Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Смирнов Иларион Дмитриевич; 30.05.1784, с. Павлово (ныне г. Павловский Посад) Богородского у. Московской губ.- 10.10.1819, Пенза), свт. (пам. 10 окт.), еп. Пензенский и Саратовский, проповедник, церковный историк. Род. в семье Дмитрия Егорова, причетника Воскресенской ц. с. Павлова. В 1804 г. окончил Перервинскую ДС, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Троице-Сергиевой лавры. С 13 февр. 1805 г. служил учителем низшего грамматического класса семинарии, с 30 авг. 1806 г., после окончания семинарского курса,- учителем высшего грамматического класса. С 9 марта 1808 г. преподавал поэзию, катехизис. 8 янв. 1809 г. назначен учителем высшего красноречия и риторики, 10 авг. того же года - учителем философии и префектом (инспектором) Троицкой ДС. Во время каникул посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , сблизился со старцем иером. Амфилохием (Яковлевым) . Благодаря ростовскому подвижнику состоялось знакомство Смирнова с гр. А. А. Орловой-Чесменской . Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в. 13 окт. 1809 г. митр. Московским Платоном (Левшиным) Смирнов был пострижен в монашество с именем в честь свт. Иннокентия (Кульчицкого) , еп. Иркутского, 14 окт. рукоположен во диакона, затем во иерея. 6 авг. 1810 г. возглавил Угрешский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь в сане игумена, 14 окт. того же года - московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь . Решением Комиссии духовных уч-щ от 25 окт. 1811 г. И. был переведен 22 янв. 1812 г. в СПбДА бакалавром богословских наук кафедры церковной истории. 9 июня 1812 г. возведен в сан архимандрита. С 17 июля 1813 г. исполнял обязанности инспектора академии, являлся членом ее правления, а 23 сент. того же года был утвержден ректором СПбДС и профессором богословских наук СПбДА.

http://pravenc.ru/text/389623.html

Иннокентий, святитель, епископ Пензенский и Саратовский (Смирнов Иларион Дмитриевич) († 1819, память 10/23 октября) Родился 30 мая 1784 года в селе Павлове, расположенном недалеко от Москвы, в семье бедного церковного причетника. С детских лет Иларион отличался исключительно кротким нравом. Поэтому, когда он поступил в Московскую Перервинскую духовную семинарию, был прозван Смирновым за кротость и безукоризненное поведение. Окончив Перервинскую духовную семинарию лучшим учеником, Иларион был переведен в лаврскую семинарию, где продолжил образование по классам: историческому, философскому, богословскому и иностранных языков. В 1805 году, еще до окончания семинарии, он, как один из способнейших воспитанников, был назначен учителем в начальном грамматическом классе этой же семинарии. Затем ему было поручено преподавать поэзию, одновременно он занимался толкованием воскресных Евангелий и преподавал для всей семинарии катехизис. С 1809 года Иларион начал читать в семинарии курс философии и в это же время был назначен префектом семинарии. Любовь к науке, усердие в исполнении обязанностей, простота сердца, верность в слове – вот что характеризовало молодого преподавателя. 13 октября 1809 года Иларион, с ранних лет полюбивший уединение, был пострижен в монашество с именем Иннокентий митрополитом Платоном (Левшиным) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. На следующий же день он был рукоположен во иеродиакона, затем – во иеромонаха. 6 августа 1810 года иеромонах Иннокентий был назначен игуменом Николаевского Угрешского монастыря, а 14 октября он был переведен в Московский Знаменский монастырь. 22 января 1812 года по представлению Комиссии духовных училищ ему было предложено место преподавателя богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. 30 августа 1812 года игумен Иннокентий был возведен в сан архимандрита. В сентябре 1813 года архимандрит Иннокентий был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословия, а также членом Комитета духовной цензуры, оставаясь в то же время преподавателем церковной истории в академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

