События революционного лихолетья, войн и потрясений надолго прервали живую связь Русской Палестины с Родиной. Хочется с благодарностью вспомнить имена видных деятелей русского церковного зарубежья, «бодрствовавших на страже» (Иез. 40:45) и много сделавших в это трудное время для сохранения российского православного наследия в Святой Земле — митрополитов Антония (Храповицкого), Анастасия (Грибановского), архимандрита Киприана (Керна). В то же время Российское Палестинское Общество, включенное в структуру Академии наук СССР, хотя и было лишено возможности организации паломничества и непосредственной работы на Востоке, с честью продолжило традиции отечественного востоковедения. С большим духовным удовлетворением хочу напомнить, что при возрождении деятельности Общества в 1950 г., первое заявление о вступлении в него было подано Председателем Отдела внешних церковных сношений митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). В начале 90-х годов XX столетия, в условиях всестороннего обновления жизни страны и Церкви, Палестинское Общество восстановило и историческое название, и традиционные уставные функции, а главное — были воссозданы духовные узы, связывающие его с Матерью-Церковью. Согласно новому уставу Патриарх Московский и всея Руси возглавляет Комитет почетных членов Общества, в состав которого входят видные государственные и общественные деятели. Постоянным членом Совета является Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 5:21). Продолжения и укрепления русского православного присутствия в центре мира, у Гроба Господня, требуют честь и достоинство России, верность памяти предков, долг совести и веры. В совместных усилиях Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества по возвращению национального достояния в Святой Земле, мы видим необходимую и важную часть работы по возвращению нашему Отечеству подобающего и достойного места в современном мировом сообществе. Хотел бы сердечно поздравить многоуважаемого Сергея Вадимовича Степашина с избранием на должность Председателя Императорского Православного Палестинского Общества.

http://patriarchia.ru/db/text/258614.htm...

В 1918 году ИППО переименовано в Российское Палестинское Общество при Академии наук. В 1992 году Президиум Верховного Совета России восстановил историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества. В настоящее время часть русских владений в Палестине оказалась на территории Израиля, а часть — в Иордании и Палестинской автономии. Русская Палестина позднее перешла в ведение СССР, но в связи с официальной советской поддержкой атеизма, Хрущёв решил продать её Израилю. В 1964 году в результате так называемой Апельсиновой сделки большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была за млн продана Израилю. Соглашение подписали премьер-министр Израиля Голда Меир и посол СССР в Израиле Бодров. Среди не проданных Израилю объектов — здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье. При этом, и в настоящее время Россия — на третьем месте после Ватикана и греков по объему собственности в Святой Земле. Настоящее время [ править править код ] В результате переговоров главы Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина (руководит обществом с 2007 года) с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом в мае 2008 года руководство Палестинской национальной автономии передало ИППО участок земли в Вифлееме на котором усилиями Императорского Православного Палестинского Общества построен российский центр культуры и науки. Помимо земли в Вифлееме, Палестинское руководство приняло решение передать России такой же участок в городе Иерихон. На Елеоне ИППО планирует построить российский культурный центр. 9 июня России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена одна из святынь христианства — библейская смоковница, или дерево Закхея. Ведётся работа по приведению в порядок прав собственности на не проданные в в рамках «Апельсиновой сделки» объекты. По результатам переговоров в июне-июле 2008 года Израиль передал России здание Сергиевского подворья, находящееся в историческом центре Иерусалима. Данное решение было принято правительством Израиля 5 октября 2008.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Пале...

История Сергиева скита не уходит в глубь веков. Обитель довольно молодая, организована в начале XX столетия. Своему зарождению и процветанию она обязана Калужскому отделу Императорского православного Палестинского Общества. На своем заседании 4 февраля 1906 г. заместитель председателя Общества — калужский губернатор А. А. Офросимов — высказал предложение об увековечении памяти первого руководителя и председателя Палестинского О6щества великого князя Сергея Александровича, погибшего от террористического акта на территории Московского Кремля 4 февраля 1905 г., в дни всеобщей смуты, прокатившейся по России, и выполнить давнюю мечту его — построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Было отправлено сообщение великой княгине Елисавете Федоровне через ее помощника — командующего Московским гарнизоном, генерал-лейтенанта Степанова. Место долго искать не пришлось. Скит, как таковой, существовал. Небольшая горстка монахов вела иноческий образ в лесу, невдалеке от деревни Мстихино, в урочище под названием «Боровой лес». Жили в шалашах, оплетенных из хвороста. Само по себе место было замечательное: сухой сосновый лес возраста от 15 до 35 лет, песчаная почва, благоприятный климат. В шести верстах — монастырь Тихонова пустынь. Еще ближе — разъезд 19 Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Действительный пожизненный член Калужского отдела Палестинского Общества Николай Эрнестович Мантейфель, являющийся владельцем лесной дачи в этом месте, принес в дар Обществу 63 десятины 2079 квадратных сажени земли, а его соседка по даче — калужская купчиха Серафима Федоровна Михайлова — пожертвовала 47 десятин. Всего получилось 110 десятин 2079 квадратных саженей лесной дачи. Жертвователи выдвинули требования, чтобы было им предоставлено право: 1. Построить храм во имя преподобного Сергия Радонежского, в котором бы совершалось ежедневное богослужение и «неусыпаемое» чтение псалтири, с поминовением на всех литургиях и за чтением псалтири мученически скончавшихся императора Александра II, князя Сергея Александровича и всех умерших членов Палестинского Общества.

