Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Ильинский скит. Карта и ближайшие объекты Ильинский скит находится в 10 км от монастыря, в группе Байонных островов, на острове Лембос. Существует упоминание о том, что уже в XVIII веке на острове находилась часовня. В XIX веке там проживало несколько человек братии, присматривающих за стадом овец, шерсть которых использовалась для изготовления вязаной одежды и валеной обуви. На востоке от Лембоса расположены Крестовые острова Валаамского архипелага. Они знамениты как места обитания (летних «релаксационных залежек») ладожской кольчатой нерпы. Присутствие братии Валаамского монастыря на Байонных островах в первой половине XIX века обеспечивало порядок в этой части архипелага, защиту от браконьеров («лихих людей»), а также расширяло территорию Валаамского монастыря на восток. В феврале 1867 года игумен Дамаскин обратился к митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору за благословением построить на Лембосе деревянный храм во имя пророка Божия Илии. В прошении о сооружении этого скита говорилось: «Остров Лембос – крайний предел владений монастырских на востоке. Это гавань в группе Байонных островов, защищенная от ветров со всех сторон, лучшая в восточной стороне Ладожского озера». Уже в 1868 году деревянная церковь была освящена в честь святого пророка Божия Илии. С этого же времени остров Лембос стал называться Ильинским. Недалеко от церкви были расположены два деревянных двухэтажных келейных корпуса для постоянного проживания 10 человек братии. Был устроен колодец глубиной 5 метров, верх которого оформили тесаным мрамором. Около колодца иноки посадили фруктовый сад, а в разных местах скита – аллеи из пихт и лиственниц. После Первой мировой войны, а затем революции и получения независимости Финляндией Ильинский скит на некоторое время был закрыт в связи с оскудением братии. В 1944 году Валаамские острова, включая Ильинский, окончательно перешли к СССР. В 1945 году на Валааме был открыт рыбпромкомбинат. Всего на комбинате работало около 500 человек, часть из которых (около 80) были репатриированы после войны. Часть рыбаков проживала в бывших келейных корпусах и храме Ильинского скита.

http://sobory.ru/article/?object=09110

С.В. Шумило «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Зографские проэстосы рассказывали в 1847 г. иеросхимонаху Сергию, что населявшие «Черный Выр» 30 иноков-малороссиян оставили его около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 164 . Этот факт находит подтверждение у еп. Порфирия (Успенского) в описании Зографа за 1858 г. 165 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 166 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 167 Следует заметить, что именно после 1830 г. братство восстанавливаемого Афонского Ильинского скита, основанного в свое время выходцем из семьи казачьих священников с Полтавщины прп. Паисием Величковским , существенно пополнилось украинскими монахами. Возможно, часть из них были бывшими насельниками «Черного Выра». В 1845 г. Ильинский скит посетил Великий князь Константин Николаевич Романов, где и остановился на ночлег. Согласно свидетельству иеросхим. Сергия (Веснина), обитель поразила высокопоставленного гостя «своей малороссийской опрятностью» 168 . А молдавский князь Александр Дабижа, описывая в 1892 г. святогорскую «малороссийскую обитель», называет ее «живым уголком далекой Украины» на Афоне 169 . По его словам, после периода десятилетнего запустения во времена русско-турецкой войны, «любовь малороссиян к родной обители подняла ее из развалин, и ее обновленные стены стали опять наполняться казацкими выходцами с придунайских и черноморских берегов. Но не прекратились внутренние неурядицы в скиту» 170 . Несмотря на то что «малороссиян» в скиту было большинство, в 1837 г. их изгнали из обители «великороссы». Распря на национальной почве длилась два года, пока в 1839 г. Протат не занял сторону «малороссийского большинства», окончательно передав обитель в руки украинских монахов и выселив из нее россиян во главе с настоятелем иеромонахом Павлом, выходцем из Калужской губернии 171 . Подлинные причины затяжной распри в Ильинском скиту между «малороссами» и «великороссами» неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Часть третья. Жизнеописания выдающихся старцев и подвижников русского Свято-Ильинского скита на Афоне Схиархимандрит Паисий Схиархимандрит Паисий 466 родом был болгарин. Его родители переехали из Филиппополя в город Килию Бессарабской области, где он и родился. Впоследствии они переселились в Кишинев. В 15-летнем возрасте он поступил в Добрушский монастырь, но