I. Житие епископа пензенского и саратовского Иннокентия (Смирнова) Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского, скончавшегося в Бозе 1819 года октября 10-го дня (писано о сем 1821 июля) Тайну цареву добро есть хранить, а дела Божия открывать и проповедовать славно. Тайны царевы не хранить страшно и пагубно есть, а умолчевать дела Божия тщета души. Тем же побуждаем, аз не могу под спудом неизвестности скрывать и не объявлять миру житие и подвиги Иннокентия епископа – светильника Церкви Пензенской и Саратовской. Начиная же поведать, что он светильник на свещнице Церкви бе горя и светя светом веры и благочестия, – что он бых в житии град верху горы правоверия стояй, недоумеваю в том, что не ведаю, како достойно его ублажать имя. Не смею я убогий назвать его именем ни святый, ни праведный, ни преподобный, ибо не прославлен еще от Бога явно на земли, хотя водворяется верно душа его со святыми на небеси: но не противно будет Богу и Церкви, когда верный их раб и исповедник, крепкий обличитель лжи диавольской в мире наречется именем блаженный – блажени бо вси умирающии о Господе. Кто бы ни были на земле христиане правоверные нищие духом, плачущии, кротцыи, алчущии и жаждущие правды, милостивии, чистии сердцем, миротворцы, изгнани правды ради, хулимы, укоряемы, поносимы и умерщвляемы, но все они блаженны по глаголу Господню, яко тех есть Царствие небесное, и паче рече Господь: Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Хотя большей части из них имена не известны нам, и в книгах Святой Церкви не написаны наряду со святыми, но имена их, яко же и всех святых, Церковию прославляемых, написана суть на небеси – в книгах живота вечного, и души их во благих водворяются. Истинно любящие Господа сыны и дщери Церкви! Вы, кои видели, слышали и руками вашими осязали Иннокентия, вы, кои поставлены от Бога им на пути Царствия Божия, верно, не усумнитеся, что он здесь нарицается блаженным. Не уста мои, но сердце мое тако ублажает его; не мир и витийство его величает, но простота и немудрость; не слухи о нем говорят, что блажен, но жизнь его и подвиги то свидетельствуют. Его тело погребено под церковию на том самом месте, где престол Божий утвержден: и все это не есть ли также притча и гадание о нем, что по разлучении с телом душа его предстоит престолу Божию на небесах, а может быть, есть еще и знамением прорекающим, да явятся о нем дела Божия? Кто же он был, кое его житие и какие его подвиги благие, явит о том следующая повесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

протоиерей Василий Жмакин Состояние Пензенской епархии Пензенская епархия, в которой суждено было закончить свою многотрудную, истинно подвижническую жизнь святителю Иннокентию, принадлежала к числу самых обширных. В состав ее входили, кроме Пензенской и Саратовской, и части Самарской и Симбирской губерний. Пензенская епархия была открыта в 1799 году и стала местом служения поочередно трех епископов. Их имена: Гаий (1799–1808), Моисей (1808–1811) и Афанасий (1811–1819) 159 . Пензенскую епархию нельзя было назвать благоустроенной. Прежде всего она отличалась бедностью. Бедность пензенских церквей и духовенства была поразительна. Не говоря о других духовных учреждениях, даже самый центр епархиального управления – архиерейский дом – бросался в глаза своей неприглядностью. В письмах святителя Иннокентия она подробно описана. При этом нужно всегда помнить, что святитель был человеком с самыми скромными требованиями, отличался невзыскательностью в самой крайней степени, и если и он, тем не менее, высказывал жалобы на свое дурное положение, то, значит, на то были очень серьезные причины. «Пензенская моя квартира,– отмечал он в одном из писем в Петербург,– походит на шалаш. Но страннику и того довольно. Консистория хочет из шалаша сделать дом и имеет для этого деньги. Вот уже и опасность: как бы постоялый двор не превратился в постоянный дом, в любимое жилище. Господи, укрепи в любви ко всем! А глядя на развалины, трудно было удержаться от осуждения и жалоб». «Меня послали,– писал святитель в другом письме, тоже адресованном в Петербург,– в шалаш или в дом, похожий на худой трактир: у дверей нет ни ключей, ни запоров, у шкафов, которые по большой части поломаны, также нет ни одного ключа. Обои в покоях где оборваны, где испачканы, закопчены. Полы так плохи, что когда пойдешь на один конец залы, на другом поднимаются, скрипят. Стекла закопчены и составлены из малых и битых клочков, а крыльцо... но это вещь не для жилья. Третий этаж с полами и потолками провалился от