мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 18. Великий князь Константин Константинович Романов в Оптиной пустыни Архимандрит Исаакий 7 мая 1887 года получил письмо из Петербурга. Писал генерал от артиллерии Павел Егорович Кеппен, управляющий двором Великой княгини Александры Иосифовны Романовой, матери Великого князя Константина Константиновича, известного поэта, военного и государственного деятеля, человека глубоко православного. Он решил посетить Оптину пустынь и побеседовать со старцем Амвросием. Это было первое посещение Оптиной представителем царской семьи (Константин Константинович был внуком Императора Николая I и племянником Императора Александра II). «Глубокочтимый отец, честнейший архимандрит Исаакий! – значилось в письме. – Имею честь предуведомить Ваше Высокопреподобие, что в пятницу, 8 числа, государь Великий князь Константин Константинович, если Господь благословит благополучный путь, изволит прибыть к вам в Святую обитель до воскресенья утра и предполагает прибыть на лошадях со станции Чернь, а возвратиться через Калугу. Влекомый в обитель чувствами душевной потребности, государь Великий князь желал бы совершить это посещение скромно и сколько возможно избежать обычных встреч и приемов» 320 . Вот и Константин Константинович, Великий князь и русский поэт-лирик, и просто человек, имевший очень значительные внутренние проблемы, постоянно боровшие его, собрался наконец, как и многие русские люди, поехать к старцу Амвросию. Грешный, как и все люди, Константин Константинович приобрел монашескую привычку следить за своими помыслами, за действиями «потаенного сердца человека», сокрушаться о своем духовном несовершенстве, считать себя недостойным всех тех благ и талантов, которые дал ему Господь. Он не ел хлеба даром, трудясь на разных поприщах к пользе России, занимая несколько высоких постов, и во всех случаях не формально. Окончательное решение ехать в Оптину Великий князь принял после прочтения книги Константина Леонтьева «Отец Климент Зедергольм , иеромонах Оптиной пустыни», вышедшей вторым изданием в Москве в 1882 году. Леонтьев в своей книге живо и с теплым чувством описал Оптину и скит, много и умно рассказал о монашестве, и особенно о старчестве – что это за явление в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К.А. Вах Скачать epub pdf Великий князь Константин Николаевич. Литография. 1850-е гг. «Наша жизнь должна пройти в скромном неблестящем труде, не в подвигах, которые могли бы в настоящем возвысить наше имя, но в работе для будущего, чтобы дети наши получили плоды с той земли, которую мы, при благословении Божием, можем вспахать, удобрить и засеять». Из письма великого князя Константина Николаевича князю А.И. Барятинскому. Великий князь Константин был вторым сыном императора Николая Павловича. Он родился в 1827 году. Практически с самого рождения отец определил ему службу во флоте. «Мой морской» ласково называл его император. Поэтому, в отличие от своего старшего брата Александра, которого Николай I старался держать при себе, лично наставляя и обучая искусству управления империей, Константину пришлось с детства много времени проводить вне дома, плавая на различных судах под опекой знаменитого русского адмирала и путешественника Ф.П. Литке. Его воспитателем и духовным наставником был В.А. Жуковский (с которым великий князь состоял в постоянной переписке), и романтическая черта укоренилась в натуре великого князя не без его влияния. Но романтизм сочетался в нем с патриотизмом и глубокой религиозностью. Вера в Бога, верность Православию и любовь к России – вот те качества, которые сформировало в нем требовательное попечение императора Николая. Корабли, на которых совершал плавания юный великий князь нередко крейсировали вдоль берегов Средиземного моря, где многое напоминало Константину о Византийской империи. Он давно мечтал побывать на Православном Востоке. Наконец в ноябре 1844 года император объявил, что на будущий год Константин с эскадрой отправляется в Константинополь и Архипелаг, а потом, когда-нибудь, в Иерусалим. «Можно вообразить себе мою радость, потому что это всегда был мой сон» – записал он в своем дневнике 1 . В 1845 году, когда ему не исполнилось еще и 18 лет, великий князь Константин Николаевич прибыл в бывшую столицу православного мира – Константинополь, был принят турецким султаном, увидел Святую Софию и другие святые и исторические места Вселенского Православия и с жаром писал В.