Несмотря на путешествие К. в К-поль, позиции визант. правительства в Италии были ослаблены. Отношения Папского престола с имп. двором оставались напряженными, население визант. Италии все чаще выступало против власти К-поля. Руководствуясь намерением сохранить мир, К. в целом поддерживал визант. правительство и не допускал отложения Италии: папа не воспротивился расправе Иоанна Ризокопа с представителями рим. оппозиции и принял меры для прекращения беспорядков в Риме, последовавших за воцарением Вардана Филиппика. В годы понтификата К. положение в Италии благоприятствовало мирной политике. Лангобарды не предпринимали действий, направленных против Рима и Равеннского экзархата: кор. Ариперт II вернул папе Иоанну VII Патримоний св. Петра в Коттиевых Альпах, а кор. Лиутпранд (712-744), в ранние годы правления занятый консолидацией власти над лангобардами, отличался благочестием и впосл. стремился поддерживать дружественные отношения с Папским престолом. Тем не менее визант. господство над Италией было подорвано. В полной мере это проявилось после кончины К., при папе Григории II, к-рый поддержал восстание италийцев против имп. Льва III Исавра , вызванное резким повышением налогов (20-е гг. VIII в.). Попытки императора и его итальянских сторонников устранить понтифика столкнулись с противодействием римлян и лангобардов, а иконоборческая политика Льва III привела к тому, что в Риме его стали воспринимать как враждебного правителя-еретика. Падение Равеннского экзархата под натиском лангобардов (751), союз папы Римского с франками и назначение кор. Пипина Короткого рим. патрицием, защитником Папского престола (754), означали разрыв политической связи Рима с Византией. Согласно Liber Pontificalis, первые 3 года понтификата К. были неурожайными, жители Рима голодали, но впосл. положение улучшилось. После восшествия К. на Папский престол в Рим прибыли знатные англосакс. паломники - Кенред, кор. Мерсии (704-709), и Оффа, кор. вост. саксов (Эссекса), которых сопровождал Вустерский еп.

http://pravenc.ru/text/2056990.html

Архив Икона Божией Матери «Троеручица» Икона Божией Матери Троеручица Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего. Протоиерей Лев Лебедев События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой. Дамаск. Современный вид. Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра. Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

http://pravoslavie.ru/put/050725075420.h...

Икона Божией Матери «Троеручица» Русский народ издревле нашел в своей душе един­ственно верное слово в обращении к Богородице: в обиходе он назвал Ее, и сейчас называет так же, как родную мать, — исполненным нежности и любовным обращением: «Матушка!» Люди духов­но увидели, что не в каком-то условном аллегори­ческом смысле, а в высшей онтологической дейст­вительности Матерь Божия является Матерью Церкви, кровной — по Крови Христовой — Мате­рью каждого верующего. Протоиерей Лев Лебедев Икона Божией Матери Троеручица События, положившие начало прославлению иконы Божией Матери «Троеручицы», относятся к VIII веку, ко временам иконоборчества. Воины императора-еретика Льва Исавра рыскали по домам православных христиан, отыскивая иконы, отбирали их и жгли, а иконопочитателей предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульман­ском Дамаске, православные не были стеснены в почи­тании икон. Причина была в том, что первым минист­ром у местного халифа был ревностный христианин, богослов и гимнограф Иоанн Дамаскин (память его Цер­ковь отмечает 4 декабря). Своим многочисленным зна­комым в Византии Иоанн переправлял письма, в кото­рых на основании Священного Писания и святоотеческих преданий доказывал правильность иконопочитания. Вдох­новенные письма Иоанна Дамаскина тайно переписыва­лись, передавались из рук в руки, немало способствую уверению в истине православных и обличению ереси иконоборческой. Дамаск. Современный вид Взбешенный император, чтобы лишить Церковь непо­бедимого защитника Православия, решил коварно извес­ти Иоанна Дамаскина. Он приказал искусным писцам тщательно изучить почерк Иоанна и написать как бы его рукою поддельное письмо к императору с предложением измены. В письме сообщалось, что город Дамаск охра­няется сарацинами небрежно и византийское войско мо­жет без труда им овладеть, в чем обещалась и всячес­кая помощь со стороны первого министра. Такое поддельное письмо император и послал халифу, лицемерно пояснив, что, несмотря на предложения Иоанна, желает мира и дружбы с халифом, а министра-изменника советует казнить.