дождей, вода протекала во второй этаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Скачать epub pdf 23.10 Служба святителю Иннокентию, епископу Пензенскому и Саратовскому Текст утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 9 июля 2019 года (журнал 82) Месяца октября в 10-й день Святителя Иннокентия, епископа Пензенскаго и Саратовскаго На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Н ачало ныне положим: Ныне время наста, о празднолюбцы,/во псалмех и пениих прославити/Бога, дивнаго во святых Своих,/воздвигшаго нам днесь Иннокентия преславнаго,/молящагося тепле о душах наших. Песненными добротами/украшается днесь Церковь первородных,/воспевающи невинности тезоименитаго,/святителя Пензенскаго и Саратовскаго,/яко предивна своего ходатая/и молитвенника о душах наших. Троицы Пребезначальныя служителя предобра/и лжемудрствований посрамителя изрядна/память ныне нам наста./Темже убо стецемся, людие,/похвалити сего тщащеся,/яко велика земли нашея светильника/и молитвенника о душах наших. Ины стихиры, глас 4: Сияет, яко солнце, светлостию/память святителя Твоего, Господи, Иннокентия,/обличившаго нечестие златословесными глаголы,/человекоугодие и высоковыйных превозношение посрамившаго,/кротких землю достигшаго,/ егоже молитвами даруй нам грехов очищение,/яко Благ и Человеколюбец. Врачуеши страсти и души просвещаеши верных,/притекающих ко святей раце мощей твоих,/ангелов собеседниче, архиереев сопрестольниче,/апостолов единонравне, исповедников равностоятелю,/преподобных сожителю, благоверия поборниче,/предстателю наш, славне Иннокентие. Многим воздержанием, святителю, жизнь твою украсив,/путь, ведущий в жизнь вечную, указал еси/и евангельским учением шествовал еси,/жестоким же житием плоть твою изнуряя,/гордаго змия воздержанием победил еси./Темже, на Небесех водворяяся,/Богови предстоиши, святе Иннокентие,/ егоже моли согрешений оставление даровати/чтущим любовию святую память твою. Слава, глас тойже: Радуйся и веселися о Господе/богоизбранная паство святителя,/ныне песньми венчаемаго,/яко, таковаго светильника и отца себе имущи,/духовная чада нарекостеся,/ егоже прослави Бог знаменьми и чудесы преславными,/обильно исцеления приходящим к нему дарующа./Темже, припадающе, ему возопиим:/о, всеблаженне Иннокентие, отче наш,/непрестанно моли Всесвятую Троицу,/да Небеснаго Царствия улучити сподобимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк.2:10.) Тайна, леты вечными умолчанная, наконец открывается во граде Давидове. В последние времена посылает Бог Единородного Сына Своего, родившегося от Жены. «Я возвещаю вам радость!» Ночь ужасная, в коей рыкают львы, ищущие добычи для насыщения своей алчности, прошла, держава смерти рушится. Смертные! Как нам не радоваться? «Я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людем» . Слушатель! Ангел, обрадовавший пастырей, и нас, столь поздних потомков, обрадовал: «которая будет всем людям» сказал он. Кто бы то ни был: благородный или низкий, славный или бесчестный, богатый или нищий, благочестивый или нечестивый, старик или младенец, юноша или дева, муж или жена — всем благовествуется радость в день сей. «Ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Бог снисходит на землю, столь низко приклоняется к падшему человеку, чтобы восставить его. Рождается Иисус Христос — «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21)». И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:12). Всеобъемлющий повит пеленами; Отчее сияние в яслях; Бог — Младенец; вертеп уже есть небо — Престол Херувимский — вместилище Невместимого; ясли — все тайна! Все непостижимо! Но, по крайней мере, приблизимся ко яслям, в коих лежит ныне Родившийся, и посмотрим, кто и как приходит к Нему. Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем. Ни расстояние далеко живущих, ни бедность нищих, ни страх робких, ни слабость детей не могут быть препятствием к совершению пути сего. Итак, приходят к Нему пастыри, иудеи, эллины, волхвы; спешит Ирод и, наконец, христианин. Но первые из всех, по благовествованию Ангела, притекают пастыри. Простота и смирение, одушевленные верою, прежде всех созерцают открытие тайн; простые стражи овец прежде всех видят Младенца, пеленами повитого, лежащего в яслях скотских.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3229...