пробыл там недолго. Гавриил, митрополит Кишиневский и Хотинский, во время посещения монастыря заметил его и велел игумену немедленно прислать его в митрополию, где началась общественная деятельность отца Паисия как иподиакона при экзархе Гаврииле. В 1825 году он был рукоположен в иеродиакона, а в 1831 году – в иеромонаха и был поставлен игуменом в Соручанский монастырь. В 1839 году отец Паисий испросил от епархиального начальства увольнение и прибыл на Святую Гору Афон. Здесь он купил в Кавсокаливском скиту келлию, где поселился со своим другом и соратником иеродиаконом, которого также звали Паисием. Весть о высокой духовности отца Паисия быстро разошлась по всему Афону. К нему за советами рекой потекли иноки разных обителей, все дивились его рассудительности и прозорливости. Летом 1841 года братия Ильинского скита по жребию избрала отца Паисия своим настоятелем и пригласила его в скит. Отец Паисий ни за что не хотел расставаться с пустынной своей келлией и дал им твердый отказ. Тогда братия скита второй раз бросила жребий, и опять выпала кандидатура отца Паисия, и они, уверенные, что сам Бог желает в настоятели скита отца Паисия, стали его уговаривать более настойчиво, и наконец он согласился. Первым делом он начал приводить в порядок церкви скита: завершил строительство соборного храма во имя святителя Митрофана, и в ноябре 1842 года она была освящена. На другой год отец Паисий с Божьей помощью построил новый корпус между церквями Благовещения и святителя Митрофана. Он разломал также все старые мелкия кельи вокруг скита и построил скит в большем размере. В течение семи лет ему удалось перестроить весь скит. В 1850 году перестройка скита была завершена и в нем началось умножение братства. Несмотря на это, отец Паисий не прекращал сам лично трудиться на обычных послушаниях, подавая личный пример братии. Днем работал он на огороде, копая и насаждая огородную зелень, или носил камни для ограды виноградного сада, а ночью помогал повару чистить лук, картофель, свеклу и все, что потребно было для варки пищи, рубил дрова и носил воду на кухню. Он владел и мастерством портного и шил в особой своей мастерской церковные облачения и одежду для братии. Во время любого его занятия всегда была открыта пред ним для чтения какая-нибудь назидательная книга. Сам он одежду носил простую и ветхую, так что приходящие паломники, видя его одетым почти в рубище, не могли признать в нем настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мурсула. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Германовский скит. Церковь Александра Невского. Карта и ближайшие объекты Каменная Александро-Невская церковь в Германовском скиту Валаамского монастыря была заложена 22 Сентября 1901г. и строилась по проекту арх. Николая Дмитриевича Прокофьева. Ее торжественное освящение 25 Июля 1904г. совершил архиепископ Финляндский и Выборгский Николай(Налимов). К настоящему времени церковь сохранилась в аварийном состоянии. Старую фотографию этого храма можно найти в небольшом альбоме под названием " Альбомъ видовъ Валаамскаго Спасо-Преображенскаго монастыря и его скитовъ " , Одесса, 1911, 6 июля 2018 года началось восстановление храма святого благоверного великого князя Александра Невского Германовского скита на острове Сюскюансаари – последнего порушенного храма Старого Валаама, сообщает Синодальный отдел по монастырям и монашеству. Данный храм был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному мужскому монастырю в весьма плачевном состоянии. На Старом Валааме было 13 скитов. Сегодня возобновлена монашеская жизнь в одиннадцати скитах: Никольском, в скиту во имя Всех святых, Предтеченском, Сергиевском, Ильинском, Святоостровском, Смоленском, Гефсиманском, Воскресенском, Коневском, Свято-Владимирском. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ведутся работы по возведению еще трех скитов: восстанавливается исторический скит во имя преподобного Авраамия Ростовского, Казанский скит, скит во имя преподобного Серафима Саровского на Парфирьевском острове. В летописи монастыря за 1878 год сохранилось описание отдаленных островов, на которых располагались Германовский и Сергиевский скиты: «Местность превосходна и величественна: удивительной красоты гигантские каменные горы высотою саженей в 30. Отвесною стеною, как бы непобедимые крепости, они стоят в линию одна против другой. Поверхность их зеленеется лесами и разными растениями. У подножья гор красиво расстилаются зеленые поля и луга и разнородные леса; между тем, нередко встречаются и озерки, наполненные разной рыбой, и на поверхности этих озерков встречаются во множестве утки и гагары».

