затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке 1 , с картинами и изображениями его праведных трудов Составлена Архимандритом Амфилохием Содержание Молитва преподобному Иринарху, затворнику Борисоглебскому Предисловие Предисловие ко второму изданию Глава I. Жизнь препод. Иринарха до монашества §1. Младенчество его §2. Отрочество преп. Иринарха §3. Удаление отрока Илии §4. Разыскивание отрока Илии §5. Видение отроку Илии о преставлении отца его Акиндина §6. Удаление с места родины вместе с матерью и братом Андреем в Ростов §7. Удаление Илии из дому своей матери Глава II. Жизнь препод. Илии в монашестве §1. Приход Илии в монастырь и пострижение его §2. Первое послушание его – в пекарне §3. О друге его Агафонике §4. Другое послушание – пономарство §5. О снятии с себя сапогов §6. О ходатайстве преп. Иринарха за одного городского человека, истязуемого за долги §7. Об удалении преп. Иринарха из Борисоглебского монастыря в Ростовский Богоявленский Авраамиев §8. О преставлении его матери §9. О жительстве преп. Иринарха в Ростовском Лазаревом монастыре §10. О возвращении преп. Иринарха в Борисоглебский монастырь Глава III. Жизнь препод. Иринарха в затворничестве §1. Божественное откровение преп. Иринарху от образа Господа нашего Иисуса Христа о затворничестве §2. Об ученике его Александре §3. О посещении преп. Иринарха в затворе Иоанном юродивым, Ростовским и Московским чудотворцем, по прозванию Большим колпаком §4. О принесении преп. Иринарху, от друзей его, креста и палки железной §5. О старце Леонтии и его крестах §6. О ужище железном и о трудах преп. Иринарха на нем §7. О вторичном изгнании преп. Иринарха из монастыря, поселении его в Лазаревском Ростовском монастыре и возвращении опять в Борисоглебский монастырь §8. О даре прозорливства Глава IV. Жизнь преп. Иринарха вместе с заслугами его отечеству с 1608-го года по кончину его 1616 г. §1. Божественное откровение преп. Иринарху о разорении Московского царства и других городов в 1608 году §2. Путешествие преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Опыт библейского оправдания православно-церковного верования в пришествие пророка Илии пред Страшным Судом Христовым Источник Параграф I II III IV V VI VII     Уже с самых первых времен христианской Церкви развивается и с течением времени получает в ней прочную устойчивость свято содержимое Православной Церковью верование, что пророк Илия, взятый живым на небо, снова, вместе с Енохом, явится на землю пред вторым пришествием Христовым. Это верование выразилось в произведениях различных по времени и направлению древних отцов и учителей церковных. На Востоке святой Иустин 1 , Ипполит 2 , учитель Ориген 3 , Иоанн Златоуст 4 , блаженный Феодорит 5 , Ефрем Сирин 6 и последующие церковные писатели (например, Иоанн Дамаскин , блаженный Феофилакт 7 ), на Западе же учитель Тертуллиан 8 , Киприан 9 , Лактанций 10 , Амвросий Медиоланский 11 , блаженный Иероним 12 , Августин 13 и многие другие не раз в своих сочинениях прямо или косвенно свидетельствуют о распространенности этого верования среди христиан, которое уже к III веку получает характер общецерковного воззрения. С тех пор верование в грядущее пришествие пророка Илии сделалось достоянием всей последующей Церкви Христовой и заключено в священные песнопения Православной Церкви и церковно-служебные книги, как это показывают последние, как старопечатные, так и напечатанные впоследствии. Так, издревле и доныне наша Российская Церковь воспевает в тропаре 4 гласа на 20 день июля: «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илия славный». В обиходе певческом при царе Михаиле Феодоровиче содержится следующее величание: «Величаем тя, святый пророче Божий Илие, и почитаем еже на небеса огненное восхождение и паки пришествие во обличение антихриста, спасения ради людскаго». В Анфологионе, печатанном в Киеве 1619 года, седален по второй стихологии (20 день июля) читается так: «Вземша тя колесница огненосна, в трусе яко на небо огнедохновенную благодать тебе подаст, Илие фезвитянине, еже не видети смерти, дóндеже проповеси всяческим кончину, темже прииди подаяй нам твоих исправлений освящение» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Улово. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Ильинская ц. в с. Улово - один из самых неблагополучных в техническом отношении храмов Суздальского района. В наследство от колхоза имени МОПР остался остов церкви, обезображенный прорубленным в центральной апсиде проемом для парковки тракторов. Внутри помещения потолки покрыты плотным слоем сажи - следствие длительного горения автопокрышек, по всей видимости, исключительно для развлечения местных подростков. Обойти кругом церковь невозможно, т.к. густой репейник и крапива высотой с человеческий рост. Вполне возможно, интерьеры вскоре перестанут существовать, поэтому заснято все так подробно. Улово.  Илии Пророка церковь У Добронравова читаем: село Улол (или Улово). Исторических сведений о сем селе не имеется. Церковь каменная с таковою колокольнею построена в 1796 году усердием прихожан. Престолов в ней три: в настоящей во имя пророка Божия Ильи, в трапезе во имя Покрова Божией Матери и Архангела Божия Михаила. Протокол 148 заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области. 1084 от 15 октября 1934 г. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в селе Улове Суздальского района. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что Президиум ВЦИК своим постановлением от 2/III – 1933 года. 1). Расторгнул договор с религиозной общиной церкви села Улова 2). Предложил Облисполкому пересмотреть налогообложение указанной церкви и обсудить вопрос о заключении договора на молитвенное здание с другими общинами верующих, что после выполнения этого постановления ВЦИК и ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV - 1929 года «О религиозных объединениях» заявлений от других общин о передаче им в пользование здания и имущества культа не поступало – церковь в селе Улове как молитвенное здание ликвидировать и зачислить его в госфонд. Предложить Суздальскому Райисполкому настоящее постановление провести с соблюдением ст. 40 указанного постановления ВЦИК и СНК. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 401. Л. 7. Село Улол (Улово) от Владимира 20 верст, а от Суздаля 10,5 верст. Исторических сведений о сем селе не имеется. Церковь каменная, с таковою же колокольнею, построена в 1796 г. усердием прихожан. Престолов в ней три: в настоящей – во имя пророка Илии, в трапезе – во имя Покрова Божией Матери и Архангела Михаила. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1796 г., исповедные росписи с 1823 г.; опись церковного имущества составлена в 1851 г.