протоиерей Василий Жмакин Архимандрит Иннокентий как проповедник Архимандрит Иннокентий в свое время славился в Петербурге как один из знаменитых проповедников. Его проповедь имела отличительные черты, отвечавшие особенностям его нравственного характера. Как противник мистики, он категорически высказывался против этого направления и, в частности, против того нелегкого положения, в котором оказалась Русская Православная Церковь в результате почти всеобщего увлечения мистицизмом. Вот весьма замечательное рассуждение святителя о положении церковной проповеди в его время. «Что же касается проповеди Слова Божия,– рассуждал однажды архим. Иннокентий,– кто дерзнет сказать особенно в дни сии о неслышании Слова Божия! В книгах ли скудость ныне? Не мы ли дождались тех дней, когда исполняется пророчество Спасителя: проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам ( Мф.24:14 )? Нет, не в сем скудость, ибо нет недостатка ни в чтении, ни в проповедании, ни в распространении Слова Божия письменами. Без сребра и злата даруется Слово Божие. Неужели сего ради ныне только воцарилась проповедь Евангелия более, нежели бывала в древности? Ах, нет, она при всем множестве письмен своих так ныне умалилась, что отцов Церкви можно вопросить: «И где Слово Божие? Где ныне оно, могущее говорить в сердце новому Иерусалиму в Церкви Божией? Смеет ли ныне кто проповедать кому-либо, как пророк Илия против Ваала, против новых ваалов, коим поклоняются в собраниях библейских? Возвещается ли, как трубою, пост сынам и дщерям православным? Возвещается ли запрет Божий ходящим вслед похотей своих? Хотят ли наступить на змею и на скорпиона, и на всю силу вражию, одолевающую злобой немалое число избранных? Думает ли, знает ли ныне крепкий из сынов царства, что надобно жало змиево притуплять немедленно, и что плевелы духовные, насколько можно, нужно сжигать огнем прещения и жаром проклятия?» Но увы! Слово все говорят, но о деле все молчат: о небесах мечтают, а земное делание и очищение оставляют. Если бы глас Божий, а не глас коварный, глас змия проповедовался библейской кафедрой, то возможно ли, чтобы для многих была еще полночь на земле в наши дни? Как можно, чтобы спящие и дремлющие не восстали от сна грехов? А так как все это мы ныне сами видим, то, увы, очень скудна и худа ныне проповедь библейская. Не следует обличительное слово вещать, например, о блуде, тем, кто суть девы, и не в тех домах, где невинность и целомудрие витают. Проповедь святых древности разрушала дома блудниц, капища ересей, и церковь лукавнующих ломали руки проповедников Христовых. А ныне есть ли в нас такая проповедь Слова Божия, как во святых была, когда изо дня в день блудилища и скопища преобразовывались в храмы и лжепророки и лжеучителя утверждались в мудрости?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

протоиерей Василий Жмакин Пребывание в Москве. Болезнь Святитель Иннокентий выехал из Петербурга с сильно надломленным здоровьем. Чахотка делала свое дело. Время года, выпавшее для путешествия, и неудобства, с какими приходится встречаться почти каждому путешественнику, еще более усилили болезнь. Святитель Иннокентий, не доезжая до Москвы, около Твери простудился и занемог. «Какая тягость,– писал он с дороги в Петербург,– легла на голову, глаза и ум, и еще более на сердце. Чем благословит Господь настоящий выезд, все Ему предаю. Путь до Москвы недалек, а смерть еще ближе! Об одном прошу и молю Господа,– чтобы, очистив сколько-нибудь по сравнению с настоящим, принял дух мой! Вчера вечером в одной деревне я, желая встать из повозки, не мог держаться на ногах и потому лежал на крестьянском дворе около четверти часа» 150 . Святитель Иннокентий прибыл в Москву уже тяжко больным. Между тем ему предстояло необходимое участие в хиротонии Оренбургского епископа. Совсем больной, он все-таки не хотел откладывать дела и держать в неопределенном состоянии других, а потому решился принять участие в хиротонии в заранее назначенное время, несмотря на физическую слабость. «Почти всю неделю пролежал в обмороке,– писал свт. Иннокентий из Москвы в Петербург– В Успенском соборе, холодном и сыром, в продолжение длинной церемонии действовал и священнодействовал