А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Меню Закрыть Викторина Римская империя и Новый Рим (до 1453г.) Кто был инициатором Первого Вселенского собора? О каком византийском императоре писал Данте? И что такое агиография?   Ответьте на эти и другие вопросы нашей викторины об истории Нового Рима Начать викторину 1. Кто из императоров был инициатором созыва Первого Вселенского Собора: Диоклетиан Константин Великий Юстиниан I Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. Правильный ответ: Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в городе Никее по инициативе Константина Великого. Несмотря на спорные моменты жизни, например совершенное убийство родного сына, Константин Великий почитается в некоторых христианских церквях как святой, в лике равноапостольных. 2. Что такое «центон»: единица измерения форма правления литературный жанр Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора. Правильный ответ: Центон — это произведение, составленное из фрагментов классиков, но они соединены таким образом, чтобы рассказать о Евангельской истории. Считается, что центоны писала супруга императора Феодосия II Евдокия. Такое творчество предполагало образованность, начитанность и высокий уровень культуры автора.

http://europe.foma.ru/ds_quiz/rimskaya-i...

Январь 1 января 1. Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа . В восьмой день по Рождестве Божественный Младенец был принесен в храм и обрезан согласно закону, существовавшему в Израиле еще с эпохи Авраама. При этом Ему нарекли имя Иисус, как и благовестил Архангел Гавриил Пресвятой Деве. Ветхозаветное обрезание прообразует новозаветное крещение. Обрезание Господа свидетельствует о том, что Он взял на Себя истинное тело человеческое, а не призрачное, как впоследствии учили о Нем еретики. Господь обрезан еще и потому, что хотел исполнить весь закон, который Он Сам и дал через пророков и праотцев. Исполнив это законное предписание, Он в Своей Церкви заменил его крещением. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь ( Гал. 6:15 ), – возвещает Апостол. (В церковном богослужении этот Господский праздник не имеет ни предпразднства, ни попразднства.) 2. Свт. Василий Великий , архиепископ Кесарийский . Родился в правление императора Константина [Великого]. Еще не будучи крещен, 15 лет обучался в Афинах философии, риторике, астрономии и всем прочим светским наукам того времени. Его школьными товарищами были святой Григорий Богослов и Юлиан, впоследствии император-отступник. В зрелом возрасте [Василий] крестился вместе со своим бывшим учителем Еввулом. В течение 10 лет был епископом Кесарии Каппадокийской и окончил свой жизненный путь, достигнув 50 лет от рождения. Великий поборник Православия, великий светильник нравственной чистоты и ревности по вере, великий богословский ум, великий строитель и столп Церкви Божией – святой Василий с полным правом нарицается Великим. В церковном богослужении именуется он пчелой Церкви Христовой, приносящей мед верным и своим жалом уязвляющей еретиков. Сохранились многочисленные труды этого Отца Церкви: богословские, апологетические, аскетические и канонические, а также Литургия, названная его именем. Она совершается десять раз в году, а именно: 1 января; накануне Рождества Христова; накануне Богоявления; во все воскресенья Святой Четыредесятницы, кроме Вербного; в Великий Четверток и в Великую Субботу. Святой Василий мирно упокоился 1 января 379 года и переселился в Царство Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святитель Лев, Великий, папа Римский является одной из выдающихся личностей в истории Древней Церкви благодаря его разносторонней церковной даже политической деятель. Последняя была вызвана тем плачевным состоянием Западной части Римской Империи, в котором она оказалась по причине сильного на нее натиска варварских племен в эпоху так называемого «переселения народов». Именно нахлынувшие, преимущественно на Западную