http://sobory.ru/article/?object=01347

Воспоминания Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии о митрополите Зиновии (Мажуга) Источник: Московская православная духовная академия Прп. Зиновий, в схиме Серафим (Мажуга), митрополит Тетрицкаройский Говорить о Владыке Зиновии можно очень много. Во-первых, Грузия спасла от преследования глинских монахов, когда они остались без монастыря. Некоторые из них приехали в Грузию. Святейший Патриарх Каллистрат их принял с любовью и, фактически, Святейший и Блаженнейший Патриарх спас глинских монахов, в том числе и Владыку Зиновия. Все титулы, которые он имел, он получил в Грузии: архимандритство, епископство, митроплитство. Он был выдающимся человеком и очень мудрым, корректным. Он знал, где что сказать. Он принял участие в моем восхождении по духовной линии. Когда я прибыл сюда, будучи студентом 2-го курса Московской духовной академии, для пострига, то Святейший и Блаженнейший Патриарх – Католикос всея Грузии Мелхиседек III поручил Владыке Зиновию совершить мой монашеский постриг. Это было 16 апреля 1957 года. Тогда ещё грузинских монахов не было. Ни один грузин не участвовал в моем постриге. Матушки были, особенно выделялась матушка Феофания. Они меня покрывали мантией. Они все были приезжие. Во время преследования как-то в Грузии легче было. И вот, я ждал, каким именем назовут меня, и услышал имя Илия. Был Ираклий, а стал Илия. Ираклий – это сила физическая, Геракл отсюда происходит, а Илия – сила Божия, духовная. Духовная сила заменила физическую. Постриги Владыка совершал в Александро-Невской церкви. Святейший Патриарх звонил ему. Когда Владыка меня постригал, то перед этим Патриарх позвонил Владыке Зиновию и сказал: «К вам придет студент духовной академии. Совершите постриг». Я помню, думал, что меня оставят на ночь после пострига в Александро-Невском храме. Кончился постриг. Мне было очень тяжело. Какая-то борьба была внутренняя. Я чувствовал, что все, уже мир закрыт от меня. Мы зашли в келию Владыки. Он мне подарил скуфью, четки и сказал: «вызовите такси, чтобы он поехал на квартиру».