http://pravoslavie.ru/1901.html

Святитель Стефан стал защитником почитания икон. В 717 году в Византии пришел к власти император-иконоборец Лев Исавр. Сначала император велел вешать иконы высоко в храмах, чтобы люди не кланялись и не целовали их, а потом открыто запретил изображения Христа, Девы Марии и святых в церквях и домах. Патриарха Гермогена, который не согласился изменить древней традиции чтить иконы, император заключил в тюрьму, а на его место поставил послушного еретика Анастасия. Установив иконоборчество в Константинополе, император повелел через послов Сурожскому епископу Стефану также отречься от почитания икон. Стефан встретил послов Льва Исавра и сказал: «Не допущу я людей отступить от закона Христова: не слушаю повеления ни царя, ни окаянного патриарха». Затем Стефан сам поплыл на корабле к императору Льву, чтобы обличить его. Император предложил Стефану пожечь и порубить иконы и быть в великой чести, как другие византийские епископы. Когда святой ответил отказом, император избил его железной перчаткой и после пыток заключил в тюрьму. После смерти Льва Исавра святой Стефан был освобожден. Его вернул в Сурож следующий император Константин Копроним. Там Стефан умер в возрасте около девяноста лет. Память святителя Стефана Сурожского отмечается 15 декабря (28 декабря по новому стилю) вместе с ликом Крымских святых. В приделе Стефана Сурожского Воскресенской церкви села Молоди находится одна из уцелевших икон из старого убранства храма – образ архангела Михаила. Храм дважды закрывали и открывали в XX веке. В 1930-е годы общину Воскресенской церкви упразднили, но после Великой Отечественной войны верующие села добились того, чтобы храм опять открыли и назначили священника. Службы возобновились и продолжались до 1961 года. В хрущевские гонения на религию, и отвоеванный в сталинские времена храм сделали складом, а все иконы растащили и уничтожили. Только икону архангела Михаила удалось спасти. Прихожанка спрятала ее и тридцать лет хранила у себя дома. В 1991 году она вернула икону во вновь открывшуюся церковь.

http://sobory.ru/article/?object=04918

То есть мир Церкви в тех конкретных условиях может быть достигнут «по церковному обычаю» (και παντως ειπερ ευρεθειη τροπος εκκλησιαστικος) благодаря «правому исповеданию веры» (δια την ορθην ομολογιαν της πιστεως) вместе с главой единственно Православной Церкви, которой тогда оказалась далекая от восточных потрясений Римская Церковь. Итак, подытоживая рассмотрение экклезиологических взлядов прп. Максима Исповедника, можно заключить, что в его произведениях Римская Церковь описывается согласно традиционной православной экклезиологии и авторитет римского папы, его первенство чести не заменяются его властью. В VIII веке папа Григорий II, избежавший покушения по заданию византийского императора-еретика Льва III Исавра, напоминает ему, что все царства Запада считают святого Петра земным Богом, «deum terrestrem», «θεον επιγειον» (Petri, quem omnia occidentis regna velut deum terrestrem habent) . Да, авторитет апостола Петра и римской кафедры были несомненны, сами «восточные церкви всегда признавали особый авторитет Рима в церковных делах, и на Халкидонском соборе подчеркнуто провозгласили папу Льва преемником Петра, что не помешало им осудить монофелитство папы Гонория на VI Вселенском соборе в 681 г. Даже в IX в. они не понимали, что их предыдущие бурные одобрения расценивалось Римом как формальное признание права Рима на primatus protestatis («примат провозглашения»). Византийцы единодушно признавали высокий авторитет старого Рима, но никогда не принимали его как абсолютную власть», маячащую за высказываниями, отражавшими папскую самоидентификацию . Римляне не остаются в рамках Романии великих пап. Церковное развитие на латинском Западе становилось все более независимым от общехристианского предания. Изменение фундаментального выражения вероучительной сути христианства – Символа веры – добавкой filioque, несовместимой с общепринятым учением о Пресвятой Троице, культ августинизма и тотальность схоластики, оставшиеся совершенно чуждыми неримским Церквям, коронация папой Карла Великого и «обретение» папами его империи, претендующей на универсальность вместо христианской Византии и т.п.

