Н.В. Маслов Часть II. Учение глинских старцев о спасении Литературное богословское наследие всех глинских старцев направлено к одной цели – к спасению душ тех, кто обращается к ним. Естественно, что на своем пути все желающие спастись встречают всевозможные затруднения, препятствия, у них возникают недоумения, сомнения. Все это побуждает их искать опытного духовного руководителя, обращаться к нему за советом и наставлением. Именно такими руководителями и являются Глинские старцы. Задача этой части работы – раскрыть учение о спасении глинских старцев; познакомить с теми наставлениями, которые старцы непосредственно давали во время своего пастырского служения, т.е. с изречениями, записанными их учениками, а также находящимися в их трудах, проповедях и письмах. Это одновременно позволит в какой-то мере раскрыть методы пастырского душепопечения глинских старцев, способы воздействия на паству и увидеть, как свое высокое учение они претворяли в жизнь. 1. О спасении Глинские старцы внедряли в сознание своих духовных чад мысль, что главная цель бытия человека на земле – спасение души. Так, например, письма схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) почти всегда начинаются или заканчиваются словами: «Спасайся!», «Спасайся о Господе!», «Желаю тебе душевного спасения». 58 Указывая высшую цель стремлений человека, отец Илиодор призывал всех «шествовать неуклонно к цели Царствия Божия». 59 Схиархимандрит Серафим (Романцов) пишет: «В спасении вся наша радость и цель жизни». «Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда, как свеча пред Богом». 60 Схиархимандрит Иоанн (Маслов) называет спасение первейшим делом христианина, учит, что «спасение дороже всего на свете, нужнее всего для человека», «во всех своих делах христианин должен более всего заботиться о спасении души». 61 В своих письмах отец Иоанн указывает: «В жизни каждого христианина должно стоять на первом месте спасение во Христе и приобретение Царства Небесного». «Основное, конечно, должно в нашем сознании быть – это спасение». «Особенно желаю вам быть целенаправленными и стремящимися к достижению вашего спасения. Самое основное – это быть наследниками жизни вечной». «Цель, в конечном своем существе, должна сводиться к тому, чтобы Господь сподобил всех нас узреть Его в Царствии Небесном лицом к лицу». 62