http://pravoslavie.ru/38204.html

Коломно. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1808. Год утраты:приблизительно 1952 (разобраны остатки) Адрес: Новгородская обл., Чудовский район, дер. Коломно Координаты: 58.886472, 31.645147 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Историко-статистическое описание Успенской Коломенской церкви, составленное священником сей церкви Иаковом Багринским 1856 года Успенская церковь с приделом пророка Илии в селе Коломне, каменная, в 50 верстах от Новгорода к северу, в 10 от С.Петербургской шоссейной, в 20 от железной дороги, построена на скате горы, по левой стороне реки Волхова, в разстоянии от него 280 сажен. Построена 1808 года при Благочестивейшем Государе Императоре Александре I, тщанием прихожан по случаю сгоревшей в 1790 г. деревянной того же имени; существует в перво-начальном виде, без всякаго изменения, кроме кровли храма, которая вначале была тесовая, а в последствии покрыта железом. По устроении нормальных штатов В 1843 г. отнесена к III классу и подчинена непосредственно Духовной Консистории. Зданием каменная, одноэтажная, с приделом теплым Св. Пророка Илии, построена в виде продолговатаго квадрата, а восточная сторона выделена одним полукружием. Вышина ея от основания до купола 3 сажени, длина 9 саж. 2 арш., без алтаря, ширина главнаго храма 4 саж. с половиною, а придельнаго 4 саж. Над кровлею храма возвышается 8-угольный купол с лепными украшениями и полукруглыми с 3-х сторон пролетами для света. Над куполом устроен деревянный фонарь. Колокольня о двух ярусах примыкает к церкви с западной стороны, построена в одно время с нею, имеет вид 4-граннаго здания. Вышина ея от подошвы до купола 7 саж., длина 2 саж., ширина 2 саж. 2 арш. В библиотеке церкви находилось 48 печатных книг. Из Богослужебных книг достоин замечания по древности издания 1691(?) г. Апостол, в котором приложено изображение Св. Апостола и Евангелиста Луки, представляющее Апостола пишущим.

http://sobory.ru/article/?object=51950

Комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств Введение Автор Третья и Четвертая книги царств первоначально составляли одну книгу, разделены они были позднее. Хотя их автором традиционно было принято считать Иеремию, однако большинство современных исследователей отвергают эту версию, оставляя вопрос об авторстве открытым (см. Третья книга царств. Введение: Автор). Характерные особенности и темы Четвертая книга царств начинается с царствования царя Охозии в Израиле и царя Иосафата в Иудее и доводит повествование до вавилонского пленения царя Иехонии. Одной из центральных тем книги является царствование царя Езекии первого великого реформатора храмового богослужения (18,4). После падения Самарии Езекия начал процесс восстановления чистоты веры и богопоклонения. Кульминацией повествования является царствование второго царя-реформатора Иосии (22,3 23,24). Езекия и Иосия явили пример полной преданности Господу, служению Которому они всецело посвятили себя и как личности, и как цари (см. Третья книга царств. Введение: Характерные особенности и темы). Содержание (Продолжение, см. Содержание Третьей книги царств) III. Пророки и цари ( 3Цар. 17,1 4Цар. 8,15 ) А. Пророки и Ахав (17,1 22,40) 1 . Илия фесвитянин (17,1–24) 2 . Илия против хананейских пророков (18,1–46) этого стиха в том, что нечестивый не боится Неправильное поведение Ахава во время священной войны (20,1–43) 5 . Ахав с помощью Иезавели отнимает виноградник у Навуфея (21,1–29) 6 . Осуждение Ахава пророком Михеем (22,1–40) Б. Иосафат, царь иудейский (22,41–50) В. Охозия, царь израильский, противится Илии ( 3Цар. 22,51 4Цар. 1,18 ) Г. Елисей становится преемником Илии (2,1–18) Д. Служение Елисея (2,19 8,15) 1 . Елисей и пророки (2,19–25) 2 . Елисей и война с моавитянами (3,1–27) 3 . Чудеса, творимые Елисеем на благо людей (4,1–44) 4 . Елисей исцеляет Неемана, военачальника сирийского (5,1–27) 5 . Елисей и царь сирийский (6,1–23) 6 . Елисей и осада сирийцами Самарии (6,24 7,20) 7 . Воскрешение Елисеем сына сонамитянки (8,1–6)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мегрино. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Мегринский Ильинский погост (д. Мегрино) Место это было обжито уже с III тысячелетия до н. э. В округе с VIII-IX вв. Располагались древние пахотные земли. Некоторые исследователи производят название Мегринского погоста от слова " мыгра " , то есть небольшая возвышенность или деревня возле горы. Остатки этой " горы " видны и поныне. Строительство первого храма в Мегрине произошло не ранее начала XVI в. К моменту переписи 1582 года это был уже " Погост Ильинской в Мегрине, а на погосте церковь Илья Пророк древяная клетцкие, а в церкве образы и свечи и книги и ризы и все церковное строенье приходное " . Писцовая книга Бежецкой пятины первой половины зафиксировала лишь факт. Сколько простояла первая деревянная церковь Пророка Илии, неизвестно. Во всяком случае, на ее месте в 1733 году (по другим сведениям в 1775 г.) срубили новую церковь, также деревянную и холодную. Рядом с ней " тщанием прихожан " в 1775 году построили вторую деревянную церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери, также холодную, с таковым же приделом во имя святителя Николая. Во второй половине XVII в. Мегринской вотчиной владел древний дворянский род Ушаковых, потомков Ивана Герасимовича Большого Ушакова. Из этого рода Клементий Иванович - голова дворянский - был убит в Ливонии под Дерптом в 1656 году. Сын его, Иван Клементиевич, полковник и комендант г. Чернигова, умерший 20 февраля 1725 года, погребен был в Мегрине в Деревянной церкви Тихвинской Богоматери; его сын Яков - полковник киевского гарнизона Стародубского полка, умерший 25 января 1734 года, был похоронен при церкви, вне ее, на правой стороне против гробов родителей. По всей видимости, Ушаковы явились и храмоздателями этой церкви в последующем. Деревянный Тихвинский храм простоял до XIX в. и изрядно обветшал. Вместо него по указу Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского, от 23 августа 1835 года разрешено было строить каменную церковь Богоматери Тихвинской с двумя теплыми приделами, но отдельно от Ильинского храма, вверх по течению реки Чагодощи. Храм заложили в 1837 году 6 июня. К 1842 году церковь была " уже ныне в стенах вся построена и с колокольнею, кроме щекотурки и полов " . В теплой части храма располагались два придела: справа - во имя пророка Илии, а слева - во имя святителя Николая. В интерьере имелись украшенные поливными изразцами печи.