империю, многочисленные варварские народы привели к ее полному исчезновению, к гибели «Вечного Города». Не менее напряженной была и жизнь Кафолической Церкви, которая после вековых гонений на нее со стороны языческих императоров, «вышла из катакомб». Это произошло после окончательной победы императора Константина Великого в 324 при Адрианополе и объединения всей империи 1 под властью единого фактически императора-христианина 2 состояние внешнего мира, однако это мирное положение было нарушено внезапно возникавшими многочисленными догматическими спорами. «Когда пала тирания и единодержавный Константин стал управлять государством как христианин и защитник Церкви, Церковь настолько ощутила себя осчастливленной, что некоторые епископы почти что утратили чувство меры. Они оказались неготовыми понять новую реальность и противостоять новым сотрясающим проблемам. Речь идет о проблемах, которые создала свободная жизнь и деятельность Церкви, необходимость в ее строгой организации, появление новых опасных ересей и повод для всецело глубокого и самого широкого богословского разъяснения истины. Однако же это разъяснение следовало бы делать с помощью философского слова, правильное и рассудительное использование которой христианскими богословами стало острой проблемой, которая была успешно разрешена только великими Отцами» 3 , – подчеркивает С.Папдопулос В V столетии после завершения т.н. тринитарных споров на III Вселенском соборе (431г.), споров о достоинстве Второго Лица святой Троицы, вскоре начались споры об образе соединения природ в Лице Богочеловека Христа. Эти споры шли не менее напряженно, чем антиарианские. Они длились более чем сто с лишним лет. Для Православной Церкви эти споры имели принципиальный характер, поскольку все они касались существа христианской веры. В них, как известно, играли огромное значение выдающиеся Отцы Церкви, такие как: свт. Афанасий Великий , свт. Григорий Богослов , свт. Василий Великий , свт. Кирилл Александрийский , свт. Флавиан Константинопольский и свт. Лев, папа Римский . О нем, и о его вкладе в раскрытии и и формировании православной христологии и пойдет речь. 4 Свт. Лев Великий и некоторые биографические сведения

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Введение. Священная римская (византийская) империя Династия Константина I. Святой и равноапостольный Константин Великий (306–337) Глава 1. На пути к единоличной власти Глава 2. Первый Вселенский Собор Глава 3. Переезд в Константинополь, конец жизни II. Константин II (337–340), Констант I (337–350), Констанций (337–361) Глава 1. Соимператорство трёх братьев и единоличное правление Констанция Глава 2. Тринитарные соборы и церковная политика Констанция Глава 3. Личность Констанция III. Юлиан Отступник (361–363) Глава 1. На пути к царству Глава 2. Царствование и преследования христиан Глава 3. Персидский поход Внединастический император IV. Иовиан (363–364), краткое царствование христианского императора Приложение «Варвары и Империя» Династия Валентиниана V. Валентиниан I (364–375), Валент (364–378), Грациан (367383) и Валентиниан II (375–392) Глава 1. Эпоха четырёх императоров Глава 2. Гибель династии западных царей Глава 3. Церковные дела и религиозная политика императоров Династия Феодосия VI. Святой Феодосий I Великий (379–395) Глава 1. Святой император Глава 2. Второй Вселенский Собор. Участие императора в делах Церкви VII. Императоры Аркадий (394–408) и св. Гонорий (395–423) Глава 1. Аркадий, император Востока Глава 2. Император западных провинций VIII. Святой Феодосий II Младший (408–450) и Валентиниан III (425–455) Глава 1. Святая семья Глава 2. Последние Римские императоры Запада Глава 3. Третий Вселенский Собор 431 г. Глава 4. «Разбойный собор» 449 г. Приложение Административно-территориальное устройство Церкви и отношения между кафедрами в III–V bb. IX. Св. Маркиан (450–457) и св. Пульхерия (450–453) Глава 1. «Солдатский» царь, избранник Божий, и Четвёртый Вселенский (Халкидонский) Собор Глава 2. 