http://sobory.ru/article/?object=02289

Приложение Андреевский скит Андреевский скит Ватопедского монастыря со времени своего открытия в 1849 г. на протяжении последующих более чем ста лет оставался самым «русским» монашеским учреждением на Афоне «единственный на Афоне русский в полном смысле слова питомник иноческий», как писали о нем в церковной печати конца XIX века. 1139 созданный трудами уроженца Малороссии прп. Паисия (Величковского) Ильинский скит по составу своих насельников был по преимуществу малороссийским, если в жизни Пантелеймонова монастыря в разные периоды его долгой истории лидирующую роль играли и сербы, и греки, то Андреевский скит вплоть до кончины в 1971 г. своего последнего русского инока сохранял ярко выраженный русский характер, что сказывалось не только в составе его братии, но и в особенностях монастырского уклада и в архитектурном облике обители. Достопримечательностью Святой Горы стал огромный собор Андреевского скита, вместимостью в 5000 человек – крупнейший на Афоне и второй по величине в Греции (после собора в Патрах), почему сами греки назвали этот скит – «Кремль Востока». История возникновения собора Андреевского скита также связана с Россией, с русской духовной культурой второй половины XIX в. Основание Андреевского скита было положено двумя друзьями, – выходцами из московской купеческой среды – Василием Толмачевым (1808–1862) и Василием Вавиловым (1797–1850 ). Имея сильную тягу к монашеству, они четыре года подвизались в России, в Белобережской Предтеченской пустыни, где были пострижены в рясофор с именами Виссарион и Варсонофий. Общение с посещавшими Москву афонскими монахами породило в них стремление на Афон, и, получив благословение игумена и старцев обители, они навсегда уезжают на Святую Гору. 3 июня 1829 г. они прибыли в Иверский монастырь для поклонения главной афонской святыне – иконе Божией Матери «Вратарница». По прошествии нескольких лет, проведенных в разных келлиях и скитах Афона, братья решили просить греческие монастыри о выделении им особой келлии для создания в ней новой обители для великороссов, поскольку в этот период Пантелеймонов монастырь был заселен преимуществен греками, а в Ильинском скиту происходили нестроения, связанные с разразившейся там эпидемией чумы и недовольством братии своими начальниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Преподобный схиархимандрит Гавриил. Игумен Ильинского скита   Преподобный схиархимандрит Гавриил. Игумен Ильинского скита   День памяти — 1 ноября Схиархимандрит Гавриил родился в 1849 году в Киевской губернии. При крещении он получил имя Георгий. В 12-летнем возрасте он остался круглым сиротой, а потому не получил почти никакого образования и был вынужден поступить в услужение к богатым людям. Будучи от природы любознательным, он много читал, в особенности жития святых. Это было тогда одним из самых любимых чтений для простого народа на Руси. Тяжелая болезнь побудила его дать обет в случае выздоровления сходить в Киев и поклониться его святыням. Поправившись по милости Божьей, он отправился в Киев и, посещая обители, монашествующих, и сам задумал стать монахом. Вскоре он поступил в Феофанофскую пустынь, к знаменитому тогда старцу Вонифатию. Однако душа его здесь не находила покоя, и он, побывав в святом городе Иерусалиме, пожелал посмотреть на монахов, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Здесь ему понравилось, и он поступил в Ильинский скит, когда настоятелем в нем был архимандрит Паисий. В скором времени, а именно в 1869 году, когда ему только что минуло 20 лет, он был пострижен в монашество с именем Гавриил, в 1874 году его рукоположили в иеродиакона, в 1876 году — в иеромонаха, а в 1885 году после отказавшегося от настоятельства иеросхимонаха Товии (1879-1885) он был избран и утвержден настоятелем скита. Вселенский Константинопольский Патриарх Неофит VIII удостоил его в 1891 году возведения в сан архимандрита, а державный турецкий султан Абдул-Гамид II noжaлobaл ему орден Меджидие II cmenehu со звездой. В обители на отца Гавриила возлагались важные послушания: казначея, эконома, а также настоятеля Ильинского подворья в Константинополе. Дел по хозяйству было так много, что впору лишь было добраться до кельи, хоть немного дать отдыха и покоя своему усталому телу, а затем идти на богослужение и снова браться за свои хлопоты для скита.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