http://sobory.ru/article/?object=18339

Со дня своего основания Общество ставило перед собой задачу не только развития древней традиции молитвенного посещения святых мест русскими людьми, для чего строились храмы, подворья, странноприимные дома, но и научную задачу исторического, археологического, филологического исследования Палестины и других стран библейского региона. Материалы исследований регулярно публиковались в научных изданиях — «Православном Палестинском Сборнике» и «Сообщениях Императорского Православного Палестинского Общества». Особое значение сохраняют до нашего времени издания византийских, западноевропейских и древнерусских паломнических «хождений», образующих своеобразную летопись церковно-литургического постижения Святой Земли. Невозможно переоценить вклад Общества в развитие русской библейской археологии. Раскопки в Иерусалиме, проводившиеся по поручению и на средства Общества начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным), увенчались в 1883 г. открытием Порога Судных Врат, через которые шел на Голгофу ходатай Нового Завета, дабы призванные к вечному наследию получили обетованное (Евр. 9:15). Большую работу по религиозному просвещению и нравственному воспитанию народа проводили епархиальные отдела Общества, существовавшие в 52 епархиях Русской Православной Церкви. Всенародная поддержка, которой пользовалось Палестинское Общество, выражалась в доброхотных пожертвованиях верующих — в ежегодном так называемом «Вербном» или «Палестинском» сборе. Труды, понесенные Обществом в деле поддержания Православия на Востоке, его бескорыстная просветительная и гуманитарная помощь местному населению навсегда вписаны в историю наших духовных связей с Иерусалимской и Антиохийской Православными Церквами. «Святая Русь шла в Святую Землю, чтобы поддержать Святая Святых», — скажем словами одного из активных деятелей Православного Палестинского Общества архиепископа Никанора (Каменского). Десятки тысяч местных жителей получали бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. Более 100 православных школ, 2 учительские семинарии были основаны Обществом в Палестине, Ливане, Сирии. Выпускники этих русских школ составили основу национальной арабской интеллигенции. Добрая память о них и сегодня жива среди местного населения.

http://patriarchia.ru/db/text/258614.htm...

Могила отца протоиерея была вновь тщательно зафиксирована и сфотографирована, были сделаны фотографии всей прилегающей территории, могильный камень осмотрен и подробно описан. Посещение Черкизовского кладбища состоялось в рамках программы «Возвращение памяти: история Императорского Православного Палестинского Общества в регионах», разработанной и активно проводимой членами благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» и Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря при поддержке историко-исследовательского центра «Архивное дело». Целью программы «Возвращение памяти» является сбор информации обо всех членах дореволюционных отделов Общества, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути. Важной составляющей в этой работе является установление мест погребений этих людей, точное и подробное описание надгробных памятников, установленных на могилах, фотофиксация мест погребений, детальная привязка на местности погребений к конкретным зданиям, улицам, памятникам культуры. Работа ведется в архивах, библиотеках, в тесной связи с местными краеведами. 4 июня 2014 года председатель ИППО Сергей Вадимович Степашин, выступая на международном VI семинаре для руководителей отделений Императорского Православного Палестинского Общества в городе Великом Новгороде, высоко оценил работу фонда в рамках этой программы: «Сейчас члены нашего Общества изучают на местах историю отделов Палестинского Общества и судьбы его членов. На это направлен и совместный проект ИППО и фонда «Возрождение культурного наследия», возглавляемого нашими членами Александром Николаевичем Паниным и Семеном Яковлевичем Ваксманом, под названием «Возвращение памяти: история ИППО в регионах». Этот проект открывает нам не только забытые имена и судьбы дореволюционных членов, но и места их последнего пристанища, способствует увековечиванию их памяти путем установки мемориальных досок, издания книг». Петр Алексеевич Миртов родился 5 июня 1871 года в селе Чаадаево Муромского уезда Владимирской губернии в семье настоятеля храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы Алексея Миртова и его жены Александры Феодоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/pa...