http://sobory.ru/article/?object=19498

История формирования женской монашеской общины в Мензелинске такова. В 1799 г. с благословения архиепископа Казанского Амвросия и иждивением бывшего Мензелинского городничего Ивана Ивановича Микунова был построен и освящен на городском кладбище храм во имя Св. пророка Илии. До 1855 г. эта церковь была кладбищенской и принадлежала Мензелинскому Николаевскому собору. В конце 1840-х гг. в церкви приютилось несколько стариц, число которых с каждым годом увеличивалось. В 1855 г. с высочайшего разрешения при церкви открылась община. Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет по указу Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь III класса с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны. В 1886 г. храм по распоряжению и благословению Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского, был переименован из Пророко-Ильинского в Николаевский, во имя святителя и чудотворца Николая2. Источниками существования обители стали около 150 десятин земли, пожертвованных мензелинскими мещанками Е. Ф. Собиной и Д. А. Реутовой (будущими игуменьями) и наследниками протоиерея Шильнова. Четыре тысячи рублей пожертвовал елабужский купец И. Г. Стахеев. Немалые пожертвования монастырь получал от проводимых ежегодно мензелинских ярмарок. За 50-летний дореволюционный период со дня официального открытия Мензелинской Пророко-Ильинской женской обители настоятельницами и руководительницами обители были всего две игуменьи — Евгения (Евфросинья Федоровна Собина) и Филарета (Домника Александровна Реутова), трудами и заботами которых обитель была создана и благоустроена. Начало обители было положено в 1836 г. мещанской девицей из Мензелинска Евфросиньей Собиной. Она с трех лет лишилась своего отца, а мать, обремененная большим семейством второго мужа, отдала восьмилетнюю дочь на воспитание сестре. В доме тетки любознательной и трудолюбивой Евфросинье удалось научиться грамоте. Живя еще в мире, она старалась удаляться от него и дала обет девства, часто посещала святые места. В 1831 г., следуя завету старца Серафима из Сарова, Евфросинья на свои средства приобрела в Мензелинске дом-келью и начала собирать около себя девиц, желающих посвятить себя иночеству. В 1843 г. в руководство Евфросиньи поступила 14-летняя мещанская девица Домника Александровна Реутова. В первые же годы даровитая и трудолюбивая девушка обратила на себя внимание сестер. Она безропотно исполняла самые трудные и часто непосильные работы: пилила лес, наваливала бревна на дроги или дровни и привозила их в монастырь. За свою неутомимую деятельность игуменья Филарета была награждена благословением Синода с выдачей грамоты (1879 г.), наперсным крестом (1885 г.), медалью в память императора Александра III (1898 г.), наперсным крестом с украшениями (1898 г.), Библией от Синода (1899 г.)