28-й канон и последние годы великой династии Династия Льва X. Император святой Лев I Великий (457–474) Глава 1. Готский ставленник Глава 2. Война с вандалами Глава 3. Восстановление самодержавия, самовластное правление XI. Лев II Младший (473–474) и Зенон (474–475) XII. Василиск (475–476) Глава 1. Вождь национальной партии Глава 2. Монофизит на троне XIII. Зенон (476–491), повторное правление Глава 1. Исавр у власти. Война с остготами Глава 2. Заговоры и заговорщики, потеря Италии Глава 3. «Энотицон» императора Зенона и «Ацациева схизма» Приложение Положение императора в Церкви и государстве в IV–V bb. XIV. Император Анастасий I (491–518) Глава 1. Избранник жены Глава 2. Дела на Западе и восстание Виталиана Глава 3. Состояние Восточной Церкви и сношения с Римом Глава 4. Результаты царствования Анастасия  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Памяти великого преобразователя России. Первый раз Петр Великий приехал в Карлсбад в октябре 1711 года. Его сопровождала многочисленная свита вместе с посланниками: Германским, Польским, Английским, Прусским и Ганноверским. Встретил и принял его здесь тогдашний Губернатор Богемии Граф Братиславский во главе отряда Императорской гвардии. Конечно и народонаселение Карлсбада не осталось равнодушным в ожидании такого великого гостя. Бывшие в Карлсбаде, пять или десять лет тому назад, еще были свидетелями того старинного, только с установлением прямого железнодорожного сообщения здешнего города, совершенно исчезнувшего обычая, по которому жители города, с музыкой и радостными приветствиями и благожеланиями, встречали и провожали едва-ли не каждую карету, не каждый омнибус. И любили встречать и провожать со всевозможным великолепием особенно русских знатных особ. Имена Орлова-Чесменского, Разумовского от прошлаго столетия, Демидовых уже от второй и даже третьей четверти нынешнего столетия здесь известны и памятны каждому; живы еще старики, считающие себя, когда они были мальчуганами, в числе счастливцев, такие успевших поймать по червонцу, которые русский вельможа горстями бросал во встречавшую его толпу из быстро мчавшейся своей кареты. Эти времена, говорят теперь, прошли безвозвратно. Но они были; карлсбадцы со вздохами вспоминают о необыкновенной щедрости русских и только русских. Нельзя думать, что Петр Великий был относительно карлсбадцев скупее русских вельмож и жители едва ли были к нему менее любезны и внимательны. Здесь русского Царя помнят более, чем кого-нибудь. Два дома на старом Лугу (Alte Wiese) оспаривают честь принимать к себе нашего великого Императора, это Белый Заяц (Weisse Hase) и Красный Орел (Rothe Adler). Спор идет, конечно, не о самом том доме, в котором жил Петр Великий, а только много – много о стенах, вмещавших его жилище, потому что в 1759 году страшный пожар истребил почти весь Карлсбад и именно на Старом Лугу не уцелело тогда ни одного дома. Доктор Каро в своем Карлсбадском Альманахе за 1853 год, собравший некоторые сведения о пребывании здесь Петра Великаго, склоняется в пользу Белого Зайца. В зале здешнего стрелкового общества хранится, между прочим, одна мишень, простреленная Петром, на которой изображена его лечебная комната. Доктор Каро усматривает на этом изображении балкон. А на самом старинном виде Карлсбада, относящемся к 1726 году, из всех домов Старого Луга с балконом виден только один дом на том месте, на котором теперь стоит дом Белого Зайца. Полагая, что этот дом носил тогда название: Zum Rothen Erker (красного Балкона), доктор Каро отсюда заключает, что в этом здании с балконом и жил Петр Великий. Я нарочно осматривал сказанную мишень; она представляет внутренность комнаты, которую ниже я опишу и только необыкновенно пылкая фантазия может усматривать здесь балкон, который конечно должен иметь вид на улицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Введение. Константин Великий и христианство I. Обращение Константина Великого в христианство Величайшим событием наступающего IV века является торжество христианства в римской империи. Обращение императора Константина в христианство имело чрезвычайно важные последствия в истории церкви, и оказало громадное влияние на дальнейшее развитие церковно-правительственной власти. «С тех пор, как императоры сделались христианами, от них, – говорит церковный историк Сократ, – начали зависеть дела церковные и по воле их бывали и бывают великие соборы» 1 . В виду важности в жизни