только помощью Божией. И теперь восхожу не более как на четыре ступени, и при этом всегда чувствую обморочный припадок. Пишу к вам, лежа на левом боку в квартире преосвященного Лаврентия (Бакшеевского) на Саввином подворье». «Самая дорога,– говорил он в другом своем письме из Москвы от 29 марта,– как место искушения, доводила меня до той простоты, когда надлежало сознаться, что для человека, кроме покоя душевного и за ним телесного, нет ничего дороже на всей земле. Простая солома на деревенском дворике, успокаивающая меня, казалась мне точно лучше всего на земле. Через силу в четверг выезжал на наречение, возвратился оттуда в полуобмороке. В воскресенье служил в Успенском соборе, рукополагал. Один Господь дал силы совершить такое великое дело. Видящие сомневались, совершу ли я начатое. Я сам трепетал и был в полуобмороке. По окончании Литургии едва добрался до кареты и плохо помню, как возвратился в квартиру, где и лечусь. Пишу лежа. Пока не выздоровлю, в Пензу не поеду, пусть судят о том, как хотят. Политику, оскорбительную истине, надобно отлагать в сторону. Что нужды, если скажут слово неприятное,– только бы не злонамеренно».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

(на 1-е января 1872 года) Восемьдесят два года назад (в 1789 г.) Михаил Михайлович Сперанский вступил в ограду Невского монастыря никому неизвестным юношей-семинаристом и тридцать два года назад (в 1839 г.) нашел в той же ограде вечный покой уже государственным мужем, графом, приобретшим себе историческое имя своими трудами и заслугами на пользу России. Еще довольно лиц, которые были свидетелями его своеобразной и странной судьбы, которые его видели и знали и были, наконец, участниками в печальном обряде его погребения. Но уже не осталось в живых людей, которые были очевидцами скромной жизни его в стенах монастыря, в положении семинарского ученика и потом учителя. Никто не укажет комнаты, где он жил, где учился и учил, хотя все мы знаем, что это федоровский корпус, который до сих пор стоит почти в том же виде, как был при Сперанском, и в котором после него жили Евгений (митрополит киевский), оба Филарета (киевский и московский), оба Иннокентия (пензенский и херсонский) и многие другие. Служебная государственная деятельность Михаила Михайловича вся на виду, за исключением того, что не видимо для очей постороннего свидетеля жизни. Но годы его детства и юности, годы воспитания, учительства, прошли в безвестности, потому что никто не предугадывал, по скромному началу жизни, ее широкого развития в будущем; не многие интересовались этой жизнью, и, уже после, из отрывочных воспоминаний о года детства и юности М. М. Сперанского собрали кое-что, пополнившее образ этой дивной жизни. Сперанский вышел из народа, выделился из массы, как самородок. Его можно, по происхождению, относить к духовному сословию, хотя сословия тогда собственно еще не существовало. Оно явилось после и не без его участия. Духовное юношество и теперь еще принадлежит народу, составляет часть его в самом тесном смысле слова, внедряющуюся во все сословия и слои жизни. В ту пору оно еще теснее сближалось и, так сказать, сливалось с народом. Эта масса, некогда униженная и презираемая, дала много деятелей. Ломоносов выступает и выделяется из других только тем, что сам себе пробил дорогу в науку. Но и многие также сами пролагали себе пути к образованию. Знаменитый Феофан Прокопович , сын киевского мещанина, Феофилакт Русанов , земляк Ломоносова, сын дьячка из Архангельской губернии, Платон и Филарет – сыновья священников, митрополит Михаил – сын пономаря, Иннокентий (пензенский) – сын дьячка, и м. Серафим – также сын дьячка, – вот наши знаменитости. Все они вышли из массы не богатой, не родовитой, не фамильной, вышли из народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пензенская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Пензенской области [ править править код ] Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии. В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский». Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии. В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) . Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010