http://bogoslov.ru/article/3219067

Однако случилась другая беда. Монофизиты оставляли свою ересь, но переходили в новую — монофелитскую. И вот в царствование еретика было явлено великое чудо заступничества Божией Матери. Другое чудо случилось во времена Льва Исавра, который стал родоначальником иконоборческой ереси, поддерживаемой и распространяемой царским домом. Итак, почему я обращаю внимание на этот момент? Что это значит? Я отнюдь не хочу сказать, что все вероисповедания равны и не имеет значения, как человек верит, лишь бы он делал это искренне. Нет, я хочу сказать не о том. Между ложными вероисповеданиями и Православной Церковью всегда велась жестокая борьба. От монофелитов пострадали папа Мартин и знаменитый ревнитель и защитник Православия Максим Исповедник, которому были усечены правая рука и язык, чтобы он не мог ни говорить, ни писать в защиту Истины. В период иконоборческой ереси были беспрецедентные гонения на православных, особенно на монашествующих, которые были основными защитниками иконопочитания. Закрывались монастыри, совершались всевозможные кощунства над иконами, преследования и убийства православных, так что многие из них, в том числе и монахи, уходили из царствующего града и скрывались на окраинах империи. Кто бежал в Италию, кто в Крым, бывший в то время восточной окраиной Византийской империи, кто даже на Ближний Восток, желая лучше быть в рабстве у арабов-мусульман, не затрагивавших тогда догматов христианского учения, чем претерпевать от еретиков посягательства на истинную веру. Вот какие были гонения. Почему Господь все же сотворил Свое чудо? Почему Божия Матерь защитила Константинополь? В IV веке при императоре Юлиане Отступнике Господь спас христиан от осквернения, поругания и осмеяния со стороны язычников. Юлиан велел окропить идоложертвенной кровью всю пищу, которая продавалась на рынках, с тем чтобы потом, когда православные купили бы и стали употреблять эту пищу, объявить им: «Хорошо воздерживаться от идоложертвенного» (см. Деян.15:29 ) — и тем смутить верующих, посмеяться над ними. Патриархом в то время был еретикарианин. Арианство — страшная ересь, отрицающая Божество Господа Иисуса Христа. И вот этому патриарху-еретику явился во сне святой Феодор Тирон и повелел объявить христианам, чтобы они не покупали пищи на рынках, а варили для еды зерна пшеницы с медом и таким образом сохранили себя от осквернения.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Эдикты императоров-иконоборцев против почитания свв. икон, мощей и пр., явились следствием их личного невежества, непонимания самых основ, психологии отношений человека к Высшему Началу. Эти эдикты лишний раз показывали, насколько опасно приложение обычной мерки, мерки человеческой к предметам высшего порядка. Возможно, конечно, предполагать, что эти эдикты в начале были вызваны желанием уязвить Церковь , церковную власть, которая, как было выше сказано, оказалась, совершенно без вины со своей стороны, врагом государственных предприятий. Секуляризация церковных и монастырских имений, зданий, была началом (требование молиться без видимого посредства свв. изображений), результатом грубого вмешательства в церковную сферу. Первой жертвой этого гонения был св. Герман, отказавшийся подчиниться дерзкому посягательству императора-еретика на Святое Святых религии Христианской. Характерными, напр., для личности Льва Исавра и пути, которым он следовал в проведении своей церковной реформы, служит то обстоятельство, что впервые он начал обсуждать ее не среди иерархов, или вообще представителей Церкви, как то бывало при других императорах, но