Перед вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие и аналой под Евангелие. Начало вечерни обычное. Совершается вход с кадилом – ради великого прокимна. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма. Затем следует акафист Божественным Страстям Христовым, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение. По окончании акафиста возглашается прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». После прокимна читается Евангелие, предваряемое возглашением «И о сподобитися нам...». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-01/

Новости 19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский Иннокентий (Охлябинин), Комельский, Вологодский (+ 1491), преподобный. Ученик преподобного Нила Сорского, основатель Комельского монастыря, игумен, чудотворец. Один из последователей Нила Сорского, живший с ним на Святой Горе Афон       Память игумену Иннокентию отмечается 13/26 марта.   Сказание О ПРЕПОДОБНОМ ОТЦЕ НАШЕМ ИННОКЕНТИИ, КОМЕЛЬСКОМ И ВОЛОГОДСКОМ ЧУДОТВОРЦЕ Сей преподобный отец наш Иннокентий родился в царствующем граде Москве и происходил от рода московских князей Охлябининых, который был в свойстве с князьями Хворостиниными. Он был верным, преданным учеником препо­добного Нила Сорского. Еще раньше основания Сорской пустыни святой Иннокентий путешествовал по Востоку вместе с преподобным Нилом: был в Палестине, в Константинополе, на Афоне и вместе с ним возвратился на Русь. Есть предположение, что святой Ин­нокентий принял иночество в Белозерской обители святого Кирилла. Затем святой Иннокентий удалился в скит к преподобному отцу Нилу, на речку Сору. С ним он пожил лета благоугодные в посте, бдении и страхе Бо­жием. Подробных сведений о совместном пребывании святого Иннокентия с преподоб­­ным Нилом в Сорской пустыни не сохранилось. Известно только, что препо­добный Нил, предвидя скорое свое к Богу отхождение, послал ученика своего, святого Иннокентия, в Вологодский уезд на Нурму реку и предсказал ему: «Бог тебя про­славит там, и обитель у тебя будет общежительная, моя же пустынь после смерти моей останется такою же, как при моей жизни, и братия по од­ному будут жить в келлиях своих».

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=23&iid=1...