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Илиодора (Голованицкого) Схиархимандрит Илиодор (в миру Иоанн Голованицкий) родился в 1795 году в селе Староселье Киевской губернии в семье священника. Через два года после поступления в Глинскую пустынь был пострижен в рясофор и в пострижении получил имя Иоиль. 9 марта 1823 года облечен в иноческий образ и наречен Иоанникием. 12 ноября 1824 года рукоположен в сан иеродиакона Преосвященным Владимиром, епископом Курским и Белгородским. Упражняясь во внимании к своему внутреннему миру, отец Иоанникий достиг высокой степени душевной чистоты и удостоился духовных откровений. 20 ноября 1831 года рукоположен во иеромонаха. 16 сентября 1832 года утвержден в должности настоятеля Рыхловского монастыря Черниговской епархии. 14 сентября 1835 года возведен в сан игумена. Указом Святейшего Синода от 6 августа 1840 года переведен на должность настоятеля Петропавловского монастыря той же Черниговской епархии с возведением в сан архимандрита. В начале 1845 года подал прошение о перемещении на покой в Глинскую пустынь. Душа его давно жаждала беспрепятственно заняться единым на потребу, и вот пришло это желанное время. Освободившись от хлопот и занятий, сопряженных с должностью настоятеля монастыря, архимандрит Иоанникий всецело стремился посвятить себя добродетелям строгого подвижника. В 1858 году, в Навечерие праздника Рождества Христова, он был облечен во святую схиму с наречением имени Илиодор. Последний год жизни почти постоянно лежал от истощения сил. Слабеющим голосом он делал наставления и давал ответы вопрошавшим. Старец Илиодор мирно почил о Господе в ночь с двадцать седьмого на двадцать восьмое июня 1879 года, на восемьдесят четвертом году жизни. Добрые сестры Варвара и Серафима, спасайтесь о Господе! Мне кажется, что отдельная моя с вами переписка для вас тягостна. Вы пишете ко мне всегда каждая особо, а между тем вы так ладите между собою и до того живете одна с одною согласно и единодушно, что если знает что из вас одна, знает про то и другая. Самые даже вопросы, вами передаваемые на разрешение, едва ли не одни и те же, что у одной, то и у другой. Почему же при таких условиях взаимного между вами отношения не иметь вам у себя и единодушия, объясняя свои нужды в одном письме общем? Это было бы и для вас лучше и для других легче. Для вас лучше потому, что душевный мир и взаимная между вами любовь и согласие могли бы этим поддерживаться и скрепляться, а другим было бы легче потому, что вместо двух писем приходилось бы писать вам одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовная связь Глинской пустыни с Оптиной Глава VI В XIX и начале XX века Оптина и Глинская пустыни были наиболее известными на Руси центрами старческого окормления. Восприняв старческие заветы преп. Паисия Величковского от его верных преемников, Глинские и Оптинские старцы строго хранили и исполняли эти заветы, что и явилось основой их духовного единения 1002 . Именно эти две обители были особо выделены Поместным Собором Русской Православной Церкви (6–8 июня) 1988 года при канонизации преп. Паисия Величковского . В определении Собора сказано, что русская школа старчества, возрожденная преп. Паисием, «на протяжении всего XIX века и позднее приносила свои благодатные плоды на ниве спасения чад церковных в Глинской, Оптиной и в других монастырях и пустынях Русской Церкви» 1003 . В житии преп. Паисия подчеркивается, что известные пустыни – Глинская, Оптина и Софрониева – были продолжательницами духовного наследия старца Паисия и «определяли духовное возрождение русского народа в XIX веке» 1004 . Однако до сих пор в трудах, посвященных Глинской и Оптиной пустыням, не было показано, в чем конкретно проявлялась духовная связь этих обителей. Протоиерей Сергий Четвериков и И. М. Концевич пишут лишь, что старческое делание, возрожденное преп. Паисием Величковским и его учениками, разделилось в России на три главных течения: северное, центральное и южное. Оптина относилась к центральному, а Глинская пустынь – к южному течению 1005 . Но этого далеко не достаточно для раскрытия духовной связи этих обителей. Прежде всего единение Глинских и Оптинских старцев раскрывается при сопоставлении их учений. Учение Глинских пастырей нашло глубокое отражение в эпистолярном наследии верного последователя и ученика игумена Филарета – схиархимандрита Илиодора (Голованицкого), который, в свою очередь, был руководителем многих Глинских старцев. Его наставления не только по смыслу, но иногда почти дословно совпадают с наставлениями великих Оптинских старцев: преподобного Амвросия (Гренкова) , иеросхимонаха Макария (Иванова) , схиархимандрита Моисея (Путилова) и схиигумена Антония (Путилова). (Для целостного восприятия основных разделов учения о. Илиодора аналогичные наставления Оптинских старцев далее приведены в сносках.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Мартирий Глинский. Литография. XIX в. (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?), слобода Басовка Фатежского у. Курской губ.- 5.04. 1865, Глинская Рождество-Богородицкая пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых), мон. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Жизнеописание М. составил в 1906 г. и опубликовал в 1910 г. наместник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря игум. Иасон. С 1863 г. он проживал в Глинской обители и общался с преподобным ( Иасон, игум. 1910). М. род. в семье благочестивых мещан, впосл. его родной брат служил управляющим богатого помещичьего имения. В 1831 г. Матфей поступил в Глинскую пуст., 4 июня 1835 г. был зачислен в указные послушники, 24 июня 1840 г. настоятелем игум. Филаретом (Данилевским) пострижен в монашество с именем Мартирий. Проходил различные послушания, в частности в братской поварне под началом старца мон. прп. Феодота (Левченко) . По воспоминаниям иноков, никогда не произносил «праздных слов» и во время монастырских трудов, подражая прп. Спиридону , Киево-Печерскому просфорнику, читал псалмы, в итоге выучил всю Псалтирь наизусть. Затем М. в течение 10 лет нес послушание на т. н. Дальней монастырской мельнице. Отличался крайним аскетизмом. Однажды провел без пищи 15 дней, совершая чтение Псалтири и проч. молитвенное правило. Ключник, заведовавший в мон-ре продуктами, заметил, что М. продолжительное время не является в обитель за провизией. Когда преподобный наконец пришел за едой, ключник спросил его, почему он так долго не являлся, на что старец кратко ответил: «Далеко ходить». Впосл. М. признавался своему другу, что «более этой меры» (15 дней) поститься уже «невозможно» ( Иоанн (Маслов), схиархим. 1997. С. 272). Строгий к себе, М. скрывал свои подвиги, был прост в общении и отличался братолюбием. На Дальней мельнице он пек блины с конопляным маслом и медом для глинских насельников, к-рых радушно приглашал к себе «на утешение». Однажды М. позвал на мельницу своего друга прп. Илиодора (Голованицкого) . Схиархим. Илиодор вспоминал, как, подойдя к домику М., услышал «гласное чтение Псалтири» и увидел, что преподобный «смотрит в пылающую печь и при этом читает громко псалом». «Не желая прерывать чтения,- вспоминал старец Илиодор,- я остановился и поджидал окончания, на последних словах он вынул сковородку из печи, сбросил блин и продолжал чтения славословия». При этом М. трижды «помазывал сковородку и наливал тесто, продолжая славословие» (Там же. С. 273).

http://pravenc.ru/text/Мартирий ...