Васкнарва (Vasknarva). Пюхтицкий монастырь. Ильинский скит. Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1867 и 1873. Архитектор:И.П. Маас Адрес: 41001 Vasknarva, Alajõe vald, Ida-Virumaa Координаты: 58.997637, 27.73744 Проезд: из Йыхви автобусами 545 Kohtla-Järve–Jõhvi–Vasknarva и 546 Kohtla-Järve–Jõhvi–Gorodjonka (автобусом 546 можно также проехать от Пюхтицкого монастыря). Следует иметь в виду, что автобус 546 заходит в Васк-Нарву только на пути в Городёнку, а на обратном пути проходит мимо. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Йыхви автобусами 545 Kohtla-Järve–Jõhvi–Vasknarva и 546 Kohtla-Järve–Jõhvi–Gorodjonka (автобусом 546 можно также проехать от Пюхтицкого монастыря). Следует иметь в виду, что автобус 546 заходит в Васк-Нарву только на пути в Городёнку, а на обратном пути проходит мимо. Поэтому, приехав этим автобусом утром в Васк-Нарву, обратно можно уехать только вечерним автобусом – или же выходить на трассу, по которой идет обратный автобус Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Трехпрестольный Ильинский храм, северный придел - святителя Николая; южный - Иоанна Предтечи, сооружался по проекту академика Ивана Петровича Мааса, и первоначально имел деревянный центральный восьмерик с восьмью окнами. Первое освящение центрального престола состоялось 18 (31) дек. 1873 г. После 1892 г. деревянный восьмерик был разобран и устроен каменный, по проекту А. Эдельсона. Кирпичный четырехстолпный пятикупольный трехапсидный храм, оштукатуренный и побеленный, с трехъярусной шатровой восьмигранной колокольней над притвором, в традициях древнерусской архитектуры, с высотой креста центрального купола 30 метров и колокольни - 36 метров, был один из богатейших храмов в Эстляндской губернии и Рижской епархии. Основу здания составляет крупный кубический объем четырехстолпного храма, над центральной частью которого поставлен восьмигранный световой барабан с луковицеобразным куполом, и четырьмя глухими главами по углам. С притвором храм соединяется небольшой трапезной. В северном и южных приделах устроены порталы. В храме был пятиярусный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=12699

С.В. Шумило Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона По словам иеросхимонаха Сергия (Веснина), зографские проэстосы рассказывали ему в 1847 г., что малороссияне оставили свой скит «Черный Выр» около 1830 г. в связи с событиями греческой национально-освободительной борьбы 137 . Этот факт подтверждается у еп. Порфирия (Успенского) в его описании посещения Зографского монастыря в 1858 г. 138 , в «Путеводителе по Афону» за 1895 г. 139 , а также – в годовом отчете Свято-Ильинского скита Протату Святой Горы за 1930 г. 140 Следует заметить, что в это же время опустел практически весь Афон. Греческое восстание 1821 г. турки пытались жестоко подавить. Был повешен в Константинополе Вселенский патриарх Герман, а вместе с ним казнен ктитор Русика Скарлат Каллимах. В 1822 г. в греческой Македонии салоникский паша истребил до 5 тысяч мирных жителей, были сожжены многие деревни. В виде исключения, ради спасения жизней тысяч людей, Афон тогда приютил около 8 тысяч женщин и детей и организовал их вывоз в более безопасные области Южной Греции. За поддержку греческого восстания турки мстили афонским монахам. Только в тюрьме города Салоники было казнено 62 святогорских инока. Кроме того, на Афонском полуострове турки разместили военный гарнизон из нескольких тысяч турецких солдат, а святогорских игуменов отправили в Стамбул в качестве заложников. Греческая национально-освободительная борьба длилась более 10 лет. За это время Афон фактически полностью был опустошен. Новые иноки на Святую Гору не поступали, а прежние, в большинстве своем, покинули Афон на время войны. Так, братия основанного прп. Паисием Величковским Свято-Ильинского скита, оставив обитель, разбрелась по разным странам. Скитоначальник обители иеросхимонах Парфений даже вывез к казакам на Кубань (бывшим запорожцам) все скитские святыни – часть Животворящего Креста Господня, мощи, церковные сосуды, ризницу, книги. Когда в 1830 г. был заключен мир с Турцией и о. Парфений вернулся на Афон, то нашел в скиту 8 человек, вернувшихся из Молдавии, которые в годы войны скрывались преимущественно в лесах и неприступных ущельях. Запустение обители было столь велико, что отец Парфений долго не мог найти свой скит: все дороги и тропинки к нему заросли лесом и кустарниками. Разрушенные корпуса обители свидетельствовали о грабеже и нападениях турецких войск и пиратов 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010