Предисловия Предисловия прп. Василия Поляномерульского к творениям Св. Отцов: Григория Синаита, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Нила Сорского. Предисловия прп. Васлия представляют собой целостное учение об умном делании. Творчество поляномерульского старца — важнейшее звено в мистической традиции Православия. XVIII век — время когда она могла просто заглохнуть, прп. Василий — один из немногих кто смог это предотвратить. Его влияние на румынское и русское монашество огромно: достаточно сказать, что старец был учителем прп. Паисия (Величковского), родоначальника русского старчества XIX века. Аскетические и мистические наставления старца рекомендовались как образцовые Феофаном Затворником и Игнатием (Брянчаниновым). В своих предисловиях прп. Василий в частности указывает на «неправильность мнения тех, которые думают будто бы умное делание прилично только одним совершенным, достигшим бесстрастия и святости. Думающие так ограничивают свое моление одним только внешним исполнением псалмопения, тропарей и канонов, не понимая того, что такое внешнее моление назначено нам святыми отцами только как временное в виду немощи и младенчества нашего ума, с тем чтобы мы, постепенно совершенствуясь, восходили на ступень умного делания и ни в коем случае не оставались при одном только внешнем молении». Стоит упомянуть, что творения прп. Василия, касающиеся Нила Сорского,  такие ученые как Г. Прохоров и Н. Попов приписывают Иннокентию Комельскому. Традиция все же (как церковная, так и историографическая) стоит за авторство поляномерульского старца (кстати, в Сети часто можно встретить под видом предисловия Василия к творениям Нила, просто текст нилова «Предания»; мы этой ошибки, к счастью, избежали). отцы, иже едиными заповедьми Христовыми учатъ охужда- ти страсти и очищати сердце от помыслъ злыхъ, двоя уставляютъ аки имети делателемъ, си есть страхъ и память Бога, ту суща, по глаголющему: «Страхомъ Господнимъ всякъ уклоняется от зла» и «Предзрехъ Господа предо мною выну, да не под- вижуся». Прилагают же до таковыхъ имети память смерти и геенны. И святыхъ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский. Сочинения Книга предваряется обстоятельной статьей Прохорова «Преподобный Нил Сорский и его место в истории русской духовности». За ней идут «исследование об автографах преподобного Нила Сорского. Далее, во второй части книги, читатель найдет тексты его произведений с параллельным переводом на современный русский язык (и, по мере возможности, указанием на источники цитат). В третьей части книги помещаются сочинения Иннокентия Комельского, ученика Нила Сорского. А в части четвертой, «Приложения», — написанное о Ниле Сорском и его ските в рукописных книгах XVII, XVIII и XIX вв.» Следует добавить, что атрибуция «Надсловия», «Пистяжения» и «О Внутреннем делании» Иннокентию Комельскому — гипотеза Прохорова. Традиция, как церковная, так и историографическая, приписывает эти тексты прп. Василию Поляномерульскому. И слова эти полностью применимы, мне кажется, также к преподобному Нилу Сорскому и ко всем «нестяжателям», одним из ярчайших и чистейших представителей которых он был. Родившийся около 1433 г., в правление Василия II Васильевича Темного, преподобный Нил (мирского имени его мы не знаем) — человек третьего–четверто- го поколения монахов «северной Фиваиды», если считать первым поколение ее «золотого века» — основателей знаменитых иноческих киновий–общежитий, таких как Дионисий Суздальский и Сергий Радонежский, Димитрий Прилуцкий и Павел Обнорский, Кирилл и Фе- рапонт Белозерские, Дионисий Глушицкий и Александр Куштский и многие другие. Во второй половине XIV—haчaлe XV в. те основали в великорусских землях десятки духовно–культурно–хозяйственных центров, очень быстро завладевших обширными землями с селами, рыбными ловлями, солеварнями и ставших богатыми. В середине XIV в., когда это движение — монашеское киновиальное движение — начиналось, оно, несамненно, было «движением сопротивления» — сопротивления упадку Руси–государства, втягивавшему в этот упадок Церковь. Как некогда в Римской империи, «церковность» и «гражданство» на Руси уже давно, с самого начала процесса христианизации, в X- XI вв., совпали и нераздельно определяли церковно–гражданско–этни- ческую принадлежность «русьских», православных подданных Русского княжеского рода. Разграбление русских городов при нападениях врагов или в княжеских междоусобицах описывалось в летописях в первую очередь как ограбление церквей, монастырей, икон, избиение клира и монахов, — как ущерб Христианству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=975...

Скачать epub pdf Часть 3. Заветы инокам Вступление Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский монастырь Вдали от суетного света, По склонам гор, где всход зари, Как лучезарная комета, Сияет Лавра Уссури. Тебя я Лаврой именую, Обитель Троицы Святой, За чин служебный, жизнь простую, Странноприимство, весь твой строй. Не золочеными главами Сияешь, Новый Валаам, Постом, молитвой и делами Ты свет Христов приносишь нам. Так процветай на благо края, Твердыня духа! крепко стой! Забытый путь к красотам Рая, Открой нам жизнию святой!.. Свящ. А. Пономарев, 1917 г. Свято-Троицкий монастырь, получивший наименование «Нового Валаама», был основан в 1896 году на берегу реки Уссури между Владивостоком и Хабаровском. У истоков основания первого на Дальнем Востоке монастыря стоял святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол и просветитель Сибири и Америки (1797 – 1879). Именно по его мысли возник вопрос об учреждении в неустроенном полуязыческом Приамурском крае монастыря, который был основан уже после его кончины по его молитвенному предстательству. Основателем и первым настоятелем монастыря был афонский иеромонах Алексий (Осколков). После возвращения отца Алексия, бывшего уже в преклонном возрасте, на Афон, настоятелем и строителем стал его сотрудник – валаамский иеромонах Сергий. Свято-Троицкий монастырь отличался высокой духовной жизнью иноков. Устав был строгообщежительный, по образу Валаамского монастыря. С самого начала было введено старчество. Кроме главного монашеского делания иноки занимались просветительской, миссионерской и благотворительной деятельностью. При монастыре действовали больница с аптекой, школа, работала типография. Уссурийский Свято-Троицкий монастырь был центром духовной жизни Приморья. И как в начале века освещал он светом Христовой веры Дальний Восток, так доныне сияет нетленный свет святой обители через ее духовное наследие, дошедшее до нас в изданиях Уссурийского монастыря. Выпуск Устав преподобного Корнилия Комельского. Общежительный устав преподобного Корнилия замечателен как показатель монашеского жития XV века; назидательные его правила послужили для утверждения многих святых обителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010