Но не посчастливилось Ивану Голованицкому в Киевской семинарии: брат его Иаков, как откровенно впоследствии рассказывал нам старец Илиодор, был не прочь от веселой и рассеянной жизни, и имел друзей небезукоризненной нравственности. Это обстоятельство и само по себе крайне печалило скромного и благоговейного юношу Иоанна, а тем более, что оно неблагоприятно отзывалось на внешнем его благосостоянии. Деньги, посылаемые отцом на содержание Иоанну через руки и на имя Иакова, как старшего брата, не попадали Иоанну, и ему приходилось терпеть крайнюю нужду. Поэтому Иоанн вынужден был обращаться к брату с просьбами и увещаниями, направляемыми к тому, чтобы исправить брата. Но это не привело ни к чему доброму: братские благожелательные советы Иоанна казались Иакову неуместными и оскорбительными замечаниями и раздражали его на гнев против Иоанна; дело дошло до того, что он возненавидел его и старался при всяком удобном случае оскорблять его, – в должности учителя ему, конечно, удобно было наносить обиды брату ученику. Иоанн все терпеливо сносил от брата в надежде, что тот, наконец, одумается и исправится; но исправления не было, а ненависть Иакова, по-видимому, развивалась все более и более. Так, однажды, брат Иаков привел на квартиру Иоанна четырех сильных учеников и приказал им схватить Иоанна и бить его; но последнему удалось благополучно убежать и скрыться. Тогда-то Иван Голованицкий, наконец, убедился в том, что ему невозможно более оставаться в семинарии; он решился оставить семинарию и поступить в военную службу и намерение свое привел в исполнение. В 1813 году он принят был на правах вольноопределяющегося в число юнкеров и зачислен в Нижегородское ополчение. Ополчение это командировано было за границу, по следам бежавших из России французов. Туда же последовал и Иван Голованицкий. В этом походе ему пришлось побывать во многих местах, многое встретить, многое испытать, о многом подумать. Все наблюдаемое им, в конце концов, привело к убеждению в суетности сей жизни; чистая благочестивая душа его требовала духовного удовлетворения, и он решил в своем сердце посвятить остальные дни жизни исключительно на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Швец Леонтий; 1838(?) г., Сумский у. Харьковской губ.- 1.05. 1898, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских), схим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Род. в семье временнообязанных крестьян, в 1864 г., при игум. прп. Иннокентии (Степанове) , поступил в Глинскую пуст., до 1879 г. пользовался наставлениями старца иеросхим. Илиодора (Голованицкого) . В 1869 г. Л. Швец был пострижен в рясофор, 15 марта 1875 г. игум. Иннокентием - в монашество с именем Лонгин. Проходил послушание на братской кухне, с 1866 г.- на хлебопекарне, старшим смотрителем к-рой служил с 1869 г. В послужном списке братии за 1885 г. отмечено, что Лонгин «качеств хороших и усерден» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 27 об.- 28). Обычно он с вечера растворял закваску для хлеба, перед утреней «подбирал» ее, после чтения шестопсалмия вместе с др. иноками месил тесто. На богослужениях в соборе Лонгин неизменно становился на хорах так, чтобы сосредоточиться на молитве и не видеть богомольцев, стоящих внизу. В келии изготовлял деревянные ложки, но затем оставил это занятие. Настольной книгой подвижника был том творений прп. Симеона Нового Богослова. До 1888 г., когда настоятель игум. Исаия (схиархим. Иоанникий (Гомолко) ) ввел в Глинской пуст. строгие уставные правила, насельникам дозволялось ходить на откровение помыслов и к братскому духовнику, и к любому из старцев. Трудясь старшим смотрителем пекарни, Лонгин стал для братии не только непосредственным руководителем, но и духовным наставником. Он требовал от новоначальных иноков строгого послушания, порой даже провоцировал, вызывая их гнев и ропот, чтобы потом обличить эти страсти. При этом Л. защищал нерадивых монахов, покрывая их согрешения. Так, когда о. Алексия, трудившегося в просфорне, собирались отчислить из мон-ря за некие проступки, Лонгин ходатайствовал перед игум. Иннокентием: «У меня братии на пекарне недостает, благословите с просфорни брата Алексия». Преподобный отличался щедростью, с бедными послушниками делился чаем и сахаром, отпускаемыми ему настоятелем. Деньги, которые присылали родственники и земляки, Лонгин раздавал нуждающимся, странникам. Особая дружба связывала Лонгина с прп. Архиппом (Шестаковым) - юродивым старцем, который трудился в пекарне с 1852 г., но отказывался руководить остальными.