http://sobory.ru/article/?object=33178

38. Начало христианской веры в России. Великая княгиня Ольга, святой Владимир и распространение святой православной веры В 862 году новгородские славяне призвали на княжение Рюрика. Двое из его сподвижников, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья на юге России. На берегу Днепра они увидели Киев и завладели им. Отсюда в 866 году они сделали набег на Царьград. Император Михаил III и патриарх Фотий обратились с молитвой к Богу и, по совершении всенощного богослужения во Влахернском храме, вышли с крестным ходом на берег Босфора и погрузили ризу Богоматери в волны залива. Море, дотоле спокойное, вдруг взволновалось и разбило суда руссов. Много их погибло; те, которые возвратились домой, были под особенным впечатлением поразившего их гнева Божия. Вскоре явился в Киев из Греции епископ и начал проповедовать руссам о Господе Спасителе и о разных чудесах Божиих, совершенных в Ветхом и Новом Завете. Руссы, услышав от него, что три отрока не сгорели в пещи вавилонской, остановили проповедника и сказали: «Если мы не увидим чего-нибудь подобного, то не поверим тебе». Епископ, помолившись Господу Богу, решился положить святое Евангелие в огонь. Среди пламени оно осталось целым, не сотлели даже ленты, которыми заложены были в нем избранные для чтения места. Пораженные этим чудом, руссы стали креститься. Вероятно, крестились и князья. Впоследствии на могиле одного из них была воздвигнута церковь во имя святителя Николая. Это заставляет предполагать, что он был христианином... При князе Олеге состояла в зависимости от Константинопольского патриарха особая русская епархия, а при князе Игоре, во время договора с греками в 946 году, русские уже разделялись на крещеных и некрещеных. Первые, т. е. крещеные, утверждали договор присягой в соборной церкви святого пророка Илии. Великая княгиня Ольга, расположенная к христианству беседами с киевскими священниками, своим светлым умом познала превосходство святой веры и решилась принять крещение в 954 году. Древнее сказание говорит, что она для принятия крещения ездила в Константинополь, что святое таинство совершил над ней патриарх Полиевкт, а император Константин Багрянородный был ее восприемником. В крещении она была наименована Еленою. Святая Ольга убеждала своего сына принять христианство, но воинственный Святослав не последовал ее убеждениям. «Надо мной будет смеяться дружина», – говорил он; впрочем, не запрещал своим подданным креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Arhiva Pelerinajul la Valaam al Preafericitului Patriarh al Ierusalimului Teofil a luat sfârit 29 mai 2013 22:14 29 мая 2013 года Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, посетил Ильинский скит Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря . Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви сопровождала делегация в составе митрополита Назаретского Кириака, генерального секретаря Иерусалимской Патриархии архиепископа Константинского Аристарха, Патриаршего наместника в Вифлееме архиепископа Иорданского Феофилакта, представителя Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского при Московском Патриаршем престоле архимандрита Стефана (Диспиракиса), игумена монастыря в Рамалле архимандрита Галактиона (Авара), архидиакона Афанасий (Фемистоклеоса). От Русской Православной Церкви Его Блаженство сопровождали наместник Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Троицкий Панкратий , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Подольский Тихон , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) , сотрудники ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов) и А.Г. Чуряков. На причале у Ильинского скита Его Блаженство встречали скитоначальник иеродиакон Илия с братией. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви осмотрел Ильинский храм. Члены делегации пропели славление святому пророку Илии и зажгли свечи. Блаженнейший Владыка обратился к епископу Панкратию: «Ваше Преосвященство, наместник священного Валаамского монастыря! По-гречески слово, которое определяет паломнические поездки, подобные нашей, буквально означает «созерцание». И действительно, мы буквально становимся созерцателями тех подвигов, которые несут братья в этом святом месте. Мы становимся причастниками духовных, созерцательных трудов, которые присущи монашеской братии Русской Православной Церкви. Я говорю это потому, что Православие в Русской Церкви живет именно тем, что черпает свои силы в подвигах монашеской братии. Для нас это благой знак. Но еще больше нас укрепляет вера в Господа нашего Иисуса Христа. В этом основание Церкви Христовой. И это было запечатлено в словах Спасителя: «Врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18).

http://patriarchia.ru/md/db/text/3006874...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010