в собрании своих чиновников и придворных в 726 году. 62 Это служит показателем того, что он считал себя вполне равноправным и компетентным, наравне с патриархом и другими блюстителями церковных канонов. И если он после выражал желание решить поднятый вопрос на соборе, то в этом случае говорила скрытая надежда найти поддержку себе против всеобщего народного протеста, в лице епископов, которых можно было, казалось, привлечь на свою сторону внешними мерами. Игнорирование с самых первых шагов церковно-административной среды при решении столь важного догматического вопроса, как иконопочитание, определило все последующее отношение иконоборцев к духовенству вообще, и к монашеству, в частности. Вытекало это уже из того положения, какое занимало, напр., последнее, при прежних императорах, создавших ему особо привилегированное положение. С ним считались иногда в самых незначительных государственных мероприятиях, ничего общего не имевших с церковной сферой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Внутренняя деятельность Льва Исавра. Административные и судебные реформы. Законодательство Ф. И. Успенский. История Византийской империи Оценка внутренней деятельности Льва во всей ее совокупности встречает и до сих пор значительные трудности, которые далеко еще не превзойдены. Причина тому столько же заключается в недостатке, а частью и намеренном искажении источников, сколько в общем несочувственном отношении к Льву как виновнику иконоборческого движения, которое разделяла вся церковная партия, возобладавшая после иконоборческих царей и наложившая печать ненависти или презрительного молчания на память об его деяниях. Нужно отдать себе отчет в том, что в иконоборческий вопрос было внесено много страстности и раздражения и что в связи с эдиктами Льва шло вперед развитие умственной, нравственной и общественной жизни. При выяснении термина «иконоборчество» нельзя отправляться из тех положений, которые нами выведены на основании содержания эдиктов, притом же не сохранившихся в оригинале, а следует всмотреться в силу отражения, с какой царское слово против святых икон отозвалось в монастырях, в селах и деревнях, и как общим чувством религиозного раздражения могли воспользоваться лица и сословия, видевшие в Исаврах личных врагов, которые притом не имели связей с придворными и служилыми слоями империи. Иконоборческое движение направлялось к тому, чтобы захватить самые существенные вопросы христианского вероучения. В связи с догматическими церковными верованиями о божественном домостроительстве, о воплощении, о культе Богородицы иконоборческое движение вскоре должно было затронуть практические вопросы, именно обряды или формы, в коих выразилась церковная жизнь в Византии: о монашестве, о церковных имуществах, о переустройстве всей церковной жизни. Таким образом, то движение, которое связано с именем Льва Исавра, затронуло весьма глубоко самые тайники жизни общества и имело тенденцию поколебать устои, на коих покоился религиозный и социальный строй империи. С течением времени к иконоборческому движению присоединяются мотивы политические; наконец, оно осложняется борьбой национальностей, в которой угрожала опасность греческому элементу, служившему основой того порядка вещей, который выражается в термине византинизм. Все эти обстоятельства, привнесшие большие осложнения в развитие иконоборческого движения, не могли не повлиять на оценку деятельности родоначальника исаврийского дома, придав неправильное освещение и таким фактам, которые не имели иных целей, как достижение общего блага и исправление очевидных недостатков.