церкви этого нового могущественного фактора – выступления христианского императора – мы должны подробно на нем остановиться. Исследование свое начнем с Константина Великого , давшего программу для последующих поколений. Вопрос об отношениях римского государства в начале IV века, тогда еще языческого, к христианству справедливо не отделяется от личной религии императора Константина. Но как относился Константин Великий к религии? Ответ на этот вопрос в современной науке дается различный. Кейм 2 из рассмотрения развития христианства, которое совершалось, по его мнению не внутренне, но через внешние причины, пришел к заключению, что Константин до конца жизни не был христианином, хотя и был слегка просветлен христианством. Напротив, Дюруи хочет сделать из Константина одного из встречавшихся тогда мудрецов, которые стояли выше всех культов и не находили существенной разницы между Юпитером и Иеговой, Аполлоном и Иисусом, смешивая их под одним неопределенным, но удобным именем Divinitas. Этого-то Бога и призывал в своих молитвах Константин. Отсюда он и не называет его Христом или Иисусом, а вообще Божеством, пребывающим в верху небес: quidquid illud est divinum ac coeleste numen. Слова эти встречаются и в миланском эдикте и в послании, отправленном с Лицинием правителю Вифинии и даже в письмах Константина к епископам 3 . Едва ли однако кто осуждает Константина более сильно, чем Буркгардт. «Убийственный эгоист» Константин был ни религиозен, ни нерелигиозен, но скорее нерелигиозен 4 . Если он имел какое-нибудь вероисповедание, то вернее всего фатализм. Если он показывал известное расположение к христианству, то здесь он имел в виду исключительно последствия 5 . Религия служила ему только средством для осуществления его честолюбивых политических планов: отсюда его заигрывания с обеими религиями. Позорные деяния пятнают его жизнь. Христианская церковь , как таковая, в лице этого ужасного, но политически великого человека ничего не проиграла бы, как и язычество ничего не выиграло бы 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Разделы портала «Азбука веры» Византия в IV beke Развернуть таблицу 324 324.11.08 8 ноября 324 г. — основание  Константинополя  на месте древнего греческого города  Византий . 324–326 Провозглашение цезарями и соправителями четырех сыновей Константина Великого. Первый Вселенский собор  в Никее. Присутствовало около 250 епископов со всей империи (преимущественно из восточных провинций). Развернулась борьба с арианством, которую возглавил свт. Афанасий Великий .  Решения собора (и последующих) утверждались императором как закон.  Казнь Криспа, старшего сына императора Константина от первого брака, вследствие интриг его мачехи Фаусты. Гибель Фаусты. Обретение в результате раскопок на горе Голгофе близ  Иерусалима    Святого Креста  августой  Еленой , матерью императора Константина Великого . 330.05.11 Христианское освящение Константинополя, новой столицы Римской империи. 332.весна Победоносная война римлян с готами в земле сарматов. Подавление мятежа Калокера, старшего погонщика верблюдов, узурпировавшего императорскую власть на Кипре. Смерть императора Константина Великого. Убийство двух братьев и семерых племянников Константина Великого, организованное императором  Констанцием II . Констанций II стал повелителем всей восточной части Римской империи. Начало первой войны (338–350 гг.) с персами восточного императора Констанция II. Война между братьями  Константином II  и  Константом , закончившаяся победой Константа, ставшего императором западной части Римской империи.  Армяне во главе с архиепископом  Вртанесом Аршакуни  подтверждают свою верность Римской империи и просят императора Констанция II о военной помощи против персидской агрессии (342–343 гг.). Изгнание персов из Великой Армении. Поместный Сардикийский Собор.  Солдатский мятеж на Западе во главе с  Магненцием . Убийство западного императора Константа.  Начало войны (350–353 гг.) императора Констанция II против узурпатора Магненция. Констанций II становится единоличным правителем всей Римской империи.  Начало второй (359–361 гг.) войны с персами императора Констанция II.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010