В этом году исполняется 160 лет Русской Духовной миссии в Палестине. Первые начальники Миссии не только скрупулезно изучая историю и археологию Святой Земли, но и устраивая там странноприимные дома и обители, возводя храмы и организуя приходы, много сделали для науки и Церкви. К сожалению, традиция паломничества в Палестину после революции временно прервалась, но сегодня из России и всех стран ближнего и дальнего зарубежья вновь приезжают на Святую Землю паломники, чтобы поклониться общехристианским святыням, связанным с земным подвигом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Все, кто приезжает на Святую Землю, чувствуют особую благодать Господню, и даже люди невоцерковленные говорят об особой «ауре» Святой Земли. Мы надеемся, что нынешнее Императорское Православное Палестинское Общество будет осуществлять те задачи, которые стояли перед ним в самом начале его создания. Тогда много было сделано: до сих пор на Ближнем Востоке с благодарностью помнят образовательные, просветительские труды Общества, ценят вклад России в духовное возрастание народов Палестины». Министр иностранных дел С.В.Лавров, в свою очередь, приветствовал избрание С.В.Степашина на пост председателя Императорского Православного Палестинского Общества и заявил о готовности МИД России всесторонне сотрудничать с Обществом и Русской Православной Церковью в решении «общих для всех россиян вопросов, связанных с нашим духовным и культурным наследием, нашим утверждением в мировых делах». Затем участники пресс-конференции ответили на вопросы журналистов: Ваше Святейшество, почему кандидатура именно Сергея Вадимовича Степашина утверждена на пост председателя Общества? Как, по-Вашему, сможет ли он совмещать председательство в Счетной палате и Палестинском Обществе? Святейший Патриарх Алексий: – Мы надеемся, что сможет. Единодушное избрание Сергея Вадимовича Степашина председателем Палестинского Общества показывает, что люди верят в его возможности и доверяют ему это важное и ответственное дело. С.В.Степашин: – В вопросе избрания меня на этот пост не последнюю роль сыграло то, что я возглавляю Счетную палату. Ведь перед Обществом стоят вопросы, связанные с русской собственностью в Палестине, а одной из функций Счетной палаты является защита интересов собственности России за рубежом.

http://pravoslavie.ru/22671.html

7 ноября 1900 г. - назначен временно заведующим приходом и школой первой миссионерской тифлисской Покровской школы, до 21 июля 1891 г. Декабрь 1900 г. - должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии. Возведен в сан протоиерея. 21 декабря 1900 г. - поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех школах Кавказского учебного округа. Январь 1901 г. - поставлен наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. 13 февраля 1901 г. - назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». Август-октябрь 1901 г. - окружной наблюдатель церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата. Командировка в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии. 18 июля 1902 г. - избран пожизненным действительным членом Императорского Православного Палестинского общества с присвоением установленного знака. 28 декабря 1902 г. - председатель попечительства при тифлисской Кукийской Иоанно-Крестительской церкви. В мае 1903 г. в связи с высочайшем утверждении положения об управлении церковными школами Грузинского экзархата с о. Иоанна были сняты обязанности грузинского епархиального наблюдателя школ. Духовная жизнь о. Иоанна этого периода запечатлевалась в его проповедях. Настроение его было бодрое, а сердце исполнено благодарения Богу. «… В этот миг новогодней молитвы возблагодарим Отца Небесного, щедрого и милостивого о всех, ихже вемы и ихже не вемы, о всех благодеяниях, бывших на нас: за свет дня, за покой ночи, за каждое биение сердца, за радость осмысленного труда, за уроки нужды и страданий, за сладость молитвы, за отрадное и светлое чувство, за бодрость духа жизни, за то, что мы видехом свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную. Слава Богу за все!» Среди множества трудов в должности руководителя церковно-школьного дела о. Иоанн находил силы участвовать в жизни общественных организаций: 18 декабря 1903 г. - был избран членом Кавказского отдела Императорского общества, секретарем Тифлисского отдела Православного Императорского Палестинского общества.