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/Иннокентий ...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Глинская пустынь и Уральская В свете современных изысканий 25.09.2018 2303 Время на чтение 17 минут 1. Глинская пустынь «Эта обитель в течение столетий была для наших соотечественников олицетворением высшего христианского подвижничества и нравственного мужества... Наряду с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой Лаврами Глинская пустынь служила общему всенародному духовно-просветительскому делу и была своеобразным университетом старческого окормления на Руси. История Глинской пустыни связана с историей царствовавшей семьи, члены которой были благотворителями обители. Императоры Александр I и Николай I, императрица Елизавета Алексеевна лично знали настоятеля Глинской пустыни игумена Филарета, обращались к нему за советом и благословением» . Достоверные предания свидетельствуют о том, что Глинская пустынь (изображение 1) была основана на том месте, где в начале XVI века местным пчеловодам было видение на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы, получившей название «Пустынно-Глинская» (изображение 2). История явления этой иконы чудесным образом повторила обретение чудотворной Феодоровской иконы, которой в 1613 году был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. По одному из древних преданий, о повторном обретении чудотворной иконы Феодоровской, 16 августа 1239 года костромской князь Василий Квашня близ реки Запрудни увидел икону Богородицы, на «соснове древе стоящу». Не этим ли сходством объясняются видения старцами Глинской пустыни Девы Марии и то, пророческое, явившееся великому подвижнику этой пустыни схиархимандриту Илиодору (Голованицкому) (изображение 3). «Истинная любовь к ближнему породила в Глинской пустыни целую плеяду старцев, 13 из которых были прославлены в лике святых еще в 2008 году. В основном это молитвенники, подвизавшиеся в обители и прославившиеся чудесами в XVIII-XIX столетиях» . 2. «Высокой жизни старец Илиодор» «На юге России, - писал в 1917 г. С.А. Нилус, - еще и в наши дни, такие скудные верою и благочестием, процветала недавно (дай ей, Боже, процветать и теперь!), духовно окормляя своими старцами Христово словесное стадо, святая Глинская Пустынь. Подвигом добрым подвизались в ней великие сокровенные, но верным ведомые, рабы Божии, старцы подвижники, и в хвалебном их числе, как солнце среди луны и звезд, сиял духовным разумом, добродетелью и прозорливостию духовидец схиархимандрит Илиодор, почивший о Господе 28 июня 1879 года» .

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Святыня храма Св. мощи прп. Илиодора Глинского (Голованицкого), схиархимандрита добавлено 02 мар 2016 17:24 Описания Закрыть Вставьте ссылку на изображение Вставьте ссылку Вставьте ссылку на видео

http://elitsy.ru/holy/4673/

Но не посчастливилось Ивану Голованицкому в Киевской семинарии: брат его Иаков, как откровенно в последствии рассказывал нам старец Илиодор, был не прочь от веселой и рассеянной жизни и имел друзей небезукоризненной нравственности. Это обстоятельство и само по себе крайне печалило скромного и благоговейного юношу Иоанна, а тем более, что оно неблагоприятно отзывалось на внешнем его благосостоянии. Деньги, посылаемые отцом на содержание Иоанну чрез руки и на имя Иакова, как старшего брата, не попадали Иоанну, и ему приходилось терпеть крайнюю нужду. Поэтому Иоанн вынужден был обращаться к брату с просьбами и увещаниями, направляемыми к тому, чтобы исправить брата. Но это не привело ни к чему доброму: братские благожелательные советы Иоанна казались Иакову неуместными и оскорбительными замечаниями и раздражали его гнев против Иоанна; дело дошло до того, что он возненавидел его и старался при всяком удобном случае оскорблять его; в должности учителя ему конечно удобно было наносить обиды брату-ученику. Иоанн все терпеливо сносил от брата в надежде, что тот наконец одумается и исправится; но исправления не было, а ненависть Иакова, по-видимому, развивалась все более и более. Так, однажды брат Иаков привел на квартиру Иоанна четырех сильных учеников и приказали, им схватить Иоанна и бить его; но последнему удалось благополучно убежать и скрыться. Тогда-то Иван Голованицкий наконец убедился в том, что ему невозможно более оставаться в семинарии; он решился оставить семинарию и поступить в военную службу и намерение свое привел в исполнение. В 1813 году он принят был на правах вольноопределяющегося в число юнкеров и зачислен в Нижегородское ополчение. Ополчение это командировано было за границу по следам бежавших из России французов. Туда же последовал и Иван Голованицкий. В этом походе ему пришилось побывать во многих местах, многое встретить, многое испытать, о многом подумать. Все наблюдаемое им в конце концов привело к убеждению в суетности сей жизни; чистая благочестивая душа его требовала духовного удовлетворения, и он решил в своем сердце посвятить остальные дни жизни исключительно на служение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010