http://sedmitza.ru/lib/text/442841/

Победа Льва III была тем более блестящей, что не стоила Римской империи почти никаких людских потерь. Соотношение погибших являлось настолько ошеломляющим, что арабы были потрясены – никто и никогда ранее не добивался в войне с ними таких успехов. Их поразила гибель лучших воинских подразделений, полководцев, офицеров и всего громадного флота. Только в 732 г. арабы осмелились начать военные действия, переправившись через Пиренеи на юге Франции и столкнувшись с франками. Однако их относительно немногочисленное войско – не более 35–40 тыс. воинов – окажется разгромленным Карлом Мартеллом. Нет никаких сомнений в том, что победа франков была предопределена Львом Исавром в 718 г. – у арабов просто уже не оставалось людских ресурсов, чтобы, как раньше, обеспечить подавляющий перевес своей армии над противником и воевать на два фронта одновременно. Не случайно битву при Пуатье многие специалисты именуют «лишь эпизодом в долгом деле изгнания арабов из Южной Галлии» 19 . Впрочем, этой истории мы коснемся немного ниже. Нет никаких сомнений в том, что победа Льва Исавра над арабами у стен своей столицы относится к наивысшим военным достижениям всемирной истории. И вновь выделился почерк полководца – не вступая во фронтальные столкновения, заставляя врагов действовать по своему плану, Римский император сохранил собственные силы, многократно уступающие врагу, и использовал естественные стихии для уничтожения арабов. Второе испытание, выпавшее на долю Льва Исавра, заключалось в необходимости вести борьбу с узурпаторами. Опасность подстерегала его царствие с первых же месяцев. Уже в 717 г., получив известие об осаде арабами Константинополя, командующий сицилийским войском Сергий решил венчать на царство некоего Василия, которого переименовал для благозвучия в Тиверия. И на этот раз законный царь продемонстрировал завидную решительность и оперативность. Он тут же направил в Сицилию своего чиновника Павла, назначив того патрицием и новым правителем острова. Узнав о его прибытии, Сергий и узурпатор обратились за помощью к лангобардам, располагавшимся неподалеку, но Павел опередил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, в считанные годы, при невероятном напряжении всех сил и ресурсов, Лев III обеспечил Византийскому государству, себе и новой династии твердое положение, которое не смогли ослабить даже иконоборческий кризис и разрыв отношений с Римом. Глава 3. Иконоборчество. Папа против императора Переходя к описанию церковной политики императора Льва III, известного как зачинщика иконоборчества, следует сделать несколько общих замечаний. Нет никакого сомнения в том, что Лев III был настоящим христианским императором, для которого интересы Церкви значили не менее чем интересы государства 51 . В своем стремлении обеспечить Церкви монопольно-доминирующие духовные позиции он был, как всегда, последователен, целеустремлен и нередко суров. Отдавая себе отчет в том, что целостность и благосостояние Римского государства напрямую зависят от степени народного благочестия, он предпринимал все меры для того, чтобы устранить те или иные еретические явления и языческие пережитки. В тех условиях, когда Церковь считалась органично неотделимой от Римской империи и наоборот, иного и быть не могло. И совершенно справедливо некогда высказанное суждение, что иконоборчество, как часть церковной политики Льва III Исавра, нельзя рассматривать изолированно от внешних и внутренних особенностей существования Византии в тот исторический период. «Часто иконоборческих императоров судят сурово, не отдавая себе отчета в том, что их религиозная политика была лишь частью предпринятого ими дела восстановления Империи и что их деятельность не исчерпывалась страстной и жестокой борьбой с иконопочитанием», – писал один историк; и он совершенно прав 52 . Что же касается крайне негативных оценок деятельности Льва Исавра и других иконоборцев в древних рукописях, то, изучая первоисточники, нужно делать существенную поправку. Ересь иконоборчества, в отличие от прежних времен, открыла Церкви много мучеников, гонимых по приказам царей. Пролитая императорами-иконоборцами кровь является главной причиной, по которой современники вообще оказались не в состоянии объективно оценить политическую деятельность этих василевсов и изображали их исключительно в мрачных тонах 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010