http://pravicon.com/info-2476

4 июня сего года в Центре ИППО под председательством Сергея Степашина состоялось онлайн-заседание Совета Императорского православного палестинского общества, в котором приняли участие представители Пензенского отделения ИППО. В повестке — основные итоги деятельности Общества за первое полугодие 2021 года, рассмотрение планов работы ИППО, прием новых членов и награждение почетными памятными знаками Общества. Представители Пензенского отделения ИППО были приглашены на совместное мероприятие и посетили выставку к 100-летию Русского Исхода. 3 июня в Музее Русской армии состоялось открытие новой экспозиции, посвященной 100-летию окончания Гражданской войны. На ней впервые были представлены уникальные экспонаты, возвращенные в Россию из-за рубежа — из Франции, США, Бразилии и Парагвая. В 139-ю годовщину основания ИППО, день памяти святых равноапостольных Константина и Елены, представители Пензенского отделения почтили память усопших членов ИППО на могиле действительного члена ИППО Павла Ивановича Попова и привели в порядок место исторического захоронения, а также приняли участие в мероприятии в День славянской письменности и культуры с поздравлением участников. Представители Пензенского отделения ИППО принимали участие в XVI Региональном православном книжном фестивале «Витязь земли Русской» в областной библиотеке имени М.Ю. Лермонтова, представив две выставки — экспозиции об истории Пензенского отдела ИППО и деятельности Регионального отделения в настоящее время. В рамках заключенного долгосрочного договора о сотрудничестве между региональным отделением и Пензенской духовной семинарией ведется большая совместная работа со студенческим научно-богословским обществом, организован и работает киноклуб. В конференц-зале духовной семинарии проходят заседания богословской секции студенческого научно-богословского общества имени св. Иоанна Богослова. Официальный сайт Пензенского отделения ИППО стал победителем второго епархиального конкурса православных интернет-сайтов «PROSTOR 2020-2021».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В годы гонений на Русскую Православную Церковь часть некрополя была уничтожена. В наши дни повсеместно встречаются хаотично разбросанные надгробия: разбитые, разломанные, со следами надругательств. Никольское кладбище разделило судьбу других исторических кладбищ. В 1927 году было принято решение о его закрытии, рассматривался вопрос и о ликвидации. «С конца двадцатых годов XX века ведавший кладбищами трест „Похоронное дело“ проводил на закрытых кладбищах ускоренную ликвидацию так называемого „бесхоза“. К этой категории были отнесены все „непосещаемые“ памятники, среди которых, естественно, оказалось большинство дорогостоящих надгробий аристократического Никольского кладбища. Началось планомерное, систематическое уничтожение этих памятников с целью добычи ценного полированного камня. Разгром Никольской церкви, закрытой в двадцатые годы XX века увенчался попыткой превращения ее в крематорий. В 1934 году здесь проходили испытания печи для сжигания трупов. Эксперимент не удался, и церковь долгое время использовалась для складов и мастерских» 5 . На Никольском кладбище нашли упокоение многие известные деятели Императорского Православного Палестинского Общества из разных сословий. Руководители благотворительного фонда «Возрождение культурного наследия» уже неоднократно посещали это кладбище с целью проведения исследовательских работ в рамках программы «Возвращение памяти». Эта программа была разработана фондом «Возрождение культурного наследия» с целью установления мест захоронений почивших членов Императорского Православного Палестинского Общества. Работа проводится в различных регионах России. Немало исследовано и кладбищ на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Сербии. В настоящее время фонд проводит большую и очень сложную работу, связанную с изучением всей системы работы региональных отделов ИППО с момента основания Общества и до 1917 года включительно. Целью этой работы является сбор информации обо всех членах региональных отделов, поиск их фотографий, изучение их трудов, как на ниве Общества, так и в общем контексте их жизненного пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Hitrov...

На заседание также были приглашены руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега) , руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , заместитель председателя Совета Ассамблеи народов России протоиерей Лев Семенов, начальник Управления по работе с государственными структурами Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ П.В. Лебедев. Также в числе присутствовавших были проректор по научной работе Общецерковной аспирантуры и докторантуры, член Экспертной группы по теологии при МСР Д.В. Шмонин , заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Е.А. Агапова, глава Классического ювелирного дома «Лобортас» И.Ю. Лобортас, сотрудник Секретариата ОВЦС по межрелигиозным отношениям, сотрудник Секретариата МСР С.В. Мельник. Открывая заседание Межрелигиозного совета России, митрополит Волоколамский Иларион отметил, что на заседании предстоит рассмотреть обширную повестку дня и обсудить ряд важных вопросов. В начале заседания председатель Попечительского комитета Межрелигиозного совета России, глава Императорского Православного Палестинского общества С.В. Степашин вручил медаль Межрелигиозного совета России «За вклад в укрепление межрелигиозного мира и согласия» руководителю Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доценту кафедры теологии Московского государственного лингвистического университета, заместителю председателя Совета Ассамблеи народов России протоиерею Льву Семенову, генеральному директору группы компаний «Дворцовый ряд» М.Н. Урясову, руководителю Департамента Федерации еврейских общин России по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, МЧС и ветеранскими организациями России раввину А.Ю. Гуревичу. Также С.В. Степашин вручил исполнительному секретарю МСР, секретарю ОВЦС по межрелигиозным отношениям священнику Димитрию Сафонову почетный памятный знак ИППО «Медаль имени Николая Николаевича Лисового».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5537777...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010